§ 1. науки о человеке и их методы

Открытый вопрос

Многогранность проявлений и деятельности каждого отдельного человека, всего людского сообщества в целом делает чрезвычайно сложной задачу их изучения.

И сотен дисциплин мало, чтобы исследовать эти процессы. Наука о человеке — практически неисчерпаемый источник загадок.

Получается, что, несмотря на развитие технологий, человечеству не получилось методами биохимии, физиологии, математической обработкой данных.

Остаются вечными философские вопросы. Мы до сих пор точно не знаем, зачем человек появился, кто был его предком, каков смысл его жизни, возможно ли бессмертие. Кто сможет ответить?

Человек

Человек

— часть природы, её живого мира. Как и другие живые существа, он дышит, питается, растёт, развивается, у него рождаются дети. А поэтому людям, как и животным, необходимы воздух, вода, пища, тепло. И всё же человек отличается от животных. Отличие это огромно. Человек — разумное существо. Да, среди животных немало сообразительных, например водные жители — дельфины или наши четвероногие друзья — собаки. Но только человек обладает настоящим разумом. Благодаря этому люди создали особый мир — современные города, дороги, фабрики и заводы, автомобили и самолёты, телефоны, телевизоры и многое, многое другое.

мозг человека

Где же «помещается» у человека разум, где он «живёт»? В головном мозге. Головной мозг есть и у животных, но у человека он особенно развит. Мозг — это совершенный орган, обеспечивающий бесперебойную работу организма и контролирующий все системы тела. Мозг позволяет нам думать и чувствовать, он хранит наши воспоминания и приводит тело в движение. Во время сна тело отдыхает. Но мозг работает даже во время глубокого сна: он просматривает события прощедшего дня и накапливает воспоминания. Чтобы научиться чему-нибудь новому, например, складывать, вычитать или играть на музыкальном инструменте, требуется много времени. После изучения эти умения накапливаются в мозговой «базе данных» и будут вызваны по мере необходимости, чтобы не учиться всему заново.

Это любопытно

— Мозг потребляет одну пятую всей поступающей в организм энергии, но составляет лишь одну пятидесятую часть его веса. — Нет никакой связи между размером мозга и умом.

Рассмотри рисунки. Расскажи о настроении человека на каждом рисунке.

На первой картинке человек удивлен, на второй радуется, на третьей растроен, а на четвёртой рассержен, все это мы определили по мимике его лица.

В течение всей своей жизни человек познаёт мир. Познание начинается с работы наших органов чувств (глаз, ушей и др.), которые посылают в головной мозг информацию об окружающем. Благодаря этому мы видим предметы, слышим звуки, чувствуем запахи. Так происходит восприятие

человеком окружающего мира.

Мышление

— обдумывание, сравнивание, классифицирование, разных сведений об окружающем мире, установление связи между предметами, явлениями, делание выводов.

Воображение

— способность человека представлять себе то, чего нет перед ним.

Память

— способность организма сохранять полученную информацию об окружающем мире, для дальнейшего ее использования в процессе жизни.

Придумай какую-нибудь интересную машину. Нарисуй её.

Подпиши ступеньки познания

Ответьте на вопросы: 1. Способность человека познавать окружающий мир с помощью органов чувств. Ответ: восприятие 2. Орган, в котором «помещается» разум человека. Ответ: мозг 3. Способность сохранять полученную информацию. Ответ: память 4. Способность обдумывать, сравнивать, классифицировать полученные сведения. Ответ: мышление 5. Наука, изучающая внутренний мир человека. Ответ: психология 6. Способность представлять то, чего нет. Ответ: воображение

Крейг Вентер — один из двух ключевых лидеров в процессе расшифровки генома человека

Американский генетик Крейг Вентер является руководителем собственного негосударственного проекта по секвенированию генома человека (проще говоря, чтению ДНК). Он основал и возглавляет Институт Крейга Вентера, который занимается такими важными задачами, как установление минимальной совокупности генов, необходимых для жизни клетки, и создание первых синтетических организмов.

О генетических технологиях. «Когда-нибудь в будущем учёные будут просто садиться за компьютер, проектировать нужный им организм с подходящими свойствами, а потом выращивать его».

О наследственности. «Даже для таких сравнительно простых вещей, как цвет глаз, вы не сможете взять мой генетический код и сказать, каким точно он будет. И тем более наивно считать, что сложное поведение, такое как склонность к риску, может определяться одним-двумя генами».

О жизни. «Совершенно ясно, что жизнь начинается с рождением и кончается со смертью. И если бы большинство населения нашей планеты понимало это, люди жили бы совсем иначе. Мы всегда норовим объяснить с помощью религии или волшебства то, в чём не можем разобраться, но и рай, и ад находятся здесь, на земле, и мы всё время попадаем из одного в другой».

После переноса ЦТ 2020 появились две дополнительных недели. Как использовать это время с пользой?

Экологические факторы

В основе экологии большое значение уделяется различным экологическим факторам. Это элементы среды обитания и условия среды обитания, влияющие на адаптационные способности живых организмов. Выделяют три группы экологических факторов:

  • Абиотические – это компоненты неживой природы: геологические, почвенные, климатические, гидрологические;
  • Биотические – свойства природы. Способны вызывать адаптационные реакции у грибов, животных и растений;
  • Антропогенные – всё, что связано с деятельностью человека.

Именно человеческая деятельность вызывает серьёзные сдвиги в биогеоценозах. Одним видам это благоприятствует, а другие – губит. Поэтому основная экологическая проблема – влияние антропогенных факторов.

Если не решить основную антропогенную проблему, планету ждут кислотные дожди, загрязнение, истощение озонового слоя, деградация и эрозия почвы. Вина за все эти события возложена на деятельность человека. Его бездумное вмешательство в природные процессы приводит не только к загрязнению планеты, но и к её уничтожению.

А насколько безграничен ваш мир? Как это определить?

Ваши страхи – первый фактор, который сужает ваше восприятие мира. То, чего боитесь, вы упорно не хотите замечать. Вы видите свой страх и стараетесь его избегать. А это уже лишает полноты жизни, потому что вы стремитесь оградить себя от того, чего боитесь.
Ваши чувства и эмоции — второй фактор, ограничивающий рамки вашего мира. Вы испытываете отрицательные чувства и эмоции и стараетесь уйти оттуда, где эти ощущения возникают. А ведь порой чувства возникают не потому, что вам что-то неприятно, а иногда из-за того, что другие люди настроили вас на отрицательный лад. Вам сказали, к примеру, что лучше не общаться с конкретным человеком, и вы пытаетесь избегать его, хотя на самом деле не знаете, нравится вам этот человек или нет.
Ваши предубеждения и заблуждения – третий фактор. «Не делай этого, иначе…», «Не поступай так больше, поскольку…», «После такого я с тобой не общаюсь» и прочие фразы от взрослых людей усваивают маленькие детки. Естественно, что каждый человек по мере своего взросления постепенно формирует различные правила и запреты, которые действуют по принципу «Если ты поступишь так, то получишь это». И зачастую людей обучают отрицательным программам. Человек не знает, что ему сделать для того, чтобы достичь желаемой цели, зато знает, что если будет собой, то будет нравиться ограниченному кругу людей. Подобного рода убеждения и заблуждения значительно ограничивают мир любого человека, поскольку он «тормозит» себя в проявлении своих чувств, желаний и действий, которые могут навредить.
Ваше желание быть, как все, слушаться и нравиться всем – четвертый фактор, ограничивающий ваше мироощущение. Вы хотите жить, как люди? Тогда посмотрите, как бедно и жалко многие живут

Вы считаете, что чужие мнения и оценки правильнее, чем ваши собственные о себе самом? Тогда почему эти «умные люди» не живут счастливо и гармонично? Вы считаете, что важно быть привлекательным для других, а не для самого себя? Оглянитесь, и вы увидите, что пытаетесь привлечь тех людей, которые сами за собой не ухаживают. Мысль «Я хочу что-то делать ради окружающих» заставляет вас забыть о том, что вы сами думаете о себе и о жизни: нравитесь ли сами себе, как лично хотите прожить собственную жизнь?

Вы ограничиваете собственный мир желаниями и мнениями других людей, которые противоречат друг другу. Не удивительно, что развивается шизофрения от такого разнообразия мыслей. А что вы сами думаете на счет любого вопроса, тем более, если это касается вас?

Очевидно, что человек все делает для того, чтобы ограничить себя в мироощущении. Ваш мир в итоге сужается до точки (дома и круга знакомых), которую можно уместить в одну трехкомнатную квартиру. Но ведь планета намного больше, чем трехкомнатная квартира, и возможностей в ней намного больше, чем вы можете себе представить. Так, зачем себя ограничивать собственными страхами, отрицательными эмоциями и заблуждениями?

перейти наверх

Как проявляется внутренний мир разных личностей

Качества, дающие представление о внутреннем мире.

Мировоззрение, убеждения, ценности

Это сформировавшиеся представления человека о себе, мире и социуме, а также жизненные ориентиры, определяющие вектор развития. Компоненты, входящие в суть мировоззрения: эмоции, знания, поступки, ценности и нормы. Обычно убеждения и ценности приходят извне, но все же основаны на характеристиках, полученных при рождении.

По сути, мировоззрением можно назвать внутренний мир человека. В обоих случаях речь идет о жизненных ориентирах индивида, его принципах и убеждениях. Мировоззрение дает старт мотивам, а другие – поведению, действиям, потребностям.

Основываясь на собственном мировоззрении, человек формирует отношение к общественным нормам, шаблонным ситуациям и неожиданностям. Пример: в семье тихих интеллигентов вырастает наглый и грубый сын, или в семье алкашей – приличный человек. Дело явно не в привитом воспитании – итог определило сформировавшееся мировоззрение.

Чувства и эмоции

Эмоциональность имеет прямую связь с врожденным темпераментом, но некоторые эмоции не даны от рождения – их формирование происходит в процессе воспитания, самовоспитания и развития личности. Какие эмоции можно назвать высшими? Имеются в виду чувства социального характера: интеллектуальные, нравственные, эстетические, практические.

Они напрямую имеют зависимость от людей, находящихся с человеком в период взросления или во взрослом возрасте, но это не обязательно. Наверняка, вы слышали от кого-то слова: «Я будто не из этого времени». В нем говорит его внутренний мир – его убеждения и потребности отличаются от большинства находящихся рядом.

Опыт и восприятие

Рассматривая одну и ту же актрису, люди реагируют на нее по-разному. Кто-то может считать ее талантливой королевой красоты, другие – отталкивающей и неповоротливой. Один прочитает книгу и узрит в ней глубокий смысл, другой – отложит чтение уже на третьей странице, посчитав произведение скучным.

Почему у людей настолько разное восприятие? Причина в опыте и образах, накопленных психикой. Человек может не понимать, откуда у него взялись определенные убеждения, предпочтения. Они находятся в подсознании. Пример: в детстве вас обижала воспитательница с пронзительно-голубыми глазами. Вы запомнили это на подсознательном уровне, теперь вас раздражают голубоглазые женщины. Вы могли не запомнить случай с воспитательницей, но негативный образ закреплен в подсознании.

Характер

Важный элемент внутреннего мира и личности. Формирование происходит в результате взаимодействия с внешним миром. Характер – совокупность множества черт, субъективное представление социального опыта индивида. В его основе – привычки и врожденные особенности. Характер определяет то, как человек относится к окружающим людям, разным ситуациям, культуре, нормам поведения и прочему.

Воля

Какой человек может получить определение «волевой»? Он уверенно делает выбор, принимает смелые решения, несет ответственность за ошибки. Человек занимается построением жизни, отдавая отчет в собственных поступках.

Волевым называют человека, способного принимать решения, делать выбор и нести за него ответственность. Часто в данном случае воля является синонимом свободы. Человек сам выстраивает свою жизнь. Воля определяет сознание и самосознание в том числе. Волевая личность может побороть инстинкты и сильные желания, зная, что кратковременное удовлетворение впоследствии обернется проблемами.

Воля помогает вопреки фобиям, психологическим травмам или тяжелым воспоминаниям идти к поставленной цели. Пример: человек решил порвать с прошлым и не искать встреч с бывшим партнером, разлюбившим его. При сильной воле он будет придерживаться этого плана, при слабой – найдет причину внести в план корректировки.

Если волевой человек решил, что ему необходимо проделать большую работу, чтобы достичь желаемого, то, несмотря на трудности и усталость, он дойдет до цели. Воля помогает в концентрации внимания, придает уверенности в своих силах, закаляет характер. Несомненно, это важный элемент внутреннего мира.

Человек и общество

Войны, перенаселенность городов, голод, эпидемии, стихийные бедствия подвергают страданиям огромные массы людей.

Общественные науки и институты, занимающиеся вопросами демографии, политологии, религиоведения, философии, экономики, явно не справляются с информацией и не могут сделать свои рекомендации убедительными для политиков, руководителей государств, властей различных уровней.

Мир, покой, благоденствие остаются для большинства людей несбыточной мечтой.

Но в век развития Интернета многие знания становятся гораздо ближе и позволяют имеющим доступ к ресурсу применить их в своей жизни, найти единомышленников, помочь себе и своим близким выжить в сложное время и сохранить в себе Человека.

Обращение к своей истории, к корням, к знаниям, накопленным предыдущими поколениями, возвращение к истокам морали и этики, к природе дает шанс для жизни следующих поколений.

Джефф Безос — известный предприниматель и богатейший человек на Земле

По данным на май 2020 года состояние Джеффа Безоса составляло $ 143,2 миллиардов. Этот американский предприниматель известен как основатель и глава интернет-компании Amazon.com, основатель и владелец аэрокосмической компании Blue Origin и владелец издательского дома The Washington Post.

О планировании. «Если то, что вы делаете, имеет горизонт планирования три года, вы конкурируете с огромным количеством других людей. Если же ваш горизонт — семь лет, то лишь немногие из этих людей останутся вашими конкурентами. Мало какие компании хотят планировать на столь долгий срок».

О критике.«Если вы не желаете слышать критику, пожалуйста, не делайте ничего нового».

О провалах. «Провал является неотъемлемой частью попытки изобрести что-либо. Две эти вещи не могут идти отдельно друг от друга. Мы понимаем и верим, что лучше ошибиться, потому что рано или поздно вы окажетесь правыми».

Среда обитания

Все, что нас окружает, живые и неживые объекты – всё это окружающая среда. Собственная окружающая среда – это всё, что мы видим и не видим (воздух) вокруг себя. Отдельные детали окружающей среды постоянно изменяются, но основная её часть неизменна. Тело человека – окружающая среда для бактерий.

Чтобы понять влияние экологических факторов на живые организмы, нужно увидеть взаимосвязь среды обитания и жизни живых объектов. Природные нашей планеты являются местом обитания для различных видов животных и растений. Именно из среды обитания живые организмы получают всё необходимое для полноценной жизнедеятельности.

Одним из первых мест обитания для мельчайших организмов стали водные резервы. Там возникла первичная жизнь, в виде микроскопических бактерий впоследствии освоивших наземно-воздушную и почвенную среду. Организменную среду освоили симбионты и различные паразиты.

Благодаря разнице условий существования, в разных средах обитания, у различных организмов выработался ряд специфических морфологических, физиологических и поведенческих различий. Это позволяет им приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям их среды обитания.

Почему не одна наука?

Есть наука о человеке антропология, но она не может представить весь спектр знаний, охватывая лишь биологический, эволюционный и в отдельности философский аспекты.

Что представляет собой человекознание?

По классификации В. Г. Борзенкова, можно насчитать до 200 дисциплин, которые представляют собой науки, изучающие человека.

Их можно сгруппировать в несколько блоков:

  • науки о человеке как биологической субстанции (анатомия, биохимия, физиология, приматология, генетика, палеонтология и др.);
  • науки о человечестве (демография, социология, этнография,политология, экономика и др.);
  • наука о человеке и его взаимодействии с природой и космосом (экология, биогеохимия, космическая медицина и др.);
  • науки о человеке как личности (педагогика, этика, психология, эстетика и др.);
  • науки, рассматривающие человека как субъект деятельности (эргономика, инженерная психология, эвристика и др.).

Эти дисциплины не существуют сами по себе: они многократно пересекаются, методы одних широко используются в других. Например, изучение физиологии с помощью определенных устройств широко стало использоваться в практической психологии и даже криминалистике (детектор лжи). Также существуют иные подходы к классификации того, какие науки изучают человека.

Пагубное влияние человека на окружающую среду

Кроме взаимоотношений между природой и живыми организмами, экология также занимается решением вопросов, связанных с загрязнением окружающей среды. На научном языке наш окружающий мир называется биосфера. Загрязнением называется процесс попадания в биосферу веществ, пагубно воздействующих на места обитания живых организмов. Однако, не только токсические вещества могут навредить нашей планете. Кроме твёрдых, газообразных и жидких веществ, в биосферу попадают различные вредоносные энергии. Например: излучения, звуки, шумы. Загрязнения окружающей среды разделяют на два вида. Классификация которых производится по происхождению.

Антропогенное загрязнение – вина человека. Считается самым опасным, ведь современная наука до сих пор не нашла эффективных способов нейтрализации влияния человека на окружающий мир. Такие загрязнения имеют огромные масштабы, затрагивая не только атмосферу, но и почву, воду. Человеческая цивилизация оставила след своей жизнедеятельности даже в околоземном космическом пространстве. Если не развивать экологию, как науку, человечество будет неизбежно приближаться к всемирной экологической катастрофе.

Природные загрязнения – происходят без вмешательства человека и устраняются естественным путём.

Гипотезы происхождения человека современного вида

Археологи Лики первыми предположили, что предки современных людей жили в Африке. В основе гипотезы — сенсационные открытия стоянок человека в Танзании и Эфиопии (Олдувайское ущелье). Так появились взгляды на единый центр происхождения человека. Африка долгие годы считалась единственной прародиной человека.

Прямолинейный подход к эволюции, господствовавший со времен Дарвина и открытия Лики, сменился на «древовидный» (схема 1). Последователи моноцентризма и полицентризма не подвергают сомнению происхождение человека от общих предков с современными человекообразными обезьянами.

Схема 1. Иллюстрация гипотез полицентризма и моноцентризма

Согласно гипотезе полицентризма или мультирегионального происхождения, первые люди появились в Африке, относительно рано начали расселяться по другим территориям (схема 1). В новых местах обитания происходили эволюционные изменения, не зависящие от событий в других центрах. Мультирегиональная гипотеза получила много палеоантропологических и археологических подтверждений.

Сторонники этого научного взгляда на происхождение гоминид обращают внимание на параллельную эволюцию человека в Африке, Европе и Азии. Полицентристы объясняют специфические особенности строения у представителей разных территориальных групп происхождением от разных видов палеоантропов или архантропов

Также, исследователи обращают внимание на равномерность и параллельность развития культуры у разных групп на территории Старого Света.

Гипотеза моноцентризма — учение об одном центре происхождения человека. Африка признана родиной древнейших людей планеты. Все последующие волны миграций, заселение других частей света тоже начинались на жарком континенте.

Человек, согласно гипотезе моноцентризма, впервые появился в Африке. Именно на этом материке найдены останки женской особи «Люси», жившей 3,18 млн. лет назад (рис. 3), древнейшие каменные орудия труда возрастом 3 млн. лет.

Рис. 3. Древнейший предок человека — «Люси»

Впоследствии произошло расселение первых людей по территории Евразии, смешивание с уже обитавшими там аборигенами. Подтверждают гипотезу моноцентризма археологические и антропологические данные.

Более 2 млн. лет назад древние люди мигрировали из «африканской колыбели» человечества в Европу и Азию. Это были представители вида Человек умелый (Homo habilis). Постепенно, они все дальше продвигались по территории Евразии, возможно, вслед за стадами животных — объектами охоты.

Гипотеза внетропического происхождения человека описывает возникновение первых людей в высоких широтах Евразии (Сибири). В пользу этого учения свидетельствуют открытие на территории современной Якутии палеолитических стоянок.

Не утратила своего значения гипотеза божественного происхождения человека, относящаяся не к биологии, а к теологии. Существуют предположения о проникновении первых людей с других планет, скрещивании диких предков с разумными существами из космоса.

Этапы развития науки

Рассмотрим основные периоды становления психологической науки. На первом этапе, который продолжался со времени существования Древней Греции до эпохи Возрождения, душа рассматривалась в качестве предмета рассуждения богословов и философов. На данном этапе становления психологии понимание души было предметом психологического знания.

Второй этап, который начался с XVII века, рассматривал психологию в качестве науки о сознании. Постепенно вместо термина «душа» стали использовать «сознание». На этом временном промежутке в качестве основной научной проблемы выдвигались процессы познания человеком самого себя.

В двадцатом веке шел третий этап. Современная психологическая наука проводит эксперименты, наблюдает за поведением, реакциями человека, пользуясь объективными методами анализа и фиксирования внешних реакций, а также действий человека.

В настоящее время проходит четвертый этап, на котором психология рассматривается как наука, занимающаяся изучением объективных проявлений, закономерностей, механизмов. Психологические науки в наши дни выдвигают психику как явление природы, частным случаем выделяют психику животного и человека.

В качестве объекта данной науки выступает человек, который вовлечен в различные отношения с биологическим, физическим, социальным миром, является субъектом познания, деятельности, общения.

Какие существуют разделы в физиологии?

На сегодняшний день существуют следующие разделы физиологии:

  • физиология питания;
  • физиология труда;
  • медицинская;
  • возрастная;
  • патофизиология;
  • физиология экспериментальных условий.

Главными методами физиологии являются наблюдение и эксперимент. Эксперимент может быть острым, без оперативного вмешательства или же хроническим. Стоит остановиться на каждом типе.

  1. Острый эксперимент (или вивексия). Ввел понятие Гарвей в 1628 году. По примерным подсчетам, от рук экспериментаторов погибло примерно двести миллионов подопытных животных.
  2. Хронический эксперимент. Понятие ввел Басов в 1842 году. Продолжительное время изучались функции организма. Впервые был произведен на собаке.
  3. Без оперативного вмешательства. Этот метод появился в двадцатом столетии, и в это же время удалось зарегистрировать электрические потенциалы работающих органов. Теперь можно было получать информацию от одновременно работающих органов.

Нормальная анатомия и физиология исследуют здорового человека. А что можно сказать о человеке?

К

  • Кавернометрия
  • Какография
  • Каллиграфия
  • Калориметрия
  • Калькография
  • Капиллярография
  • Каракулеводство
  • Кардиография
  • Кардиология
  • Кариология
  • Карпология
  • Картография
  • Картометрия
  • Картофелеводство
  • Карцинология
  • Кататермометрия
  • Каучуководство
  • Квантовая механика
  • Квантовая теория поля
  • Квантовая физика
  • Квантовая химия
  • Кефалометрия
  • Кинезиграфия
  • Кинематография
  • Кинология
  • Кладистика
  • Климатография
  • Климатология
  • Козловодство
  • Козоводство
  • Колеоптерология
  • Колориметрия
  • Комбустиология
  • Комедиография
  • Кондуктометрия
  • Коневодство
  • Коноплеводство
  • Конхилиология
  • Конхиология
  • Кормопроизводство
  • Косметология
  • Космография
  • Космология
  • Космохимия
  • Краниография
  • Краниология
  • Краниометрия
  • Криминология
  • Криобиология
  • Криология
  • Криптография
  • Криптозоология
  • Кристаллография
  • Кроатистика
  • Кролиководство
  • Ксерография
  • Ксилография
  • Куроводство
  • Курортология

Анатомия — это наука, изучающая внутреннее и внешнее строение тела

Анатомия может быть изучена с использованием как инвазивных, так и не инвазивных методов с целью получения информации о структуре и организации органов и систем. Используемые методы включают в себя рассечение, в котором открывают тело и изучают его органы, и эндоскопия, в которой прибор, оборудованный видеокамерой , вставлен через небольшой разрез в стенке тела и используется для исследования внутренних органов и других структур. Ангиография с использованием рентгеновских лучей или магнитно-резонансной ангиографии — это методы визуализации кровеносных сосудов.

Термин «анатомия» обычно используется для обозначения анатомии человека . Однако по существу одни и те же структуры и ткани встречаются во всем остальном животном мире, и этот термин также включает анатомию других животных. Термин « зоотомия» также иногда используется для обозначения животных. Структура и ткани растений имеют разный характер и изучаются в анатомии растений

ДОМИНИОН

хедер>

Физиология человека

Физиология человека как наука занимается изучением механических, физических и биохимических функций человека в добром здравии, его органы и клетки, из которых они состоят. Основной уровень внимания физиологии — это функциональный уровень всех органов и систем. В конечном счете наука дает представление о комплексных функциях организма в целом.

Анатомия и физиология являются тесно связанными между собой областями исследования, анатомия изучает формы, а физиология — функции. Что изучает наука физиология человека? Эта биологическая дисциплина занимается изучением того, как тело функционирует в нормальном состоянии, а также исследует возможные дисфункции организма и различные заболевания.

Что изучает наука физиология? Физиология дает ответы на вопросы о том, как работает тело, что происходит, когда человек рождается и развивается, о том, как системы организма адаптируются в условиях стрессов, таких как физические упражнения или экстремальные условия окружающей среды, и о том, как изменяются функции организма при болезненных состояниях. Физиология затрагивает функции на всех уровнях, от нервов — к мышцам, от головного мозга — к гормонам, от молекул и клеток — до органов и систем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector