Что такое менталитет: понятие, примеры, виды менталитета

История ментальностей (менталитета)

История ментальностей (менталитета) – область изучения прошлого, неотъемлемая часть «новой социальной истории» как истории социально-культурной. Оформилась в самостоятельное направление в 1960-е вначале в западном, а затем во всем европейском гуманитарном знании в рамках так. наз. «историко-антропологического поворота» – интереса к человеку, его представлениям и образу жизни. Упрочение позиций истории ментальностей именно в десятилетие «ниспровержения основ» и вызревания студенческой революции 1968 (движения «новых левых») связано с попытками переориентировать науки о прошлом с «истории героев» (правителей, мыслителей, пролководцев, дипломатов) на «историю рядовых людей». В центр научных трудов были поставлены воззрения народа, эмоции и мысли обычных, в том числе – «простых людей», анализ движущих механизмов их социального поведения (Э.Леруа Лядюри во Франции, Х.Медик, А.Людтке в Германии).

Вслед за Л.Февром и М.Блоком, их продолжатели, сгруппировавшиеся вокруг журнала «Анналы», заставили потесниться «историю высказываний» философов и политиков, правителей и военоначальников, выдвинув на первый план «историю потаенных мыслительныхструктур», присущих всем или большинству членов общества, анализ идей, не контролируемых их носителями и действующих помимо их воли и намерений.

Помимо социальной психологии, сильный импульс рождению истории ментальностей дала структурная антропология, позволившая представить общество как всеобъемлющую систему отношений «от подвала до чердака» (М.Вовель). Увидев в реконструкции «ментального» элемент воссоздания истории в ее целостности, младший современник Л.Февра и М.Блока Ф.Бродель, предложил анализировать два уровня «структур» в жизни любого общества: структуры жизни материальной и нематериальной, охватывающей человеческую психологию и каждодневные практики. Второй уровень был назван им «структурами повседневности». Именно в них, полагал Ф.Бродель, формировались ценности и символы веры человека определенной эпохи, поэтому понять мотивы поведения людей, семиотические воплощения их картины мира (образы, представления, привычки, ощущения, предугадывания и т.д.) – значит понять саму эпоху, само время, разобраться во взаимодействии разных сторон жизни общества, от бытовых деталей до политических пристрастий, от первейших материальных интересов до аналитической работы человеческого ума.

Одновременно с появлением первых исследований по «истории ментальностей» во Франции, в России шло развитие т.наз. «школы семиотики» – науки о знаковых системах или тартусской школы (Ю.М.Лотман, Вяч.Вс.Иванов, Б.А.Успенский, В.Н.Топоров). Выросшая из лингвистики и начавшая экспансию в иные гуманитарные науки, в том числе и истории, эта школа позволила сформироваться новым подходам к исследованию прошлого, всех сфер человеческой деятельности, которые последователи этой школы предложили рассматривать как тексты и знаки, подлежащие расшифровке. Еще одно российское направление в исследовании ментальных процессов было намечено вышедшими в то же время (1960-е) работами М.М.Бахтина, показавшего перспективность изучения потаенных пластов общественного сознания, тесно связанных с повседневной жизнью людей (напр., «карнавальной смеховой культуры», характерной для сердневековья) и игнорировавшихся предшествующей наукой.

Идейное объединение Школы семиотики, направления М.М.Бахтина в литературоведении и наработок историков ментальностей (во Франции и, десятилетием позже, в Германии) могли бы стать прорывом в новом понимании исторической реальности. Однако «железный занавес» между СССР и Западом, жесткие идеологические и политические барьеры, отделившие российских гуманитариев от новых тенденций развития мировой науки, помешали объединению и обрекли историков в СССР на отставание, которое они пытаются преодолеть лишь в последнее десятилетие.

Особенности менталитета личности

Для того, чтобы отличить одного человека от другого, выделить его как личность в социальной среде, определить его психологические особенности, психологи употребляют термин «менталитет личности» или индивидуальный менталитет. Он не является постоянным на протяжении всей жизни человека, а меняется под влиянием различных факторов, зависящих напрямую от индивида и независящих от него (внешних).

К первым относятся:

  • жизненный опыт;
  • усилия воли;
  • психологическая устойчивость.

Ко вторым относятся:

  • влияние более сильных личностей: кумиров, авторитетов, учителей;
  • государственная политика;
  • знания, получаемые из внешних источников (публицистика, телевидение, радио, интернет и т.д.);
  • родительские установки, стереотипные правила поведения;
  • средства массовой информации;
  • школьное воспитание.

Менталитет личности формируется с 3-4 лет до 15-17 лет. Несмотря на окончательно сформированный менталитет к подростковому возрасту, под влиянием различных факторов ценности человека могут меняться на протяжении всей жизни. Пример: цели и средства их достижения в период подросткового максимализма и в зрелом возрасте существенно различаются.

Важно! С возрастом увеличивается число обязанностей человека, растет чувство ответственности за свою жизнь и жизнь близких, поэтому те насущные проблемы и заботы, которые актуальны для подростков, чья жизнь в большей степени подчиняется внутренним ежеминутным порывам, очень часто для более взрослых людей кажутся несущественными.

Поскольку сегодня вопрос физического выживания уже не является таким острым, как в древности, на первый план в современном обществе выступает проблема психологической несформированности – когда люди не становятся зрелыми личностями, вырастив собственных детей и дожив до глубокой старости, а так и остаются детьми, инфантильными и безответственными. Поэтому менталитет личности не всегда зависит от возраста.

Признаки ментального расстройства

Человеческая жизнь наполнена неожиданными трудностями, негативными явлениями, с которыми бывает сложно справиться.

Хорошо когда личность имеет гибкое мышление, способна приспосабливаться к обстоятельствам, не зацикливаясь на своих страданиях из-за неудач. Но нередко в таких ситуациях внутренних ресурсов попросту не хватает: тогда гомеостаз в организме нарушается, что являет собой ментальное расстройство.

Когда человек сталкивается с обстоятельствами непреодолимой силы, которые не может обойти, как вода обходит камни, то происходит следующее: осознанное или неосознанное несогласие с ситуацией – это сопротивление. А как мы знаем из уроков физики, любое сопротивление рождает напряжение, которое растет с каждым днем.

И она его находит в виде следующих симптомов ментального растройства:

человек ощущает беспричинное беспокойство – тревогу;
он то плачет, то смеется – настроение меняется очень часто в течение дня;
либо постоянно хочется спать, либо заснуть не представляется возможным;
приступы агрессии сменяются подавленностью;
реакции становятся неадекватными: раздражительность по пустякам, излишняя чувствительность, ранимость;
человек может испытывать чувство стыда, вины – корить себя за свое состояние, но не знать, как его изменить;
легкая тревога, которая была изначально, приобретает форму панических атак и различных фобий (страх открытого пространства, ножей, одиночества и т.д.);
эмоциональные всплески приводят к тому, что организм истощается: появляется ощущение хронической усталости;
страдают психические функции – внимание, мышление, память, логика и т.д.;
постепенно круг контактов с социумом сужается (индивид стесняется появляться «таким» на людях – вдруг за психа примут), рядом остаются только члены семьи.

Менталитет других национальностей

Американцы

Среди особенностей американского менталитета обычно выделяют их особенность ведения беседы: идеальный разговор для американца — это обмен мыслями, а не монолог. Они ценят в собеседнике искренность, заинтересованность в теме и умение просто и ясно излагать свои мысли и эмоции.

Американскому менталитету свойственно стремление к личному успеху, который является результатом целенаправленных усилий человека. Уверенность в необходимости действовать основана на идее, что человек должен рассчитывать только на себя.

Еще одна нацио­нальная особенность — готовность действовать. Когда перед американцем появляются различные трудности, он старается безотлагательно предпринять усилия для их разрешения. Зачастую это наносит ущерб анализу самой проблемы, потому что, в отличие от решительности, созерцательность не свойственна американскому менталитету.

Говоря об американцах, чаще всего вспоминают об их стремлении к победе. Американская журналистка Стефани Фол пи­сала об этом: «Победа — основа американской психологии… Любое событие в жизни американца, от выпускного вечера до женитьбы или покупки автомобиля, ор­ганизовано таким образом, чтобы кто-нибудь мог победить или, по крайней мере, обскакать всех остальных».

Кроме того, американской культуре, как и европейской, свойственно линейное восприятие времени: американцы больше сконцентрированы на будущем, а не на прошлом. Один из представителей американского романтизма писатель Герман Мелвилл отмечал, что «прошлое мертво, и ему не суждено вос­креснуть; но будущее наделено такой жизнью, что оно живо для нас далее в его предвкушении».

Испанцы

Иностранцы в первую очередь отмечают, что испанцы превыше всего ценят собственное удовольствие, поэтому для них любое действие, которое не приносит радости, становится почти бессмысленным. Свою энергию и силы они предпочитают тратить на отдых и веселье, а на работе они, наоборот, никто никуда не торопятся. К тому же в испанской культуре есть такое явление как сиеста — послеобеденный двухчасовой перерыв на сон. Для испанцев этот закон незыблемый.

Определяющей чертой испанского менталитета называют особенность ставить свои интересы выше других. Вместе с тем среди испанцев редко встречается зависть, а люди не склонны к рефлексии и «самокопанию».

Немцы

Немецкому менталитету свойственно четкое разграничение частного и общественного. Немцы ощущают себя в первую очередь индивидуумами и только после этого — членами какой-либо группы.

Им также свойственно стремление все упорядочить. Поэтому не вызывают сомнений такие черты немецкого менталитета, как дисциплинированность и работоспособность.

К тому же немецкой нации свойственна законопослушность. Философ Иммануил Кант в числе прочих достоинств его народа отмечал способность легче других подчиняться правительству, под властью которого он живет. По его словам, немец не размышляет над уже установленным порядком и не пытается придумать новый.

Немцы легко переселяются, им не свойственна страстная привязанность к родине. В то же время за пределами страны они объединяются в группы, которые отличаются чистоплотностью и бережливостью.

HTML-вёрстка сайта SEXONSK.XXX:

<H1> теги: 1 <H2> теги:
<H3> теги: <H4> теги:
<H5> теги: <H6> теги:
IFrame: Flash:
Всего ссылок: 62 Всего изображений: 62
Язык сайта: Количество символов: 12996
Doctype: Да Микроформаты: Не используются

Стереотипы общества

Большинство здоровых психических субъектов современного общества насторожено относятся к ментальным инвалидам. Зачастую их воспринимают как непредсказуемых и опасных или, наоборот, как «овощей» без чувств, разума и эмоций. Практически во всех интервью звучат фразы об отказе таким людям в уважении, то есть в элементарном праве – быть просто человеком. А ведь уважения обычно достаточно, чтобы обеспечить такому гражданину хотя бы минимум условий полноценной жизни.

Почти все психиатры и люди, работающие с ментальными инвалидами, сетуют, что толерантности к таким пациентам в народе нет. Для того чтобы привить хоть какое-то сострадание рекомендуют проводить лекции в публичных местах, рассказывать об уважении к окружающим людям. И оптимально если бы такая информация поступала еще в школе, позволяя впитывать с детства полезные качества, так необходимые в обществе.

И также сами опекуны рассказывают, что при посещении официальных учреждений, регулярно сталкиваются с подозрениями что, они в очередной раз пришли «выпрашивать» или требовать себе очередные преференции. Пренебрежительное отношение – чуть ли не одна из самых распространенных проблем как для опекунов, так и для больных.

Подобные стереотипы очень быстро разносятся в современном обществе, поскольку ментальные инвалиды практически исключены из нормальной жизни – не посещают учебные заведения и не работают с обычными гражданами. Общедоступной информации о них слишком мало, хотя и за последнее десятилетие в России ее количество увеличилось благодаря созданию и функционированию благотворительных и родительских организаций.

История появления термина.

Термин «ментальности» использовался еще в XIX в. американским философом и поэтом Р.Эмерсоном (1803–1882), пытавшимся связать воедино метафизические и психологические проблемы общественных настроений. Понятие «коллективных ментальностей» использовалось также французским политиком и историком А. де Токвилем, автором книги Демократия в Америке

(1835), стремившемся отыскать первопричины предрассудков, привычек и пристрастий, распространенных в описываемом им американском обществе.

В научный оборот термин «ментальности» был введен французским этнологом и социо-антропологом Л.Леви-Брюлем (1857–1939), изучавшим дологическое мышление и «коллективные представления» (или «ментальности») так наз. «примитивных народов». Характерной чертой ментальностей Л.Леви-Брюль считал необъяснимость с помощью обычной логики и здравого смысла, «мистичность» (подчеркиваемую также «отцом социологии» Э.Дюркгеймом), сопричастность всех ко всеобщим верованиям или заблуждениям (т. наз. «закон сопричастия», loi de participation). Он первым подчеркнул сложность попыток постичь коллективную жизнь бесписьменных народов, исходя из современных понятий.

Философское

понимание понятия «ментельностей» связывают с именем немецкого мыслителя-неокантианца Э.Кассирера (1874–1945). Он вкладывал в понятие «менталитета» примерно то же содержание, что и Л.Леви-Брюль, подчеркивая, что виды менталитетов можно систематизировать по способам восприятия окружающего мира, в особенности, как он полагал, природы.

Психоаналитическая

и социопсихологическая исследовательскаятрадиция , в рамках которой родилась психоистория, склонна была представлять ментальности аналогом и синонимом «социального характера». Социолог-неофрейдист Э.Фромм (1900–1980) в работеБегство от свободы (1941) употреблял понятие «социального характера», считая его синонимичным понятию коллективных представлений или ментальностей. Французский психолог Г.Бутуль полагал, что ментальности – как совокупность идей и интеллектуальных установок – находится между человеком и воспринимаемым им миром «как призма» (Ментальности , 1952).

В середине и второй половине 20 в. понятие ментальностей активно использовалось в философских системах феноменологов и структуралистов, введших в языковую норму термин «эпистема» (система познания и умственная картина мира), близкого по содержанию к понятию «ментальностей».

Основы социально-исторического

рассмотрения ментальностей заложены французской исторической школой. Именно она заставила начать скрупулезную разработку истории понятий, формирующих жизнь людей в обществе и доказывая, что их изменчивое содержание составляет неотделимую часть культуры.

Согласно видению перспектив воссоздания ушедших столетий «новой исторической наукой», один из ее основателей, Л.Февр, полагал, что историку по силам не столько реконструкция объективного мира (раз и навсегда ушедшего!), сколько воссоздание миропредставления и умонастроений (ментальностей) людей изучаемой им эпохи, т.е. их субъективных оценок мира со всеми важными для них реальностями, включая богов, демонов и пр. Л.Февр, основавший вместе с М.Блоком школу «Анналов», усматривал в коллективных ментальностях не столько биологические, сколько социальные основания, природу и детерминанты. Видя в них процессы «вторичной перекодировки» картины мира с помощью знаковых систем, Л.Февр и М.Блок первыми показали возможности расшифровки этих семиотических воплощений: «Историк должен стремиться к тому, чтобы обнаружить те мыслительные процедуры, способы мировосприятия, привычки сознания, которые были присущи людям данной эпохи и о которых эти люди могли и не отдавать себе ясного отчета, применяя их как бы „автоматически», не рассуждая о них, а потому и не подвергая их критике», – отмечал М.Блок в одной из своих работ.

Таким образом, французские историки, стоявшие у истоков изучения «истории ментальностей» как самостоятельного направления, поместили «ментальное» между

осознанным, очевидно структурированным, отрефлексированным (то есть формами общественного сознания – религией, идеологией, моралью, эстетикой и т.д.) и неосознаваемым (бессознательным) в коллективной, а отчасти – и в идивидуальной психике людей. Важнейшей, конструирующей ментальности, сферой является «сфера представлений о человеке» (Р.Шпрандель).

Ментальная связь – как установить?

Ментальная связь – как развить? Сонастройка на близкого человека чаще происходит спонтанно, но если задаться целью, то ментально-телепатическую связь можно усилить, для этого существуют различные энергетические и эзотерические практики, но здесь важно чувствовать ту грань, перейдя которую, происходит уже вмешательство в личное пространство человека и это может ощущаться как психологическое давление

Ментальная связь – упражнения

Связь с человеком на ментальном уровне можно развить с помощью следующих упражнений одному или с напарником (можно попросить близкого человека поучаствовать), выполнять их нужно систематически:

Прием и передача

Завязать глаза и ходить по комнате в разном направлении, при этом важно что-то говорить. Напарник в это время тоже старается бесшумно двигаться по комнате

В какой-то момент нужно сказать «Стоп!», остановиться и напарник останавливается и стоит тихо, стараясь не дышать. Задача на этом этапе почувствовать вибрации напарника и указать жестом направление, где он предположительно стоит, описать это место. Затем напарник уходит из комнаты и надо сравнить ощущения его присутствия и отсутствия.

Визуализация звонка от близкого человека . Сесть, расслабиться, представить внутренний белый экран, на котором нужно спроецировать лицо близкого человека и попросить его мысленно позвонить в ближайшее время, максимально концентрируясь на желании и представляя в мельчайших подробностях, как он звонит и какие эмоции при этом возникают. В этом упражнении важна сильная вера и четкая мыслеформа.

Выполнение действия . Сесть удобно, расслабиться, закрыть глаза, представить внутренним зрением белый экран и спроецировать на него лицо близкого человека. Мысленно попросить совершить его простое действие: заварить и принести чай, открыть или закрыть окно, включить или выключить свет, радио, телевизор. Сконцентрироваться на радостных эмоциях оттого, что действие совершено, затем послать четкую мыслеформу близкому человеку, не выдавая поведением, что чего-то ждете от него.

Как вариант это упражнение можно использовать в общественном транспорте, можно мысленно попробовать отсылать мыслеформы выбранному человеку, например, чтобы он обернулся, встал со своего места, улыбнулся, посмотрел в окно

Важно помнить, что нельзя манипулировать людьми, поэтому мыслеформы должны быть простыми и не причиняющими вред человеку

Особенности национального менталитета

Основными структурными элементами национального менталитета являются:

  • речь, языковая принадлежность;
  • коллективная память;
  • представления, сформированные в обществе;
  • коллективные эмоциональные переживания и настроения;
  • коллективные ценности, идеалы и установки;
  • национальная идентичность;
  • стиль мышления и общественного восприятия;
  • национальный характер и темперамент;
  • образцы и шаблоны поведения;
  • ментальные культурные репрезентации.

Черты российского менталитета: (россиянин – не обязательно русский, это и казаки, и башкиры, и евреи, живущие на территории Российской Федерации, а за ее пределами всех бывших или настоящих россиян независимо от происхождения называют русскими):

  1. Соборность: все общее, все свои, что скажут люди – проявляется в отсутствии приватности и возможности вмешиваться в чужую жизнь.
  2. Желание жить «по правде», а не быть законопослушными гражданами своей страны.
  3. Превалирование чувств над разумом: искренность и душевность – две черты характера сборного образа русского человека.
  4. Преобладание негативизма над позитивизмом: большинство русских ищут в себе недостатки, а не достоинства.
  5. Улыбка – не обязательный атрибут вежливости: у нас не принято улыбаться на улицах, смотреть в лица окружающих и знакомиться с незнакомыми людьми.
  6. Любовь к спорам по глобальным философским вопросам.
  7. Вера в победу добра над злом.
  8. Руководство жизненным правилом «Не высовывайся».
  9. Привычка, что в жизни все достается даром, убежденность, что больших денег честным трудом не заработать.
  10. Здоровье – не главная ценность в жизни.
  11. Забота об убогих и бедных.
  12. Вместо гуманизма предпочтение отдается жалости.

Простыми словами, в основе национального менталитета лежат стереотипы мышления, различные устоявшиеся особенности того или иного народа. 

Что такое ментальное здоровье

Речь идет о духовном или душевном уровне здоровья, свидетельствующем о психологической зрелости. Что есть здоровье ментального плана:

  1. целостность ума и тела;
  2. присутствие здоровой самокритики (я знаю, что такое хорошо и что такое плохо, соблюдаю закон и моральные принципы);
  3. постоянство собственной идентичности (я знаю, кто я, какой я, зачем я);
  4. отсутствие внутреннего напряжения (страхов, тревог, длительных психических страданий);
  5. гармония с собой и окружающим миром – удовлетворенность от отношений с людьми и внутри себя;
  6. способность планировать, ставить цели и идти к ним;
  7. хорошее настроение, оптимизм;
  8. контроль над своим поведением, способность осознанно менять его;
  9. спокойствие, уверенность.

Такая личность обладает высокой степенью стрессоустойчивости, поэтому легко адаптируется под изменения окружающей среды и успешно справляется с трудностями. Трудовая деятельность человека приносит ему удовольствие, а заодно являет собой качественный вклад в общество.

Менталитет — что это

Происходит термин от латинского слова «mens», что в переводе означает ум, образ мыслей, склад ума.

Поэтому ментальность обозначает целое мировоззрение какой-то определённой культуры. Она отражается во всех аспектах доступных человеку:

  1. интеллектуальном;
  2. эмоциональном;
  3. поведенческом;
  4. целостном восприятии мира.

Как можно описать отдельного человека, так и можно говорить об этнической группе в целом. То есть, это коллективная психика, которая была сформирована под воздействием общих факторов, например, государственной политики.

Менталитет отдельно взятого человека соткан из черт, которые перешли ему по наследству от родителей либо были обретены вследствие воспитания (что это такое?). Также изменения ментальности возможны за счет жизненных уроков либо нахождения в определённой узкой социальной группе (на работе, например).

Факторы формирования

  1. место рождения человека;
  2. воздействие социума;
  3. образование;
  4. вероисповедание.

Все эти причины играют важную роль в развитии личности (что это?), и нельзя выделить какую-то одну главную. Даже если какая-то из них отсутствует (например, образование или религия) – это тоже наложит значительный отпечаток на менталитет.

Если расписывать совокупность факторов, которые могут влиять на личность – это:

  1. унаследованные черты;
  2. целенаправленное воспитание родителей;
  3. мировоззрение родителей, в котором растёт ребёнок;
  4. выбор учебного учреждения;
  5. выбор социальных кругов общения: друзья, партнёры;
  6. работа;
  7. искусство (книги, фильмы, музыка, картины) – всё это тоже имеет больше влияние.

Обитатели ментала

Ментальный уровень, как и астральный, охватывает всё пространство. Поэтому каждое раздражение, в том числе и на других уровнях, отражается на нём. Деятельность ментала человеком воспринимается как процесс непринуждённого мышления – это могут быть любые мысленные образы, которые являются восприятием мыслеформ (обособленных объектов, находящихся в ментальном плане тонкого мира и не зависящих от людей). Иногда некоторые мыслеформы объединяются в более крупный вид, который последователи оккультизма называют эгрегором.

Что такое эгрегор? Это энергоинформативное создание, вызванное группой людей, типизированных по определённому признаку. Существуют религиозные эгрегоры: ислама, христианства, буддизма и так далее, эгрегоры наций (демоны империй), рода, семьи, профессии, дома. Мыслеформы и эгрегоры являются основными обитателями ментального уровня.

Факторы формирования менталитета

Традиционно принято выделять четыре фактора, сказывающихся на выработке данного понятия, а именно: природно-географические причины, социально-исторические аспекты, вероисповедание и образование. При этом перечисленные факторы детерминации мировоззрения неизменно перекрещиваются между собой. Помимо того, эти причины одновременно являются и сторонами, влияющими на их исторические трансформации.

Миропонимание охватывает систему ценностных ориентиров и целей конкретной личности в границах свойственных ей наборов убеждений.

Итак, среди основных детерминантов, определяющих формирование определенного типа менталитета, выделяют:

– индивидуальную эволюцию;

– мировоззрение родителей;

– биологические причины;

– влияние отдельных личностей: учителей, тренеров, друзей;

– социальные учреждения;

– литературные произведения, кинокартины, иные разновидности искусства, с которыми индивид знакомиться с детства.

Особенности менталитета человеческих особей наиболее выражены при воздействии стрессоров, когда возникает «противостояние целей».

Специфическое мировоззрение нации формируется на протяжении истории его становления. Менталитет нельзя относить к внешнему признаку народности. Так, например, крупный нос кавказцев, славянские русые волосы, узкие глаза якутов не являются особенностями национального менталитета, поскольку он взаимосвязи с внешними характеристиками не имеет, а определяется существом и совершенным содержанием нации.

Менталитет нации не приобретается единовременно и навсегда. Национальное мировоззрение формируется столетиями и характеризуется сравнительно константным и непрогрессивным содержанием. При этом мировосприятие способности упрочиваться, обогащаться и изменяться, не лишено.

Национальный менталитет не может обладать либо положительным содержанием, либо отрицательным. Иначе говоря, по характеру он не однотипный, поскольку включает позитивные аспекты и негативные стороны. Сам народ, замечая консервативность и нелепость некоторых элементов собственного мировосприятия, может освобождаться от них. Однако данный процесс является продолжительным, охватывающий большой период времени.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector