Способы развить фантазию и воображение
Содержание:
- Развитие воображения для творчества и рисования
- Навигация по записям
- конкурс «Пивной теннис»
- Эффективные упражнения для развития воображения и образного мышления
- Эффективные способы развития воображения у взрослых
- Воображение у детей от 7 до 12 лет
- Воображение и творчество
- Возрастные особенности
- Дополнительные советы
- Чтение
- Радужный мир
- Что такое креативное мышление?
- Рисование
- Против вдохновения
Развитие воображения для творчества и рисования
Обычно, говоря о формировании воображения в области творчества, имеют в виду младших детей. Но многие взрослые тоже не прочь посвятить рисованию свободное время. Психологами доказано, что увлечение рисованием приостанавливает такое серьезное заболевание, как болезнь Альцгеймера, которое уже давно связывают с развитием интеллекта. Чем он ниже, тем больше шансов заболеть и, наоборот, творчески развитые люди избегают мозговые нарушения. Многие это поняли, и в жизнь вошла мода на творческие занятия. Как развить фантазию, чтобы создавать уникальные вещи?
Краткий эффективный курс развития творческого воображения:
- манипуляции с фотографиями – сделать фотографии природы и найти в них знакомые образы;
- следуя формуле Леонардо да Винчи «даже в настенных трещинах видеть образы», можно использовать изображения камней, спилы дерева, тени предметов;
- книги и пособия по рисованию – помогут вдохновиться идеями для творчества, изучить манеру рисования в разных направлениях, выбрать то, что радует душу;
- тематические выставки и художественные галереи – подскажут темы для самостоятельного творчества;
- коллажи, аппликации – относятся к действенному способу развития воображения;
- рисунки с натуры, даже неудачные – по мнению профессионалов, помогут сформировать творческие способности и дадут простор для фантазии.
Рисование и творчество помогают бороться с опасными заболеваниями
Развивать творческое воображение – самая лучшая инвестиция в свое психическое здоровье, иметь богатую фантазию – дар свыше, который не дает превратить жизнь в скучное серое существование.
Навигация по записям
конкурс «Пивной теннис»
Для конкурса понадобятся: пиво в бутылках, теннисный стол, теннисные шарики. Играется пивными бутылками, закрытыми резиновыми пробками. Кто набирает очко, отпивает из бутылки. Чем легче бутылка, тем легче ею играть. Самое трудное в этой игре — доиграть до конца, несмотря на позывы организма.
Эффективные упражнения для развития воображения и образного мышления
- Оказаться на месте постороннего человека. Займите столик в понравившемся кафе и понаблюдайте за одним из посетителей, за его поведением. Предположите мысленно, о чем он думает, чем занимается, что могло бы измениться, если бы вы оказались на его месте. Как бы вы себя вели, как изменились бы ваши привычки, поступки. Зафиксируйте в своем мозгу историю о том, каким бы вы стали человеком в подобной ситуации.
- «Дорисуй картинку». Расположите на листе бумаги точки, не задумываясь об их местоположении. Потом попробуйте соединить прямыми линиями эти отметины.
Прислушайтесь к ассоциациям, которые вызывает получившийся рисунок. Это упражнение возможно выполнять парой. Кто-то один рисует непонятное изображение, не смотря на бумагу, а второй старается его завершить, дополнив своими штрихами. После этого игроки могут поменяться местами.
- «Излюбленные вещи». Воспроизведите на листе бумаги перечень, состоящий из 10 предметов, окружающих вас. Укажите, какие образы всплывают в голове, глядя на них, — рассказ, эмоциональное состояние, событие, переживание. Не ограничивайте фантазию обыденными стереотипами, дайте волю воображению.
- «Эмоции, вызванные прекрасным». Рассуждения на тему художественных произведений, музыкальных композиций, эталонных образов являются самыми приятнейшими заданиями, направленными на развитие воображения. Сделайте более частыми посещения всевозможных выставок. Рассматривайте картины и старайтесь внутренне с максимальной приближенностью к образу их описать.
- «Саквояж вздора». Собирайте и откладывайте в отдельную емкость креативные картинки, карикатурные изображения, цитаты, частушки, рекламные буклеты. Все, что может показаться вам необычным и вызвать нестандартные ассоциации. При необходимости поиска новой зацепки, выньте из емкости то, что первое попадется, постарайтесь наладить связь между поставленной задачей и случайно выбранным предметом. Порой результат превосходит ожидание!
- Еще одно упражнение на развитие воображения — создание стихотворных форм на задаваемые рифмы. В последнее время буриме стало весьма популярной игрой, которую можно проводить как при тактильном общении, так и сражаться с соперником на просторах сети Интернет.
Игры, способствующие развитию воображения, наиболее часто применяются для детей. Но и для взрослых имеют смысл занятия, построенные в игровой форме:
Игра «Придумай и расскажи». Целью игры становится выдумывание определенной истории одним человеком, которую остальные участники дополняют словесно и с применением рисованных объектов, для полноты картины.
Эти упражнения не просто способствуют развитию фантазии, но и позволяют позитивно провести время.
- Например, играя в «Пантомиму», участники должны угадать, кого или какое действие изображает ведущий. Для ведущего, как и для угадывающих, это служит большим плюсом в развитии воображения. Воображение развивается благодаря вытаскиванию из подсознания образов, которые ассоциируются с названным словом.
- Отличная методика тренировки мозгов — рассказ сказки ребенку перед сном. Причем известные сюжеты знакомых сказок можно дополнять некоторыми вымышленными событиями, героев облекать новыми характеристиками.
- Гимнастические упражнения для мозга. Превосходными заданиями на развитие внимания, памяти, мышления и воображения являются простые упражнения Андрея Родионова.
Зафиксируйте взглядом какой-либо предмет. Теперь закройте глаза и восстановите образ предмета по памяти
После этого снова откройте глаза и вглядитесь в него с повышенным вниманием
Повторите процедуру с закрытыми глазами, визуализируя его с более подробными деталями. Эти действия нужно повторять до тех пор, пока предмет не запомнится со всеми мельчайшими частицами и особенностями.
Другой вариант — начните просмотр видеофильма. Спустя некоторое время убавьте звук до нуля и постарайтесь вникнуть в суть происходящего на экране без участия речевых оборотов актеров. Можно прочесть по губам диалоги актеров, озвучивая сюжетную линию.
Музыкальные упражнения. Выберите несколько известных музыкальных композиций и попробуйте их напеть. Музыкальные произведения необходимо выбирать, не зацикливаясь на каком-то одном жанре. Попеременно напевайте мелодии второму участнику упражнения с целью услышать от него правильный ответ.
Упражнения на развитие мышления и воображения можно выполнять с толком для близких людей. Например, вы захотели сделать что-то малое, но приятное для родного человека. Попробуйте самостоятельно смастерить открытку с аппликацией, напишите оду или стихотворение, свяжите салфетку.
Эффективные способы развития воображения у взрослых
На самом деле развить воображение не слишком сложно даже для взрослых людей. Далее будут перечислены различные техники и способы, которые помогут справиться с проблемой отсутствия активного воображения.
Главным условием успеха этих упражнений является открытость к экспериментам и отсутствие стеснения. Самые простые из них выполняются лишь в вашей голове, а значит, бояться ошибок не стоит – их никто не увидит. А те способы, которые предполагают взаимодействие с другими людьми, помогут вам не только развить воображение, но и весело провести время.
1. Активизируем «воображалку» с помощью визуализации
Пожалуй, визуализация является самым простым способом активизировать работу воображения и развить его. Суть этого упражнения заключается в детальном мысленном воспроизведении определенного предмета, места, действия.
Начинать нужно с малого: попробуйте внимательно рассмотреть лежащий на столе предмет, а затем закрыть глаза и представить его. Это может быть что угодно, например, книга или телефон.
2. Развиваем воображение, читая книги
Визуализация событий из книг тесно связана с предыдущим способом. Только здесь задача стоит сложнее – нужно удерживать в голове множество персонажей, образов, заставлять их двигаться и взаимодействовать. Постарайтесь не просто вчитываться в буквы и слова, усваивая определенную информацию, а генерировать целостную картинку.
Со временем чтение книг станет таким же увлекательным занятием, как просмотр фильмов… А может даже лучше! Ведь, читая книгу, можно не ограничиваться фантазией режиссера, а давать волю своему собственному воображению, а заодно развить его.
3. Играем в ассоциации
Ассоциативное мышление развито у большинства взрослых людей. Уж что-что, а представить оранжевый цвет при слове «апельсин» получится у каждого. Играя в эту игру с коллективом, можно не только повеселиться, но и повысить навык воображения.
4. Придумываем котопса и прочих неведомых зверушек
Откуда взялись названия медоеду и долгоносику? Их кто-то придумал! Причем, самым простым способом. Раз животное питается медом, значит назвать его надо медоедом, а ту птичку с длинным клювом – долгоносом.
Несмотря на то, что придуманные вами названия вряд ли войдут в учебники биологии, это занятие может быть очень веселым и увлекательным. Комбинирование различных слов и придумывание из них новых отлично поможет развить воображение не только у детей, но и у взрослых.
5. Приобщаемся к искусству
На самом деле этим способом пользуются все творческие люди, чтобы развить в себе те или иные качества. Если вам не хватает идей, вдохновения или воображения, отправляйтесь в картинную галерею или на выставку, смотрите фильмы и мастер-классы.
Наблюдайте, как это делают другие. Иногда из маленьких кусочков и идей может родиться гениальный авторский концепт. А уж если вы периодически будете наблюдать за творчеством любимых авторов, то собственные идеи тоже не заставят себя долго ждать.
6. «Воображариум» в коробке
Помните губку Боба, у которого квадратные штаны? Любимым развлечением этого персонажа детского мультика было залезть в большую картонную коробку и играть с собственным воображением.
Вам залезать в коробку не обязательно, достаточно найти более-менее пустую комнату и представлять в ней самые. Позднее у вас получится представлять иную обстановку в совершенно любом месте!
7. Примыкаем к ролевикам
Одним из популярных развлечений сейчас являются настольные ролевые игры. Их суть заключается в управлении собственным персонажем согласно правилам игры. Все действия, эмоции и образы придумываются на ходу и проговариваются вслух.
Поначалу вы будете путаться и неумело выходить из заданных ситуаций, но как только начнете втягиваться, решения и идеи будут появляться в голове сами собой. Сюда же можно отнести так называемые квесты в реальности для взрослых и полевки – вместо описания действий персонажа, вы сами станете персонажем, а это в разы интереснее!
Ну что, уже появились идеи? Самое время начать их реализовывать! И не забудь поделиться этой статьей с друзьями – вдруг им тоже необходимо прокачать воображалку!
Но не только прокачивать нужно свое воображение, умение достигать и реализовывать свои идеи тоже очень важный навык. И сделать шаги в этом направлении можно посмотрев бесплатный мастер-класс «7 Столпов Великих Достижений»
Поделись статьей с другом:
Воображение у детей от 7 до 12 лет
Если развитие ребенка происходит нормально, к 7 годам он самостоятельно отказывается от излишнего фантазирования. Теперь ему гораздо интереснее изучать окружающий мир и взаимодействовать с ним, а не с плодами своего воображения. В это же время обостряется воссоздающее воображение – ребенок читает книги, смотрит фильмы и играет в игры, поэтому непроизвольно начинает придумывать продолжение полюбившихся историй
Такая ситуация абсолютно нормальна, но очень важно наряду с воссоздающим развивать и творческое воображение. То есть ребенок должен научиться не только придумывать продолжение услышанным историям, но и создавать собственные – без отрыва от реального мира
Как это сделать?
Советы для родителей
- Поставьте перед ребенком предмет и попросите перечислить все возможные способы его применения.
- Купите развивающий конструктор и складывайте его вместе с ребенком, не используя прилагаемую инструкцию.
- Когда ребенок читает книги и смотрит фильмы, предложите ему представить, как он действовал бы на месте главных героев. Как поступал бы в определенных ситуациях и что из этого получилось бы? Какие действия привели бы к наилучшим последствиям и как их можно было бы воплотить в жизнь?
- Предложите ребенку сочинить собственную небольшую историю. Пусть продумает персонажей и их характеры, определит место и время действия рассказа, распишет ключевые события.
- Во время прогулки попросите ребенка рассказать историю прохожих. Кто они и куда идут, как протекает их жизнь, к чему они стремятся? Какие события, возможно, случились у них вчера или за пару часов до вашей случайной встречи?
- Запишите ребенка на обучающие курсы. Идеально подойдет ментальная арифметика – занятия направлены не только на обучение быстрому счету, но и на развитие правого полушария мозга, отвечающего за воображение и творческое мышление.
Помните: фантазия и развитое воображение пригодятся ребенку в дальнейшей жизни. Он будет креативным, любознательным и активным, сможет быстро принимать решения и предвидеть их возможные последствия. Но ваша задача – четко показать ему, в чем разница между беспочвенными фантазиями и творческим мышлением.
Воображение и творчество
Творчество – это процесс создания принципиально новых или усовершенствованных методов решения заданий и проблем. Становится очевидным, что воображение и творческий процесс очень взаимосвязаны.
Воображение здесь определяется, как преобразование представлений о действительности и произведении на этом основании новых образов. Оно работает каждый раз, когда человек думает о каком-то предмете или явлении, даже не вступая с ним в прямой контакт. Благодаря творческому воображению осуществляется преобразование этого представления.
Творческое мышление и воображение имеет собственные специфические особенности. С помощью этого процесса существует возможность создавать совершенно новые уникальные представления на основании собственных идей и мыслей субъекта, в которых выражается индивидуальность создателя. Оно может быть произвольным и непроизвольным. В большей степени творческое представление или склонность к нему обусловливается с рождения, но его можно также развивать.
Развитие творческого воображения происходит в три этапа. На первом возникает творческая идея. В сознании создателя появляется сначала нечеткий образ, первоначальный замысел, который может, создаться произвольно, без целенаправленного осмысления идеи. Второй этап предполагает вынашивание замысла. Человек размышляет о стратегиях воплощения идеи в действительность, мысленно усовершенствует ее. Третий этап завершает вынашивание идеи и воплощает ее в жизни.
Развитие творческого воображения осуществляется в процессе перехода от непроизвольного к произвольному, от воссоздающего к творческому. В период детства и юности творческое воображение имеет характерные признаки, оно особенное своей волшебностью, фантастическими суждениями о мире и отсутствием критического компонента мышления и рациональности. В период юности происходят сложные изменения в организме, соответственно в сознании также. Вырабатывается объективность, восприятие становится более критическим. Рациональность восприятия появляется еще немного позже, когда человек становится взрослым. Взрослый рассудок начинает управлять воображением, часто слишком большая критичность и практичность ослабевает процессы фантазирования, слишком переполняя их смыслом, нагружая их какой-то ненужной, на самом деле, информацией.
Существуют определенные методы развития творческого мышления. Самым практическим методом является чтение литературы и просмотр научных фильмов, расширение круга своих знаний, черпать знания из разных областей жизнедеятельности, запоминать и анализировать информацию. В таком случае появляется большое количество материалов для творческих процессов.
Представлять себе воображаемые объекты, пробивать проводить различные манипуляции с ними. Например, представить себе море, услышать звук бьющихся волн, почувствовать дуновение морской свежести, представить себе вхождение в воду, ощутить ее температуру и так далее. Или другой пример, вообразить себе грушу. Представить ее форму, размер, цвет. Задействовать тактильное восприятие, представить, ее, когда она в руке, ощутить ее поверхность, аромат. Можно мысленно откусить ее кусочек, представить вкус.
Чтобы воображение было произвольным, над ним необходимо работать, регулярно проводя тренировки. Чтобы эффект был еще больше, нужно поискать источники вдохновения, попросить помощь у знакомых, расспросить об их идеях. Попробовать групповые работы над созданием идей, иногда результаты получаются очень уникальными, и человек становится более активным, если процесс воображения происходит в кругу других творческих личностей.
Возрастные особенности
- Первичный этап. Наблюдается в два с половиной , три года. Это возраст, когда малыш учится отделять себя от остального мира. Начинает активно развиваться речь и мышление. Родители должны знать, что именно речевые навыки играют большую роль в формировании воображения. Чем лучше словарный запас ребенка, тем быстрее развивается его фантазия. В частности, это может быть обусловлено тем, что малышу удается описывать предмет или же ситуацию не только при помощи эмоциональных проявлений, но и словесно. Трехлетние карапузы, умеющие рисовать, развивают воображение при помощи листка бумаги и карандашей. Но в этом возрасте еще отсутствует план, позволяющий реализовывать свои идеи. Именно поэтому ребенок создает рисунок и только потом придумывает ему описание.
- Второй этап. Характерен для детей от 4 до 5 лет. У малыша происходит знакомство с общепринятыми нормами и правилами поведения, укрепление собственного «я», ребенок ведет себя осознанно. Малыш может проигрывать травмы, серьезные переживания, которые происходили в его жизни. Например, если ему пришлось побывать в больнице, оказаться под капельницей или на операции, он начнет делать уколы своим игрушкам. В этом возрасте ребенок увлекается ролевыми играми, лепит, рисует. Это позволяет воспроизводить образцы поведения. В данном возрастном периоде дети начинают планировать, рисуют осознанно, пошагово. Находясь рядом с мамой, малыш может озвучивать свои действия, говорить, что будет рисовать квадрат, как только его нарисует, скажет «а теперь я нарисую дом». Данный процесс называется ступенчатым планированием.
- Третий. Начинается в возрасте от шести до семи лет. Малышу уже известны и правила поведения, и появилась способность самостоятельно придумывать логические цепочки. Ребенок уже способен многогранно выражать свои желания, в частности, при помощи различных моделей поведения, применяемых в одной и той же игре. Он способен не только перерабатывать впечатление, проявляя их в творчестве или игре, также ищет и способы для его выражения. Дети в данном возрасте умеют полноценно фантазировать. Воображение служит не только методом для выражения своего внутреннего мира, но и способом для переживания внутренних конфликтов.
Дополнительные советы
Развивать свои фантазию и воображение можно любым из представленных способов. Но при помощи дополнительных советов получится достичь результата быстрее, причем он будет еще более крепким. Советы включают рекомендации по изменению образа жизни, а также простые методы тренировки.
Советы:
- Каждый день читать книги, полноценно вникать в них;
- Заниматься саморазвитием;
- Путешествовать, посещать новые места хотя бы раз в месяц;
- Искать новое вдохновение;
- Регулярно посещать выставки, смотреть художественные журналы;
- Проявлять любознательность, интересоваться устройством техники;
- Расширять свои интересы, пробовать что-то новое;
- Находить креативных друзей, общаться с успешными людьми;
- Мечтать, воображать будущее с необычными событиями;
- Иногда использовать одну руку вместо другой;
- Ставить себя на место персонажей книг, представлять иные варианты развития событий;
- Самостоятельно озвучивать героев в кино, включив ТВ без звука;
- Придумывать для своего ребенка уникальные сказки;
- Сочинять судьбу людей, увиденных на улице, запоминая их внешность;
- Визуализировать реальные события, представлять, что именно произойдет в будущем;
- Наблюдать за облаками, пытаться найти среди них известные образы.
Такие простые советы приносят хорошие результаты. Нужно лишь регулярно ими пользоваться, дополняя основные тренировки.
Чтение
Благодаря доступности интернета и огромному количеству развлекательного контента, мы читаем все меньше книг. Любое произведение можно прослушать в аудио формате или посмотреть фильм, снятый по мотивам его сюжета.
На самом деле, чтение является отличным способом развить воображение. Когда мы читаем, мы не видим перед глазами визуальной картины происходящего, и мозг вынужден воссоздавать образы самостоятельно.
Чтение
В этом и заключается феномен книг: они способны перенести читателя в абсолютно любое время и место. Мозг усиленно воспринимает новую информацию, создает лица и облики главных героев книги, пейзажи, сражения.
Особенно чтение полезно для детей и подростков, которым тяжело освоить грамматику и нормы правописания – оно помогает бессознательно запомнить, как правильно пишется то или иное слово. Чтение расширяет словарный запас и учит правильно и точно выражать свои мысли.
Радужный мир
Представь себе небольшой красный квадрат,зафиксируй его в воображении. Теперь представь,что квадрат увеличивается в размерах,расходится гранями в бесконечность. Теперь перед тобой лишь красное пространство,созерцай его.
На следующий день проделай такой же опыт с оранжевым пространством. Затем с желтым,зеленым,голубым,синим и фиолетовым. Научившись этому,перейди к более сложным вещам. Представь себе сначала красный цвет,плавно переходящий в оранжевый,оранжевый переходит в желтый и так до фиолетового. Затем от фиолетового нужно вернуться назад.
Третий уровень сложности: представь себе краснокожих людей,идущих по зеленому лесу. Кожа людей постепенно становится оранжевой,желтой — и так до фиолетового. Затем пролистай цветовую гамму в обратном порядке(кожа снова должна стать красной).
Что такое креативное мышление?
Психологическая потребность узнавать новое ежедневно или коробка Пандоры с неведомыми дарами – креативное мышление состоит из пазлов ежедневной жизни, а набор каждого отдельного человека уникален. С помощью нашего воображения мы складываем кусочки уникальной картинки, узнаем новое, решаем задачи, вырабатываем новые методы общения, готовимся к действию и т.д. Воображение понимается в бытовом смысле, как способность абстрактно мыслить, придумывать, сочинять. Фантазия осмисливается, отталкиваясь от глагола «фантазировать» или придумывать, выдумывать, создавать с нуля, в отличии от воображения, действующего, как визуализатор теоретических конструкций.
По нашим убеждениям, учиться фантазировать нужно через воображение: имея под рукой необходимые инструменты, а в запасе опыт, знания и дизайн-мышление можно творить новые вещи.
Как развивать воображение:
- Возьмите чашку и придумайте, как минимум, 3 новых дизайн идеи: интересную, необычную и совсем не подходящую для практического использования. Правил нет – фантазируйте.
- Вам нравится ваш район? Может быть, прямоугольный тип квартала устарел, и пора придумать новый интересный вид домов, подъездных дорожек, тротуаров. Не стесняйтесь – дайте волю воображению, отталкиваясь от того, что имеете. Просто помечтайте!
- Изобретите новый способ коммуникации: сначала были звуки, затем световые сигналы, потом люди научились передавать свои знания в письменном виде, пару десятков столетий – и мы на вершине цивилизации, а что дальше? Придумайте новый способ общения.
Упражнения на развитие воображения похожи на игру, потому что все, что нас развивает и есть игрой. В ней нет четких регламентов делового мира и этических ограничений. Она направлена на созидание: строить, дружить, развиваться вместе, сглаживать конфликты без утилитарных целей, а потому что это – весело. Как сказал известных советский педагог А. С. Макаренко: «Игра – это школа общения для ребенка. Она только внешне кажется легкой и беззаботной, на самом же деле требуя максимум энергии ума, выдержки и самостоятельности; и через усилие ведет к удовольствию».
Переходим на новый уровень: как развить фантазию?
Пришла пора задействовать диапазон расширенных возможностей и стать автором. В чем вы неплохи? К примеру, пишите короткие заметки или сочиняете мелодии? Возможно, в кругу друзей вы отменный стендапер? Тогда берите лист и ручку, печатную машинку или лэптоп и 1 раз в 2 дня сочиняйте. Постепенно расширите зону своей креативности, используя визуализацию сочиненного, а затем воплощайте это на плоскости. Если нужна помощь специалистов – воспользуйтесь ей: запишитесь на мастер-классы, вступите в клуб по интересам, узнайте у продвинутого мастера в этом же деле. Развитие воображения и фантазии – это стиль жизни креативного и ищущего новое человека, а вы точно такой человек, если задались этой целью.
Оцените, пожалуйста, прочитанный материал:)
Рисование
Помимо развития воображения и творческой жилки рисование помогает снять стресс и эмоциональное напряжение.
Рисовать можно хаотичные линии и фигуры или наоборот попытаться сделать зарисовку какой-либо истории и создать комикс. Отличной идеей будет попытаться изобразить какие-либо эмоции: страх, ревность, ярость, обиду, восторг.
При этом можно пользоваться разными инструментами для рисования: карандашами, красками, мелками. Чем больше цветовых оттенков будет задействовано, тем ярче получится рисунок.
Еще несколько идей: нарисовать музыку или заняться этим видом творчества вместе с друзьями. Коллективные упражнения ничуть не хуже индивидуальных. Пусть один человек из компании нарисует некую фигуру, а другие постараются ее дополнить, и так до тех пор, пока кто-то не решит, что картина уже обрела смысл.
Рисование
Против вдохновения
Мы показали воображение как набор техник, которые можно сознательно применять: от самых небольших и самых общих («видение как», притворство, эмпатия) до конкретных алгоритмов (ретрополяция, создание новумов, перспективизм). Но часто воображение связывают с загадочными процессами, в которых человек будто бы не до конца контролирует и осознает себя. Говорят о вдохновении, инсайтах, полете фантазии.
Но что получится, если просто отдаться свободным ассоциациям? Если посмотреть на произведения искусства, авторы которых часто рассуждают о вдохновении, вместо сильной работы часто можно увидеть набор стереотипов, скрепленных в разных последовательностях. Это может работать, ведь эти стереотипы часто составляют наше общее естественное поле. Но по-настоящему сильные впечатления, тот самый утопический импульс мы получаем, когда сталкиваемся с идеями, которые идут против здравого смысла.
Здравый смысл заставляет многих из нас думать, что посмотреть на мир глазами ягуара не выйдет; что жители Земли вряд ли когда-нибудь станут последовательными гермафродитами.
Но есть идеи, которые вроде бы шокируют куда меньше, но при этом кажутся совсем невозможными. Например, мысль о том, чтобы разорвать причинно-следственную связь между трудом и заработком: люди по-прежнему будут работать и производить товары, но деньги будут получать не за это, а в форме безусловного базового дохода — ежемесячных выплат для всех, которые не зависят вообще ни от чего и на которые можно вести достаточно приличную жизнь. Можете ли вы представить себя в таком мире через всё те же 50 лет? Какие ценности были бы в этой реальности, какие проблемы, какие профессии, какое искусство?
Если представлять сложно, то это не просто так: вера в то, что так быть не может, формировалась десятилетиями. Об этом пишут Ник Срничек и Алекс Уильямс в книге «Изобретая будущее», и это одно из самых ярких исследований здравого смысла за последнее время — с подробностями о том, как его выращивают в аналитических центрах, медиа, экономических программах и как он медленно проникает повсюду.