Формирование и развитие личности
Содержание:
- 7) Кайли Дженнер — 144 миллиона подписчиков
- Фазы становления личности по Л. И. Божович
- Главные новости
- Бизнес и финансы
- Общие закономерности и опыт находят отражение в общих педагогических принципах формирования личности. К основным из них, сущность большинства которых понятна на основе изложенного выше, относятся следующие.
- Все знать или ни в чем не разбираться
- Личностное и жизненное самоопределение человека
- 10) Неймар — 124 миллиона подписчиков
- Суть и понятие
- Этапы развития личности
- Тем, кто не умеет флиртовать, лучше не пытаться делать этого
- 22 типа мужчин, Сюзанна Хофман, Родной Человек №2, Многосторонняя Личность
- Как изобразить число при помощи первых 9 натуральных чисел
- Формирование человеческой личности
- Мир в уме
- Движущие факторы формирования личности
- Карина Иванова: разносторонняя личность
- Закономерности развития личности человека
- Школьный возраст
7) Кайли Дженнер — 144 миллиона подписчиков
В этом году в возрасте 21-го года американская модель Кайли заработала свой первый миллиард долларов, став таким образом самым молодым миллиардером в истории. Такого не удавалось даже Марку Цукербергу.
Фазы становления личности по Л. И. Божович
Л. И. Божович выделила три основные фазы становления личности:
- Адаптация. В ходе первой фазы индивид сначала знакомится и усваивает установленные нормы поведения, затем приступает к их овладению, дальнейшему использованию. Индивид может считать себя состоявшейся личностью с определенным набором качеств и характеристик. Однако, когда он вступит в новую группу, ему придется изучить ее соответствующие нормы с целью адаптации, чтобы затем перенять их на себя и стать частью здоровых взаимоотношений данного общества.
- Индивидуализация. Данная фаза выступает как ощущение противоречия в себе. Адаптировавшийся в группе индивид страдает от того, что потребность личностной персонализации замещается поведением «быть как все». Индивид целенаправленно ищет разные пути выделиться. Он может хвастать жизненными достижениями, опытом, мудростью.
- Интеграция в общности. Третья фаза характеризуется очередным чувством противоречия. Индивид желает не просто выделяться из группы, но быть максимально полезным, признанным. Он подбирает и тренирует такие черты своего характера и поведения, которые бы служили благими целями.
Обратите внимание! Не всегда индивид работает на то, чтобы произвести некое впечатление и занять определенное положение в группе. Часто сама группа составляет мнение об индивиде
Каждая последующая фаза не может существовать без предыдущей. Если индивиду не удается адаптироваться, он будет чувствовать себя неловко, что может негативно сказаться на становлении личности, в результате произойдет личностная деформация (неуверенность в себе, робость, безынициативность). С другой стороны, успешное прохождение всех этапов откроет путь к успешной социализации, индивид сможет найти способы самореализации, ему присущи самоопределение, коллективизм.
Приносить пользу обществу – важное стремление в становлении личности
Становление личности можно сравнить с высказыванием «век живи – век учись». Индивид регулярно попадает в новые социальные группы, связанные с учебой, работой, семьей и друзьями
Важно научиться приспосабливаться к деятельности группы, чтобы чувствовать себя комфортно, востребовано
Главные новости
Бизнес и финансы
БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством
Общие закономерности и опыт находят отражение в общих педагогических принципах формирования личности. К основным из них, сущность большинства которых понятна на основе изложенного выше, относятся следующие.
Все знать или ни в чем не разбираться
Когда я спросила у своей знакомой кто такой многогранный человек, она с легкой улыбкой на лице ответила: это шарлатан, который на самом деле ничего не умеет, но делает вид, что знает все и обо всем.
Конечно, есть такое мнение, что разносторонне развитые люди пытаются ухватить столько разных сфер и аспектов в жизни, что толком не могут научиться чему-то одному хорошо. Значит ли это, что быть многогранной личностью плохо?
Просто так хвататься за все подряд и правда не принесет больших успехов ни в одной сфере
Здесь крайне важно как человек выстраивает свое развитие. За всю свою долгую жизнь человек и правда может овладеть большим количеством навыков
Моя подруга умеет и вязать, и готовить, и флористикой занимается, и на гитаре играет.
Многогранность заключается в том, что человек развивается сразу в нескольких направлениях
Важно научиться грамотно распределять свое время, смело отказываться от занятий, которые не приносят удовольствие, видеть перспективу и понимать куда вы двигаетесь
Что сразу бросается в глаза? Такой человек красиво говорит. Он очень эрудирован. Это достигается благодаря чтению. На полке его домашней библиотеки можно найти и фантастику, и книги по психологии, и технические манускрипты, и художественную прозу. Как правильно наполнит свою домашнюю библиотеку вы можете узнать из статьи — «Книги, которые стоит прочитать».
Разносторонне развитый человек может быть талантливым в одном конкретном аспекте, но при этом постоянно узнавать что-то новое, интересоваться другими сферами жизни, быть любопытным и осваивать другие навыки. Жизнь сама по себе очень многогранна. И только от вас самого зависит, что вы захотите взять от нее.
Личностное и жизненное самоопределение человека
Каждый человек уникален и самостоятельно выбирает свой путь развития. Что такое самоопределение личности? Прежде всего, это те ценности, которые человек ставит для себя превыше всего.
Можно выделить несколько направлений развития личности. Кто-то выбирает для себя приоритетным духовное совершенствование. При этом человек должен пройти нелегкий путь, отчиститься от дурных мыслей, недостатков, пагубных привычек и посвятить себя служению Богу.
Еще одним направлением развития личности является забота о близких людях. Основными ценностями у человека в таком случае являются дети, семья, дружба.
Некоторые люди живут исключительно для себя. Они стараются удовлетворить все свои потребности, путешествуют, ни в чем не отказывают себе. Иногда целью таких людей является самореализация и достижения максимальных успехов в плане карьеры.
Не каждому человеку удается с легкостью найти свой жизненный путь. Для кого-то поиск себя затягивается и становится самостоятельным направлением развития личности.
10) Неймар — 124 миллиона подписчиков
Заметим, что в десятке самых популярных пользователей социальной сети «Инстаграм» три места занимают футболисты. Это говорит о том, насколько велика заинтересованность людей в этом виде спорта. Аккаунт Неймара посвящен преимущественно именно футболу.
А что же в России? У нас самым популярным аккаунтом в Instagram владеет певица, актриса и телеведущая Ольга Бузова.
У нее более 16 миллионов подписчиков.
Поделиться ссылкой
Суть и понятие
В психологии под термином «личность» понимается человек, который обладает совокупностью психологических характеристик, которые оказывают непосредственное влияние на поступки и их значимость в обществе. Каждая личность индивидуальна, поэтому всегда отличается от другой.
Также существуют и другие научные определения личности. Например, его роли в обществе, опыта и знаний. Это человек, несущий полную ответственность за свою жизнь, контролирующий свой выбор и обладающий чувством ответственности за совершенные поступки.
Таким образом, личность — это совокупность привычек, которые вырабатывались годами, и предпочтений человека, его эмоциональный настрой и жизненный тонус, социокультурный опыт и накопленные на протяжении долгих лет жизни знания. Это уникальный набор черт и особенностей человека на психологическом и физиологическом уровнях. Также это человеческий архетип, определяющий повседневное поведение и связь между обществом и природным миром. Кроме того, личность идентифицируется в аспекте проявления «поведенческих масок», созданных под разные жизненные ситуации и группы общественного взаимодействия.
Личность является относительно устойчивой системой поведения индивида, стержень которой — самооценка, созданная на основе оценочных суждений других людей и оценивании человеком своего окружения.
С термином «личность» неразрывно связаны ещё два психологических понятия — индивид и индивидуальность. Под первым понимается отдельно взятый человек, обладающий совокупностью качеств, как врождённого, так и приобретённого характера. Индивидуальность же — система особенностей и эксклюзивных черт, по которым можно отличить одного человека от другого. Именно от неё, внутренней неповторимости, зависит личностная уникальность и склад человеческой психики.
Несмотря на схожесть определений, их нельзя отождествлять или приравнивать друг к другу, ведь и тот, и другой термин описывает отдельные аспекты жизни человека. В то же время и чрезмерно отдалять понятия друг от друга тоже было бы неправильно. Ведь каждый из людей многогранен, его невозможно рассматривать исключительно с одной стороны, словно видимую сторону Луны.
Этапы развития личности
На каждом этапе развития личности присутствует ведущая деятельность. Концепции формирования представлялись разными психологами. Одна из таких концепций принадлежит Д.Б. Эльконину, включает в себя периоды с младенчества до пубертатного периода.
Концепт Эльконина
Концепция включает в себя следующие этапы формирования личности:
- Младенчество.
- Раннее детство.
- Дошкольный период.
- Младший школьный возраст.
- Подростковый период.
В младенчестве происходит этап общения с близкими взрослыми. В раннем детстве начинается взаимодействие с окружающим миром и его предметами. В дошкольном возрасте ребенок начинает тянуться к взрослым, разбираться в социальных и гендерных ролях, примерять их на себя, определять свое будущее. К младшему школьному возрасту начинается глубокое обучение, закладывается база знаний, проявляются интересы и стремления. В подростковом возрасте определяющей деятельностью становится интимное познание себя и окружающих.
Теория Эриксона
Дополнительные этапы включает в себя теория Эрика Эриксона. Он рассматривает формирование личности человека с рождения до смерти, не ограничиваясь младенчеством, детством и отрочеством.
На практике личность не перестает развиваться, когда проходит половое созревание. К этим этапам можно добавить юность — период определения в обществе, полноценного поиска себя. Зрелость — период самоутверждения, передачи своих знаний другим (ученикам, последователям, детям, внукам). И старость — переосмысление своей роли в мире, достижение гармонии с собой.
Тем, кто не умеет флиртовать, лучше не пытаться делать этого
Застенчивые девушки не имеют опыта в искусстве флирта, поэтому часто все портят, пытаясь предстать перед возлюбленным роковой красоткой.
22 типа мужчин, Сюзанна Хофман, Родной Человек №2, Многосторонняя Личность
Глава 21. Родной Человек №2, Многосторонняя Личность:
Современный мужчина широкого кругозора, готовый разделить с вами каждое из своих увлечений.
Представьте себе, что вы — маленькая девочка и стоите в магазине игрушек. Не правда ли, у вас голова идет кругом?!
Тут столько всего, а выбрать можно лишь что-то одно.
И вдруг из таинственной полумглы этой наполненной чудесами сокровищницы выступает мальчик с целым коробом замечательно невозможных вещиц и говорит: «Возьми все это! И давай вместе играть!»
Этот мальчик и есть наш Родной Человек Номер Два, только он уже взрослый, однако интерес к многогранным проявлениям жизни у него отнюдь не пропал.
Он хороший супруг, отец, рыбак, бейсболист, учитель, командир скаутов, книгочей, краснодеревщик, дизайнер и модельер.
Сейчас он юрист, а завтра займется фотоработами, а послезавтра отринет возню с негативами и целый год будет нянчить своих малышей. А потом полетит куда-нибудь с ними на авиетке, которую сконструирует сам.
Он одновременно и трудяга, и прожигатель жизни. Он становится всем, чем захочет. Ему удается все.
Верней, нет, не становится, в нем просто (и естественно) уживается множество индивидуальностей, которые проявляются в зависимости от того, чего от него требует очередной поворот дороги.
Он с охотой перелетает с волны на волну и абсолютно не понимает, как можно посвятить весь свой век служению одной цели, ведь мир так широк и прекрасен, и в нем так много надо постигнуть, перечувствовать и успеть.
Он хочет завести семью, детей, лошадей и собак, а еще – путешествовать по Гангу.
И ему нужна лишь та спутница, которая пойдет с ним куда угодно или сама поманит его туда, куда ему интересно заглянуть.
Как изобразить число при помощи первых 9 натуральных чисел
100=1+2+3+4+5+6+7+8×9
Формирование человеческой личности
Процесс формирования личности — это образование у каждого индивида определенных человеческих качеств, которые были приобретены в процессе жизни. Но отчего же зависит проявление определенных качеств в человеке?
Факторы, которые оказывают влияние на становление личности
Воспитание в детстве и самовоспитание в зрелом возрасте. Довольно трудно переоценить значимость семьи при становлении личности. Воспитательную функцию можно считать основной задачей социального института ячейки общества — семьи. Как правило, в благополучных и полноценных семьях вырастают гармонично развитые дети. Стоит отметить, что проблемы, с которыми столкнулся ребенок в детстве, словно багаж, который в будущем мешает человеку полноценно развиваться. Каждый ребенок копирует поведение своих родителей и учится быть полноправным членом социума
Стоит обратить внимание, что дети на бессознательном уровне копируют негативные и позитивные качества родителей, ценности и идеалы, не стоит также забывать и о привычных типах мышления, стратегиях, поведении и стили жизни. Спустя время, родительские наставления трансформируются во «внутренний голос», активно формируются такие моральные качества, как нравственность, честь, совесть и прочие
В процессе взросления человек руководствуется знаниями, которые получил от родителей.
Генетика. Каждый человек неповторим, а все потому, что не встречается одинаковая комбинация генов. Часть компонентов и особенностей индивидуальности человек приобретает еще при рождении. Темперамент уже определен с рождения, основные эмоции новорожденный умеет не только испытывать, но и выражать. Стоит отметить, что генетика семьи не менее важна, чем воспитание семьей, поскольку генетическим путем могут передаваться заболевания психического характера.
Жизненный опыт. Каждое событие, которое происходит в жизни человека, затрагивает его внутренний мир, в особенности если речь идет о знаковых событиях. Жизненный опыт может преображать или видоизменять направление развития жизни или ее ход. Человек находит или теряет мотивацию в результате переживших событий, развивает свои способности, воспитывает характер и силу воли.
Культура и менталитет. На менталитет оказывает влияние климат и окружающая среда, в которой живут представители определенной народности. Короче говоря, менталитет можно охарактеризовать, как «характер народа». Например, жители теплых стран отличаются своей темпераментностью, эмоциональностью и активностью. Мораль, нравственные ценности и культура, которые распространены в социуме, прививаются каждому человеку с рождения и направляют процесс становления личности. Например, представители одной культуры более сдержанны и вынуждены придерживаться правил поведения, а другие могут вести себя более свободно, развязно и естественно. Факторы становления личности оказывают на нее влияние каждый раз, когда человек пребывает в новой для себя социокультурной среде. По существу, ее формирование представляет собой череду вхождений в новые социальные общности.
Стадии формирования личности
- Адаптация — это явление подразумевает стремление каждого индивида в некоторой степени становится таким же, как и остальные представители его окружения. Процесс формирования личности осуществляется путем принятия ею форм деятельности в социальной среде.
- Второй, не менее важный этап называется «индивидуализация». Когда человека осознает, что он «как все», он начинает активно искать и проявлять свои индивидуальные особенности, чтобы достичь персонализации.
- Интеграция — это понятие определяет не столько формирование личности, сколько развитие социума, где человек живет. Каждый индивид для взаимодействия с обществом должен согласовать с ней свою индивидуальность, проявить те индивидуальные качества, которые можно использовать во благо людей. Если человек приносит пользу обществу, то он развивается.
Подведя итог этого раздела, хочется отметить, что если один из этих этапов не был пройден, то наступает фаза дезинтеграции, сопровождающаяся отторжением человека обществом. При дезинтеграции процесс становления останавливается и может обернуться вспять, что влечет за собой деградацию.
Мир в уме
Ответить на вопрос, как стать гармоничной личностью, уже будучи взрослым, – и просто, и сложно одновременно. Единого рецепта нет, это индивидуальный путь каждого человека, но для обретения гармонии необходимо пять вещей:
Большинство людей запирается в нормы, правила и догмы, никогда не показывая свои настоящие переживания и мысли даже самим себе. К чему же это ведет? Человек не представляет сам, какие у него желания, а значит, и исполнить их не может. Следует отказаться от навязанных стереотипов, от следования тому, что не соответствует истинным устремлениям.
Рекомендуем: Как радоваться каждому дню?
2. Научиться легко относиться к изменениям.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Мы все планируем. Без плана невозможно поставить цель и идти к ней. Секрет гармоничных людей в том, что они не делают катастрофы из-за ошибок и препятствий. Мир не может работать так, как мы хотим, но в нашей власти извлечь пользу из событий мира, какими бы бесполезными и негативными они ни казались на первый взгляд.
3. Отпускать плохое.
То, что уже произошло, не должно беспокоить, главное – извлечь уроки. Прошлого не переменишь, а вот настоящее – в наших руках. То, что будет, не может быть однозначно плохим, так как исход заранее не известен никому. А относительно того, что есть, имеет смысл пользоваться известной формулой буддистов (мастеров в достижении гармонии):
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Все существование может быть описано через циклы: солнце встает и садится, человек рождается и умирает, идет на работу и возвращается, зима сменяет осень, а её прогоняет весна – и так бессчетное количество раз. Очень легко закружиться в водовороте обыденности и начать воспринимать мир серым, безжизненным механизмом, но это лишает человека возможности достичь счастья и гармонии.
Рекомендуем: Что такое житейская психология?
В каждом моменте жизни есть как привычное, стандартное, так и новое, отличное от прежнего опыта. Именно это отличное и нужно искать. Мы можем радоваться и развиваться, когда воспринимаем окружающий мир максимально открыто и увлеченно. И это достижимо, если сделать маленькое усилие, чтобы видеть реальность как будто в первый раз, усматривая те самые уникальные черточки происходящего.
Смех уменьшает количество стрессовых гормонов и разряжает обстановку. Радость, восторг и удовольствие, которые часто сопряжены со смехом, делают человека открытым миру и привлекательным. А в 2014 году исследователи доказали, что смехотерапия снижает уровень тревоги, положительно сказывается на общем состоянии здоровья и помогает в борьбе с бессонницей.
Замечательна техника работы над собой для приближения к античному образцу гармоничного человека, обладающего благородством и совершенством. Её суть можно свести к трем основным практикам, которым следует уделять время каждому человеку:
- Самоограничения, которые позволяют обрести власть над своими страстями.
- Анализ своих поступков и дел, их тщательный разбор, что приближает к раскрытию своих желаний, росту ответственности и осознанию вклада, который человек вносит в мир.
- Рефлексия – анализ собственных мыслей.
Жить в согласии с собой, уравновешивая противоборствующие в нас силы, становиться лучше каждый день – вот идеал античности, который затем перешел в Средневековье, Возрождение и Новое время. Именно этот идеал – максимального развития личности – лег в основу многих течений в психологии и педагогике.
Движущие факторы формирования личности
Сам человек может являться для себя движущей силой и источником вдохновения для развития личности. В человеке определяют два начала: позитивные и негативные внутренние силы, сознательная инициатива.
Под внутренними силами понимают бессознательный компонент, определенные мысли, которые зачастую подталкивают к действиям. Это могут быть привычки, пристрастия, страхи, влечения. Обычно, в детском возрасте больше играет значение позитивная мотивация, которая с возрастом изменяется в сторону негативной.
На осознанном выборе тоже строится основа личности. При осуществлении точно осознанных действий приходит понимание того, что развития происходит только благодаря собственным усилиям, что в разы улучшает мотивацию.
Все поведенческие побуждающие силы можно разделить на уровни. Это может быть духовный уровень, в котором заключены моральные ценности и осознание своей миссии в жизни. Под уровнем ума понимают осознание рациональности своих поступков, принятие определенный решений, планирование жизни и следование определенным правилам поведения. Для уровня души и тела характерны эмоциональные проявления, желания, интересы и увлечения, потребности, привычки и рефлексы.
Главный движущий фактов — мотивация
Все побуждающие силы со стороны мотивации рассматриваются по группам позитивной или негативной мотивированности, а также организации жизни. Под позитивными и негативными моментами понимаются все те же эмоции, определение миссии, запреты. Организация жизни позволяет скрыто оказывать влияние на себя и окружение, характеризует тактиков.
Мотив принято считать главным побуждающим фактором в жизни человека. Если у человека есть мотив, он будет продолжать действовать в необходимом направлении.
Читайте далее: 11 факторов, оказывающих негативное влияние на личность человека
Карина Иванова: разносторонняя личность
Карина Иванова – актриса, модель, начинающий режиссер. Девушка появилась на свет в начале мая 1988 года в Москве. Ее родители – творческие люди. Отец поет, пишет музыку и стихи, руководит группой «Рондо». Мать – профессиональный хореограф. С детства Карине была интересна музыка, родители записали ее в хоровую студию на занятия к преподавателю Елене Юрчевой.
Обучение
Карина Иванова была ведущей солисткой хора на многих выездных концертах. Музыкальную школу окончила почти одновременно с общеобразовательной – в 2002 году. Играет на фортепиано, поет, является джазовой вокалисткой. Кроме того, уже в восьмилетнем возрасте у Карины проявились способности в модельной сфере. Впервые появилась на подиуме в 1996 году, в этот же период принимала участие в престижном модельном конкурсе столицы.
Работа в модельной сфере
В более взрослом возрасте стала принимать участие в показах известных российских модельеров. Длительное творческое взаимодействие сложилось со стилистом Алексеем Каракуловым. В одиннадцатилетнем возрасте на базе Театра моды и агентства Славы Зайцева проходила профессиональную подготовку модели. Усвоила навыки актерского мастерства, умения держать себя на сцене, обучилась макияжу, азам работы фотомодели, изучила сценическую пластику.
Будучи ученицей 11 класса, Карина Иванова победила в конкурсе «Мисс Московия». В тот же выпускной год окончила школу с двумя четверками, поступила на актерский факультет в Российскую Академию театрального искусства.
Через три года отец Карины ушел из семьи. В браке родители прожили чуть больше двадцати лет. Девушка тяжело переживала расставание мамы с отцом. Александр Иванов фактически не помогал в воспитании дочери после развода.
Деятельность
По окончании Академии Карина занялась поисками работы, ощущала себя должной матери. Необходимо было как-то прокормить семью. Устроилась в службу социальных вопросов. Получала сущие копейки, как потом вспоминала. Но благодаря этим заработкам удавалось оставаться на плаву, не переступать черту бедности. Было время, что и голодали, перебивались с зарплаты на зарплату. Однако постепенно дела девушки пошли в гору. Она смогла поступить в Нью-йоркский театральный институт, который окончили именитые голливудские звезды, такие как Мэрилин Монро и Анджелина Джоли. В Штатах Карину Иванову заметили, девушка снялась в двух фильмах, клипе. Ее фотография попала на обложку известного нью-йоркского журнала. В России снялась в фильмах «Моя прекрасная няня», «Дорогая Маша Березина», «Не родись красивой», «Нулевой километр», «Танцы насмерть».
Закономерности развития личности человека
Развитие личности — это не случайный и не хаотичный, а во многом закономерный процесс. Он подчиняется определенным правилам, которые называются психологическими законами развития. В них зафиксированы самые общие и существенные свойства личностного развития, знание которых позволяет глубже понять это явление.
Первый из рассматриваемых нами законов отвечает на вопрос о причинах, источниках и движущих силах развития личности. Другими словами, что заставляет ребёнка развиваться и где находится источник развития. Психологические исследования показывают, что ребёнок изначально обладает свойством развиваться. Источником развития являются его потребности, необходимость удовлетворения которых стимулирует развитие соответствующих психологических возможностей и средств: способностей, черт характера, волевых качеств и т.д. Развитие психологических возможностей, в свою очередь, приводит к появлению новых потребностей и мотивов и т.д. Эти циклы развития непрерывно следуют друг за другом, поднимая ребёнка на все более высокие ступени личностного развития. Таким образом, источник личностного развития находится в самом ребёнке. Окружающие его люди или жизненные обстоятельства могут только ускорять или тормозить этот процесс, но они не в силах остановить его. Из этого вовсе не вытекает, что психическое развитие личности осуществляется на основе биологического созревания. Развиваемость (способность к развитию) представляет лишь потенциальную возможность стать личностью. Произойти это может только при известных условиях.
Развитие личности носит не плавный, а скачкообразный характер. Относительно продолжительные (до нескольких лет) периоды достаточно спокойного и равномерного развития сменяются довольно короткими (до нескольких месяцев) периодами резких и значительных личностных изменений. Они очень важны по своим психологическим последствиям и значимости для личности. Не случайно их называют критическими моментами развития, или возрастными кризисами. Они довольно тяжело переживаются на субъективном уровне, что отражается также в поведении ребёнка и в его взаимоотношениях с окружающими людьми. Возрастные кризисы образуют своеобразные психологические границы между возрастными периодами. На протяжении личностного развития выделяют несколько возрастных кризисов. Наиболее ярко они протекают в следующие сроки: 1 год, 3 года, 6-7 лет и 11-14 лет.
Развитие личности осуществляется этапно и последовательно. Каждый возрастной период закономерно вытекает из предшествующего и создает предпосылки и условия для последующего. Каждый из них является абсолютно необходимым и обязательным для полноценного развития личности человека, поскольку предоставляет особо благоприятные условия для становления определенных психических функций и личностных свойств. Такая особенность возрастных периодов называется сензитивностъю. В отечественной психологии принято выделять шесть периодов возрастного развития:
1) младенческий возраст (от рождения до года);
2) ранний дошкольный возраст (от 1 до 3 лет);
3) младший и средний дошкольный возраст (от 4-5 до 6-7 лет);
4) младший школьный возраст (от 6-7 до 10-11 лет);
5) подростковый возраст (от 10-11 до 13-14 лет);
6) ранний юношеский возраст (от 13-14 до 16-17 лет).
К этому времени личность достигает достаточно высокого уровня личностной зрелости, что не означает прекращения психического развития.
Следующее очень важное свойство развития заключается в его необратимости. Это исключает всякую возможность ещё раз повторить какой-то возрастной период
Каждый период жизни по-своему уникален и неповторим. Сформированные личностные подструктуры и качества или невозможно, или почти невозможно изменить, равно как и нельзя полностью компенсировать то, что не было своевременно сформировано. Это налагает огромную ответственность на людей, занимающихся вопросами образования и воспитания.* По материалам книги «Психология деловых отношений» Занковский А.Н.
Рубрика: Духовное развитие
Школьный возраст
Школьный возраст (6-12 лет), если обратиться к теории развития личности по Фрейду — «Латентный период». Наблюдается успокоение в психике, на первом месте сейчас освоение и изучение внешнего мира, создание контактов
Основой всего является стремление к освоению новых знаний, всему, что важно в пределах общества, где растёт ребёнок.
Главный девиз: «Я то, чему могу научиться». Детям прививается дисциплина и участие в решении различных задач
Есть стремление в проявлении творчества. Дети нуждаются в поддержке взрослых для развития личности. В негативном развитии могут наблюдаться сомнения в себе и собственной компетенции.
Юность
Юность (12-19 лет), идентичность личности и самоопределение. Важный период для становления и развития личности. Этап поиска и самоопределения. Подросток старается определить своё место в этой жизни и выбрать роль, которая подходит для него. Происходит переосмысление жизни и ценностей.
На данном этапе часто всплывают ошибки прошлых периодов, которые были допущены в воспитании ранее. В результате может возникнуть негативная самоидентификация — принадлежность к неформальным группам и более того — наркомания, алкоголизм, нарушение закона. Наблюдается также тенденция создания кумиров и стремления походить на них.
При положительном развитии событий наблюдается саморазвитие таких качеств, как верность и способность к самостоятельным решениям, определению жизненного пути.