Как критиковать эффективно. правила конструктивной критики
Содержание:
- Как использовать дикую розу для лечения?
- Список литературы
- Формула реакции на критику
- Шесть правил конструктивной критики
- Контрреформы
- Психологические нормы общения
- Как реагировать на деструктивную критику?
- Когда уместно критикование
- Учимся критиковать конструктивно
- Как нельзя реагировать на критику
- Личный опыт
- Отличительные особенности конструктивной критики
- Мужчины , любящие кошек
- Утверждения со словом «должен»
- Причины возникновения обесценивания
- Простейший негатив
- Обратная сторона
Как использовать дикую розу для лечения?
В народе используют все части дикой розы для лечения. Официальная же медицина признает только плоды. При каких болезнях помогает растение?
1. Цветки используют для приготовления чаев, избавляющих от:
- сердечно-сосудистых заболеваний;
- диареи;
- избыточного холестерина и бляшек внутри сосудов.
2. Корни дикой розы в виде настоя помогают от:
- геморроя;
- аллергии;
- воспаления почек и мочевого пузыря.
3. Самая распространенная в фармакологии часть растения – зрелые плоды. Их применяют в качестве:
- желчегонного средства (наверное все пробовали Холосас – сладкое вкусное средство, являющееся сиропом из плодов шиповника);
- общеукрепляющего и повышающего иммунитет лекарства;
- препарата от атеросклероза и старческого слабоумия за счет укрепления сосудов;
- снадобья, положительно влияющего на обмен веществ и способствующего похудению.
А мелькающие утверждения о «бесполезности» собачьего шиповника – очередная «утка». Этот вид также пригоден для лечебных целей. Поэтому плоды растения столь широко используются для лечения простуды.
Однако при термической обработке (проваривание, заливка кипятком) львиная доля этого витамина гибнет. А вот в спиртосодержащие настойки он переходит в полной мере, не разрушаясь. Соответственно самый подходящий способ обработки ради сохранения витамина С – настойки на плодах.
Список литературы
Формула реакции на критику
Первая составляющая
Раскрываем суть вопроса. Категорически нельзя нападать на собеседника с вопросами-упреками. Не унижайте, не критикуйте, не оскорбляйте собеседника. Ваша задача успокоиться и настроиться на конструктивный разговор. Расслабьтесь и улыбайтесь. Внутренний и внешний вид говорят: «Я не хочу конфликта».
Доброжелательность и спокойствие уже в самом начале разговора, способны потушить пожар внутри собеседника.
Шаг первый. Разберитесь, что же произошло такого, что вызвало критику в Ваш адрес. Не каждый человек умеет конструктивно подавать свою критику, так помогите ему. Для этого нужно внимательно слушать собеседника, заглядывая в рот. Слушаем и задаем вопросы для понимания сути дела. Применяете вопросы в виде повторения сказанных фраз. Например: «Вы сейчас сказали, что…», «Мне стало понятно, что…» и т.д. Также используйте уточняющие вопросы: «Скажите, пожалуйста, правильно ли я понял (ла)?» « Могли бы Вы еще раз повторить, то, что только что сказали?». Задавайте раскрывающие вопросы: «Могли бы Вы подробнее рассказать о…». «Уточните, пожалуйста, суть Вами сказанного…».
Важно понять, какие эмоции и чувства испытывает собеседник. «Как я вижу, Вы расстроены…», «Вы так взволнованы… могу ли я Вам чем-то помочь?»
Шаг второй – это понять, что хочет собеседник именно от Вас? Задвайте вопросы типа: «Вы хотите, чтобы я был (ла) более внимательным (ой)?», «Вы хотите, чтобы я не общался (лась) с коллегами на отвлеченные темы в рабочее время?». Комбинируйте вопросы.
Шаг третий – задача узнать, как собеседник к Вам относится: «Вы думаете, что я Вас обманываю?», «Вы думаете, что я Вас игнорирую?».
Напоминаю, внутреннее спокойное состояние – залог успешной коммуникации с собеседником.
Вторая составляющая
Вторая составляющая конструктивного принятия критики – это активное слушание. Не перебивайте, не дополняйте и не сочиняйте истории для оправдания. Слушайте и наблюдайте. Дышите. «Вдох – любовь. Выдох – благодарность». Если потребуется, задавайте вопросы.
Третья составляющая
Решение проблемы и выход из ситуации. В процессе общения, может выясниться, что Вы ошиблись. Примите это и поблагодарите собеседника за помощь в этом осознании. Если Вы слышите, что собеседник говорит дело, подумайте, может, стоит прислушаться к советам. Помните, что решение принимаете только Вы. Поэтому, если Вам что-то не подходит или не устраивает, не паникуйте, дышите, слушайте и наблюдайте за тем, что происходит. Вы не обязаны следовать установкам собеседника!
Еще в процессе разговора может выяснится, что собеседник настроен доброжелательно и миролюбиво. А если никто не критикует, разговор закончен.
Как побороть постоянное беспокойство
Научившись правильно общаться с окружающими людьми, понимая причины происходящего и наблюдая со стороны легко жить радостно. Мир так нуждается в добрых и уравновешенных людях. Давайте будем чуточку мудрее…
* — Из Библии. В Евангелии от Иоанна (гл. 8, ст. 7).
Шесть правил конструктивной критики
- Можно ли это изменить? Если нельзя, не стоит идти дальше. Молчите. Никогда не критикуйте то, что нельзя изменить.
«Ты не должна была надевать сегодня это платье». Такая критика может только обидеть. Если уже слишком поздно, забудьте об этом. Это самое трудное правило поведения, потому что оно лишает нас возможности выразить свое мнение. Мы вынуждены сдерживать свое разочарование, как бы сильно нам ни хотелось поделиться этим, даже если нас одолевает желание высказаться. В нас самих предостаточно того, что нужно исправлять, так что давайте не будем тратить время на то, что уже невозможно изменить. - Выберите подходящее время и место. Никто не любит публичной порки. Так что сдержитесь и найдите возможность высказать человеку ваши критические замечания наедине. И прежде, чем начинать
— успокойтесь, сосчитайте до десяти. Наихудший критик тот, кто по-настоящему зол. Я знаю это по себе, думаю, что и вы не исключение. - Будьте объективны. Если есть такая возможность, начните с хорошего. За что можно похвалить человека, которого вы собираетесь критиковать? За мужество, с которым он принимает критику, за веселый нрав, за честность,
— да мало ли найдется качеств, которые вызывают у вас восхищение и одобрение и которые не имеют отношения к тому, за что вы собираетесь человека раздраконить! Только будьте искренни. Не надо говорить:
«Ты, конечно, хорош, но…» Скажите, что именно хорошо. - Будьте конкретны. Если вы не можете сформулировать свою мысль конкретно, лучше вообще не критикуйте. Если вы сами не можете ясно выразить, что вы имеете в виду, то как вы можете ожидать, что вас правильно поймут?
- Дайте понять, что верите в возможность исправить ситуацию. Вы критикуете нечто такое, что, по вашему мнению, может быть исправлено. Помогите человеку понять и поверить, что он на самом деле может все сделать лучше. Только такая установка дает возможности для грамотной и корректной критики. И постарайтесь, чтобы исправление ошибок не оказалось бы непосильной задачей.
- Одобрите исправления. Посмотрите еще раз на то, что получилось. Забыть о ситуации после того, как вы высказали критическое замечание, попросту грубо. Если вы нашли время для критики, найдите его и для похвалы. Не только хвалите за улучшение, но при необходимости и дальше честно оценивайте усилия человека. Это естественно для дружеских отношений.
Как могу я вдохновить кого-то другого на исправление ошибок, на изменение поведения, на достижение лучших результатов?
Поставьте себя на место другого человека. Что бы я сам хотел услышать в подобной ситуации? Мне бы, например, хотелось, чтобы тот, кто меня критикует, отметил, что все остальное, сделанное мной, очень хорошо, что если я и ошибся, это еще не трагедия, что все люди могут ошибаться, дело не в том, что я лентяй, безответственный человек или тупица
— я могу сделать все правильно, если попробую еще раз.
Раз мы смогли научиться критиковать других, мы сможем научиться лучше принимать чужие критические высказывания. Здесь вам следует вспомнить задачи 3 и 10. Вы уже потренировались, и вам удается взглянуть на себя со стороны в различных ситуациях. Это умение вам очень пригодится для того, чтобы грамотно и с пользой для себя реагировать на критику.
Контрреформы
Манифест Александра III «О незыблемости самодержавия» (1881 г.) означал, что с либеральным курсом покончено. Внутренняя политика нового императора приняла ярко выраженный характер контрреформ.
Просвещение
В 1882 г. появились новые «Временные правила» для печати, устанавливающие жесткий надзор за периодическими изданиями.
В 1887 г. специальный циркуляр запретил принимать в средние учебные заведения (гимназии) детей низших сословий.
В 1884 г. была практически ликвидирована университетская автономия.
Аграрный вопрос
Для смягчения аграрного вопроса были приняты некоторые положительные меры:
- перевод всех крестьян на обязательный выкуп;
- снижение выкупных платежей.
При этом правительство больше заботилось о поддержке помещиков и стремилось сохранить общину в деревне.
Вернуть господство дворян в деревне был призван институт земских начальников (1889 г.), которые назначались правительством из дворян. Фактически земские начальники получили неограниченные полномочия.
Контрреформы местного управления и суда
В начале 90-х гг. были урезан бессословный принцип в земствах и существенно ограничены избирательные права горожан на выборах в думы. Благодаря этому резко возросло число помещиков в органах местного самоуправления.
В 1881 г. политические дела были изъяты из общего судопроизводства. В 1889 г. присяжные заседатели исключались из рассмотрения целого ряда дел.
Александр III намеревался полностью пересмотреть судебные уставы 1864 г., но под давлением общественности отказался от этой идеи.
Реформы Александра II, несмотря на всю их ограниченность, дали мощный толчок развитию России. При этом они не затрагивали дворянских привилегий и не нарушали общий сословный принцип.
Сохранение многих пережитков создавало условия для «шага назад». Это проявилось в контрреформах Александра III. Полностью реализовать реакционные планы все же не удалось, так как правительству приходилось считаться с изменившейся социально-политической ситуацией в стране.
Психологические нормы общения
Психологические нормы общения включают следующие принципы:
- принцип равной безопасности;
- принцип нецентрической направленности;
- принцип адекватности.
Принцип равной безопасности заключается во взаимном уважительном отношении собеседников друг к другу. Запрещается использовать оскорбления, ярлыки, грубые выражения, обидные слова, презрение и насмешки.
Принцип нецентрической направленности означает направление всех сил участников на решение проблем. Вместо защиты амбиций и эгоистических интересов.
Принцип адекватности основывается на правильном восприятии того, что сказано, а также на правильном озвучивании мысли.
При ведении конструктивного диалога главное, чтобы партнер по диалогу понимал то, что вы говорите. Потому что за понимание смысла ответственен отправитель сообщения.
Как реагировать на деструктивную критику?
Если ответы на эти вопросы «нет», критика деструктивна. Не берите её в расчёт. Что же делать? Как реагировать на ДК?
1. Не огорчайтесь, не ведитесь, не играйте в их игры! Если слушать всё, что о Вас говорят, всю жизнь будете метаться между пьедесталом и висельницей. Никакой обиды и вины, это всё игра.
2. Пройдите мимо. Не отвечайте. Знаю замечательных, крутых людей, которые отвечают только на деструктивные комменты под своими постами. Не заслуживает внимания, не кормите его выяснением отношений. Игнор. Лучше отвечать тем, кто пишет доброжелательные вещи, подкреплять их поведение и наслаждаться их обществом.⠀
3. Задайте вопросы «как исправить?», «где написано?», «что конкретно не так?», «какой Вы видите выход?». Если получите конструктив, отлично! Но скорее всего, у них сразу не станет времени, они очень заняты и вообще «элементарных вещей» объяснять не станут и это всё очень долго.
А за конструктивную критику обязательно поблагодарите человека, ведь он сделал Вас лучше. Берегите себя и помните, что психологическая гигиена так же важна для качества жизни, как и телесная.
Когда уместно критикование
Высказывать свое мнение по поводу работы или действий человека стоит, если вы желаете помочь ему, а не оскорбить или обидеть. Если личность размещает в сеть результат своей деятельности или представляет ее перед коллегами, ей следует заранее подготовиться к замечаниям, внимательно их выслушать и поблагодарить за оказанную помощь. Критикующему при оценивании какого-либо предмета или деятельности необходимо определить, является ли он целевой аудиторией, имеет ли он право оценивать эту работу, так как есть вероятность, что выявленные им недостатки вовсе будут незначительными и ни на что не повлияют.
Очная консультация
Каковы особенности и преимущества очной консультации?
Консультация по скайпу
Каковы особенности и преимущества консультаций по скайпу?
Критиковать допускается тем людям, которые впоследствии станут взаимодействовать с оппонентом и иметь дело с его недоработанными ошибками.
Главная черта всех суждений – уместность мнения и понимание того, что оно принесет критикуемому пользу, а не обидит его. Такого поведения следует придерживаться, комментируя внешность личности. Глупо предполагать, что она сразу же запишется к стилисту, только потому, что про это ей сказали. Критика должна быть там, где без нее может случиться полный провал.
Учимся критиковать конструктивно
В силу обстоятельств, нам тоже приходится становиться критиками. Часто, не подумав о последствиях, мы поддаёмся отрицательным эмоциям, в приступе гнева и раздражения обижаем дорогих, близких сердцу людей. А потом, когда теряем их доверие, раскаиваемся и виним себя во всех грехах.
Как правило, жертвами нашей критики становятся собственные дети, а это опасно, поскольку формирует у них заниженную самооценку, разрушает веру в себя и калечит психику.
Эмоциональные взрывы происходят, в большинстве случаев, бесконтрольно и являются результатом нашей собственной неудовлетворённости либо объясняются неумением общаться.
Поэтому учитесь критиковать конструктивно, а для этого следуйте основным правилам:
Проявляя снисходительность к людям, делая уместные справедливые замечания в доброжелательной форме, мы помогаем им увидеть себя со стороны, способствуем их совершенствованию.
Как нельзя реагировать на критику
«Меня раскритиковали, значит, у меня ничего не получится». Заниженная самооценка – первый шаг к неудаче. Даже если результат проделанной работы оказался неидеальным, это не повод впадать в уныние. Нужно всегда верить в себя, а критика поможет исправить положение.
«Со мной говорили слишком эмоционально, значит, я все делаю плохо». Важна не столько форма подачи оценки, сколько ее содержание. И конструктивная, и деструктивная критика может быть высказана слишком эмоционально. Все дело в человеке, который озвучивает свое мнение
Здесь важно отбросить ненужные эмоции и услышать полезные рекомендации.
«Меня критикуют. Надо срочно ответить»
Мгновенная реакция на оценку – это не всегда хорошо. Если критика была деструктивной, оппонент говорил на повышенных тонах, то есть риск того, что вас втянут в это эмоциональное состояние, и результатом общения станет ссора. Лучше взять перерыв, успокоиться и продумать свой ответ.
«Если меня критикуют, значит, придираются». Рассматривайте оценку других людей как помощь, а не как способ вывести вас из равновесия. Раскритиковали? Не страшно. Теперь вы знаете, как делать нельзя, и не допустите ошибок в будущем.
«Мне все равно, что меня критикуют». Отсутствие реакции на оценку — это так же плохо, как и мгновенный ответ. Подумайте, что кроется за критикой? Может быть, вам грозит опасность, и оппонент предупреждает об этом.
«Я расстроен из-за критики, поэтому не могу ничего делать». Не стоит воспринимать близко к сердцу оценку других людей. Конструктивная критика дает возможность избежать ошибок или исправить их. Главное – поменьше эмоций во время принятия решения.
«Меня критикуют, потому что я не нравлюсь/поссорился/мне завидуют…» Поиск мотивов может привести к обратному результату. Пока вы ищете причины возникновения критики, время на исправление ошибок будет упущено. Важнее понять, что говорят, а не то, зачем это делают.
«Все меня критикуют, потому что ничего не понимают». Если одну и ту же оценку дают разные люди, задумайтесь, возможно, вы делаете что-то неправильно.
«Мне ничего не говорят, значит, я все делаю правильно». Критика не всегда бывает явной. Например, подчиненный или малознакомый человек не может высказаться открыто. Однако какие-то действия или слова могут являться скрытой критикой. Важно увидеть ее и предпринять действия, если в оценке преобладает здравый смысл, а не эмоции.
Критикуйте правильно. Но если есть возможность, лучше удержитесь от высказываний. Критика может больно ранить и разрушить хорошие отношения.
Личный опыт
Когда вы говорите «мне не нравится, я – другой, мне это не помогает» и подобные фразы, вы не критикуете. На самом деле, вы просто озвучиваете личные мысли и впечатления о том, что вы потратили время, но ваши ожидания не совпали с реальностью. Вы говорите о себе, а собеседнику эта информация не важна, ведь о нем речи не идет. Критикуемый теряется в догадках, почему нужно ориентироваться на ваше мнение. Исключения составляют только те случаи, когда ваше «не нравится» действительно имеет решающее значение. Например, вы фокус-группа товара.
Что делать?
Чтобы превратить личную оценку в конструктивную критику, нужно пояснить, почему ваши реакции важны для собеседника, как он может использовать ваши эмоции и опыт. Например, вы уже организовывали мероприятие, ходили на собеседование в ту же компанию раньше, пробовали заниматься бегом рано утром, и можете поделиться своим опытом, превратив свои личные оценки в практическую основу, которая убережет собеседника от аналогичных ошибок.
Отличительные особенности конструктивной критики
Чаще всего конструктивную или объективную критику можно услышать от коллег или начальника, от близких вам людей: семьи и друзей. Как правило – это люди, которые неравнодушны к жизни или работе критикуемого человека. Они не ставят своей целью, как в первом случае, унизить или оскорбить человека, а всего лишь хотят ему помочь дельным советом. Так начальник может указать на ваши ошибки, чтобы вы не совершали их в будущем.
Нередко, к только что устроившемуся работнику приставляют наставника, его задача научить нового сотрудника правильно выполнять обязанности. Если у него нет личной неприязни, то выявив какие-либо огрехи в его работе, он должен непременно о них рассказать новичку. Это и есть конструктивная критика. Давайте теперь, рассмотрим разные ситуации.
Мужчины , любящие кошек
Вам известен американский писатель Эрнест Хемингуей и его шестипалые кошки ? Так вот в его доме жило 57 кошек !
Госдума предлагает ввести ограничение на количество кошек в квартире
В последнее время стало поступать много жалоб в Думу по проблеме количества животных и их содержания в квартирах .
Вот что об этом сказал Вадим Соловьев ( КПРФ ) 26 августа 2015 года :
Стали нередкими случаи , когда человек, страдая психическим заболеванием , содержит по 50-60 кошек , превращает свое жилище в зверинец и разводит ужасную антисанитарию . При этом соседи , страдающие от этого вопиющего беспорядка , не имеют никаких прав , чтобы повлиять на это .
И в заключении . Мне нравятся кошки . Я не могу пройти мимо бездомного котенка равнодушно . У меня есть кошка , я ее люблю и больше мне не надо . Порой не хватает времени уделить ей достаточно внимания , а с годами совместного проживания она уже стала членом семьи и все понимает .
Было время , когда дома находилось много кошек – это когда у Шебы рождались котята . И это время большой ответственности и постоянной нехватки времени – лотки , уборка , кормежка . Но вместе с тем – море позитива от общения с маленькими пушистыми комочками .
Теперь вы знаете , что такое айлурофилия . Так что друзья мои , любители кошек – все должно быть в меру . Не будьте БЕЗУМНЫМИ кошатниками и котофилами . И не превращайте свой дом в ГЕТТО для кошек .
Утверждения со словом «должен»
Утверждения со словом «должен» — помеха для любого обучения. Подход «я должен во что бы то ни стало к завтрашнему утру дописать отчет» — проигрышный: скорее всего, отчет будет дописан коряво и путано. В состоянии «я должен» редко приходят озарения и интересные мысли. Наутро вы прочитаете эту «ерунду», вас начнет мучить совесть, вы разочаруетесь в себе, усомнитесь в собственных способностях.
Если вы «должны» что-то изучить, неизбежная реакция — внутреннее сопротивление. В глубине души вы не понимаете, кому, собственно, «должны». Если вы «должны» — значит, есть какая-то внешняя сила, которая вас заставляет. А лучшие друзья обучения — интерес и любопытство: «хочу узнать».
Причины возникновения обесценивания
Ощутив на себе любое негативное воздействие, всегда стараешься разобраться с мотивацией человека. Изучая обесценивание в психологии, причины подобного поведения многим людям не всегда поначалу понятны. С научной точки зрения данная практика является своеобразным защитным механизмом, помогающим не уронить свою самооценку, приспособиться, справиться с тревогой, отрегулировать взаимоотношения с людьми. Приемы обесценивания могут быть направлены на оборону или использоваться в качестве своеобразного оружия для нападения. Наиболее эффективно обесценивание в неопределенных ситуациях, когда требуется переоценка ценностей.
Положительные примеры
У ребенка сломалась любимая машинка, отправился в мир иной хомячок или котик, порвалось платьице. Как остановить детскую истерику и вернуть в дом спокойствие? Можно сравнить подобные потери с чем-то более важным и серьезным – смертью близкого человека, стихийным бедствием. В подобном случае обесценивание помогает побеждать страхи и снизить чувство потери. Ребенок с помощью психологического приема начинает понимать, насколько ценность разных вещей в нашем мире сильно отличается.
Негативные примеры
Все-таки чаще в быту этот психологический феномен приносит вреда, чем пользы, давит на самооценку, принижает радость от достигнутых результатов. Желание ударить, словно дубиной, обесцениванием по чувствам других людей постоянно возникает у неудачников. Видит человек, что у коллеги удается в работе то, что у него за годы не получалось, вот и старается он в его успехах отыскать какой-то негатив. Обесценивание личности проявляется в неконструктивной критике, завистливых упреках, распространении слухов о наличии реальных или вымышленных покровителей, разговорах о страшном везении и ненужности выполненной задачи.
Негативное отношение данного рода люди выражают не только в словах, но и в поступках. Неуважение может проявляться в намеренном невыполнении обещаний, дешевом подарке, который подчеркивает незначительную роль в коллективе данной особы. Распознать данный тип поведения крайне просто, запомнив распространенные фразы обесценивания:
- Обесценивание женщины мужчиной, достигшей успехов в карьере: «Лучше бы научилась готовить да детей нарожала». «Начальницей стала, а мужика себе так и не нашла».
- Обесценивание кулинарных успехов супруги: «Да борщ хорош, но мама мне в детстве вкуснее готовила».
- Обесценивание хорошей покупки: «Нормальное авто, но за такие деньги я бы помог тебе подыскать что-то лучшее». «Да, платье красивое, но я слышала, что оно уже выходит из моды».
- Обесценивание инициативы: «Да ничего твои действия не изменят». Активистка нашлась, да она просто пиарится».
- Обесценивания чужой боли: «Есть люди, которым в сто раз хуже». «Да ерунда у тебя, справишься, вон у знакомой вообще… такое было».
- Обесценивание поставленной цели: «Напрасно ты в этот ВУЗ поступать собралась, все одно по специальности работы не сыщешь». «Тоже мне занятие нашла, лучше бы делом нормальным занялась».
- Обесценивание с целью самозащиты от чувств: «Все бабы глупые». «Все мужики козлы и эгоисты».
Простейший негатив
Если вы отзываетесь о делах, поведении, продукции, используя формулировку «ужасно, ерунда, бред», то вы не критикуете. Эта информация не имеет смысла, так как ее нельзя использовать для дальнейшего улучшения. Под прицелом таких категоричных оценок критикуемый чувствует обиду или разочарование, не получая конструктивного отзыва.
Что делать?
Сделать высказывание полезным можно, дополнив его подробным описанием своих мотивов и объяснением важности впечатлений. Но только если вы действительно ключевой собеседник для собеседника в данной ситуации
В противном случае откажитесь от простых негативных оценок.
Обратная сторона
Чем больше ответственности, тем больше обязательств и власти. Поэтому, если вам сделали замечание по работе – это значит, что она ценна. Допустим, к вам никогда не было бы претензий, никто бы не обращал внимания на ваши труды и знания, как бы вы себя ощущали? На каком уровне была бы ваша самооценка? Человек не может развиваться и совершенствоваться только на похвале, иначе его восприятие окружающего мира будет искажено.
Поэтому старайтесь придерживать амбиции, если вам хотят помочь, указывая на недочёты, воспринимайте каждую ошибку как зону ближайшего развития, над которой надо поработать, чтобы стать совершеннее и опытнее. Удержитесь от оправданий, они совсем не помогут, лучше как можно быстрее приступите к исправлению ситуации.