Психологический эксперимент

Содержание:

Американское поле экспериментов

Надо сказать, учёные из США всегда не особо щадили свою великую нацию. Американские химики проверяли на новобранцах отравляющее действие иприта (нужно было совершенствовать противогазы), распыляли ядовитые соединения над несколькими канадскими и американскими городами. В 1950-х во Флориде и Джорджии искусственно вызывались эпидемии. В конце 1960-х в нью-йоркском и чикагском метро изучалась уязвимость пассажиров к скрытым биологическим атакам, для чего под землю запустили сенную палочку. В 1963—1969 годах Пентагон без предупреждения сбросил на корабли своего ВМФ несколько видов химического и бактериологического оружия.

Исследователи радиации в разные годы лечили радиевыми стержнями аденоиды, а инъекциями плутония — рак желудка (диагнозы были сфабрикованы), поили будущих матерей солями радиоактивного железа под видом витаминного напитка, взрывали ядерные бомбы в Неваде и на Маршалловых островах, воздействовали на беременных женщин радиоактивным йодом, кормили им же грудничков.

Этапы в подготовке и проведении эксперимента

  1. Определяется проблема, которую нужно исследовать. Происходит постановка гипотезы.
  2. Изучение научных трактатов. Выборка основных терминов. Создание списка литературы, необходимой для проведения данного опыта.
  3. Уточняется значение переменных показателей.
  4. Для регистрации переменной, которая является зависимой, подбираются необходимые инструменты.
  5. Планируется исследование. Выявляются вспомогательные переменные, создается план опыта.
  6. Проводится выборка. Когда отбор произведен, происходит распределение участников по группам.
  7. Проводится эксперимент.
  8. Обрабатываются статистические данные.
  9. Полученные результаты интерпретируются, делаются итоговые заключения.
  10. Результаты фиксируются, например, в виде научной публикации.

Для постановки связи «исследователь – испытуемый» не обойтись без инструкции. Она дается испытуемому во время проведения опыта, чтоб разъяснить происходящее, какие просьбы нужно будет выполнять, что вообще придется делать. Перед всеми участниками эксперимента оказывается приблизительно одинаковый инструктаж, также учитываются индивидуальные особенности каждого человека, ведь кто-то волнуется, а кто-то остается холоднокровным, ко всем нужен свой подход. Поэтому задача психолога обеспечить каждого инструктажем, адекватным для его понимания.

В большей части инструкций выдвигаются следующие требования:

  • формулировка значения и цели исследования;
  • четкое изложение содержания, деталей и хода опыта;
  • должно присутствовать подробное описание, при наличии лаконичного текста.

Также имеет место проблема выборки. Исследователь должен определиться с количеством участников опыта, их составом. Зачастую формируют экспериментальную команду, а также группу контроля. Бывают случаи, когда весьма сложно определиться с командой испытуемых без систематической ошибки отборочного процесса.

«Загорский эксперимент» и основы человеческого мышления

Виды экспериментов

Физический эксперимент

Физический эксперимент — способ познания природы, заключающийся в изучении природных явлений в специально созданных условиях. В отличие от теоретической физики, которая исследует математические модели природы, физический эксперимент призван исследовать саму природу.

Именно несогласие с результатом физического эксперимента является критерием ошибочности физической теории, или более точно, неприменимости теории к окружающему нас миру. Обратное утверждение не верно: согласие с экспериментом не может быть доказательством правильности (применимости) теории. То есть главным критерием жизнеспособности физической теории является проверка экспериментом.

В идеале, Экспериментальная физика должна давать только описание результатов эксперимента, без какой-либо их интерпретации. Однако на практике это недостижимо. Интерпретация результатов более-менее сложного физического эксперимента неизбежно опирается на то, что у нас есть понимание, как ведут себя все элементы экспериментальной установки. Такое понимание, в свою очередь, не может не опираться на какие-либо теории.

Компьютерный эксперимент

Компьютерный (численный) эксперимент — это эксперимент над математической моделью объекта исследования на ЭВМ, который состоит в том что, по одним параметрам модели вычисляются другие её параметры и на этой основе делаются выводы о свойствах объекта, описываемого математической моделью. Данный вид эксперимента можно лишь условно отнести к эксперименту, потому как он не отражает природные явления, а лишь является численной реализацией созданной человеком математической модели. Действительно, при некорректности в мат. модели — её численное решение может быть строго расходящимся с физическим экспериментом.

Психологический эксперимент

Психологический эксперимент — проводимый в специальных условиях опыт для получения новых научных знаний посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого.

Мысленный эксперимент

Мысленный эксперимент в философии, физике и некоторых других областях знания — вид познавательной деятельности, в которой структура реального эксперимента воспроизводится в воображении. Как правило, мысленный эксперимент проводится в рамках некоторой модели (теории) для проверки её непротиворечивости. При проведении мысленного эксперимента могут обнаружиться противоречия внутренних постулатов модели либо их несовместимость с внешними (по отношению к данной модели) принципами, которые считаются безусловно истинными (например, с законом сохранения энергии, принципом причинности и т. д.).

Критический эксперимент

Критический эксперимент — эксперимент, исход которого однозначно определяет, является ли конкретная теория или гипотеза верной. Этот эксперимент должен дать предсказанный результат, который не может быть выведен из других, общепринятых гипотез и теорий.Не которые эксперименты могут отнестись к макияжу.

Пилотажный эксперимент

Пилотажный эксперимент (pilot experiment) – пробное экспериментальное исследование, в котором апробируются основная гипотеза, подходы к исследованию, план, проверяется работоспособность применяемых методик, уточняются технические моменты процедур эксперимента. Он проводится на небольшой выборке, без строгого контроля переменных. Пилотажный эксперимент позволяет устранить грубые ошибки в формулировке гипотезы, конкретизировать цель, уточнить методику проведения эксперимента, оценить возможность получения экспериментального эффекта.

↑ Научное познание. Особенности научного познания

Наука направлена на изучение окружающего мира, действительности, исследование природных процессов и явлений, выявление закономерностей. Целью научного познания является объективная истина, те. истина, которая не зависит от интересов и воли познающего.

Научное познание— особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.

Особенности научного познания:

  • стремление к получению достоверных знаний;
  • строгая доказанность научных фактов;
  • рациональность, связанная с непротиворечивостью, доказательностью и системностью;
  • проверяемость;
  • большая система научных знаний, которая изложена в определенных терминах, понятиях, теориях и гипотезах;
  • отражение существенных свойства и объективных законов;
  • формирование в ходе профессиональной деятельности ученых, осуществляемой с помощью специфических методов;
  • использование специальных материальных средств, таких как приборы, инструменты и другое научное оборудование.

Научное познание универсально в том смысле, что может сделать предметом исследования любой феномен, может изучать всё в человеческом мире — будь то деятельность сознания, психика или же хозяйственная деятельность человека. Однако всё, что наука делает своим предметом, она исследует со стороны закономерностей и причин.

Научное познание имеет свои уровни, формы и методы.

Примеры экспериментов

Рассмотрим описание нескольких психологических примеров, т.к

область психологии и социологии часто привлекает внимание общества. Несмотря на то, что многие из них выглядят весьма сомнительно с этической точки зрения, они помогают людям определить, какие методы поведения в отношении окружающих являются злом и должны быть в будущем убраны из нашей жизни, а какие — помогают развитию и более полной самореализации индивидуума в социуме

Хоторнский эффект

Такое название получил ряд социально-психологических экспериментов, проведенных группой ученых в США в 20-30-х годах XX века на фабрике «Вестерн Электрикс». Нужно было определить причину снижения производительности рабочих. Выяснилось, что выработка зависит от того, что испытуемые выросли в собственных глазах из-за повышенного внимания к ним со стороны исследователей и почувствовали себя в более высоком социальном статусе. Было сказано, что на производительность влияет осознание престижности своей работы и социальные связи в группе. Однако, эти результаты стали потом считать спорными и полученными случайным путем. Рабочие просто считали психологов шпионами руководства компании и боялись попасть под сокращение.

Эксперимент Милгрэма

Описан психологом из Йельского университета в 1963 году. В нем было показано, насколько велика у людей степень подчинения начальству и повиновения «авторитету», несмотря на конфликт с личными убеждениями и нравственные страдания. Испытуемому было приказано причинять физическую боль разрядом электрического тока другому человеку, который был ни в чем не виноват (его роль исполнял актёр, но второй участник опыта об этом не знал). Выяснилось, что если в рабочие обязанности входит причинять боль, то даже моральные мучения от такой «работы» ей не помеха. Необходимость повиновения тому, кто стоит выше по статусу, укоренена в сознании людей очень глубоко.

Интересно, что изначально эти опыты проводились для того чтобы понять, что двигало немцами, служившими в нацистских концлагерях. Автор предполагал отправиться в Германию, так как по традиции считается, что немцы более дисциплинированны и склонны к подчинению, однако вскоре Стэнли Милгрэм выяснил, что американцы в этом плане ничем не отличаются от представителей германского народа. Страх неподчинения начальнику оказался выражен одинаково у всех.

Эффект Рингельмана

Был описан французским профессором сельскохозяйственной инженерии в 1913 году. Рингельман установил, что чем больше группа, тем меньше индивидуальная производительность каждого из участвующих в ней. Это связано с тем, что в группе снижается личная ответственность, ведь неудача может быть переложена на группу в целом, а не на отдельного работника, который плохо работает. Когда человек работает один, он выкладывается максимально, потому что отвечать за сделанное придется только ему.

Чудовищный эксперимент

Название говорит само за себя. Его идея пришла в голову американским ученым из Айовского университета в 1939 году. Им захотелось узнать, можно ли вызвать заикание у абсолютно здоровых детей. Были отобраны 22 ребенка из сиротского приюта, которых поделили на две группы. В первой группе детей хвалили за хорошее чтение и за правильную речь, а во второй ругали и всячески высмеивали. Вследствие чего у участников второй группы появились дефекты в произношении и застенчивость. У некоторых проблемы сохранились до конца жизни. Результаты опытов были скрыты от общественности, чтобы не портить репутацию экспериментаторов и не сравнивать их деятельность с нацистскими опытами над людьми во время войны.

Сообщества

Классификация опытов исходя из характера их влияния

С учетом этого критерия существуют следующие виды эксперимента в психологии:

  1. Констатирующий. Во время проведения такого опыта специалист не изменяет какие-либо свойства участника, не стремится сформировать у него новых качеств и развить те, которые у него имеются. Очень часто применяют констатирующий эксперимент в возрастной психологии педагоги-исследователи. Он позволяет установить состояние существующей проблемы и зафиксировать факт наличия связи между имеющими место явлениями. Целью констатирующего эксперимента может являться, например, выявление степени влияния семьи на процесс становления личности ребенка, посещающего начальную школу.
  2. Формирующий. Это один из методов исследования, который широко применяется специалистами и педагогами. Формирующий эксперимент предполагает получение человеком тех или иных качеств, которые заданы специалистом. Для этого специально создаются необходимые условия. Полученные результаты при этом не вызывают никаких сомнений, так как очевидно, что они сформированы в ходе осуществления работ. Формирующий эксперимент применяют для глубокого изучения процесса становления личности, а также всех этапов его протекания. Помимо этого, подобный метод является наиболее эффективным при испытании новых способов воспитания и инновационных технологий. Формирующий эксперимент не всегда проводится по заранее намеченному плану. Прежде всего определяют проблему исследования, а только после этого формулирую гипотезу, создают программу работ и проводят испытания. Течение всего процесса находится под пристальным наблюдением, а его результаты фиксируют для дальнейшего осмысления, что позволит сформулировать выводы. Для участия в формирующем опыте, как правило, привлекают либо двух человек, либо 2 группы людей. Причем одну из них считают экспериментальной, а другую – контрольной. Перед участниками психологического опыта ставятся задачи, способствующие формированию определенного качества. Контрольной группе такого задания не выдают. После завершения формирующего эксперимента исследователи проводят сравнительный анализ полученных результатов и дают их оценку.
  3. Контрольный. Данный вид проводимых специалистами работ представляет собой повторное измерение определенных показателей состояния объекта (человека или группы людей) для их сравнения с теми, которые были зафиксированы до начала опыта. Полученные данные сопоставляются также с теми, которыми обладает группа людей, не получавшая заданий.

Основные методы практической психологии

Воображение — что это в психологии, определение

Практическая психология

Особенностью практической психологии является то, что ее цель не просто изучение каких-то особенностей личности или группы, а их коррекция и оптимизация. Специфика методов практической психологии отличается от методов общей психологии.

Краткая характеристика

В практической науке используются следующие психологические методы:

  • Клиническая и личностностно-ориентированная психотерапия. Клиническая психотерапия – это медико-психологическое воздействие психолога на личностные особенности человека, страдающего психическим расстройством, имеющего психосоматические проявления или подверженного наркотической зависимости. Личностно-ориентированная психотерапия – это методика в психологии, задача которой в том, чтобы помочь человеку изменить его отношение к самому себе или своему окружению.
  • Гипноз. Он делает возможным воздействие на сознание человека с целью его конструктивного изменения.
  • Психодрама – это изучение внутреннего мира человека. Ее применение позволяет выявить актуальные проблемы клиента и найти способы их решения.
  • Телесная терапия расширяет сферу сознания человека через телесные ощущения и учит его решать конфликты между разумом и телом.
  • Арт-терапия – это способ коррекции эмоциональной сферы личности. Занятия творчеством с квалифицированным специалистом заставляют человека заняться рефлексией, помогают актуализировать свои негативные эмоции, страхи и преодолеть их. Арт-терапевтические техники используются при коррекции психических нарушений, в работе с депрессией и неврозом.
  • Песочная терапия. Игра в большой песочнице используется в качестве средства, помогающего детям научиться устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать. Кроме того, песочная терапия способствует нормализации эмоционального фона ребенка.
  • Цветотерапия – это технология работы с внутренним миром человека. Одним из вариантов цветотерапии является раскрашивание мандал.
  • Сказкотерапия – это технология психологической диагностики и коррекции, применяемая в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Она помогает понять мотивы поступков ребенка, выявить его отношение к сверстникам, взрослым, диагностировать психологический климат в семье.

Сказкотерапия

  • Правополушарное рисование. Эту технологию принято относить к способам актуализации творческого потенциала личности. Занятия таким видом рисования помогают справиться с депрессией, негативными чувствами, обрести личностный ресурс.
  • Тренинг – это обучающий прием. Технология тренингов используется в психологии управления при работе с персоналом с целью повышения производительности труда, освоения эффективных технологий продаж.

Дополнительная информация. Инструментарий практической психологии постоянно расширяется, так как его применение должно соответствовать современным запросам социума.

Опрос как основной метод практической психологии

Опросный метод – это в психологии процесс целенаправленного сбора информации посредством общения экспериментатора с респондентом.

Экспериментатор может использовать один из следующих видов опроса:

  • Интервью – устный вариант опроса, где психолог задает вопросы человеку или группе с целью получения информации об изучаемом объекте;
  • Анкетирование – письменная форма сбора информации об изучаемом объекте.

Консультация как метод практической психологии

Консультация – это форма взаимодействия психолога и клиента, где специалист помогает человеку найти решение сложных жизненных ситуаций. Совместно с клиентом психолог определяет проблему и риски, помогает родителям устранить ошибки в воспитании детей, обучает руководителей эффективным управленческим приемам.

Таким образом, существует огромное количество методов психологического исследования

Сегодня появляется много новых интересных методик психокоррекционной работы, поэтому практикующие специалисты должны уделять большое внимание самообразованию и повышению своей квалификации

Появляются новые методы практической психологии

Прогноз научного метода

Гипотеза является общим заявлением о том, как вы думаете. Прогноз позволяет получить конкретные демонстрации, что гипотеза верна. Эксперимент делается для тестирования прогноза.

Важное значение этой стадии научного метода является то, что после того, как озвучено утверждение и прогноз, нельзя их менять, даже если результаты эксперимента показывают, что вы были неправы. Неправильный прогноз не означает, что вы не правы

Это просто означает, что эксперимент принес некоторые новые факты

Неправильный прогноз не означает, что вы не правы. Это просто означает, что эксперимент принес некоторые новые факты.

Продолжая пример с помидорами, будет следующий прогноз: увеличивая количество солнечного света для помидор, растения в эксперименте получают увеличение их размера, по сравнению с идентичными растениями, которые получают меньше света.

Виды экспериментов

Физический эксперимент

Физический эксперимент — способ познания природы, заключающийся в изучении природных явлений в специально созданных условиях. В отличие от теоретической физики, которая исследует математические модели природы, физический эксперимент призван исследовать саму природу.

Именно несогласие с результатом физического эксперимента является критерием ошибочности физической теории, или более точно, неприменимости теории к окружающему нас миру. Обратное утверждение не верно: согласие с экспериментом не может быть доказательством правильности (применимости) теории. То есть главным критерием жизнеспособности физической теории является проверка экспериментом.

В идеале, Экспериментальная физика должна давать только описание результатов эксперимента, без какой-либо их интерпретации. Однако на практике это недостижимо. Интерпретация результатов более-менее сложного физического эксперимента неизбежно опирается на то, что у нас есть понимание, как ведут себя все элементы экспериментальной установки. Такое понимание, в свою очередь, не может не опираться на какие-либо теории.

Компьютерный эксперимент

Компьютерный (численный) эксперимент — это эксперимент над математической моделью объекта исследования на ЭВМ, который состоит в том что, по одним параметрам модели вычисляются другие её параметры и на этой основе делаются выводы о свойствах объекта, описываемого математической моделью. Данный вид эксперимента можно лишь условно отнести к эксперименту, потому как он не отражает природные явления, а лишь является численной реализацией созданной человеком математической модели. Действительно, при некорректности в мат. модели — её численное решение может быть строго расходящимся с физическим экспериментом.

Психологический эксперимент

Психологический эксперимент — проводимый в специальных условиях опыт для получения новых научных знаний посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого.

Мысленный эксперимент

Мысленный эксперимент в философии, физике и некоторых других областях знания — вид познавательной деятельности, в которой структура реального эксперимента воспроизводится в воображении. Как правило, мысленный эксперимент проводится в рамках некоторой модели (теории) для проверки её непротиворечивости. При проведении мысленного эксперимента могут обнаружиться противоречия внутренних постулатов модели либо их несовместимость с внешними (по отношению к данной модели) принципами, которые считаются безусловно истинными (например, с законом сохранения энергии, принципом причинности и т. д.).

Критический эксперимент

Критический эксперимент — эксперимент, исход которого однозначно определяет, является ли конкретная теория или гипотеза верной. Этот эксперимент должен дать предсказанный результат, который не может быть выведен из других, общепринятых гипотез и теорий.Не которые эксперименты могут отнестись к макияжу.

Пилотажный эксперимент

Пилотажный эксперимент (pilot experiment) – пробное экспериментальное исследование, в котором апробируются основная гипотеза, подходы к исследованию, план, проверяется работоспособность применяемых методик, уточняются технические моменты процедур эксперимента. Он проводится на небольшой выборке, без строгого контроля переменных. Пилотажный эксперимент позволяет устранить грубые ошибки в формулировке гипотезы, конкретизировать цель, уточнить методику проведения эксперимента, оценить возможность получения экспериментального эффекта.

История

Отдельные части научного метода применялись ещё философами древней Греции. Ими были разработаны правила логики и принципы ведения спора. При этом выводам, полученным в результате рассуждений, отдавалось предпочтение по сравнению с наблюдаемой практикой. Знаменитым примером предпочтения рассуждения над практикой является утверждение, что быстроногий Ахиллес никогда не догонит черепаху.

Вершиной развития логики высказываний стала софистика. Однако целью софистов была не столько истина, сколько победа в судебных процессах, где формализм превышал любой другой подход.

Сократ создал сократический метод ведения спора. В противовес софистам, которые пытались навязать и доказать свою точку зрения, Сократ пытался наводящими вопросами заставить оппонента самостоятельно прийти к новым выводам и изменить свои первоначальные взгляды. Сократ считал свой метод искусством извлекать скрытое в каждом человеке знание с помощью наводящих вопросов. Ему приписывают высказывание о том, что в споре рождается истина.

В XX веке была сформулирована гипотетически-дедуктивная модель научного метода, состоящая в последовательном применении следующих шагов:

  1. : Рассмотрите проблему и попытайтесь осмыслить её. Найдите известные ранее объяснения. Если это новая для вас проблема, переходите к шагу 2.
  2. : Если ничего из известного не подходит, попробуйте сформулировать объяснение, изложите его кому-то другому или в своих записях.
  3. : Если предположение (шаг 2) истинно, какие из него следствия, выводы, прогнозы можно сделать по правилам логики?
  4. : Найдите факты, противоречащие каждому из этих выводов, с тем чтобы опровергнуть гипотезу (шаг 2) (см. фальсифицируемость). Использование выводов (шаг 3) в качестве доказательств гипотезы (шаг 2) является логической ошибкой. Эта ошибка называется «подтверждение следствием» (англ. Affirming the consequent, греч. Επιβεβαίωση του επομένου)

Около тысячи лет назад Ибн ал-Хайсам продемонстрировал важность 1-го и 4-го шагов. Галилей в трактате «Беседы и математические обоснования двух новых наук, касающихся механики и законов падения» (1638) также показал важность 4-го шага (называемого также эксперимент)

Шаги метода можно выполнять по порядку — 1, 2, 3, 4. Если по итогам шага 4 выводы из шага 3 выдержали проверку, можно продолжить и перейти снова к 3-му, затем 4-му, 1-му и так далее шагам. Но если итоги проверки из шага 4 показали ложность прогнозов из шага 3, следует вернуться к шагу 2 и попытаться сформулировать новую гипотезу («новый шаг 2»), на шаге 3 обосновать на основе гипотезы новые предположения («новый шаг 3»), проверить их на шаге 4 и так далее.

Следует заметить, что если следовать критерию Поппера, то при учёте полной группы событий и невозможности всеобъемлющего восприятия действительности, научный метод никогда не сможет абсолютно верифицировать (доказать истинность) гипотезы (шаг 2); возможно лишь опровергнуть гипотезу — доказать её ложность.

Борьба с расизмом

Разумеется, Альберт — далеко не единственный ребенок, над которым ставились жестокие психологические эксперименты. Примеры (с детьми) привести легко, скажем, опыт, проведенный в 1970 году Джейн Эллиотт, получивший название «Голубые и карие глаза». Школьная учительница, находясь под впечатлением убийства Мартина Лютера Кинга-младшего, решила продемонстрировать своим подопечным ужасы расовой дискриминации на практике. Ее подопытными стали ученики третьего класса.

Она разбила класс на группы, участники которых выбирались исходя из цвета глаз (карие, голубые, зеленые), после чего предложила относиться к кареглазым детям как к представителям низшей расы, не заслуживающим уважения. Разумеется, эксперимент стоил преподавательнице места работы, общественность была возмущена. В гневных письмах, адресованных бывшей учительнице, люди спрашивали, как могла она обойтись так безжалостно с белыми детьми.

Модели эксперимента

Существует несколько моделей эксперимента[источник не указан 3192 дня]:

Безупречный эксперимент — невоплотимая на практике модель эксперимента, используемая психологами-экспериментаторами в качестве эталона. В экспериментальную психологию данный термин ввёл Роберт Готтсданкер, автор известной книги «Основы психологического эксперимента», считавший, что использование подобного образца для сравнения приведёт к более эффективному совершенствованию экспериментальных методик и выявлению возможных ошибок в планировании и проведении психологического эксперимента.

Случайный эксперимент (случайное испытание, случайный опыт) — математическая модель соответствующего реального эксперимента, результат которого невозможно точно предсказать. Математическая модель должна удовлетворять требованиям:

  • она должна быть адекватна и адекватно описывать эксперимент;
  • должна быть определена совокупность множества наблюдаемых результатов в рамках рассматриваемой математической модели при строго определенных фиксированных начальных данных, описываемых в рамках математической модели;
  • должна существовать принципиальная возможность осуществления эксперимента со случайным исходом сколь угодное количество раз при неизменных входных данных;
  • должно быть доказано требование или априори принята гипотеза о стохастической устойчивости относительной частоты для любого наблюдаемого результата, определённого в рамках математической модели.

Эксперимент не всегда реализуется так, как задумывалось, поэтому было придумано математическое уравнение относительной частоты реализаций эксперимента:

Эксперимент (синоним) — опыт

Лабораторный эксперимент

Лабораторный эксперимент, или искусственный эксперимент, проводится в искусственно созданных условиях (в рамках научной лаборатории) и в котором, по мере возможности, обеспечивается взаимодействие исследуемых субъектов только с теми факторами, которые интересуют экспериментатора. Исследуемыми субъектами считаются испытуемые или группа испытуемых, а интересующие исследователя факторы называются релевантными стимулами.

Специфика, отличающая психологический лабораторный эксперимент от экспериментов в других науках, состоит в субъект-субъектном характере отношений между экспериментатором и испытуемым, выражающемся в активном взаимодействии между ними.

Лабораторный эксперимент ставят в тех случаях, когда исследователю необходимо обеспечить максимально возможный контроль над независимой переменной и дополнительными переменными. Дополнительными переменными называют иррелевантные, или нерелевантные, и случайные стимулы, в естественных условиях которые контролировать намного сложнее.

Контроль над дополнительными переменными

В качестве контроля над дополнительными переменными исследователь должен осуществлять:
Выяснение всех нерелевантных факторов, какие возможно выявить
По возможности — сохранение этих факторов неизменными в процессе эксперимента
Отслеживание изменения нерелевантных факторов в течение эксперимента

Об этой статье

Соавтор(ы):

Эколог

Соавтор(ы): . Бесс Руфф — аспирантка Университета штата Флорида, работает над получением степени PhD по географии. Получила степень магистра экологии и менеджмента в Калифорнийском университете в Санта-Барбаре в 2016 году. Проводила исследования для проектов по морскому пространственному планированию в Карибском море и обеспечивала научную поддержку в качестве дипломированного участника Группы устойчивого рыболовства. Количество просмотров этой статьи: 24 268.

Категории: Письмо

English:Write up a Science Experiment

Español:redactar un experimento de ciencias

Português:Descrever um Experimento Científico

Italiano:Fare una Relazione su un Esperimento Scientifico

Печать

Куда сходить к гинекологу

Похожие термины:

  • эксперимент, проводимый (в отличие от педагогического эксперимента) на контингенте профессионально ориентированных людей зрелого возраста, обучающихся в образовательных организациях, готовящи

  • экспериментальный прием оценки интеллектуального развития или отдельных компонентов умственной активности с помощью выявления потенциальных способностей испытуемого к усвоению новых знаний,

  • эксперимент, который проводится в исследованиях, связанных с определением нового содержания образования, разработкой новых методов обучения, а также выявлением эффективности уже внедренных в пр

  • исследовательская деятельность в обычных условиях учебно-воспитательного процесса .

  • применяемый в возрастной и педагогической психологии метод прослеживания изменений психики ребенка в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого.

  • метод, при использовании которого исследователь сам не вносит никаких изменений в изучаемый процесс. В исследуемой действительности отыскиваются имеющиеся случаи происшедшие без участия исслед

  • (РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫЙ) – метод, позволяющий уточнить особенности проблемы, применяется в интересах познания явления, для подготовки формирующего эксперимента.

  • эксперимент, проводимый в естественных условиях. В социальной педагогике – один из важнейших методов исследования.

  • исследование, направленное на изучение психики и поведения человека с точки зрения их обусловленности социальными и культурными факторами.

  • эксперимент в специально созданных условиях, позволяющих выделить так называемую чистую независимую переменную путем контроля всех других условий, с которыми может смешиваться ее влияние.

  • эксперимент, предусматривающий варьирование нескольких факторов, предположительно влияющих на исследуемое явление .

  • способ мышления (метод), при котором явления действительности исследуются абстрактно, на идеализированных объектах .

  • метод эмпирического познания, посредством которого, воздействуя на предмет в специально организованных условиях, исследователь целенаправленно актуализирует и фокусирует нужное ему состояние

  • один из наиболее сложных и продуктивных методов эксперимента, служит основой для построения наиболее эффективных методов обучения.

  • это научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях.

  • метод исследования, при котором проверяются те или иные нововведения в системе многообразных связей и зависимостей отношений между различными сторонами социально-педагогического процесса.

  • эксперимент педагогический, проводимый на стыке с другими науками: психологией, физиологией, медициной, социологией, экологией и т.п.

  • техника исследования в социальных науках, заключающаяся в анализе общих закономерностей исследуемого объекта (индивида, коллектива, группы) с помощью создания специфических условий и факторов е

  • сопоставительный анализ педагогических явлений или процессов в зависимости от различных внешних условий (или их системы), в которых они наблюдаются, или различных экспериментальных факторов.

  • исследовательская деятельность в обычных условиях учебно-воспитательного процесса .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector