Когнитивная психотерапия

Развитие когнитивной психологии

Определение 1

Когнитивная психология – отдельный раздел психологии, который занимается изучением познавательных процессов, осуществляющихся в сознании человека.

Зарождение когнитивной психологии произошло в середине XX века, в эпоху бурного развития технологий и вычислительных машин. Актуальным вопросом для изучения на тот момент являлся вопрос обоснования особенностей взаимодействия человека с современными технологиями в ракурс психологии.

Данное направление психологии в 1960-х гг. возникло как альтернатива бихевиоризму. Последователи данного направления не считали существовавшие ранее направления в психологии научными в связи с тем, что они считали, что предметом их изучения является субъективный опыт человека, который не может выступать в качестве единственно возможного, эмпирического подхода в науке.

Одним из наиболее известных психологов, который работал в области когнитивной психологии был швейцарец Жан Пиаже. Он активно занимался исследованиями в области психоанализа. Также в процессе работы с детьми Пиаже проводил ряд экспериментов, которые были направлены на установление цепи логических операций и целостности общей структуры мышления ребенка.

В процессе развития теории когнитивной психологии ученые пытались моделировать те психические процессы, которые происходят у человека. Именно эти смоделированные процессы и были названы когнитивными процессами. Те процессы, которые не поддавались процессу моделирования были названы аффективными процессами. Таким образом, когнитивные процессы – это логичная и осмысленная последовательность действий человека, направленных на переработку информации.

Современные перспективы

Современные взгляды на когнитивную психологию обычно рассматривают познание как теорию двойственного процесса , изложенную Дэниелом Канеманом в 2011 году. Канеман более дифференцировал два стиля обработки, назвав их интуицией и рассуждением. Интуиция (или система 1), подобная ассоциативному мышлению, была определена как быстрая и автоматическая, обычно с сильными эмоциональными связями, включенными в процесс рассуждения. Канеман сказал, что такого рода рассуждения основаны на сформированных привычках, и их очень трудно изменить или манипулировать. Рассуждения (или система 2) были более медленными и более изменчивыми, поскольку они зависели от сознательных суждений и установок.

внешняя ссылка

Основной предмет когнитивной психологии

Замечание 2

Основным предметом когнитивной психологии является изучение моделей познавательных процессов человека.

Последователи когнитивной психологии рассматривают человека в качестве ученого, который строит гипотезы и схемы, а затем проверяет их действенность и оправданность на практике в реальной жизни.

В исследованиях данного раздела человек представляется в виде своеобразного компьютера, который воспринимает внешние сигналы, поступающие из внешней среды, в виде света, температуры, света и других раздражителей с помощью рецепторов. Обработав поступающие сигналы, человек перерабатывает полученную информацию, анализирует и создает на основе полученных результатов шаблоны, которые позволяют решать стоящие перед ним задачи и проблемы.

В процессе развития теории когнитивной психологии ученые пытались моделировать те психические процессы, которые происходят у человека. Именно эти смоделированные процессы и были названы когнитивными процессами. Те процессы, которые не поддавались процессу моделирования были названы аффективными процессами. Таким образом, когнитивные процессы – это логичная и осмысленная последовательность действий человека, направленных на переработку информации.

Основные направления исследований

  • Индукция и привлечение
  • Суждение и классификация
  • Представление и структура
  • Сходство
  • Теории двойного кодирования
  • Психология СМИ
  • Мысленные образы
  • Численное познание
  • Пропозициональное кодирование
  • Овладение языком
  • Языковая обработка
    • Лингвистика
    • Грамматика
    • Фонетика
    • Фонология
  • Старение и память
  • Автобиографическая память
  • Детские воспоминания
  • Конструктивная память
  • Эмоции и память
  • Эпизодическая память
  • Память очевидца
  • Ложные воспоминания
  • Flashbulb памяти
  • Список искажений памяти
  • Долгосрочная память
  • Семантическая память
  • Краткосрочная память
  • Ошибка мониторинга источника
  • Интервальное повторение
  • Рабочая память

Внимание
Распознавание объекта
Распознавание образов

ВосприятиеВосприятие формы

Психофизика
Ощущение времени

  • Выбор  ( теория Глассера )
  • Формирование концепции
  • Принятие решений
  • Логика
  • Психология рассуждения
  • Решение проблем

Влиятельные когнитивные психологи

  • Джон Р. Андерсон
  • Алан Баддели
  • Дэвид Осубель
  • Альберт Бандура
  • Фредерик Бартлетт
  • Элизабет Бейтс
  • Аарон Т. Бек
  • Роберт Бьорк
  • Гордон Х. Бауэр
  • Дональд Бродбент
  • Джером Брунер
  • Сьюзан Кэри
  • Ноам Хомский
  • Фергус Крейк
  • Антонио Дамасио
  • Герман Эббингаус
  • Альберт Эллис
  • Уильям Эстес
  • Юджин Галантер
  • Витторио Галлезе
  • Майкл Газзанига
  • Дедре Джентнер
  • Витторио Гуидано
  • Филип Джонсон-Лэрд
  • Даниэль Канеман
  • Нэнси Канвишер
  • Эрик Леннеберг
  • Алан Лесли
  • Виллем Левелт
  • Элизабет Лофтус
  • Александр Лурия
  • Брайан МакУинни
  • Джордж Мандлер
  • Жан Материя Мандлер
  • Эллен Маркман
  • Джеймс Макклелланд
  • Джордж Армитаж Миллер
  • Ульрих Нейссер
  • Аллен Ньюэлл
  • Аллан Пайвио
  • Сеймур Пейперт
  • Жан Пиаже
  • Стивен Пинкер
  • Майкл Познер
  • Карл Х. Прибрам
  • Джакомо Риццолатти
  • Генри Л. Рёдигер III
  • Элеонора Рош
  • Дэвид Румелхарт
  • Элеонора Саффран
  • Даниэль Шактер
  • Отто Зельц
  • Роджер Шепард
  • Ричард Шиффрин
  • Герберт А. Саймон
  • Джордж Сперлинг
  • Роберт Штернберг
  • Ларри Сквайр
  • Саул Штернберг
  • Энн Трейсман
  • Эндел Тульвинг
  • Амос Тверски
  • Лев Выготский

Понятие о когнитивной психологии

Определение 1

Когнитивная психология – отдельный раздел психологии, который занимается изучением познавательных процессов, осуществляющихся в сознании человека.

На современном этапе развития психологии когнитивная психология является мощнейшим направлением, которое включает в себя когнитивную лингвистику, нейропсихологию, когнитивную этологию и множество других разделов.

Сущность когнитивной психологии заключается в том, что она рассматривает человека в качестве ученого, который сначала строит гипотезы, а потом проверяет их действенность и оправданность на практике в реальной жизни. В исследованиях данного раздела человек представляется в виде своеобразного компьютера, который воспринимает внешние сигналы, поступающие из внешней среды, в виде света, температуры, света и других раздражителей с помощью рецепторов. Обработав поступающие сигналы, человек перерабатывает полученную информацию, анализирует и создает на основе полученных результатов шаблоны, которые позволяют решать стоящие перед ним задачи и проблемы.

Основой когнитивной психологии являются исследования памяти, ощущения, внимания, сознания и других мыслительных процессов человеческого сознания. Все эти процессы подразделяются на два подвида: познавательные и исполнительные. Следует отметит, что каждый из них в свою очередь также состоит из нескольких структурных элементов –блоков.

Замечание 1

Особым разделом в данной науке является когнитивно-поведенческая психотерапия.

Основой данной ветви когнитивной психологии является конструкт. Конструкт состоит из особенностей речи, мышления, памяти, восприятия и представляет собой своеобразный классификатор восприятия человеком самого себя и своего окружения.

Именно из конструктов складывается вся психическая система психики человека. Если сформированный шаблон поведения оказывается неэффективным в реальной жизни, то человека меняет его в соответствии с внешними условиями либо полностью отказывается от его использования, создавая новый.

Основные представители направления когнитивной психологии

Одним из ученых, стоящих у истоков возникновения направления когнитивной психологии является американский психолог Джордж Миллер.

Совместно со своим коллегой, психологом и исследователем Джеромом Брунером, им был создан исследовательский центр при Гарвардском университете, основной целью деятельности которого стало активное изучение мыслительных процессов человеческого сознания. Центр так и назывался «Центр когнитивных технологий»

Исследования, которые проводились в рамках деятельности данного центра, были направлены на изучение:

  • человеческого языка,
  • особенностей памяти,
  • процесса восприятия и образования понятий,
  • мыслительного процесса и психологии развития человека.

Соратник Миллера, американский психолог и педагог Джером Брунер, основное внимание уделял изучению значения процесса восприятия в познании человеком окружающего мира. Он считал, что процесс восприятия человеком окружающего мира является активным и непосредственно связан с человеческой деятельностью в целом

В процессе научной деятельности Брунер смог обосновать теорию перцептивных гипотез, трактующую познавательные процессы психики человека как процесс своеобразного наложения категорий, представляющих собой определенные правила объединения, на окружающие человека события, явления и объекты.

Им был сделан вывод о том, что процесс наложения определенных сформированных в сознании человека категорий включает в себя последовательность решений, касающихся того, присутствуют ли в воспринимаемом объекте наиболее важные для его существования признаки или нет. Благодаря этому процессу также происходят процессы выбора объекта, который должен быть проанализирован в следующую очередь и с помощью какой гипотезы будет избираться следующий признак для анализа.

Еще одним мощнейшим источником развития направления когнитивной психологии стала книга американского исследователя Ульриха Найссера «Когнитивная психология», посвященная определению особенностей понятия «познание», которое выступает в качестве основы для процессов трансформации, редукции, обработки, накопления, воспроизведения и в дальнейшем использования человеком сенсорных стимулов, получаемых из окружающего мира в процессе его жизнедеятельности.

Замечание 1

Согласно теории Найссера процесс познания проявляется во всех видах человеческой деятельности и является необходимым условием для ее эффективного осуществления.

Исследования ученого подтвердили тот факт, что процесс познания окружающего мира человеком является процессом, при осуществлении которого получаемые человеком сенсорные данные подвергаются трансформации, редукции, обработке, накоплению, воспроизведению и в дальнейшем используются им в процессе осуществления различных видов деятельности.

В последствии развитие когнитивной психологии было тесно связано с именем Дж. Келли, который в своих исследованиях дал описание основным механизмам деятельности личностных конструктов. Также им был сформулирован основной постулат теории когнитивной психологии, согласно которому все личностные процессы психологически канализированы таким образом, чтобы обеспечить человеку способность к максимальному прогнозированию предстоящих событий.

Согласно теории Дж. Келли каждый человек отличается не только количеством, имеющихся у него конструктов, но и их расположением в структуре психики.

Система конструктов в личности человека не является статичной и находится в процессе постоянного изменения в связи с влиянием опыта, получаемого человеком в процессе роста и развития. Таким образом можно сказать, что личность человека формируется и развивается на протяжении всей жизни.

Возникновение

Когнитивная наука возникла как ответ бихевиоризму, в попытке найти новый подход к пониманию человеческого сознания. Помимо непосредственно психологии, у истоков оказалось сразу несколько научных дисциплин: искусственный интеллект (Джон Маккарти), лингвистика (Ноам Хомский), а также философия (Джерри А. Фодор). На пике развития кибернетики и появления первых компьютеров, идея аналогии человеческого разума и вычислительной машины начала набирать силу и во многом заложила основные теории когнитивизма. Процесс мышления сравнивался с работой компьютера, который получает стимулы из окружающего мира и генерирует информацию, которая доступна для наблюдения. Помимо символов, как результатов контакта разума с внешним миром, объектом исследований стали мыслительные образы (или представления). Таким образом, произошло разделение на «снаружи» (предметы, объекты, …) и «внутри» (представления). На вопрос существует ли мир, когнитивная наука отвечает: «Неизвестно, но существуют наши представления об этом мире». С другой стороны, когнитивизм также вернул декартовский скептицизм и оставил без внимания субъективные переживания и эмоции.

История

С философской точки зрения размышления о человеческом разуме и его процессах существуют еще со времен древних греков. Известно, что в 387 г. до н.э. Платон предположил, что мозг является центром психических процессов. В 1637 году Рене Декарт утверждал, что люди рождаются с врожденными идеями, и выдвинул идею дуализма разума и тела , которая стала известна как субстанциальный дуализм (по сути, идея о том, что разум и тело — две отдельные субстанции). С того времени в 19 веке начались серьезные дебаты о том, является ли человеческое мышление исключительно эмпирическим ( эмпиризм ) или включает в себя врожденное знание ( рационализм ). Среди тех, кто участвовал в этой дискуссии, были Джордж Беркли и Джон Локк на стороне эмпиризма и Иммануил Кант на стороне нативизма.

В условиях продолжающихся философских дебатов середина и конец XIX века были критическим временем в развитии психологии как научной дисциплины. Два открытия, которые позже сыграли существенную роль в когнитивной психологии, — это открытие Полом Брока области мозга, в значительной степени отвечающей за производство речи, и открытие Карлом Вернике области, которая, как считается, в основном отвечает за понимание языка. Обе области были впоследствии официально назван в честь своих основателей и срывов производства языка индивида или понимания из — за травмы или пороки развития в этих областях пришли к широко известным как афазии Брока и афазии Вернике .

С 1920-х по 1950-е гг. Основным подходом к психологии был бихевиоризм

Первоначально его приверженцы рассматривали ментальные события, такие как мысли, идеи, внимание и сознание, как ненаблюдаемые, следовательно, находящиеся за пределами области науки психологии. Одним из пионеров когнитивной психологии, который работал за пределами границ (как интеллектуальных, так и географических) бихевиоризма, был Жан Пиаже

С 1926 по 1950-е и в 1980-е годы он изучал мысли, язык и интеллект детей и взрослых.

В середине 20-го века возникли три основных фактора, которые вдохновили и сформировали когнитивную психологию как формальную школу мысли:

  • С развитием новых технологий ведения войны во время Второй мировой войны необходимость большего понимания возможностей человека стала очевидной. Такие проблемы, как то, как лучше всего обучать солдат использованию новых технологий и как справляться с вопросами внимания, находясь под принуждением, стали областями, в которых нуждались военнослужащие. Бихевиоризм практически не помогал в понимании этих вопросов, и именно работа Дональда Бродбента , объединяющая концепции исследования деятельности человека и недавно разработанную теорию информации , проложила путь в этой области.
  • Развитие информатики приведет к тому, что будут проводиться параллели между человеческой мыслью и вычислительными возможностями компьютеров, что откроет совершенно новые области психологической мысли . Аллен Ньюэлл и Герберт Саймон потратили годы на разработку концепции искусственного интеллекта (ИИ), а затем работали с когнитивными психологами над тем, что такое ИИ. Это стимулировало концептуализацию психических функций, построенных по образцу того, как компьютеры обрабатывают такие вещи, как хранение и поиск в памяти, и открыло важные двери для когнитивизма .
  • Критика бихевиоризма и эмпиризма в целом Ноамом Хомским в 1959 г. положила начало тому, что впоследствии стало известно как « когнитивная революция ». Внутри психологии, критикуя бихевиоризм, Дж. С. Брунер, Дж. Дж. Гуднау и Г. А. Остин в 1956 г. написали «исследование мышления». В 1960 г. Г. А. Миллер, Э. Галантер и К. Прибрам написали свои знаменитые «Планы и структура поведения». . В том же году Брунер и Миллер основали Гарвардский центр когнитивных исследований, который закрепил революцию и положил начало области когнитивной науки.
  • Формальное признание этой области включало создание исследовательских институтов, таких как Центр обработки информации человека Джорджа Мандлера в 1964 году. Мандлер описал истоки когнитивной психологии в статье 2002 года в Journal of the History of the Behavioral Sciences

Ульрик Нейссер широко использовал термин «когнитивная психология» в своей книге « Когнитивная психология» , опубликованной в 1967 году. Определение Нейссера «познания» иллюстрирует прогрессивную в то время концепцию когнитивных процессов:

Семь плюс минус два (7 ± 2). Кошелек Миллера

Эта закономерность «семь плюс-минус два»
была обнаружена американским учёным-психологом Джорджем Миллером
в результате ряда экспериментов и показывает, что кратковременная память человека способна запоминать в среднем
:

девять двоичных чисел,

восемь десятичных чисел,

семь букв алфавита

пять односложных слов.

Эта психологическая закономерность впервые была изложена в его работе «Магическое число семь плюс-минус два» (The Magical Number Seven, Plus or Minus Two: Some Limits on our Capacity for Processing Information). Из всего этого следует, что обычный человек способен одновременно помнить 7 ± 2 элемента
. Получается, человек может держать во внимании (запомнить и повторить) не более 9 элементов, а часто и не более 5 .

Кошелек Миллера – это кратковременная память человека, в которую можно «положить» одновременно только семь «монет»

Причём важно, что память не пытается анализировать смысл информации, важны лишь внешние, общие характеристики.. Другими словами, не важно, какие «монеты» находятся в «кошельке», главное, что их семь

А если количество элементов больше семи (в крайнем случае, девяти), то мозг разбивает информацию на подгруппы так, чтобы их количество было от пяти до девяти.

Другими словами, не важно, какие «монеты» находятся в «кошельке», главное, что их семь. А если количество элементов больше семи (в крайнем случае, девяти), то мозг разбивает информацию на подгруппы так, чтобы их количество было от пяти до девяти.. Джордж Миллер (1920-2012)
— американский психолог

В сороковых годах прошлого века получил степень бакалавра искусств закончил в университете Алабамы, а в 1946 году защитил докторскую диссертацию по психологии в Гарварде.

Джордж Миллер (1920-2012)
— американский психолог. В сороковых годах прошлого века получил степень бакалавра искусств закончил в университете Алабамы, а в 1946 году защитил докторскую диссертацию по психологии в Гарварде.

После чего он становится профессором психологии в Рокфеллеровском Университете в Нью-Йорке, в Принстонском Университете. В 1969 году был избран президентом Американской психологической ассоциации. Джордж Миллер был награждён «William James Book Award» за свою книгу «The Science of Words», а также получил из рук президента Джорджа Буша старшего Национальную научную медаль Соединенных Штатов Америки.

Самая известная его работа «Магическое число семь плюс-минус два» (The Magical Number Seven, Plus or Minus Two: Some Limits on our Capacity for Processing Information) была опубликована в 1956 году в Psychological Review. Это число также называют числом Ингве-Миллера. опубликовано

Согласно которой кратковременная человеческая память , как правило, не может запомнить и повторить более 7 ± 2 элементов. Эта закономерность была изложена в его работе , увидевшей свет в 1956 году в журнале Psychological Review
.

Фильмография

Примечания

  1. Adapted from Miller, George A (2003). «The cognitive revolution: a historical perspective». Trends in Cognitive Sciences7 .
  2. И. П. Меркулов. Когнитивная Наука // Энциклопедия эпистемологии и философии науки / Составление и общая редакция. И. Т. Касавин. — Москва: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2009. — С. 364-365. — 1248 с. — 800 экз. — ISBN 978-5-88373-089-3.
  3. Антти Ревонсуо. Глава 2. Исторические основы науки о сознании // Психология сознания / Перевод: А. Стативка, З. С. Замчук. — Санкт-Петербург: Питер, 2013. — С. 89-90. — 336 с. — (Мастера психологии). — ISBN 978-5-459-01116-6.
  4. Adriana Alcaraz. Cognitive.cat.Cognitive.cat . Cognitive.cat (25.08.2015). (недоступная ссылка)
  5. Embodied Cognition // The Stanford Encyclopedia of Philosophy / Robert A. Wilson and Lucia Foglia

Внимание

Внимание — это первая часть когнитивного развития. Это относится к способности человека сосредотачиваться и поддерживать концентрацию

Он отличается от других характеристик темперамента, таких как настойчивость и отвлекаемость, в том смысле, что последняя модулирует повседневное взаимодействие человека с окружающей средой. Внимание, с другой стороны, предполагает его поведение при выполнении определенных задач. Например, обучение происходит, когда ученик уделяет внимание учителю. Интерес и усилия тесно связаны с вниманием. Внимание — это активный процесс, в котором задействованы многочисленные внешние раздражители. Внимание организма в любой момент времени привлекает три концентрических круга; за пределами осведомленности, поля и внимания.

Теория когнитивного развития, называемая обработкой информации, утверждает, что память и внимание являются основой познания. Предполагается, что внимание детей изначально избирательно и основано на ситуациях, которые важны для их целей

Эта способность увеличивается по мере того, как ребенок становится старше, поскольку он лучше воспринимает стимулы от заданий. Другая концептуализация делит внимание на ментальное внимание и внимание восприятия. Первый описывается как управляемая руководителями «энергия мозга» внимания, которая активирует релевантные для задачи процессы в мозге, а вторые — это немедленное или спонтанное внимание, управляемое новыми переживаниями восприятия.

Ошибочное написание слова

Из вышеизложенного ясно, что ошибочным написанием слова будет опаздаю.

Как должно быть построено обучение?

Когнитивные теории делают упор в основном на том, чтобы сделать знания значимыми и помочь учащимся организовать связь новой информации с имеющимися в памяти знаниями . Чтобы быть эффективным, обучение должно основываться на существующей схеме или умственных структурах учащихся. Организация информации связана таким образом, что она должна каким-либо значимым образом относиться к существующим знаниям. Примеры когнитивной стратегии — метафоры аналогий. Другие когнитивные стратегии включают использование кадрирования, выделения мнемоники, концептуального картирования, продвинутых организаторов и т. Д. (West, Farmer, and Wolff, 1991)

Когнитивная теория в основном акцентирует внимание на основных задачах учителя / дизайнера и включает в себя анализ различного опыта обучения в учебной ситуации, которая может повлиять на результаты обучения разных людей. Организация и структурирование новой информации для подключения учащихся, ранее приобретенных, знаний и опыта

Новая информация эффективно усваивается / размещается в когнитивной структуре учащихся (Stepich and Newby, 1988).

Ошибочное написание слова

Из вышеизложенного ясно, что ошибочным написанием слова будет опаздаю.

Основные понятия когнитивной психологии

В составе современной когнитивно-поведенческой психологии основными понятиями выступают:

процесс мышления и принятия решений;
особенности восприятия;
процессы роста и развития;
процессы распознавания образов;
речь;
внимание;
воображение;
память;
естественный и искусственный интеллект

Как проходят консультации

Среди психологов можно найти представителей разных школ, каждый из них будет иметь свои особенности. В когнитивном направлении принято отталкиваться от мыслей и действий клиента.

Задача специалиста – выработать максимальную степень осознанности

Основное положение терапии – помочь клиенту сделать поведение результативным. Поэтому когнитивная психология востребована среди менеджеров, продавцов и т.п. На сеансе специалист будет детально объяснять, откуда взялась та или иная проблема, пути ее решения.

Между сеансами обязательно дается домашнее задание: это упражнения, надобность вести дневник наблюдений и другие. Психолог не будет ругать за невыполнение, но без него замедлится терапия.

Специалист понятными словами объясняет техники релаксации, расслабления и отвлечения. С их помощью клиент снижает уровень стресса и нервного напряжения. Психологические приемы позволяют беречь силы организма.

Когнитивная терапия эффективно учит справляться с фобиями, кардинально меняет поведение личности. Ее иногда совмещают с арт-терапией или транзактным анализом – это позволяет затрагивать разные механизмы психики.

Когнитивная психология дает человеку возможность правильно проводить презентацию себя. Специалист показывает, как справляться с негативными ситуациями, что делать при панической атаке или тревожности. Дополнительно разрабатываются упражнения для того, чтобы улучшить работу памяти и мышления.

Психология как наука. Соотношение научной и житейской психологии.

Психология
– это наука
о закономерностях
возникновения, развития и проявления
психики и сознания человека.

Предмет
психологии – основные закономерности
порождения, функционирования психической
реальности. Основной задачей психологии
является изучение объективных
закономерностей, психических явлений
и процессов, как отражение объективной
действительности.

Задачи
общей психологии:

  • изучить
    качественные особенности психических
    явлений и процессов, что имеет не только
    теоретическое, но и большое практическое
    значение.

  • анализировать
    становление и развитие психических
    явлений и процессов, в связи с
    обусловленностью психики объективными
    условиями жизни и деятельности людей.

  • содействовать
    правомерному внедрению, научных знаний
    психологии в практику (разработка
    научных и практических методик обучения
    воспитанию…).

Научная
психология – это устойчивые психологические
знания полученные в процессе теоретического
и экспериментального изучения психологии.
К особенностям научной психологии
относят:

  • обобщенность
    (т.е. осмысленность, конкретного
    психологического явления на основе
    специфики его проявления у многих людей
    в разных условиях и т.д.);

  • рациональны
    и осознанны. Обычный путь состоит в
    выдвижении словесно формулируемых
    гипотез и проверке логически вытекающих
    из них следствий;

  • преемственность
    и неограниченность, т.е. сведения,
    полученные научной психологией
    накапливаются с течением времени и
    могут быть использованы многими людьми;

  • основывается
    на эксперименте.

Житейская
психология – это психологические
знания, почерпнутые людьми из обыденной
жизни. Они обладают следующими основными
характеристиками:

  • конкретностью
    (т.е. привязанностью к конкретным
    ситуациям);

  • интуитивностью
    (свидетельствующей порой о недостаточной
    осознанности происхождения и
    функционирования);

  • ограниченностью
    (т.е. слабыми представлениями человека
    о специфике и сферах функционирования
    конкретных психологических феноменов).

Основывают
на наблюдениях и размышлениях. Обыденные
психологические знания – не подвергнуты
научному осмыслению.

Житейская
психология характеризуется ограниченностью
материала, т.е. человек, обладающий теми
или иными житейскими наблюдениями не
может их сравнить с подобными у других
людей.

Отношения
научной и житейской психологии
взаимосвязаны, т.к. научная психология:

  • опирается
    на житейский психологический опыт;

  • извлекает
    из него свои задачи;

  • на
    последнем этапе им проверяется.

Когнитивная психология против когнитивной науки

Граница между когнитивной психологией и когнитивной наукой может быть размытой. Когнитивную психологию лучше понимать как преимущественно прикладную психологию и понимание психологических явлений. Когнитивные психологи часто активно участвуют в проведении психологических экспериментов с участием людей с целью сбора информации, связанной с тем, как человеческий разум воспринимает, обрабатывает и действует на данные, полученные из внешнего мира. Информация, полученная в этой области, затем часто используется в прикладной области клинической психологии .

Когнитивная наука лучше понимается как преимущественно занимающаяся гораздо более широкой сферой, связанная с философией, лингвистикой, антропологией, нейробиологией и, в частности, с искусственным интеллектом. Можно сказать, что когнитивная наука предоставляет корпус информации, питающей теории, используемые когнитивными психологами. Исследования ученых-когнитивистов иногда включают в себя субъектов, не являющихся людьми, что позволяет им углубляться в области, которые подпадали бы под этическую проверку, если бы проводились на людях. То есть они могут проводить исследования, имплантируя устройства в мозг крыс, чтобы отслеживать срабатывание нейронов, пока крыса выполняет определенную задачу. Когнитивная наука активно участвует в области искусственного интеллекта и его применения для понимания психических процессов.

Когнитивная сфера личности у ребенка

Жан Пиаже был первым, кто обратил внимание на когнитивное развитие. В своих трудах он много излагал мыслей о том, что людям необходимо развивать память, воображение и другие познавательные процессы

Дополнительная информация. Он считал, что мыслительные процессы дошкольников ничем не отличаются от взрослых. Поэтому все сознательные действия, которые они выполняют, ведут к развитию когнитивных способностей. Чем больше малыш тратит времени на познание окружающего мира, тем легче ему становится усваивать сложную информацию.

Помимо Пиаже, когнитивную сферу изучали такие известные психологи, как А.А. Леонтьев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубенштейн. Они считали:

  • основой развития познавательной сферы являются язык и речь;
  • благодаря восприятию разговоров взрослых и сверстников, малыши развивают собственные речевые навыки.

Когнитивную сферу детей младшего дошкольного, школьного и подросткового возрастов можно проверить так же, как и у взрослых – при помощи тестов. Своевременное выявление проблем помогает исправить неуспеваемость в школе.

Суть и идеи науки

Когнитивизм в психологии изучает познавательные процессы, протекающие в человеческой психике. Это направление психологической науки должно отвечать на следующие вопросы:

  1. Как индивид может решать проблемы?
  2. Как мысли формулируются с помощью языка?
  3. Каким образом мозг обрабатывает поступающую информацию?
  4. Как формируется память?

Идеи направления:

  1. Учет хронометрических данных. Исследователи рассчитывают время, которое человек тратит на поиск решения проблем.
  2. Поэтапная обработка. Полученная информация анализируется поэтапно, при этом часть ее остается неосознанной.
  3. Сравнение познавательных процессов, которые протекают в человеческом мозге, с работой современного компьютера. Исследователи выделяют главное сходство — электронное устройство может получать, сохранять, обрабатывать информацию, подобно работе человеческого мозга.
  4. Расчет объема человеческой психики. Исследователи уверены, что предел есть у всего что связано с работой головного мозга.
  5. Фундамент когнитивной психики — познавательные процессы. Главный упор изучений делается на развитие, понимание искусственного интеллекта.
  6. Кодировка. Ученые выдвигают теорию, что любые данные имеют индивидуальный код, позволяющий разделять получаемую информацию на отдельные ячейки.

Изучив идеи этой науки, можно сделать вывод, что это не новый экспресс-тренинг, созданный для получения денег, а серьезное научное направление.

Какие науки изучают эти процессы

Наук, которые подвергают изучению когнитивные процессы в психологии, достаточно много. В этот список входят неврология, философия, социология, антропология и лингвистика. По этому вопросу написано большое количество трудов, курсовых и дипломных работ.

Ученые из разных научных отраслей еще более пятидесяти лет назад своими исследованиями способствовали тому, что произошла революция в вопросе когнитивных исследований. Из-за этого умственные процессы стали изучаться еще более углубленно.

К сведению. В современные дни когнитивные процессы поддаются очень глобальному изучению, а те знания, которые удается добыть, с успехом применяются в маркетинге и психотерапии.

Критика

Отсутствие сплоченности

Некоторые наблюдатели предположили, что по мере того, как когнитивная психология стала движением в 1970-х годах, сложность исследуемых ею явлений и процессов означала, что она также начала терять сплоченность как область исследования. В книге «Психология: Пифагор в настоящем» , например, Джон Мэлоун пишет: «Изучение учебников конца двадцатого века, посвященных« когнитивной психологии »,« человеческому познанию »,« когнитивной науке »и т. П., Быстро обнаруживает, что существует очень много разновидностей. когнитивной психологии и очень мало согласия относительно того, что именно может быть ее областью «. Это несчастье породило конкурирующие модели, ставящие под сомнение подходы к обработке информации для когнитивного функционирования, такие как принятие решений и поведенческая наука .

Отсутствие эмпирической поддержки

В первые годы когнитивной психологии критики- бихевиористы считали, что эмпиризм, которого она придерживается, несовместим с концепцией внутренних психических состояний; но когнитивная нейробиология продолжает собирать доказательства прямой корреляции между физиологической активностью мозга и предполагаемыми психическими состояниями, подтверждая основу когнитивной психологии.

Однако между нейропсихологами и когнитивными психологами существуют разногласия . Когнитивная психология создала модели познания, которые не поддерживаются современной наукой о мозге . Часто бывает, что сторонники разных когнитивных моделей формируют диалектические отношения друг с другом, что влияет на эмпирические исследования, при этом исследователи поддерживают свою любимую теорию. Например, сторонники теории ментальных моделей пытались найти доказательства того, что дедуктивное мышление основано на образном мышлении , в то время как сторонники теории ментальной логики пытались доказать, что оно основано на вербальном мышлении , что привело к беспорядочной картине выводов изображения головного мозга и исследования поражений головного мозга . Если отбросить теоретические утверждения, данные показывают, что взаимодействие зависит от типа проверяемой задачи, будь то визуально-пространственная или лингвистическая ориентация; но есть также аспект рассуждения, который не покрывается ни одной теорией.

Точно так же нейролингвисты обнаружили, что исследования с использованием изображений мозга легче понять, если оставить теории в стороне. В области изучения языкового познания генеративная грамматика заняла позицию, согласно которой язык находится внутри своего частного когнитивного модуля , в то время как идет в противоположную крайность, утверждая, что язык не является независимой функцией, а действует на общие когнитивные способности, такие как как зрительная обработка и моторика . Консенсус в нейропсихологии, однако, занимает среднюю позицию, согласно которой язык является специализированной функцией, но перекрывается или взаимодействует с обработкой изображений. Тем не менее, большая часть исследований в области языкового познания по-прежнему разделяется по направлениям генеративной грамматики и когнитивной лингвистики; и это, опять — таки, влияет на смежные научные направления , включая развитие языка и овладение языком .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector