Обществознание

Ролевой конфликт

Ролевой конфликт – это ситуация, в которой индивид сталкивается с необходимостью удовлетворять требования двух или более ролей и невозможностью их совместить.

Виды:

  1. Внутриролевой. Противоречащие друг другу требования внутри одной роли. Например, родители должны ласково обращаться с детьми, но при этом наказывать их, если они провинились.
  2. Межролевой. Требования к одной выполняемой роли противоречат требованиям другой. Например, женщина, как мать и жена, должна проводить много времени со своей семьей, но она также занимает руководящую должность в фирме и ей нужно оставаться на работе допоздна.
  3. Личностно-ролевой. Требования роли противоречат личным интересам и желаниям. Например, работая офисным клерком человеку сложно проявить свою творческую натуру или лидерские способности.

Ролевые конфликты приводят к стрессу и нестабильному эмоциональному состоянию. Нередко причины, по которым человек обращается к психологу, так или иначе связаны с его социальными ролями.

В современной социологии рассматривают также такие явления, как ролевая перегрузка и ролевая недогрузка. Они подразумевают психологический дискомфорт индивида из-за слишком большого количества предписываемых ролей с разными требованиями или из-за их недостатка и невозможности себя реализовать.

Выбери ответ

Чего ждет от человека общество

Обществознание оперирует базовой единицей — человек, и их совокупностью — социальной системой. Как и в любой системе, в ней есть свои законы взаимодействия между частями и уровнями. И никогда общество не может состоять из одного человека. А он, в свою очередь, не может жить один, как ему заблагорассудится.

Любое взаимодействие элементов и уровней любой системы подчиняется определенным правилам, иначе ее ждут разрушение и хаос. Социальные нормы поведения разделяются на:

  1. Правовые.

  2. Духовно-нравственные.

  3. Религиозные.

  4. Традиционные.

Каждый человек должен соблюдать эти правила, ради свободы творить и выбирать свою судьбу, опираясь на совместное удовлетворение базовых потребностей. Ведь человечество давно осознало, что вместе в любой области люди могут достичь большего.

Понятие социальной роли

Замечание 1

В социологии понятие социальной роли впервые ввел Р. Линтон. Он считал, что роль – это обусловленное статусом человека ожидаемое поведение. Любая социальная организация или группа подразумевает наличие разных ролей.

Социальная роль – это модель поведения, определяемая нормами и правами, ориентированная на определенный статус.

Социальная роль:

  • не зависит от личности и ее желаний;
  • обладает своими поведенческими особенностями.

Каждый социальный статус включает несколько социальных ролей.

Связанные с социальной ролью нормативные требования, как правило, участникам ролевого взаимодействия известны, поэтому вызывают ролевые ожидания: участники общения ожидают друг от друга определенного, вписывающегося в контекст социальных ролей, поведения.

Замечание 2

Ролевые нормативные требования специфичны, являются элементом системы общественных норм и действительны только по отношению к тем лицам, которые занимают конкретную социальную позицию.

В состав социальной роли входят:

  • ролевое ожидание;
  • ролевое исполнение.

Между ролевыми ожиданием и исполнением нет полного совпадения. Качество исполнения социальной роли зависит от соответствия роли интересам, потребностям, индивидуальным особенностям личности.

Ролевые ожидания могут быть:

  • формальные (законы, правила, предписания);
  • неформальные (правила этикета, вежливости, стиль одежды и др.).

Любую социальную роль можно охарактеризовать при помощи признаков:

  • масштаб,
  • эмоциональность,
  • мотивация,
  • формализация,
  • способ получения.

Человек, индивид, личность. Структура личности. Социальные типы личности. Роль личности в истории.

человек —
есть не что иное, как понятие родовое,
в котором отражаются общие черты,
присущие всему человеческому роду. В
человеческой среде индивидом
обычно
называют отдельного человека. Наряду
с общими чертами, присущими всему
человеческому роду, у него есть свои
особые свойства, благодаря которым он
отличается от других. Здесь и природные
– рост, цвет глаз, строение тела, и
социальные – интеллектуальный уровень
развития, психологический склад,
различная степень духовной культуры.

личность:
каждая личность – человек, но не каждый
человек является личностью. В отличие
от индивида и индивидуальности, сущность
которых основывается преимущественно
на биологической природе человека,
сущность личности опирается главным
образом на ее социальные качества.
Основу личности составляет устойчивая
система социально-значимых черт,
проявляющаяся в активном участии в
общественно-экономической и культурной
жизни общества и оказании определенного
влияния на происходящие в обществе.
роль в ее формировании принадлежит
социальным условиям – воспитанию,
образованию, окружающей социальной
среде, родителям. Роль общества заключается
как в том, что оно создает необходимые
условия для появления личностей и
реализации их возможностей, так и в
создании преград на этом пути.

Структура личности:
способности (наследств.возможности
человека к какому-либо виду деятельности;
интеллект, художеств, организат,
коммуникат; наследств и развит;
одаренность, талант, гениальность);
темперамент (совокупность психических
свойств человека); характер (индивид.сочетание
устойчивых особенностей личности);
волевые качества (воля – психический
процесс сознательного управления
деятельностью; преодоление трудностей
и препятствий на пути к достижению
цели); мотивации; социальные установки.

Теория Фрейда
выделяет три части в психической
структуре личности: Ид («Оно»), Эго
(«Я») и Суперэго («сверх — Я»)
Ид («Оно») — источник энергии,
направленный на получение удовольствия

Социологи выделяют
такие типы личности: 1. Традиционалисты
–ориентированы на ценности долга,
порядка, дисциплины, такие качества,
как креативность, самостоятельность,
стремление к самореализации неразвиты.
2. Идеалисты- сильно выражены: критическое
отношение к традиционным нормам,
неза-висимость, пренебрежение авторитетам,
установка на саморазвитие. 3. Фрустрированный
тип личности- характерна низкая
самооценка, угнетение, подавлен-ность,
ощущение выброшенности из потока жизни.
4. Реалисты- сочетают стремление к
самореализации с развитым чувством
долга и ответст-венности, скептицизм с
самодисциплиной. 5. Гедонисты- ориентированы
на удовлетворение всех потребительских
желаний, это пого-ня за «наслаждениями
жизни».

Социальные
типы личности: политический (стремление
к господству, распределению соц.ролей),
эстетический (общительный, яркий
индивидуалистич, творческий), религиозный
(общение с Богом становится социальной
ролью), социальный (общение – форма
самоотдачи, любовь к окружающим),
экономический (прагматическая ориентация).

Роль личности в
истории: на первых этапах: физические
качества и качества характера делают
человека выдающейся личностью (вожди).
По мере развития общества в структуре
необходимых качеств выдающейся личности
возрастает роль интеллекта, воли,
организаторских способностей. Роль
выдающейся личности: видит более ясно
задачи исторического развития на данном
этапе, обладает энергией для их
воплощения.Взгляды: ранее: историю
движут только исторические личности;
марксизм: основной субъект историч.процесса
– народные массы, выталкиваемая народными
массами историческая личность лишь
наиболее полно видит задачи исторического
развития.

В решении вопроса
о Р. л. в и. марксизм-ленинизм исходит из
того, что главной силой в системе условий
материальной жизни общества является
способ производства материальных благ.
Так как главной силой производственного
процесса являются трудящиеся, то отсюда
следует, что история общества есть
прежде всего история развития
производительных сил, история трудящихся
масс, а не история отдельных выдающихся
личностей, завоевателей, царей,
законодателей и полководцев. Не отдельные
личности создают общество, а общество
и классы, его составляющие, формируют
личность, не герои создают народ, а народ
создаёт героев и двигает вперёд историю

Черты и свойства личности

Под чертами или свойствами личности подразумеваются человеческие характеристики, которые обозначают глубинные (внутренние) особенности конкретного индивида. Это касается как поведения в социуме и умения общаться, так и особого реагирования на различные жизненные ситуации в аспекте долговременных контактов. Природа личностных черт и биологическая (врождённая), и ситуативная (зависит от обстоятельств).

Создание полного и, тем более, правильного перечня личностных черт невозможно. Во-первых, потому что он может быть бесконечным, как количество людей на планете. Во-вторых, всегда возможен произвольный характер личностных свойств. Свойства личности с точки зрения видимости проявляются разными способами: через черты характера и темперамент, интересы и привычки, развитые способности и стиль деятельности конкретного человека.

Темперамент, как важное свойство личности, описывает то, как человек что-либо делает (а не то, что делает). Темперамент обусловлен типом высшей нервной деятельности

В зависимости от её устройства, специалисты выделяют 4 основных типа темперамента.

Холерический — это быстрая, громкая речь, порывистость движений, хорошо выраженная мимика. Человек-сангвиник имеет те же самые черты, но в менее выраженной форме. Представители этих двух типов, как правило, оптимисты по жизни.

Флегматику требуется длительное время для ответной реакции. Представители этого типа темперамента хорошо переносят монотонные нагрузки (работа на конвейере). Установлено, что флегматики в браке совместимы со всеми темпераментами. Меланхолика можно узнать из целой толпы людей по выражению печали и скорби на лице (в народе его принято называть маска «Пьеро»). Меланхолики — вечные и неисправимые пессимисты.

Темперамент является физиологической основой характера. Характер же — приобретаемое качество. Характер описывается через систему отношений человека к 4 структурам:

к себе (себялюбие, эгоцентризм)к людям (общительность, агрессивность)к деятельности (трудолюбие, лень)к вещам (жадность, аккуратность)

Стержнем характера является воля — человеческая способность заставить себя делать то, что нужно в жизненной ситуации.

Способности — те индивидуальные психологические особенности, которые отличают одного человека от другого, позволяют быстро и легко выполнить определённый вид деятельности. Фундаментом способностей является соотношение наследственного и социального. Способности формируются, развиваются в процессе деятельности человека. Способности могут быть общими — мыслительные, речевые и пр. А также специальными (математические, музыкальные, творческие и т.п.).

Эмоции

Почему так важно понимать и познавать свои эмоции? Ответ прост: для того, чтобы ими управлять! Ведь переживание эмоций и их познание — понятия не тождественные. Переживание эмоций не даёт ключ к их управлению, в то время как их познание позволяет разобраться в себе

Для того, чтобы управлять эмоциями, человек должен знать, как они устроены, в результате каких актов души они появляются и продолжают существовать, несмотря на явные попытки их скрыть.

Мотивы и потребности. Потребность — это состояние, переживаемое, как нужда организма в чём-то. Могут быть биологическими, физиологическими, социальными и пр. Когда появляется предмет, на который направлена человеческая потребность, то возникает мотив.

Мотив — это то, что побуждает нас к активности. Мотивы могут быть внешние («кнут и пряник») и внутренние (интерес, любопытство и пр.) Если человек принял решение серьёзно и внимательно подойти к вопросу изучения себя как личности, следует развивать свои способности управления потребностями. А для этого надо отчётливо понимать, какие потребности преобладают, что движет этими желаниями.

Направленность — устойчивая система целеполагания, которая определяет и регулирует жизнедеятельность человека. Направленность выражается несколькими формами: бессознательная направленность, склонности, интересы, цели и мотивы, взгляды и убеждения, мировоззрение.

Все вышеперечисленные понятия и есть психологические характеристики личности, её свойства. На их основе можно составить собственный психологический портрет, который поможет лучше узнать себя.

Значение социальной роли в жизни человека

Вне общества существовать нереально. Чтобы влиться в него, необходимо соответствовать установленным нормам. К моделям поведения людей готовят с детства. С возрастом роли меняются (малыш превратился в школьника, затем – в студента и т.д.). На каждом этапе приходится приспосабливаться к новому статусу, входить в другую роль.

Параллельно возникает необходимость осваивать и другие образы. Вначале индивид – это просто чей-то сын и внук. Затем он называется женихом, впоследствии мужем и отцом.

На каждом этапе к личностным (неформальным) отношениям добавляются и другие. Ребенок посещает садик, школу, поступает в институт или идет работать. В каждой из таких групп существуют своя иерархия и определенные нормы поведения, соблюдения которых от него ожидают.

Чем больше ролевой репертуар, тем легче человеку адаптироваться к жизни. Сначала нужно освоиться с изобилием образов, что удается не всем. Важен динамический переход из одной возрастной группы в другую. В противном случае при выполнении ролей будут возникать конфликтные ситуации.

Нужно также научиться быстро адаптироваться в параллельных ячейках общества. Ведь не всегда модель поведения, выработанная в семье, соответствует должным образом нормам, определенным школьными правилами, трудовым статусом.

Обратите внимание! Если человек стремится достичь определенных высот в жизни, ему придется осваивать новые обязанности. Это хорошо – многообразие образов делает индивида высокоразвитым и повышает шансы на реализацию своих мотиваций

Социальная роль гражданина, примеры из жизни

Мир создает модели поведения, но они не являются жесткими. Люди вправе осознанно выбирать свои роли и следовать им до поры до времени. При желании можно сменить свой базовый статус на любом из этапов.

Социальный статус гражданина

Обратите внимание! Если жить по четко запрограммированному алгоритму, да еще вразрез с внутренним «Я», существование превратится в страдания, в преодолении которых можно потерять себя как личность. К примеру, на юношей, достигших призывного возраста, общество возлагает роль защитника Отечества, предопределяя им краткосрочную службу в армии

Конкретный парень, воспитанный в семье с пацифистками взглядами на жизнь, старается избежать данной обязанности. Но это не мешает ему выполнять другие роли: сына, мужа, хорошего работника и т.п

К примеру, на юношей, достигших призывного возраста, общество возлагает роль защитника Отечества, предопределяя им краткосрочную службу в армии. Конкретный парень, воспитанный в семье с пацифистками взглядами на жизнь, старается избежать данной обязанности. Но это не мешает ему выполнять другие роли: сына, мужа, хорошего работника и т.п.

Взяв на себя исполнение множества функций в разных группах, не везде индивид доминирует. Женщина – высококвалифицированный специалист является передовиком производства. К ее мнению прислушивается руководство фабрики. Придя домой, она представляет собой безликий элемент семьи, где всем управляет свекровь.

К статусным ролям можно относиться по-разному. Если человек наделен властью, он ею наслаждается по полной. При этом не всегда его поведение в одной общественной группе созвучно с поведением в другой. Являясь руководителем отдела в одном из НИИ, гражданин К. пользуется уважением и любовью коллег. В кругу друзей его считают «душой компании». А вот дома он – настоящий тиран, которого боятся жена и дети.

Для каждой роли своя маска

Когда-то «принести в подоле» было позорно для девушки и ее семьи. Современное общество лояльнее относится к таким особам. Можно сказать, что статус «мать-одиночка» уже стал привычно будничным. Теперь исполнять эту роль не стыдятся ни молоденькая студентка, ни более взрослая женщина-инженер (бухгалтер, учитель и т.д.).

Несмотря на то, что поведенческие шаблоны создаются общественными статусами, люди вправе играть свою роль так, как они считают нужным. В этом заключаются залог гармонии мира и смысл существования.

эссе

«Роль человека в обществе»

Итак, попробуем разобраться, какую же роль играет человек в обществе?

Человек социальное существо и это утверждение всем известно. Человек не может существовать без общества, без ощущения себя элементом социума. 

После рождения маленький ребенок начинает постигать мир, изучать принципы его устройства, раскрывает для себя свет, пространство и время. Весь процесс воспитания зависит от окружающих его людей, от общества. К примеру, бывали случаи, когда ребенок вырастал в лесу и воспитывался животными. В этих случаях, ребенок развивался на уровне животного: ходил на четвереньках, вместо слов — рычал, не говоря уже о правилах этикета. Саму человечность в него закладывает окружение, общество. Итак, ребенок не может расти и развиваться вне общества. А что же касается взрослого человека? И на этот случай есть пример- отшельники. Если человек отделяется от общества, он теряет чувство соперничества. Ему не за чем развиваться, достаточным будет то, что уже есть. Нет чувства гонки за первенство ,а это значит, что человек опускается ниже по соц.уровню, он становится примитивным .

Вместе с тем, каждый человек занимает в обществе определенное место. Речь идет о статусах человека. Социальные статусы бывают  предписанными(пол, возраст, национальность) и достигнутыми (студент, доцент, профессор).

Достигнутые статусызакрепляются с учетом способностей, достижений, что дает перспективу каждому. В идеальном обществе большинство статусов достигаемы. В реальном — далеко не так. У каждой личности много статусов: отец, студент, преподаватель, общественный деятель и др. Среди них выделяется главный, который наиболее важен и ценен для общества. Ему соответствует социальный престижданной личности.

С каждым статусом соотносится определенное ожидаемое поведение при исполнении соответствующих функций.  В этом случае мы говорим о социальной роли личности.Социальная роль — это набор функций, более или менее четко определенный шаблон поведения, которое ожидается от человека, занимающего определенный статус

Размышления наводят на мысль о том, что не только общество оказывает огромное влияние на человека, но и человек оказывает влияние на общество. Т.е. Человек и общество идут бок о бок друг с другом. Человек не развивается без общества и общество не действует без человека.

БКС Брокер – Отзывы клиентов

БКС Брокер — Новости и Анонсы

ЦБ с октября увеличит продажу валюты

29 сентября 2020  

«БКС Мир Инвестиций» запустил новый сервис на «БКС Экспресс»

15 сентября 2020  

Индексу РТС исполняется 25 лет

1 сентября 2020  

В состав индекса МосБиржи войдут четыре новые бумаги

27 августа 2020  

Капитализация Apple достигла $2 триллионов

20 августа 2020  

Новый индекс на МосБирже. Индекс московской жилой недвижимости

10 августа 2020  

Какова роль человека в обществе?

(345 слов) Человек и общество не могут существовать по отдельности. Они взаимосвязаны и постоянно дополняют друг друга. Социум в жизни личности играет огромную роль. Он помогает ей развиваться, совершенствоваться и меняться. А какова же роль человека в нем?

Ответ на этот вопрос пытается найти А.С. Грибоедов в своей комедии «Горе от ума». Чацкий является полной противоположностью всему Фамусовскому обществу. Он хочет служить делу и отечеству, а не отдельным высокопоставленным людям. Герой всегда говорит правду, даже если она губительна. Александр также презирает любое преклонение перед кем-то. Он уверен, что всего можно добиться всего своими силами. Именно из-за своих качеств и идеалов он – «белая ворона» среди знати, ведь богатые помещики привыкли жить лицемерно, праздно и эгоистично. Для них лестные слова нужному человеку, преклонение перед модой, кумовство в порядке вещей. Они даже предлагают «забрать все книги бы, да сжечь»! Таким образом, роль человека в этой комедии – показать высшему обществу, что его порочность до добра не доведет. Он хочет на своем примере доказать, что можно жить иначе и повести людей за собой, ведь «служить» он «рад».

М. Горькой также не обходит эту тему стороной. В своей пьесе «На дне» на примере одного из героев он хочет показать роль человека в обществе. Итак, Лука появляется в произведении с целью показать ночлежникам, что их жизнь не так плоха, как кажется. Он старается внушить им веру в хорошее и светлое будущие. Лука жалеет их. Анне он говорит, что после своей смерти она всё же обретёт настоящее счастье. Актеру рассказывает о лечебнице, в которой смогут победит его алкоголизм. К каждому герою проповедник находит свой ключик. Он показывает им, что счастье есть, только его нужно подождать. Но после его исчезновения ночлежники понимают, что они не могут сами справиться со своей загубленной жизнью. Актер, например, даже совершает самоубийство. Для каждого из них этот гость – источник надежды. Значит, человек может не только порицать общество, но и дарить ему утешение, если ничего нельзя изменить.

На примере своих героев А.С. Грибоедов и М. Горький хотят показать, что человек играет большую роль в обществе. Чаще всего он дает понять другим, что можно жить иначе, лучше. Только некоторые понимают это слишком поздно.

Как связаны социальный статус и социальная роль

Достаточно двух человек, чтобы создать иерархию. Группа людей – это уже ячейка, где каждому отведена своя роль. Многообразие группировок – общественный строй, в котором важны не только межличностные отношения, но и способность одних руководить, других – подчиняться.

Любое общество – пирамида, где каждой ступеньке присвоен определенный ранг (низкий, средний, высокий). Они и составляют иерархию, которой подчиняются группы. Но и в отдельно взятой прослойке существует свое ранжирование, определяющее место каждого члена сообщества.

Статус – мотивация к действию

Социальные роли и статусы связаны между собой. Именно положение человека в обществе трактует нормы его поведения и предопределяет взаимоотношения с окружающими. Иными словами, «что позволено Юпитеру, не дозволено Быку».

В ролевых играх не все так просто – человек одновременно обладает несколькими статусами. Их совокупность подразделяется на:

  • родственные;
  • гендерные;
  • политические;
  • экономические;
  • религиозные;
  • профессиональные.

Наряду с постоянными и основными статусами, существуют временные и эпизодические. В каждом ранге у индивида соответствующая роль. Она не везде занимает главенствующее место в иерархии. В подтверждение можно привести такой пример. Любимый отец семейства, обладающий в кругу родных авторитетом, бывает неприметным «серым винтиком» у себя на производстве.

Важно! Несовпадение статусов в разных сферах деятельности одного человека приводит к противоречиям во всех иерархиях, мешая индивиду выполнить хорошо свои роль. В целом все статусы предопределяют особенности социальных отношений

Ранги дают определенные привилегии и права, обозначают круг обязанностей. Они же диктуют модель поведения. Поэтому социальную роль можно представить, как статусную функцию, реализуемую в рамках определенного общества

В целом все статусы предопределяют особенности социальных отношений. Ранги дают определенные привилегии и права, обозначают круг обязанностей. Они же диктуют модель поведения. Поэтому социальную роль можно представить, как статусную функцию, реализуемую в рамках определенного общества.

Психология искусства

К различным направлениям деятельности, которыми занимается психология, также относится искусство. Психология искусства рассматривает, как создание и восприятие произведений влияет на жизнедеятельность человека. Она исследует мотивы, побуждающие творить, сам процесс, способности автора, его чувства и переживания на момент создания произведения. Творцы свои жизненные проблемы переносили в музыку, произведения, на холст, приравнивали себя к создаваемым персонажам. В искусстве происходит становление личности самого автора, которое прослеживается психологией. Также изучается и анализируется, как воздействие определенных произведений производит разное впечатление на людей, вызывает различные эмоции.

Выготский «Психология искусства» внес огромный вклад своим трудом в развитие этой науки. Он охарактеризовал теорию искусства и дал начало новому направлению в этой области.

На дне. Сочинение 2

Произведения Максима Горького всегда были написаны с каких то реальных случаев или событий из жизни. Отличались они тем, что в них описывалась вся правда той жизни, которая окружала писателя. Это могли быть как интеллигентные люди, честно зарабатывающие свой кусок хлеба, так и бездомные скитающиеся от ночлежки к ночлежке и побирающиеся случайными подработками.

Пьеса «На дне» была создана М. Горьким в 1902 году. В ней были настолько красочно и реалистично отражены проблемы того времени, настолько актуальны, что произведение практически моментально получило широкую признательность публики. В пьесе автор показал проблему пьянства во всей неприглядности, окружающую нищету и жестокие условия существования людей, кто махнул на свою жизнь рукой и просто плывет по течению. До этого тема босячества, жизни на самом дне общества не поднималась и была для всех в новинку. Другие авторы освещали различную тематику жизни русского народа, но этот аспект обходили стороной.

Именно интерес М.Горького к людям живущих на дне общества превратил пьесу в настоящую психологическую драму. Герои произведения высказывают свои мысли о том каким должно быть добро, справедливость, счастье. Почему они несчастны, а жизнь к ним несправедлива. Например, в рассуждениях Сатина о роли человека в обществе, предназначении в жизни, о совести, добре и зле, есть фраза — «Человек звучит гордо». Фраза со временем стала крылатой и широко используется и в наши дни.

Сатин является поборником горькой правды, презирает нравственность, и во всю доказывает что не стоит и пытаться что-то делать, для того чтобы изменить свою жизнь или себя. Лука же, мечтатель, и считает что жителям ночлежек нужно дать мечту. Вранье для блага по его мнению имеет право на существование. На поверку он оказался пустозвоном, человеком который не умеет держать свое слово. Он сбежал из ночлежки, как только почувствовал что его вранье, которое он называл мечтой, может раскрыться. Горькая правда Сатина оказалась тоже не совсем тем, что нужно было людям с обочины жизни. Клещ из-за него лишился уверенности в себе, прекратил все попытки изменить себя и вернутся к нормальной жизни.

В пьесе М.Горький дает понять, что в мире могут выжить только сильные личности, которые умеет крепко стоять на ногах, несмотря на жизненные невзгоды. Слабым и беззащитным, лучше уйти с их пути, опуститься на дно. Однако смысл пьесы не естественный отбор. Идея — показать, что те кто оказались на дне, сами опустили руки, и даже не хотят попытаться что то сделать, чтобы подняться оттуда. И нужно понимать, никогда нельзя сдаваться в борьбе за свое существование, даже если на пути могут встретиться очень большие преграды.

Представления о социальной роли

Считается, что понятие «социальная роль» в социологию ввел в первой половине XIX в. американский ученый Р. Линтон. У немецкого философа Ф. Ницше это слово фигурирует вполне в социологическом смысле: «Забота о поддержании существования налагает на большинство европейцев мужского пола строго определенную роль, как говорится, карьеру».

С точки зрения социологии любая организация общества или группы предполагает наличие совокупности отличающихся друг от друга ролей. В частности, американский социолог П. Бергер считает, что современное общество представляет собой «сеть социальных ролей».

Социальная роль представляет собой систему ожидаемого поведения, которое определяется нормативными обязанностями и соответствующими этим обязанностям правами. Например, учебное заведение как вид социальной организации предполагает наличие директора, учителей и учеников. Эти социальные роли несут конкретный набор обязанностей и прав. Учитель обязан выполнять приказы директора, не опаздывать на свои уроки, добросовестно готовиться к ним, ориентировать учеников на социально одобряемое поведение, быть требовательным и справедливым, ему запрещается прибегать к физическим наказаниям учеников и т.д. При этом он имеет право на определенные знаки уважения, связанные с его ролью учителя: ученики должны вставать при его появлении, называть его по имени и отчеству, выполнять его распоряжения, связанные с учебным процессом, соблюдать в классе тишину, когда он говорит, и т.п.

Тем не менее выполнение социальной роли допускает некоторую свободу для проявления индивидуальных качеств: учитель может быть суровым или мягким, соблюдать дистанцию по отношению к ученикам или вести себя с ними как старший товарищ. Ученик может быть старательным или нерадивым, послушным или дерзким. Все это — допустимые индивидуальные оттенки социальных ролей. Следовательно, поведение индивида в группе не определяется механически выполняемой им социальной ролью. Так, из литературы и жизни известны случаи, когда в критические моменты брали на себя роль лидера и спасали положение люди, от которых по их обычным ролям в группе никто этого не ожидал.

Американский социолог Р

Мертон первым обратил внимание на то, что каждый социальный статус имеет не одну социальную роль, а несколько, и это положение стало основой теории набора ролей

Таким образом, индивиды как носители определенных социальных статусов, вступая в общественные отношения, всегда выполняют одновременно несколько социальных ролей, обусловленных тем или иным социальным статусом. Положение человека, выполняющего только одну роль, всегда патологично и предполагает, что он живет в изоляции от общества. Обычно человек в обществе исполняет несколько ролей. Например, социальный статус мужчины позволяет ему иметь множество социальных ролей: в семье он может быть мужем и отцом или сыном и братом; на работе — начальником или подчиненным, причем одновременно начальником для одних и подчиненным для других; в профессиональной деятельности он может быть врачом и одновременно пациентом другого врача; членом политической партии и соседом члена другой политической партии и т.п.

В современной социологии совокупность ролей, соответствующих определенному социальному статусу, получила название ролевого набора. Например, статус преподавателя конкретного учебного заведения имеет свой отличительный набор ролей, связывающий его с обладателями соотносительных статусов — другими преподавателями, студентами, директором, лаборантами, чиновниками министерства образования, членами профессиональных ассоциаций, т.е. с теми, кто так или иначе имеет отношение к профессиональной деятельности преподавателя. В связи с этим в социологии различают понятия «ролевой набор» и «множественность ролей». Последнее понятие относится к разнообразным социальным статусам (набору статусов), которыми обладает индивид. Понятием «ролевой набор» обозначают только те роли, которые выступают динамическими аспектами только данного социального статуса.

Социология

Теория социологии

Социализация

Влияние искусства на человека

Человек является основной темой практически всех творений. Создаются совершенные образы личности в искусстве любой эпохи. С древних времен воспеваются подвиги, рисуются идеальные пропорции тела, создаются совершенные скульптуры.

Искусство является одним из важных этапов в эволюции человека, участвует в формировании общественного мнения и различных точек зрения. Оно неотступно преследует нас всю жизнь, в нем мы находим новые знания, наслаждение, ответы на важные и интересующие нас вопросы. Оно, как правило, созвучно с нашими мыслями. Из всего многообразия, которое предоставляет искусство, человек находит себе по душе то, что ему ближе всего и понятней.

Большое влияние на человека оказывает музыка. Она способна умиротворять и возбуждать чувства человека, погружаться в свои мысли, снимать стресс и напряжение. Музыка влияет на эмоции, заставляет плакать или радоваться. Прослушивание классической музыки способно повысить умственные способности или излечить человека от некоторых недуг, у кормящих матерей увеличить выработку молока.

Человек в искусстве запечатлевается в веках. Люди умирают, а искусство остается, проходит через годы и столетия, рассказывает будущим поколениям о былых мировоззрениях, переносит в мир, когда произведение было создано, помогает прочувствовать атмосферу того времени и традиции. Каждая эпоха вносит свои изменения в искусство, приносит что-то новое, дополняет. Человек должен захотеть принять в себя искусство, чтобы оно благотворно повлияло на него и донесло истинный смысл его предназначения.

Искусство в жизни человека was last modified: Апрель 20th, 2019 by Елена Погодаева

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector