Ораторское мастерство. выступление перед большими группами

Введение

Здоровье — бесценное достояние
не только каждого человека, но и всего
общества. При встречах, расставаниях
с близкими и дорогими людьми мы желаем
им доброго и крепкого здоровья, так как это — основное условие
и залог полноценной и счастливой жизни.
Здоровье помогает нам выполнять наши
планы, успешно решать жизненные основные
задачи, преодолевать трудности, а если
придется, то и значительные перегрузки.
Доброе здоровье, разумно сохраняемое
и укрепляемое самим человеком, обеспечивает
ему долгую и активную жизнь.

К сожалению, многие люди не
соблюдают самых простейших, обоснованных
наукой норм здорового образа жизни. Одни
становятся жертвами малоподвижности, вызывающей преждевременное
старение, другие излишествуют в еде с
почти неизбежным в этих случаях развитием
ожирения, третьи не умеют отдыхать, отвлекаться
от производственных и бытовых забот,
вечно беспокойны, нервны, страдают бессонницей,
что в конечном итоге приводит к многочисленным
заболеваниям внутренних органов. Некоторые
люди, поддаваясь пагубной привычке к
курению и алкоголю, активно укорачивают
свою жизнь.

В своей работе я хочу выделить одно из
основных составляющих крепкого здоровья – режим дня.

Режим дня – распорядок дел, действий. Люди, ведущие беспорядочный
образ жизни, пренебрегающие режимом дня,
расплачиваются своим здоровьем, так утверждал
доктор медицинских наук, профессор Ю.
А. Хайрова.

Режим дня является основой здорового образа жизни:
правильное чередование труда и активного
отдыха, регулярный прием пищи, определенное
время подъема и отхода ко сну, выполнение
ряда гигиенических мер, позволяет длительно
поддерживать высокий уровень

работоспособности, избегать
неоправданных нервных и психических
перенапряжений, успешно управлять своими эмоциями.

Глава I. Режим дня как основа здорового
образа жизни.

Великий физиолог И.П. Павлов не раз говорил,
что ничто так не облегчает работу нервных
клеток головного мозга, как определенный
распорядок жизни. Такой определенный
распорядок, режим дня, чрезвычайно важен
для человека. Всему свое время в режиме
дня, а иначе и работа ладиться не будет,
не пойдет на пользу.

Под режимом дня понимают распределение
основных дел и мероприятий, осуществляемых
человеком относительно постоянно в течение каждого
дня. Основное назначение режима — обеспечить
оптимальную активность деятельности
организма человека, основных его функций
и систем. Основой регуляции режима дня
является чередование видов деятельности.

Если не налажено правильное чередование различных видов деятельности, если
продолжительность ночного сна недостаточна,
если мало отводится времени для отдыха
на открытом воздухе – все это приводит
к тому, что нервная система быстро истощается.
Результат – снижение работоспособности

Вот почему каждый человек, должен обратить
серьезное внимание на организацию времени
бодрствования и сна

Хороший отдых, а затем неукоснительное
выполнение распорядка дня избавят от
головных болей, вялости, постоянного
чувства усталости.

При правильном режиме вырабатывается слаженный ритм деятельности,
в организме формируется динамический
стереотип нервных процессов, определяемый
как уравновешенная система условных
рефлексов.

Отсутствие постоянного режима или частое
изменение сложившегося стереотипа ухудшает
работоспособность и отрицательно сказывается
на здоровье, может появиться бессонница.

Четкое выполнение хотя бы в течение
нескольких недель заранее продуманного
и разумно составленного распорядка дня
поможет человеку выработать у себя динамический
стереотип.

Итак, пользу режима вряд ли кто станет
отрицать. Однако еще распространено мнение,
что режим- дело сложное, что для соблюдения
режима нужны «особые условия». Конечно,
лучше всего приучаться к режиму с детства.

Но никогда не поздно и в зрелом возрасте
попытаться сделать это, тем более что
уже примерно через месяц трудно будет
отказаться от установленного, ритмично
организованного режима дня. Если человек
выработал для себя правильный режим и
строго его соблюдает, то каким бы видом
физической или умственной деятельности
он ни занимался, возможности его многократно
возрастают.

Если регулярно – дома и на работе заниматься
гимнастикой, ежедневные занятия войдут
в привычку, и тогда можно считать, что
активный отдых стал составной частью
режима дня.

В самом начале соблюдать режим трудно,
а затем это становится привычкой, и вы
не сможете от нее отказаться.

Бывает, при необходимости (переезд, смена
работы и т. д.) привычный распорядок жизни
меняется. С этим ничего не поделаешь.
Но чаще всего человек сам пренебрегает
режимом труда и отдыха, а ведь силы не
безграничны. Нарушение или не соблюдение
ритма жизни может стать причиной серьёзных
заболеваний сердца, пищеварительной
или нервной систем.

Чтобы создать оптимальный вариант дневного
или недельного режима нужно обращать
внимание на изменение своей работоспособности,
при этом анализировать работоспособность
желательно не только по дням, но и по неделям
(сравнивать количество проделанной работы
за неделю). Это помогает выявить условия,
которые благотворно влияют на работоспособность
человека и условия, оказывающие негативное
влияние на нее

Бывает такое, что человек,
стараясь увеличить количество выполняемой
им работы, уменьшает время сна или активного
отдыха, что в конечном итоге не приносит
желаемого результата. Это бывает из-за
того, что человек принимается за работу
уставший или недовольный, что мешает
сконцентрироваться на делах.

У каждого из нас есть свой более-менее
сложившийся, зачастую помимо нашей воли,
распорядок дня и недели. Но, скорее всего
его можно улучшить, привнеся, пусть даже, небольшие изменения.
Это сделает Вас более работоспособным,
увеличит время для отдыха и в целом улучшит
качество жизни. Отдыхать или работать?
Работать или отдохнуть? Если собрался
работать — а работать не хочется, если
решил отдыхать, а думаешь: «может лучше
поработать?» — вот в таких случаях и нужен
режим дня, в котором заранее определено
время для работы, сна и развлечений. Организм
будет самонастраиваться на определённые
действия в нужно время.

Также важно не прибегать к крайностям —
всё нужно делать в меру. Крайности вредят
здоровью

Ищем свою золотую середину
в составлении распорядка дня (недели)!
И тогда жизнь будет интересной и радостной.

Много времени тратится бесцельно. Если
проанализировать свой обычный день, то
выйдет, что очень много времени мы расходуем
на совсем не нужным, или, как минимум,
необязательные дела. А это время можно
было уделить себе, укреплению своего здоровья. Нужно ценить и экономить своё время.

Глава 2. Режим труда и отдыха.

Режим труда и отдыха — истинный стержень и основа
режима дня здоровой жизни человека. Существует
неправильное мнение о вредном действии
труда вызывающем якобы «износ» организма,
чрезмерный расход сил и ресурсов, преждевременное
старение. Труд как физический, так и умственный
не только не вреден, но, напротив, систематический,
посильный, и хорошо организованный трудовой 
процесс чрезвычайно благотворно влияет
на нервную систему, сердце и сосуды, костно-мышечный
аппарат — на весь организм человека.

Постоянная тренировка в процессе труда укрепляет наше
тело. Долго живет тот, кто много и хорошо
работает в течение всей жизни. Напротив,
безделье приводит к вялости мускулатуры, 
нарушению обмена веществ, ожирению и
преждевременному одряхлению. В наблюдающихся
случаях перенапряжения и переутомления
человека виновен не сам труд, а неправильный
режим труда. Нужно правильно и умело распределять
силы во время выполнения работы как физической,
так и умственной.

 Равномерная, ритмичная работа продуктивнее
и полезнее для здоровья работающих, чем
смена периодов простоя периодами напряженной,
спешной работы. Интересная и любимая
работа выполняется легко, без напряжения,
не вызывает усталости и утомления.

 Важен правильный выбор 
профессии в соответствии с 
индивидуальными способностями 
и склонностями человека. Для работника
важна удобная рабочая форма, он должен
быть хорошо проинструктирован по вопросам
техники безопасности

Непосредственно
до работы важно организовать свое рабочее
место: убрать все лишнее, наиболее рационально
расположить все инструменты и т. п

Освещение
рабочего места должно быть достаточным
и равномерным. Предпочтительнее локальный
источник света, например,  настольная
лампа.

Выполнение работы лучше начинать
с самого сложного. Это тренирует и укрепляет
волю. Не позволяет откладывать трудные
дела с утра на вечер, с вечера на утро,
с сегодня на завтра и вообще в долгий
ящик.

Необходимым условием сохранения
здоровья в процессе труда является чередование
работы и отдыха. Отдых после работы вовсе не
означает состояния полного покоя. Лишь
при очень большом утомлении может идти
речь о пассивном отдыхе. Желательно, чтобы
характер отдыха был противоположен характеру
работы человека («контрастный» принцип
построения отдыха).

Людям физического труда необходим отдых, не связанный с дополнительными физическими
нагрузками, а работникам умственного
труда необходима в часы досуга определенная
физическая работа. Такое чередование
физических и умственных нагрузок полезно
для здоровья. Человек, много времени проводящий
в помещении, должен хотя бы часть времени
отдыха проводить на свежем воздухе. Городским
жителям желательно отдыхать вне помещений
— на прогулках по городу и за городом,
в парках, на стадионах, в турпоходах на
экскурсиях, за работой на садовых участках
и т. п.

Как развивать риторическую речь: этапы

Для развития риторической речи необходимо пройти несколько этапов. Это позволит применять основные риторические приемы на любом выступлении независимо от аудитории.

На первом этапе появляется мысль, которую необходимо развивать. Но делать это нужно на бумаге. Перед собой ставят вопрос, как написать, чтобы было понятно всем присутствующим? Первый набросок перечитывают несколько раз. После исправления ошибок читают с интонацией. Это позволит заполнить пробелы, скорректировать то, что не нравится.

Второй этап более сложный. Краткость считают сестрой таланта, поэтому написанный доклад необходимо уменьшить. Для этого текст читают два раза: первый медленно, второй быстро. Оратор увидит, имеются лишние записи или слова, повторения. Если доработка не требуется, приступают к следующему этапу.

Понадобится диктофон или гаджет с функцией записи. Необходимо сделать запись подготовленного выступления так, что не было неудобств. Оратор сам должен удивиться своим достижениям. Частая практика такого метода поможет сделать мысли понятными. Голос становится интонационно богатым, разум работает быстрее.

Советы оратору

Овладение ораторским мастерством, на первый взгляд, может показаться сложным занятием, однако, следуя правилам курса ораторского искусства, обучиться риторике не составит труда. В этом деле также помогут некоторые советы неопытным ораторам:

чтобы спонтанная речь лилась свободно, нужно заниматься своеобразной «болтологией», то есть учиться говорить о всякой ерунде. Тренироваться можно на чем угодно. К примеру, в течение 10 минут постарайтесь говорить только об одном предмете (сумка, кот, растение, кастрюля и т.д.);
оратор не может позволить себе «травмировать» слух аудитории словами-паразитами, поэтому, если таковые имеются, нужно срочно от них избавляться;
в выступлениях очень важны фоновые знания и богатый словарный запас, поэтому рекомендуется много читать (не только художественную литературу), следить за изменениями в обществе, общаться с людьми и в целом являться активным звеном социума;
избавиться от страха публичных выступлений можно только при помощи публичных выступлений, поэтому нужно брать себя в руки перед каждым выходом на публику

Со временем придет опыт, выступления будут казаться рутиной и потому перестанут вселять страх;
выступая перед людьми, важно всегда оставаться самим собой, не играя и не обманывая. Только честный и открытый оратор сможет завоевать доверие публики.

Любое начинание, на первый взгляд, кажется сложным, однако не стоит бояться. При правильном подходе и усердном обучении можно овладеть любым ремеслом и искусством – даже таким требовательным, как риторика.

Принцип 4. Контролируем реакцию людей

Структура убеждающей речи должна быть логична и последовательна, только так можно оставаться главой положения и привлекать к себе внимание. Способы оптимального построения выступления долго искать не нужно, их уже давно составили и озвучили известные психологи и ораторы, также вы можете прочитать их в нашей статье — ораторское мастерство

Чтобы контролировать ситуацию, можно воспользоваться несколькими методами.

Метод озвучивания доказательств

Если аудитория еще не сложила определенные позитивные или негативные установки в отношении вашего вопроса, можно воспользоваться этим способом. В соответствии с ним вы описываете вашу цель, а затем озвучиваете собранные доказательства

При этом второе по важности доказательство говорится в начале выступления, самый важный довод озвучивается в конце, а все остальные – в любом порядке в середине

Вот пример убеждающего текста, построенного по этому методу:

Метод решения проблем

Это не менее эффективный способ, который подойдет при общении с аудиторией, настроенной нейтрально или даже слегка негативно. Он предполагает:

  • Формулировку актуальной проблемы.
  • Убеждение, что ваше предложение способно ее решить.
  • Убеждение, что ваше предложение является наилучшим из любых возможных, поскольку оно приносит максимум положительных результатов.

Пример того же текста, построенного по данному методу:

Метод сравнительных достоинств

Этот способ состоит в том, что вы перечисляете публике все преимущества вашего предложения. Он подходит для общения с аудиторией, положительно настроенной к вам.

Пример текста, составленного по этому методу:

Эти примеры достаточно общие, но по ним можно понять суть убеждающей речи и составить хорошую ораторскую речь по подобию.

Гермагор

Во II в. до н. э. греческий ритор Гермагор из города Темнос разработал теорию стасиса (στάσις — точка разногласия, первоначальная точка дискуссии).

Если оратор умеет определить момент равновесия, когда силы еще не столкнулись окончательно, ему легче достичь своей цели. В политической сфере, например, определить стасис политического вопроса и сосредоточиться на соответствующих аргументах нужно для того, чтобы было больше шансов убедить или разубедить соответствующую аудиторию.

Уже цитировавшийся ранее Деметрий (I в. н. э.) написал сочинение «О стиле», опираясь на одноименное сочинение Теофраста и третью книгу «Риторики» Аристотеля. Большая часть его труда посвящена литературе, но она важна и с точки зрения риторики, поскольку стилистическая техника у них одинаковая. Основа стилистики Деметрия — учение о четырех стилях: простом, возвышенном, изящном и сильном.

Среди остальных авторов новое слово в теории риторики сказали Дионисий Галикарнасский (сер. I в. до н. э., «О соединении слов»), а также Псевдо-Лонгин («О возвышенном»). В первой работе углубляется теория трех стилей, изучаются звуковые свойства языка, разрабатывается теория ритмов, выдвигается идея о том, что красивая мысль с необходимостью должна облекаться в красивые слова, а план содержания и план выражения едины. Во втором трактате, «О возвышенном», исследуются патетические стороны речи и категория возвышенного, которое является «вершиной и высотой словесного выражения».

За поездку в такси можно получить квартиру! И ещё 4 причины чаще пользоваться «Ситимобил»

Принцип 5. Вы скорее убедите своих слушателей, если будете говорить так, чтобы мотивировать их

Мотивация, или «силы, действующие на организм извне и изнутри, которые инициируют и направляют поведение» (Petri, 1996), часто возникает в результате использования стимулов и эмоционального языка. Чтобы стимул имел какую-то ценность, он должен быть значимым. Значимость стимула подразумевает, что он пробуждает эмоциональную реакцию. Воздействие стимула наиболее мощно, когда он является частью какой-нибудь значимой цели.

1. Сила стимулов. Люди скорее склонны воспринимать стимулы как значимые, когда эти стимулы указывают на благоприятное соотношение издержек и вознаграждений. Предположим, вы просите своих слушателей пожертвовать час в неделю своего времени на то, чтобы поучаствовать в благотворительной программе. Время, которое вы предлагаете им потратить, вероятнее всего, будет воспринято как издержки, а не как стимулирующее вознаграждение; однако вы можете описать данную благотворительную работу таким образом, что она сама будет восприниматься как дающий вознаграждение, значимый стимул.

Например, вы можете сделать так, чтобы ваши слушатели, уделяя время столь важному делу, чувствовали себя людьми с сознанием гражданского долга, социально ответственными или благородными помощниками. Если вы покажете в своей речи, что эти вознаграждения или стимулы перевешивают издержки, ваши слушатели с большей вероятностью захотят принять участие в поддерживаемой вами программе

2. Использование стимулов, соответствующих основным потребностям. Стимулы наиболее действенны, когда служат удовлетворению основных потребностей. Одна из самых популярных теорий в области потребностей принадлежит Абрахаму Маслоу (Maslow, 1954). Согласно этой теории, люди проявляют большую склонность действовать, когда стимул, предлагаемый оратором, способен удовлетворить одну из важных неудовлетворенных потребностей слушателей.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ: Умная структура речи: девять методов бесспорного убеждения и аргументирования

В чем смысл такого анализа для вас как для оратора? Во-первых, она описывает типы потребностей, к которым вы можете обращаться в своей речи. Во-вторых, она позволяет понять, почему некоторая линия развития речи может хорошо работать в одной аудитории и приводить к неудаче с другой аудиторией. Например, в трудные с экономической точки зрения времена люди больше озабочены удовлетворением физиологических потребностей и потребностей безопасности, и поэтому будут менее склонны реагировать на обращение к общественным чувствам и альтруизму.

Третий и, возможно, наиболее важный момент состоит в том, что если ваше предложение вступает в конфликт с ощущаемой потребностью, вы должны иметь наготове сильную альтернативу из той же самой или из более фундаментальной категории потребностей. Например, если реализация вашего предложения будет стоить людям денег (скажем, будут повышены налоги), вы должны показать, что эти меры удовлетворяют какие-то другие, сравнимые по значимости потребности (например повышают их безопасность).

Расписание тренингов и семинаров2

23 октября
Пятница,
19:00

Курс «Речевая импровизация. Ораторское мастерство». Ораторское мастерство, речь для жизни

Узнать подробности

3 дня
Москва

Школа игровой импровизации Елены Кантиль
Полина Калашникова

Искусство говорить красиво

Хотели бы вы быть способным говорить на любую тему, научиться интересно повествовать о скучных вещах, мастерски владеть силой слова, излагать свои мысли в убедительной и аргументированной форме, с легкостью импровизировать или четко следовать подготовленной речи? Если да, то вам просто необходимо постичь искусство красноречия.

Для того, чтобы овладеть искусством говорить красиво, необходимо в первую очередь:

  1. Обрести гармонию своего внутреннего состояния, т. е. преодолеть в себе неуверенность или страх перед незнакомой аудиторией, настроиться на положительный результат. Конечно, умение преодолевать волнение перед публичным выступлением приходит с практическим опытом, который можно получить в актерском кружке. На занятиях вы узнаете, как развить красноречие, побороть боязнь сцены и незнакомых собеседников. Педагоги также укажут на ваши ошибки и дадут индивидуальные рекомендации на тему расслабления, устранения волнения перед выступлением, тренинги помогут вам стать более уверенной в себе личностью.
  2. Научиться красноречию взрослому человеку невозможно без работы над качеством речи, звукоизвлечением, дикцией. Говорить много или быстро – не значит красиво. Важны детали, которые помогают стать красноречивым оратором и просто приятным собеседником. Существует множество практик, которые включают в себя всевозможные дыхательные упражнения и речевые разминки. Многие из этих упражнений становятся эффективными только при выполнении их с профессиональным педагогом по актерскому мастерству. Неправильное выполнение техники не улучшит дикцию и не поставит правильного дыхания, которое необходимо для длительного выступления.
  3. Развить красноречие поможет такая тема выступления, которая вас увлекает, ваш «конек» может стать вашей «визитной карточкой». Не бойтесь говорить и рассказывать о вашем любимом хобби или приятном событии. Тогда вы покажитесь аудитории энергичным, интересным, «живым» и, конечно, красноречивым. Для этого даже в самой научной и «сухой» теме найдите любопытные для вас факты, проведите аналогии с интересными событиями, изобразите схемы, упрощающие содержание вашего доклада, используйте иллюстрации и видео материалы.
  4. Попробуйте шутить с аудиторией, ее благосклонность обязательно раскроет ваше красноречие. Тренируйте себя в импровизации на уроках ораторского мастерства и смело участвуйте во всевозможных тренингах по развитию уверенности в себе. Красноречивый оратор всегда выйдет сухим из воды. Он может парировать любой неудобный и каверзный вопрос, справиться с негативно настроенной публикой.
  5. Развивать красноречие можно и нужно параллельно с тренировкой вашей памяти. Запоминайте яркие обороты, словоформы и словечки, что позволит сделать вашу речь яркой, особенной и запоминающейся.

Красноречие – это целое искусство, умение управлять умами, а это значит, что тот, кто не знает, как научиться красноречию, также должен обратиться и к изучению психологии. После того, как вы осознаете, как действуют те или иные слова и выражения на вашего собеседника, сможете эффективно управлять сознанием, а значит, ваша речь достигнет нужного результата.

Вот почему последнее время стало модным изучать НЛП (нейролингвистическое программирование) или уделять огромное внимание не только речи, но и невербальному общению (жестам, позам, мимике), которые призваны еще больше добавить вам весу как собеседнику. На занятиях по актерскому мастерству вы научитесь процедуре подготовки своего выступления: отточите дикцию, научитесь расслаблению, позам, жестам и мимике, сможете позабыть о многих проблемах и сконцентрироваться на содержании речи

Уроки красноречия и риторики в театральной студии позволят обогатить словарный запас, вы избавитесь от слов-паразитов и поймете, как научиться красиво говорить за минимальный срок.Для желающих начать обучение с юных лет подойдет театральная студия для детей в Москве

На занятиях по актерскому мастерству вы научитесь процедуре подготовки своего выступления: отточите дикцию, научитесь расслаблению, позам, жестам и мимике, сможете позабыть о многих проблемах и сконцентрироваться на содержании речи. Уроки красноречия и риторики в театральной студии позволят обогатить словарный запас, вы избавитесь от слов-паразитов и поймете, как научиться красиво говорить за минимальный срок.Для желающих начать обучение с юных лет подойдет театральная студия для детей в Москве.

Общие критерии, которым должен соответствовать искусный оратор

В первую очередь нужно иметь четкое произношение и хорошо поставленный голос, поскольку они являются залогом красивой и внятной речи. Достичь этого можно правильно выговариваемыми согласными и чистыми гласными звуками. Для того чтобы ваша речь доставляла вам и вашим слушателям удовольствие, практикуйте упражнения для развития голоса.

Кроме того, чтобы во время вашего спича случайно не проскользнуло жаргонное выражение, следует исключить многие низкопробные сленговые слова из своего лексикона.

Обращайте внимание на то, чтобы ваш голос был плавным, поскольку он формирует благосклонность слушателей. Темп и громкость стоит выбирать исходя из места и количества слушателей

Громкая и медленная речь идеально подходит для больших аудиторий. Также следите за интонацией.

Для того чтобы вас слушали, нужно отлично разбираться в докладываемой теме и говорить о ней в разрезе тех вопросов, которые интересуют ваших зрителей. Если строить свое выступление как диалог с публикой, вам будут обеспечены заинтересованные лица, устремленные на вас из зала.

Во время презентации всегда говорите только о главном, опуская лишние ненужные факты второстепенного порядка.

Помните, что хороший оратор должен поддерживать нейтралитет в отношении различных спорных вопросов. Будьте дипломатом, а не агрессором — иногда лучше промолчать.

Если вдруг, выступая перед публикой, вы были включены в дискуссию, то вам необходимо быть максимально объективным. Ведя публичный диалог вы можете столкнуться с мнением, противоречащим вашему. Не пытайтесь спорить, а просто примите право человека на собственную позицию. Цель любой дискуссии должна заключаться в примирении нескольких сторон.

Помните, что во время диалога себя нужно вести корректно и уравновешено. Не давайте воли эмоциям. Искусство ораторской речи заключается в гармонии спокойствия и уверенности.

Старайтесь говорить по делу, поскольку увиливание от конкретных высказываний и основной темы будет раздражать как оппонентов, так и наблюдателей. Наоборот, четкие и ясные мысли помогут убедить человека поверить вам и тому, что вы говорите.

Начинайте говорить только после того, как убедитесь, что ваш коллега закончил свою мысль. Умение слушать собеседника – очень ценное качество.

Наиболее типичные ошибки, которые совершают многие мастера слова

Очень часто, выступая перед аудиторией, люди строят слишком сложные предложения и используют длинные слова. Во-первых, это может сбить самого выступающего, а, во-вторых, путает слушателей. Так что лучше избегать подобного формата построения речи.

Кроме того, нередко начинающие ораторы делают ошибку, употребляя безличные предложения. Такой формат общения с аудиторией может вызвать недоверие, поэтому больше употребляйте определенно-личных местоимений.

Не следуют проявлять нерешительность. Делайте больше утверждений и держитесь самодостаточно.

Оценивайте аудиторию правильно, и не используйте сленговые выражения, которые могут не понять ваши слушатели. Продумывайте каждое предложение, каждый тезис, каждую шутку и т.п.

Найдите идеальный баланс между утвердительными и вопросительными предложениями. Разбавляйте свою речь мягкими вставками типа «также», «помимо всего прочего» и т.п.

Кроме того, очень часто неумелые ораторы терпят неудачу, не зная как задавать вопросы аудитории. Помните, что если вы хотите вывести ваших слушателей на активный диалог, то в этом вам помогут только открытые вопросы.

Ну и напоследок, никогда не уводите взгляд от аудитории. Поддерживайте зрительный контакт, и тогда ваше выступление будет более ярким и убедительным.

Выступления в литературе

Синекдоха. Помогает перенести название частного на общее и наоборот, повышает эстетичность речи, придает ей глубину содержания. «Хочу пройтись подышать» – прогуляться.

Сравнение и метафора. Одним из основных риторических приемов является сравнение. Он применяется так часто, что люди сами не замечают, что используют его в различных выступлениях. Необходим, когда нужно донести числовую информацию. Понять, что представляет собой диаметр в два миллиарда километров сложно, а если сравнить величину с горой Эверест, становится понятно.

Метафора – это один из риторических приемов в литературе, когда свойства одного предмета переносят на другой. Например: «Закат пылал. Слышен тихий шепот волн». Этот прием можно встретить реже, однако он усиливает воздействие на слушателя.

Повтор. Важные ключевые моменты повторяют не менее двух раз. Делать это нужно для того, чтобы слушатель вернулся к теме докладчика. Создается впечатление, что информация новая, а на самом деле ее передают другими словами. Слушатель выдаст мысль оратора за свою, речь станет убедительной. Вставлять повтор нужно там, где это необходимо, чтобы повысить интерес.

Есть несколько способов использования риторических приемов в виде повтора. Чтобы сделать акцент, мысль передают точь-в-точь. Вариативно изменяют предложение, оставляя главную мысль. С помощью расширения предложение оформляют новыми образами. Это необходимо, когда ключевой тезис потерялся в общей массе сказанного.

Цитирование. Такой способ необходим, чтобы вызвать доверие у малознакомых людей. Используют высказывания лидеров и общественных деятелей. Выдержки из исторических документов, изречения философов делают передачу информации достоверной.

Антитеза. Используют риторические приемы в тексте, чтобы противопоставить абсолютно разные явления, процессы, понятия, противоположные по значению. «Погода была ужасная, принцесса была прекрасная».

Аллегория. Передача отвлеченного понятия через конкретный образ. Часто можно встретить олицетворение муравья и трудолюбия, осла и упрямства. Это сложный прием, который требует хорошего ораторского искусства и подготовки.

Гипербола. Используется в том случае, когда оратор уверен, что сказанное им не будет восприниматься, как выдумка. Выступление не должно быть слишком эмоциональным и пафосным. Такие риторические приемы на уроке литературы применяют, чтобы наглядно показать, как автор подчеркивает те или иные свойства предмета.

Риторическое обращение. Высказывание адресуется неодушевленному предмету. Прием риторического обращения усиливает выразительность речи. Главная задача – стремление выразить отношение к предмету, дать ему характеристику. Своеобразный оборот речи употребляется с вопросительной или восклицательной интонацией.

Видео. Фрагмент занятия риторики. Обучение жестам:

Жанры ораторского мастерства

Ораторское искусство состоит из разных риторических жанров. К ним относится лекция, доклад, дискуссия, диспут, тезис, лозунг. Разновидностью публицистического стиля является устная публичная речь. Отличается такими характеристиками, как коллективность и массовость адресата, значимостью темы, подготовкой к выступлению.

Сформированные умения и навыки считают ораторским искусством. Изучает эти умения риторика. Сейчас эти два термина трактуются шире. Представляют собой разновидность взаимодействия, которое происходит после постановки цели, планирования воздействия, прогноза результата. Красноречие присутствует в русском языке давно. Виды отличаются в зависимости от сферы выступления.

  • К политической относится парламентская речь, митинг, обращение депутата или президента.
  • Академическая сфера включает в себя доклад, лекцию, научную дискуссию.
  • В судебную входит выступление адвоката, ответчика, прокурора.
  • Обычная жизнь представляет собой социально-бытовую сферу с комплиментом, застольной речью.
  • К духовно-нравственной относится проповедь, речь миссионера.
  • К дипломатической причисляются переговоры, нота, правительственное заявление.

Ораторское мастерство считают искусством. Античные деятели считают, что ему можно научиться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector