Самоконтроль в физической культуре и спорте (стр. 1 из 7)
Содержание:
- Полное определение термина
- Виды самоконтроля
- Определение самоконтроля
- Механизмы саморегуляции
- Укажите объективные данные самоконтроля
- Простые упражнения для прокачки самоконтроля
- 9.8.Дневник самоконтроля
- Что такое самоконтроль
- Для чего нужен самоконтроль
- Бизнес и финансы
- Значение в повседневной жизни
- Оценка функционального состояния систем организма
- Субъективные показатели самоконтроля
- 7.4.1. Субъективные и объективные показатели самоконтроля
- Заключение
Полное определение термина
Внутренний самоконтроль – умение в любой ситуации оставаться спокойным и управлять собственными эмоциями. Это важнейшее свойство личности, необходимое для достижения целей, успеха в жизни.
Пример самоконтроля в учебной деятельности – когда предстоит экзамен или итоговая контрольная, необходимо учить материал и в данной ситуации – умение отказать друзьям и не пойти гулять – это и есть самовоспитание.
В психологии моральный самоконтроль личности – это определенный набор внутренних процессов, посредством которых человек контролирует себя, свои эмоции. Навыки самоконтроля позволяют легче переживать любые трудности и справляться с эмоциональными и физическими нагрузками.
Виды самоконтроля
Термин самоконтроля, с точки зрения социологии, рассматривается как аналитический процесс, ищущий сходства личных действий с общепринятыми идеалами
Педагогика не берет во внимание отношение к обществознанию и делит самоконтроль на два вида:
- непосредственный;
- опосредованный.
Непосредственный является естественным видом, не зависящим от знаний или стремлений личности, происходит естественным путем, без привлечения мотиваторов, оценочных суждений и сравнительных условий. Как правило, осознается индивидуумом по факту завершения пережитой ситуации и становится итогом сложившего мнения о самом себе.
Опосредованный вид является принудительным, развивается в результате искусственного обращенного внимания на свои повседневные действия, с целью определить характер поведения с фиксацией результата для дальнейшего анализа и коррекции.
Внимание! Степень заинтересованности человека своим развитием заложена во врожденном непосредственном виде самоконтроля
Определение самоконтроля
Самоконтроль это способность сконцентрироваться на задаче и использовать внутренние ресурсы организма максимально эффективно, невзирая на внешние раздражители.
Определение и понятие в психологии
Самоконтроль это в психологии совокупность мыслительных процессов, позволяющих перманентно анализировать свое поведение, контролировать действия и собственное психическое состояние. Совершенство самоконтроля, прежде всего, включает в себя абсолютное понимание своей природы, недостатков и сильных сторон характера.
Внимание! Одно из направлений развития – искоренение вредных привычек, используя только силу воли, не позволяя себе терять самообладание
Механизмы саморегуляции
Практически во всех способах саморегулирования применяются два главных психофизиологических механизма: понижение уровня бодрствования мозга до определенной степени и максимальная концентрация внимания на разрешаемой задаче.
Бодрствование бывает активным и пассивным. Активное бодрствование проявляется в случаях, когда индивид читает книгу или смотрит фильм. Пассивное бодрствование проявляется в случаях, когда субъект ложится, закрывает глаза, расслабляет все мышцы, старается не думать специально ни о чем. Данное состояние является первым этапом на пути к засыпанию. Следующим этапом – более низким уровнем бодрствования, будет дремота, т.е. поверхностная сонливость. Далее, субъект как бы по ступенькам спускается в темное помещение и засыпает, окунается в глубокий сон.
По итогам проводимых исследований было выявлено, что мозг человека, который находится в состояниях дремоты и пассивного бодрствования, приобретает одно довольно важное свойство – он становится максимально восприимчивым к словам, к взаимосвязанными с ними мысленными образами и представлениями. Отсюда следует, что для того, чтобы слова, характеризующиеся целенаправленностью, и соответственные им мыслеобразы и представления выказывали ярко очерченное влияние на индивидов, их следует пропускать через мозг, который находится на сниженной стадии бодрствования – в состоянии, которое напоминает дремоту
Это является основной сутью первого механизма, который применяется в методах психического саморегулирования
Отсюда следует, что для того, чтобы слова, характеризующиеся целенаправленностью, и соответственные им мыслеобразы и представления выказывали ярко очерченное влияние на индивидов, их следует пропускать через мозг, который находится на сниженной стадии бодрствования – в состоянии, которое напоминает дремоту. Это является основной сутью первого механизма, который применяется в методах психического саморегулирования.
Второй важный механизм саморегуляции – максимальная концентрация внимания на разрешаемой задаче
Чем сосредоточеннее внимание, тем будет выше успешность деятельности, которой субъект уделяет внимание в данный момент. Так устроен человек, что он не в состоянии одновременно сосредотачивать внимание на нескольких явлениях или предметах
Так, например, невозможно одновременно слушать радио и читать книгу. Внимание может быть приковано или к радио или к книге. И когда внимание направлено на книгу – человек не слышит радио, и наоборот. Чаще всего при попытках делать два дела одновременно страдает качество выполнения двух дел. Поэтому нет смысла в занятии двумя действиями одновременно. Однако совсем немногие умеют целиком отключаться от мешающих факторов. Для того чтобы научиться полноценно владеть собственным вниманием, следует ежедневно тренироваться несколько раз в день пытаясь в течение пары минут удерживать внимание на чем-либо. При таких тренировках ни в коем случае не следует напрягаться. Нужно научиться удерживать концентрированное внимание, при этом не напрягая себя ни в физическом плане, ни в психологическом.
Среди основоположных механизмов мотивационного уровня личностной саморегуляции, которые наиболее эффективны в критических ситуациях выделяют смысловое связывание и рефлексию.
Механизм саморегулирования, при котором проистекает образование нового смысла посредством его эмоционального насыщения через соединение нейтрального содержания со смысловой и мотивационной сферами личности, носит название смысловое связывание.
Рефлексия позволяет индивиду как бы посмотреть на себя с другой стороны, трансформировать отношение к чему-то, переустроить свой мир, адаптироваться к постоянно изменяющейся реальности. Рефлексия – это способ саморазвития личности, в отличие от неосознанных форм саморегулирования (психологической защиты).
Итак, саморегуляция – это системный процесс, способный обеспечивать адекватную обстоятельствам трансформацию, пластичность жизненной деятельности индивида на любой ее стадии. Данный процесс характеризуется целенаправленностью активности субъекта, которая реализуется посредством взаимодействия различных явлений, процессов и уровней психики. В саморегулируемых процессах определяется цельность и системная интеграция психики.
Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!
Укажите объективные данные самоконтроля
Ответ1: |
Аппетит; |
Ответ2: |
Сон; |
Ответ3: |
Масса |
Ответ4: |
Самочувствие. |
4.
Разница в пульсе при ортостатической
пробе составила 10 уд/мин. О чем это
свидетельствует?
Ответ1: |
Это |
Ответ2: |
О |
Ответ3: |
Об |
Ответ4: |
О |
5.
После подъема на 4-й этаж ваш пульс
составил 105 уд/мин. Оцените состояние
сердечно-сосудистой системы.
Ответ1: |
Отличное; |
Ответ2: |
Хорошее; |
Ответ3: |
Посредственное; |
Ответ4: |
Плохое. |
6.
Какова задержка дыхания на вдохе (проба
Штанге) у здоровых взрослых людей?
Ответ1: |
15-30 |
Ответ2: |
40-50 |
Ответ3: |
1-2,5 |
7.
Какова задержка дыхания на выдохе (проба
Генчи) тренированных людей?
Ответ1: |
1,5-2 |
Ответ2: |
До 90 |
Ответ3: |
20-30 |
Ответ4: |
30-50 |
8.
Какую величину пульса не следует
превышать при занятиях физическими
упражнениями в возрасте 18 лет?
Ответ1: |
202 уд. |
Ответ2: |
210 уд. |
Ответ3: |
215 уд. |
Ответ4: |
220 уд. |
Электронный учебник по основам
физической культуры в вузе
Часть 8
Профессионально-прикладная
физическая подготовка студента
1.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ППФП
Профессионально-прикладная
физическая подготовка (ППФП)
— это специально направленное и
избирательное использование средств
физической культуры и спорта для
подготовки человека к определенной
профессиональной деятельности. А целью
профессионально — прикладной физической
подготовки является достижение
психофизической готовности человека
к успешной профессиональной деятельности.
Задачи ППФП
— приобретение, воспитание и формирование
прикладных:
-
знаний;
-
физических качеств;
-
психических и личностных качеств;
-
специальных качеств;
-
умений и навыков.
2.
ВАРИАНТЫ ППФП
ППФП возможна только в
тесной взаимосвязи с общей физической
подготовкой (ОФП).
Возможные варианты сочетания
ППФП ОФП предлагает В.И. Ильинич (
Студенческий спорт. с.71, рис.11) Его
интересная и наглядная трактовка этих
вариантов представлена на рис.
1.
В первом варианте
сочетания с помощью ОФП решаются все
задачи ППФП. Такой подход возможен к
представителям гуманитарных и подобных
профессий.
В третьем варианте
ОФП играет лишь роль основы, «фундамента»,
на котором будет осуществляться ППФП.
Это сочетание необходимо в тех профессиях,
где значение ППФП очень велико. Например,
в подготовке летного состава в авиации,
подводников, космонавтов и т.п.
Второй вариант
является промежуточным и применим к
тем профессиям, где условно роль ОФП и
ППФП примерно равны.
3.
ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ ПРОФЕССИЙ
По видам труда условно можно выделить
четыре основные группы профессий.
Первая группа
— профессии, связанные с умственным
трудом: инженеры, врачи, техники,
программисты, научные работники,
операторы, преподаватели и т.д. Для этого
рода деятельности характерна малая
мышечная нагрузка, работа в сидячем
положении, реже — стоя, и большое нервно-
мышечное напряжение.
