6 способов конспектирования
Содержание:
- Как правильно составить конспект на лекции, уроке
- Для чего студенту нужен конспект
- Пример конспекта
- Методы ведения конспектов
- Как оформить конспект занятия
- Виды конспектов
- Эффективные методы конспектирования
- Как писать конспект лекций
- Числовая азбука каббалистической нумерологии
- Студенты неправильно ведут конспекты
- Необычные виды конспектирования
- Конспект: писать или не писать?
- Что такое конспект
- Как красиво оформить конспект
- Оформление конспекта
- Наука конспектирования
- Основные элементы
- Как красиво оформлять конспект в тетради
- Создание записи вебинара, эфира или экрана
- Лечение невроза
- Начальный этап
Как правильно составить конспект на лекции, уроке
- Не нужно браться за ручку с самых первых слов преподавателя. Лучше сначала выслушайте все предложение, осознайте его смысл, а потом кратко запишите основную мысль.
- Начинать запись лучше тогда, когда преподаватель закончил изложение мысли и начал ее комментировать.
- Отдельные части конспекта нужно обязательно выделять. Одна тема визуально отделяется от другой. Тоже самое нужно сделать с заголовками, подзаголовками и терминами (можно подчеркнуть слово, тему, название термина). Также рекомендуется делать отступы для обозначения нового пункта плана, абзаца. Формулы, правила, законы обводят в рамку.
- Используйте свои условные обозначения. К примеру, стрелка вверх может заменить слово «повышение», «увеличение», «взлет», а стрелка вниз заменит «спад», «падение», «сокращение», «уменьшение». Выработайте свои собственные условные обозначения, только не забудьте, что они обозначают.
- Сокращайте слова так, чтобы вы потом могли нормально воссоздать слово. Излишние сокращения могут привести к тому, что потом вы будете тратить драгоценное время на расшифровку вашего конспекта. Например, сокращения «знак-во», «числ-ть», «кол-во» легко расшифровать: «знакомство», «численность», «количество». А вот «д-ть» можно интерпретировать как «думать» или «делать», а «дей-ть» вы вполне можете расшифровать как «действительность» или «действовать». Согласитесь, смысл разный. Конечно, в большинстве случаев вам поможет контекст, однако это не универсальное средство, и иногда оно не срабатывает. Разработайте свою систему сокращений, и тогда проблем с дешифровкой у вас не возникнет. Вы должны знать, что сокращение «д-ть» означает именно «думать», а не «действовать».
- Использование аббревиатур и коротких английских слов также приветствуется. Например, слово «ок» поистине универсально.
- Конспект должен состоять из повествовательных предложений. Вопросы уместны только на полях.
- Не стремитесь записать каждое слово преподавателя. Избавляйтесь от предложений, которые не несут особой информации, некоторых прилагательных и вводных слов.
Для чего студенту нужен конспект
Конспект представляет собой письменную фиксацию фактов, мыслей, определений, которые излагаются в устной форме преподавателем или представлены в литературных источниках. Важным требованием к конспектированию является обеспечение логической связи отдельных блоков прослушанной или прочитанной информации в процессе их аналитической обработки.
В результате конспектирования автор получает хорошо структурированную запись, благодаря которой через определенное время можно легко вспомнить полезные сведения. Другие читатели конспекта получают целостное представление о теме в кратком изложении ее основных тезисов. Существует несколько видов письменной фиксации информации, которым можно научиться. Они отличаются целевым назначением и областью применения:
- План-конспект включает пункты и подпункты, под которыми кратко излагается их суть. Подобное решение позволяет формулировать мысли последовательно, извлекать наиболее важные факты, структурировать информацию. Такой метод конспектирования целесообразно начать использовать во время лекций, когда преподаватель заранее оглашает план, а также для эффективной подготовки к экзаменам, в процессе которой по заголовку проще вспомнить содержание темы.
- При составлении схематического плана записываются вопросы, на которые затем предоставляются краткие ответы в несколько предложений. Как правило, лист делят на две колонки. В первой указывается вопрос, а во второй — ответ. Делать конспект по такой методике достаточно просто и удобно.
- Текстуальным конспектом называется комплекс цитат или главных мыслей, расположенных в логической последовательности или по заранее разработанному плану. Данный вид конспектирования будет эффективен в процессе анализа высказываний автора, когда требуется изложить мысли в точной формулировке. Распространенными областями применения являются лекции по литературе, философии и другим гуманитарным наукам.
- Тематический конспект основан на заданной теме. В нем представлен исчерпывающий ответ по какому-либо вопросу, полученный из различных информационных источников. При этом конспектируются только те тезисы, которые позволяют раскрыть суть темы. Материал полезен для углубленного изучения тематики, требует много времени на анализ литературы, получается максимально информативным, так как содержит ценные сведения.
- Графический конспект предполагает изложение информации в графическом виде с помощью таблиц, графиков или схем. Основные данные подкрепляются пояснениями и выводами. Подобная методика нередко применяется для конспектирования лекций на техническую тематику.
- Конспект лекций достоверно и полно отражает основные тезисы, передаваемые лектором. Качество подобного конспектирования определяется умениями выделять главные моменты, анализировать информацию, исключать лишний материал, оперативно вести записи. В этом случае следует сконцентрироваться на последовательном изложении лекции. Составлять план нет необходимости.
- Свободный конспект представляет собой успешное сочетание разных видов конспектирования. Подобная методика требует высокого уровня профессионализма и опыта. От автора требуется фиксировать основные моменты темы, дополняя их схемами, цитатами, графиками, иллюстрациями и вопросами. Важным требованием является получение логически связанного и информативного материала.
Несмотря на огромный объем данных в интернете и печатных изданиях, в которых можно без проблем найти нужную информацию, умение конспектировать сложно переоценить. Самостоятельное ведение конспекта поможет трансформировать знания из краткосрочной памяти в долгосрочную, освоить методики систематизации данных и структурирования материала, развивать логическое мышление.
Пример конспекта
Правильно составленные конспекты нередко передаются из рук в руки, так как понятны даже тем, кто впервые слышит о теме записей. Приблизительно так может выглядеть краткая запись, сделанная с использованием общепринятых сокращений, знаков и выделений:
ТЕМПЕРАТУРОЗАВИСИМЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ЛИПИДНОЙ И ВОДНОЙ ФАЗЕ
Глубокое охлаждение может стать причиной серьезных нарушений в биосистемах в результате:
- структурных перестроек макромолекул и белок-липидных комплексов;
- фазовых превращений в биомембранах и водных растворах;
- термомеханических напряжений и действия других факторов.
Фазовые превращения липидов – переход их ансамблей из жидко- в твердокристаллическое состояние и наоборот. Для криобиологии важны структурные изменения воды и их учет в жидкой фазе, с которой контактирует биообъект.
!Общее для фаз. переходов в липидах и водных р-рах – оба относятся к фаз. превращениям 1-го рода.
Фаза – гомогенная термодинамическая сис-ма, в кот. отсутствуют поверхности раздела, отделяющие друг от друга макроскопические части, отличающиеся по своим свойствам и составу.
Фаз. переход 1-го рода – превращение, при котором потенциал Гиббса сис-мы – const, а внутренняя энергия и плотность (или энтальпия и энтропия) претерпевают скачкообразные изменения => фаз. переход 1-го рода – кооперативное упорядочение сис-мы или ее части, связанное с выделением или поглощением тепла.
В общем, было бы желание, а освоить правила написания конспекта несложно. Составление кратких записей отлично развивает ассоциативную память, а умение хорошо структурировать информацию пригодится в жизни не меньше полного курса по сопромату.
Источник статьи: http://edunews.ru/school/info/kak-pisat-konspekt.html
Методы ведения конспектов
Существует довольно много разных методов. Мы разберём основные, подтвердившие свою эффективность.
Метод Корнелла
Главная идея этого метода — разделить страницу на три части: две колонки и отдельную секцию внизу.
- Узкая колонка слева. В неё записывают основные концепции, термины и ключевые понятия. И ещё здесь могут быть вопросы, которые возникают по ходу конспектирования.
- Основная колонка. Она предназначена для обычного конспекта, который подробно раскрывает концепции и термины из первой колонки.
- Секция внизу. По-английски она ёмко называется summary, самый близкий аналог на русском — краткое изложение или основные тезисы. В этой секции должны быть кратко описаны важные концепты, о которых идёт речь в материале. В идеале — своими словами.
Такой метод позволяет чётко структурировать информацию и с лёгкостью находить её в конспекте, ориентируясь по ключевым словам в левой колонке.
Схематический метод
При использовании этого метода вся структура записей должна представлять собой один большой список с несколькими уровнями вложенности. Элементы верхнего уровня списка — это основные темы. Дальше происходит разветвление от каждой темы на подтемы. А каждая подтема может содержать основные тезисы. В итоге получается большой маркированный список. Уровней вложенности может быть и больше, но список не должен получиться слишком уж монструозным, иначе тогда в нём может быть тяжело ориентироваться.
Плюс этого метода — анализ материала ещё на стадии конспектирования, ведь для создания такой структуры нужно сразу выделять основные темы и разбивать материал на тезисы.
Метод интеллект-карт
Полезный метод, который подходит не только для конспектирования, но и для брейн-шторминга, планирования и так далее. Он заключается в визуальном представлении информации в виде древовидной схемы. Корневой элемент такой схемы — основная сущность (ключевая идея, задача, термин), а от неё отходят ветви со связанными элементами (понятиями, тезисами по теме, идеями, способами решения). Создатель интеллект-карт написал книгу о том, как и где можно применять этот метод.
В конспектах интеллект-карты позволяют проследить связи между элементами, представить сложные концепции в простой лаконичной форме и улучшить запоминание информации благодаря визуализации и наглядности.
Метод предложений
Этот метод похож на обычное конспектирование строка за строкой
Важное отличие — каждое новое предложение записывается с новой строки и нумеруется. Такая система позволяет устанавливать связи между разными частями конспекта несмотря на линейность
Для этого достаточно сделать пометку с указанием, к какому по номеру предложению относится текущая мысль.
Плюсы метода — привычность и лёгкость перехода к нему. Тем не менее, этот метод в большинстве случаев уступает другим по эффективности.
Метод течения
Пожалуй, самый свободный в нашем списке — flow method, метод течения или потока. Его суть в том, чтобы уделять минимум времени конспектированию непосредственно самого материала, концентрируясь только на основных моментах. При этом следует активно обдумывать материал и записывать свои комментарии и идеи, которые возникают в ходе изучения. Их можно записывать в любой удобной форме вперемешку с основными тезисами. Результат может представлять собой схему, разрозненные тезисы, подобие интеллект-карты или всё сразу. Создатель метода написал подробный гайд, в котором он рассказывает о самом методе и о том, как начать использовать его в своих записях.
Главная цель этого метода — выучить и понять материал сразу, а не записать его, чтобы выучить в будущем. Это значительно отличает его от всех остальных. Стоит учесть, что метод течения ввиду своих особенностей подходит не во всех случаях. Например, его не стоит выбирать, если цель конспектирования — собрать базу знаний. В конспектах точно не будет подробного разбора каждой темы.
Способов ведения конспектов гораздо больше, и продолжают появляться новые. Даже метод течения, который уже набрал популярность, появился сравнительно недавно. Так происходит в том числе потому, что многие опытным путём стремятся прийти к оптимальному для себя методу. Мы предлагаем вам сделать то же самое — выбрать подходящий для ваших целей метод и при необходимости модифицировать его или создать свой собственный с нуля. Если он будет работать для вас — почему бы и нет.
Как оформить конспект занятия
Чтобы записи были полезными и легче запоминались, их можно вести не сплошным потоком, а по одной из эффективных методик.
Как оформить конспект: лучшие методы
Метод Корнелла. Предполагает разделение листа на две колонки. В правой (называется «Заметки»), более широкой, записывается основная информация, которую излагает преподаватель. На основе ее анализа формулируются ключевые тезисы, которые потом заносятся в левую, более узкую колонку (называется «Основные мысли»).
Метод «Вопрос-ответ-доказательство». Удобная смысловая схема ведения конспекта. Тема формулируется в виде вопроса, потом следует основная мысль — ответ на этот вопрос, затем — доказательства: пояснения, аргументы и пр.
Ментальные карты. Это принципиально новая организация текста, которая подойдет скорее не для записи уроков или лекций, а конспектирования источников. На таких картах в центре листа располагается ключевое слово или тезис, а в разные стороны от него уходят дальнейшие мысли и объяснения.
Как правильно оформлять конспект: полезные советы
Прежде чем пробовать, как оформлять конспект лекций, купите подходящие тетради. Самой удобной будет тетрадь или блокнот большого формата со сменными блоками, которые можно располагать в разном порядке.
Можно вести записи и на листах формата А4, но если они будут не скреплены, есть риск потерять часть данных.
Пишите аккуратно и понятно, чтобы записи можно было легко разобрать. Не старайтесь писать образцово-каллиграфическим почерком: это отнимает время и вы не успеете зафиксировать информацию.
Используйте ручки с синими, черными или темно-фиолетовыми чернилами. Текст, написанный красным или зеленым цветом разобрать сложнее.
Там, где это возможно используйте сокращения: например, заменяйте слова и словосочетания аббревиатурами (пресса, телевидение, радио = СМИ).
Без лишней надобности не пишите на полях: оставляйте их для дат и обозначений.
Виды конспектов
Нужно
уметь различать конспекты и правильно
использовать ту категорию, которая
лучше всего подходит для выполняемой
работы.
ПЛАНОВЫЙ.
Такой вид изложения на бумаге создается
на основе заранее составленного плана
материала, состоит из определенного
количества пунктов (с заголовками) и
подпунктов. В процессе конспектирования
каждый заголовок раскрывается –
дополняется коротким текстом, в конечном
итоге получается стройный план-конспект.
Именно такой вариант больше всего
подходит для срочной подготовки к
публичному выступлению или семинару.
Естественно, чем последовательнее будет
план (его пункты должны максимально
раскрывать содержание), тем связаннее
и полноценнее будет ваш доклад. Специалисты
рекомендуют наполнять плановый конспект
пометками, в которых будут указаны все
используемые вами источники, т. к. со
временем трудно восстановить их по
памяти.
СХЕМАТИЧЕСКИЙ
ПЛАНОВЫЙ.
Эта разновидность конспекта выглядит
так: все пункты плана представлены в
виде вопросительных предложений, на
которые нужно дать ответ. Изучая материал,
вы вносите короткие пометки (2–3
предложения) под каждый пункт вопроса.
Такой конспект отражает структуру и
внутреннюю взаимосвязь всех сведений
и способствует хорошему усвоению
информации.
ТЕКСТУАЛЬНЫЙ.
Подобная форма изложения насыщеннее
других и составляется из отрывков и
цитат самого источника. К текстуальному
конспекту можно легко присоединить
план, либо наполнить его различными
тезисами и терминами. Он лучше всего
подходит тем, кто изучает науку или
литературу, где цитаты авторов всегда
важны. Однако такой конспект составить
непросто. Нужно уметь правильно отделять
наиболее значимые цитаты таким образом,
чтобы в итоге они дали представление о
материале в целом.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ.
Такой способ записи информации существенно
отличается от других. Суть его – в
освещении какого-нибудь определенного
вопроса; при этом используется не один
источник, а несколько. Содержание каждого
материала не отражается, ведь цель не
в этом. Тематический конспект помогает
лучше других анализировать заданную
тему, раскрывать поставленные вопросы
и изучать их с разных сторон. Однако
будьте готовы к тому, что придется
переработать немало литературы для
полноты и целостности картины, только
в этом случае изложение будет обладать
всеми достоинствами.
СВОБОДНЫЙ.
Этот вид конспекта предназначен для
тех, кто умеет использовать сразу
несколько способов работы с материалом.
В нем может содержаться что угодно –
выписки, цитаты, план и множество тезисов.
Вам потребуется умение быстро и лаконично
излагать собственную мысль, работать
с планом, авторскими цитатами. Считается,
что подобное фиксирование сведений
является наиболее целостным и полновесным.
Эффективные методы конспектирования
Написать качественный конспект неподготовленному автору достаточно сложно. Популярностью пользуются эффективные методики, с помощью которых можно выполнить конспектирование большого объема информации грамотно и понятно, что позволит без труда найти нужную информацию в конспекте, легко запомнить материал и подготовиться к сдаче экзаменов.
Метод ментальных карт
Карту мыслей на первый взгляд сложнее составить, чем обычный конспект. Данный прием основан на формулировке ключевой идеи. Она занимает центральное положение, а от нее распространяются мысли и объяснения. Руководство по применению:
- По центру карты необходимо написать ключевую мысль.
- От основного тезиса нужно провести несколько линий к основным идеям темы.
- Ветки дополняются новыми пунктами, которые раскрывают суть предыдущих.
В данном случае краткость формулировок является важным преимуществом. Не рекомендуется расширять карту дальше четвертого уровня. Тезисы из разных веток можно объединять, дополнять их заметками. Благодаря эффективной методике представляется возможным проанализировать большой объем данных, отыскать новые идеи, разработать план или провести анализ текущего состояния работы.
Метод Билла Гейтса
Создатель компании Microsoft, Билл Гейтс пользуется интересным способом конспектирования. Методику подметил предприниматель Роб Ховард, который написал о необычном методе ведения записей в своем блоге. Поэтапное составление конспекта заключается в следующем:
- чистый лист бумаги делится на четыре равные части;
- каждый блок включает название;
- в одном из квадратов следует обозначить вопросы по теме.
Отдельные части могут быть посвящены основным мыслям, заметкам и важным подробностям, примерам, вопросам
Подобную методику целесообразно использовать для конспектирования важной информации на встречах, лекциях, которые не имеют четкого плана, во время свободного обсуждения каких-либо проблем
Метод Корнелла
Данный способ конспектирования чем-то напоминает модель Билла Гейтса. Методика Корнелла заключается в четком разделении ключевых тезисов и заметок в процессе записи. По итогу необходимо резюмировать конспект. Страница делится следующим образом:
- в верхней части листа остается небольшое пространство для названия темы;
- нижний блок занимает четверть страницы, предназначен для формулировки выводов из полученной информации, а также вопросов, которые остались нерешенными;
- остальное пространство делится на две колонки;
- левая часть таблицы узкая, в ней фиксируются основные мысли по теме;
- в более широкой правой части записывается вся важная информация с подробностями и заметками.
Метод Корнелла позволяет проанализировать большие потоки информации. Подобный способ составления конспекта целесообразно использовать на продолжительных и информативных лекциях.
Метод течения
Изобретателем метода течения является программист и предприниматель Скот Янг. Исходя из его идеи, автору следует вести записей не слов преподавателя, а собственных мыслей. По мнению создателя методики это поможет действительно усвоить материал и получить ценные знания. В процессе конспектирования требуется:
- фиксировать лишь основные тезисы лекции;
- важные моменты писать своими словами;
- остальную информацию излагать в виде собственных идей, вопросов, комментариев и выводов.
Подобный способ составления конспекта можно использовать в том случае, когда нет необходимости дословно воспроизводить материал. Методика позволяет самостоятельно разбираться в темах и более эффективно анализировать полученную информацию. Кроме того, можно быстро сформулировать вопросы, чтобы получить на ответы сразу на лекции.
Метод предложений
В методе предложений необходимо присваивать каждой мысли порядковый номер. Цель такой методики — существенно упростить дальнейшую работу с конспектом. Это эффективный способ конспектирования продолжительных лекций, в процессе которых преподаватель может перескакивать с одной мысли на другую. В этом случае не придется дописывать информацию на полях. Достаточно записать данные в текст и присвоить им нужный номер. При выборе метода предложений для конспектирования необходимо писать тезисно. Рекомендуется умещать фразы в одну строку.
Как писать конспект лекций
Просто что-то писать – это бездарно тратить время. Если уж сидеть в библиотеке или регулярно посещать лекции, то нужно извлечь из этого максимальную пользу – сделать хороший конспект, который пригодится перед экзаменом.
Что поможет:
Цветные маркеры для обозначения важных пунктов, дат, событий.
Структурирование информации – абзацы, выделенные пункты плана или подзаголовки.
Стандарты сокращений, чтобы потом не мучиться расшифровкой.
Хорошо помогают списки – они переключают внимание с полотна текста на другую часть материала.
Переписывать чужой конспект – толку мало. Понять, что думал или какие выводы сделал другой человек, часто бывает невозможно, но такое встречается в высших учебных заведениях. Кто-то просиживает на лекциях, слушает, записывает, а кто-то предпочитает попросить тетрадь и переписать. Эффект будет виден на экзамене.
Оформление
Рекомендуется оформлять конспект так, как требует преподаватель. Если его не интересует внешний вид тетради, можно делать все что угодно.
Есть несколько пожеланий, чтобы легче было читать. Например, не делать длинных предложений. Или стараться меньше писать, заменяя некоторые слова на значки: => этим можно заменить слово «следовательно»
Некоторые слова не несут смысла, поэтому тратить на них силы и внимание не обязательно – чем короче, тем понятнее
Поступайте в лучшие дистанционные учебные заведения
Числовая азбука каббалистической нумерологии
| А – 1 | К – 10 | У – 100 |
| Б – 2 | Л – 20 | Ф – 200 |
| В – 3 | М – 30 | Х – 300 |
| Г – 4 | Н – 40 | Ц – 400 |
| Д – 5 | О – 50 | Ч – 500 |
| Е – 6 | П – 60 | Ш – 600 |
| Ж – 7 | Р – 70 | Щ – 700 |
| З – 8 | С – 80 | Ю – 800 |
| И – 9 | Т – 90 | Я – 900 |
В русской трактовке есть некоторые особенности: буквам «е», «ё», «э» соответствует одно число «6»; буквам «и», «й» — также одно значение «9»; буквы «ы», «ъ», «ь» — не учитываются.
Приведенная числовая азбука каббалистической нумерологии служит для того, чтобы с ее помощью можно было в словах использовать числа, как это будет показано ниже. При практике гадания цифры очень скоро запоминаются.
Студенты неправильно ведут конспекты
Когда студентам рассказывают, как нужно вести конспект, основной акцент делается на способности другого человека потом посмотреть в тетрадь и понять, что же было записано. Но этот подход не особо верен. Во-первых, практически невозможно быстро и качественно вести записи так, чтобы они были понятны постороннему человеку. Во-вторых, это далеко не самый лучший способ понять и запомнить новую информацию.
Самая важная функция конспекта — помочь обучающемуся вспомнить то, о чём же было сказано на лекции. Логично, что студентам и ученикам нужно позволить писать конспекты так, как им удобно, и так, чтобы написанное имело смысл для самого автора.
Некоторые люди хорошо разбираются в том, что написали сами, но не обязательно ведут конспекты только словами. Рисунки и композиция конспекта — это отображение работы мозга, который пытается соединить новые отрывки информации в одно неразрывное полотно. Когда вы смотрите на такой конспект, легко можете вспомнить, почему расположили информационные блоки именно так, что послужило причиной для такого решения.
Isaac Bowen/Flickr.com
Необычные виды конспектирования
Если стандартные способы ведения записей не позволяют получить информативные и полезные конспекты, можно прибегнуть к необычным техникам.
Майнд-карты
Mind-mapping – популярная техника конспектирования, которая придется по вкусу любителям мозговых штурмов. В кружочке или рамке в центре страницы указывается тема лекции. В течение занятия к этой отправной точке присоединяются дополнительные блоки, которые отводятся под логически связанные с основным понятием ключевые слова и идеи. Для большей информативности текст можно дополнять рисунками и значками.
Для создания ментальных карт лучше использовать листы большого формата (не менее А4). Записи располагаются от центра к периферии.
Метод Корнелла
Во время лекции записи делаются привычным образом, основная информация располагается в правой колонке. В левой уже после занятия помещаются наиболее значимые идеи, даты и понятия. В 24 часов необходимо окончательно оформить конспект, заполнив нижнее поле. Для этого надо несколькими предложениями сформулировать основную идею записей.
Если в течение суток не подвести итоги записанного, техника Корнелла лишена смысла и не принесет дополнительной пользы в сравнении с обычным конспектом.
Конспект: писать или не писать?
Некоторые школьные учителя и преподаватели на младших курсах ВУЗов собирают тетради, чтобы проверить ведение конспектов. Это не всегда правильно и приводит вот к таким вот странностям, показанным в этом видео:
Конспект занятия ориентирован, прежде всего, на самого пишущего. Качество записи – залог успеха на контрольной или экзамене.
Нужно это прежде всего вам, а не кому-то другому. А уж как это сделано, зависит от фантазии и усидчивости ученика. Однако излишнее тяготение к минимализму и простое фотографирование доски с планом урока на телефон ничего хорошего не сулит.
У меня в группе был студент, который вообще никогда ничего не писал, но при этом все посещал. ВУЗ он закончил и никаких особых проблем по ходу не испытывал, но, правда, это был лишь один пример на моей памяти. Все остальные конспектировали и лекции, и семинары, а если не могли, то переписывали у других, ибо большинству сдать экзамен без конспектов практически нереально.
Помогите себе сами! Единожды уяснив, как правильно конспектировать, вы сэкономите океан свободного времени.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Использую для заработка
Что такое конспект
Конспект– это краткая письменная фиксация основных фактических данных, идей, понятий и определений, устно излагаемых преподавателем или представленных в литературном источнике. Причем такой вид аналитической обработки материала должен отражать логическую связь частей прослушанной или прочитанной информации.
Результат конспектирования – хорошо структурированная запись, позволяющая ее автору с течением времени без труда и в полном объеме восстановить в памяти нужные сведения, а любому другому читателю – получить целостное представление о кратко изложенной теме.
Замена конспектирования стенографированием или переносом в тетрадку огромных фрагментов из учебников и научных статей непродуктивна и опасна:
- Физической усталостью. Уже к концу первой пары писать так же быстро, красиво, но главное – разборчиво, как и в начале, сможет только робот. К четвертой лекции даже самый каллиграфический почерк потеряет читабельность и превратится в замысловатые закорючки.
- Отсутствием концентрации внимания. Машинально отражая в тетради услышанное, сложно запомнить информацию. В результате для усвоения материала придется во внеурочное время перечитывать записанное, причем многое в собственном конспекте покажется открытием.
- Сложностями с «расшифровкой». Чтобы не упустить ни слова, понадобится использовать большое количество загадочных сокращений, спонтанных аббревиатур и других на ходу изобретенных условных обозначений. Через два часа после лекции даже для самого автора конспекта все они станут похожими на пляшущих человечков из рассказа о Шерлоке Холмсе. Чтобы разобрать написанное, потребуется специалист по криптоанализу – без его помощи кодированную рукопись спокойно можно отправлять в макулатуру.
- Бесполезной потерей времени. Огромные манускрипты с простынями несистематизированной, следовательно, не подвергнутой анализу и осмыслению информации, не помогут качественно подготовиться к экзаменам.
Вести конспекты в вузах не учат, но разобраться в этой науке можно и самостоятельно, ознакомившись с основными типами краткого изложения содержания первоисточников, чтобы выбрать разновидность, наиболее подходящую для конкретных обстоятельств.
Как красиво оформить конспект
Запоминать большой объем информации сразу во время лекции по силам лишь единицам. Поэтому умение конспектировать пригодится каждому человеку. Текст должен обладать четкой структурой и понятным смыслом. Грамотное и красивое оформление записей позволит оперативно восстановить в памяти знания через определенное время. Подобный навык полезен по нескольким причинам:
- экономия времени и снижение нагрузки во время обучения;
- эффективная подготовка к семинарам и экзаменам;
- приобретение навыка быстрого поиска нужных данных в огромном информационном потоке;
- развитие внимательности, усидчивости;
- оптимизация учебного процесса, быстрое освоение нового материала;
- взаимодействие с преподавателем, а не просто механическая фиксация его слов.
В тетради
Правильное ведение конспектов поможет отлично усвоить учебный материал, что важно для подготовки к экзаменам. Записи способствуют запоминанию ключевых моментов лекции
При этом важно, чтобы тетрадь не только включала полезную информацию, но и выглядела аккуратно. Полезные советы для красивого оформления конспекта в тетради:
- понятные и разборчивые записи;
- использование ручек для основного текста с синими, черными или темно-фиолетовыми чернилами;
- использование сокращений там, где это уместно;
- без лишней необходимости не следует писать на полях, оставляя место для дат и обозначений.
Красивый конспект состоит из аккуратных записей. Текст должен быть понятен автору. Будет полезно заранее разработать индивидуальную систему условных обозначений. Это поможет значительно сократить время на конспектирование информации. Если в процессе лекции остались пробелы, то их необходимо заполнить сразу после окончания пары. Ключевые слова можно выделять цветными маркерами или разноцветными чернилами. Тематические разделы конспекта следует помечать цветными стикерами, с помощью которых будет легко ориентироваться в тетради.
В Ворде
В эпоху информационных технологий образовательный процесс постоянно оптимизируется. Писать конспекты сегодня можно не только в тетради, но и брать с собой на лекции ноутбуки, планшеты и другие электронные устройства для ведения записей. Текст печатается в специальных редакторах. Наиболее популярной программой является Microsoft Word. Для того чтобы выполнить конспектирование в Ворде качественно, можно воспользоваться полезными советами:
- наличие ошибок в будущем затруднит поиск нужной информации в файле, поэтому необходимо сразу печатать грамотно;
- следует оформлять текст в одном стиле с одинаковым шрифтом, размером букв, интервалами, отступами и прочими параметрами, чтобы конспект выглядел аккуратно;
- использовать возможности шрифтовых и цветовых выделений нужно систематизировано, чтобы было легко найти примеры и определения;
- иллюстрации в виде схем, карт, графиков, диаграмм можно самостоятельно создать в редакторе или скачать из интернета и вставить в текст;
- материал необходимо дополнять ссылками, пройдя по которым будет легко найти информацию по конкретному вопросу.
Оформление конспекта
Пишите от руки. Во время рукописного конспектирования мозг лучше сохраняет информацию.
У каждого урока «Экстерната Фоксфорда» есть содержание. Не поленитесь переписать его в свой конспект перед занятием. План послужит навигатором в ваших записях, подпункты помогут быстрее выделять главное.

Используйте тетрадные поля. На них можно ставить дату, обозначать особо важные места при оформлении план-конспекта.
Записывая второстепенную информацию, старайтесь её перефразировать. Это помогает донести услышанное до сознания. Необязательно писать всё, что диктует преподаватель. В большинстве случаев достаточно записать несколько опорных фраз, по которым ваша память сможет воспроизвести сам урок.
Не стесняйтесь задавать вопросы. Столкнувшись с непонятной информацией, не говорите себе, что решите проблему позже. Если непонятно сейчас, то при просмотре записи урока будет непонятно вдвойне. Лучше прервите конспектирование и напишите учителю в чат уточняющий вопрос. И не бойтесь попросить учителя повторить
Особенно если чувствуете, что он сказал что-то важное
Пишите через клетку или две. Это позволит дополнять конспект новыми сведениями либо исправить допущенные ошибки.
Используйте сокращения при составлении конспектов!
Они могут быть общепринятыми, личными, словарными и ситуативными.

Используйте символы и схемы. Стрелочки, рамки, схемы, таблицы, графики, рисунки и прочие визуальные средства — прекрасные помощники в понимании связей и запоминании ключевых понятий.
Используйте разные цвета и подчёркивания при оформлении конспекта
Это поможет навести порядок в записях и акцентировать внимание на важных местах. Попробуйте писать разноцветными ручками разные части конспекта
Например, вопросы можно писать красным, определения — синим, выводы — зелёным. Цветная кодировка связывается с памятью, позволяя «сохранять» материал конспекта с относительно небольшими усилиями.
Делайте на полях пометки, привлекающие внимание. Если преподаватель продиктовал незнакомое понятие и не дал определения, поставьте рядом с ним яркий значок, чтобы потом разобраться с ним
Примеры привлекающих внимание знаков:
- — прочитать об этом в учебнике на «Лекте».
- — скачать презентацию на перемене.
- ⟳ — повторить перед следующим уроком и так далее.

Пример того, как может быть оформлен ваш конспект
После урока не ленитесь дополнять свой конспект информацией из учебника и обязательно повторяйте то, что записали, через несколько часов после занятия и на следующий день.
Наука конспектирования
Существует большое количество исследований касательно того, как именно нужно вести конспект и как визуальный язык влияет на наши заметки. Некоторые из них могут удивить неожиданными результатами.
Например, одна из работ Pam A. Mueller, Daniel M. Oppenheimer. . говорит о том, что рукописные заметки работают намного лучше, нежели сделанные на компьютере. Когда конспект ведётся от руки, человек лучше усваивает и запоминает информацию. Несмотря на то, что цифровые конспекты обычно повторяют сказанное преподавателем слово в слово, это пагубно влияет на запоминание информации.
Другое исследование Jeffrey D. Wammes, Melissa E. Meade, Myra A. Fernandes. The Drawing Effect: Evidence For Reliable And Robust Memory Benefits In Free Recall. продемонстрировало, что люди, которые быстро создают простые рисунки, могут лучше запоминать слова, чем люди, которые просто выписывают их в столбик или пытаются вызубрить наизусть. Качество рисунка при этом не имеет никакого значения. Четырёхсекундного наброска было вполне достаточно для запоминания. Очевидно, что не нужно быть Леонардо да Винчи, чтобы использовать рисунки в конспекте.
Визуальный конспект берёт лучшее от этих двух исследований
Ученик использует комбинацию слов и быстрых рисунков, чтобы обработать услышанную информацию, взять от неё только самое важное и запечатлеть на бумаге
Основные элементы
Печатный текст. Текст должен быть написан печатными буквами.
Человечки
С одной стороны, человечки — это просто украшение, но они привлекают внимание и подходят к любой теме. Так как говорит всегда человек, его всегда можно обозначить и соединить с диалоговым облаком
Страница выглядит более разнообразной, если делать человечков разной формы (овальной, прямоугольной, треугольной, ромб, леденец).
Рамки, облака, диалоговые окошки. Все это позволяет выделять и структурировать контент. Пока я использую их как получается. Короткие цитаты хорошо идут с диалоговым окошком и человечком. А перечисления, пункты, списки — в рамке.
Визуальная библиотека — это ваш собственный набор символов, которые вы используете в визуальных конспектах. Например, изображение компьютера, письма, книги, лампочки. Скрайбинг делается вживую, прямо во время речи, поэтому придумывать иконки времени нет. Я заметила, что теперь обращаю внимание на чужие конспекты и подсматриваю, кто какие символы использует. Со временем надеюсь расширить свой набор.
Птички — если нечаянно начали что-то писать или рисовать и передумали, не нужно зачеркивать, из этого просто нужно сделать птичку, пририсовав клюв, хвост и ноги. Они совершенно не мешают на странице и не отвлекают.
Как красиво оформлять конспект в тетради
Кроме правил ведения конспекта, дадим несколько рекомендаций и по его оформлению.
Как оформить конспект строго, но красиво
Главное условие красивого конспекта — аккуратные и понятные записи. При этом понимать их должны именно вы, поэтому можете разработать собственную систему условных обозначений, которые помогут сэкономить время при конспектировании лекций.
Похожим методом пользуются стенографисты, которым нужно записывать большие объемы информации.
В красивом конспекте нет пропущенных кусков информации: любые пробелы старайтесь заполнить сразу после пары.
Кстати! А мы поможем заполнить пробелы в знаниях и предлагаем нашим читателям скидку 10% на любой вид работы
Чтобы конспект был и полезным, и красивым, используйте разные способы выделения информации: подчеркивайте ключевые слова, рисуйте схемы и таблицы, отмечайте важные вещи маркерами.
Хорошим способом, как оригинально оформить конспект, являются стикеры. Ими можно помечать новые тематические разделы конспекта.
Как оформить заголовок конспекта
Заглавие темы — важный элемент конспекта, который облегчает поиск нужных записей. Есть 2 способа, как красиво оформить заголовок конспекта:
- записать слова большими буквами, чтобы они сразу бросались в глаза;
- подчеркнуть или выделить заголовок цветным маркером.
Совет: не используйте при оформлении конспекта слишком много цветов, не превращайте тетрадь в раскраску. Выделяйте одинаковыми цветами сходные элементы: желтым — заглавия, красным — термины, синим — примеры и т. д.
Как красиво оформить дату в конспекте
Чтобы даты занятий не сливались с остальным текстом, указывайте их на полях и выделяйте цветом. Так вы быстро найдете информацию с конкретного занятия.
Как красиво оформить зарисовки в конспекте
Старайтесь рисовать аккуратно, используя карандаш, а не ручку: так вы сможете поправить набросок, если что-то пошло не так. Делайте рисунки достаточно крупного масштаба, чтобы можно было отобразить все нужные детали и сделать краткие записи-пояснения.
Создание записи вебинара, эфира или экрана
Большинство вебинарных комнат делают собственную запись урока. Однако технические проблемы возможны на любых платформах, поэтому я советую всегда делать дублирующую запись, чтобы рассылать её участникам или позже продавать как отдельный видеоурок.
С помощью Movavi Screen Capture Studio можно не только записать весь экран целиком, но и его часть (например, только окно с презентацией без чата), а также после обработать видео.
Плюсы:
- Достаточно понятный интерфейс.
- Программа может выполнять захват всего экрана, его части, одновременно писать экран и видеокамеру.
- Возможность конвертировать контент в различные видео- и аудиоформаты.
- Монтаж видео в программе.
- Сжатие файлов без потери качества.
Минус:
Программа платная, хотя и сравнительно недорогая.
Альтернативы: Camtasia Studio (дороже, но с большими возможностями), Сam Studio (англоязычная, бесплатная), QuickTime (для Mac, удобная, но с меньшим количеством функций), iSpring Free Cam (бесплатная и очень простая).
Лечение невроза
Расстройства невротического характера лечат несколькими способами. Чаще используют лекарства и психотерапию.
Лекарственные препараты
С помощью лекарственных препаратов устраняют такие проявления невроза, как бессонница, тремор конечностей, снимают напряжение. При заболевании часто назначаются медсредства следующих фармакологических групп:
- Транквилизаторы (Феназепам, Седуксен, Валиум). Данные лекарства способствуют уменьшению чувства страха, эмоциональной напряженности и тревоги. Дозировка препарата рассчитывается индивидуально в зависимости от каждого конкретного случая.
- Снотворные (Золпидем, Санвал, Гипноген). Назначаются для нормализации сна пациента.
- Антидепрессанты (Сертралин, Амитриптилин). Медикаменты этой группы имеют ярко выраженный седативный эффект. Их назначают при недуге, сопровождаемом постоянными страхами и тревогами.
- Ноотропные препараты (Ноотропил, Фенотропил). Их прописывают для улучшения настроения, повышения умственной работоспособности, уменьшения чувства усталости. Необходимы для пациентов, страдающих депрессивными формами невроза.
- Нейролептики (Аминазин, Тизерцин). Лекарственные средства оказывают снотворное и успокаивающее действие, эффективны в борьбе с галлюцинациями. Применяются для лечения истероидной формы невроза.
Психотерапия
Используя методы психотерапии, доктор лечит пациента не препаратами, а информацией. Терапия оказывает влияние на психику человека, страдающего неврозом. При различных формах болезни используются разные методы психотерапии. Их подбирает врач-психотерапевт.
Наиболее часто врачи применяют следующие способы лечения расстройств невротического характера:
- Групповая терапия. Занятия проводится в группах от шести человек пару раз в неделю. Во время терапии каждый из участников рассказывает свою ситуацию, конфликт, затем все вместе ищут способы его разрешения или преодоления.
- Психоанализ. Данный способ терапии имеет более 20 разновидностей. Суть классического психоанализа базируется на вербализации мыслей с помощью ассоциаций. Психотерапевт проводит анализ над бессознательными конфликтными ситуациями, которые являются причиной заболевания.
- Арт-терапия. Для снижения напряжения часто используется арт-терапия. Во время нее пациент направляет негативную энергию на достижение целей в искусстве, развивает способность к самовыражению и самопознанию.
- Аутогенные тренировки. Этот метод представляет собой самовнушение. Перед тем как начать его применять, человек должен полностью расслабиться, затем воспроизвести ряд упражнений, которые снизят напряжение.
- Психодрама. Способ применяется как в групповых занятиях, так и в индивидуальных. Человек, проходящий лечение данным способом, должен разыграть ситуацию, которая спровоцировала у него развитие невроза. Делать это можно в одиночестве или выбрав себе партнера, если занятия групповые.
Народные средства
Перед применением народных методов лечения человеку, страдающему расстройствами невротического характера, следует посоветоваться с доктором. В качестве вспомогательной терапии к основному лечению назначают:
- Чай с мелиссой. Для приготовления заливают литром кипятка 10 г заварки и 10 г листьев растения. Пьют снадобье перед тем, как лечь спать.
- Ванна с корнем валерианы. 55-60 г корня растения варятся в течение 15-20 минут, затем настаиваются один час. Состав процеживается и выливается в ванну, наполненную горячей водой. В ванне нужно лежать 10-15 минут.
- Мятный отвар. Столовая ложка листьев растения заливается стаканом кипятка, настаивается 30-40 минут, процеживается. Состав пьют утром на голодный желудок и перед тем, как лечь спать.
Питание при неврозах
Питание человека, страдающего расстройствами невротического характера, должно быть разнообразным. В пище должны содержаться витамины и полезные микроэлементы. Больному следует включить в рацион продукты, содержащие углеводы: бобовые, овощи, макаронные изделия, хлеб, фрукты. Также ему необходимы белки: яйца, сыр, творог, мясо и рыба. В меню должны присутствовать продукты, содержащие полезные жиры: орехи, мясо, растительные масла.
Исключить из рациона человека, страдающего неврозом, стоит алкоголь, сахар, мучные изделия, жирную пищу, усилители вкуса и иные пищевые добавки.
Начальный этап
От выбора ручки и тетрадки зависит почерк
К лекциям надо предварительно подготовиться и хоршие канцтовары играют здесь важную роль. Нужно подобрать удобные и практичные тетради, блокноты, ручки, текстовыделители. Здесь всё индивидуально. Помните: выбирая канцтовары, отдавайте предпочтение тем, которые вам нравятся, ведь работать с ними намного приятнее. Прикупив новые удобные ручки, сразу хочется испробовать их и сделать несколько записей.
Выбираем тетрадь
Самый лучший вариант – это тетради со сменным блоком. В них удобнее структурировать информацию, можно бесконечно менять листы и легко убирать ненужное. А ещё – необязательно носить стопку тяжёлых тетрадей. Достаточно взять листы и, придя домой, разложить их. Когда мы используем обычные тетради, половина листов часто остаётся неиспользованной. В итоге и тетрадь жалко выкидывать, и для нового предмета её уже не возьмёшь. Тетрадь со сменным блоком решает и эту проблему.
Как вести записи
Применяйте предложенные ниже советы:
- Используется разноцветные ручки и текстовыделители, чтобы быстро ориентироваться в записях. Например, выделяйте заголовки одним цветом, а основное содержание – другим. Можно разработать собственную систему цветов. К примеру, зелёным выделяйте определения, жёлтым – даты, синим – примеры, розовым – выводы.
- Если это возможно, старайтесь конспектировать от руки. Согласно результатам исследования, это помогает лучше запоминать материал, ведь вы не просто печатаете всё, что слышите или читаете, а формулируете информацию своими словами.
- Учитесь сокращать. Например, можно пропускать гласные буквы или использовать значки вместо часто используемых, но не несущих информацию слов, как «который», «если», «потому что».
Важные нюансы
Ведение конспекта
Главное в каждом конспекте – он должен быть удобным и понятным, в первую очередь, вам. Чтобы передать информацию, вы можете использовать самые разные способы или подстраивать уже существующие, под свои потребности. Пробуйте разные методики конспектирования и отмечайте, с какими вам проще и интереснее работать, в дальнейшем используйте именно их. Таким образом, ведение конспекта, из скучного процесса превратится в увлекательное и одновременно полезное занятие.
Сразу после лекции…
Вспомните план лекции или быстро набросайте его в уме, если он не был дан. Мысленно «пробегитесь» по ключевым моментам, которые были озвучены, вспомните интересные примеры и факты. А затем проверьте, всё ли вам удалось вспомнить. Всего 5 минут, но они помогут легко запомнить материал.
Спустя время…
Перечитайте конспект, исправьте все неточности и выделите важные моменты, например, цветными ручками. Затем дополните информацию. Если не хватает места, используйте стикеры. Затем остаётся только повторить лекцию по памяти целиком.