Связь психологии с другими науками и ее отрасли

Связь психологии и философии

Психология как наука с момента своего возникновения была тесно связана с философскими науками. Выделившись в отдельную область научного знания, психология сохранила тесную связь с философией.

С древнейших времен по нынешнее время существуют научные проблемы и понятия, которые можно рассматривать как с психологической точки зрения, так и с позиции философского знания. Смысл и цель жизни, мировоззрение, моральные ценности человека, сущность и происхождение человеческого сознания, особенности человеческого мышления — эти и многие другие понятия присутствуют в качестве объектов изучения в обеих науках и дополняют друг друга.

Различия житейской и научной психологии

Анализом сходства и отличий двух видов психологии занимается научный тип. Но среди исследований нельзя найти единый список отличий. Однако можно выделить общие пункты:

  1. Объект изучения. Научная психология изучает психически процессы, житейская – конкретного человека или условия. Например, житейская психология говорит, что все люди разные, а научная психология это же объясняет особенностями психической системы (темперамент).
  2. Обобщение. Житейская психология описывает конкретных людей и конкретные условия. Нередко это носит абстрактный и образный характер или представлено стереотипом. Научная психология обобщает, классифицирует, систематизирует.
  3. Способ получения знаний. Житейская психология пользуется только неорганизованным наблюдением и самонаблюдением. Научная психология использует массу инструментов: специально организованное наблюдение, эксперимент, тесты, опросы, диагностики и другое.
  4. Способ передачи знаний. Житейская психология передается в основном устно, например, от бабушек к внукам. Или через народное творчество. Научная психология передается с помощью специальной литературы, учебников, университетов.
  5. Факты, аргументы, осознание. Житейская психология не дает объяснений по пунктам. Человек просто говорит, что он резко что-то осознал или просто знает, что это работает. Научная психология объяснит, почему это работает: какие гормоны включаются, какие доли мозга задействованы, какое свойство психики используется.
  6. Язык. Научная психология оперирует терминами и понятиями. Житейская психология объясняет что-то «своими словами», по-простому.

Что такое житейская психология

Житейская психология – факты, полученные путем личных наблюдений. Это субъективное понимание психологических закономерностей и особенностей мира. По-другому житейскую психологию называют мудростью.

Источники житейской психологии:

  • повседневное общение и взаимодействие;
  • совместная деятельность;
  • люди, которые встречаются на жизненном пути.

Примеры житейское психологии: обряды, традиции, народные сказки, поговорки, пословицы, легенды, поверья и другое народное творчество. Многие паблики в соцсети ВКонтакте или сайты в интернете – результат житейской психологии. То есть это чей-то личный опыт, бытовые наблюдения, история жизни или успеха конкретно этого человека. Сейчас модно разбираться в психологии, говорить о самосовершенствовании.

Житейская психология имеет арсенал инструментов. Например, искусство. Через картины, музыку, книги мы узнаем внутренний мир других людей. У каждого зрителя формируется свое субъективное представление об авторе и его жизни. Никаких терминов и теорий – только житейская психология и личное восприятие. Но главный метод житейской психологии – «проб и ошибок».

Благодаря житейской психологии человек знает, как общаться с собственными родителями, друзьями, сестрами и братьями. Однако без определенных научных знаний человеку неизвестно, как вести себя с новым знакомым. Так, например, дети, привыкшие с помощью слез манипулировать родителями, оказываются в растерянности, когда этот прием не работает на другом взрослом.

Хорошие житейские психологи – водители, охранники, бармены. Они ежедневно общаются с большим количеством людей, выслушивают их проблемы и делают соответствующие выводы.

Анекдоты про психотерапевта

Отрасли психологических знаний.

Современная
психология — это весьма разветвленная
наука, имеющая много отраслей. Отрасли
психологии представляют собой относительно
самостоятель­но развивающиеся
направления научных психологических
исследований. Причем из-за бурного
развития психологической науки каждые
четыре-пять лет появля­ются новые
направления.

Возникновение
отраслей психологии обусловлено,
во-первых, широким вне­дрением
психологии во все сферы научной и
практической деятельности, во-вторых,
появлением новых психологических
знаний. Одни отрасли психологии отличаются
от других прежде всего тем комплексом
проблем и задач, которые реша­ет то
пли иное научное направление. Вместе с
тем все отрасли психологии условно
можно разделить на фундаментальные
(общие) и прикладные (специальные).

Фундаментальные
(их еще называют базовыми) отрасли
психологической на­уки имеют общее
значение для понимания и объяснения
различных психических явлений, в том
числе поведения людей независимо от
того, какой деятельностью они занимаются.
Фундаментальные знания необходимы
всем, кто занимается проблемами психологии
и поведения людей. Фундаментальные
знания — это тот базис, который не только
объединяет все отрасли психологической
пауки, но и служит основой для их развития.
Поэтому фундаментальные знания, как
правило, объединяют термином «общая
психология».

Прикладными
называются отрасли науки, достижения
которых используются на практике. В
большинстве случаев прикладные отрасли
психологической науки решают конкретные
задачи в рамках своего направления.
Однако в некоторых случаях достижения
или научные открытия прикладных отраслей
могут носить фундаментальный характер,
что определяет необходимость использования
вновь полученного знания во всех отраслях
и направлениях.

Следует
также подчеркнуть, что в большинстве
случаев прикладные отрасли психологии
не являются изолированными друг от
друга. Чаще всего в конкретной отрасли
психологии используются знания или
методология других ее отраслей. Например,
космическая психология — отрасль
психологической науки, занимающаяся
проблемами психологического обеспечения
деятельности человека в кос­мосе, —
включает в себя инженерную психологию,
медицинскую психологию, пе­дагогическую
психологию и др.

Общая
психология


отрасль психологической науки,
объединяющая фунда­ментальные
психологические знания и решающая
задачи по исследованию инди­вида —
конкретного представителя вида Homo
sapiens
.Она
включает в себя теоре­тические и
экспериментальные исследования,
выявляющие наиболее общие пси­хологические
закономерности, теоретические принципы
и методы психологии, ее основные понятия
и категориальный строй. Основными
понятиями общей психо­логии являются
психические процессы (познавательные,
волевые, эмоциональ­ные), психические
свойства (темперамент, характер,
способности, направлен­ность) и
психические состояния.

Возникновение
общей психологии как самостоятельной
и фундаментальной отрасли психологической
науки связано с именем С. Л. Рубинштейна,
который систематизировал психологические
знания и предложил методологию
исследования психических явлений.

7

Не сближайтесь с врачом

Психотерапевт должен вам подходить: вам с ним комфортно и легко, вы можете ему доверять, он не вызывает у вас отторжения или других негативных эмоций. Но он ни в коем случае не должен быть вам другом. А уж тем более нельзя заводить с врачом роман или интрижку. Если психотерапевт позволяет себе чрезмерные попытки сблизиться в любом смысле этого слова, срочно прекращайте терапию, иначе потом лечиться придется в три раза усерднее.

Вероятно, вам также будет интересно:

Эмоциональное выгорание: главная проблема современного общества

«Мы, парни, часто все держим в себе»: Дуэйн Джонсон рассказал о своей борьбе с депрессией

8 главных мужских испытаний в мире

Как бороться с приступами агрессии?

Фото: giphy

Признаки отсутствия эмоциональной близости в семье

Среди пар, давно переступивших порог ЗАГСа, нередко наблюдается угасание чувств и накала эмоций. Однако это вовсе не значит, что любовь действительно прошла. В браке действуют другие законы, и самые крепкие из них держатся именно на эмоциональной близости между супругами. Как же определить, действительно ли эта связь ушла из отношений или и вовсе не присутствовала в них до брака? Существует несколько самых явных признаков отсутствия эмоциональной близости в семье:

  • Нежелание обсуждать с супругом любые важные вопросы. В случае отсутствия эмоциональной близости в первую очередь меняется качество повседневного общения между супругами. Любые важные вопросы – работы, финансы, отдых, — не обсуждаются в кругу семьи. Часто бывает и так, что один из партнеров не прочь поговорить об этом, а второй лишь пожимает плечами и на все отвечает: «Делай, как знаешь». Бывает и по-другому: в ответ на любые вопросы и попытки дать совет супруги лишь презрительно бросают друг другу: «Я разберусь сам». Конечно, у каждого может случиться неудачный день, когда нет ни малейшего желания поддерживать любые разговоры даже со своей второй половинкой. Однако если подобные изменения в общении между супругами наблюдаются на протяжении долгого времени – значит, с эмоциональной близостью между ними явно не все гладко.
  • Отсутствие желания проводить время вместе. Если раньше супруги старались проводить вместе как можно больше времени, то теперь наблюдается обратное. Исчезает потребность посещать вместе интересные места, ходить на прогулки, а иногда – даже устраивать совместные просмотр фильмов. Все чаще муж или жена могут задерживаться на работе, не испытывая острого желания как можно скорее попасть домой. Сюда же можно отнести и отсутствие потребности делиться новыми впечатлениями, например, о прочитанной книге. Со стороны это выглядит так, как будто два посторонних человека живут вместе под одной крышей, занимаясь собственными делами и абсолютно не проявляя интереса к жизни друг друга.
  • Неготовность помогать и поддерживать. Часто бывает так, что отсутствие эмоциональной близости маскируется под банальное нежелание помогать другому. Однако это не просто маскировка. В случае, когда отсутствует этот важный компонент счастливой семейной жизни, пропадает не просто желание помогать, а понимание необходимости такой помощи. Трудно представить, чтобы на заре семейных отношений муж или жена взваливали на свою половинку все обязанности по дому и вне его. Однако если из отношений уходит эмоциональная близость, нередко встречаются ситуации, когда жена обессилена, выполняя после работы все «женские» дела в доме, а муж при этом беззастенчиво лежит на диване, не ощущая потребности облегчить ее труд. Случается и обратное: взвалив на мужа все обязанности по обеспечению потребностей семьи, жена посвящает все свободное время лишь своим интересам.
    Случается, что муж или жена невнимательно и даже черство относится ко второй половине во время трудностей, например, при болезни. В отсутствие эмоциональной близости даже такая ситуация не побуждает одного из супругов помочь другому – он продолжает жить привычной жизнью, обращая мало внимания на состояние и потребности второго.
    Кроме этого, становится довольно трудно или вовсе невозможно обсудить возникающие проблемы – между мужем и женой как будто вырастает стена непонимания, и все попытки объясниться воспринимаются второй стороной лишь как беспочвенные упреки.

Конечно, не все эти признаки могут быть столь ярко выражены, как в приведенных выше примерах. И отсутствие эмоциональной близости совсем не всегда свидетельствует о том, что пылкие чувства ушли. Муж и жена могут по-прежнему любить друг друга, как и в начале отношений, однако между ними пропадает та связь, которая делала их самыми близкими друг другу людьми.

Важно! Отсутствие эмоциональной близости в паре часто путают с отсутствием любви. Некоторые признаки и впрямь похожи между собой, однако существует еще один важный критерий

В случае отсутствия любви со стороны одного или обоих супругов неминуемо изменяется и интимная жизнь между ними. Если же дело лишь в отсутствии эмоциональной близости, то в подавляющем большинстве случаев эта сфера семейной жизни остается без изменений.

Почему эмоциональная близость в паре настолько важна

На первый взгляд, существует огромное количество пар, между которыми никогда не существовало эмоциональной близости, и на первый взгляд, это никак мешает им выглядеть вполне счастливыми. Однако если посмотреть глубже, то почти всегда становится заметно, что муж и жена в таких парах живут как бы параллельно, каждый своей жизнью. Отсутствие эмоциональной близости в семье приводит к тому, что супруги со временем все больше отдаляются друг от друга – уделяют время разным интересам и хобби, проводят вечера в разных компаниях, встречаясь дома лишь для того, чтобы поужинать и переночевать вместе. Невозможность обсудить возникающие проблемы и недомолвки в отношениях приводят к тому, что жена начинает делиться проблемами с подругами, а муж либо так же откровенен с друзьями, било и вовсе держит все в себе, что может грозить неминуемым срывом.

Кроме того, отсутствие эмоциональной близости чревато тем, что, не чувствуя тепла и отклика со стороны второй половины, каждый из супругов подсознательно начнет искать другого близкого человека на стороне. Часто именно этот фактор является решающим для супружеской измены – стоит лишь кому-то из них подумать, что другой человек понимает все чувства гораздо лучше, чем вторая половина. Во избежание этого необходимо делать все возможное для сохранения или создания эмоциональной близости в паре.

Как создать эмоциональную близость

Если пора начала отношений давно позади, и вы только сейчас осознали, что в вашей паре отсутствует эмоциональная близость, можно попробовать создать ее. Возьмите за правило делиться с супругом подробностями жизни, о которых раньше умалчивали по каким-либо причинам. Интересуйтесь его мнением, спрашивайте его советов и искренне прислушивайтесь к ним. Можно выделить для таких разговоров один из вечеров в течение недели и сделать это традицией – это, кстати, еще один прекрасный способ для укрепления эмоциональной близости между супругами. Осознание того, что вас связывают собственные, присущие только вашей семье традиции, существенно сближает.

Даже если муж в первое время будет относиться к вашим предложениям скептически – не оставляйте попыток. Возможно, он просто не привык к подобному стилю общения, и ему трудно раскрыться перед вами в ответ. Почаще обсуждайте с ним все новое, с чем столкнулись – будь то рассказ о приятной прогулке во время обеденного перерыва или впечатления о фильме. Делитесь своей точкой зрения и интересуйтесь его мнением. Зачастую случается так, что даже прожив в браке несколько лет, супруги имеют весьма туманные представления о взглядах друг друга. Ликвидируйте эту пропасть, если она существует.

Не бойтесь показаться слабой и беззащитной. Взваливая на свои плечи решение всех проблем, вы подсознательно даете мужчине понять, что не слишком нуждаетесь в нем. Позвольте ему проявить заботу и не переживайте из-за этого: каждый мужчина хочет ощущать себя сильным и решительным. Возможность проявить эти качества лишь сближает его с женщиной, по отношению к которой он совершает мужские поступки.

Постарайтесь почаще проводить время вместе, предпочитая общий круг общения отдельным компаниям подружек и друзей.

И, конечно же, попробуйте начать с того, что озвучите мужчине возникшую проблему. Возможно, он так же осознает, что в отношениях что-то идет не так, и готов идти вам навстречу – и тогда процесс пойдет в два раза быстрее!

Построить гармоничные счастливые отношения – значит постоянно работать над ними. Даже если вы осознали, что между вами и мужем нет эмоциональной близости, не стоит тут же опускать руки. Настоящие чувства – крепкий залог хороших отношений, а готовность открываться, понимать, принимать и поддерживать, лежащая в основе эмоциональной близости – это то, чему можно научиться.

Начало психологии как дисциплины

В первые дни психологии были две доминирующие теоретические школы. Американский психолог по имени Уильям Джеймс (1842-1910) разработал подход, который стал известен как функционализм. Он утверждал, что ум постоянно меняется, и бессмысленно искать фундаментальные блоки. Вместо этого следует сосредоточиться на том, как и почему организм что-то делает. Было предложено, чтобы психологи искали основную причину поведения и происходящих психические процессы. Этот акцент на причинах и последствиях поведения оказал влияние на современную психологию.

Структурализм был названием, данным подходу, впервые предложенному Вильгельмом Вундтом. Термин произошел от Эдварда Титченера, американского психолога, которого обучал Вундт. Структурализм полагался на самоанализ, метод исследования, посредством которого субъекты связывали то, что происходило в их умах, выполняя определенную задачу. Тем не менее, это оказалось ненадежным методом, потому что было слишком много индивидуальных различий в опыте и отчетах субъектов исследования.

Несмотря на провал самоанализа, Вундт является важной фигурой в истории психологии, поскольку он открыл первую лабораторию, посвященную психологии в 1879 году, и ее открытие обычно считается началом современной психологии. Вундт был важен, потому что он отделил психологию от философии, анализируя работу ума, используя более объективные и стандартизированные процедуры. Поскольку психология является наукой, она пытается исследовать причины поведения, используя систематические и объективные процедуры наблюдения, измерения и анализа, подкрепленные теоретическими интерпретациями, обобщениями, объяснениями и предсказаниями

Поскольку психология является наукой, она пытается исследовать причины поведения, используя систематические и объективные процедуры наблюдения, измерения и анализа, подкрепленные теоретическими интерпретациями, обобщениями, объяснениями и предсказаниями.

Связь психологии и педагогики

Взаимосвязь психологии и педагогики имеет такие же глубокие корни, как и связь с философией.

Большинство прославленных педагогов всегда обращало внимание на то, что без знаний о психологических особенностях развития личности ребенка невозможно грамотно выстроить педагогический процесс. Понимание человеческой природы, сущности процессов, протекающих в процессе развития человека, его потребностей и возможностей необходимо для обучения и воспитания

Именно психологические знания о ребенке выступают в качестве основы для выстраивания педагогического процесса. Знания о закономерностях развития психических процессов, этапах становления личности помогают эффективному управлению деятельности ребенка, гармоничному развитию его личности.

И в педагогической, и в психологический науках присутствуют общие базовые понятия:

  • личность;
  • развитие;
  • взаимодействие;
  • активность;
  • знания;
  • умения;
  • навыки и т.д.

В процессе становления педагогики как науки очень часто исследователи основывались именно на психологические теории развития человека. И на современном этапе развития этих наук в педагогической деятельности применяются психологические методики, тесты, анкеты.

Именно благодаря существованию тесной связи между этими науками возникла новая область научного знания – педагогическая психология.

История психологии

В философском контексте психология существовала около тысячи лет назад в Древней Греции, Египте, Индии, Персии и Китае.

В 387 г. до н.э. Платон предположил, что в мозгу происходят умственные процессы, а в 335 г. до н. э. Аристотель предположил, что в сердце.

Авиценна, известный мусульманский врач, родившийся в 980 году нашей эры, изучал и лечил эпилепсию, ночные кошмары и плохую память. Утверждалось, что первые больницы для лечения психиатрических заболеваний были созданы исламскими врачами в средневековье.

В 1774 году Франц Месмер предположил, что гипноз, или «месмеризм», может помочь в лечении некоторых видов психических заболеваний.

В 1793 году Филипп Пинель освободил первых пациентов с проблемами психического здоровья из заключения, что стало сигналом к более гуманному обращению.

В 1879 году Вильгельм Вундт, Германия, основал психологию как самостоятельную экспериментальную область исследования. Он создал первую лабораторию, которая проводила психологические исследования исключительно в Лейпцигском университете. Вундт известен сегодня как основатель психологии.

В 1890 году американский философ Уильям Джеймс опубликовал книгу под названием «Основы психологии». Это обсуждалось психологами по всему миру на протяжении многих десятилетий. В том же году штат Нью-Йорк принял Закон о государственной помощи, в соответствии с которым люди с проблемами психического здоровья должны были покинуть свои дома и направиться в больницу для лечения.

Герман Аббингаус, который жил с 1850 по 1909 год и работал в Берлинском университете, был первым психологом, который интенсивно изучал память.

Иван Павлов, живший с 1849 по 1936 год, провел знаменитый эксперимент, который показал, что собаки выделяют слюну в ожидании пищи, вводя понятие условного рефлекса.

Зигмунд Фрейд, живший с 1856 по 1939 год, разработал область психоанализа, типа психотерапии. Он использовал интерпретирующие методы, самоанализ и клинические наблюдения.

Он сосредоточился на разрешении бессознательных конфликтов, психических расстройств и психопатологии. Фрейд утверждал, что бессознательное было причиной большинства мыслей и поведения людей, а также проблем психического здоровья.

Э. Б. Титченер, твердо верил в структурализм, который фокусируется на вопросе: «Что такое сознание?». Уильям Джеймс и Джон Дьюи были убежденными сторонниками функционализма, в котором говорилось: «Для чего нужно сознание?». Дискуссия между функционалистами и структуралистами привела к быстрому росту интереса к психологии.

Бихевиоризм

В 1913 году американский психолог Джон Б. Уотсон основал новое направление, которое изменило всю психологию. Поведение, утверждал он, является не результатом внутренних психических процессов, а результатом того, как мы реагируем на окружающую среду. Бихевиоризм сосредоточен на том, как люди формируют новое поведение из окружающей среды.

Гуманизм

Гуманисты рассматривали бихевиоризм и психоаналитическую теорию как слишком бесчеловечные. Вместо того, чтобы быть жертвами окружающей среды или бессознательного, они предположили, что люди изначально совершенны и что наши собственные психические процессы играют активную роль в нашем поведении. Гуманистическое движение много внимания уделяет эмоциям, свободной воле и субъективной оценке опыта.

Когнитивная теория

Появившаяся в 1970-х годах, она считается самой последней школой в психологии. Когнитивные теоретики полагают, что мы воспринимаем информацию из окружающей среды через наши чувства, а затем обрабатываем данные мысленно, организуя их, манипулируя ими, запоминая их и связывая с информацией, которую мы уже знаем. Когнитивная теория применяется к языку, памяти, обучению, системам восприятия, психическим расстройствам и сновидениям.

В настоящее время психологи изучают все эти подходы и выбирают то, что кажется наилучшим из каждого подхода для конкретной ситуации.

Психология и социология

Еще одна тесная связь. Тут и распинаться особо не нужно, достаточно сказать базисное утверждение психологии: человек – это социально-биологическое существо.

  • До сих пор не поставлена точка в спорах о том, что в человеке первично: влияние генов или влияние социума.
  • Но с тем, что оба фактора влияют очень сильно, уже давно согласны все исследователи. Что бы ни заложила в нас природа, без общества мы не научимся жизни именно в этом конкретном социуме.

И опять же в психологии есть специальное направление – социальная психология, которая изучает функционирование социума как единого организма и особенности поведения человека в рамках каких-либо групп. И так же, как и с историей, психология и социология обменялись методами исследований. Например, опросы и анкеты пришли из социологии. Сама теория социального научения пришла из социологии. А вот теория личности и группы пришла в социологию из психологии.

Методологические основы педагогической психологии.

Методология — система принципов и
способов организации, построения
теоретической и практической деятельности,
а также учение об этой системе. Понятие
«методология» имеет два основных
значения: а) система определенных
способов и приемов, применяемых в той
или иной сфере деятельности (в науке,
политике, искусстве и т.п.); б) учение об
этой системе, общая теория метода, теория
в действии. Функции методология:

— учит,
как надо действовать ученому или
практику, чтобы получить истинный
результат;


исследует внутренние механизмы, логику
движения и организации знания;

— выявляет
законы функционирования и изменения
знания;

— изучает
объяснительные схемы науки и т.п.

В
общенаучном плане, метод (от греч.
methodos — путь исследования, теория, учение)
— «способ достижения какой-либо цели,
решения конкретной задачи; совокупность
приемов или операций практического и
теоретического освоения (познания)
действительности «.
Основная
функция метода
— внутренняя организация
и регулирование процесса познания и
практического преобразования того или
иного объекта. Поэтому метод (в той или
иной своей форме) сводится к совокупности
определенных правил, приемов, способов,
норм познания и действия. Он есть система
предписаний, принципов, требований,
которые должны ориентировать в решении
конкретной задачи, достижении определенного
результата в той или иной сфере
деятельности. Он дисциплинирует поиск
истины, позволяет (если он правильный)
экономить силы и время, двигаться к цели
кратчайшим путем. Истинный метод служит
своеобразным компасом, по которому
субъект познания и действия прокладывает
свой путь, позволяет избегать ошибок.
В
свою очередь, методы педагогической
психологии
конкретизируется в
исследовательских методиках. Методика
отвечает конкретным целям и задачам
психолого-педагогического исследования,
содержит в себе описание объекта и
процедур изучения, способов фиксации
и обработки полученных данных. На основе
определенного метода может быть создано
множество методик. Например,
экспериментальный метод в педагогической
психологии воплощен в методиках изучения
интеллекта, воли, личности учащегося и
других сторон психической реальности.
Одним
из важнейших методов исследования в
области психологии, в частности
педагогической психологии, был метод
эксперимента. С помощью этого метода
проверяются гипотезы
каузального, т.е. причинно-следственного,
характера. Особую популярность получила
в то время такая разновидность эксперимента
как формирующий эксперимент. Поэтому
активно разрабатывались различные
программы формирующего
эксперимента, коррекционно-развивающие
учебные программы и т.п. .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector