Лекция 2 общение и речь
Содержание:
В словаре Д.Н. Ушакова
ПРОИЗВЕДЕ́НИЕ, произведения, ср.1. Действие по гл. произвести в 4 ·знач. (в 1, 2 и 3 ·редк.) — производить (·книж. ·редк. ).2. чего. Результат труда, создание (·книж. ). Произведение рук человека. Красивейшее произведение природы. Необыкновенное произведение ума человеческого. Произведение искусства.3. Продукт творчества (сочинение, картина, скульптура, здание). Избранные произведения В.И.Ленина. Произведения Льва Толстого. Литературное произведение. Здесь собраны лучшие произведения художников и скульпторов.4. Число, полученное в результате умножения (мат.).
Роль и важность средств общения для человека
Общение само по себе является одним из главных атрибутов человеческой жизнедеятельности. И важными являются все средства: как вербальное общение, так и невербальное. Каждое средство выражает свою «долю» информации, и умение считывать разные «коды» помогает оценить ситуацию в целом.
Внеречевое общение, в частности, становится необходимым тогда, когда речевое взаимопонимание невозможно. Например, если собеседники разговаривают на разных языках или кто-то из них глухонемой. Для таких целей разработаны различные языки жестов. Любопытно, что в Новой Зеландии местный язык жестов имеет статус официального языка; на этом языке англоязычное белое население общается с маори – коренным народом, представители которого далеко не всегда соглашаются учить английский язык.
Что же касается обычных ситуаций, то важность внеречевой «части» разговора показал австрийский писатель Алан Пиз; он утверждает, что только семь процентов информации мы получаем из речевого компонента общения, а остальное мы воспринимаем через невербальные сигналы. Исследователи также заметили, что в последние годы роль внеречевого общения существенно возросла
Одной из причин тому может быть осторожность: собеседник вполне может солгать, скрыть информацию, и установить его истинные намерения можно только посредством «считывания» жестов и мимики. Повышенная толерантность также не позволяет людям применять эмоционально окрашенные выражения в речи, и тогда на помощь приходят невербальные сигналы
Распознавание лжи – одно из самых важных умений. Эффект строится на том, что большинство людей не управляет своими эмоциями, поэтому они могут не соответствовать сказанным словам. Слова могут обмануть, но их жестовое «сопровождение» на такое не способно. Если, конечно, собеседник не научился владеть собой и использовать мимику и жесты, чтобы дополнительно запутать того, с кем он разговаривает.
Чтобы научиться распознавать внеречевую информацию, может потребоваться довольно длительное время. Ведь существуют не только всем известные и понятные сигналы, которые отражены даже во фразеологии («головою поник», «стоит разинув рот» и др.), но и довольно тонкие и неочевидные знаки.
Американский писатель Джулиус Фаст как-то описал любопытный случай. В одной школе училась девочка из Пуэрто-Рико, которую однажды директор застал среди компании курящих сверстниц. Все эти девушки отличались наглым и недисциплинированным поведением, кроме этой пуэрто-риканской девушки. Тем не менее директор решил её наказать, потому что уличил её, как он считал, в «подозрительном поведении»: при разговоре она старательно отводила глаза. Спас девушку местный учитель испанского, который объяснил директору, что в Пуэрто-Рико воспитанные девочки никогда не смотрят взрослым людям в глаза, что является знаком уважения.
Очевидно, что язык жестов, мимики, интонаций имеет более древнее происхождение, чем «обычный человеческий» язык. Действительно, членораздельная речь – довольно сложное явление, требующее не только развитого речевого аппарата, но и необходимого уровня абстрактного мышления. А вот невербальная коммуникация широко доступна животным. От них, по-видимому, нам и досталась большая часть внеречевых сигналов.
У животных позы, интонации голосовых выкриков, мимика выражают отношения превосходства и подчинения, выбор партнёра для спаривания, дружеское расположение или вражду и другую информацию. Часто обмен угрожающими позами и выкриками помогает избежать драки, которая может быть невыгодна обеим сторонам. Наиболее богатой системой жестов, поз и мимики обладают, конечно же, приматы, однако и у многих других животных существуют свои наборы сигналов.
Внеречевое общение даже позволяет контактировать с братьями нашими меньшими. Положение хвоста кошки или собаки может многое рассказать о настроении животного в данный момент. Пристальный взгляд для собак и кошек является зловещим сигналом, особенно если смотреть им прямо в глаза.
Мир
АзияАмерикаАфрикаЕвропаПрибалтикаЕвропейская политикаОкеанияГорода мираРоссияМоскваКавказРегионы РоссииПрограммы регионовЭкономика
Языковые и поведенческие средства
Речь – это в основном слова и другие звуки, конечно, но есть и другие средства выражения. Например, жесты и положение в пространстве относительно своего собеседника.
Всё это тоже очень важно и имеет значение как со светской стороны, так и в плане национальных особенностей, которые тоже учитываются. Ярчайшим примером поведенческого средства можно считать жестикуляцию
Это совершенно нормальное явление – жесты используются человеком как дополняющие речь “усилители”
Ярчайшим примером поведенческого средства можно считать жестикуляцию. Это совершенно нормальное явление – жесты используются человеком как дополняющие речь “усилители”.
С помощью них выражаются эмоции, подаются сверхбыстрые сигналы. Насчёт жестикуляции есть достаточно жёсткие правила, в основном они заключаются в её сдерживании.
Нет ничего плохого в том, чтобы показать собеседнику ладонью на предмет разговора или жестом пригласить пройти в помещение, но размахивать руками и сокращать дистанцию с человеком без его согласия недопустимо.
Языковые и поведенческие средства неразрывно связаны, но первые существуют без вторых, а наоборот – нет.
В речевом этикете первыми помощниками являются языковые и поведенческие средства. К ним относятся:
- умеренная жестикуляция и мимика;
- дистанция общения;
- выраженная доброжелательность и сдержанная эмоциональность;
- демонстрация интереса;
- избегание спорных ситуаций;
- некатегоричность собственных высказываний;
- исключение неодобрения;
- исключение излишнего интереса к личным подробностям;
- участие в общей беседе;
- краткость и равномерность общения со всеми;
- минимум информации о себе;
- обсуждение нейтральных тем – дети, животные, погода, путешествия;
- помощь собеседнику в щекотливой ситуации;
- выражение несогласия молчанием, вопросом или переходом на другую тему;
- умеренное использование юмора;
- запрет на сарказм;
- исключение грубых и просторечных выражений;
- положительное настроение;
- соблюдение временных рамок и периодичности общения.
Модель речевой коммуникации
В
каких бы условиях ни осуществлялась
речевая коммуникация, с помощью каких
бы средств ни передавалась информация,
сколько бы человек ни принимали участие
в общении, в основе лежит единая схема,
или модель.Компонентами
этой модели являются:
1) отправитель
информации(или
адресант) – говорящий или пишущий
человек;
2) получатель
информации(или
адресат) – читающий или слушающий
человек;
3) сообщение(текст
в устной или письменной форме) –
неотъемлемая часть модели, поскольку
без обмена информацией не может быть
речевой коммуникации.
Отдельное
речевое действие (фрагмент коммуникации)
называется коммуникативным
актом(например,
в диалоге – реплика одного из собеседников).
Простейшая
схема отдельного коммуникативного акта
в процессе речевой коммуникации выглядит
следующим образом:
В
рамках коммуникативного акта отправитель
информации (например, говорящий), имея
мотив высказывания, строит его во
внутренней речи, а при переводе во
внешнюю речь кодирует в звуки. Получатель,
воспринимая поступающий сигнал,
декодирует его и распознает смысл
высказывания. У него также возникает
мотив высказывания, происходит обмен
репликами, т. е. осуществляется
обратная связь. Другими словами,
отправитель и получатель меняются
местами, но схема коммуникативного акта
остается при этом прежней.
Таким
образом, речевая коммуникация – это
общение людей, понимаемое в широком
смысле слова не только как разговор или
беседа, а как любое взаимодействие с
целью обмена информацией (чтение, письмо
и т. д.).
Общение
осуществляется в процессе речевой
деятельности человека с помощью
вербальных (словесных) и невербальных
средств. Вербальная речевая деятельность
включает четыре аспекта: говорение,
слушание, чтение, письмо.
Основная
цель речевого общения – обмен информацией.
В соответствии с этим задачи, которые
решает человек в процессе общения, можно
свести к следующим основным:
• эффективное
получение информации;
• эффективная
передача информации;
• достижение
поставленной цели путем убеждения
собеседника и побуждения его к действию;
• получение
дополнительной информации о собеседнике;
• позитивная
самопрезентация.
Эффективное
получение информацииотносится
как к устной, так и к письменной речи и
зависит от уровня владения навыками
чтения и слушания. Эффективная
передача информации(в
письменной и устной формах) предполагает
владение навыками письма и говорения.
Достижение
поставленной целипутем
убеждения собеседника предполагает
знание основных риторических приемов
(как в устной, так и в письменной речи),
а также владение речевыми тактиками
убеждения и побуждения. Получение
дополнительной информации о
собеседникевозможно
на основе знания основных закономерностей
функционирования языка в обществе
(чтобы определить уровень социально‑культурного
развития человека, его социальную
принадлежность), умения различать
оттенки интонации и голоса собеседника
(чтобы оценить его эмоциональное
состояние), умения интерпретировать
содержание его высказываний и понять
возможный подтекст. Позитивная
самопрезентацияозначает
способность произвести хорошее
впечатление на собеседника (или на
читателя) и предполагает владение
основами культуры речи, что включает в
себя и знание норм языка, и умение
«исполнить» свою речь в приятной для
собеседника манере, продемонстрировав
свои положительные качества.
В
соответствии с этими задачами и построен
курс «Основы речевой коммуникации».
Две следующие главы первого раздела
знакомят с формами функционирования
языка в обществе, с понятием речевой
нормы и основными принципами культуры
речи. Последующие разделы – практическая
часть курса – посвящены совершенствованию
навыков основных видов речевой
деятельности, вопросам этики и психологии
общения, обучению деловому общению с
помощью деловых игр.
Виды речевой деятельности
Существует несколько видов речевой деятельности, к основным видам относятся:
- устная
- письменная
- внешняя
- внутренняя
Дополнительными разновидностями могут быть:
- жестовая
- дактильная
- автономная
- эгоцентрическая
Внешняя речь – процесс использования звуковых сигналов и графических знаков для передачи информации от одного индивида другому или другим. Внешняя речь направлена на общение, основная характеристика — доступность для других людей. Внешняя речь в свою очередь подразделяется на устную и письменную.
Устная речь – это вид речевой деятельности, который включает понимание произносимой речи и воспроизведение высказываний в звуковой форме.
К типичным специфическим особенностях устной речи относятся избыточные повторения, уточнения, использование мимики, жестов, пропуски, информации, которая понятна без ее называния (произношения) вслух.
Устная речь тоже подразделяется на различные подвиды:
- спонтанная устная речь
- подготовленная устная речь
- диалогическая устная речь
- монологическая устная речь
Во время письменной речи процесс общения происходит в виде обменивания графическими знаками. Письменная речь позволяет человеку обдумывать и тщательно отбирать языковые средства, исправлять текст, более точно излагать свои мысли. Для письменной речи характерны более сложные синтаксически конструкции, более логичное и связанное изложение. Письменная речь связанна с различными книжными стилями: научным, официально-деловым, публицистическим, художественным.
Замечание 2
Письменная речь имеет важное отличие от речи устной. При устном общении человек видит реакцию собеседника на его слова, во время письменной речь автор не видит реакцию своего читателя, часто автор даже не знает того, кто будет его читать
Внутренняя речь представляет собой речь, которая лишена звуковой оболочки, коммуникативная функция в данном виде речи отсутствует, этот вид речи предполагает внутреннее проговаривание. Внутренняя речь сосредоточена на процессе мышления.
Предикативность – это одна из характеристик внутренней речи, это значит, что в речи отсутствуют слова, относящиеся к подлежащному, в ней имеют место только слова, которые относятся к подлежащему (предикативу). Функции внешней и внутренней речи различаются. Во внутренней речи отсутствуют дополнительные элементы, которые кажутся мыслящему само собой разумеющимися, в ней присутствует только главная ключевая информация.
Несмотря на то что коммуникативная функция отсутствует во внутренней речи свою социальную составляющую она не теряет. Внутренняя речь социальна по своему содержанию. Внутренняя речь, хоть она и не имеет звуковой оболочки, все же она обращена к собеседнику.
Внутренняя речь представляет собой беззвучный речевой процесс, словесная оболочка мыслительной функции.
Жестовая речь — это вид речи который используется для людей, у которых отсутствует слух. Несмотря на то что этот вид речи представляет собой знаки, оформленные жестами рук, она имеет свои лексические и грамматические особенности.
Дактильная речь представляет собой форму общения, при которой используются жесты для обозначения смысла слов, а также присутствуют признаки устной речи.
Автономная речь – это речь младенца, которая возникает ситуативно, выражается в повторении за взрослыми слогов и слов.
Эгоцентрическая речь – речь без учета собеседника, например, когда дети проговаривают свои действия.
Продукты Банки.ру
Показать еще
Скрыть
Примеры речевого этикета
Каждый человек, вращающийся в обществе, должен уметь пользоваться родным языком. Но делать это нужно грамотно, соблюдая правила поведения и культуру речевого этикета. Не всегда нам приходится общаться с людьми, которые придерживаются этих правил. В зависимости от условий общения и целей, которые преследуются оппонентами, может изменяться тип речи. Обычно такое «переключение» происходит неосознанно и диктуется особенностями человеческих отношений. Например, вольности, которые мы можем позволить себе в присутствии близких, недопустимы в обществе незнакомцев. А манера общения с детьми заметно отличается от того, как мы выстраиваем разговор с людьми своего возраста. Ниже рассмотрены примеры того, как можно нарушить речевой этикет путем использования определенных слов и модуляции.
Примеры нарушения речевого этикета
С проблемами, связанными с культурой речи, может встретиться каждый. Люди не привыкли задумываться о том, что они говорят и как это выглядит со стороны, поэтому довольно часто допускают ошибки в речи. Самыми распространенными среди нарушений речевого этикета являются:
- несоблюдение правил ритуала речевого этикета в конкретной ситуации (не поприветствовал, не извинился, забыл поблагодарить);
- выбор выражений, которые неуместны при данных обстоятельствах и по отношению к партнеру.
Стоит заострить особое внимание на втором пункте, поскольку поведение индивида в этом случае более емко раскрывает его истинное я и отражает степень культурности. Речь идет об использовании «ты»-формы вместо «вы», неуважительном наименовании лица («математичка» вместо «учитель математики», «шеф» вместо «директор», обращение к человеку по фамилии или только по отчеству), употреблении местоимения «он» в присутствии человека
О низкой речевой культуре также свидетельствуют:
- фразы со вставленными в них «блатными» словечками и жаргонизмами («ваще», «внатуре», «чел», «чумовой», «не врублюсь»);
- нецензурная лексика.
Иногда оттенок сарказма могут нести фразы, в которых слишком часто употребляется имя-отчество адресата: «Здравствуйте, Иван Иванович. Слышал, вы ездили в Англию, Иван Иванович. Когда еще туда собираетесь, Иван Иванович?».
Нарушение речевого этикета: примеры из литературы
Благодаря использованию человеком в своей речи тех или иных формул речевого этикета можно многое узнать о его характере, уровне образованности, занимаемом в обществе положении, месте жительства (является ли он горожанином или сельчанином), профессиональном положении, отношении к собеседнику и пр. Причем добыть ценные сведения можно, даже не зная человека лично. Достаточно обратиться к нескольким художественным произведениям, чтобы понять, кем в жизни являются литературные герои. Персонажи рассказов, повестей, романов тоже нередко допускают ошибки в общении с окружающими и не соблюдают правила поведения: высокомерный приказной тон, грубость, демонстрация власти формируют человеческий образ не с лучшей стороны.
Одним из ярких примеров невежливого поведения является чеховский рассказ «Торжество победителя». Один из героев, Алексей Иваныч Козулин, любит использовать приказы («Курицын! Съешь этот самый кусок хлеба с перчиком!»), что является унизительным для оппонента и подчеркивает различие социальных ролей.
Грубость, невежество, неспособность сопереживать демонстрирует другой чеховский герой, Хирин – персонаж пьесы «Юбилей». Реплики этого господина («У вас на плечах голова или что?», «Ну, черт меня подери совсем, мне некогда с вами разговаривать! Я занят») подчеркивают его безучастность к окружающим и говорят о низкой речевой культуре.
Примером нарушения правил речевого этикета является упоминание о человеке, участвующем в разговоре, в третьем лице. Верхом нетактичности, бескультурья и одной из форм унижения человека также считаются кивок головы, совершенный в сторону этого человека, указание на него пальцем и пр.: «Вот посмотрите, батюшка, какая рожа!» (Н. Гоголь «Мертвые души»).
Виды речевого общения
Речь является основным механизмом вербальной коммуникации. Речевое общение происходит при помощи языковых систем. Вербальное общение бывает внутренним и внешне направленным. Внешняя вербальная коммуникация, в свою очередь, бывает устной и письменной. Устное вербальное взаимодействие делится на монологическую речь и диалогическую.
Виды речевого общения тесно связаны между собой. Их объединяет произнесение слов про себя или вслух. Наряду с этим каждый из видов вербальной коммуникации обладает субъективными специфическими характеристиками. Мысль невозможно сформулировать без языковой системы и материальных вербальных процессов. В ходе подготовки к устной или письменной речи различают промежуточную фазу проговаривания про себя текста. Данная фаза называется внутренней речью.
Внешняя письменная речь опосредована текстом. Она более концентрирована по своему содержанию, чем разговорная. Под словесной письменной речью понимают вербальный процесс с употреблением письменных знаков. Письменная речь образуется путем сложного соотношения звуков, которые образуются за счет перцепции букв слуховым аппаратом, видимых зрением, и воспроизводимых индивидом речедвижений. Отсюда следует, что письменная речь базируется на основе устной.
Слышимая речь, произносимая кем-то, называется устной речью. Она ограничена пространством и временем, что отпечатывается на ее характере, так как в основном, партнеры по коммуникации находятся на расстоянии видимости или слышимости друг друга. Значительно меняется характер вербального общения при телевещании, когда аудитория не имеет возможности ответной реплики.
Речевое общение можно классифицировать по содержанию, а именно материальное, когнитивное (познавательное), кондиционное (эмоциональное), мотивационное, деятельностное. Также можно классифицировать по применяемым техникам взаимодействия и в зависимости от задач, а именно контакт масок, светская коммуникация, формально-ролевое и деловое общение, межличностная, манипулятивная коммуникации.
Материальная коммуникация представляет собой обмен продуктами деятельности. Когнитивное или познавательное общение предполагает обмен данными, знаниями, опытом. Эмоциональное или кондиционное взаимодействие содержит в себе обмен эмоциональными настроями между индивидами, вступившими в коммуникацию. Мотивационное взаимодействие – это обмен намерениями, побуждениями, задачами, интересами, планами или потребностями. Деятельностная коммуникация охватывает обмен умениями, осуществляемый вследствие совместной деятельности.
Контактом масок называется формальная коммуникация, которая заключается в отсутствии стремления уразуметь и учесть характерные особенности личности партнера.
Суть светского общения лежит в его беспредметности. Другими словами общающиеся индивиды говорят не о том, о чем думают, а о том, о чем положено говорить в сложившихся обстоятельствах.
Формально-ролевое общение заключается в регламентировании и содержании, где главную роль играет социальный статус собеседника и его место в служебной или социальной иерархии.
Деловым общением считается процесс взаимодействия, при котором совершается обмен данными, сообщениями с целью достижения нужного результата.
Межличностное общение или его еще называют интимно-личностной коммуникацией, заключается в раскрытии глубинных личностных структур. Манипулятивное взаимодействие направлено на получение пользы от собеседника.
ЕНВД что это такое
ЕНВД – Единый налог на вмененный доход, это система налогообложения по которой малые предприятия и ИП платят налог в государственную казну не с фактически полученных доходов, а с расчетных.
Работать с такой системой налогообложения могут предприятия с численностью персонала до 100 человек.
Перечень видов работ и услуг определяется местными органами самоуправления, в него могут входить: бытовые, ветеринарные услуги, розничная торговля, пассажиро и грузоперевозки, автостоянки, ремонт автотранспорта, мойка машин, сдача в аренду торговых площадей и т. д.
Размер налога на каждый вид определяется по определенным формулам и уплачивается ежеквартально, независимо от того какой доход вы в этот период получили, даже если его не было совсем.
ЕНВД заменяет такие налоги, как налог на прибыль, налог на имущество, НДС. При этом подоходный налог, отчисления в пенсионный фонд, медицинское страхование платится на общих основаниях, как с вашего дохода, так и ваших работников.
Йога что это такое
Йога – это древнее Индийское учение, совмещающее в себе духовное и физическое единение человека, укрепляющее его тело и дух, позволяющее достичь возвышенного, особого состояния его сознания.
На всем земном шаре йога пользуется большой популярностью.
В переводе с санскритского языка означает гармонию, единение, союз. Единение трех начал человека
Духовное, физическое и психическое. Достигается это с помощью физических упражнений, совершенствованием своего духовного и психического состояния.
Цель этого филосовского учения – быть всесторонне развитым, в совершенстве управлять своим телом, мыслью, духом.
Кальвадос что это такое
Кальвадос – крепкий, до 40 градусов, алкогольный напиток, изготовленный перегонкой яблочного сидра.
Напиток может называться Кальвадос, если он сделан по строго определенной технологии и произведен в трех строго ограниченных районах Франции – Кальвадос, Манш и Орн. У каждого района установлены свои стандарты, в которых зарегистрированы производители этого напитка.
Пьют этот напиток в качестве аперитива, либо при смене блюд. Разливают в коньячные бокалы и пьют мелкими глотками.
Поклонники этого напитка считают, что вкус Кальвадоса очень хорошо сочетается с сыром, пикантных сортов.
Подробнее об этом напитке, как его пить и рецепты приготовления можно узнать ЗДЕСЬ…
Каперсы что это такое
Каперсы – нераспустившиеся бутоны цветков растения стелющегося колючего кустарника каперсы.
Их собирают, в течение ночи подвяливают и консервируют, маринуют, солят.
Очень широко используют в кулинарии французской, итальянской, испанской кухни. Делают соусы, используют при приготовлении салатов, гарниров, закусок.
Имеют пряный, островатый, терпко-кисловатый вкус.
Спелые плоды можно употреблять в сыром виде.
Очень полезны для организма, применяются также в медицине. Читайте дальше ЗДЕСЬ…
Виды речевого этикета
Речь – это основной механизм вербальной коммуникации. Вербальное общение бывает внутренним, когда слова произносятся про себя, и внешне направленным – устным (диалог и монолог) и письменным.
Устная речь строится в виде диалога или монолога. В диалоге люди обмениваются между собой информацией, эмоциями или переживаниями. Монолог исходит от одного лица, но направлен на аудиторию или на себя.
Разговорная этика проявляется менее формально, нежели письменная. Здесь допускаются пропуски слов, замена фраз действием или жестом.
Письменная форма этики ограничена строгими рамками – стилистикой, правилами орфографии и пунктуации.
Так как это широкое понятие, нигде нет единого речевого этикета, идеально подходящего под все социальные требования. Конкретные люди или социальные группы видоизменяют правила под свои потребности, не изменяя главных принципов – так рождается классификация речевого этикета по видам:
- Официальный или деловой. Это тот этикет, который обычно подразумевается под этим словом обывателем. Применяется на мероприятиях, где гости не знакомы друг с другом, на выставках, в сфере обслуживания, на деловых переговорах.
- Повседневный. Наиболее простой для освоения и распространённый вид. Применение правил повседневного этикета не требует усилий, воспитанный и интегрированный в общество человек соблюдает большинство правил и норм речевого этикета в процессе общения автоматически. Применим в любой ситуации, где не подходит официальный этикет или более редкие формы речевого этикета.
Также под нестандартные ситуации, с которыми большинство людей не сталкивается, есть уникальные единицы речевого этикета этикета.
Например, религиозный – он изучается внутри духовенства конфессий или просто в среде верующих и в светском обществе практически не применим. То же можно сказать относительно дипломатического этикета и военного.
В целом, речевое общение классифицируется по содержанию и бывает:
- материальным – обмен продуктами деятельности;
- когнитивным (познавательным) – обмен данными, опытом и знаниями;
- кондиционным (эмоциональным) – обмен настроением;
- мотивационным – обмен намерениями;
- деятельностным – обмен умениями, вследствие совместной деятельности.
Виды речевого этикета подразделяются по техникам взаимодействия и задачам.
- Контакт масок. Это формальная коммуникация, без стремления узнать характер оппонента.
- Светское общение. Эта форма словесной связи беспредметна, так как люди в такие моменты разговаривают на общие темы, о чем положено говорить в этой ситуации.
- Формально-ролевой вид. Здесь важен регламент и содержание общения, а значение имеет социальный статус собеседника и его положение в обществе.
- Деловое общение. Это взаимодействие с целью обмена данными и сообщениями, которые требуются для достижения нужного результата.
- Межличностное общение. Этот вид речевого этикета еще называется интимно личностной коммуникацией, потому как заключается в раскрытии глубинных личностных качеств собеседника.
- Манипулятивное общение. Это общение направлено на получение пользы от оппонента.
Правила речевого этикета в русском языке
Речевой этикет любой страны имеет свои особенности, характерные для представителей определенной культуры и языка. Главная особенность русского речевого этикета заключается в отсутствии нейтральных по социальному статусу личных обращений. Революция привела к утрате многих универсальных слов, таких как «сударь/сударыня», «Ваша светлость», «батюшка/матушка», а коммунистическая эпоха завершилась исчезновением из обихода слова «товарищ». Сегодня использующие эти обращения люди кажутся старомодными. Хотя в некоторых случаях к ним возвращаются для придания речи идеологической окраски либо с целью построения фраз за счет использования безличных форм. Что касается жаргонных фраз и нецензурной брани, мода на которые появилась в 90-е годы прошлого века, многие слова плотно закрепились в повседневной речи, вошли в СМИ и даже литературные произведения. Сейчас практически не прослеживается разница между этими словами и экспрессивными выражениями.
Уникальность русского речевого этикета заключается также в использовании имени и отчества, подчеркивающих уважение к человеку. В современном мире аналоги такого обращения встречаются редко. А за счет употребления уменьшительных форм имен и слов есть возможность подчеркнуть родственную/близкую связь с собеседником (доченька, женушка, Сашенька).
Еще одно отличие речевого этикета России – использование местоимения множественного числа во время официального общения. Вежливая форма «Вы» используется во время беседы с незнакомцем или при необходимости подчеркнуть авторитет человека. Возникновение близости либо общности взглядов между собеседниками позволяет осуществить переход на «ты»-форму.
Этикет речевого общения в России не требует приветствовать прохожих или соседей. Это объясняет отсутствие в языке нейтральных речевых конструкций. Но в случае состоявшегося знакомства и завязывания общения стоит обращаться к собеседнику, выражая чувства признательности и глубокого уважения.
По правилам русского речевого этикета, принято особое внимание уделять интонации. В зависимости от тона, ритма, ударения, тембра голоса и прочих интонационных составляющих одно и то же слово может приобретать различную окраску, чего в других языках добиться довольно сложно
Богатство русского языка трудно переоценить. Благодаря употреблению фразеологизмов, идиом, пословиц и поговорок, а также крылатых выражений, которые непросто перевести на другие языки, русская речь заметно выделяется на общем фоне. А речь человека, употребляющего подобные фразы, становится намного интересней, демонстрирует эрудированность собеседника и позволяет максимально ярко передать чувства, эмоции оратора или смысл слов.
Резюмируя все сказанное выше, стоит добавить, что правила речевого этикета имеют массу отличий в зависимости от того, где проживают собеседники. Нормы общения, которые представители одной культуры считают уместными, могут совершенно не вписываться в рамки речевого этикета жителей других государств. Речевой этикет является сложной системой, служащей для использования различных языковых приемов
Крайне важно при выстраивании отношений с людьми, основанных на доверии, соблюдать речевой этикет
Правила вежливого общения основываются на таких составляющих, как учтивость, уважение, корректность, тактичность, обходительность. Стремление продемонстрировать свою доброжелательность и подчеркнуть индивидуальность оппонента поможет избежать возникновения острых моментов. Главное – пользоваться понятными для социальной группы языковыми формулами и приемами.