Миф о сизифе. камю. краткое описание

Краткое содержание

В своем произведении автор о. Абсурд неизменно связан со смыслом жизни, и основной проблемой философии является самоубийство. Самоубийцы перестают понимать собственную жизнь, и решают от нее избавиться.

«Причин для самоубийства много», и самые явные среди них не всегда являются самыми действенными. Горечь жизни и нестерпимая скука могут скапливаться в человеке годами, чтобы самый неожиданный момент вылиться наружу желанием покончить с этим существованием.

Автор утверждает, что предметом изучения эссе является «связь между абсурдом и самоубийством, выяснение того, в какой мере самоубийство есть исход абсурда». Он объясняет, что суицид не способен решить жизненные проблемы, и приходит к выводу, что «абсурд – это ясный разум, осознающий свои пределы».

Отличительными качествами абсурдного человека является осознанность, вера в свои силы и отрицание светлых надежд на будущее. Одним из ярких представителей абсурдных людей, по мнению автора, является герой древнегреческих мифов по имени Сизиф. По воле богов он был приговорен к вечному каторжному труду. Сизиф таскал огромные камни на вершину горы, откуда они неизменно скатывались вниз. Боги были уверены, «что нет кары ужасней, чем бесполезный и безнадежный труд». Причиной же столь страшного наказания послужило «презрение к богам, ненависть к смерти и желание жить» Сизифа.

Жизнь современного общества во многом напоминает горькую участь Сизифа. Но понимание абсурда позволит пересмотреть свои взгляды на жизнь и обрести свободу. Сизиф счастлив в своей ежедневной работе – «одной борьбы за вершину достаточно, чтобы заполнить сердце человека».

Краткое содержание эссе

Древние боги нашли уникальное ужасное наказание для Сизифа: толкать огромный и тяжелый камень на вершину горы только для того, чтобы он упал обратно. Наказание считалось суровым: вечный бесполезный труд.

Древний поэт Гомер представил Сизифа как особо разумного смертного, хотя традиционно его изображали как обычного вора, поджидающего прохожих. Для Камю два видения человека были несовместимы. Что касается того, за что Сизиф на самом деле наказан, то здесь также существуют разные версии: от повстанческого пренебрежения предполагаемым превосходством богов до заключения Смерти в тюрьму. Преобладающая презумпция вины сводится к отсутствию должного поклонения богам (с их точки зрения) в мифе.

Сизифа для автора делает абсурдным героем неуважение к тем, кто его наказывается. Его жизнь была вечным презрением к власти, неверием в концепцию смертности и полной и безграничной страстью к жизни. По мнению автора, бытие Сизифа было настоящей бесполезной вещью.

Попытки толкнуть камень на вершину холма снова и снова описываются поэтическим языком, который служит для того, чтобы превратить то, что должно было быть бесполезным, в акт экзистенциальной трансценденции (под трансцендентностью подразумевается представление, согласно которому божественное лежит за пределами человечества и мира, при этом оно рассматривается как отличное от обоих и не полностью тождественное ни тому, ни другому).

Точка, в которой трансценденция происходит, — постоянно повторяющийся короткий момента времени, проходящий, когда Сизиф достигает своей цели и до того, как камень начинает катиться назад. Что часто упускается из виду в истории Сизифа, так это то, что для того, чтобы наказание действительно разорвало его душу, он должен успеть вовремя поднять камень на вершину склона.

Главному герою нужно, чтобы боги увидели, что камень стоит на вершине хоть пару секунд. Сизиф, Камю мало заботится о богах. В короткий сияющий момент славы, когда камень долю секунды замирает, он видит нечто совершенно иное.

Труд Сизифа сравнивается с повседневной работой основной массы населения в современном мире. Каждый день миллиарды людей направляются на работу, которая представляет собой не менее абсурдную надежду на достижение успеха, чем толкание камня на вершину холма. И точно так же, как Сизиф обречен никогда не прогрессировать, миллиарды рабочих, должны встать на следующий день и сделать то же самое. День за днем, день за днем.

Камю растягивает точку зрения, сужая сравнение Сизифа из массы современных людей с Эдипом, еще одной трагической фигурой из древнего мифа. Связь может быть только через беспокойный опыт, который приносит мудрость. Только с мудростью, полученной из опыта, можно стать героем перед лицом абсурда.

Абсурд это также место счастья. Счастье, которое открывается в царстве абсурда, — это эмоциональный ключ, открывающий врата в судьбу.

В тот краткий момент между камнем на вершине и падением Сизиф начинает находить радость в своем труде. Эта радость приводит к восстановлению контроля над своей судьбой. Когда Сизиф поворачивается, чтобы спуститься по скале туда, где сейчас находится камень, Камю представляет его в созерцании всех различных событий его жизни, которые вместе составили судьбу и поставили героя туда, где он сейчас.

Его судьба не была создана богами, его решения были его собственными, судьбу свою он делал сам. Наконец, Сизиф продемонстрировал непослушание вора, который показывает пальцем на богов, и боги ничего не могут с этим поделать.

И поэтому когда главный герой достигает своего места у подножия горы, Камю не видит в нем человека, переполненного страхом повторения неизбежно бесполезного труда. Он видит человека, который счастлив, потому что его наказание привело к борьбе, ставшей причиной удовлетворенности.

Абсурдный человек

Что представляет собой человек, принимающий абсурд? Абсурдного человека характеризуют следующие признаки:

  • Отрицание абсолютных и моральных ценностей. Это «не означает, что ничто не запрещено. Абсурд показывает лишь равноценность последствий всех действий. Он не рекомендует совершать преступления (это было бы ребячеством), но выявляет бесполезность угрызений совести».
  • Мужество жить в абсурдном мире, отрицая самоубийство. Абсурдный человек «вступает в этот мир вместе со своим бунтом, своей ясностью видения. Он разучился надеяться. Ад настоящего сделался, наконец, его царством».
  • Вера в свои силы, при которой «он отдаёт предпочтение своему мужеству и своей способности суждения. Первое учит его вести не подлежащую обжалованию жизнь, довольствоваться тем, что есть; вторая даёт ему представление о его пределах. Уверившись в конечности своей свободы, отсутствии будущности у его бунта и в бренности сознания, он готов продолжить свои деяния в том времени, которое ему отпущено жизнью».
  • Отсутствие религиозной веры и надежды на будущее, при которой «абсурдный человек готов признать, что есть лишь одна мораль, которая не отделяет от бога: это навязанная ему свыше мораль. Но абсурдный человек живёт как раз без этого бога».

Автор приводит примеры различных типов абсурдного человека — это Дон Жуан, Актёр, Завоеватель и Творец.

Продолжение после рекламы:

Дон Жуан дарит любовь всем женщинам, отдавая предпочтение не качеству, а количеству.

Не надеясь ни на что, соблазнитель не теряет себя в потоке меняющихся женщин

Он живёт «здесь и сейчас»: разве важно, что будет после смерти, если впереди столько наслаждений?. Актёр живёт своими ролями, «словно бы заново сочиняет своих героев»

Актёр живёт своими ролями, «словно бы заново сочиняет своих героев».

Герои различных эпох живут в нём. Но смерть настигает актёра и «ничем не возместишь те лица и века, которые он не успел воплотить на сцене». Актёр, подобно путешественнику, идёт по дороге времени. Спектакль, разыгрываемый на сцене, является яркой иллюстрацией абсурдности жизни.

Завоеватель — это, как правило, авантюрист. Являясь хозяином собственной судьбы, он достигает всего в свой жизненный срок. Какой смысл надеяться на «память в сердцах потомков», если жизнь закончится? Цель Завоевателя — снискать успехов в настоящем, так как они «преходящи, в них могущество и пределы ума, то есть его эффективность».

Все персонажи объединены признаками абсурдного мышления: осознанность, вера в свои силы и отрицание надежд на будущее.

Брифли существует благодаря рекламе:

Лечение клаустрофобии

При лечении клаустрофобии все зависит от степени тяжести заболевания. Для кого-то достаточно просто побеседовать со специалистом, который найдет причину невроза и поможет ее исправить. Другим не обойтись без применения медикаментов. Кто-то прибегает к народной медицине и другим способам. Но обо всем по порядку.

Релаксация. К релаксационным методам следует отнести различного рода дыхательные упражнения или медитацию, которая поможет справиться с приступом паники и страха самостоятельно. Однако применение таких методов может помочь лишь на начальной стадии расстройства.

Психотерапия. Высококвалифицированный психолог – весьма затратное, но эффективное решение проблемы. Специалист в своем деле поможет решить проблему в кратчайшие сроки, применяя действенные психологические методы (стратегическая психотерапия, когнитивно-поведенческая психотерапия, EMDR-терапия или ДПДГ).

Медикаменты. Избавление от клаустрофобии при помощи лекарственных средств должно применяться только после того, как все остальные методы лечения оказались неэффективными – этого мнения придерживается большинство специалистов. Таблетки никаким образом не влияют на саму проблему, они только помогают притуплять симптомы и поэтому, когда человек прекращает пить препараты, симптомы возвращаются. Поэтому медикаментозную терапию следует применять в комплексе.

Народные методы. Многие применяют гомеопатические средства при лечении клаустрофобии, но подтвержденных данных об их пользе и вреде до сих пор нет.

Помоги себе сам. В большинстве случаев избавиться от проблем с боязнью замкнутого пространства самостоятельно невозможно. Но необходимо самостоятельно научиться справляться со страхом самостоятельно во время приступа. Во время приступа паники необходимо постараться дышать как можно глубже, постараться расслабиться и мыслить четко и трезво. Также крайне необходимо убеждать себя в том, что страх необоснован и причин для паники нет. Можно попытаться отвлечься от неприятных ощущений, подумать о чем-то приятном, занять чем-нибудь руки. Главное – не думать о страхе и он исчезнет.

Альбер Камю. Миф о Сизифе

Паскалю Пиа

Рассуждение об абсурде

Страницы, следующие ниже, посвящены распыленному в воздухе нашего века абсурдному жизнечувствию, а не собственно философии абсурда, каковой наше время, по сути дела, не знает. Простейшей честностью будет поэтому оговорить с самого начала, сколь многим эти страницы обязаны ряду современных мыслителей. Скрывать это настолько не входило в мои намерения, что их высказывания будут приводиться и комментироваться на протяжении всей работы.

Полезно вместе с тем отметить, что абсурд, до сих пор служивший итогом умозаключений, в настоящем эссе принимается за отправную точку. В этом смысле можно сказать, что в моих соображениях немало предварительного: невозможно судить заранее о позиции, которая бы с неизбежностью из них вытекала. Здесь найдут лишь описание болезни духа в чистом виде. Пока что оно без примеси какой бы то ни было метафизики, каких бы то ни было верований. В этом пределы и единственная заведомая установка книги.

Абсурд и самоубийство

Есть лишь один поистине серьезный философский вопрос — вопрос о самоубийстве. Решить, стоит ли жизнь труда быть прожитой или она того не стоит, — это значит ответить на основополагающий вопрос философии. Все прочие вопросы — имеет ли мир три измерения, существует ли девять или двенадцать категорий духа — следуют потом. Они всего лишь игра; сперва необходимо ответить на исходный вопрос

И если верно, что философ, дабы внушить уважение к себе, должен, как хотел того Ницше, служить примером для других, нельзя не уловить важность этого ответа — ведь он предшествует бесповоротному поступку. Для сердца все это непосредственно ощутимые очевидности, однако в них надо вникнуть глубже, чтобы сделать ясными для ума

Спросив себя, а как можно судить, какой вопрос более настоятелен, чем другие, я отвечу: тот, который обязывает к действию. Мне неведомы случаи, когда бы шли на смерть ради онтологического доказательства. Галилей, обладавший весьма значительной научной истиной, легче легкого отрекся от нее, как только над его жизнью нависла угроза.

В известном смысле он поступил правильно. Истина его не стоила того, чтобы сгореть за нее на костре. Вращается ли Земля вокруг Солнца или Солнце вокруг Земли — все это глубоко безразлично. Сказать по правде, вопрос этот просто-напросто никчемный. Зато я вижу, как много людей умирает, придя к убеждению, что жизнь не стоит труда быть прожитой. Я вижу других людей, которые парадоксальным образом умирают за идеи или иллюзии, придававшие смысл их жизни (то, что называют смыслом жизни, есть одновременно великолепный смысл смерти). Следовательно, я прихожу к заключению, что смысл жизни и есть неотложнейший из вопросов. Как на него ответить? Когда дело касается вещей сущностных — под ними я разумею те, что чреваты угрозой смерти, как и те, что удесятеряют страстную жажду жить, — у нашей мысли есть только два способа подступиться к ним: способ Ла Палиса и способ Дон Кихота. Лишь сочетание самоочевидных истин с уравновешивающим их сердечным горением может открыть нам доступ одновременно и к душевному волнению и к ясности. Раз предмет рассмотрения так скромен и вместе с тем исполнен патетики, понятно, что ученая классическая диалектика должна уступить место менее притязательной установке ума, который бы пускал в ход совместно здравомыслие и приязнь.

Миф о Сизифе

О хитром и коварном сыне бога ветров Эола, который возвел древний город Коринф, повествует миф о Сизифе.

Благодаря своему изворотливому уму, царь Сизиф сколотил целое состояние и запрятал его в своем городе. О его сокровищах ходило много славы по разным землям эллинов.

В один из дней по душу вероломного пришел Танат, который собирался унести его в царство теней. Но тот ранее ощутил приближение бога смерти, поэтому придумал ловушку, благодаря которой Танат был заточен в оковы.

Отсутствие Таната переломило то равновесие, что было установлено Зевсом. По всему миру перестали происходить смерти, а вместе с ними отсутствовали пышные похороны с обязательными жертвоприношениями на алтарях. Громовержец пришел в бешенство и направил к нему бога войны. Арес освободил Танатоса и тот унес душу хитреца.

Однако, нешуточный ум непокорного Сизифа снова придумал, как ему спастись. Приказал своей жене, чтобы та не хоронила его тело и не приносила жертв. Послушалась жена его и не сыграла похорон. Дожидался повелитель мира мертвых погребения и пышных жертв в честь умершего, но их так и не было.

Тогда хитрец направился к Аиду, чтобы попросить его:

– О, великий и могучий Аид, правитель всех умерших и равный по силе Зевсу, прошу отпустить меня на родные земли, чтобы я попросил жену схоронить моё тело и принести тебе самые пышные жертвы. Когда она все это сделает, то я обещаю вернуться в твое царство.

Но наглец не собирался возвращаться, обманул повелителя мира мертвых: оказался снова в родном доме и устроил пышный пир. Улыбка не сходила с лица его, ведь он был первым из смертных, кто вернулся из мира умерших.

Когда прознал обо всем Аид, то разгневался и послал снова Таната. Тот застал его за пиром и тут же отобрал его душу, теперь навсегда заковав его в царство теней.

За свой обман и коварство несет Сизиф тяжелое наказание – вскатывать на высокую гору огромный неподъемный камень. Все силы прикладывает он, чтобы толкать его, по телу струится пот, но несет он это бремя. И вот, когда камень оказывается почти у самой вершины, то до его конца мучений остается совсем немного, но выскальзывает камень из рук и с грохотом катится вниз. Теперь предстоит ему начинать свою работу с самого начала.

Вот такой бесконечный сизифов труд в мифах Греции: суждено ему вечно поднимать тяжелый камень на вершину скалы. Выражение это дошло до наших дней, обозначая бесконечную мучительную работу, которая не приносит результата.

Почему клаустрофобия появляется?

Причин возникновения клаустрофобии может быть много, но эксперты в большинстве своем сходятся во мнение, что большинство проблемы родом из детства.

Человек не может родиться клаустрофобом, однако, у него может быть склонность к данному расстройству и в этом случае очень много, если не все, зависит от воспитания. Если один из родителей страдает клаустрофобией, то ребенок, перенимая его манеру поведения и восприятия окружающего мира, может тоже начать с опаской относиться к замкнутым пространствам и тесным помещениям.

Кроме этого, врожденная склонность к фобии может получить свое дальнейшее развитие, если, например, родители в качестве наказания ставили ребенка в угол или запирали одного в комнате. В этом случае, вырастая, человек начинает бояться тесных помещений или какого-либо вмешательства в его личную свободу.

Причиной клаустрофобии во взрослом возрасте также могут служить издевательства и шутки со школьных времен, когда, ребенка запирали в школьном туалете или же темном чулане. В общем, любой стресс, связанный со страхом и необходимостью в свободе в раннем возрасте, может стать причиной развития фобии во взрослой жизни.

Во взрослом возрасте клаустрофобия может стать результатом пережитой в замкнутом помещении панической атаки. Кроме этого, особо впечатлительные особы совсем необязательно должны ощутить атаку на собственной шкуре. Фильмы ужасов, книги, истории в новостях, действующие лица которых оказались в замкнутом пространстве на длительное время, могут взбудоражить воображения слишком эмоционального человека до такой степени, что оказавшись в ситуации, даже отдаленно напоминающей увиденное, у человека могут возникнуть симптомы клаустрофобии.

Помимо вышеописанных причин, существует также интересная теория о том, что у людей, которые имеют склонность к паническим расстройствам, правая миндалина обычно больше, чем левая. А как известно, именно миндалевидное тело в человеческом мозгу отвечает за формирование страха.

Сизифов труд — примеры потребления

Говорить бывало, когда мы останемся одни, ужасно трудно. Какая-то это была сизифова работа. Только выдумаешь, что сказать, скажешь, опять надо молчать, придумывать.Л.Н. Толстой. «Крейцерова соната»

Занят я теперь громадной, но увы, кажется, сизифовой работой, составлением каталога о товарах, привозимых в таможню.Ал.П. Чехов. Письма Антону Павловичу Чехову

Год за годом, сизифовыми трудами строй, возводи, недосыпай, а этот пришел, и ему все равно, что он дунет, плюнет и все разлетится вдребезги!Б.Л. Пастернак. «Доктор Живаго»

Зачем делать бессмысленную работу? Какой-то сизифов труд…Ю. Трифонов. «Исчезновение»

Примечания

  1. Норин А. В. // Материалы международной конференции, посвященной 90-летию Л. Н. Гумилёва “Учение Л. Н. Гумилёва и современность”. — СПб. — Т. 2.
  2. Великовский С. И. // Буржуазная философская антропология XX века. — М.: Наука, 1986. — С. 72—83.
  3. Руткевич А. М. // Камю А. Бунтующий человек.Философия. Политика. Искусство. — Политиздат, 1990. — С. 5-22. — 415 с. — (Мыслители 20 века).
  4. А. М. Руткевич. Примечания к «Мифу о Сизифе» // Камю «Бунтующий человек». — М.: Политиздат, 1990. — С. 379-384. — ISBN 5-250-01279-5.
Это заготовка статьи о литературе. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

Абсурдное творчество

Абсурдный человек должен быть творческой личностью. Только творчество, выражая подлинную свободу, может преодолеть абсурд. Творец ясно понимает, что он смертен и его творения неизбежно обречены на забвение. Художник, например, просто изображает то, что видит и переживает

Он не стремится объяснить мир, зная, «что у творчества нет будущего, что твоё произведение рано или поздно будет разрушено, и считать в глубине души, что все это не менее важно, чем строительство на века, — такова нелёгкая мудрость абсурдного мышления». Творчество является редкой возможностью примирить своё сознание с абсурдностью окружающей реальности

Творец придаёт форму своей судьбе.

Проблематикой абсурда пронизано всё творчество Достоевского. В его романах ярко обрисовано мироощущение абсурдного человека. Писателю удалось показать «всю пытку абсурдного мира», но найти выход из абсурдного тупика русский гений не смог. Взывая к Богу, Достоевский лишь ставит проблему абсурда, но не решает её. Он пытается дать ответ, но «абсурдное произведение, напротив, не даёт ответа». Абсурдное творчество — это «бунт, свобода и многообразие».

Реклама:

Популярные сегодня пересказы

Скрипка Ротшильда — краткое содержание рассказа Чехова Дела семидесятилетнего гробовщика Якова Иванова шли неважно, потому что жил он в маленьком провинциальном городке, заселенным стариками, не торопившимися умирать. Жил бедно, в небольшом тесном домишке
Дневник Фокса Микки — краткое содержание рассказа Саши Чёрного В рассказе автор даёт возможность взглянуть на жизнь глазами маленькой собачки и прочувствовать все её переживания и думы.
Три мушкетёра — краткое содержание романа Дюма Восемнадцатилетний юноша едет в Париж, чтобы поступить на службу с рекомендательным письмом к капитану королевских мушкетеров

По дороге начинаются его приключения. В Мэне он вступает в дуэль с графом Рошфором
Старый повар — краткое содержание рассказа Паустовского Как-то зимним вечером на окраине Вены лежал почти при смерти старик, бывший повар графини. Он жил в маленьком домике-сторожке со своей дочкой Марией, которой было 18 лет. Он был слеп из-за жара от печей, за которыми работал.

Под другим ракурсом

Естественно, такой яркий, хотя и спорный образ древнегреческого фольклора не мог не привлечь к себе внимание писателей и художников. В 70-е годы в Театре сатиры шла пьеса о Сизифе, роль которого с блеском исполнял талантливый Б

М. Тенин, Ареса же играл молодой А. Д. Папанов. В этой пьесе Сизиф представал смелым человеком, не боявшимся богов, над которыми он постоянно издевался и подтрунивал. Но самым культовым является образ этого героя в произведении знаменитого автора «Чумы».

Сизиф Камю – бунтарь, бросивший вызов богам, любящий жизнь, полную страстей, и отказавшийся от богов, осознанно приняв наказание. Он относится к своему камню как к достоянию, заменившему ему весь мир. Он поднимается над абсурдом того, на что он обречен.

Абсурдное рассуждение

Книга начинается с примечания о том, «что абсурд, который до сих пор принимали за вывод, берётся здесь в качестве исходного пункта». Основным вопросом любой философии является вопрос о смысле жизни:

Самоубийца признаётся, «что жизнь кончена, что она сделалась непонятной». Но что лежит в основе его выбора? Решение добровольно уйти из жизни созревает «в безмолвии сердца». При этом внешние события являются лишь толчком, когда «этой малости… достаточно, чтобы горечь и скука, скопившиеся в сердце самоубийцы, вырвались наружу».

Продолжение после рекламы:

Для понимания того, что может выбрать человек в этой ситуации, необходимо выявить факторы, толкающие человека на этот поступок. Безразличие мира, сознание своей смертности, бессмысленность жизни — всё это лишь способы проявления чувства абсурда, среди которых, безусловно, главным является скука:

Сталкиваясь с окружающим миром, разум бессилен найти истину в себе и мире. Это «столкновение между иррациональностью и исступлённым желанием ясности, зов которого отдаётся в самых глубинах человеческой души» — причина абсурда. Человек хочет быть счастливым и найти смысл жизни, но мир не даёт ответа на эти вопросы. Человек обладает разумом, мир непостижим, а абсурд является связующим звеном между ними. Отрицая элемент абсурдности в жизни, человек не решает проблему смысла, а лишает себя разумного выбора. Все мыслители перепрыгивали «абсурдные стены», предлагая уход в религию и надежду на будущее. Автор называет это «философским самоубийством», так как данный подход не решает проблему.

Вера в Бога не даёт «вечной свободы», но человек может быть свободен в своём выборе и поступках. Принимая абсурд, человек не верит и не надеется на будущее. Он становится свободным в своём желании быть, решая не прожить жизнь лучше, а пережить в ней как можно больше. Смысл жизни — сознательное поддержание «жизни абсурда», а не бег от неё в самоубийство. Такой бунт придаёт жизни новый смысл и красоту, так как «нет зрелища прекраснее, чем борьба интеллекта с превосходящей его реальностью».

Брифли существует благодаря рекламе:

Сизиф в эссе Альбера Камю


Если вы когда-нибудь интересовались абсурдизмом, то знаете, что это философское представление о существовании человека заключается в том, что его бытие не имеет смысла. И именно у Камю Сизиф становится человеком, поднявшимся над бессмысленностью жизни и обретшим в ней своё собственное предназначение, а также гордость. Речь идёт о философском эссе Адьбера Камю 1942 года «Миф о Сизифе». Кстати, «Миф о Сизифе» — это программное произведение в философии абсурдизма.

В своей работе Камю делает попытки ответить на вопрос: «Стоит ли жизнь труда того, чтобы её проживать?» — единственный вопрос, согласно мнению Камю, который имеет значение в философии.

Учитывая то, что боги, наказавшие Сизифа, считали, что тяжёлый и бесполезный труд – это самое ужасное, что только может быть, Камю рассматривает Сизифа как абсурдного героя, живущего полноценной жизнью, ненавидящего смерть и обречённого на бессмысленную работу.

Наибольший интерес герой мифов вызывает у писателя, когда первый вновь и вновь спускается с горы к её подножию, чтобы найти скатившийся камень. Данный момент является наиболее трагическим, т.к. именно в этот миг Сизиф приходит к полному осознанию своего безнадёжного положения. Сизиф потерял надежду, но также у него нет и судьбы, которую он не мог бы преодолеть, испытывая к ней презрение.

У Сизифа есть его камень, представляющий собой целое достояние, и даже малейший кусочек которого является для него целым миром. В конце концов, Альбер Камю приходит к заключению, что в действительности «всё хорошо», и единственное, что Сизифу нужно сделать, это представить себя счастливым человеком.

Необычно и интересно то, что Камю предлагает смотреть на бесконечную и бессмысленную работу Сизифа, как на своеобразную метафору жизни современного человека, которая впустую тратится им на офисы, конторы, цехи заводов и другие подобные этим места. Камю говорил: «Сегодняшний рабочий каждый день своей жизни трудится над одной и той же задачей, и эта судьба не менее абсурдна. Но это трагично только в редкие моменты, когда это осознаётся».

Автор данной статьи не претендует на звание писателя, творящего шедевральные произведения, или философа, который может высказать суть проблемы в нескольких фразах, поэтому не судите его строго за то, что будет сказано ниже.

А сказать хочется о том, что сравнение Сизифова труда Альбером Камю с жизнью человека нового мира, несмотря на то, что сделано оно было более полувека назад, даже сегодня является очень актуальным. Миллионы людей проводят свои жизни в бетонных коробушках, пытаясь свести концы с концами, выполняя работу, нужную кому угодно, только не им, зарабатывая деньги на ежедневные и зачастую сиюминутные нужды. Это ли не Сизифов труд? И это ли не абсурдизм во всей его красе? Неужели в этом есть смысл? Многие из нас вкатывают свой «камень» на свою «гору» каждый в своём «Тартаре», и тратят на это целую жизнь. Это действительно так, ведь такая жизнь представляется тяжкой ношей, постоянно требующей внимания и действий.

Но вот с чем не согласен автор, так это с тем, что жизнь лишена смысла. Жизнь дана каждому из нас не просто так – у всего в этом мире есть предназначение, от маленькой букашки до самых высоких и неприступных гор, от ничего не значащего клерка до большого начальника – каждый является частью целого. Пусть это и покажется слишком идеалистическим, но в жизни любой человек может найти своё предназначение, дабы не быть человеком абсурда.

Если нравится жить, то нужно стремиться к тому, чтобы наполнить жизнь яркими красками и эмоциями, или хотя бы предпринимать попытки к этому. Если жизнь кажется «пустой тратой времени», то посвятить её можно подготовке к «жизни после». Единственное и главное – суметь найти себя, понять, что нравится, к чему лежит душа. А если даже это не помогает, то можно непрестанно наблюдать за своим «камнем», который ты пытаешься взгромоздить на вершину. Возможно, по прошествии времени, и для вас в одном миллиметре этого камня будет заключена целая вселенная.

Но всё же, не стоит делать свою жизнь абсурдной. Не превращайте её в Сизифов труд. Живите!

Советуем также прочитать:

  • Майевтика и некоторые другие идеи Сократа
  • Комплекс Электры
  • Сунь Цзы «Искусство войны. Законы войны почтенного учителя Суня» — краткое содержание
  • История логотипа Apple: пример создания успешного лого
  • Сила воли. Отзыв на книгу К. Макгонигал
  • Эрик Берн «Люди, которые играют в игры» — краткое изложение
  • Диагностика морального сознания. Методика морального интервью
  • Мономиф Джозефа Кэмпбелла
  • Абсурдизм и его идеи
  • Книги древних греков, которые нужно прочесть

Ключевые слова:1Самопознание

Сизиф


Для начала дадим краткую справку:

Сизиф, а если выражаться правильнее, Сисиф – это один из персонажей мифологии Древней Греции. Он был сыном Энареты и Эола, супругом дочери Атланта – плеяды Меропы, от которой у него были сыновья: Альм, Ферсандр, Орнитион и Главк.

Сизиф был строителем и царём древнегреческого полиса (города) Коринфа (сегодня он называется Эфирой), которого после смерти боги приговорили к «каторжным работам» — закатыванию на гору, расположенную в находящейся под царством Аида глубочайшей бездне под названием Тартар, тяжёлого камня, который как только достигает вершины, постоянно скатывается вниз. Отсюда, собственно, и пошло рассмотренное нами выше выражение.

По словам легендарного древнегреческого поэта-сказителя Гомера, Сизиф был хитрым, корыстолюбивым и порочным человеком, который впервые среди греков (эллинов) воспользовался обманом и хитростью.

Мифов, связанных с Сизифом, существует несколько вариантов, каждый из которых довольно интересен.

Происхождение выражения: за что боги наказали Сизифа?

Царь Коринфа Сизиф (Σίσυφος) при жизни был известен корыстолюбием и хитростью. В загробном мире его приговорили к бесконечному и бессмысленному труду — вкатывать на гору огромный камень. Едва достигнув вершины, камень срывался вниз, и Сизиф начинал каторжную работу заново.

Этот миф излагается в «Одиссее» Гомера:

Выражение «сизифов труд» в переносном смысле первым употребил древнеримский поэт Проперций в I веке до н.э.

Древние авторы по-разному описывают, за что именно боги наказали Сизифа. По одной из версий, за то, что выдал похищение Зевсом Эгины, по другой — за изнасилование Тиро, возлюбленной Посейдона, которая в дальнейшем совершила детоубийство.

Еще одна популярная версия гласит, что Сизиф был наказан за попытку избежать смерти. Однажды царь пленил и заковал в цепи бога смерти Танатоса. Люди перестали умирать, и тогда обеспокоенные олимпийцы послали бога войны Ареса, чтобы освободить Танатоса. Душа Сизифа отправилась в мир мертвых.

Но Сизиф смог обмануть богов. Он запретил жене совершать похоронные обряды, велев бросить непоребенное тело на площади. Тогда хтонические божества Аид и Персефона, не дождавшись положенных жертв, разрешили Сизифу ненадолго вернуться в мир живых, чтобы наказать жену за непочтительность и организовать собственное погребение. Хитрец Сизиф возвратился во дворец и остался на земле.

Лишь через несколько лет коринфского царя вернули в загробное царство. За попытку обмануть богов он и был наказан вечной пыткой — бесплодной работой.

Персефона наблюдает за трудом Сизифа. Древнегреческая амфора, около 530 г. до н.э. Фото: Wikimedia / Bibi Saint-Pol

Абсурдное рассуждение

Книга начинается с примечания о том, «что абсурд, который до сих пор принимали за вывод, берётся здесь в качестве исходного пункта». Основным вопросом любой философии является вопрос о смысле жизни:

Самоубийца признаётся, «что жизнь кончена, что она сделалась непонятной». Но что лежит в основе его выбора? Решение добровольно уйти из жизни созревает «в безмолвии сердца». При этом внешние события являются лишь толчком, когда «этой малости… достаточно, чтобы горечь и скука, скопившиеся в сердце самоубийцы, вырвались наружу».

Продолжение после рекламы:

Для понимания того, что может выбрать человек в этой ситуации, необходимо выявить факторы, толкающие человека на этот поступок. Безразличие мира, сознание своей смертности, бессмысленность жизни — всё это лишь способы проявления чувства абсурда, среди которых, безусловно, главным является скука:

Сталкиваясь с окружающим миром, разум бессилен найти истину в себе и мире. Это «столкновение между иррациональностью и исступлённым желанием ясности, зов которого отдаётся в самых глубинах человеческой души» — причина абсурда. Человек хочет быть счастливым и найти смысл жизни, но мир не даёт ответа на эти вопросы. Человек обладает разумом, мир непостижим, а абсурд является связующим звеном между ними. Отрицая элемент абсурдности в жизни, человек не решает проблему смысла, а лишает себя разумного выбора. Все мыслители перепрыгивали «абсурдные стены», предлагая уход в религию и надежду на будущее. Автор называет это «философским самоубийством», так как данный подход не решает проблему.

Вера в Бога не даёт «вечной свободы», но человек может быть свободен в своём выборе и поступках. Принимая абсурд, человек не верит и не надеется на будущее. Он становится свободным в своём желании быть, решая не прожить жизнь лучше, а пережить в ней как можно больше. Смысл жизни — сознательное поддержание «жизни абсурда», а не бег от неё в самоубийство. Такой бунт придаёт жизни новый смысл и красоту, так как «нет зрелища прекраснее, чем борьба интеллекта с превосходящей его реальностью».

Брифли существует благодаря рекламе:

Искусство абсурда — Творение без завтрашнего дня

Альбер Камю третью часть своего эссе посвящает художнику, который в полной мере осознает абсурд. Такой художник не будет даже пытаться объяснить или воплотить вечные идеи; или же оставить наследие, которое выдержит испытание временем. Такое поведение будет отрицает неблагоразумность мира.

Камю выступает за художника абсурда, который живет и творит в это мгновение. Он не привязан к какой-то одной идее, но при этом «Дон Жуан всех идей». Он откажется от любого произведения искусства, чтобы переключиться на новую задумку «одной ночи». Со стороны может показаться, что мучительные усилия ради временного искусства бессмысленны — но в этом вся суть! Художественное выражение начинается там, где заканчивается разум.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector