Проекция в психологии. личность в психологии. психологические защиты
Содержание:
- Проекция в психологии: примеры из жизни
- Определение слова «Проекция» по БСЭ:
- Фронтальная проекция по сравнению с другими методами
- Как связаны проекция и эмпатия
- Формы и виды проекций
- Классификация
- Эмпатия и интуиция
- Механизм работы проекции
- Как узнать проекцию?
- Бизнес из проектора и компьютера
- Ссылки
- Создание карт
- Что такое проекция
Проекция в психологии: примеры из жизни
Так как этот защитный механизм встречается часто, примеров вокруг нас очень много. Давайте научимся находить проекции!
Пример №1 Наталья считает, что ее муж при любом удобном случае будет ей изменять. Она патологически ревнует его к каждой мимо проходящей женщине и называет «бабником». Хотя муж ни разу не давал ей повода в себе усомниться. На самом деле, она сам не прочь завести роман на стороне, но никогда себе в этом не признается. Поэтому она ежедневно вновь и вновь возвращается к этой теме.
Пример №2 Коля в юности был влюблен в Свету. Они встречались, но потом по какой-то причине Света его бросила. Коля решил, что Света так поступила, потому что не обладала высоким уровнем интеллекта, а значит и все женщины на свете тоже не обладают. Когда он теперь знакомится с девушками, он заранее знает, что они не отличаются острым умом.
Пример №3 Екатерине 55 лет, она никогда не была замужем. Она очень любит ругать нынешнюю молодежь за распущенность. Так происходит, потому что она сама всю жизнь была лишена отношений с противоположным полом. Екатерина завидует. Однако еще больше женщина будет осуждать свою одинокую подругу, тоже оставшуюся «старой девой».
Определение слова «Проекция» по БСЭ:
Проекция — Проекция (от лат. projectio — бросание вперёд, выбрасывание)геометрический термин, связанный с операцией проектирования (проецирования), которую можно определить следующим образом (см. рис. 1): выбирают произвольную точку S пространства в качестве центра проектирования и плоскость П, не проходящую через точку S, в качестве плоскости проекций (картинной плоскости). Чтобы спроектировать точку A (прообраз) пространства на плоскость П, через центр проекций S(«глаз») проводят прямую SA до её пересечения в точке А с плоскостью П. Точку А (образ) и называется проекцией точки A. Проекцией фигуры F называется совокупность П. всех её точек. Прямая линия, не проходящая через центр П., проектируется в виде прямой. Описанная П. носит название центральной или конической. Она существенно зависит от выбора центра проекций S. При проектировании точек данной плоскости П на плоскость П (см. рис. 2) встречаются следующие затруднения. На плоскости П имеются такие точки, для которых не существует образов на плоскости П. Такова, например, точка В, если проектирующая прямая SB параллельна плоскости П. Для устранения этого затруднения, происходящего от свойств евклидова пространства, последнее пополняют бесконечно удалёнными элементами (несобственными элементами).Именно, принимают, что параллельные прямые BS и РА пересекаются в бесконечно удалённой точке B. тогда её можно считать образом точки В на плоскости П. Аналогично бесконечно удалённая точка C является прообразом точки C (см. рис. 2). Благодаря введению бесконечно удалённых элементов, между точками плоскости П и точками плоскости П устанавливается взаимно однозначное соответствие, осуществляемое при помощи центральной П. Такое соответствие носит название перспективной коллинеации.Большое практическое значение имеет вид проектирования, при котором центром П. является бесконечно удалённая точка пространства S&infin. (см. рис. 3). При этом все проектирующие прямые параллельны и П. называется параллельной или цилиндрической. Взаимно однозначное соответствие между точками плоскостей П и П, установленное при помощи параллельного проектирования, называется перспективно-аффинным или родственным (см. Аффинные преобразования).В черчении широко применяется частный вид параллельного проектирования, когда плоскость П. расположена перпендикулярно (ортогонально) к направлению проектирования. П. в этом случае называется прямоугольной или ортогональной.Центральные и параллельные (в частности, ортогональные) П. широко используют в начертательной геометрии, причём получаются различные виды изображений (перспективные, аксонометрические и др.). Специальные виды проектирования на плоскость, сферу и др. поверхности применяются в географии, астрономии, кристаллографии, топографии и т.д. Таковы Картографические проекции, гномонические проекции, стереографические проекции и др. Об ортогональной проекции направленных отрезков (векторов) см. в ст. Векторное исчисление.Н. Ф. Четверухин.Рис. 1.Рис. 2.Рис. 3.
Проекция — в психологии, восприятие собственных психических процессов как свойств внешнего объекта в результате бессознательного перенесения на него своих внутренних импульсов и чувств. П. играет большую роль в процессе формирования психики в раннем детском возрасте, когда отсутствует чёткая дифференциация между«Я» и внешним миром, и лежит в основе архаичных, антропоморфных представлений о мире, характеризующих ранние стадии развития человеческого сознания (см. Анимизм, Антропоморфизм). С патологическими формами П. связано возникновение ряда психических заболеваний (Паранойя, фобия, Мания), когда резко искажается восприятие внешнего мира при сохранении иллюзии контроля над собственным поведением. Механизм П. используется в диагностических целях в т. н. проективных Тестах (тест Роршаха и др.) для выявления скрытых мотиваций и побуждений.
Фронтальная проекция по сравнению с другими методами
По сравнению с обратной проекцией , процесс фронтальной проекции использовал меньше студийного пространства и, как правило, давал более резкие и насыщенные изображения, поскольку фоновая пластина не просматривалась через проекционный экран. Этот процесс также имел несколько преимуществ по сравнению с матовой фотографией с синим экраном , которая могла страдать от отсечения, несовпадения матов, усадки пленки, появления черных или синих ореолов, артефактов матового мусора и деградации изображения / чрезмерной зернистости. Это может быть менее трудоемким — и, следовательно, менее затратным — по сравнению с процессом оптического разделения и комбинирования фонового и переднего изображений с помощью оптического принтера . Это также позволяло режиссеру и / или постановщику фотографии просматривать комбинированный эпизод вживую, что позволяло снимать такие эффекты больше как обычный эпизод, а исполнителям можно было специально направлять свои действия на действие или движение на проецируемых изображениях. .
Однако достижения в области цифрового композитинга и все более широкое использование цифровых камер сделали цифровой метод наиболее распространенным выбором. Последний крупный блокбастер широко использовать передний выступ был Сильвестр Сталлоне боевик Скалолаз с 1993 года . Совсем недавно в фильме « Обливион» с Томом Крузом в главной роли широко использовалась фронтальная проекция (хотя и не световозвращающая) для отображения различных фонов неба в домашней обстановке. Компания Spectre также использовала эту технику для оформления своих больниц в снежных горах и стеклянных зданий. Преимущества встроенного в камеру эффекта заключаются в снижении потребности в цифровых эффектах и зеленом экране, интерактивном освещении в отражающем наборе и обеспечении реального фона для актеров.
Как связаны проекция и эмпатия
Стоит отметить, что в психологии проекция – это не всегда негативные эмоции. Часто она идет рука об руку с эмпатией. По определению это способность человека сопереживать, сочувствовать, испытывать те же чувства, ощущения, что и собеседник. Это сострадание, которое всегда связано с личным опытом. Человек понимает, как чувствует себя его оппонент в той или иной ситуации, потому что сам пережил похожую. Не зря говорят, что понять человека можно, пройдя путь в его обуви.
Без проекции сложно достигнуть успеха во взаимоотношениях с другими людьми. Однако не всегда она бывает объективной. Вы смотрите на ситуацию со своей стороны. Думаете, что вам понятны чувства человека. Это ошибка. На самом деле он испытывает совсем другое. Ведь все люди разные. Вы не знаете, что происходит у них внутри.
На 100% понять друг друга смогут только эмоционально близкие люди.
Формы и виды проекций
Согласно теории З. Фрейда, виды проекций можно классифицировать следующим образом:
- Атрибутивная проекция. Человек приписывает мотивы своего поведения окружающим. Как правило, это неприемлемые и отрицательные черты поведения – жадность, злость, ложь.
- Комплементарная проекция – некая противоположность атрибутивной. В этом случае человек приписывает себе определенные качества, награждая другого им противоположными. Я – хороший, ты – плохой, я – добрый, ты – злой. То есть, если человек чувствует себя храбрым, других он будет воспринимать трусами. А если ему страшно – окружение будет агрессивным и угрожающим.
- Рациональная проекция – очень удобный способ оправдания своих ошибок с помощью других. Человек обвиняет окружающих, в том, что у него что-то не получилось. «Я бы успел вовремя закончить работу, если бы со мной не работали такие непрофессиональные сотрудники».
- Аутистическая проекция. Это перенос своих потребностей и переживаний во внешний мир. Например, пострадавший когда-то в ДТП, всегда будет видеть вокруг его возможность. А человек, переживший измену, будет видеть в окружающих потенциальных предателей.
В свою очередь, в гештальт-терапии Жан Мари Робин описывает 5 форм проекции:
- Самая миролюбивая форма проекций – зеркальная. В этом случае человек видит в другом черты, которые он хотел бы видеть в себе, или считает, что они у него есть. «Я брюнетка, значит, я умнее блондинок. Ты брюнетка тоже, значит ты тоже умная». Односторонний формат, но безобидный и неагрессивный.
- Проекция-катарсис. В этом случае человеку необходимо избавиться (катарсис = освобождение) от некой постыдной собственной черты, и он приписывает ее окружающим. «Все люди вокруг меня – злые и несправедливые» – нет, это сам человек агрессивен и асоциален, это раздражает и тревожит, от этого нужно освободиться.
- Дополнительная проекция. Весьма изысканный вид. В этом случае человек ищет в окружении что-то, что способно оправдать его ощущение сейчас. «Ты меня постоянно запугиваешь», – на самом деле никто не пугает, страх уже есть и его надо себе объяснить.
- Творческая проекция позволяет прочувствовать другого человека и «продумать» последующие ситуации, исходя из опыта и реальных фактов. Такая форма проекции продуктивна и налаживает контакты. Также интересны и продуктивны психологические проекции в художественном творчестве. Автор часто использует метод проекции, чтобы стать тем, про кого он пишет, проникнуться своим героем, слиться с ним. Но в отличие от патологической проекции, в творческой форме остается адекватное восприятие себя. Автор осознает где «заканчивается» его герой и «начинается» он, даже если в процессе границы были стерты.
- Патологическая проекция, наоборот, разрывает любые контакты. С таким защитным механизмом связано множество психических отклонений: паранойя, фобии, мании. Реальный мир воспринимается в искаженной форме, при этом человек уверен в своей адекватной оценке намерений и в контроле за своим поведением. При патологической проекции ответственность за все, что происходит с человеком, лежит исключительно на окружающей действительности. Человек стремится избавиться от собственных чувств, желаний и намерений, сдвигает границы между собой и всем миром. Вместо участия в своей собственной жизни человек видит себя жертвой обстоятельств и предпочитает роль пассивного наблюдателя.
Классификация
Фундаментальная классификация проекций основана на типе проекционной поверхности, на которую концептуально проецируется земной шар. Проекции описываются в терминах соприкосновения гигантской поверхности с Землей с последующей операцией подразумеваемого масштабирования. Эти поверхности бывают цилиндрическими (например, Меркатора ), коническими (например, Альберса ) и плоскими (например, стереографическими ). Однако многие математические проекции не вписываются ни в один из этих трех концептуальных методов проектирования. Следовательно, в литературе описаны другие категории аналогов, такие как псевдоконические, псевдоцилиндрические, псевдоазимутальные, ретроазимутальные и поликонические .
Другой способ классификации проекций — по свойствам модели, которую они сохраняют. Вот некоторые из наиболее распространенных категорий:
- Сохранение направления ( азимутальное или зенитное ), признак возможен только от одной или двух точек до каждой другой точки
- Локальное сохранение формы ( или ортоморфное )
- Сохраняя площадь ( равной площади или equiareal или эквивалентное или authalic )
- Сохранение расстояния ( равноудаленность ), признак возможен только между одной или двумя точками и каждой другой точкой
- Сохранение кратчайшего пути, черта, сохраняемая только гномонической проекцией
Поскольку сфера не является развивающейся поверхностью , невозможно построить картографическую проекцию, которая была бы одновременно равноплощадной и конформной.
Эмпатия и интуиция
В психологии проекция является основой эмпатии. Способность к ней у психологов считается нормой. Эмпатия – это сопереживание другому человеку с помощью проецирования своего же личного опыта.
Так же обстоят дела и с интуицией. Это тоже проекция переживаний и чувств на другого человека.
Рекомендуем: Понимание и взаимопонимание
Не раз удивлялись, как это мама может почувствовать на расстоянии ваше состояние? Как человек, находясь за тысячи километров, может знать, что происходит в твоей душе? Так же можно объяснить и связь влюбленных душ. Чувствуют друг друга, будто бы одно целое, – удивительно, верно?
Механизм работы проекции
Проекция в психологии простыми словами – это защитная реакция. Она развивается еще в детстве. Основой для ее формирования являются продиктованные обществом запреты. День за днем в сознании ребенка закрепляется информация о том, что хорошо, а что плохо. В процессе воспитания родители рассказывают ему, как вести себя в той или иной ситуации. В результате даже совсем маленькие дети знают, что забирать у других игрушки нельзя, также нельзя драться, обижать более слабых и т.д.
С течением времени запретов становится все больше. Более того, даже мысли о запретном недопустимы. Такое положение вещей вызывает в уже взрослом человеке бурю эмоций, среди которых и дух противоречия. Внутри него разворачивается настоящая борьба между тем, что он хочет, и тем, что можно. Механизм проекции состоит из 3 частей:
- Человек испытывает некоторое неудобство, возможно, стыд, раздражение, злобу. Они вызваны его отношением к тому, что общество запрещает.
- Пытаясь справиться с негативными эмоциями, выносит запретные желания за рамки своего сознания.
- Перекладывает эти желания на окружающих людей. Теперь человеку не так стыдно и неудобно, ведь другие ведут себя так же, как и он.
Так, женщины, которых называют «старыми девами», направляют все свои силы на борьбу с развращенной молодежью. А злоупотребляющие алкоголем в периоды трезвости рассуждают о плохом поведении пьющих соседей.
Интересно, что механизм проекции проявляется даже в таких сферах жизни, как политика и войны. Жители одного государства обвиняют «соседей» в тех грехах, в которых замечены сами. И чем больше таких грехов, тем яростнее обвинения, сильнее агрессия.
Да что далеко ходить. Вспомните случаи, когда вы обвиняли, ругали тех, кого сами же обидели? С какой целью это было сделано? Чтобы избавиться от стыда и чувства вины.
Как узнать проекцию?
1. Проекция всегда иррациональна. Вы можете быть уверены, что человек крайне мерзкий, хотя ни разу с ним не общались. Внятных аргументов при этом вы привести не сможете.
2. Проекция любит нехватку информации. Общение по Интернету способствует рождению проекций, как и общение по телефону.
3. Обычно проекция негативная. Мы обычно испытываем дискомфорт при разговоре с человеком, на которого мы что-то проецируем.
Но бывает и позитивная проекция, когда нам трудно принять свои собственные положительные качества. Не стоит объяснять почему этот случай встречается реже…
Как видите, проекций бывает много. Но у них у всех одна суть – вынесение чего-то внутреннего вовне и восприятие как внешнего.
Наблюдая за собой и окружающими людьми, вы можете выявить такие проекции, а значит, лучше понять себя и своего собеседника. Пользуйтесь этим инструментом, и вы сможете избегать ненужных конфликтов и быстрее достигать поставленных целей.
Бизнес из проектора и компьютера
Для начала рассмотрим пример Flashlines, которые специализируются на организации AR-проекций разных масштабов. Несмотря на спартанский сайт в пять с половиной страниц, FL есть что показать, что они и делают на своем инстаграме.
Показатели вовлеченности аудитории не самые высокие (в т.ч. и на YouTube), но, видимо, и их хватает, чтобы делать бизнес. Заодно даже задумали для продвижения собственного ПО для iPad.
Но не суть. Главное, что можно пронаблюдать, изучая их работы – это то, что значительная часть инсталляций имеет малый-средний масштаб и выполняется ночью или в полутьме. И выясняется, что необязательно раскошеливаться на сверхъяркий дорогостоящий инсталляционный проектор, чтобы устраивать видеомаппинг, когда можно обойтись ярким универсальным. В частности, пары уже архивных Epson EB-1945W хватает для львиной доли проектов, включая даже маппинг на высокое здание.
Насколько мне стало известно после общения с ними, FL как раз с этим комплектом и «катаются» к заказчикам, чтобы, во-первых, сразу на месте показать несколько потенциальных вариантов проекции, а также «продать» свои услуги, ведь лучше один раз посмотреть на AR-проекцию вживую, чем сто раз услышать или смотреть мелкие картинки на Instagram.
Кроме зданий можно встретить более «модные» типы инсталляций, которые набирают популярность день ото дня – AR-проекции для POS (point of sales, иначе говоря – точек продаж).
Вот простая же идея – подвесить проектор под потолком (или хотя бы кое-как его расположить, где нужно – вариантов масса), нарисовать цветную маску из геометрических фигур и минимально анимировать смену цвета или их появление/гашение. Но ведь какой эффект! В частности, даже я, как неопытный VFX-хоббист, вижу, что в ролике нет ничего сверхъестественного. Если имеется доступ к любому инструменту для работы с видео – After Effects, Premiere, Vegas, Final Cut, – то из спичек и желудей масок и их анимации/базового скриптинга (того же wiggle из AE для плавного изменения интенсивности цвета фигур) можно получить то же, «рисуя» маски прямо поверх объекта, выведя копию окно композиции на второй монитор, в роли которого у нас и выступает проектор.
Сам я, к примеру, практики и интереса ради непосредственно работал над созданием мультимедийной презентации к 5-летию Фабрики печати Epson, где использовал Softimage и After Effects для визуализации отдельных «слайдов», а также позволил себе поиграть с симуляцией жидкости тут и там. Представьте себе, насколько было бы круче, если бы проекция в какой-то момент была не на стену, а на большую «картонную бутылку» из-под чернил для принтера. Так, чтобы в ней плескалась и переливалась всеми цветами жидкость, а то вообще какая-нибудь сцена происходила с плавающими бумажными лебедями… Столько возможностей! Жаль реализовать не удалось из-за нехватки времени (то был экспериментальный in-house-проект, который случайно вырос из прототипа, придуманного за пару месяцев до мероприятия).
К слову, проекторы для подвеса под потолок специально для POS и описанных выше небольших инсталляций-визуализаций товаров у Epson имеются. Это Epson LightScene EV-100/, мы их величаем «лазерными проекторами для акцентированной подсветки».
Они лазерные (т.е. с максимально «живучим» источником света) и обладают регулируемой яркостью до 2000 люмен. Но они весьма недешевые. Поэтому в качестве «пробы пера» можно начать с чего-то попроще и дешевле, но с хорошим запасом яркости. Скажем, 3000 лм и более. Например, Epson EB-2042 имеет рекомендованную Epson цену менее 1000$ и обладает яркостью аж 4400 лм! Чем не кандидат в универсальный инструмент для организации малых и средних инсталляций «на месте»?
С железом более-менее понятно: компьютер и проектор. А как быть с программным обеспечением и различными вариантами AR-проекции?
Ссылки
Создание карт
Созданием картографических произведений занимается раздел картографии картоведение.
Создание карт выполняется с помощью картографических проекций — способа перехода от реальной, геометрически сложной земной поверхности к плоскости карты. Для этого сначала переходят к математически правильной фигурe эллипсоида или пули, а затем проектируют изображение на плоскость с помощью математических зависимостей. При этом используют различные вспомогательные поверхности: цилиндр, конус, плоскость. При этом, практически стандартом сейчас стало расположение сторон света: севера сверху и соответственно юга внизу, запада слева и востока справа, относительно смотрящего.
- Цилиндрические проекции используются для карт мира — модель Земли мысленно помещают в цилиндр и проектируют на его стенки земную поверхность. При развёртывании цилиндра образуется плоское изображение. Параллелям и меридианам в данной проекции соответствуют прямые линии, проведённые под углом. При цилиндрическом проектировании линией наименьших искажений является экватор.
- Конические проекции зачастую используются для изображения Евразии, Азии и мира. Для создания данной проекции один или несколько конусов мысленно насаживаются на модель Земли и на них переносят все точки земной поверхности. Меридианами в такой проекции являются прямые линии, выходящие из одной точки (полюса), а параллелями — дуги концентрических кругов.
- Для изображения на картах отдельных материков и океанов используют азимутальную проекцию, при которой на плоскость проектируют поверхность материка. Точкой нулевого искажения является точка касания плоскости к земной поверхности, максимальное искажение имеют периферийные части карты. Параллели в прямых азимутальных проекциях (точка соприкосновения — полюса) изображаются концентрическими кругами, а меридианы — прямыми (лучами). В азимутальной проекции составлены карты Антарктиды и приполярных районов. В поперечно-азимутальной проекции (точка соприкосновения — на экваторе) составлена карта полушарий, в которой меридианам и параллелям соответствуют кривые, за исключением экватора и средних меридианов полушарий. Для изображения отдельных материков точки соприкосновения выбирают в их центре (карты Африки, Австралии и Америки). В современных условиях картографические проекции строятся также с помощью математических расчетов без вспомогательных поверхностей; их называют условными проекциями.
Что такое проекция
Знаете, как работает проектор? Он переносит изображение с фотопленки на экран. Также и человек нередко переносит, проецирует свои чувства, мысли, желания на других. Чаще всего это неприятные мысли и желания. Стыд и чувство вины – тяжелые переживания, и человек стремится избавиться от них, чтобы не травмировать свою психику. Причем не просто выносит свои грехи и темные помыслы из своего сознания, а наделяет ими других людей. Так ему проще – не нужно обвинять себя, ведь другие ничем не лучше, а даже и хуже.
Так, наиболее ревнивыми всегда бывают мужья, которые сами не прочь изменить жене. Но раз у них подобные мысли и желания возникают, то у женщины они тоже должны быть? И в этом есть своя, хоть и извращенная, логика. А жена, обвиняющая мужа в лишних тратах на «его прихоти и игрушки», сама не слишком экономна. Ей же так хочется эти туфли или блузку, но муж нисколько ее не лучше. А осуждая своих соседей или коллег, мы вспоминаем прежде всего те неприятные качества, которые присущи нам самим.
Вы скажете: это плохо, и я так никогда не делаю. Нет, не тешьте себя иллюзиями, все так делают, и вы тоже.
Как это работает
Защитный механизм проекции присущ всем людям и формируется в самом раннем детстве. Он рождается из запретов, которые диктует нам социум. В процессе воспитания складываются и закрепляются в сознании представления о плохом и хорошем, о дозволенном и недопустимом. Ребенок очень рано начинает понимать, что проявлять агрессию, обижать слабых, оскорблять других людей, отбирать игрушки – это плохо. Чем старше становится человек, тем больше запретов диктует ему общество. Они создают условия для негативных переживаний, ведь даже желать запретное – это плохо, недопустимо. И человек стремится защититься от этих неприятных эмоций, выйти из внутреннего конфликта между желаемым и допустимым. Вот и возникает известная всем реакция: «Ты сам(а), виноват(а)!»
Проекция – один из древнейших видов психологической защиты, и механизм ее прост. Он всегда работает по следующей схеме:
- Индивид ощущает дискомфорт, стыд, раздражение, причиной которых являются запретные желания и его неправильное, с точки зрения социальных норм, поведение.
- Стремясь избавиться от негативных эмоций, человек выносит неприемлемые желания и побуждения за пределы своего сознания.
- Приписывает эти побуждения другим людям, чтобы не было самому так стыдно, ведь «все такие, все так делают».
Поэтому «старые девы», озабоченные своими «неправильными» мыслями и желаниями, так энергично борются с «развратом» молодежи. А пьяница в моменты трезвости с гневом клеймит позором соседа-алкоголика.
Механизм проекции подливает масло и в огонь межнациональных конфликтов, потому что чаще всего представители одной нации обвиняют своих врагов в грехах, присущих им самим. И чем больше этих грехов, тем агрессивнее становятся люди. Чаще всего мы обвиняем тех, кого сами же обидели. Почему? Чтобы не было стыдно и чтобы не чувствовать себя виноватыми.
Громче всех обвиняют чиновников в воровстве те люди, которые и сами бы не прочь погреть руки, но этой возможности не имеют. И отвергая собственные желания, эти обличители проецируют их на тех, у кого такая возможность есть.
Проекция и эмпатия
Проекция связана не только с постыдными мыслями и асоциальными желаниями
Процесс переноса эмоциональных состояний лежит в основе такого важного социально-психологического явления, как эмпатия. Под эмпатией в психологии понимается способность человека переживать те же чувства, что и его партнер
Это сострадание, сочувствие, которое основано на личном эмоциональном опыте. Именно этот опыт индивид и переносит на других людей, представляя, что они должны чувствовать в знакомой ему ситуации. Поэтому страдания или радость другого может понять только тот, кто сам страдал и радовался.
Без способности проецировать свой эмоциональный опыт невозможно взаимопонимание. Хотя не всегда проекция отражает объективное состояние дел. Мы можем сопереживать человеку, думать, как ему плохо, ведь в схожей ситуации нам было очень тяжело. Но это не значит, что тот человек действительно страдает. Люди-то разные, и обстоятельства, в которых они оказываются, тоже разные. Но чем более эмоционально близки индивиды, тем более точно они понимают состояние друг друга.