Колесо эмоций

Выражение лица по деталям

«Как представить персонажа, который переживает какую-то эмоцию? Попытайтесь спроецировать на себя его чувства. Берите кадры из фильмов, наблюдайте за людьми и чаще смотритесь в зеркало. Всё это плюс понимание индивидуальных особенностей персонажа поможет при создании выражения лица», — говорит аниматор Дана Боадвей-Массон, которая делала ролики для игр Halo 3 и ODST.

Изгиб брови или вдруг появившиеся ямочки на щеках и правда могут изменить лицо персонажа и передать эмоцию, которую он испытывает. Пройдемся по отдельным частям лица — глазам, рту и носу, — чтобы понять, как они могут передавать чувства персонажа.

Как им пользоваться?

Колесо эмоций Плутчика используют для изучения тонкостей эмоций, а также для обучения эмоциональному воздействию.

Тренинги, созданные на базе колеса эмоций, проводят, например, для людей, работающих в сфере управления.

Примерная схема группового занятия:

  1. Предлагается рассмотреть список «смешивания эмоций». Например: восторг получается от смешивания радости и удивления, симбиоз печали и отвращения рождает презрение, радость вместе с доверием вызывает любовь, а удивление с печалью — досаду.
  2. Участникам группы предлагают внести в список коррективы, которые им кажутся правильными, и даже добавить недостающие варианты. Также нужно осмыслить, в чем разница между трактовкой автора (и какое значение вкладывалось в те или иные определения чувств) и собственной интерпретацией.

Упражнение, до этого выполняемое индивидуально, повторяется в паре или группе из нескольких человек

Важно осознать, насколько будет различным понимание одних и тех же слов у разных людей, проанализировать расхождения. Предлагается добавить список Плутчика эмоциями, которых там нет, и подробно описать добавляемые чувства — их оттенки, интенсивность

Упражнения помогают лучше разобраться в тонкостях эмоционального мира, а значит, более эффективно взаимодействовать с людьми.

Именно эмоциональный импульс лежит в основе любого действия, совершаемого человеком. Поэтому максимальное осознание многообразия спектра эмоций помогает лучше понять не только другую личность, но и себя самого.

О том, как работать с ковриком эмоций, созданным на основе колеса Плутчика, вы можете узнать из этого видео:

Наша интересная группа Вконтакте:

Телесное восприятие

К какой категории не относилась бы классификация эмоции, замечено, что всегда изменяется электрическая лицевая активность. Перемены есть и в мозгу, дыхании, кровоснабжении. Сердцебиение у человека, испытывающего гнев или испуг, бывает чаще на сорок — шестьдесят ударов.

Такие резкие нарушения свидетельствует, что в данном процессе участвуют разные системы организма. Это влияет на:

  • мышление;
  • восприятие;
  • поведение;
  • а в крайних негативных случаях появляются изменения психосоматического характера.

Эмоции вызывают настолько серьезные физиологические перемены, что обойти их вниманием нельзя. Невыраженный эмоциональный процесс, который не осознается, нередко даже не замечается

Но это не значит, что он не влияет на организм. Пусть они не столь бурные, как интенсивные эмоции. Зато по продолжительности могут быть гораздо дольше.

Это и создает настроение. А если оно продиктовано негативными эмоциями, то становится опасным для здоровья и приводит к таким печальным последствиям, как душевные и физические расстройства.

Исследования показали, что повышенная эмоциональность влияет даже на иммунитет, понижая порог сопротивляемости к болезням. Так, если печаль или тревога чувствуются на протяжении длительного времени, то вероятность заразиться ОРЗ может быть в разы больше. В организме всегда присутствуют возбудители — вирусы. Но при нормальном самочувствии, они не развиваются. Однако печаль, стресс и прочее становится благоприятной средой для развития болезней.

Таблица чувств и эмоций человека

И еще хочу показать вам сборник чувств, эмоций, состояний, которые испытывает человек в течение своей жизни — обобщенная таблица, которая не претендует на научность, но поможет лучше понять себя.  Таблица взята с сайта «Сообщества зависимых и созависимых», автор — Михаил.

