Психологическая практика: определение понятия, виды, основные методы

3 курс.

Практика 3 курса
преимущественно направлена на формирование психодиагностического мышления,
практическую отработку проведения конкретных методик, развитию навыков
индивидуального психодиагностического обследования и умению составлять
комплексное психологическое заключение.

Формы работы студентов.

1.Составление
программы психодиагностического исследования.

2.Проведение
исследования.

3.Составление
психологического заключения (индивидуального и коллективного).

4.Проведение
консультации по результатам обследования.

Профессиональные умения, знания (по ГОС).

1.Сформированность
психодиагностических умений и навыков:

§Умение
работать с эмпирическим материалом.

§Умение
организовать и провести исследование на практике, информирование исследуемого о
результатах работы.

§Умение
выбрать методики, адекватные возрастным особенностям и целям диагностики.

2.Развитие
психодиагностического мышления:

§Анализ
полученного эмпирического материала в контексте общих психологических
закономерностей и структуры психологической организации человека;

4 курс

Дневник
по преподавательской практике студента 4 курса факультета психологии Псковского
Вольного института ___________________________________________.

Место прохождения практики

Сроки (Дата начала и дата завершения практики).

Непосредственный начальник, психолог-консультант

Цель психологической практики на
4 курсе заключается в интеграции психодиагностических знаний и умений, сформированных
на предыдущих этапах практики с прихокоррекционными.

Таким образом,
задачами
практики является:

1.Самостоятельное
составление комплектов диагностических средств (батареи тестов) и проведение
психодиагностического обследования в соответствии с поставленной целью;

2.Отработка
навыков статистической обработки, анализа, интерпретации и написание
развернутого заключения по полученным эмпирическим материалам;

3.Определение
проблем в развитии испытуемого, составление и проведение комплексной коррекционно
– развивающей программы;

4.Отслеживание
эффективности коррекционной программы с помощью методов математической
статистики;

5.Использование
психодиагностических данных для прогноза психического развития;

6.Развитие
навыков взаимодействия с коллегами в процессе организации и проведения
психологической практической работы.

7.Развитие
самостоятельности и ответсвенности при решении практических задач.

Весь объем работ, планируемый на практику
фиксируется в сводной таблице, которая имеет следующий вид:

Дата

Вид, содержание и объем
работы, выполненной студентом

Время выполнения

Подпись руководителя

В ходе прохождения практики предусматривается
выполнение следующих заданий:

Разработка
программы психодиагностического исследования
(1 человек).

Постановка цели исследования, подбор и обоснование
методов исследования, адекватных исследуемым феноменам и возрастным
особенностям испытуемого

Для комплексного исследования берутся: Восприятие,
Внимание, Память, Мышление, Воображение, Речь. Диагностика личностной сферы: темперамент,
характер, ценностные ориентации, установки

Диагностика эмоциональной сферы,
мотивации, саморегуляции, самосознания, коммуникативного потенциала.

Результаты психодиагностики представляются в виде
таблицы.

Пример
таблицы.

Имя, фамилия испытуемого
_________________________Возраст _____________

Диагностируемое качество,
методика (источник, где взята методика)

До коррекционного
воздействия

После коррекционного
воздействия

1. 

2. 

2. Анализ и интерпретация результатов исследования. Проведение
количественного, качественного и структурного анализа. Составление полученных
результатов с возрастными нормативами и литературными данными. Подготовка
заключения по результатам выполненного исследования. Проведение консультаций по
результатам исследования (с ребенком, родителями, учителями).

3. Выявление проблемных сфер и областей. Подготовка
рекомендаций коррекционно-развивающего характера.

Психокоррекция

1.Составление индивидуальной коррекционной программы.
Составленная коррекционная программа обсуждается с курирующим практику
психологом и реализуется практикантом только с его согласия.

2. При проведении коррекционной программы
отслеживается ее эффективность (на основе ретестового исследования, наблюдений,
со слов испытуемых, независимых экспертов).

3. Во время проведения коррекционных занятий
возможно осуществление текущего контроля: присутствие на занятиях
однокурсников, экспертов, психологов, курирующих практику, использование
видеозаписи.

Психологическое консультирование

1.Проведение
консультаций по результатам диагностики.

2.Консультация
как сбор данных для проведение диагностического обследования.

3.Выявление
локусов проблем клиента и адекватных средств их психодиагностики.

Преподавание
психологии

10.Проведение
2-х занятий по психологии (лекций, практического или семинарского занятия).

11.Получение
обратной связи от студентов на свои занятия и анализ ее в письменной форме.

12.Подготовка
2-х саморецензий на свои занятия.

13.Посещение
2-х занятий по психологии своих коллег и подготовка 2-х рецензий на них.

Работа по теме курсовой

Завершающий отчет о прохождении студентом психологической
практики должен включат освещение следующих вопросов:

16.Обзор
проблем, с которыми сталкивается практический психолог в своей работе.

17.Связь
практики с темой курсовой или дипломной работы.

18.Знания
из каких теоретических дисциплин оказались для вас наиболее полезны при
прохождении практики.

19.Каких
знаний не хватало.

20.Анализ
и самооценка результатов практики.

21.Рекомендации
по вопросам организации, проведения практики.

Прикладная организация

Организационное проектирование трудовых комплексов выражено в положениях:

  1. Проектирование — основа управления. Залогом существования и развития компании является проект — объединение способов достижения цели, методов решения управленческих задач, средств оптимизации труда.
  2. Проект включает цель. Под целью понимают заданный общий вид развитой компании либо ряд действий, которые должны привести к его достижению.
  3. Проектирование реализуется совместно. Для правильной реализации проекта необходимо включение всех сегментов управления на разных уровнях. Чем эффективнее работают субъекты на нижележащих уровнях, тем выше общая результативность.
  4. Среди проектов выделяются типовые. К ним относятся проекты, которые реализуются в разных сферах деятельности. В первую очередь, это проекты, направленные на улучшение социальных условий труда, реализации возможностей персонала, удовлетворение потребностей. В 20 веке приоритетом проектирования были технические возможности, современная наука занимается адаптацией технической системы к социальной.

В основе схемы управления проектами лежит тип подчиненного. Д. Макгрегори выделяет два ведущих типа: Х и У.

Подчиненный типа Х нуждается в постоянном внешнем наблюдении руководителя. Он не проявляет инициативу, лишен амбиций и честолюбия. Он работает не потому, что стремится к самореализации, а для того, чтобы избежать санкций (штрафов и увольнения) и получить награду (премию). Поэтому задача руководителя — направлять и контролировать рабочий процесс.

Подчиненный типа У в работе видит возможность для творческой и личностной реализации. Он готов работать самостоятельно, проявлять креативность, стремится к решению сложных задач. Заинтересованность в результатах труда не позволяет ему работать безответственно. Основная задача руководителя — создать для подчиненного возможность реализовать творческий потенциал.

В Японии, ориентированной на корпоративный труд, выделяют третий тип подчиненного — Ъ. Она основана на высокой лояльности сотрудников к компании. Работники этого типа склонны воспринимать работу как единственную и необходимую возможность самореализации. Работа на благо общества становится для них высшей ценностью, а принадлежность к числу сотрудников определенной компании — предметом гордости.

Интенсивы

Интенсив — это что-то вроде долгого тренинга. Он длится 12 дней и включает лекции, супервизию, индивидуальную и групповую психотерапию.

Интенсивы проходят в отелях и на туристических базах — можно совместить обучение и отдых. Когда и где будут проходить интенсивы, я узнавал на сайте «Московского Гештальт института». На первый интенсив ездил в Коктебель, на второй — в Курскую область.

Я добирался до интенсивов на своем автомобиле и жил в отелях, где они проходили. Можно было доплатить за трехразовое питание, но я от него отказывался: хотелось посетить разные кафе в округе.

Интенсивы длились по 12 дней, через каждые 3 дня был выходной. Занятия начинались в 9—10 утра и шли до 6—7 вечера. По утрам была лекция, потом все расходились по процесс-группам. Цель таких групп — разделить переживания с другими. Процесс-группы собирались в начале и в конце дня. Еще каждый день у нас было по 3 часа групповой терапии с перерывом на обед.

В остальное время мы общались, в Коктебеле ходили на море, а вечером веселились. На выходных ездили на экскурсии.

Интенсивы обошлись мне в 127 000 Р

В Коктебеле — 85 000 Р В Курской области — 42 000 Р
Всего 85 000 Р 42 000 Р
Проживание 36 000 Р 14 000 Р
Питание 21 000 Р 15 000 Р
Организационный взнос 18 000 Р 10 000 Р
Дорога 10 000 Р 3000 Р

Проживание

В Коктебеле
36 000 Р

В Курской области
14 000 Р

Питание

В Коктебеле
21 000 Р

В Курской области
15 000 Р

Организационный взнос

В Коктебеле
18 000 Р

В Курской области
10 000 Р

Дорога

В Коктебеле
10 000 Р

В Курской области
3000 Р

Всего

В Коктебеле
85 000 Р

В Курской области
42 000 Р

Причины ригидности

Важно учитывать, что ригидность в той или иной мере свойственна всем людям. Это неотъемлемая часть нашей психики, позволяющая мозгу экономить энергию, используя заранее подготовленные шаблоны восприятия

Просто одни люди меняют картину мира, практически не сопротивляясь, для других же это крайне тяжелый процесс.

Выйти за пределы нормы ригидность может по самым разным причинам. Это может быть наследственная предрасположенность, расстройство психики, особенности воспитания, травмы и органические поражения головного мозга. Психологи делят все возможные причины ригидности на две группы: психофизиологические и социальные. Рассмотрим каждую группу подробнее.

Психофизиологические причины

Это причины, связанные с особенностями психики и центральной нервной системы человека. В эту группу входят такие факторы как:

  • особенности высшей нервной деятельности (выраженная реактивность);
  • темперамент (ригидность свойственна флегматикам);
  • возрастные психологические кризисы (кризис переходного возраста, кризис среднего возраста);
  • некоторые акцентуации характера (перфекционизм, педантичность, сверхпунктуальность).

Кроме того, ни для кого не секрет, что ригидность свойственна практически всем пожилым людям. С возрастом ригидность усиливается, и человеку становится всё сложнее отступать от привычных шаблонов поведения. Он избегает всего нового, с трудом разбирается в новой технике. И это наблюдается не только у пожилых. К примеру, тридцатилетние молодые люди разбираются с функциями своего смартфона гораздо медленнее, чем подростки.

Социальные причины

В эту группу входят причины, связанные с воспитанием и личным жизненным опытом человека. Если ребёнка воспитывают в атмосфере строгости с большим количеством ограничений и запретов, он вырастет ригидной личностью. Помимо этого ригидность может формироваться и усиливаться под влиянием таких факторов как:

  • наличие психических травм;
  • отсутствие возможностей для самореализации;
  • профессиональные неудачи;
  • проблемы в личной жизни;
  • внутренние конфликты.

Сами по себе социальные факторы обычно не приводят к ригидности, однако могут спровоцировать её при наличии психофизиологических предпосылок.

Основные этапы развития психологии как науки.

  1. психология
    как наука о сознании (17
    век)

  2. психология
    как наука о душе (200
    лет назад)

Сознанием
называли –
думать,
чувствоватьи
желать. Основной
метод изучения –
это
наблюдение человека за самим собой,
написание фактов

  1. психология
    как наука о поведении человека (20
    век)

Задачи
психологии ставить эксперименты и
наблюдать за тем, что можно непосредственно
увидеть (поступки, поведение)

  1. Психология
    изучает внутренний мир (душевных)
    субъективных явлений в процессах и
    состоящей осознаваемых или неосознаваемый
    человеком, а также его поведение.

Методы
психологии:

  1. Наблюдение
    – это древнейший метод познавания,
    который требует соблюдения ряда
    требований:

  • Наличие
    плана наблюдения

  • Фиксация
    результатов наблюдения

  • Построение
    гипотезы

  • Объясняющее
    наблюдаемое явление

  • Проверка
    правильности гипотезы последующих
    наблюдений:

  1. Срез
    – это кратковременное лабмодения

  2. Лонгитюдинальное
    наблюдение –
    это
    длительное наблюдение (до 2 лет)

  3. Выборочное
    наблюдение

    — это определенный факт

  4. Сплошное
    наблюдение

  5. Включенное
    – это когда наблюдатель становится
    членом последующей группы

  1. Беседа
    – предусматривает прямое или косвенное,
    устное или письменное получение от
    изучаемое сведения о его деятельности

Виды
бесед:

  1. Непринужденная

  2. Интервью

  3. Вопросники

  4. Психологические
    аспекты

  1. Эксперимент
    – это главный метод психологического
    исследования. Это активное вмешательство
    исследователя в деятельность испытуемого
    с целью создания условий, в которых
    выявляется определенный …факт

Виды
экспериментов:

  1. Лабораторный
    – проводится в специальных условиях,
    также используется специальная
    аппаратура и действия испытуемых
    выявлений, он знает, что он участвует
    в эксперименте, но истинного смысла
    эксперимента может и не знать

  2. Естественный
    — проводится в естественных условиях
    для человека, причем люди и не подозревают,
    что участвуют в эксперименте. Но реакция
    и результаты эксперимента обязательно
    должны быть зафиксировать

Практический психолог как образ жизни и профессия

Практический психолог — такая же профессия, как и любая другая. Чтобы выбрать ее для себя, человек должен уметь неплохо разбираться в людях либо, по крайней мере, хотеть научиться этому. Быть хорошим психологом — это призвание. Нужно уметь погрузиться в проблему другого человека, при этом не принимая ее близко к сердцу, чтобы суметь помочь разрешить сложившуюся ситуацию.

Многие люди обладают природным талантом психолога. Они помогают друзьям, близким, коллегам. При этом такие люди не имеют психологического образования, базы знаний, которую можно было бы добавить к заложенному природой таланту. Совершенно необязательно такой человек обязан это образование получать. Если ему просто нравится помогать близким и неблизким людям, искать решение возникшей у них проблемы и радоваться вместе с ними положительному результату — это его выбор. Конечно, практическим психологом в такой ситуации человека назвать можно разве что в кругу друзей. Окружающие и он сам должны понимать, что с серьезными проблемами все же нужно обращаться к человеку с образованием психолога, поскольку на интуитивном уровне, без соответствующей подготовки и базы знаний их решить невозможно, а хуже сделать можно.

Если человек все-таки решил, что практическая психология — это та сфера, в которой он хочет работать и зарабатывать и готов развиваться, то нужно получить соответствующее образование

Неважно, в каком возрасте будущий специалист решил это для себя. Образование психолога получают несколькими путями

Это и классическое первое высшее, полученное по дневной или заочной форме, и второе высшее, которое можно получить даже дистанционно. Кроме того, существует множество возможностей получить специальное образование путем переквалификации из смежной сферы и т. д.

Кем может работать человек с таким образованием? Основными профессиями здесь являются:

  • психотерапевт;
  • коуч-тренер;
  • психолог-тренер.

При этом психотерапевт — чисто медицинская профессия. То есть практические психологи здесь оказывают помощь здоровью обратившегося клиента, вплоть до избавления от зависимостей. Задачей коучей и тренеров является мотивация и подталкивание людей как индивидуально, так и группами, к развитию личности в целом, каких-либо качеств, например, лидерских и решение различных проблем, связанных с этим. В качестве примера можно привести модное сейчас направление психологов-тренеров в бизнес-среде, когда они помогают людям найти в себе смелость и решимость сделать первый шаг в создании собственного дела.

Отмечается нарастающая популярность практической психологии у нас в стране. Это связано с резким увеличением стрессов у людей всех возрастных и социальных категорий, ускорением ритма жизни, появлением огромного количества новых возможностей при ограниченности материальных ресурсов у большинства населения. Люди чаще задумываются, кем бы они действительно хотели стать как в профессии, так и в жизни в целом, чтобы получать удовлетворение и удовольствие от жизни. Из-за того же ускорения ритма в городах и ряда других причин, связанных с современностью, людям стало сложнее познакомиться с целью завести долгосрочные любовные романтические отношения, в дальнейшем перетекающие в создание семьи, которую еще нужно будет делать крепче. А такая потребность никуда не пропала. Люди все чаще сталкиваются с такими проблемами, которые сможет помочь решить лишь грамотный практический психолог, и чаще к ним обращаются. Общественные реалии меняются, а человеческие потребности, которые мы помним еще со времен Маслоу, остаются теми же.

Решение всех перечисленных проблем — важнейшая задача, которую и призвана решать практическая психология. Исходя из того, что мы сейчас видим вокруг, можно с уверенностью говорить, что у этой науки большое будущее, и специалисты практические психологи будут востребованы все больше.

Индивидуальная форма

Эта супервизия в психологии заключается в повышении навыков специалиста с меньшим опытом работы. Основными задачами формы такого характера являются: развитие и поддержка профессиональных знаний, способы их применения на практике, разбор и решение проблем личного характера, которые могут повлиять на лечение пациента.

Также индивидуальный подход к такой психотерапии дает повышение уверенности специалиста в своих силах, способность проводить сеансы лечения клиента самостоятельно в дальнейшей практике и возможность повышать свою компетентность в профессии. Супервизор и его подопечный постоянно взаимодействуют между собой во время индивидуальной работы и делят ответственность за лечение пациента между собой.

Сеансы психотерапии такого характера должны проводится раз в 1-2 месяца. В течение положенного времени супервизор должен составлять отчёты о проделанной работе со своим клиентом и следить за динамикой. Сеансы не заканчиваются до тех пор, пока сотрудник не приобретет все необходимые навыки по работе с клиентами и не научится контролировать свои эмоции в профессии.

При возникновении новых проблем в профессиональной деятельности терапевт опять может прибегнуть к помощи супервизора. Как отмечают многие психологи, такие сеансы всегда пойдут на пользу специалисту, проводить их следует регулярно. Помощь супервизора может понадобиться даже в тех случаях, когда на первый взгляд никаких проблем у психотерапевта нет, а лечение пациентов всегда проходит успешно. Опытный профессионал сможет анализировать методы, которые применяет в работе специалист, и его общее эмоциональное состояние, обобщить полученные наблюдения.

Благодаря индивидуальной супервизии:

сотруднику уделяется должное внимание;
все проблемы личного характера, которые психотерапевт не хочет или стесняется указывать при группе людей, будут разбираться конфиденциально;
специалист, находящийся на стадии адаптации, лучше поймёт все наставления и советы более опытного профессионала.

Современность

В последние десятилетия психологическое консультирование как профессия расширилось и в настоящее время представлено ​​во многих странах мира. Книги, описывающие настоящее международное состояние области, включают Справочник по консультированию и психотерапии в международном контексте, Международный справочник по межкультурному консультированию и «Консультирование во всем мире: международный справочник». В совокупности эти тома отражают глобальную историю области, исследуют расходящиеся философские предположения, теории консультирования, процессы и тенденции в разных странах и анализируют различные образовательные программы для специалистов. Более того, традиционные и местные способы лечения и терапии, которые могут предшествовать современным методам консультирования на протяжении сотен лет, остаются значимыми во многих странах Запада и СНГ.

Как стать практическим психологом

Если на Западе для того, чтобы заниматься подобной практикой, требуется получение специальной лицензии, то у нас с этим все гораздо проще. Обычно для того, чтобы начать заниматься практикой, нужно сделать лишь несколько вещей:

  1. Получить представление хотя бы об одной психологической теории.
  2. Желательно обзавестись дипломом психолога.
  3. Освоить по крайней мере один вид терапии или один метод консультирования.
  4. При желании освоить простые психотехники, которые могут облегчить работу с клиентом.

При этом вам не нужно никакой лицензии, если вы живете в России. Достаточно лишь разбираться в психологической теории и практике.

Моралист

«Вы должны помириться с родителями, иначе от вас откажутся ваши собственные дети!». Или еще хуже: «Вы замужняя дама и воспитываете детей, вам должно быть стыдно за такие мысли». Еще более категорично может звучать отсылка к религиозной морали, если вы сами — человек верующий.

Психологи, склонные категорично оценивать поступки клиентов и даже взывать их к стыду и совести, — не такая уж редкость. Хватает и клиентов, которые записываются на встречу в надежде получить «волшебный пинок». Только всё это не имеет ничего общего с психологией и психотерапией.

Попытки пристыдить и усовестить лишь усугубляют конфликт и способствуют тому, что клиент закрывается, начинает скрывать «стыдные» мысли, что делает терапию невозможной.

Современная практика следует принципу безоценочности: поступки клиента не плохи и не хороши сами по себе

Важно только то, способствуют они или мешают достижению поставленных им целей и какое место занимают в его собственной системе координат. Личные воззрения психолога вообще не должны иметь значения: он — зеркало и посредник, но никак не учитель и наставник

Гуманистическая школа психологии (к которой относится и популярная гештальт-терапия) пошла еще дальше, внедрив принцип абсолютного принятия: любые мысли и поступки клиента достойны внимания и понимания. Именно принятие позволяет человеку раскрыться и добраться до самых сложных и глубоких переживаний.

Если же поведение клиента провоцирует у него бурю негативных эмоций — единственное, что он может сделать, это перенаправить его к специалисту с более устойчивой психикой.

Может ли психологическая помощь быть основана на религии — очень спорный вопрос, хотя существует целое сообщество православных психологов. Академическая психология религии сторонится, поскольку наука должна быть основана на эксперименте и доказательствах, а не на слепой вере. С практической помощью сложнее: она строится на множестве гипотез, которые с трудом поддаются проверке, и в ход идет всё, что способно помочь клиенту (в рамках этических норм, конечно).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector