Шумные согласные
Содержание:
- Шумные и сонорные, глухие и звонкие согласные звуки
- Парные и непарные согласные звуки
- Что такое парные согласные?
- Сонорные звуки в логопедии
- Дополнительная артикуляция
- Сонорные звуки в русском языке
- Характеристика сонорных звуков
- Система звуков русского языка
- Состав пряности
- Упражнения на артикуляцию
- Звуки Р и Р’
- Сонорные звуки: определение и примеры
- Классификация согласных
- Автоматизация сонорных звуков в английском языке
- Что такое сонорный звук?
- Сонорные звуки в логопедии
- Подведем итог
Шумные и сонорные, глухие и звонкие согласные звуки
Шаг за шагом мы с вами разберем все основные слова, и вам станет многое понятно в этом предмете, и он перестанет быть чем-то запутанным и сложным. Ведущая Василиса попросила повторить всё, что выучили ученики про согласные.
Как это парные? Всё дело в том, что ты пропустил предыдущий урок, на котором мы изучали парные согласные, — пояснила Василиса. И приведут примеры. Достаточно изменить слово так, чтобы после непонятного согласного стояла гласная. И тогда мы поймём точно — какую букву нужно писать. Давайте вместе найдём в русской азбуке этих одиночек. Парные Непарные Ж — Ш М, Н З — С Х, Ц К — Г Р, Л А теперь давайте составим рассказ из слов, в которых только непарные согласные.
Он этого не заметил, потому что смотрел на луну. И тут вошёл его верный рыцарь. И спугнул муху. Молодцы! То ли звонкий, то ли потише, Кот — кота, год — года. Различим без труда. И в конец букву верно напишем. Сравнение с гласными звуками. На письме эти изменения звуков обычно не отражаются. Уважаемые коллеги и выпускники! Я приветствую вас на своём блоге)) Хочу сообщить о том, что блог «По уши в ОГЭ и ЕГЭ!»расширил тематику контента.
Звуки делятся на гласные и согласные.У них разная природа
Обратите внимание на согласные звуки, звучащие на конце слова и перед глухими согласными. Хоть и парные эти согласные, Но они всё равно очень разные
Но есть звуки, у которых нет пары по признаку твёрдости-мягкости. Тоновая составляющая звука является неосновной и может либо вообще отсутствовать (у глухих согласных), либо дополнять основную (у звонких согласных).
Звуковые средства языка
§ 8. Звуковые (или фонетические) средства языка подразделяются на
Часть I. Субстанциональная фонетика Сегментная фонетика артикуляционный аспект фонетических описаний
Устройство речевого аппарата
§ 12. Человеческие органы, используемые для образования звуков, называются произносительными органами и составляют речевой (или произносительный) аппарат человека (см. Рис. 1, 2).
Звук речи. Гласные и согласные
Основные компоненты речепроизводства
§ 14. С точки зрения физиологии и аэродинамики в процессе речепроизводства выделяется три основных функциональных компонента:
Инициация
§ 15. Инициация – это создание в речевом тракте воздушного потока в результате движения одного из речевых органов, вызывающего увеличение или уменьшение давления в одном из участков речевого тракта.
Артикуляция
§ 16. Как уже говорилось выше (см. § 11), в процессе артикуляции принято выделять три этапа:
Место артикуляции
Типы согласных по положению кончика языка
§ 18. В зависимости от того, какая часть языка принимает участие в артикуляции переднеязычных18 согласных, в фонетике принято разграничивать апикальные, ламинальные и ретрофлексные согласные.
Способ артикуляции
Сонорные согласные
Парные и непарные согласные звуки
Согласные звуки (мягкие и твёрдые, глухие и звонкие) делятся на парные и непарные. Выше в таблицах показано деление. Обобщим всё схемой:
Чтобы уметь делать фонетический разбор, помимо согласных звуков нужно знать
Звук — это минимальная нерасчленимая единица озвученного речевого потока, которая не имеет значения. Изучению звукового строя языка, всех его проявлений и функций посвящен раздел лингвистики, называемый фонетикой.
Фонетическая система русского языка содержит в себе 42 звука, 6 из которых являются гласными, а остальные 36 — согласными. Особого внимания заслуживают сонорные звуки в русском языке. Как правило, произношение некоторых из них вызывает наибольшие трудности у детей, которые только учатся говорить. Чтобы понимать, что такое сонорные звуки, необходимо рассмотреть систему звуков русского языка в целом.
Каждому звуку присущи следующие характеристики:
- акустическая;
- артикуляционная;
- функциональная (смысловая).
Что такое парные согласные?
Согласные звуки состоят из шума и голоса или только из шума. В зависимости от соотношения голоса и шума в русском языке различают
- звонкие согласные
- глухие согласные
Звонкие согласные состоят из шума и голоса. При их произношении напряжённые голосовые связки колеблются под напором выдыхаемого воздуха: , , , , , .
Определение
Звонкие согласные — это шумные звуки, в образовании которых участвует шум и голос.
И напротив, в речи существуют согласные звуки, которые формируются полностью из шума:
, , , , , , , , , .
При прохождении выдыхаемого воздуха голосовые связки не вибрируют. Голос совершенно не участвует в их рождении. Эти согласные звучат приглушённо.
Определение
шумные звуки, в образовании которых отсутствует голос.
Многие шумные согласные похожи по фонетическим характеристикам, кроме признака глухости/звонкости. С этой точки зрения такие похожие по способу образования звонкие и глухие согласные образуют между собой пары.
Запишем звонкие согласные вертикально слева в соответствии с их местами в алфавите. Так легче их будет запомнить. И приведём справа парные глухие согласные.
Наглядно продемонстрируем парные согласные в следующей таблице.
И только сонорные согласные , , ,,, не имеют парного глухого согласного, а глухие согласные , , , — парного звонкого согласного. Это непарные звонкие и глухие согласные.
Парные звонкие и глухие согласные помогут различать слова:
- пар — бар;
- кол — гол;
- тоска — доска;
- жар — шар.
Парные согласные также различаются по признаку мягкости/твёрдости.
Понаблюдаем:
- ворон — верёвка
- долина — дерево
- гомон — герб
- сок — село́ .
Только всегда твёрдые парные согласные и не имеют соответствующих мягких согласных:
- жёлудь
- прожо́рливый
- шо́рох
- шёлк .
Если же парные согласные находятся в середине или в конце, то они ведут себя по-разному. В зависимости от того, какой звук находится рядом, происходит фонетический процесс озвончения или оглушения. Из-за этого возникают затруднения в написании слов.
Посмотрим, как меняются парные согласные звуки в конце и в середине слов.
Сонорные звуки в логопедии
Трудности с произношением звучных согласных — одна из самых распространенных проблем в логопедии. Это одно из проявлений так называемой дислалии
, когда ребенок имеет нормальный слух, но имеет трудности с воспроизводством ряда звуков.
Основные причины такого явления:
- Проблемы, лежащие в физиологической и неврологической плоскости. Нередко это последствия пережитых малышом тяжелых заболеваний, прежде всего затрагивающих зону ухо-горло-нос.
- Недостатки воспитания: родители ребенка не прилагают усилий к развитию правильной речи ребенка, из-за чего многие ошибочные варианты произношения могут закрепиться.
- Билингвизм. Малыш растет в двуязычной среде, причем оба языка, которые имеют хождение в семье, имеют несовместимый фонетический строй.
- Люди из окружения имеют ошибочную манеру произношения.
- Проблемы с различением конкретных звуков. Человек может иметь отличный физический слух и даже музыкальный, но при этом иметь проблемы с различением конкретных фонем.
Нужно отметить, что понятие о «правильном» произношении — дело достаточно субъективное. К примеру, японцы не могут произнести звучную фонему «л», но в самой Стране восходящего солнца это проблемой не считается.
Дополнительная артикуляция
§
21.
Одновременно
с основной артикуляцией звука может
осуществляться дополнительная
артикуляция. В русском языке дополнительные
артикуляции свойственны преимущественно
согласным звукам 24 .
Дополнительная консонантная артикуляции
отличается от основной степенью сужения
в речевом тракте. В месте дополнительной
артикуляции сужение меньше, чем в месте
основной (обычно оно бывает таким же,
как при артикуляции аппроксимантов или
гласных). В русском языке представлены
три типа дополнительных артикуляций:
лабиализация
– округление губ (этот тип артикуляции
характеризует согласные в позиции
перед гласными и );
палатализация
– смещение тела языка вперед и вверх
в направлении твердого неба;
веляризация
– смещение тела языка назад и вверх в
направлении мягкого неба (см. рис. 47,48
в Приложении А).
В
русском языке дополнительная артикуляция
характеризует большинство согласных
звуков. Все мягкие согласные, кроме
и ,
являются палатализованными, а все
твердые, кроме велярных , , , –
веляризованными. Согласный
не может быть палатализованным, так как
место его основной артикуляции совпадает
с местом дополнительной артикуляции
палатализации, а согласные , , не
могут быть веляризованными, поскольку
место их основной артикуляции совпадает
с местом дополнительной артикуляции
веляризации. Таким образом, с артикуляционной
точки зрения не существует непарных по
тведости/мягкости согласных 25
(кроме и ).
Непалатализованные
и невеляризованные согласные возможны
в русском языке в консонантных сочетаниях
в положении перед мягким согласным
(с
нег
,
з
мейка
и т.п.). Такие согласные, а также согласные
с незначительной степенью палатализации,
называются полумягкими
.
Термины «твердый»
и «мягкий» согласный не вполне
идентичны артикуляционным терминам
«веляризованный» и «палатализованный»
– так, невеляризованнные , , в
СРЛЯ являются, тем не менее, твердыми
согласными, а непалатализованный –
мягким.
Степень
палатализации и веляризации может быть
различной как в разных языках, так и в
одном языке. Например, палатализация у
зубных согласных в русском языке выражена
ярче, чем у губных, а наибольшей степенью
веляризации характеризуются русские
, , и .
Наличие дополнительной
артикуляции (особенно в месте, близком
к основной) может приводить к изменению
места и способа основной артикуляции.
При образовании мягких , , и
особенно артикуляционный фокус
смещается назад по сравнению с
соответствующими твердыми (так что
в произношении большинства носителей
СРЛЯ является, строго говоря, не зубным,
а альвеолярным); при артикуляции ,
, наоборот, артикуляционный фокус
смещается вперед по сравнению с
соответствующими твердыми. Наиболее
значительно изменяется место образования
у палатализованных , , : в
отличие от задненебных , , , они
являются средненебными, оставаясь при
этом заднеязычными.
Изменение
способа образования при палатализации
наиболее ярко проявляется у зубных
согласных: мягкие , так сильно
аффрицируются (приобретают фрикативную
фазу), что с артикуляционной точки зрения
становятся аффрикатами ,
.
В
транскрипции дополнительные артикуляции
обычно обозначаются диакритическими
значками (мягкость не обозначается,
так как он никогда не бывает и не может
быть твердым физиологически). В русской
фонетической традиции веляризация
согласных по традиции не обозначается 26 .
Полумягкость согласного может быть
обозначена точкой справа вверху у
соответствующего символа: .
Дополнительные
артикуляции чаще всего возникают в
истории языка из явлений коартикуляции.
Сонорные звуки в русском языке
В образовании сонорных звуков тон преобладает над шумом. Но мы уже знаем, что с помощью тона (голоса) образуются гласные звуки. Получается, что сонорные звуки – это гласные?! Современное языкознание совершенно однозначно относит сонорные к согласным, однако так было не всегда.
Если вы заглянете в учебник профессора, доктора филологических наук А. А. Реформатского «Введение в языкознание» 1967 года издания, то увидите, что автор делит звуки на сонорные и шумные. Таким образом, в классификации Реформатского к сонорным относятся все гласные, а также , , , и их мягкие пары, а также именно из-за доминирования тона над шумом в процессе артикуляции.
Со временем классификация претерпела изменения, и сегодня принято различать гласные и сонорные, а последние включены в состав согласных. Современное языкознание относит к сонорным , , , (а также их палатализованные пары) и (в некоторых школьных учебниках обозначается как ).
Но от изменения формальной стороны принцип и способ их образования не изменился, что и обуславливает особое положение этих звуков в фонетической системе русского языка. Проще говоря, сонорные звуки – это такие согласные звуки, которые ведут себя в речи как гласные с точки зрения фонетических законов.
Например, они не подвержены, подобно другим звонким согласным, оглушению в конце слова, например: дуб , но стол . А также они не подчиняются закону уподобления, который гласит, что стоящий пред звонким согласным глухой становится звонким, т. е. уподобляется ему, а звонкий перед глухим оглушается. Сонорные же не влияют на качество впередистоящего согласного звука, совершенно как гласные звуки. Сравните: сдать и дорожка , но примус .
Характеристика сонорных звуков
Что такое сонорный звук, становится понятно уже из перевода данного определения. Слово «сонорный» происходит от латинского sonorus. Это означает «звучный». Действительно, при образовании такого звука преобладает голос, а шум настолько минимален, что сонорные звуки становятся близки к гласным. Сонорными звуками в русском языке являются м, м», н, н», л, л», р, р», j.
Обратите внимание. Главное, в чем особенность сонорных звуков — то, что при прохождении через преграду в ротовой полости воздух, образующий звук, находит пути обхода
Так, например, при образовании звука л и его мягкой пары воздух обходит смычку, образованную языком и верхними зубами, по бокам. Соответственно, по месту образования этот звук является язычно-зубным. А по способу образования — смычно-проходным. При образовании звука р и его мягкой пары поток воздуха заставляет вибрировать смычку, образованную языком и твердым небом. Таким образом, он является по месту образования язычно-альвеолярным, а по способу образования — дрожащим (вибрантом). Интересно, что такой сонорный звук, как j (й) очень похож по своему образованию на гласный и. Однако во время его произношения происходит значительное сужение при прохождении потока воздуха. Из-за этого возникает незначительный шум, который и позволяет отнести данный звук к согласным. По месту образования j является язычно-средне-небным, по способу образования — щелевым, и бывает только палатализованным (мягким).
Все сонорные звуки в русском языке не имеют пары по глухости/звонкости и бывают только звонкими. На конце слова не происходит оглушение сонорных звуков, как бывает с остальными звонкими согласными.
Система звуков русского языка
Язык — это явление уникальное. Его изучают и описывают с различных позиций, что обуславливает существование в науке о языке — лингвистике — множества разделов. Одним из таких разделов является фонетика. В системном представлении о языке фонетика является первым, базовым языковым ярусом. Она имеет дело с одной из материальных сторон языка, а именно — с его звучанием. Таким образом, фонетика — это раздел лингвистики, исследующий звуковую сторону языка.
Фонетика определяет звук как минимальную нечленимую единицу языка, все звуки речи подразделяются на гласные и согласные, их ключевое различие в способе артикуляции: гласные создаются при помощи тона (в школе обычно говорят, что такие звуки «можно петь»), а в образовании согласных участвует шум.
По поводу количества гласных звуков в русском языке некогда велись споры, точки зрения разделились: Московская фонологическая школа не признавала звук самостоятельным, считая его вариантом звука , Ленинградская же научная школа настаивала на полной самостоятельности . Таким образом, по мнению первых, в русском языке 5 гласных звуков, а по мнению вторых — 6. Отметим, что общепринятой все же является точка зрения Ленинградской фонологической школы.
Состав пряности
Известно, что свойства любого продукта обеспечиваются его составом. В этом отношении у куркумы практически нет конкурентов, поскольку состав специи представляет собой целый комплекс ценных для человека компонентов. Перечислим лишь основные группы веществ, на содержание которых богата приправа:
- Витамины представлены в продукте во всем многообразии. Это органические кислоты: аскорбиновая, никотиновая, фолиевая. Есть в составе тиамин и пиридоксин, витамин «К» и токоферол. Витамины защищают дерму от агрессивного влияния внешних факторов, участвуют в синтезе коллагена, обеспечивают здоровый цвет лица.
- Минеральные элементы обеспечивают чувствительную ткань питанием. В куркуме содержится целая группа таких веществ: цинк, калий, марганец, магний, кальций.
- Эфирные компоненты смягчают и очищают дерму.
- Дубильные вещества уничтожают патогенные микроорганизмы, которые провоцируют развитие воспалительных процессов.
Есть в составе пряного продукта и другие полезные для кожи лица ингредиенты. Поэтому домашние маски с включением этого уникального продукта помогут женщине любого возраста избавиться от морщин и решить многие другие проблемы. При регулярном выполнении таких рядовых процедур внешность преобразится, а кожа вновь будет выглядеть молодой и сияющей.
Упражнения на артикуляцию
Четко поставленная артикуляция
– залог красивой и правильной дикции. Многие дети испытывают трудности с произнесением тех или иных звуков в период активного развития их речевого аппарата.
Если же у человека есть дефекты дикции (картавость, шепелявость, искаженное произношение отдельных звуков и так далее), необходимо исправлять такие дефекты при помощи специальных упражнений.
Речевую гимнастику можно выполнять как на занятиях с логопедом, так и самостоятельно.
Отметим, что произнесение сонорных согласные вызывает наибольшие затруднения как у детей, так и у взрослых. Такие коррекционные упражнения на отработку правильного способа артикуляции способны полностью избавить человека от речевых дефектов.
Все упражнения необходимо выполнять перед зеркалом
. Залог правильной артикуляции – выполнение движений только органами речи. Зачастую у людей с дефектами дикции наблюдается следующая особенность: при артикуляции определенных фонем движение переносится на конечности или части тела (например, руки или ноги).
Поэтому при выполнении коррекционных упражнений необходимо использовать зеркало в полный рост, чтобы вовремя идентифицировать излишнюю жестикуляцию.
Хорошим способом развития произношения могут стать скороговорки с использованием слов, в которых встречаются конкретные труднопроизносимые звуки. После того как начнет появляться стойкое улучшение артикуляции необходимых звуков, можно переходить к произнесению скороговорок с преградой во рту. Это могут быть мелкие камешки, орехи, леденцы или винная пробка.
Звуки Р и Р’
В норме эти звуки появляются у ребёнка к 5–6 годам.
Нарушение их произношения (ротацизмы) могут иметь вид:
- отсутствия этих звуков;
- замены Р на Р’ и наоборот , а также на Л, Л’ (чаще всего), Й, Г,Д;
- горлового произношения, когда задействован не кончик языка,
а небная занавеска; - носового произношения, похожего на английское «ng»;
- бокового произношения, при котором вместо вибрации переднего края
языка взрывается смычка между его боковым краем и коренными зубами с
переходом к артикуляции, присущей мягкой фонеме Л’. Получается звук,
напоминающий сочетание РЛ’ («рляк», «сарляй»).
Причинами неправильного произношения этих звуков чаще всего являются
короткая подъязычная связка, узкое и высокое нёбо, чрезмерно узкий или
массивный, недостаточно пластичный язык, слабость мышц языка, отсутствие
сильной воздушной струи, идущей через рот, нарушение фонематического
восприятия, когда ребёнку трудно различить на слух близкие по акустическим
свойствам фонемы.
Сонорные звуки: определение и примеры
В школьной программе доходчиво объясняют, что такое сонорные звуки. Сведения фонетики пригодятся в жизни, так как речь определяет образованного человека. Зачастую дети не могут вымолвить звучные согласные
Вследствие этого немаловажно ознакомиться с информацией о данной фонеме
Сонорные звуки в русском языке
Тренировка произношения сонорных звуков по книге
Первым делом необходимо понять, какие звуки сонорные. Это звонкие согласные, которые почти не образовывают шума при звучании. Написание термина различается от произношения. В качестве примера можно рассмотреть слово «след», которое слышится как «слет». Существует глухой и звонкий сонорный согласный звук.
К звучным фонемам имеют отношение следующие буквы и их мягкие варианты: р, л, м, н, й.
«Р» является достаточно звонкой и дрожащей фонемой, которая возникает в области альвеол (отверстие, где располагается зубной корень).
«Л» формируется, когда воздух проходит по кончику языка и соприкасается с альвеолами.
«М» – носовой звук, в образовании которого участвуют обе губы.
«Н» возникает при смыкании кончика языка с верхним рядом передних зубов.
А вот когда задняя часть языка поднимается к нёбу, то создаётся буква «Й». Турбуленция при этом не возникает. В международном алфавите фонетики «Й» представлен как j или «йот».
Характеристика сонорных звуков
В переводе с латинского «сонорный» означает «звучный». При формировании всех сонорных звуков задействован голос. Шум слышен в минимальном количестве. Когда воздух проходит через мягкое нёбо, появляется звук.
отличительная черта состоит в том, что звучание в любом случае находит обходные пути. В зависимости от этого фонеме дают название по месту образования. Сонорные согласные звуки в богатой русской речи не имеют фонетических пар. В любом случае они бывают исключительно звонкими. Окончание слова не оглашается, как это обычно происходит с прочими звонкими согласными.
Акустическая характеристика
Акустическая характеристика звуков
Первым делом акустика классифицирует фонемы по звонкости. Они бывают вокальными (сонорный гласный звук) и не вокальными (образующие шум).
А также разделение происходит по силе. Критерий определяет консонантные и не консонантные звуки. Последняя акустическая характеристика касается высоты.
В зависимости от колебания частиц воздуха распознают высокие и низкие фонемы.
Ротовые и носовые сонорные звуки
Согласные можно распределить, отталкиваясь от положения мягкого нёба. Есть ротовые (чистые) фонемы, которые образуются благодаря прижиманию задней части нёба к стенке зева.
Из-за этого воздух не может проникнуть в носовую полость. Когда мягкое нёбо открывается, то и кислород может поступать в нос, благодаря чему образуются носовые звуки.
К назальным фонемам можно отнести буквы «м» и «н», а также их смягчённые формы.
Причины проблем с произношением:
- Физиологические и неврологические. Это могут быть последствия ушных, горловых, носовых заболеваний.
- Недостаток внимания родителей. Они могут прилагать недостаточно усилий, чтобы ребёнок научился верно произносить слова.
- Двуязычное воспитание. Если члены семьи говорят на различных языках с отличающимся фонетическим строем, то можно путаться в правильном произношении.
- Плохой пример. Если окружающие неверно говорят, то такой образец и будет использовать ребёнок.
- Трудности с различением звуков. Даже если человек имеет безупречный слух, то это неоградит его от данной проблемы.
Отчётливых правил верного произношения нету. В некоторых странах постановке согласных не придают большого значения.
Классификация согласных
Типологий согласных звуков существует великое множество. В первую очередь, они подразделяются в зависимости от места образования:
-
Губные
— в процессе их произнесения главную роль играет положение губ. В свою очередь, данный класс подразделяется на различные подвиды. Часть из них образуется смыканием обоих губ, губ и зубов, губ и альвеол (место крепления зуба). В создании некоторых участвует задняя часть нёба. -
Корональные
— ведущую роль тут играет передняя часть языка, которая примыкает к резцам или альвеолам. -
Дорсальные
— образуются благодаря основной части языка, взаимодействующей с нёбом. -
Глоточные
; -
Глоттальные
— происходит смыкание голосовых связок.
По степени звучности согласные делят на:
- Аппроксиманты — занимают промежуточное положение между гласными и согласными (например, в английском языке это звук «w»);
- Сонорные — шума при их продуцировании практически не образуется;
- Фрикативные — образуются при неполном закрытии речевого тракта;
- Возникающие при замедленном высвобождении воздуха.
Автоматизация сонорных звуков в английском языке
Для улучшения произношения сонорных звуков необходима практика, только она может помочь сделать звучание звуков естественным и правильным:
-
Необходимо как можно больше слушать правильную английскую речь,
чтобы на слух запомнить правильное звучание того или иного звука, а затем уже работать над техникой его произношения. Лучше всего, если при прослушивании нажимать паузу через небольшие промежутки времени и пытаться повторить слова, содержащие сонорные звуки. -
Необходимо тренировать технику, постоянно контролировать работу речевого аппарата.
Соблюдение положения языка или неба – это очень важный аспект фонетики. Пока не достигнете ясности и понимания как движется воздух, где находится кончик языка, звук не будет произнесен правильно. -
Регулярное выполнение упражнений для улучшения речи.
Это может быть произношение похожих пар слов или скороговорки. Это отлично тренирует речь и ставит правильное и четкое произношение.
Что такое сонорный звук?
Максим Поташев
Чисто теоретически каждый выпускник школы должен иметь представление о том, что такое сонорный звук. Но на практике дело обстоит иначе, и это слово, встречаемое в тексте, нередко ставит читающего в ступор. Освежим знания по русскому языку курса средней школы.
Что такое сонорный звук в русском языке?
Согласные звуки, при произнесении которых практически не образуются шумовые помехи, носят название звучных, или сонорных. В русском языке к таким звукам относятся:
- «Р» – дрожащий звонкий звук, который образуется в области альвеол (так называются углубления, куда входит корень зуба).
- «Л» – образуется, когда воздух проходит через кончик языка, соприкасающийся с альвеолами.
- «М» – звонкий носовой звук, который образуется при участии как верхней, так и нижней губы. При прохождении воздуха из легких образуется турбуленция.
- «Н» – произносится, когда кончик языка смыкается с верхними передними зубами.
- «Й» – возникает в области нёба, когда к нему восходит задняя часть языка. Турбулентный поток воздуха при этом не образуется. Согласно нормам международного фонетического алфавита, данный звук обозначается как «j», или «йот».
- Смягченные варианты всех вышеперечисленных звуков также носят название звучных.
Что значит «сонорный» в фонетическом разборе?
Разбор слова на отдельные фонемы является довольно популярным заданием в учреждениях среднего образования России, а также на территории стан бывшего СССР. Типовая инструкция для проведения такой операции выглядит следующим образом:
- Сказать слово вслух.
- Записать его согласно правилам орфографии русского языка.
- Найти слоги и определить правильное место ударения.
- Узнать, как переносить слово без ошибок.
- Дать детальное описание каждого звука, составляющего данную единицу речи: мягкость или твердость, парность и т.д.
- По результатам работ, сделанных на предыдущем этапе, подсчитать общее количество звуков.
- Найти такие случаи, когда написание не соответствует произношению.
В рамках выполнения пятого пункта указанной схемы школьники должны определить, какие звуки относятся к сонорным и есть ли они в слове вообще.
Сонорные звуки в логопедии
Трудности с произношением звучных согласных — одна из самых распространенных проблем в логопедии. Это одно из проявлений так называемой дислалии
, когда ребенок имеет нормальный слух, но имеет трудности с воспроизводством ряда звуков.
Основные причины такого явления:
- Проблемы, лежащие в физиологической и неврологической плоскости. Нередко это последствия пережитых малышом тяжелых заболеваний, прежде всего затрагивающих зону ухо-горло-нос.
- Недостатки воспитания: родители ребенка не прилагают усилий к развитию правильной речи ребенка, из-за чего многие ошибочные варианты произношения могут закрепиться.
- Билингвизм. Малыш растет в двуязычной среде, причем оба языка, которые имеют хождение в семье, имеют несовместимый фонетический строй.
- Люди из окружения имеют ошибочную манеру произношения.
- Проблемы с различением конкретных звуков. Человек может иметь отличный физический слух и даже музыкальный, но при этом иметь проблемы с различением конкретных фонем.
Нужно отметить, что понятие о «правильном» произношении — дело достаточно субъективное. К примеру, японцы не могут произнести звучную фонему «л», но в самой Стране восходящего солнца это проблемой не считается.
Подведем итог
Итак, сонорные звуки — это звуки , , , и их мягкие пары , , , соответственно, а также звук . Все эти звуки не имеют пары по твердости/глухости, то есть они всегда звонкие. А звук не имеет пары и по твердости/мягкости, то есть он не только всегда звонкий, но и всегда мягкий.
См. согласные звуки …
Согласные
— Согласные класс звуков речи, противоположных по своим свойствам гласным. Артикуляционные свойства согласных: обязательное наличие преграды в речевом тракте; с акустической точки зрения согласные характеризуются как звуки, при образовании которых … Лингвистический энциклопедический словарь
СОНОРНЫЕ. Звуки, в образовании которых голос играет главную роль. С. звуки представляют музыкальные тона, различающиеся по тембру, зависящему от различной формы полости рта или одновременно полости рта и носа, резонирующих основному тону голоса.… … Литературная энциклопедия
Сонорные
— СОНОРНЫЕ. Звуки, в образовании которых голос играет главную роль. С. звуки представляют музыкальные тона, различающиеся по тембру, зависящему от различной формы полости рта или одновременно полости рта и носа, резонирующих основному тону… …
Звуки речи, противопоставленные гласным и состоящие из голоса и шума или только шума, который образуется в полости рта, где струя воздуха встречает различные преграды. Согласные классифицируются: по участию голоса и шума, напр. сонорные… … Большой Энциклопедический словарь
СОГЛАСНЫЕ. Звуки, характерным признаком которых является немузыкальный шум, производимый сближением органов произношения (С. фрикативные, см.) или разрывом тесно сомкнутых органов произношения под напором выдыхаемого воздух (С. взрывные, см.).… … Литературная энциклопедия
Согласные
— СОГЛАСНЫЕ. Звуки, характерным признаком которых является немузыкальный шум, производимый сближением органов произношения (С. фрикативные, см.) или разрывом тесно сомкнутых органов произношения под напором выдыхаемого воздух (С. взрывные, см.) … Словарь литературных терминов
Звуки речи, противопоставленные гласным и состоящие из голоса и шума или только шума, который образуется в полости рта, где струя воздуха встречает различные преграды. Согласные классифицируются: по участию голоса и шума, например сонорные (,… … Энциклопедический словарь
Звуки речи, состоящие или из одного шума, или из голоса и шума, который образуется в полости рта, где выдыхаемая из легких струя воздуха встречает различные преграды. В основу классификации согласных кладется: 1) участие голоса и шума. Согласные… … Словарь лингвистических терминов
согласные
— (фон) Звуки, при образовании которых напряжение локализовано (фокусировано) в месте образования преграды, сильная воздушная струя преодолевает преграду в фокусе образования согласного, взрывая ее и проходя через щель. Эти шумы и составляют… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
Для начала важно отметить, какие согласные сонорные в русском языке. Это звуки, которые произносятся при помощи голоса, практически без шума
К ним относят , , , , , , .