Иррациональность — это в психологии… определение и значение
Содержание:
- Самопознание
- Структура философского знания
- Агностицизм в религии
- Понятие и структура
- Иррационализм в современных философских системах
- Характеристика
- Задний план
- Древняя Греция
- Истина
- Что мы узнали?
- Гносеологические подходы
- Похожие главы из других книг:
- Зачем нужна рациональность?
- Условия возникновения идей иррационализма
- Чувственное познание
- Мировоззрение агностиков
- Свежее из блога
- Представители агностицизма
- Похожие статьи
- Чувственное познание
Самопознание
С ранних лет человек наблюдает за своей внешностью, оценивает свою деятельность, сравнивает себя с другими. С каждым годом он узнает о себе что-то новое: проявляются способности, качества характера, особенности личности. Самопознание человека процесс не быстрый, постепенный. Узнавая свои сильные и слабые стороны, личность может самосовершенствоваться, развиваться.
Самопознание состоит из нескольких уровней:
- Самоузнавание. В возрасте 1-1,5 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале, понимать, что там находится его отражение.
- Самонаблюдение. Индивид наблюдает свое действия, мысли, поступки.
- Самоанализ. Человек осознает свои качества характера, особенности, оценивает их, сравнивает с нормами морали. Он сопоставляет свои поступки и результаты, к которым они привели.
- Самооценка. У человека складывается устойчивое представление о себе, как о личности. Самооценка может быть объективной, завешенной или заниженной.
Кроме того самопознание может быть направлено человеком на собственные умственные, творческие или физические способности. Отдельным видом является духовное самопознание, в этом случае человек интересуется природой своей души.
()
Структура философского знания
АКСЕОЛОГИЯ
ОНТОЛОГИЯ – ФИЛОСОФИЯ – ГНОСЕОЛОГИЯ
СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
ОНТОЛОГИЯ – философия бытия (сущее, всё
существующее), учение о фундаментальных
принципах существования природы,
общества, человека. Что такое мир, его
устройство.
ГНОСЕОЛОГИЯ – теория познания, учение
о познании, изучает возможности познания
действительности, проблемы истины.
АКСЕОЛОГИЯ – учение о ценностях, их
месте в духовной жизни человека.
СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ – теоретическое
рассмотрение проблем человека, как
субъекта общественных отношений,
проблема происхождения государства, …
ФИЛОСОФИЯ КАК СОСРЕДОТОЧЕНИЕ КУЛЬТУРЫ
Философия перерастает за рамки науки,
мировоззрения, то есть становится
органической частью культуры личности.
Жизнь зависит не только от окружающего
мира, но и от того, каковы мы сами,
насколько верно оцениваем наши поступки.
Органичная часть человеческой культуры.
Скульптура: в Древнем Риме – превалировала
красота тела (человек-герой); в Древней
Греции – старались отразить поиск,
душу.
Художественные произведения до предела
заполнены философией. Великие классики:
Данте, Шекспир, Достоевский, Толстой
(«Tobeornottobe»,
искания Андрея Болконского, Наташи
Ростовой). Глубже подход к сущности
мира, чем у профессиональных философов.
Писатель занимает философскую позицию.
Музыка: в их основе лежит заметное
философское начало (Бах, Бетховен,
Вагнер). Музыкальное повествование о
сущности мира, смысле бытия.
Философия связана с наукой, искусством,
моралью.
Являясь, по словам Гегеля, духовной
эссенцией самосознания, философия
предназначена осмыслить и спрогнозировать
важнейшие проблемы человечества ХХIвека.
Агностицизм в религии
Слово «агностик» часто используют в религии. Существует противопоставление агностиков верующим и атеистам. Однако атеисты яростно опровергают присутствие Бога, их еще называют неверующими или безбожниками. Агностики же отвергают саму вероятность поиска подтверждений присутствия Бога.
Принцип работы агностицизма в невозможности доказательства или опровержения присутствия высших сил. Самый честный ответ агностика: «Никто не может знать, существует ли Бог на самом деле». То есть, человек не мыслит категорически, а просто делится своей оценкой. Агностик с таким ответом не страдает от нападок верующих, критикуя религию.
Понятие и структура
Познание – деятельность человека, направленная на получение, углубление, совершенствование и воспроизводство объективных знаний о мире и о самом себе. В ходе жизнедеятельности индивид воспринимает большое количество информации об объективной действительности, но только часть ее становится знанием.
Знание – результат познания действительности, адекватное ее отражение в сознании человека. Знания существуют в форме представлений, понятий, суждений, формируются и накапливаются на основе практики.
Структурными компонентами познания являются:
- Субъект – источник познавательной деятельности, человек как представитель социальной среды и носитель накопленных обществом знаний.
- Объект – часть внешнего или внутреннего мира, на которую направлена познавательная деятельность.
- Предмет – часть объекта, на которой сосредоточен познавательный процесс.
- Процесс – раскрытие содержания и отражение в сознании свойств изучаемого объекта.
В структуре познавательного процесса выделяют 2 базовых уровня:
Чувственное познание – создание субъективной картины мира в сознании при непосредственном контакте субъекта с объектом; начало постижения сущности вещей на основе первоначального обобщения чувственных данных. Чувственное познание осуществляется посредством зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания. Ступени чувственного познания:
- Ощущение – отражение отдельных, единичных свойств предмета в результате их воздействия на органы чувств и нервные центры: цвет, вкус, запах, холод, боль. Ощущения являются основными каналами, по которым информация о мире и о состояниях организма поступает в мозг.
- Восприятие – целостное отражение предметов, ситуаций, явлений на основе анализа всех его качеств в совокупности. Осуществляется при помощи согласованной деятельности всех или нескольких органов чувств, закрепляется в сознании посредством ассоциаций. Восприятие – это не просто суммирование ощущений, а их переработка и усвоение на основе опыта, создание образа в пространстве и времени.
- Представление – образ ранее воспринятого предмета или явления, свободно сохраняемый и воспроизводимый в сознании вне непосредственного воздействия на органы чувств. Представление осуществляется посредством памяти, воспоминаний, воображения.
Чувственное познание имеется не только у человека, но и у животных. Его недостаток заключается в ограниченности, не позволяющей проникнуть в суть изучаемого объекта, понять причины явлений, обобщить полученные знания. Преодоление этой ограниченности осуществляется с помощью рационального познания.
Рациональное познание – отражение в сознания предметов, явлений, событий во всем многообразии связей и закономерностей. Осуществляется с помощью мышления – способности связывать образы, представления, понятия, определять возможности их применения, генерировать новые идеи, прогнозировать события и действия. Рациональное познание осуществляется в следующих формах:
- Понятие – отображение в сознании наиболее общих, существенных свойств и качеств, явлений действительности. В формировании понятий используются познавательные операции: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование и обобщение.
- Суждение – основная форма мыслительной деятельности, в которой происходит критическая оценка предмета, события, явления.
- Умозаключение – получение нового суждения (вывода) на основании предварительных суждений.
Рациональное познание имеет абстрактный, обобщенный характер, оно активно и целенаправлено, регулируется законами логики. Оно тесно связано с языком, речью, которые являются средством закрепления и передачи знания.
Иррационализм в современных философских системах
Современная философия во многом обязана иррационализму. Явно выраженные очертания современный иррационализм имеет прежде всего в философии неотомизма, экзистенциализме, прагматизме и персонализме. Элементы иррационализма можно найти в позитивизме и неопозитивизме. В позитивизме иррационалистические предпосылки возникают вследствие того, что построение теорий ограничивается аналитическими и эмпирическими суждениями, а философские обоснования, оценки и обобщения автоматически смещаются в сферу иррационального. Иррационализм обнаруживается везде, где утверждается, что существуют области, которые принципиально недоступны рациональному научному мышлению. Такие сферы можно условно разделить на субрациональные и трансрациональные.
Вопрос об иррациональном в познавательной деятельности тесно связан с проблемой рациональности. Иррациональное имеется во всех сферах культуры, в любой деятельности человека
Важно, чтобы верховенство в науке и социальном устройстве сохранялось за Разумом. Дело в том, какое место по отношению к Разуму и к духовным ценностям человека занимает иррациональное ..
Субрациональные области в иррационализме
Под субрациональными сферами иррациональных субъективно-идеалистических мировоззрений можно понимать, к примеру, такие понятия как:
- воля (у Шопенгауэра и Ницше)
- душа (у Л. Клагеса)
- инстинкт (у З. Фрейда)
- жизнь (у В. Дильтея и А. Бергсона)
Трансрациональные области объективно-идеалистических мировоззрений
К трансрациональным областям в объективно-идеалистических мировоззрениях могут относиться следующие классы понятий:
- идея божества (во всех формах религиозной философии таких как, например, неотомизм)
- понятия единого, первопричины, которые не поддаются рациональному постижению, характерные для самых различных философий от Плотина до М. Хайдеггера.
- экзистенция (у С. Кьеркегора и К. Ясперса)
Арациональные воззрения в иррационализме
Философские системы, которые противопоставляют себя рационализму, не всегда являются антирационалистическими. Они могут характеризоваться как арационалистические в том случае, если утверждается, что формы познания являются чем-то иным, нежели разум и рассудок (подобно «просветлению экзистенции» («Existenzerhellung») у К. Ясперса), никак не соотносятся с последними и не могут быть сведены к ним.
Философский иррационализм объявляет недоступные объективному рациональному анализу области с истинно творческим началом (например, жизнь, инстинкт, воля, душа) и противопоставляет их механицизму мёртвой природы или абстрактного духа (к примеру élan vital (жизненный порыв) у Бергсона, Wille zur Macht (воля к власти) у Ницше, Erlebnis (переживание или опыт) у Дильтея и т. д.).
[источник не указан 3242 дня]
Характеристика
Иррационализм в своих многообразных формах представляет собой философское мировоззрение, которое постулирует невозможность познания действительности научными методами. Как утверждают сторонники иррационализма, реальность или отдельные её сферы (такие, как жизнь, психические процессы, история и т. д.) невыводимы из объективных причин, то есть неподвластны законам и закономерностям. Все представления такого рода ориентируются на внерациональные формы человеческого познания, которые в состоянии дать человеку субъективную уверенность в сущности и происхождении бытия. Но подобные переживания уверенности зачастую приписываются лишь избранным (к примеру, «гениям искусства», «Сверхчеловеку» и т. д.) и считаются недоступными для простого человека. Подобный «аристократизм духа» нередко имеет и социальные следствия.
Задний план
Рационализм — как обращение к человеческому разуму как способ получения знания — имеет философскую историю, уходящую корнями в античность. Аналитический характер большей части философского исследования, осознание видимому априорных областей знания , таких как математики, в сочетании с акцентом получения знаний за счет использования рациональных способностей (обычно отказа, например, прямое откровение ) сделали рационалистические тем сами распространены в истории философии.
Со времен Просвещения рационализм обычно ассоциируется с введением математических методов в философию, как это видно в работах Декарта , Лейбница и Спинозы . Это обычно называют континентальным рационализмом , поскольку он преобладал в континентальных школах Европы, тогда как в Британии господствовал эмпиризм .
Но даже тогда различие между рационалистами и эмпириками было проведено в более поздний период и не было признано соответствующими философами. Кроме того, различие между двумя философиями не так ясно, как иногда предполагают; например, Декарт и Локк придерживаются схожих взглядов на природу человеческих идей.
Сторонники некоторых разновидностей рационализма утверждают, что, начиная с основополагающих основных принципов, таких как аксиомы геометрии , можно было бы дедуктивно вывести все остальное из возможных знаний. Известными философами, которые наиболее четко придерживались этой точки зрения, были Барух Спиноза и Готфрид Лейбниц , чьи попытки решить эпистемологические и метафизические проблемы, поднятые Декартом, привели к развитию фундаментального подхода рационализма. И Спиноза, и Лейбниц утверждали, что в принципе все знания, в том числе научные, можно получить только с помощью разума, хотя оба они отметили, что на практике это невозможно для людей, за исключением определенных областей, таких как математика . С другой стороны, Лейбниц в своей книге « Монадология » признал, что «мы все являемся просто эмпириками в трех четвертях наших действий».
Древняя Греция
Как и многие другие направления философской мысли, рационализм берет начало в Древней Греции. Первый этап развития и становления этого термина связан с именем Сократа. В его идеях прослеживает рационалистическая направленность. Индивид должен познать мир, самого себя. Знание воспринимается Сократом как добро, а незнание – зло.
Рационализм Сократа называют этическим, так как целью самопознания человека является его нравственное поведение. Если индивид познает себя, и различает понятия «хорошо» и «плохо», то не будет поступать безнравственно. То есть, рационализм необходим для развития в себе высоких нравственных качеств.
Следующий мыслитель, развивавший идею рациональности – Платон, ученик Сократа. Платон считал, что весь материальный мир – это отражение мира идей. Материальные вещи меняются, они непостоянны. Он приводил в пример красоту женщины и цветка. Они непостоянны, так как со временем меняются. Женщина постареет, и ее красота уже не будет такой, как раньше. Цветок завянет и умрет.
Платон признавал, что мы познаем мир через органы чувств: видим предметы, ощущаем их, трогаем. Но он также предполагал, что непостоянные чувства не могут быть источником познания. Он предположил, что есть мир, в котором находится душа человека до рождения. И до рождения человек знал все, но, родившись забыл. При помощи органов чувств индивид познает окружающий мир, но при помощи разума, вспоминает предыдущий опыт и познает важные неизменные понятия.
Истина
Под истиной понимают соответствие некой теории действительности, доказательность высказанных предположений. Если теория основана на сознании, подчинена законам и правилам, подтверждается другими способами познания, то можно говорить, что истинная.
Что мы узнали?
Теория познания – результат поиска ответа на вопрос, познаваем ли мир. Многие ученые, философы, деятели науки пытаются найти доказательства в пользу своей точки зрения и методы познания окружающей действительности. Существует две формы познания – чувственное и рациональное. В каждой из них используются разные способы изучения мира.
-
Вопрос 1 из 10
Начать тест(новая вкладка)
Гносеологические подходы
Методы и возможности познания окружающего мира рассматриваются в различных гносеологических подходах:
- сенсуализме,
- эмпиризме,
- рационализме.
Сенсуализм можно также охарактеризовать как позицию наивного реализма, поскольку он опирается на чувственные данные, получаемые человеком от органов чувств, и исключает существование каких-либо знаний не представленных изначально в качестве чувственных образов. Сенсуализм существенно ограничивает возможности человеческого познания, ограничивая его непосредственным взаимодействием с объектами окружающего мира.
Рационализм представляет противоположный подход. Отрицая достоверность чувственного познания, указывая на противоречия и непостоянство чувственных данных, его представители указывают что только рациональные размышления, выстроенные в соответствии с законами логики, могут рассматриваться как источники достоверного знания. Вместе с тем, рационализм вынужден прибегать к поиску источника самих знаний, который (за недостоверностью чувственных знаний) приписывают сверхъестественным силам – врожденным знаниям полученных от бога или мировой души и т. д.
Эмпиризм представляет собой более поздний подход, он оформляется уже в Новое время. В его центре находится категория опыта, как особого содержания человеческой психики. Опыт основывается на чувственном познании, но не ограничивается им, человек сопоставляет внешнее, чувственное, с внутренним, рациональным, что позволяет получить ему уникальную структуру знания. Вместе с тем используя строгие методологические процедуры, эксперименты, предполагающие как контроль за условиями их проведения, так и требование воспроизводимости их результатов, опыт приобретает обезличенный, строго научный характер.
Похожие главы из других книг:
1.4. Понятие истины, ее критерии
Гносеология – философская наука, в которой изучаются проблемы природы познания и его возможности. Агностицизм – философское учение, отрицающее полностью или частично возможности познания мира. Гностицизм – философское учение, признающее
Лекция № 6. Познание
Основные точки зрения на процесс познанияПознание представляет собой форму активной деятельности людей, направленную на приобретение знаний о мире. Знание – это результат познавательной деятельности, выраженный в идеальных образах и закрепленный
Лекция № 25. Критерии истины
Вопрос о возможности разграничения истины и заблуждения всегда интересовал познающую мысль. Собственно в этом и заключается вопрос о критерии истины. В истории философии и науки высказывались различные точки зрения на сей счет. Так, Декарт
Лекция № 26. Красота и ценность истины (единство красоты, истины и добра)
Бесспорно, признание таких вечных ценностей, как истина, красота и добро (и каждая ценность по отдельности), является отличительным признаком гуманного в человеке. Известные разногласия дают себя
30. Понятие и критерии охраноспособности изобретения
Изобретение – техническое решение, признаваемое в качестве изобретения государством и охраняемое им в соответствии с действующим в каждой стране законодательством. Изобретение само по себе нематериально, однако
32. Понятие и критерии охраноспособности полезной модели
Полезная модель – новое и промышленно применимое техническое решение, относящееся к устройству. Понятием «полезная модель» обычно охватываются такие технические новшества, которые по своим внешним признакам
33. Понятие и критерии охраноспособности промышленного образца
Промышленный образец – художественноконструкторское решение изделия промышленного или кустарноремесленного производства, определяющее его внешний вид.Термин «художественноконструкторское решение»
3
Познание формы. Стиль
Общее понятие стиляПри целостном анализе формы в ее содержательной обусловленности на первый план выходит категория, отражающая эту цельность, — стиль. Под стилем в литературоведении понимается эстетическое единство всех элементов
Познание — через завоевание
Одним из многих учеников Аристотеля был знаменитый Александр Македонский. Он стал царем Македонии в возрасте двадцати лет, никогда не забывал уроков Аристотеля и, несмотря на славу завоевателя, распространил далеко на восток знания древних
Упражнения, направленные на познание окружающего мира
1) Ответь на вопросы.Назови свои имя и фамилию.Сколько тебе лет?Назови свой домашний адрес.Сколько этажей в твоем доме?Назови профессии твоих родителей.Папа твоей мамы – это кто?Сестра твоего папы – это кто?В каком
ПОЗНАНИЕ
— творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире. П. является сущностной характеристикой бытия культуры и в зависимости от своего функционального предназначения, характера знания и соответствующих средств и методов
Сон и познание реальностей
Человек спит почти одну треть своей жизни, приблизительно двадцать лет. Но сном пренебрегали, слишком сильно пренебрегали. Это произошло потому, что человек уделял слишком много внимания сознательному уму. Точно так же, как и материя, ум имеет
Зачем нужна рациональность?
Рациональный человек на протяжении всей своей жизни старается искать оптимальные решения проблем. То есть находить варианты, которые не требуют больших денежных вложений, физических и моральных сил. Для этого он использует личный опыт, расчёты, логику и возможный конечный результат в каждом из вариантов.
Если рассматривать рациональность как качество личности
, то оно проявляется во время соглашения разума с полученной информацией, принятым решением, анализом принятия подходящего варианта, построенной логической конструкцией и обоснованностью варианта.
К примеру, можно привести банкиров, которые постоянно рискуют деньгами из-за недостаточной информации о своих клиентах. При этом все их действия можно назвать обоснованным риском. Для того чтобы минимизировать денежные потери в связи с возможными рисками, банкиры используют отработанные годами методы, анализируют рынки, просчитывают потенциал своей клиентуры.
Условия возникновения идей иррационализма
Иррационалистическими (в узком и собственном смысле слова) считают такие мировоззренческие построения, которым в значительной мере свойственны указанные особенности. Научное мышление в таких системах заменяется определёнными высшими познавательными функциями, а интуиция приходит на смену мышлению вообще. Иногда иррационализм противостоит господствующим в науке и обществе воззрениям на прогресс. Наиболее часто иррационалистические настроения возникают в те периоды, когда общество переживает социальный, политический или духовный кризис. Они являются своего рода интеллектуальной реакцией на общественный кризис, и, вместе с тем, попыткой преодолеть его. В теоретическом отношении иррационализм свойственен таким мировоззрениям, которые бросают вызов господству логического и рационального мышления. В философском смысле, иррационализм существует как реакция на ситуации общественного кризиса ещё со времён появления рационалистических и просвещенческих систем.
Чувственное познание
Иначе данную форму называют когнитивной теорией познания.
К данной форме относятся ощущение, восприятие, представление.
- ощущение – это отражение отдельных признаков какого-либо предмета;
- восприятие – отражение свойств предмета в целом;
- представление – создание и сохранение в памяти образа предмета.
Мировоззрение агностиков
Это не вероисповедание, это мировоззрение. Его можно назвать верой в науку и познание. Реально лишь то, что можно объяснить, доказать и обосновать. По мнению агностиков, пустая трата времени разговоры о:
- Боге.
- НЛО.
- Привидениях и потустороннем мире.
- Переселении душ.
Мы, конечно, можем пофилософствовать на эти темы, но последователь агностицизма доверяет только научным, обоснованным фактам, проведенным исследованиям и экспериментам, оставляя в стороне околонаучные форматы.
Агностики не любят доказывать и оспаривать и ждут того же от других. Вот кто такие агностики и почему они отрицают возможность познание мира.
Свежее из блога
Представители агностицизма
• Дэвид Юм говорил, что познание связано с человеческим субъективным опытом, и человек не в силах сделать вывод о настоящей реальности.
• Иммануил Кант, самый известный агностик, был уверен, что отдельно от людей есть внешний мир. Он влияет на органы чувств человека (зрение, слух, осязание и обаяние), и мы лишь фрагментарно воспринимает этот мир. Агностицизм Канта держался на том, что вещи, которые мы не в силах зафиксировать органами чувств, не могут быть подтверждены.
Он полагал, что истинная проблема в познании мира – человек и его разум. Например, мы можем бесконечно доказывать существование Бога, а можем опровергать. Никакое из мнений не окажется правильным.
Центральным понятием агностицизма Канта были «вещи в себе». Абсолютно все объекты материального мира – это «вещи в себе», они имеют двойную природу. Если какой-то объект материального мира познается как явление, он становится чем-то феноменальным или «вещью для нас», однако не познаваем полностью.
• Герберт Спенсер утверждал, что люди не знают о «последней реальности», ведь существуют явления за пределами научного объяснения. Такие теоретические выводы можно обосновать только благодаря метафоричной религии.
• Карл Поппер, говорил про способ фальсификации. Он объяснял этот метод как отбрасывание не нужных фактов – обмана. Человек не способен подтвердить правду, но способен отсеять ложь и оказаться ближе к истине. В его агностицизме прогресс – это выявление предрассудков. А научный фактор определяется опровержением теоретических гипотез фактами.
Похожие статьи
Чувственное познание
Чувственное познание этопервый вид познавательной деятельности доступный человеку. Оно осуществляетсячерез восприятиемира на основе деятельности органов чувств.
- С помощью зрения индивид воспринимает зрительные образы, формы, различает цвета.
- Через осязание он постигает окружающее пространство на ощупь.
- Благодаря обонянию человек может различать более 10000 различных запахов.
- Слух — одно из главных чувств, в процессе познания, с его помощью воспринимаются не только звуки из окружающего мира, но и распространяются знания.
- Особые рецепторы, располагающиеся на языке, позволяют человеку чувствовать 4 основных вкуса: горький, кислый, сладкий, соленый.
Таким образом, благодаря деятельности всех органов чувств формируется целостное представление о предмете, объекте, живом существе, явлении. Чувственное познание доступно всем живым существам,но имеет ряд недостатков:
- Деятельность органов чувств ограничена, особенно у человека. Например, собака обладает более сильным обонянием, орел-зрением, слон – слухом, ехидна — осязанием.
- Часто чувственное познание исключает логику.
- Опираясь на деятельность органов чувств, индивид вовлекается в эмоции: прекрасные образы вызывают восхищение, неприятный запах –отвращение, резкий звук – испуг.
()
По степени познания окружающего пространства принято выделять следующие виды чувственного познания:
1 вид- ощущение. Оно представляет отдельную характеристику предмета, получаемую благодаря деятельности одного из органов чувств.
Пример. Настя ощутила запах горячего хлеба, проходя по улице, его принесло ветром из пекарни, в которой как-раз пекли хлеб. Петя увидел на витрине магазина полку с апельсинами, но у него не было с собой денег, чтобы зайти и купить их.
2 вид- восприятие. Это совокупность ощущений, создающая целостную картину, общий образ предмета, явления.
Пример. Настя привлеклась вкусным запахом, зашла в пекарню и купила там хлеб. Он был еще горячим, с хрустящей корочкой и Настя съела сразу половину за обедом. Петя попросил дома маму купить апельсины, в магазине напротив дома. Они были крупные, яркого цвета, но на вкус оказались кислыми и противными. Петя не смог доесть даже один фрукт полностью.
3 вид – представление. Это память об объекте, предмете, исследованном ранее, благодаря деятельности органов чувств.
Пример. Почувствовав знакомый запах хлеба, Настя сразу захотела обедать, она хорошо помнила хрустящую корочку, свежего горячего батона. Петя, посетив именины друга, скривился при виде апельсинов на столе, он сразу вспомнил кислый вкус недавно съеденного фрукта.