Метод эксперимента в психологии
Содержание:
- Понятия с примерами
- Краткий экскурс в теорию строения вещества
- Характеристика экспериментального исследования
- Опыты и эксперименты
- 1.2.Классификация видов экспериментальных исследований
- Методы изучения живых объектов
- 2.3.4.5. Метод изучения клинических случаев
- Виды экспериментальных исследований в психологии
- Последние новости
- 3.8.4 Условия выбора необходимого числа экспериментальных объектов
- 3.8.2 Модель типичного педагогического эксперимента
Понятия с примерами
Каждый метод имеет свои положительные и отрицательные особенности, которые должен учитывать специалист при проведении исследования.
Эксперимент
Эксперимент — это научный метод, при котором изучаемые объекты искусственным образом погружаются в определённую среду.
Их поведение контролируется специалистом, проводящим исследование.
Основная задача эксперимента — проверить имеющуюся теорию и выявить новые факты, которые позволят получить необходимые знания.
Эксперимент является одним из самых популярных методов познания в психологии, но при этом целесообразность его применения вызывает немало споров.
Существуют следующие виды эксперимента:
- Лабораторный. Проводится в специально созданных условиях.
- Естественный. Происходит в естественной среде обитания объектов изучения.
- Психолого-педагогический. Направлен на выработку у определенной группы людей полезных навыков.
- Пилотажный. Проводится непосредственно перед основным исследованием.
Психологический эксперимент менее информативен, чем аналогичные исследования в других областях науки. Это объясняется сложностью и многогранностью человеческой психики, которую не всегда можно оценить объективно.
Одни и те же эксперименты в одной группе людей могут давать совершенно разные результаты в зависимости от эмоционального состояния испытуемых, влияния внешних факторов на них, индивидуальности самого исследователя.
Часто получаемые данные позволяют определить не характерные качества самой личности, а выраженность реакции этой личности на конкретный эксперимент.
Психика человека спонтанна, непостоянна и уникальна. Она является крайне сложным объектом изучения.
Тем не менее эксперимент пользуется популярностью у исследователей несмотря на все свои недочеты.
Психологи применяют метод для проверки своих гипотез, поскольку он позволяет получить конкретную информацию в установленный промежуток времени.
Пример:
Преподаватель в университете желает выявить, как влияет уровень освещения в аудитории на уровень восприятия информации студентами. С этой целью он проводит эксперимент, состоящий из двух этапов.
В один день лекция в аудитории зачитывается при завешенных окнах и минимальном искусственном освещении. Во второй день студенты слушают лекцию при ярко включенном свете и полностью открытых окнах.
После каждой лекции преподаватель проводит проверочную работу, содержащую вопросы по рассмотренной теме.
По результатам общей успеваемости группы испытуемых в обоих случаях можно делать выводы о том, насколько уровень освещения влияет на внимание и усидчивость аудитории
Краткий экскурс в теорию строения вещества
Любое вещество состоит из атомов, которые в свою очередь имеют ядро и электроны. Электроны, подобно планетам в Солнечной системе, двигаются вокруг ядра каждый по своей оси. Расстояние между ними очень большое, в атомных масштабах. Ядро состоит из протонов и нейронов, связь между ними настолько крепкая, что их невозможно разъединить ни одним известным науке способом. В этом и состоит суть экспериментальных методов исследования частиц (кратко).
Нам тяжело это представить, но ядерная связь превосходит все известные на земле силы в миллионы раз. Мы знаем электромагнитное взаимодействие, химический, ядерный взрыв. Но то, что сдерживает протоны и нейроны в совокупности — это нечто иное. Возможно, это ключ к разгадке тайны возникновения мироздания
Именно поэтому так важно изучать экспериментальные методы изучения частиц
Многочисленные опыты натолкнули ученых на мысль, что нейроны состоят из еще меньших единиц и назвали их кварками. Что находится внутри них, пока не известно. Но кварки — это неразделяемые единицы. То есть, выделить одну не получается никаким способом. Если ученые используют экспериментальный метод исследования частиц с целью выделить один кварк, то сколько бы попыток они не предпринимали, всегда выделяется минимум два кварка. Это еще раз подтверждает нерушимую силу ядерного потенциала.
Характеристика экспериментального исследования
Переменные или экспериментальные факторы манипулируют
Исследователь вмешивается, изменяя переменные или факторы, которые влияют на эксперимент, и наблюдает за реакциями, которые генерируются..
Несколько факторов могут быть изменены одновременно. Тем не менее, идеальным вариантом является изменение одного за другим, а затем изменение нескольких, чтобы независимо наблюдать результаты и увидеть, как каждое изменение влияет на результаты..
Контрольные группы созданы
Там должно быть две группы. Один, в котором факторы и переменные не изменены, и другой, в котором осуществляется манипулирование.
Таким образом можно будет наблюдать результаты в обеих группах и уметь определять различия. Это позволяет количественно оценить изменение, вызванное экспериментальной обработкой, и гарантирует возможность проверки вариаций в группах переменных.
Назначается случайным образом
С двумя эквивалентными группами применение эксперимента устанавливается случайным образом, чтобы можно было установить действительные зависимости из экспериментальных данных. Это должно быть сделано в два момента:
Поскольку группы изначально равны по своим переменным, различия, обнаруженные после каждого лечения, будут связаны с лечением.
Опыты и эксперименты
Дети обожают опыты и эксперименты, ведь так происходит прикосновение к неизведанному чуду, практически к волшебству. Экспериментировать мы стали со старшей дочкой, когда ей было годика 4, с младшей — еще раньше. А помогают мне организовать детские эксперименты замечательные книжки, о которых я сейчас и расскажу.
Научные эксперименты
Эксперименты для детей
Это самая первая книжка которая подвигла нас со старшей дочкой изучать науку.
Наши опыты и эксперименты. Дубль 1.
О нескольких опытах и экспериментах по этой книге я писала в статье «Интересные эксперименты для детей» (там я рассказывала о скачущих и светящихся яйцах, а также о гибких костях).
Еще мы:
- выращивали сталактиты,
- выводили полезную плесень,
- растворяли камни,
- запускали шипучие ракеты,
- устраивали извержение вулкана и т.д.
Предлагаю Вам сегодня провести с нами один веселый эксперимент по материалам книжки «Научные эксперименты».
Опыт: Едим как динозавры и трогаем кожу динозавров
Ученые рассказывают о том, что растительноядные динозавры глотали камни. Зачем?
Сейчас узнаем.
Нам понадобится:
- 2 круглых камешка (мы брали гальку)
- зеленые листочки
- миска
- ножницы
- чайная ложка
- вода
Ход эксперимента:
1. Кладем в миску листья.
2. Измельчаем листья ножницами.
3. Добавляем 1/4 ч.л. воды.
4. Берем камни и растираем между ними листья.
Что происходит?
Вода зеленеет. Тоже самое происходило в желудке у динозавров (например, у брахиозавров). Проглоченные камни помогали динозавру переваривать листья.
Прикосновение к коже динозавров: наш опыт
Можно ли потрогать кожу динозавра, если динозавры давно вымерли? Можно!
Для этого нужно потрогать свой ноготь. Твердое вещество, из которого состоят ногти, называется кератин. Чешуйки динозавра состояли из точно такого же вещества.
Плюсы книги «Научные эксперименты»:
- ну очень много экспериментов (101)
- эксперименты очень разнообразны
- есть объяснения по каждому эксперименту
- в книжке есть бесценные крысиные советы (очень забавные)
- есть и мини-викторинки, соседствующие с мини-ответиками.
Минусы книги «Научные эксперименты»:
Я нашла только один минус. В книжке все картинки черно-белого цвета, поэтому дошколята будут экспериментировать только со взрослыми. Но может это и хорошо?
Эксперименты профессора Николя
Эту книжку мы купили после того, как побывали на «Сумасшедшем шоу профессора Николя» в Казани. От шоу были в восторге все (у нас есть подтверждающий ролик).
Книжные эксперименты от профессора Николя оказались великолепны — мы их провели очень много. Подробности читайте-смотрите в статье «Шоу профессора Николя«.
Здесь покажу только один очень эффектный эксперимент от реально «сумашедшего»
1.2.Классификация видов экспериментальных исследований
Прежде всего отметим, что любой эксперимент предполагает проведение
тех или иных опытов.
Опыт – воспроизведение исследуемого явления в определенных услови-
ях проведения эксперимента при возможности регистрации его результатов.
По цели проведения и форме представления полученных результатов
эксперимент делят на качественный и количественный.
Качественный эксперимент устанавливает только сам факт существования какого-либо явления, но при этом не дает никаких количественных характе-
ристик объекта исследования. Любой эксперимент, каким бы сложным он ни был, всегда заканчивается представлением его результатов, формулировкой выводов, выдачей рекомендаций. Эта информация может быть выражена в виде графиков, чертежей, таблиц, формул, статистических данных или словесных
описаний. Качественный эксперимент как раз и предусматривает именно сло-
весное описание его результатов.
Пример 1.1. Если взять два куска стальной проволоки диаметром 5,0 мм, один из которых после пластической деформации не имел термической обра-
ботки (проволока 5,0-II ГОСТ 3282-74), а второй прошел операции отжига (про-
волока 5,0-О-С ГОСТ 3282-74), и подвергнуть их нескольким перегибам, то легко убедиться, что термически не обработанный металл разрушается раньше (при меньшем числе перегибов), т.е. имеет меньшую пластичность.
Однако словесное описание – не самый эффективный и информативный способ представления результатов эксперимента, поскольку он не позволяет дать количественных рекомендаций, проанализировать свойства объекта в иных условиях. Поэтому в инженерной практике основное содержание эксперимента представляется числом и количественными зависимостями.
Количественный эксперимент не только фиксирует факт существования
того или иного явления, но, кроме того, позволяет установить соотношения ме-
Методы изучения живых объектов
Код ОГЭ: 1.1. … Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание, измерение биологических объектов.
Живая природа является системой, компоненты которой можно расположить в строгом порядке: от низших к высшим. Данный принцип организации позволяет выделить в живой природе отдельные уровни и дает комплексное представление о жизни как о природном явлении. Живая природа является сложной, многокомпонентной и строго упорядоченной системой.
В настоящее время выделяют 5 основных уровней организации живой материи:
- клеточный;
- организменный;
- популяционно-видовой;
- биогеоценотический;
- биосферный.
Методы изучения живых объектов: описательный, сравнительный, исторический и экспериментальный.
Описательный метод широко применялся ещё учёными древности, которые занимались сбором фактического материала и его описанием. В основе этого метода лежит наблюдение. Практически до XVIII в. биологи в основном занимались изучением и описанием животных и растений, делали попытки первичной систематизации накопленного материала.
Сравнительный метод стал применяться в XVII в. и позволил выявлять сходства и различия между организмами и их частями. Использование сравнительного метода позволило получить данные, необходимые для систематизации растений и животных. В XIX в. метод был использован при разработке клеточной теории и обосновании теории эволюции.
Исторический метод помогает осмыслить полученные факты, сопоставить их с ранее известными результатами. Этот метод стал широко применяться во второй половине XIX в. благодаря работам Ч. Дарвина, который с его помощью научно обосновал закономерности появления и развития организмов, становления их структур и функций во времени и пространстве.
Благодаря появлению в XX в. новых приборов для проведения биологических исследований ведущим в биологии стал экспериментальный метод. Широко применять в биологии этот метод стали лишь с начала XIX в., прежде всего при изучении физиологических процессов. Экспериментальный метод позволяет изучать то или иное явление жизни с помощью опыта. Большой вклад в утверждение экспериментального метода в биологии внёс Г. Мендель. Он, изучая наследственность и изменчивость организмов, впервые использовал биологический эксперимент не только для получения данных об изучаемых явлениях, но и для проверки гипотезы, формулируемой на основании получаемых результатов.
Наблюдение — целенаправленное выявление объектов и закономерностей в естественных условиях;
Описание — фиксация сведений об объекте средствами естественного или искусственного языка (в биологии сформированы научные понятия, обозначаемые специальными терминами);
Измерение — сравнение объекта по каким-либо свойствам с эталоном (с граммом, с метром и др.);
Биологический эксперимент — выявление свойств живых объектов в искусственно созданных условиях.
Современное научное исследование
Сначала на основании собранных фактов учёным формулируется проблема исследования. Для её решения выдвигаются гипотезы, каждая из которых проверяется экспериментально, путём применения соответствующих методов исследования, в процессе чего могут быть получены новые научные факты. Если эти факты противоречат выдвинутой гипотезе, то она отвергается. Если же гипотеза согласуется с полученными фактами и позволяет делать верные прогнозы, то она может стать теорией. Некоторые теории устанавливают связи между различными явлениями. Это правила и законы. Из правил возможны исключения, а законы действуют всегда.
В биологических исследованиях всё шире применяют моделирование, которое считают высшей формой эксперимента. Так, ведутся активные работы по компьютерному моделированию важнейших биологических процессов, основных направлений эволюции, развития экосистем или даже всей биосферы (например, в случае глобальных климатических или техногенных изменений).
В настоящее время в биологии широко применяют различные виды микроскопии (в том числе электронную), биохимические методы, разнообразные методы культивирования и прижизненного наблюдения культур клеток, тканей и органов, метод меченых атомов, рентгеноструктурный анализ, ультрацентрифугирование, хроматографию и т. д.
Это конспект по биологии «Методы изучения живых объектов». Выберите дальнейшие действия:
- Найти конспект по Кодификатору ОГЭ.
- Вернуться к списку конспектов по Биологии.
- Проверить знания по Биологии.
2.3.4.5. Метод изучения клинических случаев
Метод изучения
истории болезни обеспечивает возможность
глубокого анализа отдельной личности.
Этот метод направлен, прежде всего, на
диагностику и лечение индивидуумов,
страдающих эмоциональными расстройствами.
Кроме того, изучение клинических случаев
имело значение при создании ряда теорий
личности и при изучении здоровых
индивидов на протяжении многих лет. При
описании прошлого клиента (описании
клинического случая) используются
разные методы: биографические и
автобиографические очерки, личностные
опросники и проективные тесты, интервью,
а также информация, полученная от тех
людей, которые хорошо знают данного
человека. Хотя истории болезни представляют
собой ценный источник знаний о людях,
этот метод не свободен от некоторых
недостатков, связанных с тем, что объектом
изучения здесь является конкретный
человек.
Оценка метода
изучения клинических случаев:
1. Преимущества:
• Показывает
сложность и уникальность индивида.
• Свободен
от искусственных и надуманных лабораторных
условий.
2. Недостатки:
• Не
обеспечивает надежной основы для
формулирования общих принципов поведения.
• Рассматриваемые
случаи слишком частные.
• Результаты
могут отражать интересы и личные
склонности исследователя.
• Не позволяет
выделить причинно-следственные отношения
между переменными.
Виды экспериментальных исследований в психологии
Все психологические исследования делятся на несколько групп:
- Теоретические исследования.
- Эмпирические исследования.
- Прикладные исследования.
Теоретические исследования могут быть включены и, по сути, включаются в любую исследовательскую деятельность, поскольку они ориентированы на сбор информационных данных об объекте исследования и разработку его теоретической базы.
Эмпирические исследования основаны на восприятии окружающего мира органами чувств, реальным наблюдением за исследуемыми объектами и процессами, а также создание точно соответствующих исследуемому психическому процессу экспериментальных условий. При этом, исследование сочетает в себе различные методики и приемы.
Прикладные психологические исследования ориентированы на решение определенной группы задач психологической ориентации, разрешение проблем, возникающих в различных сферах жизнедеятельности личности.
Каждое психологическое исследование, независимо от своей групповой принадлежности состоит из разнообразных экспериментальных методов.
Различают их следующие разновидности:
- Естественный эксперимент – проведение исследовательской работы в реальных условиях деятельности объекта испытания. Такой эксперимент проводится в разнообразных областях человеческой деятельности, позволяя понять и оценить психологические факторы совершения того или иного поступка, оценить их динамику и структуру;
- Лабораторный эксперимент – проведение исследования в нереальных условиях существования объекта, а в максимально к ним приближенных искусственных. Итоги проведенного эксперимента в последствии применяются и оцениваются в реальном мире;
- Формирующий эксперимент – проведение исследования на основе сочетания методов обучения, воспитания, тренировки, психологического анализа. Методиками реализации данного эксперимента являются разнообразные тренинги, ролевые и деловы игры, построение ситуационных моделей. Этот метод играет огромное значение в психологии, поскольку позволяет не просто получить какие-то данные, но и создает условия для личностного развития объектов экспериментальной деятельности.
Итоги проведения любого психологического эксперимента требуют проведения математического обоснования. Оно создает положительные условия для адекватной интерпретации фактов. Кроме того, это позволяет определить показатели, которые влияют на объект исследования и его параметры, выявить закономерности развития того или иного процесса, ситуации, объекта, отыскать области ожидаемого эффекта экспериментальной деятельности.
Последние новости
Сад и Огород
23.10.2020
3.8.4 Условия выбора необходимого числа экспериментальных объектов
Педагог-исследователь,
планируя педагогический эксперимент,
всегда пытается определить эффект от его
воздействия на некоторую определенную
совокупность студентов и преподавателей (например,
одной специальности или одного факультета,
одного какого-нибудь вуза или вообще вузов
конкретного профиля в масштабах региона).
Однако он не может «задействовать» в
экспериментальных исследованиях всю
интересующую его совокупность.
Перед
педагогом-исследователем всегда встает
вопрос: сколько учеников включить в
эксперимент, сколько учителей должно
участвовать в нем? Ответить на этот вопрос
— значит осуществить репрезентативную
(показательную для всей совокупности)
выборку числа экспериментальных объектов.
Выборка должна, во-первых,
быть представительной с точки зрения
охвата учеников. Задачи эксперимента и
число объектов, включаемых в него, тесно
взаимосвязаны и могут влиять друг на друга.
Однако решающим элементом все же являются
задачи эксперимента, которые педагог
намечает заранее. Именно они определяют
необходимый характер выборки.
Далее исследователю
необходимо сузить число экспериментальных
объектов до минимально необходимого. Для
этого необходимо учесть специфику темы
исследования. Если речь идет, например, о
проверке методики изучения какой-то темы
по курсу истории, физики или другому предмету,
то в данном случае можно ограничиться одним
экспериментальным и одним контрольным
классом. В экспериментальном классе
проводятся необходимые изменения в
соответствии с разработанной системой, а в
контрольном идет обычный процесс.
Если педагог-исследователь
хочет выявить типичные причины
неуспеваемости учащихся современной школы,
то ему придется собрать информацию об
учащихся каждой возрастной группы, из
городских, сельских школ, о неуспеваемости
мальчиков и девочек и др. В этом случае специальным
опросом надо получить данные о причинах неуспеваемости
школьников всех классов с первого до выпускного.
Когда
речь идет об эксперименте по
воспитательным проблемам, то здесь
возможны случаи, когда в эксперимент
вовлекаются лишь 30—40 человек (при такой
выборке возможно обрабатывать
статистические данные).
Если же
исследователь разрабатывает рекомендации
для целой возрастной группы, то в
эксперимент надо включать представителей
каждого отдельного возраста.
Уравниваемыми
условиями проведения эксперимента
называются условия, обеспечивающие
сходство и неизменность протекания
эксперимента в контрольных и
экспериментальных классах. К уравниваемым
условиям обычно относятся: состав
обучаемых (примерно одинаковый в
экспериментальных и контрольных классах
или группах); учитель (один и тот же учитель
ведет занятия в экспериментальных и
контрольных группах); учебный материал (одинаковый
круг вопросов, равный объем); равные условия
работы (одна смена, примерно одинаковый
порядок следования занятий по расписанию и
т.д).
Известный
психолог Л.В. Занков считает, что
уравнивание состава нереально, что это
методологически ложно и практически
недостижимо. Поэтому на практике, как
правило, отбираются группы примерно равные
по общей успеваемости. В случае же, если в
условиях данного учебного заведения нельзя
подобрать две примерно равные по этим
показателям группы, в качестве
экспериментальной принято брать группу с
более низкой успеваемостью: в случае
получения положительных результатов в
итоге экспериментальной работы эти
результаты будут более убедительными. Что
касается уравнивания условий, связанных с
преподавателем, то во всех случаях
желательно, чтобы занятия и в контрольной, и
в экспериментальной группах вел один и тот
же преподаватель или сам экспериментатор.
Бабанский
Ю.К. Проблемы повышения эффективности
педагогических исследований: (Дидактический
аспект). – М.: Педагогика, 1982,
стр. 75
Полонский
В.М. Оценка качества научно-педагогических
исследований. – М.: Педагогика, 1987. – 144 с.
там же, стр. 19
Архангельский
С.И. Лекции по теории обучения в высшей
школе. М., 1976
Образцов
П. И. Психолого-педагогические аспекты
разработки и применения в вузе
информационных технологий обучения. –
Орловский государственный технический
университет. — Орел, 2000. — 145 с.
Введение
в научное исследование по педагогике:
Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов/
Под ред. В.И. Журавлева. – М.: Просвещение,
1988, стр. 94
Введение в научное исследование по
педагогике: Учеб. пособие для студентов
пед. ин-тов/ Под ред. В.И. Журавлева. – М.:
Просвещение, 1988, с. 105
На
главную
На содержание
3.8.2 Модель типичного педагогического эксперимента
Модель
наиболее типичного педагогического
эксперимента строится на сравнении
экспериментальной и контрольной групп.
Результат эксперимента проявляется в
изменении, которое произошло в экспериментальной
группе по сравнению с группой контрольной.
Такой сравнительный эксперимент в практике
применяется в разных вариантах. При помощи
статистических процедур выясняется,
отличаются ли экспериментальная и
контрольная группы. Сравниваются данные,
полученные перед экспериментом и по его
окончанию, либо только в конце
экспериментального исследования.
Если
исследователь не располагает двумя группами
— экспериментальной и контрольной, он
может сопоставлять данные эксперимента с
данными, полученными до эксперимента, при
работе в обычных условиях. Например,
учитель использует новую методику в
преподавании математики в 4 классе и в конце
года подводит итоги. Полученные результаты
он сравнивает с результатами прошлых лет в
этой же школе
При этом выводы необходимо
делать очень осторожно, так как данные были
собраны в разное время и в разных условиях
Большие
возможности предоставляет
экспериментальная работа с одной группой,
когда исследователь имеет точные данные об
уровне знаний учащихся до начала
эксперимента и за несколько предшествующих
лет.
При
создании экспериментальных и контрольных
групп экспериментатор сталкивается с двумя
различными ситуациями: он может либо сам
организовать эти группы, либо работать с
уже существующими группами или
коллективами (например, классами)
В обоих
случаях важно, чтобы экспериментальная и
контрольная группы были сравнимы по
основным показателям равенства начальных
условий, существенным с точки зрения
исследования