Психическая деятельность

Проблемы психологических состояний

К проблемам нарушений состояний психики можно отнести:

  1. Психосоматические отклонения — это группа болезней, причины которых связаны как с расстройствами психики, которые проявляются на физиологическом уровне, так и отклонениями физиологии, возникающие на уровне психики индивида. Лечение психосоматических заболеваний основывается на изучении взаимодействия подсистем человеческого организма и выявлении первичного заболевания, которое привело к расстройствам.
  2. Маниакально-депрессивное расстройство — это группа психических заболеваний, которые протекают циклично с периодически возникающими депрессивными или маниакальными приступами. В периоды между приступами происходит полное восстановление психической деятельности человека. Во время периода мании больной перестает замечать негативные стороны своей жизни; у человека появляется уверенность в своих силах и мотив совершать общественно-полезную деятельность. Во время периода депрессии больной теряет интерес к жизни и не испытывает желания проявлять какую-либо активность.
  3. Деперсонализация — расстройство личности. Отличается нарушением ее самовосприятия и отчуждением от собственных психических особенностей. В психологии отклонение характеризуется потерей чувства собственного «Я» и невозможностью управлять своей жизнью из-за ощущения «наблюдения со стороны».
  4. Шизофрения — психическое заболевание, характеризующееся нарушениями в эмоционально-волевой сфере и мышлении. Выраженность симптомов и признаков шизофрении зависит от течения и формы заболевания. Диапазон их широк: от эмоционального спада, апатии до ярких галлюцинаторных и бредовых вспышек и моторного возбуждения.
  5. Склонность к паническим атакам. Панические атаки являются эпизодически проявляющейся тревожностью, характеризующейся внезапно возникающими приступами тревоги и страха на фоне стресса. Интенсивное чувство длится около 10 мин, но симптомы заболевания причиняют огромный дискомфорт человеку, влияя на его психическое состояние. Приступы паники возникают непредсказуемо; во время них больной чувствует нарастающую тревогу вместе со страхом умереть или сойти с ума.
  6. Нарушения памяти — это вид когнитивных нарушений, характеризующийся снижением или полной утратой функции регистрации, сохранения и воспроизведения информации. Память тесно связана с речью, мышлением, восприятием и эмоциями и может негативно отразиться на психических состояниях личности.
  7. Обсессивно-компульсивное расстройство — проявляется в виде повышенной тревожности и появления непроизвольных и навязчивых мыслей, которые способствуют развитию фобий. Заболевание возникает, когда человек попадает в цикл одержимости и навязчивых состояний. Обсессии представляют собой мысли, непроизвольно возникающие в человеческом сознании, а компульсии — особые ритуалы, повторяющиеся действия, которые позволяют избавиться от навязчивых мыслей.
  8. Отклонения психических состояний в результате травмирующих событий (ПТСР) — возникает после проживания сильного стресса, события, которое оказало сильнейшее воздействие на психику человека. Такие ситуации могут быть как объективно травмирующими, так и субъективно негативными, в зависимости от индивидуального опыта человека. 

Примечание

Недостаток любви и внимания в детстве может послужить началом развития ментальных отклонений, которые во взрослой жизни значительно влияют на все сферы жизни человека.

Формы проявления психики человека.

Психические явления

– это совокупность всех явлений и процессов, отражающих основное содержание психики человека, которые изучает психология.

Психические процессы – это психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание человеком воздействий окружающей среды. Они имеют четкое начало, определенное течение и ярко выраженный конец.

Познавательные психические процессы:

· Ощущение

· Восприятие

· Память

· Внимание

· Мышление

· Воображение

С их помощью мы узнаем, постигаем мир и самого себя

Эмоционально-волевые психические процессы:

· Чувства

· Эмоции

Они отражают переживание человеком своего отношения к явлениям окружающего мира, событиям своей внутренней жизни, определяют то, насколько оно важны именно для него, для его жизни, то есть устанавливают личную значимость того или иного события.

· Воля

· Произвольность

Обеспечивает сознательную регуляцию поведения, возможность действовать по сознательно поставленной цели.

В понятии «психические процессы» подчеркиваются, прежде всего, динамичность, пластичность, изменчивость и непрерывность психической деятельности.

Психические свойства – это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень поведения и деятельности, типичный для данного человека. К психическим свойствам относятся особенности личности человека:

· Направленность

· Качества личности

· Черты характера

· Темперамент

· Способности.

Психические состояния — это определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, характерный для него в данный момент времени. К психическим состояниям относят:

· Проявления чувств (настроение, аффекты, тревога, эйфория, фрустрация и прочее)

· Проявление внимания (сосредоточенность, рассеянность)

· Проявление воли (решительность, собранность)

· Проявление мышления (сомнения, размышления)

· Проявление воображения (грезы, фантазии и прочее)

Психические процессы, психические состояния и психические свойства не существуют отдельно друг от друга, они взаимодействуют и могут переходить друг в друга. Единство всех сторон психической жизни человека служит основанием для его активности.

Активность – это

группа личностных качеств, обуславливающих внутреннюю потребность индивида к эффективному освоению внешней действительности. Активность обеспечивает поведение человека – его взаимодействие с окружающей средой обуславливаемое внешними и внутренними условиями.

Важнейшей формой человеческой активности является деятельность.

Деятельность —

сознательно регулируемая активность, направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого себя.

Изучая психику человека, психология уделяет особое внимание различным видам человеческой деятельности, тому, как в ней проявляется, формируется и развивается человек. Условия проведения

Занятия проводятся в достаточно просторном помещении, которое должно быть снабжено ковровым покрытием, столами и стульями, соответствующими росту детей, шкафами для пособий, стульями для родителей, оборудовано специальными, соответствующими возрасту детей дидактическими, сюжетно-образными, музыкальными, театральными, спортивными игрушка …

Условия проведения

Занятия проводятся в достаточно просторном помещении, которое должно быть снабжено ковровым покрытием, столами и стульями, соответствующими росту детей, шкафами для пособий, стульями для родителей, оборудовано специальными, соответствующими возрасту детей дидактическими, сюжетно-образными, музыкальными, театральными, спортивными игрушка …

Принципы университетского образования

Главными принципами университетского образования (С.И. Гессен) считают:
– полноту представленного в университете научного знания;
– дух свободы и творчества в процессе преподавания и обучения;
– способность университета к самовосполнению путем подготовки преподавателей и ученых.
Как понимают полноту представленности научного знания …

Психологическое измерение

Измерение может быть самостоятельным исследовательским методом, но может выступать как компонент целостной процедуры эксперимента.
Как самостоятельный метод, он служит для выявления индивидуальных различий поведения субъекта и отражения им окружающего мира, а также для исследования адекватности отражения (традиционная задача психофизик …

↑ Уровни и формы научного познания

Научное познание также состоит из двух уровней — эмпирического и теоретического, которые в своей основе зависят от научных фактов.

Эмпирический или практический уровень (выявление объективных фактов, как правило, со стороны их очевидных связей).

Формы научного познания: 

  • Научный факт;
  • Эмпирический закон. 

Научный факт (от лат. — сделанное, совершившееся) — отражение объективного факта в человеческом сознании, т. е. описание посредством некоторого языка.

Эмпирический закон — объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами.

Теоретический уровень (выявление фундаментальных закономерностей, обнаружение за видимыми проявлениями скрытых внутренних связей и отношений)

Формы научного познания:

  • Проблема
  • Гипотеза
  • Теория

Проблема — осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа (бывают теоретические и практические).

Научная проблема выражается в наличии противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требует адекватной научной теории для её разрешения.

Гипотеза — это научное предположение о каких-либо свойствах, качествах объекта, характеристиках и закономерностях процессов или явлений окружающего мира.

В ходе проверки гипотезы:

  • превращаются в теории
  • уточняются и конкретизируются
  • отбрасываются как заблуждения

Теория Структура теории:

  • Исходные основания: фундаментальные понятия, принципы, законы, аксиомы, ценностные факторы и т.п.
  • Идеализированный объект данной теории.
  • Логика и методология, применяемые для построения теории.
  • Совокупность законов и утверждений, выведенных из теории.
  • Ключевой элемент любой теории — закон, поэтому её можно рассматривать как систему законов.

Что такое психическое состояние человека

Определение

Психическое состояние — это целостная характеристика сознательной деятельности за определенный период времени, которая показывает специфику процессов психики, зависящей от явлений окружающей среды, а также индивидуальных свойств личности человека.

Особенностью состояния психики является включенность субъекта в общественную активность, что предполагает взаимодействие с социумом. Данная характеристика постоянно меняется и сопровождает человека на протяжении разных видов деятельности.

Определение психического состояния позволяет выделить его свойства:

  1. Изменчивость (человек постоянно находится в динамичном развитии, что влияет на изменение сознания).
  2. Целостность (специфика психической активности состоит из взаимосвязанных компонентов, отражающих сознательную деятельность на протяжении определенного периода времени).
  3. Полярность (поведение личности может выражаться в 2 противоположных явлениях. Например, бодрость противопоставляется вялости, интерес — безразличию).

Для психических состояний характерны следующие функции:

  1. Регулятивная — заключается в интеграции психических процессов в единую систему психического устройства человека. 
  2. Адаптивная — обеспечивает связь между существующими потребностями и желаниями личности и внешними условиями, которые могут быть как благоприятными, так и препятствующими для их реализации. Данная связь способна оценить собственные ресурсы и возможности для реализации целей.

Проявление психического состояния происходит с помощью сочетания следующих элементов:

  • степень восприимчивости к сигналам извне;
  • сознательные процессы личности;
  • степень возбудимости;
  • работоспособность;
  • уровень психической организации;
  • периодичность однообразия психического состояния;
  • превалирующие индивидуальные черты личности.

Примечание

В отличие от процесса сознательной активности, состояние психики характеризуется повышенной устойчивостью и целостностью. При этом психические процессы могут преобразоваться в более стабильные состояния благодаря индивидуальным свойствам личности.

Например, человек читает художественное произведение (процесс восприятия), но яркое впечатление от усвоенной информации способствует превращению процесса в усточивое и продолжительное состояние психики (осмысление новой информации, изменение привычных установок и взгляда на мир).

Виды психологии.

Традиционно все виды психологии делят на две большие группы:

  • Академическая – это наука ради науки. Она изучает психические проявления, характерные для людей (или животных) в общем, выводит обобщенные зависимости между событиями или явлениями во всех сферах психической жизни. Ее цель – разрабатывать теорию, выявлять закономерности индивидуальной и групповой психики людей, изучать отдельные психологические феномены. Это научный базис, который объединяет основы психологической науки и создает условия для ее развития.
  • Прикладная (практическая) – это наука, нацеленная на получение конкретного результата. Она исследует способы, которые помогают «приложить» научные знания к повседневной жизни или в профессии. Ее цель – разработать конкретные рекомендации по совершенствованию психической жизни, а также получить ту самую обратную связь, что дает возможность проверить правдоподобность (или неправдоподобность) научных теорий. Прикладная наука тесно связана с психиатрией, психотерапией, просветительской работой, тренингами.

Виды психологии отвечают на вопрос: как работает психология. Чем конкретно занимается психологическая наука можно понять, если подробней изучить ее разделы, направления, сферы.

Основные разделы академической психологии.

Разделы психологии формируются на разных основаниях: по цели деятельности, по предмету или объекту исследования, по связи с другими научно-исследовательскими практиками:

  • Возрастная – изучает психоэмоциональную активность и формирование личности на разных этапах жизни от рождения до смерти (детская, подростковая, геронтопсихология).
  • Социальная – изучает закономерности жизнедеятельности людей, включенных в социальные группы или общности.
  • Дифференциальная – изучает индивидуальные психофизиологические различия между людьми, особенности поведения, отдельные свойства высшей нервной деятельности.
  • Аномальная – изучает проявления различных нарушений в работе мозга.
  • Клиническая (медицинская, патопсихология) – изучает психические явления с точки зрения их взаимосвязи с заболеваниями.
  • Когнитивная – изучает познавательные процессы человеческой психики (ориентирована на исследование чувств, памяти, воображения, силы воли, логического мышления).
  • Консультативная – систематизирует и описывает процессы оказания психологической помощи.
  • Зоопсихология – изучает не психику животных саму по себе, а чтобы исследовать предпосылки человеческого сознания.
  • Педагогическая – разрабатывает психологические основы обучения, воспитания.
  • Психолингвистика – изучает внутренний мир личности, которая взаимодействует с миром посредством речи.

Пройти тест на эмоциональный интеллект EQ

Основные разделы и направления прикладной психологии.

Прикладная психология — это обширная разветвленная сеть отраслей и дисциплин, внутри которых существует немало подкатегорий, связанных между собой и с другими науками. Областями прикладной психологии считаются:

  • Психокоррекция: прицельное воздействие на психику для того, чтобы привести ее в соответствие возрастным или другим нормам.
  • Психодиагностика: разработка и применение разных методов распознавания психологических особенностей конкретного человека или группы людей (тестирование, опросники).
  • Психотерапия: оказание психологической помощи психически здоровым людям, а также клиентам с личностными расстройствами.
  • Психологическое консультирование: помощь психически здоровым людям в сложной жизненной ситуации.

Прикладная наука объединяет области, нацеленные на практическую помощь людям, которые в ней нуждаются. Независимо от происхождения, статуса, возраста за психологической помощью могут обратиться те, кто:

  • Не умеет или не может общаться с окружающими, налаживать социальные связи.
  • Планирует или строит свой бизнес.
  • Находится в постоянном конфликте с окружающими или с самим собой.
  • Переживает сложную жизненную ситуацию.
  • Чувствует, что отношения с партнером на грани разрыва.
  • Обеспокоен поведением детей-подростков.
  • Испытывает постоянную апатию, упадок сил, агрессию, раздражительность.
  • Страдает от панических атак, фобий, страхов.
  • Не может справиться со своими вредными привычками.
  • Хочет выбрать профессию или задумывается о смене профессии.

Сознание и его структура.

Сознание
– высшая, свойственная человеку форма
обобщенного отражения объективных
устойчивых свойств и закономерностей
окружающего мира, формирования у
человека внутренней модели внешнего
мира, в результате чего достигается
познание и преобразование окружающей
действительности.

Функции
сознания заключаются в формировании
целей деятельности, в предварительном
мысленном построении действий и
предвидении их результатов, что
обеспечивает разумное регулирование
поведения и деятельности человека.

Выделяют
следующие свойства сознания: построение
отношений
,
познание
и переживание.
Отсюда непосредственно следует включение
мышления и эмоций в процессы сознания.
Действительно, основной функцией
мышления является выявление объективных
отношений между явлениями внешнего
мира, а основный функцией эмоций –
формирование субъективного отношения
человека к предметам, явлениям, людям.
В структурах сознания синтезируются
эти формы и виды отношений, и они
определяют как организацию поведения,
так и глубинные процессы самооценки и
самосознания. Реально существуя в
едином потоке сознания, образ и мысль
могут, окрашиваясь эмоциями, становиться
переживанием.

Сознание
развивается у человека только в
социальных контактах. В филогенезе
сознание человека развивается и
становится возможным лишь в условиях
активного воздействия на природу,
трудовой деятельности. Сознание возможно
лишь в условиях существования языка,
речи, возникающей одновременно с
сознанием в процессе труда.

Первичным
актом сознания является акт идентификации
с символами культуры, организующий
человеческое сознание, делающий человека
человеком.

Выделяют два слоя
сознания:

  • бытийное
    сознание, включающее в себя:
    биодинамические свойства движений,
    опыт действий, чувственные образы;

  • рефлективное
    сознание, включающее в себя значение
    и смысл.

Значение
– содержание общественного сознания,
усваиваемое человеком, (это могут быть
операционные значения, предметные,
вербальные, житейские и научные значения
– понятия).

Смысл
– субъективное понимание и отношение
к ситуации, информации. Непонимание
связано с трудностями осмысления
значений. Процессы взаимной трансформации
значений и смыслов (осмысление значений
и означение смыслов) выступают средством
диалога и взаимопонимания.

На
бытийном слое сознания решаются очень
сложные задачи, так как для эффективного
в той или иной ситуации поведения
необходима актуализация нужного в
данный момент образа и нужной двигательной
программы, то есть, образ действий
должен вписываться в образ мира. Мир
идей, понятий, житейских и научных
знаний соотносится со значением
(рефлективного сознания).

Мир
производственной, предметно-практической
деятельности соотносится с биодинамической
тканью движения и действия (бытийного
слоя сознания). Мир представлений,
воображений, культурных символов и
знаков соотносится с чувственной тканью
(рефлективного сознания).

Эпицентром сознания
является сознание собственного «Я».
Сознание рождается в бытии, отражает
бытие, творит бытие.

Функции
сознания:

  • отражательная;

  • порождающая
    (теоретически-креативная);

  • регулятивно-оценочная;

  • рефлексивная.

Основной
функцией сознания является рефлексивная,
характеризующая сущность сознания. В
качестве объекта рефлексии может
выступать:

  • отражение
    мира;

  • мышление
    о нем;

  • способы
    регуляции человеком своего поведения;

  • процессы
    рефлексии;

  • личное
    сознание.

Бытийный
слой содержит в себе истоки и начала
рефлективного слоя, поскольку значения
и смыслы рождаются в бытийном слое.
Выраженное в слове значение содержит:

  • образ;

  • операционное и
    предметное значение;

  • осмысленное и
    предметное действие.

В
словах, языке объективировались формы
мышления, которые овладевают людьми
через использование языка.

Венцом
развития сознания является формирование
самосознания,
которое позволяет человеку не только
отражать внешний мир, но, выделив себя
в этом мире, познавать свой внутренний
мир, переживать его и определенным
образом к себе относиться. Осознание
себя в качестве устойчивого объекта
предполагает внутреннюю целостность,
постоянство личности, которая, независимо
от меняющихся ситуаций, способна при
этом оставаться сама собой. Главная
функция самосознания – сделать для
человека доступными мотивы и результаты
его поступков и дать возможность понять,
каков он есть на самом деле, оценить
себя. Если оценка окажется
неудовлетворительной, то человек может
либо заняться самоусовершенствованием,
саморазвитием, либо, включив защитные
механизмы, вытеснить эти неприятные
сведения, избегая травмирующего влияния
внутреннего конфликта.

Замороженные ягоды на зиму — подготовка, правила заморозки

Признаки

К признакам ВПФ принято относить следующие характеристики: 

  1. Социальность. Высшие психические функции способны возникнуть и развиваться только в процессе интериоризации, когда человек в результате внешнего социального взаимодействия с другими субъектами усваивает социальные формы поведения и переносит их во внутренний план, тем самым формируя внутреннюю структуру психики.
  2. Опосредованность. ВПФ работают благодаря развитию способности индивида распознавать и воспроизводить символы и знаки. Такие средства как слова, образы, числа, иероглифы помогают постигнуть смысл сущности предметов и явлений на абстрактном и конкретном уровнях, связать их воедино.
  3. Произвольный характер. Высшие психические функции — произвольные по способу саморегуляции. Это значит, что индивид может осознавать их, регулировать и управлять ими самостоятельно, ставя перед собой задачи и цели. Человек осуществляет деятельность целенаправленно, основываясь на анализе предыдущего опыта и корректируя в нужную сторону свои действия и поведение.
  4. Системность. ВПФ являются иерархической системой — одни ее части подчиняются другим. При этом она представляет собой динамичное образование. На протяжении всей жизни каждого индивида меняются как ее части, так и взаимоотношения между ними. Все вышеприведенные характеристики (социальность, опосредованность, произвольный характер) являются качествами этой системы.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector