9 признаков, по которым можно понять, что человек является уникальной личностью
Содержание:
- Ответственность человека перед обществом
- Тип Хордовые
- Человеческие расы
- Разговоры
- Род Человек. Вид Человек Разумный.
- Бизнес и финансы
- Биологические особенности человека
- Черты характера: общие сведения
- Критика
- Гипотезы происхождения человека современного вида
- Как стать волонтером
- Основные факторы антропогенеза человека
- Категоричность в разных сферах жизни
- Систематика человека: таблица
- Разница между человеком и животным во внешности
Ответственность человека перед обществом
Ответственность – это способность совершать выбор, осознавая его последствия. Ответственность за свои поступки присуща только людям, животные на нее не способны. Принято выделять виды ответственности:
- Личную;
- Групповую;
- Коллективную.
Пример: ученик решил прогулять уроки. Вместо посещения школы он утром пошел в зоопарк. Вечером учительница позвонила учащемуся домой и рассказала родителям о его проступке. Мама лишила на три недели школьника возможности сидеть за компьютером.
()
Пример: 7-А сговорился не прийти на школьную линейку. Весь класс пошел в парк аттракционов. Дети весело провели время, не осознавая, что их поступки безответственны. Они радовались, что избежали скучного торжественного мероприятия. Их классный руководитель получил выговор за проступок класса. Директор назначил 7-А дежурными по школе в течение полугода. До этого в школе дежурства распределялись между классами, каждую неделю дежурил один класс.
Пример: Школьная туристическая команда «Звезда» участвовала в городских соревнованиях. Чтобы выиграть первое место члены команды распределили роли и обязанности. Капитан отдавал приказы — вся команда незамедлительно их исполняла. Благодаря слаженной работе «Звезда» заняла первое место по городу, все получили медали, команду отправили на состязания республиканского уровня.
Несмотря на существование разных видов ответственности, психологи говорят, что ответственность бывает только личной. Это утверждение связано с тем, что находясь в одиночестве или в группе, человек сам принимает решение, как ему поступать. Участвуя в групповом преступлении, преступник должен знать, что ему лично придется отвечать за злонамеренные действия.
Перед кем личность несет ответственность? Индивид отвечает за свои решения и действия перед:
- Самим собой;
- Семьей;
- Школьным (рабочим) коллективом;
- Всем обществом;
- Окружающей природой.
Это означает, что из-за безответственного поступка человека может пострадать окружающее общество, будет стыдно его родителям. Если действия имели отношение к природе — это скажется (положительно или отрицательно) на экологии, состоянии почвы, воды, воздуха.
Тип Хордовые
Как видите, место человека в систематике четко определено. Гетеротрофный тип питания, ограниченный рост, способность к активному передвижению определяют его принадлежность к Царству Животные. А вот по особенностям эмбрионального развития человек является представителем типа Хордовые. К этой систематической единице также относятся классы Костные и Хрящевые рыбы, Пресмыкающиеся, Земноводные и Птицы.
Как такие разные организмы могут относиться к одному типу? Все дело в их эмбриональном развитии. На ранних стадиях у них закладывается осевой тяж — хорда. Над ней формируется нервная трубка. А под хордой — кишечник в виде сквозной трубки. В глотке находятся жаберные щели. По мере развития эти зачаточные структуры у человека претерпевают ряд метаморфоз.
Из хорды развивается позвоночник, из нервной трубки — спинной и головной мозг. Кишечник приобретает сквозную структуру. Жаберные щели в глотке зарастают, в результате чего человек переходит к легочному дыханию.
Человеческие расы
Человеческие расы — это исторически сложившиеся группы людей, объединенных общностью происхождения и сходством морфологических признаков и отличающихся от других групп по совокупности некоторых второстепенных признаков, не являющихся видовыми, в частности типом и цветом волос, цветом кожи и глаз, формой головы, лица, носа и губ, разрезом глаз, строением век, пропорциями тела и конечностей и др.
Все человечество подразделяют на три большие расы: европеоидную (евразийскую), монголоидную (азиатско-американскую) и негроидную (австрало-негроидную, или экваториальную).
■ Хотя большие расы заметно отличаются друг от друга по комплексу внешних признаков, они связаны между собой рядом промежуточных типов, незаметно переходящих один в другой и возникших вследствие развития общественных связей, роста миграционных процессов и межрасовых браков.
■ Расовые признаки наследственны. Они возникли в далеком прошлом под влиянием среды и носили адаптивный характер.
❖ Основные факторы расогенеза:
■ наследственная изменчивость;
■ естественный отбор;
■ дрейф генов;
■ расселение в разные климатические зоны и изоляция.
Естественный отбор сохранял и распространял в популяции адаптивные признаки, повышающие жизнеспособность особей. Дрейф генов в малых по численности популяциях людей закреплял нейтральные признаки, не повышающие и не понижающие в данных условиях выживаемость потомства. Миграция приводила к появлению новой изолированной популяции, характеризующейся значительным генотипическим однообразием (эффект основателя). Случайные признаки в такой популяции, принесенные немногими членами — основателями расы, сохранились в результате близкородственного скрещивания и стали признаками всей расы.
Расы появились в результате расселения и географической изоляции предков современных людей в разных природно-климатических условиях. Первое разделение единой африканской ветви людей на две (негроидную и европеоидно-монголоидную) произошло около 40—100 тыс. лет назад на стадии палеоантропа. Вторым было разделение европеоидно-монголоидной ветви на западную (европеоидную) и восточную (монголоидную), что соответствует времени заселения новых территорий первобытными людьми.
❖ Единство всех рас подтверждается:
■ наличием общих видовых признаков;
■ плодовитостью потомства при смешанных браках;
■ сходностью изменений, наблюдаемых в настоящее время у представителей разных рас и проявляющихся в снижении общей массивности скелета (грацилизация) и ускорении физического развития организма (акселерация).
Все расы биологически равноценны, между ними не существует принципиальных различий в способностях к обучению, творческой и трудовой деятельности. Различия в уровне развития культуры и техники народов разных рас зависят от общественно-экономических условий.
Разговоры
Есть еще один тип категоричных людей. Они предпочитают высказывать свое мнение только в оживленных дискуссиях. При этом их суждения могут меняться от одного разговора к другому. Например, вчера человек спорил с коллегой, что Бога нет, а уже сегодня кричит сестре, что Он есть. Это не говорит о том, что у него проблемы с мышлением или же раздвоение личности.
В данном случае категоричность — это способ позабавиться. Человеку нравится конфликт, нервное состояние оппонента. Если его противник быстро поменяет свое мнение, то ему будет неинтересно и скучно.
Как вести себя с такими людьми? Лучше перестать с ними общаться. Конечно, эта ситуация не так плачевна, чем когда человек даже не может объяснить свою точку зрения, а лишь кричит о своей правоте, но ужиться с ним вы все равно не сможете.
Род Человек. Вид Человек Разумный.
Древнейшие люди, неандертальцы, кроманьонцы. Все эти виды соседствовали с друг другом, потом один вид сменял другой, двигаясь вперед в своем развитии. Их особенностью стало овладение трудовой деятельностью. Изготавливая первые орудия труда, одежду, предметы быта древние люди становились все более и более развитыми.
Характерным для вида является прямохождение. Этим человек обязан строению позвоночника и сводчатой стопе.
Развитие головного мозга. Большой объем мозга, наличие развитой коры больших полушарий тесно связано с высшей нервной деятельностью. Мыслительные процессы человека на порядок выше даже самых наших ближайших сородичей – человекообразных обезьян. Речь. То, что позволило человеку развить свой мозг до современного уровня.
На сегодняшний день все остальные предки Человека разумного вымерли.
Пройдя все этапы эволюции, современный Человек является результатом развития цепи биологических видов. Человек сложнейшее творение эволюционных процессов, и он по праву занимает вершину пирамиды прогресса.
Бизнес и финансы
БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством
Биологические особенности человека
Как биологическая особь человек имеет признаки, которые роднят его с другими видами: стремление к продолжению рода, различие по возрасту и полу, потребность в питании, дыхании и сне, наследственность, наличие рефлексов и инстинктов, стереоскопическое зрение, схожее внутреннее строение организма, умение приспосабливаться к разным условиям окружающей среды.
Кроме общих биологических особенностей существуют важные отличительные черты:
-
наличие морально-психологических качеств (характер, воображение, эмоции, мышление, память);
-
усложненное строение рук и их подвижность, способность к мелкой моторике;
-
особая структура мозга и строение черепа;
-
умение прямо стоять и ходить;
-
отсутствие плотного шерстяного покрова;
-
развитый речевой аппарат.
Так как природа опирается на сугубо физические факторы, философия считает духовность и наличие души основным отличием человека от остального животного мира.
Черты характера: общие сведения
Не всякая особенность человека может быть отнесена к его устойчивой постоянной черте характера. Мы уже сказали, что добряк может вспылить, а к примеру, оптимист впасть в тоску. Но первого мы не опишем как агрессора, а второго как нытика.
В психологии выделяют три ведущие группы черт характера, которые в совокупности его и составляют.
1 группа черт – отношение к самому себе
В эту группу входят как положительные, так и отрицательные характеристики, показывающие отношение личности к себе, ее самосознание.
Черты характера со знаком «плюс» — внутреннее достоинство, честь, гордость, самокритичность, уместная скромность, адекватная самооценка.
Черты со знаком «минус» — тщеславие, завышенное самомнение и самооценка, гордыня (не путать с гордостью), обидчивость, застенчивость (не путать со скромностью).
2 группа – отношение к окружающим
Характеристики, показывающие основу взаимоотношений личности с другими людьми — в семье, в коллективе, в кругу друзей.
Черты характера со знаком «плюс» — отзывчивость, уважение, коммуникативность, чуткость, готовность прийти на помощь, умение работать в команде, порядочность.
Черты со знаком «минус» — бездушие, презрение к другим, снобизм, хамство, пренебрежение, замкнутость, черствость, индивидуализм.
3 группа черт – отношение к деятельности
В этой группе объединены черты характера, относящиеся к своему делу, профессии, труду в целом.
Черты характера со знаком «плюс» — трудолюбие, активность, ответственность, креативность, склонность к творчеству, инициативность.
Черты со знаком «минус» — лень, прокрастинация, безответственное отношение к делу, безынициативность, пассивность.
На основе выборки указанных характеристик можно составить портрет личности.
Критика
Критики теорий обучения, которые стремятся вытеснить традиционные образовательные практики, заявляют, что в таких теориях нет необходимости; что попытка понять процесс обучения посредством построения теорий создает проблемы и ограничивает личную свободу.
Гипотезы происхождения человека современного вида
Археологи Лики первыми предположили, что предки современных людей жили в Африке. В основе гипотезы — сенсационные открытия стоянок человека в Танзании и Эфиопии (Олдувайское ущелье). Так появились взгляды на единый центр происхождения человека. Африка долгие годы считалась единственной прародиной человека.
Прямолинейный подход к эволюции, господствовавший со времен Дарвина и открытия Лики, сменился на «древовидный» (схема 1). Последователи моноцентризма и полицентризма не подвергают сомнению происхождение человека от общих предков с современными человекообразными обезьянами.
Схема 1. Иллюстрация гипотез полицентризма и моноцентризма
Согласно гипотезе полицентризма или мультирегионального происхождения, первые люди появились в Африке, относительно рано начали расселяться по другим территориям (схема 1). В новых местах обитания происходили эволюционные изменения, не зависящие от событий в других центрах. Мультирегиональная гипотеза получила много палеоантропологических и археологических подтверждений.
Сторонники этого научного взгляда на происхождение гоминид обращают внимание на параллельную эволюцию человека в Африке, Европе и Азии. Полицентристы объясняют специфические особенности строения у представителей разных территориальных групп происхождением от разных видов палеоантропов или архантропов
Также, исследователи обращают внимание на равномерность и параллельность развития культуры у разных групп на территории Старого Света.
Гипотеза моноцентризма — учение об одном центре происхождения человека. Африка признана родиной древнейших людей планеты. Все последующие волны миграций, заселение других частей света тоже начинались на жарком континенте.
Человек, согласно гипотезе моноцентризма, впервые появился в Африке. Именно на этом материке найдены останки женской особи «Люси», жившей 3,18 млн. лет назад (рис. 3), древнейшие каменные орудия труда возрастом 3 млн. лет.
Рис. 3. Древнейший предок человека — «Люси»
Впоследствии произошло расселение первых людей по территории Евразии, смешивание с уже обитавшими там аборигенами. Подтверждают гипотезу моноцентризма археологические и антропологические данные.
Более 2 млн. лет назад древние люди мигрировали из «африканской колыбели» человечества в Европу и Азию. Это были представители вида Человек умелый (Homo habilis). Постепенно, они все дальше продвигались по территории Евразии, возможно, вслед за стадами животных — объектами охоты.
Гипотеза внетропического происхождения человека описывает возникновение первых людей в высоких широтах Евразии (Сибири). В пользу этого учения свидетельствуют открытие на территории современной Якутии палеолитических стоянок.
Не утратила своего значения гипотеза божественного происхождения человека, относящаяся не к биологии, а к теологии. Существуют предположения о проникновении первых людей с других планет, скрещивании диких предков с разумными существами из космоса.
Как стать волонтером
Волонтером может стать человек любой профессии. В свободное от работы, учебы время доброволец занимается благотворительной деятельностью. Направлений очень много, каждый выбирает свой вид благотворительности.
Желающие стать добровольцами часто задаются вопросами: с какого возраста можно стать волонтером и как это сделать. Добровольцем может стать человек, достигший совершеннолетия (18 лет). В этом возрасте он может самостоятельно принимать участие в благотворительных акциях, программах. В возрасте 14-16 лет подросток может заниматься волонтерской деятельностью с участием и под надзором старших: родителей, родственников, учителей, тренеров.
()
Основные факторы антропогенеза человека
Этап эволюционного развития, в ходе которого произошло выделение «человека разумного» из всех млекопитающих, процесс формирования его физического типа, первичное речевое и деятельностное развитие человека, называют антропогенезом.
Для данного процесса характерны факторы:
- биологические;
- социальные.
К первой группе относят:
- мутации;
- изоляцию;
- популяционные волны;
- борьбу за существование;
- естественный отбор.
Существование в условиях дикой природы на первоначальном этапе своего развития требовало от человека определенных качественных характеристик, которые позволяли бы успешно вести борьбу за выживание. Так, сформировавшееся прямохождение способствовало увеличению обзора и более быстрой реакции на появление опасности. Руки, не задействованные в передвижении, отныне могли выполнять иные функции: хватание, броски, труд. Человек научился изготавливать первые орудия труда, что стало ключевым его отличием от животных.
Развитие головного мозга, стоп, кистей рук – всем этим явлениям содействовали биологические факторы.
Труд стал уже социальным фактором развития человечества. К этой группе факторов относят:
- речь;
- мышление;
- социальный образ жизни.
Благодаря первым орудиям, изготовленным людьми, удалось совершенствовать трудовую деятельность. Копья и гарпуны облегчали охоту и рыболовство, делая эти занятия более результативными. Совместный труд и охота объединяли коллектив людей, а необходимость противостоять зверю способствовала формированию речевого аппарата. Свои действия охотники должны были согласовывать друг с другом, а также передавать знания более молодым людям. Поэтому постепенно в древнем сообществе складывается членораздельная речь, упрощающая взаимоотношение членов социума.
Очевидна связь биологических и социальных факторов. Возникновению речи способствовала также наследственная изменчивость, а речевой аппарат и труд обусловили дальнейшее развитие головного мозга.
Биологические особенности
Человек считается существом, занявшим высшую ступень в эволюции животного мира. Он обладает рядом биологических признаков, подтверждающих его природное происхождение:
- Прямохождение. Млекопитающие не передвигаются на двух конечностях, им удобнее задействовать в процессе все четыре конечности. Человек – исключение.
- Развитые кисти рук. Человек предрасположен к мелкой моторике, в отличие от животного.
- Отсутствие большого количества волос на теле. Кожа человека выглядит более уязвимой в сравнении с кожей животных.
- Развитый головной мозг. Его объем увеличился за несколько тысячелетий в три раза.
- Речевой аппарат. Человек приспособлен к произнесению членораздельных звуков, благодаря биологическим изменениям, происходившим на протяжении долгих лет.
Множество потребностей человека продиктованы природой: в еде, воде, воздухе, сне, отдыхе.
Социальные особенности
Процесс становления личности называется социализацией, так как тесно связан с социумом. Невозможно развитие человека вне коллектива людей. Благодаря погружению в общественную жизнь, человек приобретает разум и сознание, свободу и чувство ответственности, учится быть полезным окружающим и готовым к труду.
Можно выделить следующие социальные особенности человека:
- Речь. Посредством речи человек способен передавать информацию последующим поколениям, учиться, общаться.
- Сознание. Отражает реальный мир через мысли человека, его чувства, переживания.
- Мышление. Позволяет разумно воспринимать происходящее в мире, анализировать, делать выводы, искать рациональные решения проблем.
- Культура. Искусственная среда, демонстрирующая уровень развития человечества, способная сохранять и приумножать его достижения.
- Труд. Умение изготавливать орудия труда и применять их в практической деятельности – фактор, обусловивший наиболее интенсивное социальное развитие.
- Творчество. Потребность в создании чего-либо принципиально нового, не существовавшего ранее – важнейшее отличие человека от животных.
Категоричность в разных сферах жизни
Многие люди, сталкивающиеся с эгоцентричными начальниками, считают, что категоричность — признак ограниченности. Что же, в какой-то степени это правда. Некоторые шефы стараются при помощи такой черты поднять свой лидерский статус, показать влияние и указать на то, что они выше остальных сотрудников. Но вряд ли это дает эффективный результат. Мало кому захочется работать с категоричным начальником.
Эта черта характера может быть уместна в случае общения взрослого и младшего человека. Допустим, родители запрещают вам в 15 лет делать татуировку в категоричном тоне. Это оправдано, так как в этом возрасте характер неустойчив, и нет никакой гарантии, что к 20 годам сделанный рисунок на теле будет еще актуален.
Если же категоричность проявляется в общении равных людей, то человек показывает неуважение или пытается поставить себя выше собеседника.
В отношениях между близкими нередко прощаются неприятные моменты. Лучше промолчать и согласиться, чем портить отношения. Однако категоричность — это не та черта характера, которая сама собой уйдет. Наоборот, такие люди со временем становятся невыносимыми.
Систематика человека: таблица
Представители таксонов, к которым принадлежит современный человек, имеют ряд сходных черт строения. Это является доказательством наличия их единого предка и общего пути эволюции.
Таксономическая единица | Черты сходства и характерные признаки |
Тип Хордовые | Формирование на начальных этапах развития зародыша хорды и нервной трубки |
Подтип Позвоночные |
Формирование внутреннего скелета, основой которого является позвоночник |
Класс Млекопитающие | Выкармливание детенышей молоком, наличие диафрагмы, дифференцированных зубов, легочного дыхания, теплокровность, внутриутробное развитие |
Отряд Приматы | Пятипалые конечности, противопоставление большого пальца остальным, идентичность 90 % генов шимпанзе |
Семейство Гоминиды | Развитие головного мозга, способность к прямохождению |
Род Человек | Наличие сводчатой стопы, свободная и развитая верхняя конечность, наличие изгибов позвоночника, членораздельная речь |
Вид Человек разумный | Интеллект и абстрактное мышление |
Разница между человеком и животным во внешности
Прямохождение
Только человек может передвигаться на двух ногах с прямой спиной. Мы перемещаемся подобным образом за счет слаженной координации мыщц конечностей и туловища. А расплачиваемся за такую отличительную черту остеохондрозом и высоким риском перелома костей скелета.
Скудный волосяной покров
Волосяных фолликулов в коже человека не меньше, чем у других млекопитающих аналогичного размера. Но, в связи с потерей необходимости в защите от морозов, а также с утратой надобности в какой-либо маскировке от врагов, наши предки постепенно избавились от шерсти на своем теле.
Развитые верхние конечности
Во-первых, к этому признаку можно отнести отставленные в сторону большие пальцы на руках, которые помогают людям хватать и удерживать предметы. Во-вторых, именно мелкая моторика кистей и пальцев верхних конечностей позволяет человеку совершать более точные и совершенные движения и выполнять тонкую работу.
Большой размер мозга
Если сравнить строение черепа человека и, например, обезьяны, то сразу будет заметно, что лицевой отдел головы животного больше, чем мозговой. У нас с вами наоборот. Благодаря большому мозгу людям доступны такие опции как многозадачность и хорошая память. Кроме того, у человека два полушария управляют разными функциями, в то время как у животных они функционально симметричны.
Из названного выше отличия вытекает новая большая группа признаков, свидетельствующих о разнице между людьми и зверями.