Все чувства и эмоции человека можно разделить на четыре вида. Это страх, злость, грусть и радость. К какому типу относится то или иное чувство можно узнать из таблицы.

  • Злость
  • Гнев
  • Возмущение
  • Ненависть
  • Обида
  • Сердитость
  • Досада
  • Раздражение
  • Мстительность
  • Оскорбленность
  • Воинственность
  • Бунтарство
  • Сопротивление
  • Зависть
  • Надменность
  • Неповиновение
  • Презрение
  • Отвращение
  • Подавленность
  • Уязвленность
  • Подозрительность
  • Циничность
  • Настороженность
  • Озабоченность
  • Тревожность
  • Страх
  • Нервозность
  • Трепет
  • Обеспокоенность
  • Испуг
  • Тревога
  • Волнение
  • Стресс
  • Боязнь
  • Ужас
  • Подверженность навязчивой идее
  • Ощущение угрозы
  • Ошеломленность
  • Опасение
  • Уныние
  • Ощущение тупика
  • Запутанность
  • Потерянность
  • Дезориентация
  • Бессвязность
  • Ощущение ловушки
  • Одиночество
  • Изолированность
  • Грусть
  • Печаль
  • Горе
  • Угнетенность
  • Мрачность
  • Отчаяние
  • Депрессия
  • Опустошенность
  • Беспомощность
  • Слабость
  • Ранимость
  • Угрюмость
  • Серьезность
  • Подавленность
  • Разочарование
  • Боль
  • Отсталость
  • Застенчивость
  • Чувство отсутствия к вам любви
  • Покинутость
  • Болезненность
  • Нелюдимость
  • Удрученность
  • Усталость
  • Глупость
  • Апатия
  • Самодовольство
  • Скука
  • Истощение
  • Расстройство
  • Упадок сил
  • Сварливость
  • Нетерпеливость
  • Вспыльчивость
  • Тоска
  • Хандра
  • Стыд
  • Вина
  • Униженность
  • Ущемленность
  • Смущение
  • Неудобство
  • Тяжесть
  • Сожаление
  • Укоры совести
  • Рефлексия
  • Скорбь
  • Отчужденность
  • Неловкость
  • Удивление
  • Шок
  • Поражение
  • Остолбенение
  • Изумление
  • Потрясение
  • Впечатлительность
  • Сильное желание
  • Энтузиазм
  • Взволнованность
  • Возбужденность
  • Страсть
  • Помешательство
  • Эйфория
  • Трепет
  • Дух соперничества
  • Твердая уверенность
  • Решимость
  • Уверенность в себе
  • Дерзость
  • Готовность
  • Оптимизм
  • Удовлетворенность
  • Гордость
  • Сентиментальность
  • Счастье
  • Радость
  • Блаженство
  • Забавность
  • Восхищение
  • Триумф
  • Удачливость
  • Удовольствие
  • Безобидность
  • Мечтательность
  • Очарование
  • Оцененность по достоинству
  • Признательность
  • Надежда
  • Заинтересованность
  • Увлеченность
  • Интерес
  • Оживленность
  • Живость
  • Спокойствие
  • Удовлетворенность
  • Облегчение
  • Мирность
  • Расслабленность
  • Довольство
  • Комфорт
  • Сдержанность
  • Восприимчивость
  • Прощение
  • Любовь
  • Безмятежность
  • Расположение
  • Обожание
  • Восхищение
  • Благоговение
  • Любовь
  • Привязанность
  • Безопасность
  • Уважение
  • Дружелюбие
  • Симпатия
  • Сочувствие
  • Нежность
  • Великодушие
  • Одухотворенность
  • Озадаченность
  • Смятение

И для тех, кто дочитал статью до конца. Цель данной статьи — помочь разобраться в своих чувствах, в том, какие они бывают. Наши чувства во многом зависят от наших мыслей. Иррациональное мышление часто лежит в основе негативных эмоций. Исправив эти ошибки (поработав над мышлением) мы сможем быть счастливее и добиться большего в жизни. Предстоит интересная, но упорная и кропотливая работа над собой. Вы готовы?

Это Вам будет интересно:

Теория Джеймса — Ланге

Эта теория эмоций была практически одновременно выдвинута в 1920-х годах сразу двумя учеными: датским физиологом Карлом Ланге и американским психологом Уильямом Джеймсом. Согласно теории, эмоции представляют собой результат физиологической реакции на значимое событие. Теорию Джеймса — Ланге можно разбить на следующую последовательность:

При воздействии внешнего раздражителя включается определенная физиологическая реакция, на ее основе возникает эмоция или эмоциональная реакция, всецело зависящая от интерпретации физиологической реакции. Например, при встрече со львом ваше сердце, скорее всего, начнет бешено колотиться, а тело дрожать. По теории Джеймса — Ланге, далее разум интерпретирует физическую реакцию и приходит к заключению, что вы испуганы.

Надо сказать, впоследствии был выдвинут целый ряд убедительных доводов, опровергающих теорию Джеймса — Ланге, и в современном научном мире у нее мало сторонников. И все-таки психологи и сегодня считают ее весьма ценной и даже приводят примеры в подтверждение ее правоты, например механизм развития фобии или панического расстройства. Скажем, если у человека на какое-либо событие возникла негативная физиологическая реакция, например тошнота, она вполне может переродиться в реакцию эмоциональную, в частности в чувство тревоги, и между этими двумя состояниями возникнет четкая ассоциация. Впоследствии этот индивид, скорее всего, будет стараться избегать любых ситуаций, которые могут привести к негативной эмоции.

I like to move it, move it

Если лицо персонажа в кадре не крупным планом, то брать на себя роль «выразителя эмоций» должно тело. Оно будет передавать их через позы и активные движения.

Например, в «Симпсонах» герои часто выражают радость через танец, а выражение лица остается статичным. Тот же прием используют в «Гравити Фолз»:

Чтобы передать чувства движением, нужно подумать о том, как они проявляются в теле. От страха или холода кожа становится гусиной, от волнения на лбу выступает пот, а от злости пальцы сжимаются в кулаки. Опущенные плечи выражают грусть и усталость, от прилива уверенности выпрямляется осанка — и так далее.

Икона анимации — Хаяо Миядзаки — передавал эмоции через едва заметные движения, которые складывались в общую картину. Например, в аниме «Рыбка Поньо на утёсе» он оставил главную героиню босой. Когда она радовалась, ее эмоции выражались через прыжки и растопыренные пальцы на ногах.

Чем чувства отличаются от эмоций

Ощущения — это наши переживания, которые мы испытываем через органы чувств, а их у нас пять. Ощущения бывают зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые и ощущения запахов (наше обоняние). С ощущениями все просто: раздражитель — рецептор — ощущение.

В эмоции и чувства вмешивается наше сознание — наши мысли, установки, наше мышление. На эмоции влияют наши мысли. И наоборот — эмоции влияют на наши мысли. Об этих взаимосвязях подробнее поговорим обязательно чуть позже. Но сейчас давайте вспомним еще раз один из критериев психологического здоровья, а именно пункт 10: мы в ответе за свои чувства, от нас зависит какими они будут

Это важно

Осознать эмоцию

Фото: pexels.com

Большинство людей, оказывающихся на приеме у психолога, часто сталкиваются с невозможностью распознать: а что именно кроется за «этой тяжестью в груди?» или «что это за чувство возникает, от которого комок в горле?»…

Связано это с тем, что в отдельных семьях есть внегласный запрет на проживание чувств. Как это может выглядеть: вместо поддержки, когда ребенок плачет, мать игнорирует его или говорит «перестань капризничать» и занимается дальше своими делами. Другой пример, когда в семье есть невысказанные претензии и ребенок становится наблюдателем таких отношений: родители либо играют в молчанку, либо изображают теплые чувства именно в присутствии чужих для семьи людей – «хорошая мина при плохой игре». В прожитом опыте не было близости, члены семьи были закрыты в отношении друг друга. Как итог ребенок не научается быть чувствительным к себе. И во взрослую жизнь уносит именно те модели поведения, которые усвоил в детстве.

Как с этим работать? Либо с помощью специалиста, либо самостоятельно. Изучение своих чувств можно начать с так называемой таблички чувств и эмоций, которая раскрывает разную тональность одной и той же эмоции. В момент, когда находитесь в тупике, не можете себя услышать, открываете табличку и начинаете примерять, что созвучно вам. Так постепенно, тренируясь, можно научиться распознавать свои чувства

Что особенного делает специалист в работе с клиентом и почему работа с психологом может ускорить процесс знакомства с собой? Психолог в момент обсуждения личностных вопросов может останавливать вас для того, чтобы обратить внимание на состояние «здесь и сейчас»

Это важно

Колесо эмоций Роберта Плутчика

Американский психолог Роберт Плутчик установил, что все эмоции и чувства человека проявляются благодаря разным факторам. Он разделил их на 4 вида-состояния, это:

  • ощущение;
  • настроение;
  • страсть;
  • аффект.

В списке ощущение – это чувство или переживаемая эмоция. От нее зависит настроение человека и то, в какую «краску» он окрасит ситуацию. Страсть – это продолжительное чувство, при котором появляется учащенное сердцебиение и дыхание. В таком состоянии человек способен на многое. Аффект – это чувство на пределе, которое длится короткий промежуток времени, но мобилизует мозговую активность человека до максимума.

Между основными лепестками ученый расположил их производные, которые переходят друг в друга. Например, при добавлении возбуждения к трепету получится тревога. А в формуле, где радость нужно сложить с доверием, на выходе получится любовь. Такое колесо помогает людям сопоставить эмоции и ситуации и понять, что получится.

Психология – тонкая наука, которая не всегда может различить грань между эмоцией и чувством. Научившись контролировать себя и не замыкаться на внутренних негативных состояниях, человек сможет улучшить свою жизнь и нормализовать здоровье.

Эмоции как отдельные категории

В теории дискретных эмоций считается, что все люди обладают врожденным набором основных эмоций, которые узнаваемы в разных культурах. Эти базовые эмоции описываются как «дискретные», поскольку считается, что их можно различить по выражению лица человека и биологическим процессам. Теоретики провели исследования, чтобы определить, какие эмоции являются основными. Популярным примером является кросс-культурное исследование Пола Экмана и его коллег 1992 года, в котором они пришли к выводу, что шесть основных эмоций — это гнев , отвращение , страх , счастье , печаль и удивление . Экман объясняет, что каждой из этих эмоций присущи определенные характеристики, которые позволяют им выражаться в разной степени. Каждая эмоция действует как отдельная категория, а не как отдельное эмоциональное состояние.

Дискуссия о базисности

Субъективный опыт людей заключается в том, что эмоции четко распознаются в нас самих и в других. Эта очевидная легкость распознавания привела к выявлению ряда эмоций, которые считаются основными и универсальными для всех людей. Однако дебаты среди экспертов поставили под сомнение это понимание того, что такое эмоции. Недавно было обсуждено развитие различных взглядов на эмоции за эти годы.

С точки зрения «основных эмоций» активация эмоции, такой как гнев, печаль или страх, «запускается» мозгом, оценивающим стимул или событие с точки зрения целей или выживания воспринимающего. В частности, предполагается, что функция, выражение и значение различных эмоций биологически отличаются друг от друга. Общая тема многих базовых теорий эмоций заключается в том, что должны быть функциональные сигнатуры, которые различают разные эмоции: мы должны быть в состоянии определить, какие эмоции испытывает человек, глядя на его или ее мозговую активность и / или физиологию. Более того, знание того, что человек видит, или более широкого контекста вызывающего события не должно быть необходимым, чтобы сделать вывод о том, что человек чувствует, из наблюдения биологических сигнатур.

Согласно «конструкционистским» представлениям, эмоция, которую человек испытывает в ответ на стимул или событие, «сконструирована» из более элементарных биологических и психологических компонентов. Двумя гипотетическими ингредиентами являются «основной аффект» (характеризующийся, например, гедонической валентностью и физиологическим возбуждением) и концептуальное знание (например, семантическое значение самих ярлыков эмоций, например, слова «гнев»). Общая тема многих конструкционистских теорий заключается в том, что разные эмоции не имеют определенных мест в нервной системе или отдельных физиологических сигнатур, и что контекст является центральным для эмоции, которую испытывает человек, из-за доступности различных концепций, предоставляемых разными контекстами.

Семантически различные эмоции

Юджин Банн предложил теорию, согласно которой люди передают свое понимание эмоций с помощью языка, который они используют, окружающего упомянутые ключевые слова эмоций. Он утверждает, что чем более отчетливый язык используется для выражения определенной эмоции, тем отчетливее восприятие (включая проприоцепцию) этой эмоции и, следовательно, более базовое. Это позволяет нам выбирать измерения, наилучшим образом представляющие весь спектр эмоций. По совпадению было обнаружено, что базовый набор эмоций Экмана (1972), который, возможно, наиболее часто используется для классификации эмоций, является наиболее семантически отличным.

Адаптационная теория

Клинический психиатр, психолог Роберт Плутчик (США) стал автором адаптационной теории эмоций.

Научный труд увидел свет в виде монографии, вышедшей в 1962 году и получившей мировое признание.

Плутчику удалось воссоздать четкую картину внутриличностых процессов и связанных с ними психзащит человека.

Основные тезисы теории эмоций:

  1. В основе возникновения эмоций лежит генетика, эволюционная адаптация человека.
  2. Именно эволюционный отбор обеспечил формирование наиболее эффективных механизмов , поведенческих реакций (всего их 8), позволяющих людям выживать и коммуницировать с окружающим миром.
  3. Эмоция трансформируется в поведенческую реакцию, мгновенно соединяющую сложную цепь человеческого восприятия от стимула к конкретному действию. Например, при распознании угрозы и опасности, человек немедленно чувствует страх и ужас, что побуждает его отстраниться, сбежать, повинуясь инстинкту самосохранения.
  4. Взаимосвязи между эмоциями Плутчик представил в виде «,колеса», , схемы, в структуре которой цепочки определений соединены общностью понятий. Например, вертикальный вектор колеса демонстрирует интенсивность нарастания чувства: печаль , грусть , горе, принятие , доверие , восхищение.
  5. Эмоции соотносятся с чертами характера человека: страх свойственен робости, радость , дружелюбию, а ожидание , любопытству в характере. Крайние выражения чувств определяют в дальнейшем клиническую картину психических расстройств: состояние печали субъекта в крайней степени превращается в депрессию, гнев , в агрессию, а отвращение , в параноидальное состояние.

Базовые человеческие реакции соответствуют 8 основным эмоциям:

  • принятие , в физиологии это процесс приема пищи, в более широком смысле , принятие того, что человек определяет, как нужное и хорошее для себя (благоприятное),
  • отторжение, отвращение , так индивид избавляется от неприятного, непригодного для выживания,
  • избегание как реакция на опасность, угрозу,
  • разрушение преград на пути к желаемому,
  • приближение, ухаживание с целью воспроизводства,
  • печаль от потери значимого человека вместе с поиском нового объекта опеки (реинтеграция),
  • распознавание, ориентация при контакте с новым и неизвестным,
  • изучение, исследование событий и фактов среды, в которой живет человек.

В дальнейшем теория Плутчика дорабатывалась им в соавторстве с другими учеными. Совместно с Генри Келлерманом Плутчик разработал рабочую модель механизмов психзащит, структурную теорию личности.

Защитный механизм абсолютно незаметно для самого индивида искажает травмирующие, неприятные и опасные знания об окружающей среде, взаимодействии с социумом, прямо на пути к сознанию.

В результате психзащиты в голове человека реальность искажается удобным ему способом: игнорируется, забывается или интерпретируется во что-то кажущееся безопасным и «,удобоваримым»,.

Фундаментальные эмоции

Все эмоции человека можно различать по качеству переживания. Наиболее ярко этот аспект эмоциональной жизни человека представлен в теории дифференциальных эмоций американского психолога К. Изарда. Он выделил десять качественно различных «фундаментальных» эмоций: интерес-возбуждение, радость, удивление, горе-страдание, гнев-ярость, отвращение-омерзение, презрение-пренебрежение, страх-ужас, стыд-застенчивость, вина-раскаяние. Первые три эмоции К. Изард относит к положительным, остальные семь — к отрицательным. Каждая из фундаментальных эмоций лежит в основе целого спектра состояний, различающихся по степени выраженности. Например, в рамках такой одномодальной эмоции как радость можно выделить радость-удовлетворение, радость-восторг, радость-ликование, радость-экстаз и другие. Из соединения фундаментальных эмоций возникают и все другие, более сложные, комплексные эмоциональные состояния. Например, тревожность может сочетать в себе страх, гнев, вину и интерес.

1. Интерес — положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний. Интерес-возбуждение — это чувство захваченности, любопытства.

2. Радость — положительная эмоция, связанная с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого была невелика или неопределенна. Радость сопровождается самоудовлетворенностью и удовлетворенностью окружающим миром. Препятствия к самореализации являются препятствиями и для появления радости.

3. Удивление — не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства

Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на новый объект и может переходить в интерес

4. Страдание (горе) — наиболее распространенное отрицательное эмоциональное состояние, связанное с получением достоверной (или кажущейся таковой) информации о невозможности удовлетворения важнейших потребностей, достижение которых до этого представлялось более или менее вероятным. Страдание имеет характер астенической эмоции и чаще протекает в форме эмоционального стресса. Наиболее тяжелая форма страдания — горе, связанное с безвозвратной утратой.

5. Гнев — сильное отрицательное эмоциональное состояние, протекающее чаще в форме аффекта; возникает в ответ на препятствие в достижении страстно желаемых целей. Гнев имеет характер стенической эмоции.

6. Отвращение — отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами), соприкосновение с которыми (физическое или коммуникативное) вступает в резкое противоречие с эстетическими, нравственными или идеологическими принципами и установками субъекта. Отвращение, если оно сочетается с гневом, может в межличностных отношениях мотивировать агрессивное поведение. Отвращение, как и гнев, может быть направлено на себя, снижая при этом самооценку и вызывая самоосуждение.

7. Презрение — отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных отношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с таковыми объекта чувства. Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующие принятым нравственным нормам и этическим критериям. Человек враждебно относится к тому, кого он презирает.

8. Страх — отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможном ущербе для его жизненного благополучия, о реальной или воображаемой опасности. В отличие от страдания, вызываемого прямым блокированием важнейших потребностей, человек, переживая эмоцию страха, располагает лишь вероятностным прогнозом возможного неблагополучия и действует на основе этого прогноза (часто недостаточно достоверного или преувеличенного). Эмоция страха может иметь как стенический, так и астенический характер и протекать либо в виде стрессовых состояний, либо в виде устойчивого настроения подавленности и тревожности, либо в виде аффекта (ужас).

9. Стыд — отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

10. Вина — отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании неблаговидности собственного поступка, помысла или чувств и выражающееся в сожалении и раскаянии.

Функции эмоций

Каждый человек понимает, что жизнь без эмоций невозможна. Любое событие, разговор, звук, картинка – все это вызывает определенную ответную реакцию в организме. Эмоции влияют на наши поступки, взгляды и отношения с людьми. Итак, эмоции выполняют ряд важных функций:

Организационно-побудительная

Многие считают, что эмоции мешают здраво рассуждать и принимать решения. На самом деле это не так

Эмоции помогают человеку выделять главное, на что в этот момент стоит обратить внимание и мотивируют его к действию. Эмоция скорее может переорганизовать деятельность, чем дезорганизовать

Например, вам на работу позвонил друг и попросил срочно приехать. Ответная реакция может быть разной. Можно бросить работу и помчаться к товарищу (который возможно просто пошутил), или попросить его объяснить все по телефону. Главное то, что человек не сможет уже спокойно выполнять прежнюю работу. Сама по себе эта функция не имеет ни положительной, ни отрицательной окраски. Все зависит от ситуации и индивидуальных особенностей человека.

Коммуникативная

Эмоции тесно связаны с невербальным общением. Радость, грусть, презрение и т.д. – все это отражается на выражении лица. У одних это проявляется более ярко, другие стараются сдерживать свои порывы и скрывать истинные эмоции. Как бы там ни было, человек сразу ощущает внутренний настрой собеседника. Это помогает нам понимать друг друга и взаимодействовать.

Защитная

Данная эмоция проявляется в случае опасности. Например, когда мы видим быстро движущийся на нас автомобиль, у нас включается страх, и мы начинаем бежать.

Сигнально – отражательная

Благодаря этой функции человек лучше понимает свои потребности. Когда нам грустно мы ищем причину. Немного поразмыслив человек начинает понимать, что конкретно его беспокоит. Например, он очень устал и хочет повидать родных.

Следообразовательная

Эмоции участвуют в закреплении жизненного опыта. В дальнейшем каждое совершенное действие «напоминает» человеку о прошлом опыте. Индивид уже подсознательно готов к положительному или негативному исходу.

Эмоции напрямую влияют на жизнь человека. Чем чаще субъект испытывает положительные эмоции, тем счастливее себя чувствует. Это связано с внутренним настроем, характером и темпераментом. Также многое зависит от обстоятельств, качества жизни и окружения.

То же самое касается и негативных эмоций. Они окрашивают жизнь в темные тона, вызывают стресс, упадок сил и дисбаланс внутреннего душевного равновесия.

Тем не менее без этих эмоций человек не сможет познать все удовольствие от положительных моментов. Нейтральные эмоции играют тоже немаловажную роль. Они представляют собой некий мост, который идет к познанию и связи с другими базовыми эмоциями.

Важно помнить, что любая эмоция – это реакция внутреннего состояния на внешнюю среду. Ее нельзя подавлять или пытаться скрыть

Конечно, это не значит что нужно демонстративно проявлять скуку и ликование. Все-таки правила общественного поведения никто не отменял. Но, притворяясь, делая над собой эмоциональные усилия, мы рискуем потерять душевное равновесие и «заработать» проблемы со здоровьем.

Чем так светлы грусть и печаль?

Любой человек, а тем более человек со зрительным вектором, не может бесконечно пребывать в приподнятом состоянии. Например, всегда быть веселым, радостным, восторженным. На смену приходят нижние состояния: грусть, печаль, задумчивость. Они необходимы, чтобы почувствовать разницу этих состояний на противоположностях. Не бывает зрительников, которые никогда не печалятся.

В грусти и печали есть воспоминания о прошлых состояниях: любви, страсти, радости. Наполняясь пережитыми когда-то эмоциями, чувственно развитый человек испытывает признательность тому, кто дал возможность их испытать. Грусть и печаль — это состояния, обращенные не в себя, а наружу, поэтому в них нет тяжести и надрывности. Они легкие. Неслучайно об этих состояниях говорят: «светлая грусть, светлая печаль». Грусть и печаль задают импульс на подъем вверх, но не в экзальтацию, а в тихую радость.

Зрительный человек может грустить и плакать, сопереживая любимым литературным и киногероям. Эти переживания тоже светлы и благотворны. Именно с этих переживаний начинается воспитание чувств, закладываются первые навыки сопереживания и сострадания, моральные и нравственные устои.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector