Современные методики преподавания: как найти контакт с учеником?
Содержание:
- Проблема подготовки учителей
- Инновационные интерактивные формы обучения
- Смешанное обучение
- Классификация методов обучения
- Подробное рассмотрение словесных методов обучения
- Словесные методы обучения
- Цель и задачи методики
- Структура метода обучения
- Несколько советов по использованию теоретических методов
- Метод Франка
- См. также
- Деловая игра
Проблема подготовки учителей
Обе эти системы с успехом используются в государственных и частных школах. Но очень часто от метода остается одно название. Не верьте, если на собеседовании вам скажут что-нибудь вроде «прошлым летом наши учителя побывали на методической конференции, и теперь мы все как один — крупные специалисты в… (название рекомендуемой методики)». Так быстро умение не приобретают!
Чаще всего методики представлены не в чистом виде, а лишь отдельными компонентами. Увы, нередки и искажения. Так занковский принцип «высокой меры трудности» на деле часто оборачивается банальной перегрузкой.
Поддержкой системы Эльконина-Давыдова занимается Открытый Институт Развивающего Образования, кафедра занковцев функционирует при Московском Институте Открытого Образования.
«Проблема состоит в том, что большинству педагогов приходится начинать даже не с нуля, а с преодоления мощного иного опыта. Администрация школы, а лучше сами родители, должны мотивировать учителя на изменения, затем начать замещать традиционный опыт новым. Вторая существенная трудность состоит в том, что учить развивающему обучению традиционными способами — лекциями, семинарами — абсолютно бессмысленно. Нужно живое общение, участие в уроках, стажировки, тренинги». В.А.Львовский, зам. директора по научной работе средней школы № 91 г.Москвы.
Инновационные интерактивные формы обучения
Инновации в современной педагогике являются основным ресурсам модернизации образования. Отличие инновационной программы от учебной состоит в том, что ее формируют и реализовывают сами педагоги.
Сегодня система образования предлагает множество инновационных подходов интерактивного обучения, среди которых можно отметить следующие:
- Виртуальная экскурсия — это возможность ознакомиться на занятии с объектами, которые расположены за пределами кабинета или даже страны, не покидая аудитории. Это эффективный презентационный инструмент, позволяющий наглядно продемонстрировать любое место, о котором рассказывает преподаватель.
- Видеоконференция позволяет проводить семинары и конференции, независимо от того, где находятся участники. Такой формат предполагает интерактивное взаимодействие преподавателя со студентами, позволяет выступать с докладами учащимся из разных стран, способствуя обмену опытом.
- Метод Портфолио имеет долгосрочный формат, так как результат обычно формируется к концу обучения. Учащиеся самостоятельно фиксируют свои успехи, создавая своеобразную учебную копилку. С развитием ИКТ эта копилка может быть перенесена на сайт учебного заведения или в социальные сети.
- Вебинар — это «виртуальная» лекция, на которой могут присутствовать слушатели со всего мира. Все участники могут активно общаться и задавать вопросы лектору.
- Видео-лекция — сокращенный вариант лекции, снятый и смонтированный для дальнейшего пользования. Обычно ее дополняют таблицами, фотографиями и другими иллюстрациями.
Смешанное обучение
Смешанное обучение — сочетание очного с дистанционным. К примеру, в MW-Light продавцы сперва изучают онлайн всю теорию: по продажам и продуктам компании. После, уже на очной встрече, тренер не тратит время на методологию и фокусируется на практике.
На Новолипецком металлургическом комбинате наоборот: металлурги проходят очное занятие с инструктором, а после изучают электронный курс и сдают тест. При этом все дистанционные материалы остаются в свободном доступе. Сотрудники могут изучить их в любое время: по дороге домой или на обеденном перерыве.
Преимущества | Недостатки |
---|---|
Сотрудники меньше отвлекаются от работы, ведь часть материала они могут изучить дома. Как следствие, растет мотивация к обучению. | Сложная организация. Нужно связать очное обучение с дистанционным так, чтобы одно дополняло другое. Человек. запускающий очное обучение, должен быть опытным методологом и менеджером, чтобы объединить два направления. |
Снижение издержек. Тренеры меньше времени тратят на очное обучение. Не нужно оплачивать дополнительные часы и лишний раз арендовать помещение для лекции. | |
Обратная связь. Сотрудники могут получить ответы на все вопросы не только на очной встрече, но и через чат на учебном портале. | |
Обучение в удобном темпе. Сотрудники могут изучить теоретическую часть в любое удобное время — нужен лишь доступ в интернет. | |
Эффективный посттренинг. Все теоретические материалы находятся в свободном доступе на учебном портале. В любой момент сотрудники могут зайти туда и повторить забытый параграф. |
Все больше российских компаний сейчас склоняются к дистанционному и смешанному обучению. По данным исследования «Высшей школы экономики» и фонда «Общественное мнение», объем корпоративного сегмента онлайн-образования в нашей стране сейчас составляет 3 миллиарда рублей.
Какие задачи бизнес решает с помощью дистанционного обучения? В основном, компании отмечают, что онлайн-формат в разы ускоряет вывод на рынок новых товаров и услуг, упрощает внедрение корпоративных стандартов. Также новички быстрее адаптируются и улучшают KPI-показатели. Таким образом, в целом, дистанционное обучение выводит подготовку кадрового резерва на новый уровень.
Система дистанционного обучения iSpring Online
Организуйте полный цикл дистанционного обучения быстро и без лишних затрат. Загружайте курсы, формируйте группы учащихся и получайте подробную статистику обучения.
14-дневная пробная версия
Классификация методов обучения
Методы обучения — упорядоченные способы подачи знаний, умений и навыков от преподавателя к обучающемуся. Без этого процесса невозможны: реализация целей и задач, познания и усвоения материала. Виды методов обучения:
- Практические — относятся к активным методам, главная цель которых закрепление учащимися теоретических навыков на практике. Формируют высокую мотивацию к дальнейшей деятельности и обучению.
- Наглядные методы – осуществляются посредством интерактивных средств. Подача материала становится более успешной и максимально задействует визуальную сенсорную систему человека.
- Словесные методы обучения- традиционные способы, считавшиеся единственно возможными несколько веков назад. С помощью слова, в течение занятия можно передать большой пласт информации. Задействуется аудиальный канал восприятия.
Активные методы обучения
Активные или практические методы обучения происходят в демократическом ключе и направлены на активацию мышления, пробуждают активность у учащихся, что обеспечивает:
- принудительную и устойчивую вовлеченность в процесс обучения;
- стимулирование учебной деятельности;
- взаимодействие между учениками и преподавателем;
- самостоятельное принятие учащимся решений, что благоприятно сказывается на мотивации и выработке позитивных эмоций при успешно выполненной деятельности;
- прочное усвоение материала в результате совместной рефлексии о результатах деятельности.
К активным методам обучения относятся:
- лабораторные работы;
- практикумы;
- конференции;
- круглые столы;
- семинары;
- дискуссии;
- разыгрывание ролей;
- коллективное обсуждение проблем.
Интерактивные методы обучения
Наглядные методы обучения, или в современном звучании интерактивные, одно из важных направлений для овладения учебным материалом в совершенстве. Как инновация — интерактивный подход возник в начале 90-х годов XX в. и активно используется сейчас. Интерактивные методы направлены на решение следующих задач:
- создание комфортных условий для учащихся;
- обучение коммуникации и взаимодействию, командной работе;
- формирование профессиональной компетенции и мнения;
- преодоление конфликтов и разногласий во время процесса обучения.
Примерами интерактивных методов могут служить:
- Мозговой штурм, как метод обучения был изобретен в конце 30-х гг. А. Осборном. Мозговая атака предполагает стимуляцию творческих решений, которые набрасываются в большом количестве и на первоначальном этапе не анализируются.
- Метод синектики – эвристический метод усовершенствованного мозгового штурма. Развивает творческое воображение через объединение разнородных, неподходящих по смыслу элементов и участники ищут аналогии, или точки соприкосновения несовместимых объектов.
Пассивные методы обучения
Традиционные методы обучения или пассивные считаются классикой в образовании и с успехом применяются в современное время. Положительным аспектам такого вида обучения является возможность устной подачи большого объема материала за определенный промежуток времени. К недостаткам словесных методов относится односторонность процесса (отсутствие эффективной коммуникации преподаватель студент).
Пассивные методы включают в себя следующие формы обучения:
- Лекция (урок) – последовательное изложение лектором определенной темы в словесной форме. Подача материала даже скучной темы может заинтересовать учащегося, если оратор обладает харизмой и интересом к своей специальности.
- Видеокурс — современный метод обучения. Обладает высокой эффективностью, если используется совместно с обсуждением просмотренного материала в аудитории с преподавателем и другими студентами.
- Семинар — проводится после курса лекций по конкретной тематике с целью закрепления пройденного материала. Происходит двухсторонняя коммуникация и обсуждение.
Подробное рассмотрение словесных методов обучения
Слово считается доступным и самым распространенным инструментом обучения. Если учитель умеет пользоваться словом, то самые сложные термины и понятия будут ясны школьникам.
Ведь в начале обучения дети еще не могут хорошо пользоваться книгой, поэтому слово – это единственный способ познания мира. К словесным методам обучения относятся:
- Устное изложение материала, которое предполагает одностороннее, то есть монологическое воздействие на учеников (лекция, рассказ, объяснение, инструктаж).
- Обсуждение изученного материала, требуемое взаимодействия ученика и учителя (семинар, дискуссия, беседа).
- Работа с книгой.
Данные методы необходимы для передачи информации, но во время беседы, рассказа либо лекции можно не только передавать информацию, но и давать ответы на вопросы учеников, а продуманными заранее вопросами возможно вызвать активную мыслительную деятельность школьников.
Также словесные методы можно подразделить на группы:
- Устные методы (используются преподавателем во время лекций, семинаров, консультаций, а также позволяют более понятно разъяснить учебный материал).
- Письменные (письменная речь лишена своевременного получения обратной связи от учеников, но скорость передачи информации у нее намного выше).
- Монологические (зачастую используется учителем на лекциях).
- Диалогические (данная группа опирается на диалогическое взаимодействие учеников и учителя либо дискуссию между учениками).
Особенности отдельных словесных методов:
Рассказ. Рассказом считается изложение вопроса на основе образного действительного материала. Учитель как художник обрисовывает словами живые образы реальности, но рассказ может содержать в себе компоненты обобщений. Продолжительность рассказа не должна превышать 20 минут. Зачастую рассказ применяется в младших классах и его содержание не ограничивается только лишь учебником. Обычно учитель включает в рассказ жизненные примеры, цитаты из различных произведений. Рассказ предполагает повышенную эмоциональность и красочность мимики от преподавателя.
Объяснение. Под объяснением понимается толкование понятий, правил при использовании вычисления, наблюдения. Главную роль при этом выполняют логические суждения и различные доказательства. Оно допускает только лишь точные формулировки ранее полученных выводов, также объяснение тесно взаимосвязано с разъяснением и толкованием терминов, в данном случае огромное значение имеет проверка хода формирования определенных научных понятий у школьников.
Инструктаж. Инструктажем считается разъяснение течения предстоящей деятельности, приёмов выполнения упражнений, предостережение от возможных ошибок. Различия объяснения от инструктажа в том, то инструктаж более практичен, конкретен и краток. Виды инструктажа: вводный, текущий (фронтальный и индивидуальный), заключительный.
Лекция. Данный вид словесного метода обучения является наиболее сложным, в его основе лежат несколько ведущих идей или проблем. Лекция по сравнению с рассказом и объяснением имеет более глубокий охват материала. Положения, выдвигаемые в лекциях, всегда обосновываются практическим материалом, а также научными данными. Лекция бывают: вводные, итоговые, текущие, обзорные. Устное изложение знаний помогает учителю пробуждать мысли и чувства учеников, поэтому данный вид вносит в процесс обучения хороший эмоциональный настрой.
Беседа. Беседа является вопросительно – ответным методом обучения, то есть синтезируется слово ученика и учителя. Беседы бывают следующих видов: вводные, повторные, закрепляющие, учетные и заключительные. Вводная беседа предполагает у учеников наличие определенных знаний, повторная беседа нацелена на воспроизведение уже пройденного учебного материала, закрепляющая – укрепление знаний, учетная – проверка и оценивание знаний, заключительная – подведение итогов и обобщение изученного материала. Эффективность данного вида словесного метода обучения зависит от умения учителя правильно сформулировать вопросы, также определить их логическую поэтапность и правильно преподнести их учащимся.
Работа с книгой
По сравнению с другими видами словесного обучения, данный вид занимает важное место, поскольку источником знаний является проверенное, печатное издание.
Работа с книгой опирается на воображение и мышления учеников.
Словесные методы обучения
Определение 2
Словесные методы – это методы, позволяющие передать большой объем информации в максимально короткие сроки, поставить перед учащимися научную проблему и указать возможные пути ее решения.
Посредством слова педагог может вызвать у учащихся в воображении яркие картины и представление об объектах, явлениях, деятельности.
К словесным методам относятся:
-
Рассказ.
Рассказ – устное изложение учебной информации в повествовательной форме.
Данный метод активно используется педагогами на всех этапах обучения, изменению подвергается лишь характер, объем и продолжительность рассказа. Рассказ должен излагаться понятным и доступным языком, иметь конкретную цель, логику изложения и эмоциональную окраску.
-
Объяснение.
Объяснение – словесное толкование закономерностей и свойств изучаемого объекта, явлений, понятий или действий.
Объяснение, по своей сути – это монолог педагога перед учащимися. Объяснение должно иметь точную и четкую формулировку задач, последовательно раскрывать тему, содержать аргументации, доказательства, сопоставления, аналогии и примеры.
-
Беседа.
Беседа – метод, основанный на диалоге между педагогом и учащимися, по заранее продуманному плану, составленным наводящим вопросам и иметь направленность на овладение учащимися нового учебного материала или повторение уже изученного.
Беседа является одни из наиболее старых методов обучения, предложен был еще Сократом. В настоящее время различают несколько видов обучающих бесед.
Наибольшей популярностью пользуется эвристическая беседа. Суть эвристической беседы заключается в том, что педагог опирается на имеющиеся у учащихся знания, умения, навыки и практический опыт, постепенно подводит их к пониманию и усвоению новой учебной информации, правил и выводов.
Сообщающая беседа используется педагогом в том случае, если необходимо сообщить учащимся новые знания.
Вводная или вступительная беседа – предшествует изучению нового учебного материала. Цель ее состоит в том, чтобы подготовить учащихся к познанию нового.
Закрепляющая беседа – используется педагогом после того как была изучена новая тема и направлена на закрепление полученных знаний.
Успешность проведения беседы во многом зависит от соблюдения педагогом правил ее организации и проведения, четкости и содержательности наводящих вопросов, побудительном содержании, логики протекания.
-
Дискуссия.
ётельности, умения аргументировать, доказывать и оппонировать.
-
Лекция.
Лекция – способ, основанный на монологическом изложении большого объема учебной информации.
Лекция, как метод обучения чаще всего используется в старших классах и ВУЗах, так как учащиеся уже представляют собой сформировавшиеся личности, имеющие направленность на получение определенных знаний. По продолжительности лекции занимают все урочное время.
-
Работа с книгой или учебником.
Работа с книгой или учебником – один из важнейших методов обучения, предполагающих работу учащегося с носителем информации как самостоятельно, так и под руководством педагога.
Работа с учебником или книгой предполагает овладение учащимися рядом приемов, таких как реферирование, конспектирование, тезирование, цитирование и т.п.
Цель и задачи методики
Основной целью обучения, в соответствии с методикой, является определение места учебного предмета (русского языка) в современной системе образования, выделение его значимости и необходимости для подрастающего поколения.
Решение образовательных задач в рамках методики преподавания русского языка осуществляется на основании подбора наиболее оптимальных средств, которые будут эффективны в использовании в рамках классно-урочной системы. Кроме того, методика учитывает строго установленное число уроков в учебном году, объем учебного материала, утвержденного программой и учебниками.
Методика подразумевает использование всех средств и приемов преподавания, как специфических, так и общих (учебники, тетради, доска, компьютерные средства и т.д.). Все они используются не по отдельности, а комплексно.
Методика направлена на решение следующих задач:
- Зачем необходимо изучать русский язык – включает в себя постановку целей и задач обучения.
- Чему следует учить – раскрывает содержание обучения, обоснованность разработанной программы, использования конкретных учебников и рабочих тетрадей, пособий.
- Как необходимо учить – включает в себя разработку методов и приемов обучения, структуру урока и цикла учебного предмета, учебного оборудования и методических пособий.
- Как осуществлять контроль за усвоением учебного материала – определение основных методов контроля и критериев оценки.
В содержания обучения русскому языку, в соответствии с методикой преподавания, входят:
- Выбор педагогом конкретной научной концепции, на которую в дальнейшем будет опираться весь организованный им образовательный процесс.
- Подбор достаточного и необходимого терминологического и понятийного аппарата.
- Четкое определение круга знаний, умений и навыков, которым должен овладеть каждый учащийся по итогу изучения учебной дисциплины.
Необходимо так же отметить, что методы обучения, которые входят в методику преподавания, направлены не только на непосредственное обучение, но и на разработку эффективных организационных средств и форм обучения.
В настоящее время методика преподавания русского языка находится в тесной взаимосвязи с психологией, философией, лингвистикой и педагогикой.
Структура метода обучения
Определение 2
В структуре методов выделяются приемы – элементы, составляющие метода, разовые действия, отдельные тактики в процессе реализации или модификации метода.
Кроме того, в структуре метода выделяют объективную и субъективную составляющие. Объективная выступает независимой от личности педагога, его субъективных личностных характеристик, отражает общие для всех дидактические закономерности, принципы и правила, постоянные цели и задачи, формы и содержание учебной деятельности. Субъективная зависит от личности педагога и обучающихся, конкретной педагогической ситуации.
Наличие в структуре метода объективной, постоянной, общей для всех составляющей позволяет ученым разрабатывать теорию методов, оптимизировать каждый отдельный метод, конструировать маршруты оптимизации образовательно-воспитательного процесса благодаря использованию совокупности определенных методов. В свою очередь, наличие субъективного в структуре метода позволяет реализовать творческое начало педагога, повысить кретивность процесса обучения.
Несколько советов по использованию теоретических методов
Итак, вы уже поняли, что без названных методов научное исследование написать не получится. Для того, чтобы грамотно их использовать, вооружитесь некоторыми советами.
После проработки литературы необходимо определить приоритетные теоретические методы, прочитать об особенностях их применения.
Основа каждого научного труда – методы дедукции или индукции, ведь раскрытие проблемы нужно построить от частичного к конкретному или наоборот
Важно определиться, какой метод будет более подходящим и не применять в работе сразу оба из них
Методы синтеза, как правило, невозможен без проведения предварительного анализа. Метод аналогии требует глубокого познания в теме, тщательного изучения всех объектов сравнения, иначе есть риск сделать неправильные выводы.
Надеемся, эта информация поможет вам легко подобрать подходящие методы, которые помогут достичь желаемого результата.
В этом видео вы узнаете о системе методов научного познания:
Метод Франка
Пожалуй, самый необычный метод, ведь учиться здесь нужно по книгам. Но не справочникам или учебникам, а обычным книгам с произведениями художественной литературы. Однако литература должна быть адаптирована особым образом: за каждой небольшой фразой на языке оригинала идёт перевод, а после окончания смыслообразующего отрывка даётся текст уже без перевода.
Всё это позволяет добавлять новые слова в свой лексикон и усваивать их использование сразу в языковом конктексте.
Однако эта методика не подразумевает активное использование языка, поэтому является скорее дополнительным к другому основному.
Какие выводы можно сделать о перечисленных подходах? Пожалуй, что коммуникативные (то есть выстроенные по принципу «от практики к теории») методики лидируют по многим парметрам. Однако каждый преподаватель и студент могут самостоятельно выбрать подходящий именно им способ изучения иностранного языка.
См. также
Деловая игра
Деловая игра — тренировка в условиях максимально приближенных к боевым. В ее основе конкретный бизнес-кейс из реальной практики. В режиме реального времени сотрудникам нужно решить задачу. К примеру, правильно презентовать продукт или успокоить недовольного покупателя.
Пример деловой игры от бизнес-школы «Синергия»
Преимущества | Недостатки |
---|---|
Возможность эксперимента. Во время игры можно попробовать решить задачу разными способами и выбрать наиболее подходящий. | Высокие трудозатраты. Нужно продумать логику игры, взаимодействие участников, прописать сценарий. Все это требует времени и сил. А результат не всегда оправдывает, вложенные в деловую игру ресурсы. |
Фокус на практику. Опыт, полученный в деловой игре, можно считать если не полноценным, то достаточным для того, чтобы в реальной ситуации работники не растерялись. | Соперничество во время игры может перерасти в конфликт. |
Сплочение сотрудников. Во время игры сотрудники раскрываются сами и лучше узнают других. |