Лекция 1. психология как наука и практика

Содержание:

Содержание:

1.    Сущность бихевиоризма как науки изучающей поведение объективным путем.

2.    Основные положения когнитивной психологии.

3.    Укажите, какое психологическое положение из перечисленных следует отнести к гештальтпсихологии:

а) «восприятие, память, мышление и другие познавательные процессы

определяются схемами также, как и устройство организма генотипом»;

б) «если приспособления вызваны стимулом внутреннего характера и относятся к телу субъекта, то мы имеем эмоцию например покраснение; если стимул приводит к приспособлению организма, то имеем инстинкт – например, хватание»;

в) «наша задача заключается в накоплении наблюдений над поведением человека, чтобы в каждом данном случае при данном стимуле можно было сказать наперед, какая будет реакция».

4. Заключение.

5. Список используемой литературы.

Направления в психологии

Сама в шоке, но работает

Научные подходы в психологии личности человека

В психологической науке существуют разные подходы к изучению мужчин и женщин.

Поиск личностных отличий

Глубинная или психодинамическая теория личности

Эта концепция изучения психических особенностей субъекта основывается на теории бессознательного З. Фрейда. Автор убежден, что движущей силой развития являются инстинкты жизни и смерти. В структуре индивидуальности З. Фрейд выделяет 3 категории: Оно (стремление к наслаждению), Я (сознательный компонент, принимающий решения) и Сверх-Я (моральный компонент). Если Я не может уравновесить желания Оно и Сверх-Я, возникает внутренний конфликт.

Последователями этого подхода стали А. Адлер и К. Юнг. Они в качестве движущих сил развития видели желание гражданина стать лучше в глазах окружающих и жизненные силы организма.

Феноменологическая теория личности

В феноменологическом подходе главный акцент делается на самостоятельность индивида в моменты принятия значимых решений. Сторонники этой теоретической концепции полагали, что каждый сам несет ответственность за свое настроение и за результат своих действий, потому что он обладает мышлением. В качестве стимула к развитию авторы этого подхода предлагали рассматривать потребность участников общественных отношений к самоактуализации, самовыражению и самосовершенствованию.

Диспозициональная теория личности – теория черт

Диспозиционная теория формирования индивидуальности основывается на работах Г. Айзенка, Г. Олпорта и Р. Кеттэлла. Эти ученые утверждали, что от природы люди наделены определенным набором диспозиций – индивидуальных особенностей. Эти индивидуально-типологические черты определяют стиль общения, особенности реагирования людей на те или иные ситуации. Авторы составили описание различных вариантов сочетания диспозиций, в результате чего получился список типов личности.

Внимание! Согласно этой концепции, диспозиции не зависят от опыта индивида и не подлежат кардинальным изменениям. Они постоянны, целенаправленно корректировать их очень сложно

Поведенческие теории личности

Объектом изучения в этом подходе явился жизненный опыт человека как показатель его социального развития. Разработчики этой теории были уверены в том, что становление индивидуальности не может происходить в отрыве от окружающей действительности и без взаимодействия с другими людьми. Изучая личность, исследователи производят оценку ее коммуникативных навыков, поведенческих реакций, особенностей участия в совместной деятельности.

Разное поведение

Согласно философии этого подхода, человек является субъектом общественной жизни. Понятие личности как субъекта отношений в психологию ввел С.Л. Рубинштейн. Первоначальная поведенческая концепция становления персоны в дальнейшем разделилась на 2 школы:

  • Бихевиористская школа, основоположниками которой стали Дж. Уотсон и Б. Скинер. Главной мыслью в концепции этого направления стало то, что внешняя среда применительно к поведению является определяющим фактором.
  • Установочная школа, которую основали А. Бандура и Дж. Роттер. Эти ученые доказывали, что поведение человека объясняется его внутренними мотивами и установками. То, как человек общается, зависит от его восприятия ситуации и мотивов вступления в контакт с собеседником.

Когнитивные теории личности

Данное направление изучения персональной структуры основывается на объяснении действий и поступков человека с позиции познания. Многие исследователи уверены, что познавательный интерес определяет активность индивида, ведь занятие по интересам и профессию люди выбирают, руководствуясь своими предпочтениями и симпатиями к тому или иному виду деятельности.

Познавая мир, человек создает уникальные конструкты. В них отражаются интересы и склонности личности. Как правило, индивидуальными конструктами объясняется избирательность человека в общении: он легче сходится с тем партнером, чьи модели-конструкты схожи с его собственными.

Хорошие отношения с окружающими

Психология личности сформировалась как самостоятельная отрасль психологической науки, объектом изучения которой стали этапы становления личностных структур и особенности взаимодействия человека с окружающей средой. Сегодня теоретические положения этой науки интересны не только профессиональным психологам, но и представителям других профессий. Это обусловлено тем, что человеку нужно уметь выстраивать взаимоотношения с окружающими людьми, независимо от того, в какой сфере экономической деятельности он трудится. Поэтому знание основ психологии личности будет полезным каждому для оптимизации социальных контактов и познания себя.

Число рефлексивных отношений

Число рефлексивных отношений на наборе n-элемента равняется 2.

Отзывы

1.doc

Контрольная работапо дисциплине «Деловое общение»на тему: «Основные направления современной западной психологии».

  1. Сущность бихевиоризма как науки изучающей поведение объективным путем……………………………………………………………..3-7
  2. Основные положения когнитивной психологии……………….7-12
  3. Практическое задание…………………………………………..12-14
  4. Заключение…………………………………………………………14

Введение.бихевиоризм, гештальтпсихология иглубинная психология,бихевиоризмаГештальтпсихологияГлубинная психологиягуманистическая икогнитивная психология.

  1. Сущность бихевиоризма как науки

изучающей поведение объективным путем.1делового общениясоциальной психологии12S—R . 1SR12.

  1. Основные положения когнитивной психологии.

31, ..1. . ,

  1. Практическое задание.

Восприятие, память, мышление и другие познавательные процессы определяются схемами примерно так же, как устройство организма генотипом. Когнитивная психология.приобретенныминаследственными; внутреннимивнешними«…если приспособления вызваны стимулом внутреннего характера и относятся к телу субъекта, то мы имеем эмоцию, например, покраснение; если стимул приводит к приспособлению организма, то имеем инстинкт — например, хватание». – Бихевиоризм.в накоплении наблюдений над поведением человекачтобы в каждом данном случае при данном стимулебихевиорист мог сказать наперед, какая будет реакция1Бихевиоризм.Заключение.Список литературы:

  1. Большой психологический словарь. /Сост. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – 3-е изд. — М.: Олма — Пресс, 2002 – с.630.
  2. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов. / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2005 – с.415.
  3. Когнитивная психология. Учебник для вузов. / Под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. – М.: ПЕР СЭ, 2002 – с.480.
  4. Когнитивная психология. / Р. Солсо. – 6-е изд. – СПб.: Питер, 2006 – с.589.
  5. История психологии от античности до наших дней: Учебник. / А.Н. Ждан. – М.: Изд-во МГУ, 1990 – с.367.

1 Большой психологический словарь. / Сост. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – 3-е изд. — М.: Олма – Пресс, 2002 –с.55.
1 Принципы обучения, основанные на психологии. / Э. Торндайк. – М., 1926, с.19.
2 Психология как наука о поведении. / Дж. Уотсон. – М.; Л., 1926, с.9.
1 Психология и этика делового общения: Учебник для вузов. / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2005 – с.56 – 58.
1 Большой психологический словарь. / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. М.:
2 Психология и этика делового общения: Учебник для вузов. / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2005 – с.56 – 58.
3 Когнитивная психология. Учебник для вузов. / Под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. – М.: ПЕР СЭ, 2002, с.10.
1 Когнитивная психология. / Р. Солсо. – 6-е изд. – СПб.: Питер, 2006 – с.12-13.
1 Теория личности. / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб.: Питер Пресс, 1997, с.438.
1 История психологии от античности до наших дней: Учебник. / А.Н. Ждан. – М.: Изд-во МГУ, 1990 – с.367.

Поиск по сайту:  

Концепция современной психологии

История психологии многоаспектна и имеет протяжённый путь от космических и религиозных размышлений, практического познания человека и естествознания до глубинной психологии, основанной на наблюдениях за бессознательными психическими процессами. Для одних психика (душа) материальна и поведение сводится к механическим реакциям, а для других носит исключительно идеалистический характер.

При установлении отличий, сходства и концепций исторически сложившихся направлений психологии проясняется, что основные разногласия лежат в первую очередь в предметной области. В V-III в. до н.э. Платоном, Сократом, Аристотелем и другими философами того времени предметом психологии была определена душа. В XI-XIII в. психология рассматривалась с позиции разума. В XV-XVI в. начали придавать значение чувствам. В XVII-середине XIX в. популяризируется понятие сознания. Вторая половина XIX-середина XX в. – знаменуется изучением поведения.

Со второй половины XX в. психология неразрывно связана с понятием психики как совокупности душевных процессов, связанных с окружающей средой и выражающихся в отображении объективной реальности. Материалистическая основа психологии становится очевидной, а идеалистическая часть проявляется как следствие. Именно такое определение примиряет две конфликтующие точки зрения, с которых мы начали рассмотрение наиболее популярных направлений психологии.

Список использованных источников:
  • 1.  J. B. Watsоn, Psychology as the Behaviorist Views, «Psychological Review», v. 20, 1931.
  • 2.    Фрейд З. Толкование сновидений / Пер. с нем. – Мн.:Харвест, 2004. – 432 с.
  • 3. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. – 480 с.
  • 4. Роджерс К. Р. Клиентцентрированная психотерапия: теория, современная практика и применение: пер. с англ – М. : Психотерапия, 2007. – 560 с.
  • 5.  Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2002 . – 720 с.
  • 6. Прашко, Я. Когнитивно-бихевиоральная терапия психических расстройств / Я. Прашко, П. Можны, М. Шлепецки и др. — М. : Институт общегуманитарных исследований, 2015. — 1072 с.
  • 7. Перлз Ф. Гудмен П. Хефферлин Р. Практикум по гештальт-терапии — М.: «Психотерапия», 2007. — 227 с.
  • 8. Адлер А. О нервическом характере/ А. Адлер. — М.: Университетская книга, 1997. — 385 с.
  • 9. К.Г. Юнг. Шедевры мировой науки. Том 2. Либидо, его метаморфозы и символы. – М.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 1994. – 416 с.
  • Берн Э. Трансактный анализ в психотерапии: Системная индивидуальная и социальная психиатрия: Пер. с англ. –  2е издание. –  М. Академический Проект; Гаудеамус, 2013. – 320с.

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

  • Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
  • Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
  • Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate

За поездку в такси можно получить квартиру! И ещё 4 причины чаще пользоваться «Ситимобил»

Бихевиоризм, 1912

Самым ранним направлением, сводящим психологию к рефлексам и имеющим значимость по настоящее время, является бихевиоризм. Предпосылками для его развития служат исследования американского психолога и педагога Эдварда Ли Торндайка над поведением животных, основу которых составляли проблемы навыка. В понимании психологии человека концепцию Э. Л. Торндайка перенёс американский психолог Джон Бродес Уотсон, в 1912 г. отразивший принципы нового направления психологии в своей статье . В России представителями бихевиоризма или поведенческой психологии считаются И. П. Павлов и В. М. Бехтерев, изучавшие рефлексологию.  

Изначальная методологическая позиция психологов данного направления заключается в предоставлении клиенту контроля над своими действиями, что позволяет добиться изменений в его поведении. Именно поведение, а не сознание, рассматривается как предмет психологии. Поведение характеризуется ответными движениями (реакциями) организма на внешние воздействия (стимулы) среды. Приверженцы бихевиорального направления в основу своей работы закладывают изучение условий возникновения, закрепления, исчезновения привычек и навыков. Такому подходу присущи научный прагматизм, контроль результатов и сведение сознания к физиологическим процессам, что служит поводом для критики со стороны представителей личностно-ориентированных направлений.

Медицинская психотерапия на территории постсоветского пространства

В этом разделе мы хотим поделиться несколькими наблюдениями, которые сложились за время нашей практики.

Медикаментозное лечение и психотерапия

Так как мы работаем онлайн, то к нам обращаются люди с разных стран постсоветского пространства. Основное наше направление — это психотерапия тревожных расстройств. Перед тем как начать работать с кем-либо, мы проводим предварительную встречу, где собираем необходимую для начала работы информацию. Один из вопросов, который мы задаём — проходили ли вы ранее психотерапию? И где-то 40-50% людей отвечают утвердительно. Но когда мы пытаемся выяснить в каком направлении психотерапии они работали, то оказывается, что вся психотерапия заключалась в том, что им выписали антидепрессанты или другие лекарства.

Надеюсь, дорогие читатели, что после прочтения этой статьи, вы понимаете, что приём препаратов не приравнивается к работе с психотерапевтом. Хотя иногда можно встретить такое словосочетание как «медикаментозная психотерапия». Исходя из семантики термина «психотерапия», которую мы обсудили в самом начале, этот термин некорректен. У лекарства нет «души», с помощью которого оказывается воздействие.

Более корректным в данном случае будет использовать словосочетание «медикаментозное лечение тревоги» или «психофармакологическое лечение».

Также существует сочетанное (комбинированное) лечение. Это когда одновременно используется психотерапия и медикаментозное лечение.

Поэтому если на приёме уточнили ваши жалобы и выписали рецепт, и никакой психотерапевтической беседы не проводили, то и психотерапии у вас не было. И это не смотря на то, что на двери могла висеть табличка с надписью «врач-психотерапевт».

Общение с врачом-психотерапевтом

Есть ещё одно наблюдение, которым хочется поделиться. Как оказалось, судя по комментариям людей, 80-90% медицинских психотерапевтов не только не проводили никакой психотерапии, но даже не потрудились рассказать, что именно происходит с человеком, который обратился на приём.

Некоторые врачи рекомендовали своим пациентам прочитать о своём состояние в интернете. И это худший совет, который можно дать человеку в тревожном состоянии. В большинстве случаев чтение интернета приводит только к усилению тревоги.

Так же нам доводилось слышать о врачах, которые пытались припугнуть своих тревожных пациентов, что мол, будешь так беспокоится, то совсем «крыша съедет». Думаю, что даже человеку далёкому от медицины или психологии понятно, что запугивать человека в тревоге — не лучшая идея. Это приводит к тому, что у человека появляется стойкая навязчивая идея о сумасшествии. И тревога только усиливается.

Нам давно хочется понять, чем такой врач-психотерапевт отличается от врача-психиатра? Ведь, чтобы оправдать свою специализацию, он должен проводить хотя бы элементарную разъяснительную психотерапию.

Коучинг

Коучинг(тренерство) — профессиональная помощь человеку в определении и достижении его личных целей. Основоположник коучинга — Джон Уитмор.

Согласно Международной Федерации Коучинга профессиональный коучинг — это процесс профессиональных отношений партнеров, способствующий достижению наивысших результатов в жизни, в карьере, в бизнесе. Коуч не выступает в качестве консультанта, дающего советы, он профессиональный вдохновитель в поиске решений задач. Коуч поддерживает, раскрывает творческий потенциал каждого клиента и способствует достижению положительных результатов, которые предполагают значительные изменения в жизни клиента. Посредством коучинга клиенты углубляют свои знания, повышают свою эффективность и качество жизни.

В словаре Д.Н. Ушакова

РЕФЛЕ́КТОРНЫЙ, рефлекторная, рефлекторное (физ., астр.). прил. к рефлектор» title=’что такое рефлектор, значение слова рефлектор в словаре Ушакова’>рефлектор.II. РЕФЛЕКТО́РНЫЙ, рефлекторная, рефлекторное (физиол.). прил. к рефлекс» title=’что такое рефлекс, значение слова рефлекс в словаре Ушакова’>рефлекс в 1 ·знач.; бессознательно реагирующий на внешние раздражения. Рефлекторные движения. Рефлекторные центры. Рефлекторная дуга.

2.Основные подходы к изучению истории психологии

«Персоналистский»
подход в противовес «контекстному».

Персоналистуческий подход реализует
идею, согласно которой прогресс и
изменения в научной истории связаны с
деятельностью выдающихся личностей.
Платон, Дарвин, Фрейд явились созидателями
великих научных идей. Персоналкстический
подход предполагает, что соответствующие
идеи не возникли бы без появления именно
этих выдающихся личностей. Сторонники
этого подхода утверждают, что человек
«делает время». Излагая историк!
психологии, они соотносят ключевые
моменты созданного автором учения с
его биографией и личными особенностями.
Получается, что при другой биографии
или другой индивидуальности автора
история психологии пошла бы в другом
русле. Контекстный подход основан на
идее, согласно которой прогресс и
изменения в научной истории зависят от
«духа времени», который делает людей
восприимчивым к одним идеям и
невосприимчивым к другим Соответственно,
если бы не родился Зигмунд Фрейд, теорию
бессознательного создал бы другой автор
приблизительно в эту же эпоху. Этих
взглядов придерживался Лев Толстой,
который в романе «Война и мир» назвал
великих людей «рабами истории». Значит
«контекст», «социокультурная атмосфера»,
«интеллектуальный климат», «дух времени»,
а не личность определяет движение
научной мысли.

Диадный подход
(диада==«контрастирующая пара»)
Предполагается, что научная мысль
развивается. сдвигаясь с одного полюса
к другому. Примеры: Г. Мёрфи описывает
развитие психологии между 10-ми и 20-ми
годами 20 века как переход от «структуры
к функции», «части к целому», «количественного
к качественному», «экспериментального
к генетико-статистическому». Д. Брунер
и Г. Олпорт, проанализировав развитие
психологии за 50 лет, обобщили результат,
используя диады. По их мнению, главная
тенденция состоит в усилении второго
компонента следующих диад’
«рациональное-эмпирическое»,
«телеологическое-механистическое»,
«качественное-количественное». Олпорт
разделил вес теории на две группы по
критерию «детерминанта — свобода воли»
К первой группе он отнес бихевиоризм,
кибернетику, учение об условных рефлексах,
фрейдизм, а ко второй группе — персонализм,
экзистенциализм, гуманистическую
психологию и все концепции самоактуализации.

Парадигмальный
подход
(Т.
Кун: «парадигма — это общепринятый
образец актуальной научной Практики»).
По Куну, наука переживает сначала разброд
подходов, потом единение вокруг
определенной научной модели, что означает
появление парадигмы. Не совместимые с
ней факты либо игнорируются, либо
подстраиваются под её каноны. Однако
эти факты в конце концов сё расшатывают
и создают ситуацию кризиса. Возникает
эпоха столкновения несовместимых
теорий. Далее создается примиряющая
все прочиворечия модель и воцаряется
новая парадигма. Пример: в физике
парадигма Ньютона сменилась на парадигму
Эйнштейна. Историки психологии спорят
о существовании парадигм в нашей науке.
Высказывалось мнение, что исторический
путь психологии определили две парадигмы:
итроспекционистская и бихевиористская.
Но в психологии нет модели, которую бы
признали большинство авторов. Возникла
версия, что в психологии действует
несколько парадигм, но это не соответствует
определению понятия «парадигма». Есть
мнение считать психологию на современном
этапе предпарадигмальной наукой.

Бихевиоральное направление в теории личности

Бихевиоризм Уотсона

Это учение стало продолжением развития философской школы периода 16 века, получившей название «Британский Эмпиризм». Суть этого направления заключается в том, что все люди получают знания и идеи эмпирически – посредством органов чувств, а также в результате полученного жизненного опыта. Изначально, человеческий разум представляет собой чистую доску, на которую постепенно наносятся те или иные отпечатки.Сторонники этого течения также полагают, что наблюдение позволяет сформировать более прочную основу для знаний, чем мышление.

Основные положения теории Скиннера

Профессор Гарвардского университета разработал теорию оперантного научения, а все теории он считал психологически умозрительными. То есть – основанными на предположении. Скинер полагал, что человеческий организм представляет собой, так называемый, «черный ящик», внутри которого находятся эмоции, мотивы, влечения и т.п. Все это объективно измерить невозможно.

Заключение.

Основные направления западной психологии: бихевиоризм, гештальтпсихология, генетическая психология, когнитивная психология, гуманистическая психология, фрейдизм (психоанализ), неофрейдизм.

Ученые-бихевиористы считали, что сознание человека, его мысли, чувства, переживания — слишком субъективны и не могут быть зарегистрированы объективными средствами, потому они не подлежат исследованию.

Гештальтпсихология изменила прежнее воззрение на сознание, доказывая, что его анализ призван иметь дело не с отдельными элементами, а с целостными психическими образами.

Генетическая психология оказала громадное влияние на дальнейшее развитие психологии, прежде всего детской.

Вклад когнитивной психологии в развитие психологической науки определяется тем, что она расширила сферу исследований, открыла много новых аспектов анализа традиционных психологических проблем, дала полный анализ микроструктуры познавательных действий.

Гуманистическая психология  основана на оптимистическом подходе к пониманию природы человека: вере в творческие возможности, творческие силы каждого человека, в то, что он способен сознательно выбирать свою судьбу и строить свою жизнь. Именно с этим связано название этого направления, происходящее от латинского слова humanus — человечный.

Фрейдизм стремился наполнить психологические знания о человеке новой жизненной правдой, создать теорию и на ее основе получить информацию, полезную для решения практических, прежде всего, психотерапевтических задач. Не случайно, что свои научные изыскания З.Фрейд начал как раз с анализа и обобщения психотерапевтической практики и только затем превратил накопленный опыт в психологическую теорию.

Психоанализ бурно развивался и развивается. Он не только оказал влияние на множество направлений современной психологии, чрезвычайно велико его воздействие на философию, культуру, искусство, общественное сознание нашего времени.

Фрейдизм и неофрейдизм объединяет вера в существование и особую роль бессознательного в психике и поведении человека, убежденность в наличии у человека многих устойчивых отрицательных явлений, называемых «комплексами».

Неофрейдизм отрицает непосредственную зависимость психического развития человека от органических факторов. Утверждается, что с первых лет жизни у ребенка возникает выраженное, глубоко переживаемое им самим чувство собственной неполноценности, которое он стремится преодолеть. Кроме комплекса неполноценности ребенку с первых лет жизни приписывается стремление к творческому самосовершенствованию. Человек рассматривается как существо, изначально стремящееся к определенной жизненной цели, действующее в основном разумно, целесообразно и обдуманно. Цель жизни устанавливается самим человеком. От ее характера зависит многое в поведении человека: под влиянием заданной цели у него формируются образы, память, складываются специфическое восприятие действительности, те или иные черты характера, склонности и способности, моральный облик, эмоции и чувства.

Говорить о психологии как единой науке на  современном этапе достаточно трудно: каждое направление предлагает свое понимание изучения психологии, но последнее время наблюдается сближение направлений, что означает возможность диалога.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector