Развитие креативного мышления: зачем, как и в чем суть?

Прочитали? Покажите вашу реакцию!

Почувствовать себя архитектором

Для преодоления шаблонного мышления и развития креативности хорошо подойдет это упражнение с элементами игры:

  • Строим необычный дом. Все знают, что у зданий есть углы, окна, двери и фундамент. А если попробовать нарисовать необычный дом, в котором, например, будет комфортно жить на Марсе. Постепенно продумать все до мельчайших деталей, вплоть до совсем нестандартных.
  • Дом из десяти предметов. Когда начнут получаться архитектурные проекты нестандартных зданий, задание можно усложнить. Попросите окружающих назвать десять любых материальных предметов (чем более сумбурным получится перечень, тем лучше). Придумайте функциональное применение всем этим предметам в новом доме. Например, картофелина может стать фундаментом, а расческа частью крыши. Не стесняйтесь фантазировать, это лучший способ развить креативность.

Играйте всей семьей — так будет веселее, и, возможно, маленькие члены семьи удивят своим необычным подходом к заданиям.

Направления по конструированию упражнений беглости мышления

  1. Первое направление мы уже рассмотрели выше.
  2. Анализ признаков предмета.

Придумай за определённое время (до 5 мин) побольше предметов, которые могут быть красными (шершавыми/горячими).

 Это абсолютно наглядное задание. Признак можно увидеть (как в данном случае), пощупать, понюхать и т. д.  Дошкольник, младший школьник будет опираться на имеющийся у него ресурс, постоянно его расширяя в результате тренировок.

Это же задание легко переадресовать в сферу словесную, когда имеем дело с подростком. Только даём признак из сферы абстрактного. Например, придумай как можно больше явлений, про которые можно сказать в переносном смысле, что они холодные.

В этом случае мы апеллируем не к образному, а к вербальному компоненту нашего креативного потенциала. Они более полезны, так как в подростковом возрасте словесный компонент должен подтянуться к наглядному.

  1. Применение знакомого предмета оригинальным способом.

Очень известный приём конструирования именно беглости креативного мышления.

  • Придумай, как необычным способом использовать кирпич. Вот тебе 3 минутки.
  • Придумай как можно больше способов применения бутылки (классика жанра для подростков). Инструмент – раскатаем тесто. Оружие – средство нападения и защиты. Средство розыгрыша – налить воды, сказать «пиво»; кто-то поверил, хлебнул, всем смешно.

Цель, чтобы человек как можно быстрее анализировал признаки объекта и придумывал оригинальные способы их использования. Надо не только выделить признаки, но и уметь их применить. Сделать это быстро, только тогда развивается беглость креативного мышления.

  1. Максимально быстрое объединение разрозненных элементов в одно целое.

Предлагаем 4 буквы Б Е Н Т. Говорим: «Это первые буквы слов». Задание: восстанови предложение (словесный компонент). Что можно придумать? Бабушка едет на трамвае. Большую ель несёт Тимофей. Будем есть на траве. Богатый Егор надел туфли.

Малышам четыре буквы избыточно. Полезнее начать с двух.

Важно! Поскольку мы тренируем беглость, то надо добиться, чтобы за ограниченное время нам было предложено несколько вариантов. Здесь появляется необходимость по-разному синтезировать элементы как можно лучше, в как можно большем объёме

Переходим к наглядному компоненту.

Даем бланк с кружками. Задание: нарисуй как можно больше рисунков, чтобы в каждом объединялось по 2 кружка.

Подведём итог.

При развитии беглости креативного мышления, мы должны быть ориентированы на принцип: как можно быстрее как можно больше  в ограниченное время.

Важно в однотипном материале сочетать наглядный и вербальный компонент. Чтобы не было такого, что мы развиваем или наглядную или словесную сторону беглости креативного мышления

Ссылки

  •  (недоступная ссылка).

Тесты на выявление способностей к творчеству

Тест Дж. Гилфорда

Первооткрывателем оценки способностей к творчеству стала работа Джоя Гилфорда. Он определил суть творческого мышления в сочетании разработанных оригинальных, новых образов и мыслей человека. Другие тесты, разработанные после него стали интерпретацией этой работы.

Тест выявления творческих способностей Гилфорда строится по определенным принципам:

  • Насколько просто и эффективно выявляются способности к творчеству на практике, при решении задачи. Учитывается количество решений и ответов, полученных за определенное количество времени.
  • Переключаемость или гибкость ответов, переход с одного предмета на другой.
  • Уникальность ответов.

Тесты Э. Торренса

Еще одним популярным методом диагностики способностей являются тесты психолога Элиса Пола Торренса. Изучение креативности Э. Торенса представляет собой части, характеризующие творчество на вербальном, изобразительном и звуковом уровне.

Тесты Торренса выполняются в заданный промежуток времени. Полученный результат оценивается по определенным принципам:

  • Скорость выполнения, число решений, уложившихся в определенный промежуток времени.
  • Разносторонность ответов.
  • Неповторимость предложенных решений.
  • Конкретизация идей и решений.

Тесты Е. Торренса разработаны в 60-х годах и подходят для людей разного возраста и маленьких детей. Тесты Торренса постоянно видоизменялись и совершенствовались, имеют много аналогичных вариантов.

Тест Е. Туник

Тест Е. Туник направлен на определение креативности у подростков и взрослых людей. Тест помогает выявить предрасположенность человека к следующим критериям:

  • Любопытство. Любознательный человек, имеющий интересный характер. Интересуется окружающим миром, занимается самопознанием, любит размышлять и познавать строение новых вещей, механизмы работы, выполняет интересную работу, читает книги, узнает как можно больше новой информации.
  • Рискованность. Рискованность проявляется в отстаивании своих идей и мыслей перед окружающими, не боится возможной негативной реакции людей на творчество, имеет твердый характер. Человек склонный к риску имеет цель и идет к ней, невзирая на возможные препятствия, готов к последствиям ошибок, готов пойти на риск для достижения конечного результата. Считается с мнением других людей, но не поддается на провокации.
  • Воображение помогает человеку придумывать новые события и вещи, которых никогда не существовало в действительности, видеть предметы, не имеющие аналогов и то, что скрыто от глаз простого человека. Воображение способствует созданию произведений искусства и литературы.
  • Готовность к сложностям. Человек, имеющий непростой характер, занимается изучением сложных явлений и объектов. Не ищет легких путей решения поставленных задач, все делает самостоятельно, на свой страх и риск. Изучение сложных вещей является неотъемлемой частью жизни такой личности.

Упражнения для развития творческого мышления

Для раскрытия творческого потенциала, как и любого другого навыка, необходима практика. Не достаточно прочитать пару книг на эту тему и стать креативным. Сформировать и развить данный тип мышления можно регулярными упражнениями. Выполнять их несложно, тем более большинство из них представлено в игровой форме. Уделяйте заданиям несколько минут в день, и ваше видение мира станет шире.

Ассоциации

Выберите случайным образом 4 слова и придумайте критерий, по которому одно из них лишнее. Например: кошка, диван, озеро, зеркало.

Критерий 1: кошка, диван, зеркало могут находиться в квартире, а озеро нет.

Критерий 2: в словах «кошка», «диван», «зеркало» есть буква «а», а в слове «озеро» – нет.

Усложненные варианты:

  • Составьте список из 5 слов. Возьмите первое слово и найдите нечто общее между ним и каждым последующим словом.
  • Выберите 6 слов и разделите их на 2 группы по определенному признаку.
  • Составьте заголовок статьи из трех выбранных наугад слов.
  • Возьмите 2 случайных слова, и придумайте с ними сцену преступления. Добавьте еще 2 слова, которые могут стать уликой для его раскрытия.

Вопросы

Развить креативное мышление можно правильными вопросами. Проявляете любознательность, ставьте под сомнения непререкаемые истины, размышляйте. Задавайте следующие вопросы на регулярной основе:

  • Почему? Помогает понять суть, добраться до истинных причин.
  • Почему нет? Обнажает факторы, запреты, ограничения, мешающие позитивным переменам.
  • А что, если? Позволяет исследовать возможности, узнать, что будет, если вы поступите определенным образом или сделаете что-то по-другому.

Максимум идей

Часто, когда человека посещает хорошая идея, он за нее цепляется и не рассматривает другие варианты. Это барьер, который не дает придумать еще лучшие варианты. Чтобы этого избежать, изначально сгенерируйте возможные идеи, не анализируя, хорошие они или плохие. Выключите внутреннего критика и просто набросайте максимум вариантов.

Упражнение подходит для решения, как конкретных задач, так и абстрактных. Придумайте, например, 50 способов использования пустой консервной банки. Первые 15-20 пунктов будут привычными и шаблонными, затем – вы сможете мысленно создать что-то оригинальное и нестандартное. Когда кажется, что альтернативы уже нет, не сдавайтесь – и вы удивитесь возможностям мозга и заложенного в него потенциала.

Ментальные карты

Развитию творческого мышления способствует составление ментальных карт. С помощью этого инструмента можно наглядно отобразить большое количество информации, увидеть взаимосвязи и новые идеи. Группировка ключевых понятий позволяет структурировать данные, представить картину в целом и найти новые ассоциации.

Алгоритм создания ментальной карты:

  • Приготовьте чистые листы бумаги, цветные фломастеры, ручки или карандаши.
  • Расположите бумагу горизонтально.
  • В центре отобразите рассматриваемую тему или проблему. Сделать это можно в виде символа, рисунка или слова.
  • Проведите исходящие линии от центрального образа, прописывая на них основные идеи, категории.
  • К каждой линии добавьте ключевые слова, понятия, ассоциации.
  • Посмотрите на полученный результат. Возможно, вы заметите новые взаимосвязи, и вас посетят новые идеи

Проанализируйте картину, соедините разные участки стрелками, удалите ненужные элементы. Экспериментируйте. Смело используйте изображения и картинки, чтобы добавить наглядности.

Задача из 6 слов

Пропишите суть творческой задачи предложением из 6 слов. Четкая и конкретная формулировка поможет быстрее найти решение. Примеры: «Сдать школьные выпускные экзамены на отлично», «Освоить здоровое питание в течение года», «Сделать то, чего не ожидают друзья».

Развитие детей

Постарайтесь оградить детей от стереотипов. Родителям
необходимо:

  • дать ребенку право на ошибки, без которых невозможно создание нового;
  • перестать постоянно контролировать малыша. Пусть он самостоятельно и без подсказок взрослых рисует, творит, пробует что-то новое. При необходимости он сам попросит о помощи;
  • дать свободу выбора. Ребенок способен сам определиться, в каком кружке заниматься или во что одеться;
  • не давить на ребенка.  Обычно чрезмерные ожидания не оправдывают себя, а только отбивают стимул к занятию;
  • не сравнивать малыша с его друзьями или другими детьми. Он должен быть уверен в вашей любви в любой ситуации.

Любое действие должно совершаться с удовольствием, что важнее совершенства. Забудьте слова «правильно» и «неправильно», и пусть ребенок исследует, ошибается, рискует, чувствует себя свободным в осуществлении творческих замыслов.

Как рассадить гостей?

В первую очередь во главу стола помещаются ближайшие родственники, их рассаживают по принципу старшинства и родства. Друзья усопшего также рассаживаются по старшинству. Иногда оставляют место за столом для покойного, ставя ему тарелку и приборы. Однако это не соответствует канону, выполнять это или нет, дело каждого. Еще одно суеверие — во время поминок нельзя использовать ножи и вилки. Это уже совсем глупость. Можно использовать любые столовые приборы.

Мир

АзияАмерикаАфрикаЕвропаПрибалтикаЕвропейская политикаОкеанияГорода мираРоссияМоскваКавказРегионы РоссииПрограммы регионовЭкономика

«Путь художника». Джулия Кэмерон


Книга на Ozon.ru

 Быть творческим человеком — значит постигать тонкости. Ценить необыкновенное. Позволять себе легкомыслие по отношению к принятым нормам. Задавать вопрос «Почему?»

«Путь художника» — это трехмесячный практический курс. Ежедневные задания помогают запустить креативное мышление и раскрыть свои таланты — и опытному художнику, и начинающему дизайнеру.

Здесь главное — довериться автору и выполнять все задания. Они могут показаться немного странными или абсурдными, но при этом работают и заставляют вас искать новые идеи ежедневно.

Если вы начали осваивать навыки нестандартного мышления, приглашаем на курс «Профессия: дизайнер промо-сайтов» от Red Collar. Расскажем, как придумывать грандиозные идеи, добиваться потрясающих результатов и создавать шедевры из простых проектов.

Профессия: дизайнер промо-сайтов

Промо-сайты — это отдельная Вселенная. Этот курс для тех, кто хочет научиться делать шедевр из любого проекта и получить мировое признание. Мы расскажем, как придумывать грандиозные идеи и добиваться потрясающих результатов.

  • Живая обратная связь с преподавателями
  • Неограниченный доступ к материалам курса
  • Стажировка в компаниях-партнёрах
  • Дипломный проект от реального заказчика
  • Гарантия трудоустройства в компании-партнёры для выпускников, защитивших дипломные работы

Как развить креативность и нестандартное мышление — 11 упражнений

Связать несвязуемое

Нужно взять словарик или любую книгу и выбрать произвольно пару слов.

Затем нужно как можно больше найти слов для их сопоставления и связи.

Когда получится это сделать, продолжайте развивать мысль, которая поможет закрепить связь этих слов.

Смешанный зверь

Бумага и карандаш, это все что понадобится в этом упражнении. Совершенно не обязательно быть художником или хорошо рисовать, нужно суметь закрепить результат в голове.

Итак, начинаем рисовать животное. Любое, какое больше нравится. Но это не простой, а смешанный зверь, в нем должны присутствовать черты других животных и чем больше, тем лучше.

Например: Лев с шеей жирафа, носом слона и ногами кенгуру. Потом попытайтесь обдумать созданное животное и сочинить про него небольшую историю.

Необычный дом

В этом упражнении делаем все тоже самое, только объект уже будет не животное, а здание. Придумайте десять слов обозначающий предмет и характеристики, всем этим должен обладать дом.

Например: Слово карусель, примените его к дому, если вы расположите ее как-то необычно, это только пойдет в зачет. Примените их все к зданию.

Неподходящие слова

Нужно взять любое понравившееся существительное и придумать к нему пять любых прилагательных, которые можно соотнести с этим словом в любом представлении.

Например, кружка — стеклянная, большая, полная, горячая и так далее. После этого, напишите слова, которые никаким образом не подходят к этому предмету. Загвоздка в том, что такие слова очень сложно подобрать в голове, так как в большей части мозг привык мыслить конструктивно.

Необычные названия

Задание на уникальные и необычные названия для совершенно обычных предметов.

Например, в парке растут в ряд совершенно одинаковые деревья. Нужно придумать каждому из них прозвище или название исходя из каких-либо отличий, но названия должны быть не относящиеся к деревьям.

Забавные фигуры

Для первого упражнения понадобится лист бумаги, карандаш и хорошее настроение. Вначале необходимо нарисовать пять обычных фигур. Это может быть круг, треугольник и даже куб.

После того, как все фигуры будут помещены на лист, нужно внимательно посмотреть на них и попытаться дорисовать детали. Так, куб может превратиться в робота с квадратной головой. А, например, круг легким касанием руки становится круглолицей и веснушчатой девочкой.

Строки песен

Данное упражнение больше направлено на вдохновение, чем на развитие креативности. А понадобится всего лишь любимая песня, ручка и лист бумаги. Сначала нужно выбрать одну или две строки из композиции. И используя их как начало, написать стихотворение.

Кляксы

Для данного задания понадобится лист бумаги и краски. Даже кисточки не нужны. Вместо них можно использовать пальцы. Окунаем руку в краску, закрываем глаза и ставим жирную кляксу на бумаге.

А теперь осматриваем получившийся рисунок. Что же можно дорисовать, чтобы клякса превратилась в животное? Возможно, хвост и уши сделают из нее кошку. Или с помощью дорисованных шипов клякса превратится в ежа. Фантазия человека способна творить чудеса, нужно только дать ей волю.

Рассказ

Что может лучше развить креативность, чем придуманный рассказ? При этом не обязательно уметь писать. Достаточно просто закрыть глаза, глубоко вздохнуть и расслабиться. Теперь можно придумывать сюжет.

Начнем с малого: с фэнтези. Про кого можно писать рассказ? Лучше, конечно, брать кого-то несуществующего. Например, главным героем можно сделать единорога. Или кикимору. Следует отказаться от вампиров, оборотней и прочих банальных персонажей. В идеале рекомендуется придумать своего героя, но в случае ступора можно обратиться к мифологии и сказкам.

Злодеи – герои

Это упражнение способен сделать каждый. Да и затрачивается на него в два раза меньше времени, чем на написание рассказа.

Суть упражнения проста: нужно придумать своего собственного героя и злодея, который будет ему мешать. Например, это может быть книга и жестокий степлер–убийца. Совершенно не обязательно придумывать адекватных героев. Чем ненормальнее персонажи, тем они оригинальнее.

Истории

Для этого упражнения понадобится фотография и богатая фантазия. Большего не нужно. Просто посмотрите на фотографию и придумайте альтернативную историю увиденного. Например, на картинке девушка моет голову шампунем. А может, на самом деле это вовсе не шампунь, а средство для увеличения скорости? А сама девушка убегает от оборотней? Все возможно.

С помощью этих простых упражнений можно провести креативный «штурм» мозга. Вначале, конечно, будет сложно, но с каждым днем будет становиться все легче и легче. И тогда можно будет переходить к более сложным и действенным упражнениям.

vote

Article Rating

«Мозговой штурм» и синектика

Работа в группе – всегда серьёзный толчок для творческого развития, особенно когда работа ведётся над одной проблемой. Для этого во многих компаниях сотрудники часто собираются на «мозговой штурм», чтобы выдвинуть как можно больше идей решения вопроса. Из множества предложений, какое-нибудь обязательно окажется подходящим, таким образом задача будет решена.

«Синектика» возникла на основе «мозгового штурма», но рассматривается как более профессиональная деятельность. Она помогает решить проблему с помощью моделирования ситуации, метафор и аналогий. Например, танки столкнулись с проблемой преодоления рва, их размера не достаточно для переправы. Аналогия: муравьи, сталкиваясь с проблемой переправы, образуют «живой мост», держась друг за друга. По этой модели придумали крепление между танками, так чтобы под тяжестью товарищей танк мог зависнуть в воздухе до преодоления рва.

Эмоксипин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector