Рефлексия в психологии

Содержание:

Антисимметричные бинарные отношения. Пример

Aнтисимметричность:
если для а ≠ b верно отношение аRb, то
ложно bRа («быть больше», «не меньше»,
«быть делителем»).

R
= {(x,y) : x є R, у є R, х-у ≥ 1} обладает свойствами
антисимметрич-ности

Почему так мало людей развивают саморефлексию?

Многие люди не умеют размышлять и не понимают, как это делать. Другим, не нравится процесс, они склонны действовать или не видят быстрых результатов.

Не нравится процесс. Рефлексия требует делать вещи, которые могут не нравятся: замедлиться, принять образ незнания и любопытства, терпеть беспорядок и неэффективность, брать личную ответственность. Рефлексия может привести к ценным открытиям и прорывам или вызвать чувство дискомфорта, уязвимости и защитную реакцию.

Склонны действовать. Многие люди настроены действовать, как и футбольные вратари. Исследователи изучили действия профессиональных вратарей во время пенальти и выяснили, что у голкиперов, которые остаются в центре ворот, шанс отбить мяч — 33%. И только 6%, если они прыгают вправо или влево. Дело в том, что вратарям становится легче, когда они «что-то делают». То же самое происходит с рефлексией — кажется, что стоять на месте неверно.

Не видят результата. Иногда трудно увидеть немедленную окупаемость усилий и результат, но именно замедление и размышления помогают вырваться вперед.

История

Принцип рефлексивности был, вероятно, впервые провозглашен социологами Уильямом I. Томасом и Дороти Суэйн Томас в их книге «Ребенок в Америке», 1928 г. «Если люди определяют ситуации как реальные, они реальны по своим последствиям». Теория была позже названа « Теорема Томаса ».

Социолог Роберт К. Мертон (1948, 1949) основывался на принципе Томаса, чтобы определить понятие самоисполняющегося пророчества : как только предсказание или пророчество сделано, акторы могут приспособиться к своему поведению и действиям так, чтобы утверждение, которое было бы false становится истинным или, наоборот, утверждение, которое было бы истинным, становится ложным — как следствие сделанного предсказания или пророчества. Пророчество оказывает определяющее влияние на исход или результат, изменяя исход по сравнению с тем, что в противном случае произошло бы.

Рефлексивность была рассмотрена как проблема науки в целом Карлом Поппером (1957), который в своей книге «Бедность историзма» подчеркнул влияние предсказания на предсказываемое событие, назвав это « эффектом Эдипа » в отношении греческого сказка, в которой последовательность событий, исполняющих пророчество Оракула, во многом зависит от самого пророчества. Поппер первоначально считал такое самозаполняющееся пророчество отличительной чертой социальных наук, но позже пришел к выводу, что в естественных науках, особенно в биологии и даже молекулярной биологии, вступает в игру нечто, эквивалентное ожиданию, и может действовать, чтобы вызвать то, что было ожидается. Этим также занялся Эрнест Нагель (1961). Рефлексивность представляет проблему для науки, потому что, если прогноз может привести к изменениям в системе, в отношении которой делается прогноз, становится трудно оценивать научные гипотезы, сравнивая прогнозы, которые они влекут за собой, с событиями, которые действительно происходят. В социальных науках проблема еще сложнее.

Рефлексивность рассматривалась как проблема «рефлексивного прогнозирования» в экономической науке Грюнбергом и Модильяни (1954) и Гербертом А. Саймоном (1954), обсуждалась как основная проблема в связи с Критикой Лукаса и была поднята. как методологическая проблема в экономической науке, возникающая из проблемы рефлексивности в литературе социологии научного знания (ССК).

Рефлексивность возникла как проблема и как решение в современных подходах к проблеме структуры и деятельности , например, в работе Энтони Гидденса в его теории структурации и Пьера Бурдье в его генетическом структурализме .

Гидденс , например, отмечал, что конститутивная рефлексивность возможна в любой социальной системе и что это представляет собой отдельную методологическую проблему для социальных наук. Гидденс подчеркнул эту тему своим понятием « рефлексивной современности » — аргументом о том, что со временем общество становится все более самосознательным, рефлексивным и, следовательно, рефлексивным.

Бурдье утверждал, что социолог по своей природе подвержен предубеждениям , и только рефлекторно осознавая эти предубеждения, социологи могут освободиться от них и стремиться к практике объективной науки. Поэтому для Бурдье рефлексивность — это часть решения, а не проблема.

Можно сказать, что «Порядок вещей» Мишеля Фуко затрагивает проблему рефлексивности. Фуко исследует историю западной мысли с эпохи Возрождения и утверждает, что каждая историческая эпоха (он выделяет 3, предлагая 4-ю) имеет эпистему или «исторический априор », который структурирует и организует знание. Фуко утверждает, что концепция человека возникла в начале 19-го века, в том, что он называет «веком человека», с философией Иммануила Канта . Он заканчивает книгу постановкой проблемы возраста человека и нашего стремления к знанию, где «человек является одновременно знающим субъектом и объектом своего собственного изучения»; таким образом, Фуко утверждает, что социальные науки, далекие от объективности, порождают истину в своих собственных взаимоисключающих дискурсах .

Что делать, если саморефлексия отсутствует

Процесс саморефлексии свойственен всем, но в разной степени. Это зависит от психотипа, складов личности, различных жизненных приоритетов, общего уровня психического и интеллектуального развития.

Зачастую более склоны к саморефлексии люди с высоким интеллектуальным уровнем.

Однако встречаются случаи, когда саморефлексия отсутствует. Что является причиной такого феномена и как поступать в данном случае?

Недостаток воспитания. Ребенок не получает необходимой информации о том, что такое хорошо, а что такое плохо. В худшем случае ребенку практически не демонстрируют общепринятые модели поведения. Не заинтересовывают ребенка. В данном случае не обойтись без квалифицированной психологической помощи. На анализ событий, произошедших за текущий день, необходимо систематически выделять 15 минут.
Чрезмерная опека. Ребенка в прямом смысле душат опекой и любовью. В таком случае отпадает необходимость осознания своего поведения. Ребенок не постигает навыков и умений изменять свою линию поведения, что преследует его и во взрослой жизни. Метод борьбы с данной проблемой аналогичен предыдущему. Работу также следует проводить, опираясь на помощь квалифицированного психолога.

Педагогическая запущенность. В таком случае воспитанием ребенка никто не занимается. Это наивысшая точка неполноценного воспитания. Бороться с такой проблемой необходимо посредством психологического консультирования. Причем, ликвидировать ее необходимо в детстве. Во взрослом возрасте это достаточно затруднительно.

Экстраверсия. Излишняя коммуникабельность, зачастую переходящая в навязчивость и болтливость

В данном случае необходимо акцентировать внимание человека на пользу саморефлексии: перспективы продуктивного общения, налаживание социальных связей.

Ключи к развитию хорошей саморефлексии

Это должно быть больше, чем цель, это должна быть необходимость. Развитие хорошей саморефлексии является ежедневной целью, в которую мы должны вкладывать усилия и силу воли, чтобы стать тем, кем мы жаждем: свободными людьми. Мы могли видеть это как перерождение, как пробуждение сознания, просветление или «понимание», подобное тому, чему нас учили в фильме «Матрица». Мы можем обнаружить, что мы не обязаны постоянно радовать других людей. У всех нас есть голос и правильные инструменты, чтобы быть тем, что мы хотим. Чтобы достичь этого, мы можем работать в следующих областях:

Узнать историю своей семьи

Чтобы узнать самих себя, хорошим вариантом является изучение наших корней. Иногда определенный стиль воспитания или определенный тип образования определяет, кем мы являемся сейчас и даже тем, каким мы видим себя.

Понять свои потребности, мотивы и эмоции

У людей есть социальные импульсы. Нам нужна близость, желание принадлежать к определенной социальной группе и достигать определенных целей.

Понять защитные механизмы

Наши защитные механизмы активируются, когда нашей личности угрожают или когда мы подвергаемся какой-либо болезненной информации о себе. Знание того, что вызывает эти реакции и какие защитные стратегии мы обычно используем, несомненно, даст нам объективную информацию о наших самых глубоких страхах, недостатках и потребностях.

Окунитесь в свои сильные и слабые стороны

Люди — это свод величия и слабости, достоинств и недостатков, света и теней. Знание каждого из этих измерений и углубление в них, несомненно, предложит нам важный инструмент для работы над нашей саморефлексией.

Каковы ваши цели в жизни?

Жизнь без цели — это просто существование. Разум без целей не процветает, не счастлив, ему не хватает мотивации и причин вставать каждое утро. Давайте составим список целей, которые определяют нашу жизнь в настоящее время. Давайте разберемся, почему они так важны для нас, и что мы делаем, чтобы достичь их и сделать их нашими.

Помните о «культурном и социальном пузыре», который вас окружает

У саморефлексии нет смысла или цели, если мы не используем ее с критической точки зрения. Как общество, в котором я живу, влияет на меня? Я раб моды? Я много волнуюсь о том, что люди подумают обо мне? Должен ли я расставлять приоритеты перед тем, как следовать моим реальным желаниям?

Создать повседневную привычку к саморефлексии

Мы должны отводить как минимум полчаса в день, чтобы практиковать саморефлексию. Давайте сосредоточимся на важных вещах в жизни, на наших эмоциональных и психических состояниях, на том, что нас окружает. Давайте практиковать осознанность, вести дневник, ходить, рисовать или молчать в течение длительного времени в тихом месте.

Давайте сделаем саморефлексию сознательной привычкой, где мы смеем быть немного более свободными каждый день. Оставим в стороне поверхностность, страхи и теплоту зоны комфорта. И давайте развивать истинное благосостояние, где мы можем снова найти себя. Где мы можем найти того человека, которым мы часто пренебрегали, и чью руку мы слишком часто отпускаем.

Воспаление на коже и гнойники

Целая группа образований на коже может быть связана с инфекцией. Чаще всего причиной воспаления и нагноения является бактерия стафилококк. Кожа в пораженной области краснеет, появляется припухлость и уплотнение различного размера. Поверхность кожи становится горячей и болезненной на ощупь, также может повышаться и общая температура тела.

Иногда воспаление быстро распространяется по коже, захватывая большие области. Такое разлитое поражение характерно для рожистого воспаления (рожи). Более тяжелое состояние — флегмона — это гнойное воспаление подкожной жировой клетчатки. Частыми являются очаговые воспалительные заболевания: карбункул и фурункул , которые образуются при повреждении волосяных луковиц и сальных желез.

Лечением гнойно-воспалительных заболеваний кожи и мягких тканей занимаются хирурги. При появлении покраснения, боли и припухлости на коже, сопровождающегося повышением температуры, нужно как можно скорее обратиться к ним за помощью. На начальных стадиях проблему можно решить с помощью антибиотиков, в более запущенных случаях приходится прибегать к операции.

Роль данного явления для человека

Рефлексивные способности оказывают огромное значение на человеческую жизнь и позволяют выполнять ряд важных для личности операций:

  • контроль и анализ собственного мышления;
  • отстраненная оценка личных мыслей с точки зрения их правильности;
  • удаление бесполезных мыслей из сознания;
  • трансформация скрытых умений в действенные;
  • глубокая самодетерминация;
  • оценка собственных шаблонов поведения и корректировка своих поступков;
  • формирование ясной жизненной позиции;
  • борьба с собственной нерешительностью.

В ходе самопознания человек прислушивается к себе, получает понимание о своем поведении, у него развиваются способности к самоконтролю. В результате эти умения отражаются на качественных жизненных переменах. Для нерефлексирующего человека свойственно многократное повторение прежних ошибок вследствие незнания собственного устройства.

Это является причиной распространения применения метода рефлексии в психологии. Специалист помогает своему пациенту или клиенту обратиться к собственной сущности и познавать ее. В итоге самоисследования человек находит решения проблемы и ответы на вопросы в самом себе.

С помощью самодетерминации в рамках психотерапии или психоанализа человек может прийти к следующему:

  • понимание собственных чувств в конкретный период совей жизни;
  • обнаружение скрытых в подсознании слабостей, на которые оказывается внешнее влияние;
  • разворот трудностей, переживаемых в данный момент жизни, в свою пользу (для самосовершенствования).

Метод рефлексии, используемый психологами, приводит клиента к познанию собственного «я»:

  • как отдельной личности;
  • как части социума;
  • как идеального существа;
  • как отдельного индивида глазами окружающих;
  • как личности, находящейся в окружении других индивидов в восприятии со стороны;
  • как идеального существа в стороннем восприятии.

Рефлексия считается одним из оптимальных и действенных методов достижения человеком гармонии внутри себя. Этот процесс дает представление о собственной сущности, что, в свою очередь, служит основой для начала самосовершенствования. Именно с осознанной рефлексии начинается дорога человека к идеальному себе.

Что такое рефлексия?

Слово рефлексия происходит от латинского слова reflecto – обращать назад, от которого образовано французское слово reflexio — размышление. Само понятие рефлексии имеет множество определений, заслуживающих внимания.

Рефлексия – это способность направлять мыслительный процесс на собственное сознание, поведение, накопленные знания, совершенные и будущие действия. Говоря простым языком, рефлексия является способностью человека заглянуть в себя. Причем заглянуть можно не только в свое, но и в чужое сознание.

Рефлексировать – это фокусироваться и осмысливать содержание собственного сознания.

Рефлексивность – означает способность индивида выйти за рамки своего «я», размышлять, анализировать и делать выводы, сравнивать свое «я» с другими. Это уникальная возможность критически посмотреть на себя со стороны.

Впервые понятие рефлексии появилось в философии, но на данный момент является широко используемым в различных сферах.

Виды

Понятие рефлексии весьма сложное и требуется классификация, чтобы разложить все по полочкам.

Какие бывают виды рефлексии:

  1. Личностная Р. – самоанализ или изучения собственного «Я»;
  2. Коммуникативная Р. – анализ взаимоотношений с другими людьми;
  3. Кооперативная Р. – анализ совместной деятельности для достижения поставленной цели;
  4. Интеллектуальная – обращение внимания на какие-либо знания и способов их применения;
  5. Экзистенциональная Р.– глубокие внутренние мысли человека;
  6. Саногенная Р.– направлена на контроль эмоций для снятия лишнего стресса , минимизации страданий и переживаний.

Существуют и другие виды рефлексии в зависимости от объекта и цели рефлексивной деятельности.

Формы

У мыслительного феномена также различают формы, в зависимости от того, какой конкретно промежуток времени взят за основу.

Формы рефлексии:

  1. Ситуативная – реакция на происходящее прямо сейчас;
  2. Ретроспективная – анализ прошлого;
  3. Перспективная – мечты, планы, цели, шаги и т.д.

Немного из истории. Рефлексия и духовность

Рефлексии уделялось внимание еще в древнегреческой философии: Сократ выдвигал на первый план процесс самопознания человека, предметом которого становилась духовная активность и ее познавательные функции. Человек, отвергающий знание и отказывающийся от самопознания, не способен стать духовно-нравственной личностью, не способен к развитию

Рефлексировать — это значит развиваться, расти духовно.

У Платона и Аристотеля рефлексия и мышление были атрибутами, присущими демиургу, божественному разуму. Только сверхразум, в их понимании, был способен к единству мыслимого и мысли. Данное понятие перешло в неоплатонизм, утверждавший, что рефлексия есть не что иное, как миротворческая активность божества. Данная теория не лишена смысла и встречается в современных трактовках. Дело в том, что рефлексирование может выполняться с двух позиций. Первая позиция – когда осмысление происходит индивидуумом: Я-рефлексирование. Кто знает меня лучше меня самого и может анализировать мои мысли и чаяния? Только Я сам.

Вторая позиция – не-Я-рефлексирование. Но кто кроме меня может проникать в мое сознание? Только Бог, обладающий свойствами личности.

Таким образом, человек верующий не просто сам рефлексирует и переживает свои поступки, он сканирует свои переживания, думая о том, как Бог относится к его деяниям. Праведна ли его жизнь, грешен ли он.

Результат такого рефлексирования удваивается, и эффект от такого самоанализа, безусловно, более сильный.

Примеры рефлексии

В педагогике

Примером учебной рефлексивности в педагогической практике может стать любое школьное занятие. По ФГОС, в конце урока учитель должен обязательно провести небольшой опрос в символической, устной или письменной форме. Он содержит в себе рефлексивные вопросы, направленные на закрепление материала, на оценку эмоций либо на анализ того, зачем ученику нужна эта информация.

В психологии

Ретроспективная рефлексия активно применяется в психологической практике. Примером может стать консультация психотерапевта, когда он задает пациенту наводящие вопросы и помогает ему провести анализ событий прошлого. Эта методика позволяет справиться с проблемами и заболеваниями, вызванными травмирующими воспоминаниями.

Коммуникативная рефлексия

Анализ взаимоотношений с родственниками, друзьями или второй половинкой. Рефлексирующий человек вспоминает события и ситуации, связанные с близким человеком, анализирует свои чувства по отношению к этому. Это помогает понять, в правильном ли направлении идут отношения, и что стоит изменить.

Коммуникативная рефлексия необходима чтобы проанализировать отношения с близкими

 Рефлексия  – способ анализа сознания человека, позволяющий лучше узнать самого себя. Это умение отличает людей от животных. Для развития рефлексии можно использовать интересные методы: взаимодействие с миром, поиск новой информации, отличной от интересов человека, подробный анализ одной вещи и составление списка вопросов, которые волнуют человека больше всего.

Узнайте больше по теме: Психические заболевания

Понятие и суть

Термин «рефлексия» происходит от лат. reflexio — отражение, оборачивание. У человека есть физические рефлексы — набор действий, которые он выполняет автоматически, реагируя на внешнюю среду. Это спонтанный процесс, который не требует обдумывания, сознательного усилия. В психологии рефлексия — такой же ответный процесс со стороны психики. Но он, в отличие от рефлексов, требует серьезной умственной работы.

Рефлексия — это самоанализ. Он не относится к врожденным процессам: человек не осмысливает свой внутренний мир, если он не владеет навыками самопознания и самооценки. Рефлексия требует ответственного отношения и объективности. Чтобы оценивать себя, свои поступки и взаимоотношения с окружающими, необходимо нормально воспринимать самокритику.

Развитие рефлексии

Научиться рефлексии способен любой человек. Чтобы запустить процесс, стоит больше практиковаться, выполняя простые психологические упражнения. Они приучат человека анализировать всё, что вокруг него происходит, и проживать свою жизнь осмысленно.

Взаимодействие с миром

 Рефлексирование  – это всегда реакция на внешнее воздействие. Всё, чем наполнено сознание человека, пришло к нему извне. Поэтому лучшей тренировкой рефлексии станет взаимодействие с миром вокруг него: с чужим мнением, критикой, конфликтами, сомнениями и другими сложностями.

Контакты с раздражителями, поступающими извне, расширяют диапазон рефлексивности человека. Общаясь с другими людьми, человек учится понимать их, и это позволяет ему легче и проще понимать самого себя.

Взаимодействуя с другими людьми мы учимся понимать мир вокруг себя

После завершения дня, проведенного в окружении других людей, важно обдумать все произошедшие события. Проанализируйте свое поведение и действия, совершенные в течение дня

Что вы думаете по этому поводу? Что вы чувствуете? В чем вы были неправы?

Выполняя это упражнение ежедневно, можно добиться отличных результатов.

Новая информация

Находясь в своей зоне комфорта, сложно узнать что-то новое о себе. Постоянно общаясь с одними и теми же людьми, смотря фильмы одного жанра, читая одинаковые книги, человек перестает развиваться как личность. Чтобы улучшить способности к самоанализу, нужно изучить что-то новое, противоположное привычным интересам.

Нужно постоянно выходить из своей зоны комфорта, иначе мы не развиваемся

Пообщайтесь с человеком, имеющим отличную от вашей точку зрения на важные вопросы, или с живущим противоположным образом жизни. Начните необычную для вас книгу в жанре, который вы прежде не пробовали читать, послушайте музыку, с которой прежде не были знакомы, и вы удивитесь, как много нового и необычного есть вокруг вас.

Анализ одной вещи

Нейробиологи считают, что большой объём информации, получаемый в современном темпе жизни, плохо сказывается на мыслительных функциях и памяти человека. При обилии ненужных знаний новая информация плохо усваивается, создаёт помехи в процессе мышления

Поэтому важно анализировать вещи и отношения, занимающие мысли человека

В процессе этой тренировки нужно выбрать один предмет и детально его проанализировать. Рассмотрению может подвергаться новая интересная книга, любимый сериал, понравившаяся песня или, скажем, общение с новым знакомым.

Анализируя вещи нужно задавать себе ряд определенных вопросов

Думая о предмете анализа, задайте себе следующие вопросы:

  1. Полезен ли этот предмет для меня?
  2. Узнал ли я что-то новое благодаря ему?
  3. Могу ли я использовать эти знания?
  4. Какие чувства у меня вызывает этот предмет?
  5. Хочу ли я изучать его дальше, интересно ли мне?

Эти вопросы помогут избавиться от ненужных вещей в жизни

Они освободят полезное место для более важного и интересного, а также научат сосредотачиваться и отсеивать все лишнее самостоятельно, в автоматическом режиме

Волнующие вопросы

Чтобы узнать себя лучше, запишите на лист бумаги вопросы, которые волнуют вас. Это могут быть вопросы, возникшие только вчера, или интересующие вас на протяжении долгих годов. Составьте подробный список, а после разделите его по категориям.

Это могут быть вопросы:

  • о прошедших событиях;
  • о грядущем;
  • о взаимоотношениях с людьми;
  • о чувствах и эмоциях;
  • о материальных предметах;
  • о научных знаниях;
  • о духовных материях;
  • о смысле жизни, сущего.

Задавая вопросы самому себе сделайте их волнующими и важными

Какая группа собрала большую часть ответов? Подумайте, почему получилось именно так. Это отличная тренировка, помогающая раскрыть человеку информацию, о которой он мог и не подозревать.

История исследования рефлексов.

Сам термин ввел французский философ, математик Рене Декарт в XVII веке. До открытия рефлексов считалось, что живые существа наделены душой, которая руководит всеми действиями. Идея Декарта на тот момент оказалась революционной. Он решился устранить душу из процесса управления реакциями организма и доказал, что телесное устройство вполне способно справляться с самоуправлением.

Русский профессор, один из основоположников психологии Иван Михайлович Сеченов доказал, что любые сознательные или бессознательные реакции организма управляются рефлексами. Даже те явления мозговой деятельности, которые мы описываем словами «грусть», «восторг», «издевка» – не что иное, как результат мышечного сокращения.

Русский физиолог, лауреат Нобелевской премии Иван Петрович Павлов первым ввел понятие «условный рефлекс». Большинство своих исследований Павлов провел на собаках и доказал, что для формирования рефлекса нужны четыре составляющие:

Наличие мотивации – выработать привычку пить воду перед завтраком.
Раздражитель (сигнал) – пробуждение.
Его многократное повторение – ежедневное напоминание на телефоне.
Подкрепление безусловным или удовлетворением жизненно важной потребности – хорошее самочувствие.

Сегодня знания о мозге меняются с головокружительно скоростью. Технологии вроде МРТ позволили сделать о нем новые открытия. Оказывается, мозг меняется не только в детстве, но и на протяжении всей жизни. Каждый раз, когда мы приобретаем новую привычку или осваиваем навык, мы меняем свой мозг. Исследователь Университета Британской Колумбии доктор Лара Бойд назвала это свойство «нейропластичностью мозга». Нейропластичность мозга сохраняется в любом возрасте, значит, свои привычки мы можем менять в любое время.


Хотите узнать свой генетический потенциал на уровне биохимии и получите инструкцию индивидуального развития

.Примите участие в проверке уникальной методикиДизайн Человека . Только 2 дня для читателей wikigrowth.ru участие бесплатно.Получить сейчас

Саморефлексия — основа обучения и образования

Помимо психологии, саморефлексию используют в обучении. Навык помогает специалистам выйти на новые уровни профессионального и личного развития.

Цикл Колба. Роль саморефлексии в процессе обучения описал американский теоретик образования Дэвид Колб в своей модели в 1970-е годы. Колб утверждал, что мы учимся, когда получаем конкретный опыт и через осмысление или рефлексию преобразуем его в теоретическую концепцию. Эту концепцию мы пробуем на практике, обновляя «цикл Колба».

Цикл обучения Дэвида Колба

Если вы привыкли учиться с изучения теории, обратите внимание на эту модель. Цикл обучения может начаться с любого этапа, но именно приобретение опыта, а не теории — отправная точка развития

Петля обучения Арджириса. В теории двойной петли обучения Криса Арджириса саморефлексия — триггер, который помогает выйти на новый уровень осознания своих компетенций и действий.

Одинарная петля — это базовая форма обучения. Вы исправляете ошибки и учитесь решать похожие задачи чуть лучше в будущем. Часто программы корпоративного или профессионального обучения строят только на основе одинарной петли — исправлении ошибок. Из-за этого квалифицированные специалисты могут годами оставаться на месте в профессиональном развитии. По мнению Арджириса, им не хватает навыка саморефлексии, чтобы провести переоценку ценностей и найти новые способы решения задачи или отказаться от них.

Двойная петля — обучение, когда вы задумываетесь о ценности тех или иных правил, нормативов и целей. Проще говоря, вы совершаете переход от стереотипного к более свободному мышлению. Согласно Арджирису, на второй уровень обучения возможно перейти только с развитым навыков саморефлексии.

Наши убеждения влияют на данные, которые мы выберем в следующий раз при принятии решений. Поэтому рефлексия играет ключевую роль в процессе размышлений и принятия решений в условиях ограниченных данных. Если рефлексировать о своих убеждениях, вы сможете увидеть картину целиком и принять лучшее решение.

Двойная петля обучения Арджириса.

  • Блок Assumptions — Предположения, ценности и убеждения (Почему мы делаем то, что мы делаем)
  • Блок Goals — Цели, стратегии, техники (Как мы действуем)
  • Single Loop Learning — одинарная петля обучения
  • Блок Results — Результаты и выводы
  • Double Loop Learning — двойная петля обучения
  • Блок Defensive — Защитная реакция (что нужно преодолеть)

Понятие рефлексии

Определение 1

Рефлексией называют разновидность сознания личности. Точнее говоря это процесс сознания, направленный на знание.

Философ Джон Локк дал такое понятие рефлексии — это процесс наблюдения, в котором ум осознаёт свою деятельность.

Замечание 1

К рефлексии можно отнести процессы мышления, сомнения, веры, рассуждения, познания, желаний и других внутренних чувств.

Существует два уровня рефлексии:

  • 1 характеризуется восприятием, мыслями и желаниями;
  • 2 уровень характеризуется наблюдением или созерцанием структур 1 уровня.

Таким образом рефлексия занимается изучением закономерностей, которые свойственныпсихологическим особенностям человека и включает в себя самонаблюдение.

Замечание 2

Многие авторы занимаются исследованиями понятие рефлексии. Они считают что рефлексивные функции ставят личность человека в позицию наблюдателя в отношении своей мыслительной деятельности.

Рефлексия может выполнять следующие функции:

  • благодаря ей человек сознательно планирует, регулирует и контролирует свое мышление, таким образом осуществляется взаимосвязь мышления с саморегуляцией;
  • оценивает и исследует не только истинность умозаключения, но и логическую последовательность;
  • находит решения и ответы на сложные поставленные задачи.

Зачем она нам нужна?

С помощью рефлексии человек оказывается способен корректировать ход своих мыслей, планировать и контролировать мышление (знаменитое «Я подумаю об этом завтра!»), оценивать достоверность и логическую взаимосвязанность возникающих мыслей.

Одна из самых важных задач, которая решается с помощью рефлексии, – это поиск выхода из тупиковых ситуаций. Именно благодаря рефлексии человек занимает позицию наблюдателя, как бы приподнимается над проблемной ситуацией и над теми способами, с помощью которых он пытался решить проблему.

Внеся поправки в применяемые методы или в исходные предпосылки, он видит ситуацию по-новому, действует иначе – и выходит из тупика.

Важную функцию выполняет рефлексия и в межличностном общении. Например, если у вас сложилось определенное представление о человеке, а он вдруг проявляет новые, незнакомые для вас качества, то включается рефлексия и ваше представление об этом человеке корректируется.

Возникновение метода

Сам процесс рефлексии может быть осуществлен двумя путями:

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

  • Первый путь. Его суть заключается в осмыслении самим человеком: мои мысли, мои действия, поступки, переживания и тревоги может анализировать только один человек – я сам.
  • Второй путь. Его смысл – это возможность оценивания нас другими: мои мысли доступны не только мне, и лучший их анализ может дать мне Бог.

Верующие люди осмысливают свои поступки не только от своего лиц – они думают: «Что подумал Бог о моих деяниях?» Это усиливает действие рефлексии.

Виды рефлексии

Иногда становится актуальным вопрос, какая бывает рефлексия. Принято разделять следующие виды:

  1. Ситуативная рефлексия – является показателем «мотивации» и «самооценки», обеспечивающих включенность субъекта в ситуацию, осознание ее составляющих. В этот вид рефлексии входит способность субъекта сопоставлять с конкретной ситуацией свои действия, координировать и держать под контролем составляющие деятельности в соответствии с условиями, которые могут изменяться.
  2. Ретроспективная рефлексия – способствует анализу выполненной деятельности и прошлых событий.
  3. Проспективная рефлексия – в нее входят размышления про будущую деятельность, представление про ход деятельности, планирование, выбор самых эффективных способов ее осуществления и прогноз возможных итогов
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector