Культурно-историческая теория л.с. выготского и современная психология
Содержание:
- Концепция культурно-исторических типов
- Роль родителей
- Этапы созревания личности
- Соотношение обучения и развития
- Сущность культурно-исторической теории развития психики
- Как приготовить суп с фрикадельками — 15 разновидностей
- Соотношение обучения и развития
- Особенности лечения
- Психологическая теория деятельности
- Кризисы и стабильные периоды
- Эволюционистская теория культуры
- Задачи теории Выготского
Концепция культурно-исторических типов
Главным трудом Данилевского является произведение «Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому». Работа опубликовалась в журнале «Заря» $1869 – 1871$ гг.
В данной работе представлена мысль Данилевского о культурно-исторических типах.
Теория Данилевского основывалась на исследования его предшественников циклической концепции развития культуры Д. Вико, И.Г. Гердера, Р.Ю. Виппера, Г. Лампрехта.
Данилевский, как никто другой, с особой страстью и рвением продолжил отстаивать правомерность циклической модели развития культуры, опираясь на злободневный политический материал.
Роль родителей
Человек не может нормально развиваться без помощи старшего представителя. Именно полученные знания и опыт определяют психологию в будущем
Важно проводить обучение так, чтобы всегда был стимул развиваться и использовать свои умения в будущем. Знания должны быть полезными. Лев Семенович часто использует выражение «зона ближайшего развития», определяя ее как сферу жизни, которую малыш может постичь
В детстве все обучение происходит при участии родителей. Далее, в игровой форме, дети учатся делать это сами. А уже позже пользуются своими знаниями в жизни без вмешательства посторонних.
Выготский утверждал: все высшие функции повторяются дважды.
- В детском возрасте с участием взрослых, как социальные.
- В зрелые годы осознанно, как внутренние.
То есть старшее поколение является проводником в социальной среде для младших. Прививая культурные ценности и знания, накопленные веками, взрослые формируют психику детей. Это длительный процесс, занимающий десятилетия. При этом, ученый заметил: не только родители оказывает влияние на ребенка, но и малыш на них. Чаще всего дети руководят взрослыми, а не наоборот.
Этапы созревания личности
Индивидуальность, разум и психика не даются от рождения, они формируются при помощи неразрывных связей с окружающим миром, под влиянием культуры сообщества. Личность не строится постепенно и плавно, а преодолевает ступени, что предполагает взлеты и кризисы.
В своем становлении общество проходит все исторические стадии. Например, так же, как и первые люди, сначала учатся выражать свои мысли жестами, затем рисунками, а потом отдельными словами и фразами. Иногда наступает кризис. Освоенная новая информация заставляет переосмыслить прошлый опыт. Это может быть болезненным этапом, стартом иной жизни с другими представлениями. Кризисы невозможно избежать. Они должны присутствовать для формирования полноценной личности. То, как ребенок переживает эти моменты, является отражением его воспитания и действий родителей.
Однако развитие и обучение неравнозначные понятия. По Выготскому обучаться дети должны раньше, чем развиваться. Обучение заключается в специально организованном общении. Развитие – это процесс приобретения новых качеств, а обучение – внутренняя необходимость освоения истории и культуры общества.
К сожалению, Выготский слишком рано умер и не успел завершить свой труд. Тем не менее, работы ученого заложили фундамент для дальнейшего изучения проблем становления психики человека. На основе его теории культурно-исторического развития было создано множество научных исследований. Выготский увидел явную неразрывную взаимосвязь между душой и телом, а это значит, что человек не может полноценно состояться вне цивилизации и социума.
— Пирамида потребностей Маслоу
— Модель развития личности Эрика Эриксона
16 марта 2020
Соотношение обучения и развития
Развитие – это процесс количественных и качественных изменений организма, нервной системы, психики, личности. Обучение – это процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта, организация усвоения знаний, умений и навыков.
Выготский выделил и обобщил следующие наиболее широко распространенные точки зрения на вопрос о соотношении обучения и развития:
- Обучение и развитие – два независимых друг от друга процесса. Развитие рассматривается как процесс, протекающий по типу созревания, а обучение — как чисто внешнее использование возможностей развития. Обучение надстраивается над развитием и ничего не меняет в нем по существу. При анализе умственного развития стараются разделить то, что идет от развития, и то, что идет от обучения.
- Обучение и развитие – два тождественных процесса. Шаг в обучении соответствует шагу в развитии. Ребенок развит настолько, насколько обучен.
- Обучение и развитие – тесно связанные между собой процессы. Развитие понимается дуалистически: есть развитие как созревание и есть развитие как обучение. С одной стороны, развитие мыслится как процесс, не зависимый от обучения. С другой стороны, обучение, в ходе которого ребенок приобретает новые формы поведения, отождествляется с развитием. Развитие (созревание) подготавливает и делает возможным процесс обучения, а обучение как бы стимулирует процесс развития (созревания). Процессы обучения и развития разводятся, и одновременно устанавливается их взаимосвязь.
Этим теориям Выготский противопоставляет свою, согласно которой обучение и развитие — не два независимых процесса или один и тот же процесс; существует «единство, но не тождество процессов обучения и внутренних процессов развития «. По мнению Выготского, неверно ни отождествлять процессы обучения и развития, ни предполагать, что процесс развития совершается независимо от процесса обучения. Он утверждает, что между обучением и развитием существуют сложные отношения.
Сущность культурно-исторической теории развития психики
Определение 1
Культурно-историческая теория развития психики – это теория, разработанная Выготским и рассматривающая в качестве главного объекта изучения высшие психические функции человека.
Деление на низшие психические функции, одинаковые у животных и человека (например, ощущения) и высшие специфические человеческие психические функции (абстрактное мышление, логическая память, внимание и др.) было первоначально введено в научную психологию В. Вундтом
Он утверждал, что высшие функции могут быть изучены не в экспериментальной психологии, а путем исторического анализа различных народных сказок, обычаев, ритуалов и т. д.
Теория Выготского придерживалась противоположного подхода. По его мнению, высшие психические функции (человеческий разум) должны стать предметом изучения экспериментальной психологии. Психология должна создать новую методологию экспериментальных исследований, новые теоретические инструменты (концепции и принципы).
Выготский объяснил, что высшие психические функции закрыты для непосредственного исследования традиционными экспериментальными методами. Для их исследования требуется новый, иной вид методологии – генетический подход. В этой ситуации традиционные, классические, количественные методы не действуют и должны быть заменены качественными. Понять психическую функцию – значит восстановить как теоретически, так и экспериментально весь процесс ее развития в филогенезе и онтогенезе.
Однобокость и ошибочность традиционного понятия о высших психических функциях заключаются, главным образом, в неспособности понять, что они появились в результате исторического развития, в одностороннем рассмотрении их как естественных процессов и образований, в слиянии и неразличении природного и культурного, сущностного и исторического, биологического и социального в психическом развитии.
Проще говоря, при таком положении дел сам процесс развития сложных и высших форм поведения оставался необъясненным и методологически нереализованным.
Ключевое слово здесь – «развитие». Результаты развития становятся доступными для анализа через теоретическую и экспериментальную реконструкцию всего процесса формирования чего-либо. Для Выготского предметом теории были не «высшие психические функции» как таковые, а сам процесс их развития. Культурно-историческая теория была теорией происхождения и развития высших психических функций.
Соответственно, каждое понятие и принцип культурно-исторической теории относится к определенному аспекту сложного процесса развития высших психических функций. Роль, место и взаимосвязь всех понятий и принципов в рамках теории становятся ясными с точки зрения происхождения и развития высших психических функций.
Однако появляется вопрос: а что такое развитие? На каком понимании развития основывается культурно-историческая теория?
Определение 2
По мнению Выготского, развитие – это не просто изменение, не органический рост или созревание и не совокупность количественных изменений. Развитие представляет собой сложный процесс качественного изменения, перестройки определенной системы.
Психологическая теория может стать теорией развития, когда она представляет собой систему понятий и принципов, которые объясняют основные аспекты процесса развития. К таким аспектам относится:
- характер развития;
- источники развития;
- движущие силы развития;
- особенности развития;
- результаты развития;
- основной закон (законы) развития.
Суть методологической альтернативы, предложенной Выготским, заключалась в том, что в культурно-исторической теории основные понятия связаны между собой и теоретически отражают эти аспекты развития.
Как приготовить суп с фрикадельками — 15 разновидностей
Соотношение обучения и развития
Процесс обучения, с точки зрения Л.С. Выготского, понимается как коллективная деятельность, происходящая в сотрудничестве между взрослым и ребенком на позиции «равных». Развитие внутренних индивидуальных, свойств личности ребенка имеет ближайшим источником его сотрудничество (в самом широком смысле) с другими людьми. Согласно позиции Л.С. Выготского, социальный мир и окружающие взрослые не противостоят ребенку и не перестраивают его природу, но являются органически необходимым условием его человеческого развития. Ребенок не может жить и развиваться вне общества, он изначально включен в общественные отношения, и чем младше ребенок, тем более социальным существом он является.
Идея Выготского о значении зоны ближайшего развития в жизни ребенка позволила завершить спор о приоритетах обучения или развития: только то обучение является хорошим, которое упреждает развитие, то есть обучение должно идти впереди развития и являться его источником. Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни много других функций, лежащих в зоне ближайшего развития. Обучение может ориентироваться на уже пройденные циклы развития — это низший порог обучения, но оно может ориентироваться на ещё не созревшие функции, на ЗБР, — это высший порог обучения; между этими порогами и находится оптимальный период обучения. ЗБР даёт представление о внутреннем состоянии, потенциальных возможностях развития ребенка и на этой основе позволяет дать обоснованный прогноз и практические психолого-педагогические рекомендации об оптимальных сроках обучения как для множества детей, так и для каждого отдельного ребёнка. Определение актуального и потенциального уровней развития, а также ЗБР составляет то, что Л.С. Выготский называл нормативной возрастной диагностикой, в отличие от симптоматической диагностики, опирающейся лишь на внешние признаки развития. В этом аспекте зона ближайшего развития может быть использована как показатель индивидуальных различий детей. В отечественной психологии утверждается точка зрения, сформулированная Л.С. Выготским и разделяемая все большим количеством исследователей. Согласно этой точке зрения, обучение и воспитание играют ведущую роль в психическом развитии ребенка. Ученый считал, что ЗБР определяет психические функции, находящиеся в процессе созревания. Она связана с такими фундаментальными проблемами детской и педагогической психологии, как возникновение и развитие высших психических функций, соотношение обучения и умственного развития, движущие силы и механизмы психического развития ребёнка. Зона ближайшего развития — следствие становления высших психических функций, которые формируются сначала в совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми, и постепенно становятся внутренними психическими процессами субъекта .
Особенности лечения
Лечение синдрома запястного канала проводится врачом-неврологом. Оно должно начинаться с определения причины сдавливания нерва. Ведь без ее устранения все терапевтические меры будут только временно снимать симптомы. Поэтому основным методом лечения туннельного синдрома будет изменение образа жизни пациента, возможно, даже смена профессиональной деятельности.
Нужно стараться предотвратить факторы, вызывающие ущемление нерва. Например, гормональные противозачаточные таблетки, которые могут привести к отекам, лучше заменить на другие методы контрацепции. При нарушениях кровообращения назначаются сосудистые препараты, например, «Трентал» или никотиновая кислота. Для снятия отеков нужны диуретики – «Фуросемид», «Верошпирон». В качестве вспомогательной терапии назначают средства, помогающие снять спазмы мышц – «Мидокалм», витаминные препараты – «Нейрорубин».
Кроме того, часто применяются лекарственные препараты для снятия боли и воспаления, физиотерапевтические процедуры, лечебная гимнастика. В большинстве случаев такое комплексное лечение помогает избавиться от болей и устранить ущемление нерва. И только при серьезном перерождении поперечной связки запястья, а также, если консервативная терапия не помогает, назначается операция.
Инъекции кортикостероидов и обезболивающих помогают снять болевые симптомы
Как снять боли
Основной целью лечения на начальном этапе является облегчение болей и избавление от неприятных ощущений. Конечно, при устранении причины ущемления нерва они исчезнут сами собой. Но часто боли настолько сильные, что не дают пациенту нормально выспаться, выполнять привычные действия и даже просто обслуживать себя. Как лечить заболевание в этом случае, подскажет врач-невролог.
Еще статья:Гигрома на внутренней стороне запястья
Можно попробовать снять боль, интенсивно растирая область на предплечье возле локтя. Но более эффективны другие методы, связанные с медикаментозным лечением:
- быстро снимают боль инъекции «Лидокаина» с «Кортизоном» или «Дипроспаном»;
- часто назначают таблетки «Аспирина», «Диклофенака», «Ибупрофена», «Мовалиса»;
- пакет со льдом или мокрые салфетки, которые полежали немного в холодильнике, помогают уменьшить болевые ощущения.
Физиотерапевтическое лечение
Эффективно назначение различных физиопроцедур. Они помогают снять спазмы, улучшить кровообращение и обменные процессы, восстановить нервно-мышечную проводимость. При туннельном синдроме чаще всего назначают такие процедуры:
- электрофорез с никотиновой кислотой;
- фонофорез с «Гидрокортизоном»;
- грязелечение;
- лазеролечение;
- парафиновые аппликации;
- бальнеотерапия;
- компрессы с «Димексидом»;
- массаж;
- мануальная терапия.
Применение различных физиопроцедур ускорит выздоровление
Лечебная физкультура
Для улучшения кровообращения, предотвращения атрофии мышц и улучшения эластичности связок очень эффективна лечебная физкультура. Специальные упражнения для запястий несложные, занимают немного времени, поэтому делать их можно даже в перерыве на работе. Лучше всего заниматься несколько раз в день. Каждое упражнение выполняется не менее 10 раз. Можно сделать несколько подходов, но не стоит доводить до появления неприятных ощущений. Чаще всего рекомендуются такие упражнения:
- опустить руки вниз и встряхивать кисти;
- сжимать и разжимать кулаки, сильно напрягая мышцы;
- выполнять вращение кистями сначала в одну, потом в другую сторону;
- руки поставить перед грудью, надавить ладонью одной руки на пальцы другой, чтобы они отклонились наружу, потом руки поменять;
- широко развести все пальцы, напрячь их и остаться в таком положении не менее 10 секунд;
- одной рукой отводить большой палец другой руки насколько это возможно наружу;
- сжимать кистью маленький резиновый мячик.
При назначении лечения врач обязательно порекомендует специальные упражнения
Оперативное лечение
Бывает так, что консервативная терапия не приносит положительных результатов. Это случается у пожилых пациентов или при запущенной форме заболевания. В этом случае, чтобы не допустить необратимого поражения нерва, проводится оперативное лечение. Операция заключается в рассечении ладонной связки. Это помогает добиться увеличения просвета канала и снижения давления на нерв. Такое лечение приводит к излечению 90% пациентов.
Сейчас чаще всего операция проводится малоинвазивным способом. Ее можно делать в амбулаторных условиях, а пациент после нее уходит домой. Повязка на кисти остается несколько дней. Но уже с первого дня нужно выполнять процедуры для восстановления подвижности. При условии соблюдения всех рекомендаций уже через 3 месяца пациент может вернуться к обычной деятельности, так как функции пальцев восстанавливаются на 75%. Через полгода последствия операции совсем незаметны, а кисть функционирует нормально.
Но очень важно устранить все неблагоприятные условия труда, которые привели к развитию синдрома запястного канала. Если же они опять будут воздействовать на кисть, есть большой риск развития рецидива заболевания
Народные методы лечения
Дополнительно можно воспользоваться народными средствами. Они снимают отеки, воспаление, спазмы мышц, помогают расслабить кисть и улучшить работу кисти. Для того принимают внутрь различные отвары трав, делают компрессы, ванночки:
- выпивать в день по чашке чая из зверобоя;
- принимать по столовой ложке льняного масла натощак;
- полезно пить отвар листьев и ягод брусники;
- делать ледяные компрессы на область запястья;
- втирать в кожу настойку из соленых огурцов и красного перца на водке;
- эффективна для массажа настойка травы багульника на яблочном уксусе;
- в пальцы и ладонь нужно втирать пихтовое масло;
- смешать литр воды со столовой ложкой соли, 50 г нашатырного спирта и 10 г камфары, раствор использовать для растирания;
- сделать компресс из измельченной мякоти тыквы;
- можно парить руки в отваре ягод облепихи.
В качестве вспомогательных методов лечения часто применяются народные рецепты для массажа и компрессов
Образ жизни
Но никакие методы не будут эффективны, если пациент не изменит свое поведение и образ жизни. Прием лекарственных препаратов и выполнение процедур, конечно, необходимы
Но не менее важно то, как пациент ведет себя на работе и в домашних условиях. Создание физиологически правильных условий на рабочем месте и дома поможет избежать рецидивов заболевания и предотвратить повторное ущемление нерва
Особенно важно обратить внимание на правильное положение кисти при работе за компьютером. Нужно приобрести специальный коврик для мыши с валиком для поддержки запястья. Кисть должна лежать на мыши ровно, без напряжения
Во время работы рекомендуется надевать ортопедическую шину для запястья. Можно также зафиксировать лучезапястный сустав эластичным бинтом. Регулярно необходимо делать перерыв и выполнять разминку для кистей рук и пальцев или просто давать им возможность отдохнуть
Кисть должна лежать на мыши ровно, без напряжения. Во время работы рекомендуется надевать ортопедическую шину для запястья. Можно также зафиксировать лучезапястный сустав эластичным бинтом. Регулярно необходимо делать перерыв и выполнять разминку для кистей рук и пальцев или просто давать им возможность отдохнуть.
Очень важно, чтобы кисть была в правильном положении во время сна. При появлении первых симптомов рекомендуется надевать на ночь на запястье шину
Это поможет избежать неестественного положения кисти и ущемления нерва.
Нужно обращать внимание на правильное питание. Наличие необходимых витаминов и минералов в ежедневном рационе обеспечивает нормальное протекание обменных процессов и правильное функционирование суставов
Ношение специальной шины на запястье поможет предотвратить неестественное положение руки во время работы за компьютером или во сне
Психологическая теория деятельности
Немотивированной деятельности не бывает, и любая деятельность имеет сложную структуру. Мотив является первым компонентом структуры деятельности и образуется на основе той или иной потребности.
Она может быть удовлетворена с помощью разных предметов, встречаясь с которыми приобретает возможность побуждать и направлять деятельность, формируя мотив. Отдельные действия, из которых состоит деятельность, направлены на достижение сознательно поставленных целей.
Мотив и цель деятельности не совпадают, например, выполняя задание по математике, цель школьника – решить задачу, но мотив, который побуждает его к деятельности, может быть другой – получить хорошую отметку или порадовать маму. В зависимости от того, в связи с каким мотивом ставится цель, смысл действия меняется.
Действие может выполняться с помощью разных операций, возможность использования которых определяется условиями, в которых разворачивается деятельность. Вопросы структуры деятельности и влияние деятельности на развитие ребенка, касаются внешнего плана действий, но есть еще план внутренний.
Психическое развитие в отечественной психологии понимается как формирование внутренних действий. Переход из внешнего плана во внутренний план действий, называется интериоризацией.
Она предполагает трансформацию внешних действий – обобщение, вербализацию, т.е. перевод в словесный план и сокращение.
Процесс интериоризации состоит не в том, что внешняя деятельность перемещается во внутренний план сознания, а в том, что это процесс, в котором внутренний план и формируется.
Кризисы и стабильные периоды
Ребенок развивается неравномерно. Есть
периоды относительно спокойные, или
стабильные, а есть так называемыекритические.
Критические периоды
Кризисы открыты эмпирическим путем,
причем, не по очереди, а в случайном
порядке: 7, 3, 13, 1, 0. Во время критических
периодов ребенок за очень короткий срок
меняется весь в целом, в основных чертах
личности. Это революционное, бурное,
стремительное течение событий как по
темпу, так и по смыслу совершающихся
перемен. Для критических периодов
характерны следующие особенности:
-
Границы, отделяющие начало и конец
кризиса от смежных периодов, крайне
неотчетливы. Кризис возникает незаметно,
очень трудно определить момент его
наступления и окончания. Резкое
обострение (кульминация) наблюдается
в середине кризиса. В это время кризис
достигает апогея. -
Трудновоспитуемость детей в критические
периоды в свое время послужила отправной
точкой их эмпирического изучения.
Наблюдается строптивость, падение
успеваемости и работоспособности,
возрастание количества конфликтов с
окружающими. Внутренняя жизнь ребенка
в это время связана с мучительными
переживаниями. -
Негативный характер развития. Отмечено,
что во время кризисов, в отличие от
стабильных периодов, совершается скорее
разрушительная, нежели созидательная
работа. Ребенок не столько приобретает,
сколько теряет из приобретенного
прежде. Однако возникновение нового в
развитии непременно означает отмирание
старого. Одновременно в критические
периоды наблюдаются и конструктивные
процессы развития. Выготский назвал
эти приобретения новообразованиями.
Новообразования критических периодов
носят переходный характер, то есть они
не сохраняются в том виде, в котором
возникают, например, автономная речь у
годовалых детей (см. ниже).
Стабильные периоды
Во время стабильных периодов ребенок
накапливает количественные изменения,
а не качественные, как во время критических.
Эти изменения накапливаются медленно
и незаметно.
Последовательность развития определяется
чередованием стабильных и критических
периодов.
Динамика развития
-
К началу каждого периода складывается
неповторимое отношение ребенка с
окружающей действительностью –
социальная ситуация развития. -
Она закономерно определяет его образ
жизни, что ведет к возникновению
новообразований. -
Новообразования влекут за собой новую
структуру сознания ребенка, изменение
отношений. -
Следовательно, изменяется социальная
ситуация развития. Наступает связанный
с этим критический период.
Сензитивные периоды
Каждый ребенок сензитивен к определенным
воздействиям, к освоению реальности и
развитию способностей в различные
периоды. Сензитивные периоды связаны,
во-первых, с ведущей деятельностью,
во-вторых, с актуализацией в каждом
возрасте тех или иных базальных
потребностей.
Зона ближайшего развития
Взаимодействие ребенка с социальной
средой является не фактором, а источником
развития. Иначе говоря, все, чему научится
ребенок, должны дать ему окружающие его
люди
Важно при этом, чтобы обучение (в
самом широком смысле) шло с опережением.
У ребенка есть некий уровень актуального
развития (например, он может решить
задачу самостоятельно, без помощи
взрослого) и уровень потенциального
развития, то есть в сотрудничестве со
взрослым
Зона ближайшего развития– это то,
на что ребенок способен, но не умеет без
помощи взрослых. Все обучение строится
на принципе учета зоны ближайшего
развития, с опережением актуального
развития.
Эволюционистская теория культуры
Представители данного подхода в изучении культуры – Л. Морган и Э. Тайлор. Подход возник на основе эмпирико-этнографических материалах и определенных закономерностях развития культуры.
Сущность концепции: формируется и утверждается принцип единства человеческого рода, который обосновывает родство разнообразных народов в процессе развития и становления культуры.
В результате анализа культур первобытных сообществ Тайлор сделал вывод, что становление какого-либо из народов протекает прямолинейно, начиная путь от простого к всё более сложному.
Морган, в процессе изучения культур и развития обществ обнаружил фундаментальные стадии:
- Дикость
- Варварство
- Цивилизацию
Находясь на разных ступенях развития, народы образуют самобытную культуру, но в результате экономических, политических, духовных, социальных контактов наполняет культуры и предполагает общность ценностей культуры.
Замечание 1
Ключевая идея эволюционистского подхода – прямолинейный культурный прогресс и необходимость каждому народу преодолеть все ступени развития.
Задачи теории Выготского
Различие В. Вундта между низшими и высшими психическими функциями было методологическим отражением современной ситуации, существовавшей в то время в классической психологии. Для Выготского это разделение было своего рода шагом вперед в объяснении природы человеческого развития.
Первая задача разграничения низших и высших психических функций состояла в том, чтобы обнаружить развитие как качественную перестройку системы.
Высшие психические функции не могут быть сформированы «поверх» элементарных процессов, а представляют собой новые психологические системы, которые включают сложную связь элементарных функций. Они, будучи частью новой системы, сами должны действовать в соответствии с новыми законами. «Новая система» и «новые законы» являются ключевыми понятиями здесь. Задача создания неклассической культурно-исторической психологической теории состояла в том, чтобы изучить эти новые системы и открыть эти новые законы, неизвестные классической эмпирической психологии.
Вторая задача заключалась в объяснении источников развития высших психических функций.
Замечание 1
Низшие и высшие функции имеют различное происхождение и природу. Низшие психические функции полностью биологичны по своему происхождению, тогда как высшие функции полностью социальны.