Обзор книги конрада лоренца «агрессия»

Содержание:

Portuguese[edit]

О взаимодействии сообществ

Лоренц подробно рассматривает, какие формы взаимосвязи между живыми существами бывают, и какими признаками они обладают:

  1. Анонимная стая – особи одного вида собираются в группу и действуют вместе. Такая форма – это одновременно и слабость, и сила. С одной стороны, большое сборище – это лёгкая добыча, а с другой, большая группа – это возможность отразить атаку врага. Например, хищным рыбам, которые привыкли охотиться на одиночные жертвы, трудно нападать на большую стаю маленьких рыб.

Автор говорит, что анонимное скопление – это первая форма сообщества, в которой нет структуры. Он предлагает рассмотреть, как в таком сообществе проявляется агрессия каждого отдельного члена стаи, всей стаи в целом, как она реагирует на внешнюю агрессию, и как на внутреннюю. Вообще же для стайных животных типично отсутствие каких-либо проявлений агрессивности, а вместе с тем и отсутствие индивидуальной дистанции.

  1. Связь между особями – когда есть личная связь, так называемые семейные узы, но нет личной привязанности. Лоренц называет это избирательным привыканием.
  1. Коллективная борьба одного сообщества против другого. Лоренц рассматривает ее на примере взаимодействия крыс. Внутри своего сообщества каждая особь внимательна и заботлива к окружающим, но к особям других сообществ агрессия достигает такого уровня, что может привести к убийству. При этом члены сообщества в большинстве не имеют личных связей, узнавание происходит по каким-то признакам (например, запаху).
  1. Межличностные отношения. В создании крепкой групповой связи участвует индивидуальность каждого её участника, происходит личное узнавание вне зависимости обстоятельств и места обитания. 

Лоренц говорит о пра-форме семьи, когда две особи живут вместе и заботятся о потомстве сообща. При этом происходит изменение реакций на внешние и внутренние раздражители. Поведение обоих партнёров становится очень идеализированным. Находится место ритуалу умиротворения (у людей это улыбка, например) именно благодаря тому, что рядом только один партнёр.

Вклады и наследие

С Николаасом Тинбергеном (слева), 1978 г.

Нико Тинберген назвал Лоренца «отцом этологии». Возможно, самым важным вкладом Лоренца в этологию была его идея о том, что модели поведения можно изучать как анатомические органы. Эта концепция лежит в основе этологических исследований. Однако Ричард Докинз назвал Лоренца «человеком хорошего вида», заявив, что идея группового отбора «настолько глубоко укоренилась» в мышлении Лоренца, что он «очевидно не осознавал, что его утверждения противоречат ортодоксальной дарвиновской теории ».

Вместе с Николаасом Тинбергеном Лоренц разработал идею врожденного механизма высвобождения для объяснения инстинктивного поведения ( фиксированных паттернов действий ). Они экспериментировали с « сверхнормальными стимулами », такими как гигантские яйца или фиктивные птичьи клювы, которые, как они обнаружили, могут высвобождать фиксированные паттерны действий более мощно, чем естественные объекты, для которых поведение было адаптировано. Под влиянием идей Уильяма Макдугалла Лоренц развил это в «психогидравлическую» модель мотивации поведения, которая имела тенденцию к идеям группового отбора , которые были влиятельными в 1960-х. Еще один его вклад в этологию — это работа по импринтингу . Его влияние на молодое поколение этологов ; и его популярные работы сыграли важную роль в привлечении внимания широкой общественности к этологии.

Лоренц утверждал, что существует широко распространенное презрение к описательным наукам. Он объяснил это отрицанием восприятия как источника всех научных знаний: «отрицанием, которое было возведено в статус религии». Он писал, что в сравнительном поведенческом исследовании «необходимо описывать различные модели движений, записывать их и, прежде всего, делать их безошибочно узнаваемыми».

В Австрии в честь Лоренца названы три исследовательских учреждения: Институт эволюции и когнитивных исследований имени Конрада Лоренца (KLI)

Видение проблем, стоящих перед человечеством

С Николаасом Тинбергеном (справа), 1978 г.

Лоренц предсказал связь между рыночной экономикой и угрозой экологической катастрофы. В своей книге 1973 года «Восемь смертных грехов цивилизованного человека» Лоренц обращается к следующему парадоксу:

Лоренц принимает экологическую модель, чтобы попытаться понять механизмы, стоящие за этим противоречием. Таким образом, «все виды … приспособлены к своей среде … включая не только неорганические компоненты … но и все другие живые существа, населяющие местность». стр.31.

В основе теории экологии Лоренца лежит функция механизмов отрицательной обратной связи , которые иерархическим образом подавляют импульсы, возникающие ниже определенного порога. Сами пороги являются продуктом взаимодействия противоположных механизмов. Таким образом, боль и удовольствие сдерживают друг друга:

В природе эти механизмы стремятся к «стабильному состоянию» среди живых существ в экологии:

Лоренц утверждает, что человечество — единственный вид, не связанный этими механизмами, единственный вид, который определил свою собственную среду:

Относительно агрессии у людей Лоренц заявляет:

Лоренц не считает независимость человека от естественных экологических процессов неизбежно плохой. Действительно, он заявляет, что:

Однако принцип конкуренции, типичный для западных обществ, исключает любую возможность этого:

В этой книге Лоренц предполагает, что лучшая надежда для человечества заключается в том, что мы ищем себе пару, основываясь на доброте их сердец, а не на внешности или богатстве. Он иллюстрирует это еврейской историей, явно описанной как таковой.

Лоренц был одним из первых ученых, осознавших важность перенаселения человечества. Смертельный грех номер один цивилизованного человека в его книге — перенаселение, которое ведет к агрессии.

Философские рассуждения

В своей книге 1973 года « За зеркалом: поиски естественной истории человеческого знания» Лоренц рассматривает старый философский вопрос о том, правильно ли наши чувства сообщают нам о мире таким, какой он есть, или предоставляют нам только иллюзию. Его ответ исходит из эволюционной биологии . Передаются только те черты, которые помогают нам выжить и размножаться. Если бы наши чувства давали нам неверную информацию об окружающей среде, мы скоро вымерли бы. Следовательно, мы можем быть уверены, что наши органы чувств дают нам правильную информацию, иначе мы не оказались бы здесь, чтобы нас обманули.

Определение и формула силы Лоренца

В школе очень часто показывают опыт с магнитом и железными опилками на бумажном листе. Если расположить его под бумагой и слегка потрясти, то опилки выстроятся по линиям, которые принято называть линиями магнитной напряженности. Говоря простыми словами, это силовое поле магнита, которое окружает его подобно кокону. Оно замкнуто само на себя, то есть не имеет ни начала, ни конца. Это векторная величина, которая направлена от южного полюса магнита к северному.

Если бы в него влетела заряженная частица, то поле воздействовало бы на него очень любопытным образом. Она бы не затормозилась и не ускорилась, а всего лишь отклонилась в сторону. Чем она быстрее и чем сильнее поле, тем больше на нее действует эта сила. Ее назвали силой Лоренца в честь ученого-физика, впервые открывшего это свойство магнитного поля.

Вычисляют ее по специальной формуле:

FЛ=qvB,

здесь q – величина заряда в Кулонах, v – скорость, с которой движется заряд, в м/с, а B – индукция магнитного поля в единице измерения Тл (Тесла).

Книги автора Конрад Лоренц

Агрессия, или Так называемое зло — Конрад Лоренц

13 августа 2017, 15:00

Жанр: Зарубежная психология, Зарубежная литература

+

Конрад Лоренц – выдающийся зоолог и зоопсихолог, философ и психолог, лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине, автор прошедших проверку временем книг «Год серого гуся», «Кольцо царя Соломона» и «Человек находит друга». «Агрессия, или Так называемое…

Человек находит друга — Конрад Лоренц

12 ноября 2013, 17:30

Жанр: Зарубежная прикладная и научно-популярная литература, Зарубежная литература

+

Только два вида животных стали членами домашнего круга человека не как пленники и были приручены не с помощью принуждения – собака и кошка. Их объединяют два момента – оба они хищники и у обоих человек использует их охотничьи способности. А во всем остальном, и главное – по характеру своих отношений с человеком, они разнятся между собой, как день и ночь. Нет другого животного, которое так кардинально изменило бы весь образ жизни, всю сферу своих интересов, стало бы до такой степени домашним, как собака; и нет другого животного, которое за долгие века своей связи с человеком изменилось бы так мало, как кошка.

Сила обаяния собаки заключена в глубине дружбы и крепости духовных уз, которые связывают ее с человеком, а очарование кошки объясняется как раз тем, что она не вступила с ним в тесный контакт, что она охотится в его конюшнях и амбарах с таинственной и недоступной даже тогда, когда нежно трется о ноги хозяйки или ублаготворено мурлычет у огня.

Выдающийся ученый и замечательный публицист Конрад Лоренц в своей книге «Человек находит дpуга» увлекательно рассказывает о наблюдениях над общением людей с собаками и кошками и взаимоотношениях «братьев меньших» между…

Восемь смертных грехов цивилизованного человечества — Конрад Лоренц

28 октября 2013, 17:18

Жанр: Прочая образовательная литература, Наука и Образование

Имя замечательного австрийского биолога и философа, лауреата Нобелевской премии Конрада Лоренца (1903-1989), его книги о животных известны во всем мире и хорошо знакомы нашим читателям. В данном издании собраны работы Лоренца, в которых он пытается найти ответ на самые острые проблемы социальной жизни, на проблемы глобального характера, перед лицом которых оказалось современное человечество, а также выявить те глубинные корни поведения людей и процесса человеческого познания, которые объединяют нас с «братьями меньшими». Две из трех работ Лоренца, вошедших в книгу, на русском языке публикуются впервые. Издание адресовано широким кругам…

Агрессия — Конрад Лоренц

28 октября 2013, 13:20

Жанр: Прочая образовательная литература, Наука и Образование

Конрад Лоренц (1903-1989) – выдающийся австрийский учёный, лауреат Нобелевской премии, один из основоположников этологии, науки о поведении животных.

В данной книге автор прослеживает очень интересные аналогии в поведении различных видов позвоночных и вида Homo sapiens, именно поэтому книга публикуется в серии «Библиотека зарубежной психологии».

Утверждая, что агрессивность является врождённым, инстинктивно обусловленным свойством всех высших животных – и доказывая это на множестве убедительных примеров, – автор подводит к выводу;

«Есть веские основания считать внутривидовую агрессию наиболее серьёзной опасностью, какая грозит человечеству в современных условиях культурноисторического и технического развития.»

На русском языке публиковались книги К. Лоренца: «Кольцо царя Соломона», «Человек находит друга», «Год серого…

Кольцо царя Соломона — Конрад Лоренц

4 октября 2013, 01:03

Жанр: Прочая образовательная литература, Наука и Образование

Автор – современный учёный, лауреат Нобелевской премии, один из основоположников науки о поведении животных – этологии.

Неоценимое достоинство книги Конрада Лоренца, написанной четверть века назад и пользующейся неизменной популярностью, состоит в том, что она живо, просто и доступно рассказывает о научном поиске, пробуждая в читателе стремление к глубокому познанию окружающего нас мира.

РИСУНКИ…

Этология по Лоренцу

Проводя много времени с дикими и домашними животными ещё в детстве, он уже в те годы обнаружил наличие у животных, в первую очередь у наблюдаемых им птиц, наличие социальных моделей поведения, таких как узнавание, запечатление и обучение. Он заметил, что вылупившиеся птенцы запоминают место, где они родились, внешний вид, запах и голос матери и другие внешние признаки среды. Если птенец вместо матери-птицы видит перед собой человека, то он начинает воспринимать его как маму.

Данное явление называется импринтингом. Лоренц выяснил, что в равной мере оно присутствует и у человека. Дальнейшие его исследования показали, что инстинкты не являются только лишь реакцией на внешние раздражители: они формируются прежде всего за счёт внутренних побуждений.

К примеру, если убрать все раздражающие факторы, вызывающие агрессию, то агрессия у организма никуда не исчезнет, она только будет копиться, пока не выплеснется по какому-нибудь ничтожному поводу. Этот процесс лежит в основе так называемой кабинетной лихорадки – психического расстройства, происходящего при длительном нахождении группы людей в закрытом помещении (например, в тюремной камере или отсеке подводной лодки).

Если же агрессия вызвана неким внешним раздражителем, то нередко она направлена не на сам раздражитель, а на более доступные объекты – например, на случайных людей, «попавшихся под руку», или на неодушевлённые предметы.

Внутренняя природа агрессии также имеет отношение к морали. Лоренц заметил, что животные, имеющие от природы сильное вооружение (мощные рога, когти, острые зубы и др.), обладают также врождённой моралью – инстинктивным запретом на использование этого вооружения во внутривидовых столкновениях, особенно если побеждённый демонстрирует покорность. А животные, у которых природное вооружение слабое, такой врождённой морали не имеют.

Человек по своей природе относится к слабо вооружённым существам, поэтому его врождённые моральные устои очень слабые. Изобретение оружия, особенно огнестрельного, становится губительным для человеческого существования: человек получает в своё распоряжение искусственно созданное смертоносное оружие, но при этом его мораль остаётся на прежнем уровне. Это порождает геноцид, кровавые диктатуры, крупные военные преступления.

Главной проблемой современного человека, считал Лоренц, является его отрыв от природы. Городская цивилизация ХХ века, по его словам, не соответствует природным механизмам существования человека. Этому он посвятил отдельную книгу, в которой перечислил «восемь грехов» современного человека:

  • Перенаселение;
  • Опустошение жизненного пространства;
  • Высокий темп жизни;
  • Нетерпимость к дискомфорту;
  • Генетическое вырождение;
  • Разрыв с традициями;
  • Индоктринируемость, некритическое восприятие информации;
  • Угроза ядерного оружия.

При этом ядерная угроза понимается им как наименее опасный «грех», поскольку для его устранения достаточно лишь отказаться от ядерного оружия.

Каждый из этих «грехов» порождает массу проблем. К примеру, перенаселение приводит к необходимости поддерживать близкие контакты с большим числом людей, но человеческая память не рассчитана на запоминание более чем нескольких десятков людей. Современная цивилизация призывает к проявлению сострадания ко всем без исключения, а это может оказаться губительным, поскольку сострадание проявляется и к криминальным элементам.

Слишком большое количество информации приводит к тому, что человек утрачивает критическое мышление и начинает верить всему подряд. В традиционном обществе неким противовесом этому были хотя бы традиционные убеждения – религия, мифология. С утратой религии человек утратил и критерии выбора информации.

Религия, по мнению Лоренца, противоречит научному познанию, однако в своё время она оказалась эволюционно необходима человечеству, поскольку позволяла выжить. Поэтому учёный считал, что полный отказ от неё нежелателен.

Теория Лоренца позволяет объяснить явление сублимации. Так психологи называют перевод негативных переживаний в общественно приемлемую форму – творчество, физические упражнения, спортивные состязания и др. Таким образом, присущая индивиду внутренняя агрессия находит выход, не причиняя время тем, кто в ней не виноват.

Объясняет она и увлечение психоактивными веществами, в том числе наркотиками. Ведь одна из главных причин их употребления – стремление осилить и обработать огромное количество информации.

Режим прозвонки

Чтобы проверить работоспособность лампочки, достаточно знать, как прозвонить обычную электроцепь. Для этого переключатель устанавливают в режим «прозвона» – в положение с символом диода.

Затем одним щупом касаются центрального контакта цоколя, вторым – боковой поверхности с резьбой. Сигнал сработает, если сопротивление меньше 50–70 Ом. Это указывает на хорошую электропроводимость цепи и означает, что лампочка исправна.

Безопасное русло, или что делать с агрессией?

Лоренц определяет несколько способов направить агрессивное напряжение в нужное русло. Одним из гениальнейших инструментов эволюции он называет переориентацию нападения. То есть, агрессия направляется не на того, кто ее спровоцировал, а на того, кого бить безопасно.

Еще есть ритуализация – повторение одних и тех же действий при возникновении определённых ситуаций, когда нужно защитить себя или потомство. Все участники ритуала выучивают эту последовательность действий и понимают, что она означает.

При частом использовании ритуализация превращается в инстинкт самосохранения, который передаётся по наследству генетически. Врождённые ритуалы тормозят агрессию и развивают социальное поведение.

Ритуал может переходить не только в инстинкт. У людей ритуалы становятся традицией, которая передаётся от поколения к поколению через обучение. Среди животных такое тоже случается, но относительно редко.

Автор много пишет о взаимосвязи ритуала, привычки, обычая и традиции. Например, если меняется привычка, то обычно это изменение несёт лёгкую тревожность и возбуждение из-за новизны, но в целом не меняет картину мира. А вот если меняется обычай или традиция, то это, в зависимости от культуры и глубины традиции, может вызвать сильный всплеск агрессии. Лоренц пишет об этом так:

«Любое отклонение от форм общения, характерных для определённой группы, вызывает агрессию, и потому члены такой группы оказываются вынуждены точно выполнять все нормы социального поведения. С нонконформистом обращаются так же скверно, как с чужаком».

Причина в том, что привычку человек формирует сам или научается от другого человека, а обычай или традиция формируются десятилетиями, передаются от значимой личности, и уже никто не помнит, откуда они взялись. Нужны годы, чтобы повторяющееся действие стало символизировать что-то, как трубка мира, например. Переломить эти глубинные установки очень трудно.

Может ли уровень образования быть решающим фактором?

Есть такой миф, что люди без высшего образования не смогут иммигрировать в Канаду. Я хочу сказать, что это бред, ерунда и неправда. Давайте в системе Express Entry посмотрим таблицу распределения баллов в зависимости от образования. 

Продолжение !

Канадский посол и представители колледжей поделились ценной информацией

Хотите иммигрировать в Канаду, но не знаете с чего начать?

Пройдите бесплатную оценку шансов с помощью искусственного интеллекта, который проанализирует все доступные способы и скажет стоит ли вам тратить время.

Биография

Замечание 1

Лоренц родился $18$ июля $1853$ года в городе Арнем, Голландия.

Он был сыном Геррита Фредерика Лоренца и Гертруды ван Гинкго. Его мать умерла, когда Лоренцу было не более четырех лет.

Лоренц посещал начальные и средние школы в Арнем и всегда был первым в своем классе. С раннего возраста он был привлечен к физической науке, хотя он также с интересом читал викторианские романы. Он необыкновенно быстро овладевал иностранными языками. Несмотря на то, что Лоренц вырос в протестантских кругах, он был вольнодумцем в религиозных вопросах; он регулярно посещал местную французскую церковь, для улучшения своего французского языка. Хендрик считался одаренным учеником. В возрасте $9$ лет, он был уже в состоянии освоить использование таблицы логарифмов.

К тому времени, Лоренц поступил в Лейденский университет в $1870$ году, его основными интересами были математика и физика. Он сблизился с профессором астрономии Фредериком Кайзером и посещал его лекции по теоретической астрономии с большим интересом. Уже в $1875$ году, в возрасте $22$ лет он получил докторскую степень за работу над совершенствованием теории электромагнетизма Максвелла. В $1878$ году он стал профессором в университете Лейдена, в том числе вновь созданной кафедры теоретической физики. Ему было всего $24$ года в то время. В течение следующих $20$ лет, Хендрик посвятил свое время тихим и почти изолированным исследованиям. Он держал себя в курсе последних публикаций в области физики без фактического установления личных контактов с другими физиками за рубежом.

В $1881$ году Лоренц женился на Катарине Кайзер, племяннице учителя Фредерика Кайзера.

В $1912$ году он ушел из Лейдена, приняв должность директора Института в Гарлеме. Тем не менее, до конца своей жизни Лоренц читал лекции в университете.

В $1917$ году Лоренц выиграл медаль Франклина и в следующем году он был награжден медалью Копли.

Лоренц был членом Британского королевского общества и других научных ассоциаций. Он также был избран членом Королевского общества Эдинбурга в $1920$ году.

В $1925$ году, Королевская голландская академия искусств и наук учредила медаль его имени. Эта научная премия в области теоретической физики присуждается каждые четыре года.

Замечание 2

Хендрик (Гендрик) Антон Лоренц умер $4$ февраля $1928$ года в Гарлеме, в возрасте $74$ лет.
В похоронах приняли участие несколько коллег Лоренца, а также выдающихся физиков со всего мира и даже, сэр Эрнест Резерфорд, который представлял Королевское общество.

Импринтинг

Однако это не означает, что среда не играет никакой роли, что демонстрирует открытое Лоренцом явление импринтинга. Суть его состоит в том, что вылупившиеся из яйца утята (а также другие птицы или новорожденные животные) считают своей мамой первый движущийся объект, который они видят, причем даже не обязательно одушевленный. Это влияет на все их последующее отношение к этому объекту. Если птицы в течении первой недели жизни были изолированы от особей своего вида, но находились в обществе людей, то они в дальнейшем предпочитают общество человека своим сородичам и даже отказываются от спаривания. Импринтинг возможен только во время краткого периода, но он необратим и не угасает без дальнейшего подкрепления.

Поэтому все то время, пока Лоренц исследовал уток и гусей, птицы ходили за ним следом.

Похожее

  • Все погибшие «за родину» отдавали свою жизнь за глупости, ошибки или капризы режима
    Александр Невзоров
    Режим может быть сколь угодно глуп, злобен и губителен. Он может плескаться в «крови и гное народа», насиловать, унижать и убивать миллионы своих подданных. Но если он умеет показывать один-единственный фокус, то убиваемое и насилуемое население всегда будет ему благодарно. От режима требуется всего лишь суметь прикинуться «родиной». Сделать это не просто, а очень просто.

  • Когда раздается: «Наших бьют!»
    Александр Марков
    Палеонтолог Александр Марков о гуманизации человечества и об инстинкте объединения против врагов.

  • Почему люди постоянно воюют и сколько это будет продолжаться

    Почему из всех животных воюют друг с другом только люди? Это потому, что мы такие умные? Или, наоборот, мы стали такими умными, потому что были агрессивными? Или некоторые животные тоже могут под настроение истреблять себе подобных? Попробуем мирно разобраться.

  • Спорт — имитация войны
    Леонид Радзиховский

    Лозунг мирового олимпийского движения: «О, спорт — ты мир!» Мне кажется, что это не просто красиво-пустые слова. Спорт — мир, в том смысле, что он — имитация войны. В случае спортивных битв слова Оруэлла «Война — это мир» соответствуют действительности.

  • Война — естественное проявление коллективизма?
    Александр Марков

    Ранее считалось, что военные рейды на территорию соседней группы с целью убийства или запугивания иноплеменников характерны только для людей и их ближайших родственников — шимпанзе. Теперь выяснилось, что сходное поведение встречается и у паукообразных обезьян, обитающих в лесах Центральной Америки. В отличие от шимпанзе и людей, у паукообразных обезьян ни в одном из семи зарегистрированных рейдов дело не доходило до убийства.

  • Храм на крови

    Место церкви в современном обществе: в душах людей или в коридорах власти? Ради чего церковь забывает о своем предназначении? В программе Александра Подрабинека «Дежавю» протоиерей Александр Борисов, этнограф Ахмет Ярлыкапов, историк Ирина Карацуба.

  • Человеческая агрессивность имеет глубокие эволюционные корни
    Александр Марков

    биологи реконструировали эволюционную историю летальной внутривидовой агрессии у млекопитающих, сопоставив данные о причинах смерти у 1024 видов со структурой эволюционного дерева. Оказалось, что в данных по уровню агрессии есть «филогенетический сигнал», то есть виды отчасти наследуют свою агрессивность от видов-предков. Это позволяет предсказать для каждого вида ожидаемый уровень агрессивности на основе его положения на эволюционном дереве, а затем сравнить с эмпирически установленным. Люди относятся к одной из самых агрессивных ветвей млекопитающих. Ожидаемый уровень летальной агрессии для Homo sapiens, рассчитанный на основе нашего положения на эволюционном дереве, составляет около 2% (два убийства на каждую сотню смертей).

  • Строевой шаг поднимает моральный дух

    Ученые согласились с военными в том, что синхронный строевой шаг не только укрепляет дисциплину, но и поднимает моральный дух человека.

  • Самооценка

    Многие убеждены, что самооценка влияет на состояние психического здоровья человека, поэтому нет ничего удивительного в том, что люди стараются повысить её любым способом. А большинство американцев уверено, что высокое мнение о себе — залог успеха и процветания, и наоборот — заниженная самооценка лежит в основе многих личных и, как следствие, общественных проблем.

  • Надежда на размножение побуждает самцов шимпанзе исполнять «воинский долг»

    Антропологи выяснили, что границы территории группы у шимпанзе защищают не только самцы с высоким рангом или те, у кого есть детеныши (то есть те, кому есть что терять), но и одинокие самцы, которые таким образом повышают свои шансы обзавестись потомством.

Далее >>>

Биография

Детство

Конрад Лоренц родился 7 ноября 1903 в Вене (Австрия), в семье успешного врача Адольфа Лоренца, жил в городе Альтенберґ. Отец будущего ученого построил богатый, но лишен художественного вкуса особняк, который был украшен большого размера статуями в античном стиле и живописными полотнами от пола до потолка. Именно здесь и проходило детство Конрада. Однако большую часть свободного времени парень пытался проводить вне дома в окрестностях Альтенберге. Тогда, по словам самого Лоренца, он проникся «чрезмерной любовью к животным». Он собирает коллекцию птиц и млекопитающих, и устраивает настоящий зоопарк. Некоторые животные живут даже в самом особняке. Конрад с интересом наблюдает за ними и замечает много особенностей их поведения, которые в дальнейшем он объяснит в своих работах.

Лоренца воспитывали в лучших традициях европейской культуры. Получив базовое образование в частной школе, он вступает в очень престижной гимназии «Шоттенгимназиум», в стенах которой зародился его интерес к теории Дарвина и принципов эволюции. Конрад хочет посвятить себя биологии и палеонтологии, однако, по требованию своего отца, он поступает на медицинский факультет Венского университета.

Начало научной карьеры

У Конрада Лоренца не было большого желания становиться врачом, но в университете преподавали выдающиеся биологи, лекции которых он с удовольствием посещал. Получив диплом врача, Лоренц не наступает медицинской практики, зато посвящает себя изучению поведения животных.

Большое значение для Лоренца мало стажировку в 20-е годы в Англии, под руководством выдающегося биолога и мыслителя Джулиана Хаксли (первый директор ЮНЕСКО, брат Олдоса Хаксли). Вернувшись в Австрию, Лоренц начал по наблюдению за поведением птиц, в дальнейшем распространив их и на других животных. Еще в детстве, наблюдая за утками, он заметил, что они способны передавать друг другу знания, полученные путем обучения. Для тогдашней науки это явление было полной неожиданностью и впоследствии получило название импринтинг. Лоренц успешно защищает диссертацию, которая была посвящена инстинктам и в 30-е годы становится одним из признанных лидеров учение об инстинктах.

Во второй половине 30-х годов Конрад Лоренц познакомился со своим будущим учеником и единомышленником Тинберген. Как сказал потом Лоренц, их взгляды «сбежались к неправдоподобного степени».

Участие в войне

После поглощения Австрии Третьим Рейхом Лоренц остался без работы. И хотя благодаря помощи друзей Лоренц получил приглашение в Кенигсбергский университет (ныне РГУ им. Канта, Калининград) на кафедру психологии им. Канта, эта престижная кафедра не давала ему возможности работать с животными.

10 октября 1941 Лоренц был мобилизован в немецкую армию, как военный врач. И хотя ему никогда не приходилось раньше заниматься медицинской практикой, он вынужден был делать даже хирургические операции, — в полевых условиях и в госпитале в Беларуси.

Отношение к нацистской партии

Конрад Лоренц никогда не отрицал, что был членом нацистской партии, в которую он вступил в 1938 году. Но после войны он полностью изменил свои взгляды. Позже он комментировал это так: «много признанных ученых, как и я, короткое время надеялись на положительное от наци. И многие быстро отвернулся от них с ужасом, так же как и я ». В нескольких публикациях Лоренца, написанных в начале войны, имели место некоторые евгенические взгляды, за которые он публично извинился при получении Нобелевской премии.

Биографические вехи Конрада Лоренца

Родился Конрад Лоренц в Вене. Его отцом был известный ортопед. Конрад был поздним ребёнком в семье – отцу в момент его рождения было почти пятьдесят.

В детстве Лоренц дружил с Карлом Поппером, который в будущем стал известным социологом. Конрад Лоренц ходил в народную школу, потом в Шотландскую гимназию, после чего поступил в Венский университет. Там он изучал медицину и готовился стать врачом, по настоятельному совету отца. Однако гораздо большей его страстью являлась биология. В особенности он увлёкся зарождающейся тогда этологией – наукой о поведении животных. Любовь к дикой природе у Лоренца пробудилась с детства, позднее он даже называл её «чрезмерной».

Тем временем к власти пришли нацисты, которые захватили и Австрию. Конрад, уже являвшийся естествоиспытателем и врачом, с удовольствием вступил в нацистскую партию. В своих воспоминаниях он, однако, называл этот шаг роковой ошибкой. Ему нравились «напористость» фашистских властей и их стремление к активным действиям, и ему казалось, что своими исследованиями он в будущем сможет наставить этих людей «на истинный путь». Будучи молодым биологом, он разделял некоторые идеи нацистского учения, однако впоследствии отрёкся от них.

Когда началась война, нацисты отправили его на Восточный фронт в качестве военного врача. Лоренц, естественно, в боях не участвовал, он лишь работал в лазаретах. Тем не менее, перелом в Великой Отечественной войне привёл к массовым захватам немцев в советский плен; стал военнопленным и Лоренц.

Оказавшись в лагере, учёный увидел самое «дно» войны, что ещё сильнее заставило его пересмотреть свои взгляды. Однако медицинское образование и добросовестное поведение обеспечили ему гораздо лучшую участь, чем можно было ожидать. В советской армии наблюдался острый недостаток врачей, и Конрада определили лагерным медиком.

Отправили его в лагерь в Армении, который отличался достаточно мягкими условиями содержания; кроме того, это был тёплый и солнечный край. Лоренц искренне радовался, что его не отправили в Сибирь, как многих других военнопленных, где условия содержания были куда более суровыми и узники были практически обречены на смерть.

Даже сотрудники армянского лагеря были людьми добродушными и интеллигентными. Среди них выделялись ортопед Осип Григорьян и капитан Карапетян – штатный переводчик. Они стали настоящими друзьями. С их помощью Лоренц составил прошение о помиловании, благодаря которому он и был отпущен на свободу в 1947 году. Осип Григорьян, кроме того, был знаком с трудами отца Лоренца.

Через много лет состарившийся уже Лоренц, спокойно живя в своём доме в Вене, получил на день рождения ворох поздравительных телеграмм. И автором одной из них был тот самый капитан Карапетян.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector