Метод — это.. методология, применение методов, современные методы
Содержание:
- Классификация методов научного познания
- Методика формирования практических умений и навыков
- Компетенции
- Недоступная женщина притягивает
- Понятие методологии
- Общие принципы обучения
- Количественный и качественный анализ результатов эмпирического исследования в психологии
- Значимость методологии
- Почему в психологии преобладают качественные подходы
- Редукция больших систем на составные части
- Метод интроспекции
- Примеры практических методов обучения
- Индукция
- Примеры записи методов исследования
- Познавательные игры, как практический метод
- Значение
- Выводы
Классификация методов научного познания
Выбор эффективных методов научного познания необходим для успешного выполнения исследования. В зависимости от направления науки способы достижения цели могут различаться. Методы исследования подразделяются на несколько групп: наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение, абстрагирование.
Наблюдение
Данный процесс предполагает использование органов чувств для получения знаний. В большинстве случаев применяется в составе других методов.
Сравнение
В результате сравнения удается установить общие черты или различия с другим явлением или предметом. Сравниваться должны существенные признаки, которые помогут ответить на основные вопросы познавательной задачи. Выявление общего, присущего двум объектам, есть путь к познанию закономерностей.
Измерение
Процедура проводится с целью получения конкретной величины при помощи общепринятых единиц измерения. Данный метод познания дает точные цифры, которые позволяют получить сведения об изучаемом объекте. На эффективность измерений влияет используемое измерительное оборудование.
Эксперимент
Данный метод предполагает систематическое изучение объекта в определенных условиях. Эксперимент позволяет изучать явление в экстремальных или изолированных от окружающей среды условиях. Ученый всегда может вмешаться в процесс, менять ход явления. Эксперимент проводится как с самим объектом, так и с его искусственно созданной моделью.
Абстрагирование
Суть данного метода состоит в отвлечении от неважных параметров, которыми наделен объект, фиксировании явлений, представляющих интерес для исследователя. В результате абстрагирования ученый получает информацию о некоторых особенностях объекта.
Методика формирования практических умений и навыков
Теоретическая подготовка и сформированность навыков целесообразных действий — основа овладения любым видом деятельности. Поэтому в любом образовательном учреждении придается огромное значение разработке методики проведения практических занятий.
Навык — умение, доведенное до автоматизма на основе осмысленного отношения к выполняемому действию. Из этого определения следует, что такая методика формирования практических действий значительное время уделяет предварительному знакомству обучающихся с теоретическими основами деятельности. Им разъясняются цели, задачи обучения, дается описание значимых свойств и качеств материалов и оборудования, этапов овладения конкретными действиями и операциями, возможных ошибок, их причин, последствий и способов исправления, правил техники безопасности.
Далее методика проведения практических и лабораторных занятий по формированию умений и навыков включает:
- показ действий преподавателем с его пояснениями,
- упражнения в их выполнении обучающимися,
- анализ и коррекцию ошибок,
- повторные упражнения до получения устойчивых результатов.
Умения и навыки формируются тем быстрее, чем более осознанно относится обучающийся к выполнению практических операций.
Компетенции
Недоступная женщина притягивает
Понятие методологии
Определение 1
Методология — это совокупность принципов, методов, приемов, форм и средств организации теоретических и практических направлений деятельности в различных областях.
Методология выступает логическим способом организации деятельности, который предполагает ее целевое назначение, определение круга задач, выбором подходов и средств для ее продуктивной реализации.
Определение 2
Методологический подход – это совокупность, имеющихся знаний, навыков, понятийного аппарата, которым располагает исследователь, чтобы рассмотреть проблему с конкретной точки зрения.
Один методологический подход может базироваться на нескольких научных концепциях, теоретических учениях и понятиях, положениях. При этом концептуальная база исследования является одной.
Методология охватывает все направления деятельности. Естественно, что ни одно исследование не обходится без методологии. В этой связи, она включает в свой состав целевое назначение исследования, специфику его содержания, особенности функционирования и развития, объект исследования, а также предмет исследования.
Методология исследования включает в свой состав методы. Они предполагают особую организацию познавательной деятельности, которая состоит из постановки проблемы, выдвижения гипотезы ее разрешения и поиск путей, способов и приемов проверки верности, поставленной гипотезы, а также оценку результатов и выводы по всему, проведенному исследованию.
Методы научного исследования характеризуются многообразием и разносторонностью применения т.е. один и тот же метод может быть использован для различных направлений научных исследований. Применение комплекса методов в научном исследовании будет более продуктивным и повысит его качество.
Основными свойствами методов являются:
- Обусловленность метода спецификой объекта исследования и познавательного процесса в целом;
- Метод должен отвечать целевому назначению исследования;
- Метод должен быть продуктивным, достоверным и качественным;
- Приложение минимума усилий и достижения максимума результатов;
- Простота и легкость в понимании и практическом использовании;
- Экономичность по затратам ресурсов на реализацию метода.
Замечание 1
Методы помогают познавать действительность, исследовать процессы и явления. Методы, входящие в состав структуры методики, зависят от специфики научного исследования.
Общие принципы обучения
Теоретическое образование и формирование бытовых или профессиональных действий человека любого возраста может происходить в учебном заведении, непосредственно на производстве, в семье. Обучающий должен хорошо представлять, что такое методика — общая и частная — и принципы ее осуществления. Это гарантирует быстрое, качественное достижение целей и задач обучения.
Без соблюдения дидактических принципов методика обучения не может существовать. Они состоят в следующем:
- Научность и доступность, наглядность, осознанность изучаемого материала.
- Взаимосвязь теории и практики.
- Прочность усвоения, систематичность и преемственность знаний.
- Воспитывающий характер обучения.
Содержание и ход образовательного процесса конкретизируются с учетом возраста, состояния здоровья, интересов, запросов аудитории. Например, специалисты знают, что такое методики обучения работе на компьютере пожилых людей или людей с особенностями развития, у которых могут быть сниженными многие функциональные возможности.
Количественный и качественный анализ результатов эмпирического исследования в психологии
Эмпирические методы в психологии являются ведущими, так как основаны на отборе данных по возникшей проблеме или явлению. Обобщить и систематизировать большую группу полученных фактов можно с помощью обработки данных, носящих количественный и качественный характер.
Необходимость использования математической статистики
Количественные методы на этапе обработки «сырых» результатов исследования состоят из:
- описательной статистики;
- выдвижения и проверки гипотез;
- многомерного анализа результатов.
Проверка выдвинутых гипотез проводится сравнением результатов двух групп испытуемых. Здесь следует исключить случайные результаты. Поэтому придется четко и корректно с использованием описательной статистики сравнить данные друг с другом или с теоретическими величинами.
Эту обработку данных проводят способом уменьшения избыточности фактов. С помощью методов многомерного анализа делают результаты исследования компактными, наглядными.
Ограниченность количественных методов
Без применения математической статистики невозможно изучить большое количество объектов, фактов. Такой анализ исследования поможет быстро провести обобщение полученных результатов, построить математическую модель объекта.
Но от искажения информации исследователь не застрахован, так как только количественный подход дает неполную картину исследования:
- Применение статистических методов основано на системе понятий, образующих теоретическое характеристику объекта испытания. Здесь не обойтись без наблюдения, анализа поведения.
- Психометрические инструменты эффективны при диагностике стабильных и устойчивых особенностей личности. Этими методами изучают стандартные процессы, а уникальные свойства личности, ее изменчивость им неподвластна.
- Не все измеряется количеством. Поэтому приходится обратиться к другим методикам, которые помогут понять и изучить сущность явления.
К основным характеристикам относят такие понятия как формализм и массовость. Испытатель заранее определяет данные, от которых потом отступить будет невозможно.
Преимущества и недостатки качественного анализа
Применение этих методов в психологическом исследовании опирается на то, чтобы:
собирать подробную информацию о переживаниях человека, смыслах его поступков, анализируя записанный текст;
интерпретировать полученный результат с социокультурным контекстом;
обращать внимание на единичные случаи в практике.
Стандартов при этом в анализе не существует. Исследователь проводит связи между причиной и следствием, изучая весь спектр проявлений объекта.
Наблюдая за поведением объекта, изучая записи дневников, аудио- видеоматериалы, выполняют качественный анализ поведения. Часто применение метода не позволяет отделить существенное в характеристике исследуемого объекта от второстепенного.
В основе будет описание феномена, редкого единичного случая.
Такую обработку надо применять на первом этапе исследования. Методы помогут скорректировать, сделать выводы по результатам количественной обработки данных.
Значимость методологии
В настоящее время трудно представить себе продуктивное развитие любой сферы деятельности, если она не имеет прочной научной базы. К примеру, в рамках модернизации отечественного образования, осуществляется переход на личностно-ориентированный подход в воспитании и обучении подрастающего поколения.
Педагог в своей работе руководствуется основными методами, присущими данному подходу. Это позволяет ему в полной мере выполнять задачу, поставленную перед школой государством – формировать всесторонне развитую гармоничную личность.
Важной задачей методологической мысли является осознание педагогом значимости введения проектно-исследовательской работы в образовательный процесс. Что дает участие в исследованиях современному школьнику? Почему данный метод работы включен в требования ФГОС второго поколения?. Остановимся подробнее на особенностях и методологической базе исследований, проводимых в рамках образовательной деятельности со школьниками
Особенность подобной работы заключается в максимальной реализации индивидуального подхода. Работа над проектом или исследованием осуществляется с одним ребенком или небольшой группой (2-3 человека)
Остановимся подробнее на особенностях и методологической базе исследований, проводимых в рамках образовательной деятельности со школьниками. Особенность подобной работы заключается в максимальной реализации индивидуального подхода. Работа над проектом или исследованием осуществляется с одним ребенком или небольшой группой (2-3 человека).
Это позволяет педагогу анализировать уровень сформированности универсальных учебных навыков на начальном этапе, следить за их развитием и совершенствованием по мере продвижения по проекту. В рамках совместной деятельности формируются и совершенствуются коммуникативные навыки, информационная компетентность. Ребята, работающие в одной проектной группе, участия выстраивать диалог, получают опыт межличностного общения.
Почему в психологии преобладают качественные подходы
Выбирая этот метод как наиболее важный, исследователь:
- стремится к поиску новых путей в получении психологических знаний;
- желает выйти из границ академических количественных представлений большинства психологов.
Главный смысл подхода связан со словом, выступающим в роли типа данных и средства анализа. Собираемые исследователем факты, информация выражается словами, а не цифрами. Содержание, выводы кодируются, формулируются и передаются в словесном виде. По мнению Я. Дея, определить разницу в качественных и количественных методах – это как сравнить смыслы с математической статистикой.
У данных, переданных словами, много субъективного, но информационно они богаче.
Для приверженцев качественного метода характерно применение не только текстов, но и множества культурных и социальных артефактов: рисунков, фотографий, видеоматериалов, аудиозаписей, музыки, предметов быта, медиасредств.
В психологии полно описаны приемы анализа качественных материалов. Разработан ряд подходов, помогающих сортировать, кодировать, относить к определенной категории полученный материал исследования.
Приверженцы качественных методов опираются на то, что у них две стороны, которые дают полную картину явления. С качественным подходом в исследованиях анализируют объект строго в рамках четких принципов и процедур кодирования. Но с другой стороны пользуется исследователь приемом интерпретации данных, их глубоким толкованием с фиксированием интуитивных предположений.
Редукция больших систем на составные части
Чтобы понять сложную систему, учёные исследуют её составные части. Такой подход применила биохимия при успешной разгадке сложного механизма функционирования клеточной мембраны
Она сконцентрировала внимание на транспорте веществ и специфических ферментах. Путём анализа всех отдельных данных учёные получили общую картину работы мембраны
Редукционизм имеет ограничение в применении относительно живых систем. Например ферменты нельзя изучать в изоляции от живой клетки и организма в целом. Есть такие системы, функции которых нельзя предсказать на основе работы их деталей. Например работу полисом нельзя предсказать на основе анализа отдельных белков и РНК, являющихся их составными частями. А изучение одного голубя не приведёт к познанию жизнедеятельности всей голубиной стаи.
Эта область системной биологии использует математические и вычислительные модели, чтобы имея дело с целым, понимать его взаимодействующие части.
Изучаем части, чтобы понять целое
Метод интроспекции
Согласно собственному учению, которое гласит о том, что разум человека способен к внутреннему созерцанию и анализу, Дж. Локк выводит два основополагающих утверждения:
- Деятельность человеческого разума способна протекать на двух уровнях, то есть, «раздваиваться»;
- Второй уровень сознания требует тренировки и внимания, тогда как первый, это всего лишь, отражение внешних факторов.
Исходя из возможности удвоения психических процессов, появился метод интроспекции, который предполагает необходимость изучения и постижения внутреннего опыта. Психология сознания приняла на вооружение следующие выводы основателя учения об интроспекции Дж. Локка:
- Чтобы узнать, что творится в душе у человека, психолог обязан проводить исследования над самим собой. Только проведенные аналогии методом интроспекции помогут понять, что именно происходит с испытуемым. Одним словом, психолог должен поставить себя на место своего пациента;
- Так как не все люди склонны к рефлексии, чувство интроспекции требует постоянной тренировки, длительных и непрекращающихся упражнений.
Психология позапрошлого века приняла метод интроспекции как единственно верный, поскольку он отражал причинную связь всех проявлений психики. Специалист воспринимал внешние раздражители только с точки зрения испытуемого, то есть, интроспекция предполагала психологические факты без искажений собственным сознанием. В конце девятнадцатого века психологи всего мира провели грандиозный эксперимент, чтобы проверить силу метода интроспекции в строгих условиях, близких к лабораторным.
В результате появились большие вопросы, затрагивающие колоссальные проблемы кризиса психологии. Согласно инструкции, испытуемые избегали конкретных ответов, но использовали терминологические формулы. Например, человек не мог сказать, что увидел красное яблоко, но должен был сформулировать ответ по требованию интроспекции, то есть, объяснить свои чувства, основываясь на цветовой гамме и предполагаемом вкусовом ощущении. Каждый испытуемый говорил по-своему, в результате чего у психологов зародилось сомнение. Как может быть успешной психология, интроспекция которой не имеет единых ощущений. Один видит красный цвет, другой думает о вкусе яблока. Противоречия опрокидывали всю базу практической психологии. На практике получалось, что специалист не способен мыслить категориями испытуемого.
Примеры практических методов обучения
Ниже представлены примеры практических методов обучения: познавательная игра «Прием у врача» и практическая работа «Кислотные свойства карбоновых кислот».
Имитационно-моделирующая игра «Прием у врача»
Игра проводится на уроках биологии и предназначена для учащихся 8-го класса для закрепления знаний о дыхательной системе человека.
Цель и задачи: повторить симптомы болезней дыхательной системы, названия врачей-специалистов и методы диагностики заболеваний, закрепить знания о способах профилактики.
Для проведения игры класс делят на три группы:
- врачи и медсестры;
- пациенты;
- эксперты.
В процессе игры пациенты приходят на прием к врачам, изображают симптомы болезней органов дыхания, а задача врачей — выслушать пациентов ,задать профессиональные вопросы и поставить точный диагноз. Эксперты наблюдают за ходом игры и оценивают знания тех и других по данной теме, определяют правильность диагнозов и назначаемых профилактических мер, а также оценивают актерские способности участников. Каждый эксперт ведет записи и ставит баллы врачам и пациентам, а в конце оглашает результаты.
Индукция
В качестве общенаучного метода познания права очень часто используется индукция. Она основана на исследовании частных фактов для того, чтобы прийти к общему выводу или гипотезе. Важная особенность индуктивного метода заключается в том, что наблюдается повторяемость определенных признаков. Индуктивный вывод касается общих характеристик объекта исследования, которые были обнаружены после исследования множества частных случаев. Этот метод направлен на поиск объединяющего фактора. Индукция может быть полной или неполной. Первая базируется на знании всех предметов, а вторая может быть не настолько наполнена информацией вследствие пространственно-временных ограничений.
Неполная индукция бывает трех типов:
- Простое перечисление фактов, касающееся ограниченного числа событий. Действует до тех пор, пока не находится опровергающий случай.
- Отбор фактов из общей массы информации по определенным правилам. Чаще всего такой подход используется при проведении соц. опросов.
- Изучение на основе причинных связей в пределах определённого явления.
Это простейший метод умозаключений, благодаря которому было выведено много открытий (закон сохранения вещества, принцип неопределенности). Индукция стимулирует мыслительную деятельность и взаимодействует с разными областями знаний.
Примеры записи методов исследования
Методы исследования:
1. теоретический: теоретический анализ литературных источников, газет;
2. эмпирический: интервью, социологический опрос-анкетирование.
Методы исследования: теоретический анализ и обобщение научной литературы, периодических изданий об истории города из архивов и фондов музеев, библиотек, экскурсии в окрестностях, где происходили исторические события.
Методы исследования:
1. библиографический анализ литературы и материалов сети Internet;
2. проведение замеров температуры;
3. системный анализ;
4. выделение и синтез главных компонентов.
Методы исследования:
— изучение и анализ литературы;
— опрос школьников;
— проведение замеров массы рюкзака;
— анализ полученных данных.
Методы исследования:
1) Для начала мы составим вопросы и проведем анкетирование. Затем, зная энергетическую ценность пищевых продуктов, подсчитаем количество белков, жиров и углеводов, потребляемых каждым учеником.
2) Результаты проведенного нами анкетирования обработаем при помощи компьютерной программы. Исходя из полученных данных, можно будет пронаблюдать динамику изменения доли риска заболеваний печени и ЖКТ.
Методы исследования:
1. Метод сканирования: наблюдения за двигательной активностью тюленят путем регистрации положения животных в бассейне и на суше через равные промежутки времени.
2. Метод фиксации отдельных поведенческих проявлений: наблюдения за контактами животных с записью значками в таблицу.
3. Метод фотографирования.
4. Анализ полученных данных.
Если Вы желаете разместить ссылку на эту страницу, установите у себя на сайте или форуме один из следующих кодов:
Код ссылки на страницу «Методы исследовательской работы»:<a href=»http://obuchonok.ru/metody» target=»_blank»>Методы исследования в исследовательской работе</a>
Код ссылки на форум:[URL=http://obuchonok.ru/metody]Методы исследования
Познавательные игры, как практический метод
Познавательные игры являются эффективным средством стимуляции интереса к учению не только у детей, но и у взрослых. Этому способствуют эмоционально окрашенный характер и увлекательность игрового процесса, которые помогают учащимся за сравнительно короткое время усвоить колоссальный объем информации, систематизировать знания и отработать определенные навыки. Однако для того чтобы игра имела познавательную ценность, она должна быть органически связана с изучаемой темой.
В современном процессе образования игровые методы применяют в следующих случаях:
- как самостоятельную технологию для освоения отдельных тем и целых учебных разделов;
- в качестве элемента более широкой технологии;
- в качестве целого занятия или его отдельных частей;
- во внеклассной работе.
Познавательные игры могут принимать множество форм, но все они имеют общий признак: четко поставленную цель, имеющую познавательно-обучающую направленность, и соответствующий этой цели результат. Игровая обстановка создается с помощью особых приемов и ситуаций, которые побуждают участников к учебно-познавательной активности.
Особенности познавательных игр
Познавательные игры отличаются рядом особенностей:
- Игровой контекст. Через воображаемую ситуацию, имитацию реальности, игра побуждает к достижению результатов в сжатые сроки и сжатом пространстве. При этом в игре участник выступает активным преобразователем ситуации, то есть обучается самостоятельно решать проблемы, а не просто выслушивать лекцию учителя.
- Наличие правил. Любая игра проходит по четко установленным правилам, то есть имеет структуру, которой нужно придерживаться, чтобы оставаться в игровом процессе. С другой стороны, в этих рамках участники имеют свободу для некоторой импровизации и вариативности. Таким образом создается некий парадокс — единство заданности и гипотетичности, жесткости и условности.
- Творческая направленность, эвристичность. Результат непредсказуем, что и придает ей такую эмоциональную привлекательность и стимулирует участников к познанию. Кроме того, игра дарит участникам возможность самовыражения — в ее поле человек становится открытым, искренним, естественным. В этом состоит еще и корректирующая функция познавательной игры — помочь участникам утвердить чувство самоценности, осознать свое «Я».
Мотивационные стимулы познавательных игр
Познавательная игра, по сравнению с другими практическими методами обучения, использует больше всего мотивационных стимулов, таких как:
- близкий результат;
- возможность проявить свои умственные и волевые качества;
- состязательность, достижение победы через демонстрацию лучших знаний и умений, выдержки, сообразительности;
- совместные эмоциональные переживания участников, которые укрепляют отношения;
- таинство — неполученный ответ, который стимулирует мозговую активность;
- равенство участников;
- возможность примерить разные социальные маски, погрузиться в производственную или иную ситуацию;
- создание благоприятного эмоционального фона в случае успеха;
- восприятие неудачи не как личного поражения, а как стимула взять реванш.
Этапы игры
Технология познавательной игры включает несколько последовательных этапов:
- Организация. Подразумевает подготовку сценария и плана игры, инструктажа и материалов для проведения. На этом этапе также происходит обозначение проблемы и целей, инструктирование участников, объяснение регламента и правил, раздача игровых ролей, формирование групп.
- Проведение. Непосредственная работа групп с источниками, «мозговая атака» и другие действия в зависимости от вида игры. Затем следует межгрупповое обсуждение, дискуссия: группы выступают, аргументируют свое мнение, защищают результаты. В заключение происходит работа экспертов.
- Анализ и обобщение. Участники выходят из игры. Наступает черед анализа, рефлексии, оценки себя и других участников, выводов и обобщений, получения рекомендаций.
Ценность познавательных игр еще и в том, что в процессе у участников происходит снятие эмоциональной напряженности, стресса, скованности. Таким образом, игровой процесс имеет не только познавательную, но и терапевтическую функцию.
Примеры познавательных игр
Игры могут быть:
- математические;
- ролевые;
- лингвистические;
- викторины;
- игры-путешествия;
- имитационно-моделирующие;
- симуляторы;
- творческие и направляемые дискуссии;
- инсценизации;
- метод генерации идей, который по структуре и характеру напоминает «мозговой штурм».
Значение
Первостепенное значение для экологических исследований имеют полевые методы, так как именно они позволяют определить результат влияния на популяцию или отдельный организм комплекса экологических факторов.
Но, поскольку наблюдение в естественных условиях не всегда дает возможность конкретизировать степень влияния какого-то определенного фактора, необходимостью выступает применение экспериментальных и лабораторных способов изучения. Считается, что по значимости они находятся на втором месте после полевых.
Остальные методы являются дополнительными, позволяющими полностью раскрыть картину происходящего, ответить на более конкретные вопросы, представить результаты изучения в виде цифр.
Выводы
Научная новизна исследования — абсолютно новый результат исследования, представленного в научно-исследовательской работе. Полученные результаты должны быть уникальными по отношению к результатам исследований по аналогичной теме.
Такие положения не всегда бывают глобальными. Важна значимость новизны для выбранного процесса, системы, предприятия в настоящий момент.
Новизна может быть представлена в виде малоизученного знания, гипотезы, нестандартного подхода, ранее не применяемых методов.
Задача исследователя при выявлении новаторства — увидеть малоизученные аспекты вопроса, предложить нестандартность решения, доказанные на практике.