Егэ. человек. тема 6. деятельность
Содержание:
- Теория деятельности Леонтьева: основные теоретические положения
- Навигация
- Здравый смысл
- ↑ Научное познание
- Средства и методы умственного воспитания
- Вам также понравится
- Рассылка
- Уровни развития у детей готовности к обучению
- Сюжет
- Виды познавательных психических процессов
- Виды знаний
- Оформление разных типов окон на кухне
- Навигация по тесту
- Правила здорового сна
- Моторное познание
- Основные методики умственного воспитания детей дошкольного возраста
- ↑ Научное познание. Особенности научного познания
- Презентация на тему: » Познавательная деятельность. Знание – результат особого процесса – познавательной деятельности людей.» — Транскрипт:
- Что такое ФГОС
- Трудовая деятельность
- Метод проектов
- Цели, мотивы и способы
- «Эффект Галилея»[править]
- Цели
- Задачи и мотивы
Теория деятельности Леонтьева: основные теоретические положения
Проблема деятельности была подробно изучена и отечественным ученым и психологом А. Н. Леонтьевым еще в середине прошлого века
В то время не было четких представлений о функционировании психики человека, и Леонтьев обратил свое пристальное внимание на процесс жизнедеятельности человека. Его заинтересовало, как происходит процесс отражения реальности в психике человека, и как этот процесс связан с конкретной деятельностью человека
Теория деятельности Леонтьева кратко и понятно может быть сформулирована так: деятельность определяет сознание.
В процессе своих теоретических и практических изысканий Леонтьев затрагивает важнейшие теоретические вопросы психологии, которые касаются возникновения и строения психики человека, а также вопросы, связанные с изучением психики. В результате он пришел к следующим выводам:
- изучение практической деятельности человека позволяет постигнуть закономерности его психической деятельности, и наоборот;
- управление организацией практической деятельности человека позволяет управлять организацией психической деятельности людей.
Основные положения теории Леонтьева:
- Психология — это наука, изучающая возникновение, работу и структуру психического отражения реальности, которое опосредует жизнедеятельность людей.
- Независящим от субъективного мнения человека критерием психики является способность организма реагировать на биологически нейтральные воздействия, которые сигнализируют о биологически значимых раздражителях (раздражимости и чувствительности).
- В эволюционном развитии психика проходит три стадии изменений: стадия элементарной (сенсорной) психики, стадия перцептивной психики, стадия интеллекта.
- Психика животных развивается в процессе деятельности. К характерным особенностям жизнедеятельности животных относятся: привязанность активности животных к биологическим моделями; ограниченность действий рамками наглядных ситуаций; поведение животных регулируется наследственными видовыми программами; обучаемость — лишь результат приспособления особи к конкретным условиям существования; для животного мира не характерно закрепление, накопление и передача опыта в материальной форме, т. е. отсутствует материальная культура.
- Деятельность представляет собой процесс взаимодействия живого существа с окружающим миром, с целью удовлетворения жизненно необходимых потребностей.
- Активность субъекта характеризуется осуществлением реальных связей с предметным миром. В свою очередь, предметный мир опосредует субъект-объектные связи.
- Жизнедеятельность человека предметна и имеет социальную обусловленность. Действия человека неразрывно связаны с системой общественных отношений и социальных условий. Основные их характеристики: предметность, активность, целенаправленность.
Сознание включено в деятельность субъекта, само по себе оно не может рассматриваться. Суть теории Леонтьева заключается в значительном влиянии деятельности на формирование и развитие психики на разных этапах человеческого развития. Поэтому действия и поведение рассматриваются включенными в сознание человека.
Навигация
Здравый смысл
Помогает
ориентироваться
в
окружающей
реальности
Верно
указывает
направление
и
способ
деятельности
Противостоит
выдуманным
схемам
и
штампам
Не
поднимается
до
уровня
научного
объяснения
реальности
Не
проникает
в
сущность
явлений,
даёт
поверхностное
суждение
Создаёт
иллюзию
абсолютной
правды
и
истины
Паранаука–
это
обозначение
гипотез
и
представлений,
объяснение
которых
не
имеет
строго
научного
объяснения,
но
иногда
приводят
к
научным
знаниям.
Познаниесредствамиискусства,
или
художественное
познание,
даёт
эмоциональное
и
яркое
представление
об
облике
героев
прошлого,
их
чувствах,
мыслях,
поведении,
помогает
ощутить
дух
времени.
Социальноепознание:
Социальноепознание–
это
познание
обществом
самого
себя
с
помощью
изучения
социальных
явлений.
Естествознание |
Обществознание |
|
Объект познания |
Природа(объективнореальные
вещи |
Общество(материальныеи
идеальные |
Выводы |
Иногдазатрагиваютинтересы
людей |
Непосредственнозатрагивают
интересы |
Цель изучения |
Сходное,общее,
повторяющееся |
Люди,наделённыесознанием,со
стремлениями, |
Форма
постижения |
Монолог(говорящийсубъект,
«природа |
Диалог(говорящиесубъекти
объект; |
Методы исследования |
Различные |
Невсе;некоторыеограниченыили
невозможны |
Знание |
Научно-утилитарное, прикладное,функциональное |
Ценностное(всегдаестьоценка), эмоциональное,значимое |
Истина |
«истинаразум»(истина) |
«истинасердца(правда) |
Самопознание:
Самопознание–
это
познание
собственного
«Я»,
его
специфики
и
границ,
его
ошибок
и
реакций,
его
предрасположения
и
способности,
его
силы
и
слабости.
Самопознание
(познание
особого
объекта
–
самого
себя)
Самоузнавание
–
это
обнаружение
себя
в
окружающем
мире.
Представление
о
внешности
Создание
образа
–
это
активное
восприятие
себя
Самосознание
–
это
образ
своих
качеств,
способностей,
внешности,
социальной
значимости
Самонаблюдение
–
это
наблюдение
собственного
психического
состояния
и
собственных
действий
Самооценка
–
это
оценка
личностью
самого
себя,
своих
возможностей,
качеств
и
места
среди
других
людей
Самовосприятие
–
это
восприятие,
понимание
и
оценка
себя
самим
Самоотчёт
–
это
полный
внутренний
отчёт
перед
самим
собой,
открытие
для
себя
своих
мыслей
и
взглядов
Особенности
формирования
самооценки:
1.Соотношениереальногос
идеалом(реальныйобраз идеальныйобраз);
2.
Самооценка
себя,
через
оценку
других;
3.
Самооценка
себя,
через
отношения
к
своим
успехам.
Успех–
это
достижение
чего-либо.
Притязание–
это
цели
и
требования,
проставленные
человеком
пред
собой
Деформация
самооценки:
Самооценка |
Причинадеформации |
Самооценка завышена |
Постижениевозможностейирезультатовдеятельностидругих |
Заниженияуровняпритязания |
|
Самооценка занижена |
Завышениевозможностейирезультатовдеятельностидругих |
Завышенияуровнядругих |
↑ Научное познание
Научное познание — это познание, направленное на изучение окружающего мира, исследование природных процессов и явлений, выявление закономерностей.
Особенности научного познания:
- опирается на рациональность, непротиворечивость, доказательность и системность;
- осуществляется профессионально подготовленными людьми;
- опирается на правила, нормы, методы, строго определенные для конкретной области.
- в большей мере, чем другие виды познания, ориентировано на то, чтобы быть воплощенным на практике;
- универсальные результаты, раскрывающие сущность изучаемого предмета, законы его функционирования и развития.
Научное познание универсально в том смысле, что может сделать предметом исследования любой феномен, может изучать всё в человеческом мире — будь то деятельность сознания, психика или же хозяйственная деятельность человека. Однако всё, что наука делает своим предметом, она исследует со стороны закономерностей и причин.
Средства и методы умственного воспитания
Средства умственного воспитания представляют комплекс объектов, видов деятельности, способствующих решению поставленных задач. Они включают:
- Познавательную деятельность, состоящую из нескольких компонентов. Ориентировочный проявляется в способности воспринять и поставить задачу, сделать негативный или положительный прогноз. Исполнительский проявляется в адекватном последовательном применении разных методик и мыслительных процессов. Контрольно-оценочный выражается в проверке полученных результатов, соизмеримости интеллектуальных и физических усилий полученному достижению.
- Природные и рукотворные объекты.
- Получение информации от взрослых и сверстников.
- Система обучения, с помощью которой ребенок реализует познавательные потребности.
В развитии интеллекта огромное значение имеют следующие методы:
- Наблюдение — формирование целенаправленного адекватного восприятия объектов, процессов, явлений.
- Моделирование — процесс создания и применения моделей (схематичного изображения предметов).
- Элементарный опыт — исследование объекта или явления в специализированных условиях.
- Эксперимент — преобразование объекта, явления, изменение его свойств с целью решения поставленной задачи.
- Беседа — общение ребенка и преподавателя с целью корректировки и уточнения полученных знаний.
- Речевая логическая задача — воспитатель предлагает решить задачку с помощью полученных в познавательной деятельности знаний.
- Упражнение — неоднократное повторение мыслительных процессов и действий.
- Рассматривание картин, фото, иллюстраций помогает в познании окружающего мира, прививает эстетический вкус.
- Чтение и пересказ — результат находится в зависимости от того, насколько грамотно подобран материал для чтения.
- Другие методы: принятия нестандартных решений, «ошибка учителя», решение изобретательских задач и т. д.
Вам также понравится
Рассылка
Уровни развития у детей готовности к обучению
Были использованы следующие критерии для оценки изучения программного материала старшими дошкольниками:
Первый уровень – высокий.
Дошкольники обладают достаточно большим запасом знаний, могут использовать эти знания для достижения поставленных ими задач, самостоятельно справляются с заданием, не нуждаются в дополнительных вопросах или помощи.
У них есть все необходимые навыки, они умело их применяют. Дают полные ответы, объясняют свою позицию и способны рассуждать. Также используют полные предложения. Их речь всегда спокойная и уверенная, запас слов достаточен, владеют предметными терминами.
Второй уровень – средний.
У этих дошкольников достаточно хороший запас знаний, они применяют его, решая задачи. Однако иногда они нуждаются в небольшой посторонней помощи, во вспомогательных вопросах. Если дошкольники стараются самостоятельно справиться с заданием, то они выполняют его не в полном объеме, который рекомендуется программой для их возраста.
Дошкольники владеют определенными навыками, необходимыми для работы, используют их, но нуждаются в помощи. Когда дети используют свои навыки, чтобы решать конкретные задания, их результат получается недостаточно хорошим. Они дают правильные ответы, но не объясняют свою позицию и не способны рассуждать. Они могут составлять простые фразы и предложения. Их речь имеет ограниченный запас слов, предметными терминами владеют плохо.
Третий уровень – низкий.
Дошкольники обладают представлениями о навыках и знаниях, которые предусмотрены программой для их возраста, но у них возникают трудности при их использовании на практике. Нуждаются в помощи педагога и во вспомогательных вопросах.
Однако это не приносит положительного результата. Дошкольники не всегда хорошо выполняют задание, часто предпочитают просто промолчать, либо отказываются от выполнения вообще. Если же задание выполняется, то допускается значительное количество ошибок.
Дети не стараются вникнуть в суть задания – просто соглашаются с предложенным им ответом. Их речь обычно односложная, лексический запас ограничен, предметными терминами они не владеют и не используют их.
Результат усвоения программы следующий:
– 80-100 процентов – оптимальный;
– ниже 50 процентов – недопустимый.
Также мы выделили критерии, которые позволяли определить готовность дошкольников к образовательной деятельности:
– готов ли дошкольник к познавательной деятельности (сформированы ли у него познавательные мотивы, интересует ли его новое);
– познавательные потребности (как ребенок относится к окружающей действительности, стремится ли он долгое время наблюдать за явлениями, хочет ли он определять свойства предметов и их особенности).
Мы применили следующие методики.
Сюжет
Виды познавательных психических процессов
Познавательные процессы возникли не все сразу, и различные животные в разной степени приспособлены к познавательной деятельности. Познавательные процессы в психологии делятся на низшие и высшие.
К первой группе относятся сенсорно-перцептивные функции, а именно – ощущения, восприятие и представления. Эти процессы доступны не только человеку, но и животным; однако если у животных они являются максимальной степенью познания, то у человека – лишь начальной. Вместе с тем эти старейшие функции познания самые надёжные и эффективные, поскольку обеспечивают поступление любой информации.
Ко второй группе относятся мышление, воображение, речь и творчество. Это именно те функции познавательной деятельности, которые свойственны только человеку. Они организуются и управляются сознательно. Низшие познавательные функции делают их обладателя пассивным наблюдателем событий окружающего мира, а высшие функции позволяют активно участвовать в этих событиях, изменять мир и создавать новые.
Среди процессов познания существуют и ещё два, также очень древних по происхождению и свойственных даже достаточно примитивным существам
Это внимание и память. Они играют вспомогательную роль и обслуживают все остальные познавательные функции
Виды знаний
Содержание познавательной деятельности определяется теми знаниями, которые приобретает человек в процессе познания. Они существуют в форме образов, представлений, мыслей, идей, теорий, гипотез и т.д. Выделяют следующие виды знания:
- Обыденно-практическое – элементарные сведения о природе и окружающей действительности, служащие основой повседневного поведения человека.
- Научное – объективное, универсальное знание, основанное на рациональности, получаемое и фиксируемое специфическими научными методами и средствами.
- Практическое – знание, полученное в процессе трудовой деятельности, предполагающее общую или относительную социальную компетентность.
- Художественное – знание, выраженное и систематизированное в образах и опирающееся на художественный опыт.
- Рациональное – логически и теоретически обоснованное знание о предметах и явлениях окружающей действительности.
- Иррациональное – основанное на эмоциях, переживаниях, воображении, интуиции, непостижимое посредством рациональных средств и методов познания.
- Личностное (неявное) – основанное на личном опыте знание, которое невозможно полностью выразить в виде четких формулировок и правил – например, знание языков, умение плавать, управлять транспортным средством.
- Философское – теоретическое обобщение знаний, ценностей и нравственных идеалов своего времени и других эпох.
В самом широком смысле знание – это весь массив информации, которой обладает человек, социальная группа, общество, культура.
Оформление разных типов окон на кухне
Навигация по тесту
Вопрос 1 Эта страница Вопрос 2 Эта страница Вопрос 3 Эта страница Вопрос 4 Эта страница Вопрос 5 Эта страница Вопрос 6 Эта страница Вопрос 7 Эта страница Вопрос 8 Эта страница
Закончить обзор
Правила здорового сна
Моторное познание
Основная статья: Моторное познание
Понятие моторного познания охватывает явление познания, воплощенного в действии, при котором моторная система участвует в том, что рассматривается как умственная обработка, включая процессы, обеспечивающие социальное взаимодействие
Моторное познание принимает во внимание подготовку и производство действий, а также процессов, участвующих в распознавании, предсказании, имитации и понимании поведения других людей. Основная единица моторной парадигмы познания — действие, выраженное как перемещения, произведенные, чтобы удовлетворить намерение определённой моторной цели, или выраженное в реакции на значимое событие в физических и социальных средах
Эта парадигма получила большое внимание и эмпирическую поддержку в последние годы со стороны множества грандов исследования (Соммервиль Ж. А., Десети Дж.), включая психологию развития, познавательную (когнитивную) нейробиологию и социальную психологию.
Основные методики умственного воспитания детей дошкольного возраста
Для детей лучшим средством воспитания является игра. В процессе они получают различные знания, соотносимые с жизненными ситуациями. Игровая деятельность интересна ребенку, поэтому она дает достаточно эффективный результат.
В наше время существует большое количество методик развития интеллекта дошкольников:
- Сущность системы Марии Монтессори заключается в следующем: дошкольник самостоятельно выбирает занятие, которым желает заниматься. Воспитатель помогает малышу, если тот его попросит. Этот метод подходит терпеливым и усидчивым детям. Минус в том, что обучаемый не учится работать в коллективе.
- Содержание методики Никитиных в том, что развивающие и спортивные упражнения даются в порядке усложнения. Если дошкольник не справляется с задачей, то ее откладывают. Воспитатель не дает решения. Плюс — в рациональном использовании времени, минус — в отсутствии индивидуального подхода.
- По методике Зайцевых дети уже с двухлетнего возраста обучаются чтению при помощи кубиков и таблиц, под музыку пропевают части слов. Достоинства: дошкольники рано учатся читать, имеют отличный словарный запас и речевые навыки. Недостаток: в школе с трудом даются фонетический разбор слов и разложение по составу.
- Работа по методике Сесиль Лупан заключается в том, что дети выполняют задания по желанию, используя все, что есть под рукой. Педагог должен познакомить малыша со всем, с чем тот взаимодействует.
- Задача ментальной арифметики — всестороннее развитие. Техника обучения состоит из двух компонентов. На первом этапе малыш осваивает счет на косточках (абакусе) обеими ручками одновременно. На втором этапе дошкольник постепенно отказывается от счетов и расчеты производит в воображении. Такая форма подачи развивает память, интуицию, творческие способности, воображение. Дошкольник после нескольких месяцев обучения способен с легкостью осваивать иностранные языки, запоминать стихи и прозу, складывать в уме 10-значные числа и т.д.
↑ Научное познание. Особенности научного познания
Наука направлена на изучение окружающего мира, действительности, исследование природных процессов и явлений, выявление закономерностей. Целью научного познания является объективная истина, те. истина, которая не зависит от интересов и воли познающего.
Научное познание— особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.
Особенности научного познания:
- стремление к получению достоверных знаний;
- строгая доказанность научных фактов;
- рациональность, связанная с непротиворечивостью, доказательностью и системностью;
- проверяемость;
- большая система научных знаний, которая изложена в определенных терминах, понятиях, теориях и гипотезах;
- отражение существенных свойства и объективных законов;
- формирование в ходе профессиональной деятельности ученых, осуществляемой с помощью специфических методов;
- использование специальных материальных средств, таких как приборы, инструменты и другое научное оборудование.
Научное познание универсально в том смысле, что может сделать предметом исследования любой феномен, может изучать всё в человеческом мире — будь то деятельность сознания, психика или же хозяйственная деятельность человека. Однако всё, что наука делает своим предметом, она исследует со стороны закономерностей и причин.
Научное познание имеет свои уровни, формы и методы.
Презентация на тему: » Познавательная деятельность. Знание – результат особого процесса – познавательной деятельности людей.» — Транскрипт:
1
Познавательная деятельность
2
Знание – результат особого процесса – познавательной деятельности людей
3
Чувственное познание Пять основных чувств: вкус, осязание, зрение, слух и обоняние. Вспомогательные чувства: кожа Ощущение – восприятие -представление
4
Рациональное познание Ratio – разум. Недостаточно чувственного познания – надо проникнуть в суть вещей, скрытую от непосредственного взора. Как? У человека есть способность мыслить. Мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение, отвлечение (абстрагирование).
5
Результат процесса мышления — Формирование понятия о данном предмете. Понятие – мысль, отражающая предметы или явления в их общих существенных признаках.
6
Умозаключение (вывод) 1 суждение: «Зубы млекопитающих имеют корни». + 2 суждение: «Собака – млекопитающие». = Вывод: ??????
7
«Собака имеет зубные корни».
8
Спор философов – что является определяющим в познавательной деятельности ? Рационалисты отдают предпочтение разуму. Эмпирики признают решающую роль чувственного опыта. Эмпатия – чувство. Эмпирия – опыт.
9
Истина- достоверное, правильное знание Эмпирики и рационалисты допускали возможность обретения человеком истинного знания. Агностики – отрицали эту возможность. (Агностицизм – недоступный познанию.)
10
Абсолютная истина- Это несомненное, неизменное, раз и навсегда установленное знание. На пути к абсолютной истине мы получаем относительные истины — неполное, ограниченное знание.
11
Каким бывает познание? Научное Ненаучное Социальное Самопознание
12
Научное познание Его отличает стремление к объективности. Два уровня научного познания: Эмпирическое ( факты, составляющие основу любой науки). Законы Ома, Гей-Люссака. и теоретическое (абстрактные научные законы). Закон всемирного тяготения, законы наследственности.
13
Методы научного познания: Наблюдения Эксперимент Мысленный эксперимент Научное моделирование Гипотезы
14
Ненаучное познание Мифы Опыт повседневной жизни Народная мудрость Здравый смысл Познание средствами искусства (художественный образ) Паранаука (околонаучное знание)
15
Социальное познание Особенности: 1. Общество познает само себя. Субъект познания (общество) и его объект (общество) совпадают. Человек не может быть безразличным к происходящему – это накладывает отпечаток на процесс познания. 2. Сложность изучаемого объекта – общества. 3. Возможности наблюдения и эксперимента ограничены.
16
С чего начинается познание общества человеком? Восприятие реальных фактов. Наблюдение, изучение документов, массовые опросы. Отбор и группировка фактов. Интерпретация (толкование, раскрытие смысла). Оценка.
17
Самопознание Самоисповедь Самооценка.
Что такое ФГОС
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) предъявляет определенную совокупность задач и требований к качеству образования и воспитания детей дошкольного возраста, а именно:
- к объему образовательной программы и ее структуре;
- к соответствующим условиям, где реализуются основные моменты программы;
- к полученным результатам, которых смогли добиться воспитатели, обучающие дошкольников.
Дошкольное обучение является начальной ступенькой всеобщего среднего образования. Поэтому к нему предъявляется так много требований и вводятся единые стандарты, которых придерживаются все ДОУ.
ФГОС является опорой для того, чтобы разрабатывались планы и писались конспекты занятий, направленные на познавательное развитие дошкольников.
Отличие деятельности малышей от школьников — в отсутствии аттестации. Детей не экзаменуют и не тестируют. Но стандарт позволяет оценить уровни и способности каждого ребенка и эффективность работы педагога.
Трудовая деятельность
Дошкольнику хочется быть как мама или папа. Он смотрит, каким делом занимаются взрослые, и жаждет также попробовать свои силы. В это время ребенком движет сильнейший интерес и желание быть наравне.
Ребенка увлекает процесс, а не результат. Он хочет вместе с мамой месить тесто и рядом с папой поливать цветы на клумбе. Дошкольник заявляет, что он будет помогать. Не проблема, что «помощник» окажется весь в муке, или воду из лейки выльет на самого себя. Важна причастность к полезному делу.
Главное правило, которым должны руководствоваться при этом родители: не раздражаться! Ребенок проявляет самостоятельность, реализует свои потребности. К тому же он впитывает манеры взрослых, и родительская реакция станет для него образцом поведения в дальнейшем.
Ребенок ожидает положительную оценку, похвалу, одобрение своих действий. Чувство гордости за свои достижения у ребенка проявляется уже в возрасте 3-х лет, как только он открыл для себя собственное Я
Очень важно хвалить ребенка и поручить ему посильное для него дело
Особая ценность трудовой деятельности с точки зрения младшего дошкольника заключается в том, что он становится сотрудником взрослого и действует в реальной ситуации, а не игровой. У старшего дошкольника другие приоритеты
Он с удовольствием принимается за работу, если понимает ее важность. Каким бы ни оказался мотив включения в деятельность, у дошкольника постепенно формируются трудовые навыки
Метод проектов
Цель метода — развитие самообразовательной активности у студентов. Проект определяется как организованная целенаправленная деятельность. Результатом проектной деятельности студентов под руководством преподавателя является
новое знание.
Причины использования метода проектов:
•необходимость не передавать студентам знания, а научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;
•актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений;
•актуальность широких человеческих контактов, знакомства с разными культурами, точками зрения на одну проблему;
Цели, мотивы и способы
Нередко в качестве цели фигурирует попытка создания нового образа, понятие конкретного объекта. Кроме перечисленного, целью может быть и факт применения новых методов и приёмов. Чисто практической, прикладной целью может выступать необходимость решить интеллектуальную задачу или практическую проблему.
В качестве цели, кроме того, нередко выступают:
- получение новых знаний;
- стремление изучить неизвестное;
- стремление установить некую связь между известным понятным фактом и чем-то неизвестным.
Такими побуждениями и стремлениями к исследованию окружающего мира являются следующие потребности: удовлетворение любопытства, пытливость, любознательность. Нередко ключевую роль играет стремление реализовать когнитивную установку, увлечённость.
В качестве способов и методов познания выступает исследование, изучение и анализ. Именно поэтому исследователи придают большое значение проявлениям познавательного, исследовательского поведения учеников.
Выделяют следующие основные особенности когнитивного процесса, которые кратко рассматриваются в рамках программы по обществознанию:
- Различные действия с изучаемым предметом: стремление рассмотреть предмет со всех сторон, изучить его содержимое, разобрать. К таким манипуляциям относятся и попытки применить предмет не по его назначению, спрятать, проверить на прочность.
- Стремление собрать что-то из разрозненных предметов.
- Поиски возможности преобразовать действительность: соорудить объект, раскопать, передвинуть, перевернуть.
- Изучение объекта при помощи привлечения вкусовых и тактильных ощущений. Реализуется в виде попыток потрогать, попробовать на вкус.
- Визуальное изучение выражается во внимательном рассматривании, продолжительном наблюдении.
- Перемещение обучающегося в пространстве (он может куда-то сходить, вернуться, залезть, перелезть, переплыть).
- Выход на диалог «вопрошание — получение информации» при помощи вопросов, которые адресуется педагогу или кому-то другому, просьбы объяснить непонятные моменты.
- Изучение реакции человека или животного.
- Чувства и ощущения.
Продуктом познавательного процесса является знание — это то, что получается в результате взаимодействия субъекта (того, кто обучается) и объекта (того, что он изучает).
«Эффект Галилея»[править]
Будучи непризнанными официальной наукой, многие псевдоучёные любят сравнивать себя с Галилео Галилеем[Источник?], который преследовался из-за его научной теории, противоречившей утвердившимся представлениям того времени. Это придаёт им некий ореол «борцов с закостенелой официальной наукой». Однако при внимательном рассмотрении следует признать, что такая аналогия неуместна. Прежде всего, Галилей преследовался служителями религии, а не представителями научного сообщества. Вряд ли корректно сравнивать инквизицию и современное научное сообщество. В научном же мире своего времени Галилей пользовался высочайшим авторитетом, несмотря на противодействие римской церкви, и его результаты, вместе с учением Николая Коперника вообще, было быстро признано учёными, в отличие от учений псевдоучёных. Впрочем, сравнение себя представителями псевдонауки с Галилеем следует считать скорее риторическим приемом, призванным заострить вопрос таким раздражающим сравнением научного сообщества с инквизицией: ведь очень нетрудно при желании найти довольно много общеизвестных примеров долгого непризнания явных научных заслуг многих ученых «обогнавших свое время» именно современным им научным сообществом (причины бывали весьма разными)[Источник?].
В России сторонники лженаучных теорий нередко апеллируют к гонениям на передовые концепции в СССР, например на генетику. Однако эти гонения были организованы не научным сообществом, а властью. Более того — возглавлявшие их «учёные» сами были представителями лженауки (Ольга Лепешинская, Т. Д. Лысенко) и не признавались мировой наукой. Жалобы Лепешинской в письме Сталину на «препятствия» которые ставили ей «реакционные, стоящие на идеалистической или механистической позиции учёные», а равно «те товарищи, которые идут у них на поводу» — типичны для любого автора лженаучной теории, жалующегося на «травлю» со стороны «официальной науки». Таким образом, в этом споре академическую науку представляли не Лепешинская и Лысенко, а их противники, которых они никогда не смогли бы не только победить, но даже и бороться с ними, если бы борьба шла на чисто научной почве и не существовало поддержки государственной власти . Поэтому есть определённые основания рассматривать идеологические кампании конца 40-х годов как пример того, что происходит, когда представители лженауки, в обычных условиях жалующиеся на «травлю» «официальным» научным сообществом, получают административную власть в науке. Логически, правда, не очень ясно, какими тут могут быть четкие критерии, и, в частности, гарантирована ли мировая наука от подобного давления в тех или иных вопросах. Современная история, например, знает примеры уголовного преследования за саму постановку некоторых научных вопросов[Источник?] (мы обсуждаем здесь не этичность или правомерность действия сторон, а сам факт жесткого государственного влияния на научную полемику в общеизвестных случаях; и вполне вероятно, что это только вершина айсберга[Источник?]).
Нелишне отметить и следующее. При появлении новой научной теории, она нередко встречается «в штыки» в научной среде. Само по себе это естественная и даже необходимая «иммунная реакция»: новая теория должна доказать своё право на существование и своё преимущество перед старыми, а для этого пройти через жёсткое испытание критикой. В противном случае, то есть если бы теории принимались только за их «смелость» и «оригинальность», а не за соответствие научным критериям и фактам, наука просто не могла бы существовать, как таковая. Однако историки науки, а особенно популяризаторы, нередко представляют такого рода конфликты, как травлю гения «мракобесами», не желающими-де видеть и понимать очевидных (для автора книги) вещей[Источник?]. Именно на такого рода стереотипы и опираются авторы лженаучных теорий, выставляя себя гениями, травимыми «официальной» наукой.
С другой стороны, научное творчество — довольно загадочное явление, и способы его стимуляции на начальном этапе могут быть очень странными. Так, в книгах по истории физики с благодарностью упоминаются иногда очень странные концепции (и по содержанию, и по бездоказательности и даже безсвязности изложения) и их авторы, которым, однако, посчастливилось (вероятно) в какой-то мере стимулировать возникновение (часто — усилиями уже других авторов) вполне научных и перспективных теорий[Источник?]. Правда, какую роль здесь играл «эффект Галилея», выяснить, видимо, довольно сложно.
Цели
Целями умственного воспитания являются:
- Улучшение умственных способностей ребенка — свойств индивида, которые создают предпосылки к эффективному овладению определенными видами деятельности. Это свойство характеризуется следующими качествами: сообразительностью, критичностью, пытливостью, вдумчивостью. Примером развития быстроты умственной реакции может служить следующее занятие: в форме игры воспитатель просит ребенка: «Назови следующее число», «Большое — маленькое», «Съедобное — несъедобное».
- Приобретение интеллектуальных знаний и навыков: изучение предметов, наблюдение за доступными детскому пониманию явлениями, определение существенных и несущественных характеристик предмета, понимание причинно-следственных связей и т.д.
Задачи и мотивы
Познавательная активность предполагает, что индивид должен осознавать используемые средства и методы целенаправленной деятельности. Познание может осуществляться индивидуальным субъектом или коллективной группой с определёнными способами коммуникации.
При осуществлении познавательной функции решаются следующие задачи:
- Создание условий для познавательных возможностей индивида. Познание начинается с адаптации заданий и форм деятельности, предоставления свободы выбора и возможности групповой работы.
- Образование субъективного компонента. Формируются познавательные мотивы, развиваются эмоциональная и волевая сферы человека, а также его рефлексивные навыки.
- Формирование операционального компонента. Создаются условия для максимального расширения методов и опыта познания.
В педагогике выделяют 5 уровней познавательного интереса, которые зависят от степени их выраженности:
- Субъектно-поисковый. Отличается реализованным возрастным потенциалом развития желания учащегося узнавать новое.
- Продуктивно-поисковый. Характеризуется неустойчивым и эпизодическим возникновением интереса, который поддерживают усилия взрослых.
- Инактивный (или репродуктивный). У индивида нет интереса к познанию из-за отсутствия творческого проявления. Сама поисковая деятельность поддерживается и исправляется взрослыми.
- Элементарный. Интерес ученика наблюдается лишь формально, однако отсутствует конкретизация и подчинение поставленной задаче.
Пятый уровень характеризуется полным отсутствием заинтересованности учащегося. В этом случае у ребёнка нет желания решать поставленные задачи, которые обычно становятся причинами, заставляющими индивида действовать.