Цели воспитания — это что такое? методы воспитания
Содержание:
- Самовоспитание – главный способ развития
- Воспитание детей в возрасте 5-6 лет
- Виды воспитания и воспитательные задачи
- Похожие:
- Факторы выбора методов воспитания
- Задачи воспитания в образовательном учреждении
- Цели воспитания в конкретных концепциях
- Воспитание без ошибок
- Какие задачи решает воспитание в семье?
- Задачи воспитания в системе российского образования
- Психологическое воспитание ребенка — ЗАНИЖАЕМ САМООЦЕНКУ.
- Методы воспитания
- Современные принципы воспитания в педагогике
- Основные понятия психологии воспитания детей
- Что такое воспитание
- Психология воспитания: дополнительные компоненты
- Психологическое воспитание ребенка — ЖЕРТВЫ -БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ.
Самовоспитание – главный способ развития
Этот метод связан с ситуациями, когда ребенок сам учится понимать, какая основная цель воспитания, ставить ее перед собой, предвидеть результаты и двигаться к ним. Детей просто необходимо подталкивать к такому способу развития. Человек изначально активен с рождения и способен к самовоспитанию. Осуществляя его, ребенок может самообучаться, самообразовываться и самосовершенствоваться.
Чтобы помочь детям в этом непростом деле, педагогам и родителям нужно только наметить общий план и отдельные действия в работе
При этом важно делать упор на самооценку, самоанализ, самоконтроль, самоотчет и личные обязательства. При таком методе воспитания у ребенка формируются нравственные и волевые качества личности, которые в будущем очень помогут в жизни
Подводя итог, можно сказать, что ведущее место в развитии детей занимают задачи, цели, принципы и методы. Их правильный выбор поможет сформировать гармоничную и всестороннюю личность.
Воспитание детей в возрасте 5-6 лет
С точки зрения психологии этот возраст связан с многочисленными запретами, ограничениями. Дошкольники достаточно много времени проводят за компьютером, играя. Если замечается тяга к компьютеру, нужно проявлять строгость, ограничивать время нахождения за ним. При бурной реакции детей на подобного рода запреты стрелялки, гонки заменяют на развивающие игры, связанные с цифрами, буквами, языками, историей. Стоит постараться как можно чаще отвлекать ребенка различными делами. К примеру, предложить пройтись по магазинам и купить новую игрушку, вкусности, сходить в зоопарк, цирк, кино, попросить помочь по дому, прогуляться на свежем воздухе, пообщаться со сверстниками. Дети дошкольного возраста налету схватывают услышанное, поэтому окружающим стоит следить за речью, не употреблять плохих выражений. Но, если малыш услышал нецензурные выражения и периодически их повторяет, нужно провести беседу с членами семьи, воспитателями. Во многих случаях именно в садике дети могут услышать от сверстников нецензурную лексику. Не стоит ругать ребенка или игнорировать сказанное, надеясь, что ребенок забудет. Нужно спокойно донести ему, что его поведение недопустимо.
Виды воспитания и воспитательные задачи
Цели обучения и воспитания индивидуальны для конкретных социальных норм и направленности семьи. Они определяются в соответствии с общественно-государственной системой и моделью отношения окружающих ребенка людей.
Идеальная цель воспитания, единая для всех, вряд ли существует, но можно выделить следующие примерные задачи этого процесса:
- формирование осознания смысла существования, понимание своей позиции в мире, своей индивидуальности и индивидуальности каждого отдельного человека;
- прививание стремления изменять этот мир, трудиться и честно выполнять свои обязанности в учебе и работе;
- усвоение человеческих норм и ценностей.
Хочется отметить самые важные аспекты, без которых любые методы и методики любого вида воспитания будут безуспешны.
При воспитании имеют центральное значение дом, семья и взаимоотношения между родителями. По существенности эти факторы перевешивают все остальные отношения, в том числе и отношение родителей к ребенку.
Прежде чем пытаться изменить взаимоотношения ребенка в положительную сторону, пытаться его научить и воспитать, принципиально необходимо обратить внимание на отношения между супругами. Пока они сами себе позволяют хамить и грубить друг другу, ребенок никогда не станет вежливым
Второй важный аспект — это безусловная любовь. Это значит любить не за какие-то заслуги, а любить независимо от плюсов и минусов ребенка, независимо от того, что мы от него ожидаем в будущем. Безусловная любовь — базис, основа дальнейшего развития личности, ее жизненного пути, системы ценностей и отношений.
Похожие:
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины > 1 Автор…«Основы профориентологии» с такими дисциплинами как «Общая психология», «Возрастная психология», «Педагогическая психология», «Социальная… | Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 10 Клиническая психологияСинкевич И. А., зав кафедрой психологии мггу, кандидат педагогических наук, доцент | ||
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины б19 Психология…Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины б19 Психология социальной работы | Методические рекомендации по изучению дисциплины опд. В 1, сд. В…«050703-Дошкольная педагогика и психология». В данном комплексе представлены программа курса, методические рекомендации по изучению… | ||
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины (модуля)…Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины (модуля) в. 9 Психологическая диагностика развития младших школьников (с… | Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 3 Организационная психологияМетодические рекомендации по изучению учебной дисциплины Организационная психология | ||
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины б 1 психология дошкольного возраста | Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины в. 2 «Психология делового общения» | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины б в нейропсихологияСинкевич И. А. – кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии Мурманского государственного гуманитарного университета | Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины б 5 Теоретические… | ||
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины б 1 теоретические…Цель освоения дисциплины Общая и экспериментальная психология реализация социально-психологических компетенций в области психолого-педагогического… | Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины Автор-составитель…Программа по гендерологии и феминологии является междисциплинарным предметом и требует знаний по таким научным дисциплинами как биология,… | ||
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины в. 4 Психологическая…Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины в. 4 Психологическая готовность ребенка к школе (с практикумом) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах…Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины в. 13 Психология управления | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах…Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины в. 5 Психология управления | Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины (модуля) в. 11 Детская психологияА. В. Прялухина – к психол н., доцент, зав каф психологии и социальной работы ргсу |
Школьные материалы
Факторы выбора методов воспитания
- Цели и задачи развития ребенка.
- Содержание воспитательного процесса.
- Учет возрастных и личностных особенностей. Одна и та же цель может быть достигнута разными методами в зависимости от зрелости воспитанника.
- Отведенные сроки. В условиях ограниченного времени используются жесткие методы, которые быстро подействуют.
- Педагогическая грамотность. Учитель или родители должны опираться на свои знания и выбирать только те методы, с которыми знакомы, в которых полностью уверены.
- Ожидаемые последствия. При выборе метода нужно уметь предвидеть результат, к которому он может привести. При неблагоприятном исходе необходимо отказаться от способа воздействия на ребенка и найти другой путь, который бы помог осуществить цель воспитания человека.
- Условия воспитания. К ним относится стиль воздействия, климат в коллективе и другие факторы.
Задачи воспитания в образовательном учреждении
Цель достигается путем решения определенных задач. И сфера образования имеет немалое значение в воспитании детей. Перед дошкольными учреждениями стоят следующие задачи:
- Охрана жизни, укрепление психического и физического здоровья.
- Проведение коррекционных занятий для устранения недостатков в развитии.
- Воспитание в детях с учетом возрастных особенностей любви к природе, семье, родине, чувства гражданственности и уважения к другим.
- Осуществлять гармоничное развитие в разных направлениях: познавательно-речевом, физическом, социально-личностном и художественно-эстетическом.
- Взаимодействовать с семьями ребят и оказывать им консультативную помощь для полноценного формирования детей.
Цели и задачи воспитания школьного образования сводятся к следующему:
- Приобщение учащихся к национальной культуре, ценностям народа, языку, обычаям и традициям.
- Развитие физических данных, привитие любви к здоровому образу жизни.
- Создание условий для профессионального самоопределения детей.
- Профилактика преступлений и правонарушений несовершеннолетними.
- Способствование проявлению потенциала одаренных ребят.
- Поддержка самостоятельности, инициативности и творчества школьников через создание детских движений и ученического самоуправления.
- Проведение воспитательной работы посредством взаимодействия педагогов, учеников и родителей.
Стоит отметить, что решение этих задач актуально для любой возрастной группы. Однако содержание и приоритет цели обучения, воспитания отличаются в разные периоды школьной жизни.
Цели воспитания в конкретных концепциях
Гуманистическая концепция определяет ребенка центральной ценностью, он выступает как объект и субъект воспитания. Метод гуманистического воспитания предполагает, что формирующая личность не только усваивает внешние культурные нормы, но и вносит в них ничто свое.
Социальный смысл гуманистического подхода означает восприятие ребенка как активного субъекта воспитания. Задачей является индивидуальный подход к каждому из детей, уважение к ребенку и учет его желаний и мнения.
Это полное принятие ребенка и положительное отношение к нему, уважение достоинства формирующейся личности.
Прагматическая концепция определяет функции воспитания не в подготовке ребенка к жизни в будущем, а ставит в центр жизнь в настоящем времени, здесь и сейчас. Этот новый подход называет главной задачей обучение воспитуемого находить решения проблемам в жизни в настоящее время, накапливая опыт.
Содержание воспитательного процесса же раскрывается в процессе решения бытовых проблем в жизни.
Воспитание без ошибок
Ответственность родителей перед детьми очень высока. Ведь с самого рождения ребенка они должны заниматься его воспитанием, следить за правильным развитием и формированием личностных качеств. В их силах воспитать его так, чтобы ребенок вырос счастливым, не испытывал с возрастом таких чувств как разочарования или собственной ущербности.
Многие папы и мамы хотят знать, как правильно воспитывать детей, психология ошибок воспитания позволит им понять, что не следует говорить ребенку или с ним делать:
- В воспитании ребенка родителям нужно отказаться от собственнических чувств. Ведь перед ними — личность. Пусть совсем маленькая (пока что), без опыта и навыков, но со своими потребностями и талантами. Нужно помочь ему стать настоящим человеком, а не предъявлять ему невыполнимые требования или проявлять по отношению к нему всеобъемлющую заботу. Гиперопека — одна из самых частых ошибок родителей.
- Публичный выговор обычно сильно ранит ребенка и заставляет его переживать происшедшее в одиночку. Ведь если папа или мама воспользовались моментом и выставили малыша перед сверстниками или воспитателем не в лучшем свете, то станет ясно, что искать защиты ему не у кого. Чтобы не травмировать психику ребенка, лучше предложить ему обсудить данный случай позже, без посторонних.
- Угроза физического наказания — не лучший выбор взрослых. Так как запугиванием проблем не решить. Мало того, ребенок быстро сообразит, что пустая угроза за собой ничего не влечет. В итоге, призвать его к порядку станет еще труднее. В этом случае, нужно суметь достучаться до малыша и серьезно поговорить с ним.
Попытка напугать ребенка также довольно плохой аргумент. Плохо засыпает? Нужно понять, а его ли это вина. Может, ему было позволено перед сном немного поиграть в компьютерные или подвижные игры. Эмоциональное возбуждение проходит долго, следует просто подождать, пока малыш успокоиться, а в следующий раз предложить ему книжку или немного порисовать. Взрослым нельзя забывать, что страшные сказки «на ночь глядя» — прямой путь к энурезу, вылечить который не всегда просто.
Какие задачи решает воспитание в семье?
Наверное, никто не сомневается, что семья оказывает самое сильное влияние на воспитание ребенка. В окружении близких людей, родителей и родственников формируются все личные качества.
Семейное воспитание представляет собой сложную систему, так как большое значение имеет целый ряд факторов. Это биологическое здоровье родителей и ребенка, наследственность, материально-экономическое состояние, социальное положение, образ жизни, место проживания, родственные взаимоотношения. В каждом отдельном случае все эти факторы проявляются по-разному и переплетаются в уникальную цепочку, создавая конкретные условия для воспитания. Исходя из этого, можно сказать, что семьи по-своему понимают цели воспитания. Это, к сожалению, не всегда верное представление, и оно зачастую вредит детям.
Семья как ячейка общества должна выполнять несколько функций, чтобы ребенок вырос здоровой и полноценной личностью:
- Создание максимальных условий для развития детей.
- Социально-экономическая и психологическая защита ребенка.
- Обучение полезным навыкам, которые направлены на помощь близким и самообслуживание.
- Передача успешного опыта создания семьи и воспитания детей.
- Формирование чувства собственного достоинства и ценности своего «Я».
При реализации этих задач в семье родителям важно помнить, что наиболее полно раскрыть детский потенциал можно через использование привлекательных для ребенка видов деятельности
Задачи воспитания в системе российского образования
Система российского образования в процессе поиска новых путей развития и методов обучения и воспитания. Учебные заведения используют лучшие методики и планы советского подхода к учебно-воспитательной работе.
По одной из теорий, правильное построение задач воспитательной работы должно исходить из идеологии долга и служения своему обществу и будущим поколениям.
Современный подход к воспитательному процессу должен учитывать и создание единой целостной системы воспитания. Необходимо отказаться от стереотипа «воспитательный процесс ребенка — это забота его семьи и дома, а задача школы — это обучение».
Психологическое воспитание ребенка — ЗАНИЖАЕМ САМООЦЕНКУ.
Вы наверняка встречали людей, которые с трудом делают какой бы то ни было выбор
Не важно, о чем идет речь — о десерте после ужина, платье для корпоративной вечеринки или. скажем, походе в кино
Подобные проблемы часто являются прямым следствием системы воспитания, при которой родители учат ребенка ориентироваться не на собственные ощущения и желания, а па мнение окружающих (сначала — мамы и папы, потом — воспитателей, учителей и т.д.). Когда родственники заботятся о развитии и внешнем виде малыша для того, чтобы пустить пыль в глаза окружающим, и готовы ради достижения этой внешней цели пожертвовать отношениями в семье, ребенок начинает чувствовать, что сам по себе он недостаточно ценен и любим. Только определенные достижения делают его достойным внимания и похвалы взрослых.
ЧТО ДЕЛАТЬ? Учите малыша самостоятельно делать выбор и удерживайтесь от критики, если вам не нравятся его решения. Предлагайте утром две разные футболки или два варианта завтрака, на прогулке спрашивайте, куда ему хочется пойти — на площадку или в парк. Хвалите ребенка не только за те успехи, которые вам, взрослым, кажутся важными и значимыми, но и за достижения, которые считает ценными он сам. Малыш должен твердо знать, что с его мнением в доме считаются, а его выбор уважают. Если у карапуза не идут какие-нибудь обязательные занятия (например, чтение), непременно постарайтесь найти дело, в котором он будет успешен. Это поднимет самооценку малыша и поможет лучше справляться с трудностями в проблемных областях.
! ВАЖНО. С одной стороны, постоянно стимулируя детку на штурм новых вершин, вы вроде бы работаете на повышение его самооценки, ведь новые достижения действительно прибавляют уверенности в себе
Но с другой стороны, хваля ребенка только за подвиги (не проявляя любовь без повода), вы подрываете в нем ощущение собственной важности, без которого, честно говоря, даже самый грандиозный успех не в радость.
Методы воспитания
Традиционно выделяют четыре группы методов: убеждения, приучение (упражнения), стимулирование деятельности и самовоспитание. Рассмотрим каждый вид более подробно.
Методы убеждения предполагают сознательное восприятие некоторых ценностей, что формирует личные убеждения, взгляды, идеалы и влияет на развитие отношений. При таком способе воздействия используются следующие приемы: увещевание, рассказ, разъяснение, беседа, наставление, совет, внушение и требование.
Приучение представляет собой многократное повторение каких-либо действий с осознанием результатов и цели воспитания. Это, как писал великий педагог А. С. Макаренко, упражнение в верном поступке. Для этого необходимо регулярно выполнять одно и то же, чтобы действие стало привычной формой поведения. В процессе своей жизни у ребенка появляется множество привычек. И хорошие из них нужно поощрять и превращать в качества личности
Для развития маленьких детей важно использовать игровые ситуации, в которых участники смогут понять суть происходящего и попробовать себя в разных ролях
При стимулировании деятельности важно показать перспективы, создать настроение радости и ожидания награды в результате деятельности. При таком методе воспитания можно использовать несколько приемов
Это поощрение (похвала, вручение чего-то материального), наказание (неодобрение, порицание, замечание, осуждение, выговор) и соревнование.
Современные принципы воспитания в педагогике
Виды воспитания, которые выделяют в настоящее время, представлены в таблице.
Вид воспитания
Определение вида и задачи
Экологическое воспитание
Подразумевает формирование у ребенка сознательной цели аккуратного и уважительного отношения к окружающей природе, рационального и здравого использования ее ресурсов.
Задачи:
1. Донесение до ребенка информации об окружающей природе.
2. Установка четких границ допустимых действий человека на окружающую биосферу, флору и фауну.
3. Просвещение о методах сохранения природных ресурсов.
Правовой воспитательный процесс
Означает передачу формирующейся личности информации о юридических законах и нормах, соблюдение этих законов.
Задачи:
1. Привитие ребенку ответственности и уважительного отношения к законам конкретного государства.
2. Прививать активную позицию в политической сфере.
3. Вырабатывать критическое мышление по отношению к окружающему миру.
4. Вырабатывать дисциплинированность (не наказанием).
Умственное воспитание
Подразумевает конкретно образование и обучение, педагогический процесс, интеллектуальное развитие и стремление к самосовершенствованию, самоактуализации.
Задачи:
1. Руководство становлением познавательной сферы ребенка.
2. Одобрение попыток самостоятельности.
3. Брать во внимание индивидуальные особенности конкретного воспитанника.
4. Не предлагать ребенку уже готовое решение, а стимулировать его попытки решить проблему самостоятельно.
Физическое
Означает прививание ребенку понимания того, как совершенствовать свое тело и поддерживать здоровье организма.
Задачи:
1. Четкое понятие о здоровом образе жизни.
2. Выработка интереса к физическим упражнениям и занятиям спортом.
Воспитание трудовой сферы
Это формирование у ребенка потребности трудиться, обучение его добросовестности и честности.
Задачи:
1. Помощь ребенку в поиске той сферы, которая станет его профессией.
2. Выработка творческого подхода в трудовой деятельности.
3. просвещение в понимании значимости трудовой деятельности.
Экономический воспитательный процесс
Определяется становлением у детей деловых характеристик – бережливости и адекватного восприятия материальной сферы жизни.
Задачи:
1. Формирование у ребенка адекватных представлений о рыночных отношениях и бизнесе.
2. Привитие принципов социальной справедливости в обществе.
3. воспитание у ребенка честности в рыночных взаимоотношениях.
Нравственное воспитание
Объясняется как сознательное воздействие на становление чувственной сферы ребёнка, воспитание нравственных характеристик, уместных для конкретного общества. К нравственным качествам относится вежливость, уважение ко всему окружающему, верность, тактичность, гуманность и другие.
Задачи:
1. Уважать свободу выбора ребенка.
2. Подавать взрослым наглядный положительный пример для детей.
Эстетическое воспитание
Означает развитие у ребенка правильного восприятия искусства и потребности в улучшении внешнего облика мира, видения прекрасного в природе.
Задачи:
1. Развитие у ребенка способности замечать в жизни и искусстве эстетические характеристики и свойства предметов и явлений.
2. Воспитание умения испытывать эстетические чувства (восхищение, адекватная оценка, удовольствие от увиденного).
3. Формирование потребности в эстетических и художественных переживаниях.
Общественное воспитание
Это выработка у ребенка способности взаимодействовать в обществе, занимать в нем определенную позицию и развивать общественные навыки.
Задачи:
1. Воспитание у ребенка чувства долга по отношению к своему государству.
2. Просвещение о негласных законах и правилах, принятых в конкретном обществе и культуре.
3. Просвещение о правилах поведения в общественных местах, учебных учреждениях, семье и т
д.
Основные понятия психологии воспитания детей
Понятие «воспитание» рассматривают различные науки. Его часто используют в психологии, педагогике, социологии, философии. Но единого определения, из-за многозначности самого понятия, до сих пор нет, так как оно изменяется вместе с развитием социума. Воспитанием называют целенаправленное воздействие на индивида, осуществляемое другими людьми, целью которых является формирование у него поведенческих навыков, отношения к себе, труду и социуму, оценочной системы.
Его связывают и с другими понятиями, такими как:
- Формирование личности. Это процесс личностных изменений, которые происходят при взаимодействии с объективной реальностью, возникновение в структуре личности новых психологических и социальных образований.
- Становление. Достижение ребенком определенного уровня развития, при котором он осознает свои отношения с миром и сможет сделать собственный выбор. А также будет готов к самостоятельной жизни.
- Социализация. Индивид находится в новых социальных условиях, что сказывается на процессе формирования его личности. И, в соответствии с этим, он устанавливает для себя такие же нормы и правила, которые приняты в данном социуме или общественной группе.
В зависимости от ситуации в обществе или от смены в нем отношений, цель и задачи воспитания могут изменяться. На них влияют тенденции развития общества, от которых зависят требования, которые предъявляются ко всем его членам.
Что такое воспитание
Воспитание – это искусство и достаточно нелегкий процесс, эффективность которого во многом зависит от педагогической и психологической просвещенности взрослых.
Значение слова «воспитание» можно трактовать в двух смыслах:
- В широком понимании оно означает процесс социального становления личности. Оно начинается с момента рождения и длится до самой смерти. Содержание воспитания зависит от природных и общественных факторов, зависит во многом от раннего возрастного периода и поведения родителей.
- В узком определении под этим понятием подразумевается приобретение ребенком положительных в конкретном обществе ценностей и норм поведения.
Психология воспитания: дополнительные компоненты
К понятиям психологии воспитания также относят:
- Общие для всех цели воспитания, которые нужны для того, чтобы вырастить детей ответственными людьми, развитыми нравственно и духовно.
- Специальные цели, которые могут меняться вместе с общественным прогрессом. Они заключаются в том, чтобы характеры школьников способствовали достижению их целей, позволяли им проявлять инициативу, достигать значительных успехов.
Психологию воспитания нужно знать, ведь в ней есть противоречия, которые оказывают заметное влияние на детей. Их можно обнаружить между общественным опытом и индивидуальным, формами воспитания коллективов и характером познания ценностей. А также еще есть ряд закономерностей, реализовав которые, можно добиться правильного становления и формирования личности.
Психологическое воспитание ребенка — ЖЕРТВЫ -БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ.
В мегаполисе сохранить спокойствие и трезвость по поводу внешнего вида, воспитания и образования детей так же сложно, как не поддаться на уговоры телевизионной и уличной рекламы. Маркетологи старательно поддерживают в нас иллюзию, что. съев новую шоколадку, воспользовавшись технологичной зубной щеткой или надев платье раскрученной марки, мы немедленно станем гораздо здоровее и счастливее. Точно таким же товаром, как дезодоранты, автомобили и недвижимость, сейчас стали детские игрушки, одежда, воспитательные и образовательные услуги. Родителям будто бы всякий раз напоминают, что они недостаточно хороши, ведь уже открылись еще более элитные ясли, чем те. в которые ходит их ребенок, и поступили в продажу ярко-розовые юбки, гораздо розовее той, что они купили в прошлые выходные. Для того чтобы противостоять столь сильному натиску, необходима недюжинная внутренняя сила и абсолютная уверенность в себе — качества, которыми большинство из пас, увы, не обладает. Именно поэтому мы постоянно совершаем попытки объять необъятное и почти все время чувствуем себя немного несчастными: добиться всего сразу действительно нереально, а ребенок ну никак не может быть и художником, и математиком, и спортсменом одновременно. В результате получается, что все силы взрослых уходят па создание красивого фасада под названием «как у всех и еще лучше», а внутрисемейные отношения и воспитательный процесс тем временем начинают пробуксовывать.
ЧТО ДЕЛАТЬ? Для начала перестать постоянно смотреть по сторонам (на чужие успехи) и обратить внимание на собственного ребенка. Попробуйте составить список истинных, а не придуманных талантов малыша и сравните свое чадо не с другими детьми, а с ним же самим по принципу «что он умел делать год назад и что у него получается сегодня»
Постарайтесь немного отвлечься от переживаний, посмотрите вокруг — возможно, кому-нибудь из близких(или не очень) людей действительно нужна ваша помощь? Забота о других порой очень помогает осознать незначительность собственных проблем. И обязательно уделяйте время себе: пока вы смотрите фильм, или, например, читаете книгу, малыш тоже будет иметь полное право заниматься своими делами.