Вторая группа
— профессии, связанные с легкими
однообразными движениями (на конвейере,
автоматических линиях). При этом загружены
в основном мышцы предплечья, реже —
плеча
У людей напряжены внимание,
зрение. Поза ( сидя или стоя) в течение
рабочего дня постоянна, статична
Третья группа
— профессии, связанные со всевозможными
станками, механическими приспособлениями
и инструментами. Хотя этот труд
механизирован, рабочим иногда приходиться
применять значительные физические
усилия (чаще в положении стоя). Основные
представители данной группы профессий
— станочники.
Четвертая группа — профессии, связанные
с тяжелым физическим трудом, с большими
энергетическими затратами. Ее представители
— каменщик, грузчик, лесоруб, кузнец,
формовщик и т.п. — поднимают за смену
несколько тонн условного груза в
положении стоя, прилагая очень большие
физические усилия. (Оплавин С.М., Чихачев
Ю.Т. Физическая культура в жизни человека
— Л., Знание ,1986,с.13-14).
В таблице
1 приведены данные
по оценке тяжести труда на основании
некоторых физиологических показателей.
Контрольные
вопросы к главе 8
Простые упражнения для прокачки самоконтроля
Тема – как развить самоконтроль – обширная и многогранная. Необходимо понимать, что без определенных компонентов самообладание теряет всякий смысл. Правильное формирование выдержки зависит от способности человека контролировать свое поведение в разных жизненных ситуациях. В данном вопросе особое значение имеет самоконтроль за эффективностью самостоятельных занятий. Иными словами, каждый человек должен настраивать себя на позитивный исход в любой ситуации. Удобной формой самоконтроля являются объективные показатели, ориентируясь на которые можно управлять своим состоянием.
Как развить самоконтроль
Конечно, повседневные проблемы могут вывести из состояния равновесия. По мнению психологов, лучшие методики, направленные на развитие самообладания – это медитация, йога, размышления. Суть большинства методик заключается в диалоге с собой. Это помогает понять – чего на самом деле хотят душа и тело. Специалисты рекомендуют отказаться от плотских желаний, больше времени проводить на природе, поскольку духовное развитие – это основа самоконтроля.
Воспитывать в ребенке дисциплину необходимо с самого детства, прививать навыки самоконтроля за эффективностью самостоятельных занятий. Самообладание – необходимое качество в жизни, поскольку такие дети в будущем занимают успешные, серьезные должности, строят карьеру и не бояться трудностей. Научиться контролировать себя во взрослом возрасте гораздо сложнее, чем в детстве.
Как взрослым научить ребенка самообладанию:
- воспитание – дети во всем подражают родителям, поэтому лучший пример самообладания – собственный;
- режим дня – у ребенка должен быть четкий распорядок дня, это лучший способ развить и укрепить чувство ответственности;
- правильное питание – придерживаться правильного питания достаточно сложно, поэтому это одна из методик формирования самообладания;
- пунктуальность – приучите ребенка вести ежедневник и регулярно записывать свои дела и намеченные цели;
- по возможности посещайте с ребенком тренинги и семинары, посвященные личностному развитию.
Лучше всего формирует самоконтроль спорт. Ежедневные тренировки вырабатывают дисциплину, требуют ответственности и умения взаимодействовать в команде.
С чего начать формирование самоконтроля
Самый простой способ – начать заниматься спортом. В этом случае придется придерживаться определенного графика, следить за здоровьем, питанием, режимом дня. Систематические занятия воспитывают твердость духа, стержень.
Не лишним будет составить график дня и строго следовать ему, старайтесь выделять не меньше 7-8 часов на сон.
Для развития самоконтроля полезно ставить перед собой цели, но важно выбирать реальные для себя планы, которые действительно можно достичь. Важно, чтобы запланированная цель не осталась мечтой, а превратилась в реализованный пункт плана
Помните – в жизни придется сталкиваться с трудностями, сложностями, именно самообладание помогает преодолевать их и двигаться дальше. Не стоит искать легкие пути решения спорной ситуации, только трудности закаляют и формируют характер, помогают стать выносливее физически и эмоционально.
О том, как правильно себя контролировать, смотрите на видео.
https://youtube.com/watch?v=A3ON7GOvJ_0
9.8.Дневник самоконтроля
Для дневника
самоконтроля достаточно использовать
небольшую тетрадь. В графы заносятся
показания самоконтроля и даты.
Дневник состоит
из двух частей. В одной из них следует
отмечать содержание и характер
учебно-тренировочной работы (объем и
интенсивность, пульсовой режим при ее
выполнении, продолжительность;
восстановления
после нагрузки и т.д.). В другой отмечается
величина нагрузки предыдущей тренировки
и сопровождающее ее самочувствие в
период бодрствования и сна, аппетит,
работоспособность и т,д. Квалифицированным
спортсменам рекомендуется учитывать
настроение (к примеру, нежелание
тренироваться), результаты реакции на
некоторые функциональные пробы, динамику
жизненной емкости легких, общей
работоспособности и другие показатели.
Самоконтроль необходим всем студентам,
аспирантам, стажерам, преподавателям
и сотрудникам, занимающимся физическими
упражнениями, но особенно oн
важен для лиц, имеющих отклонения в
состоянии здоровья. Данные самоконтроля
помогают преподавателю, тренеру,
инструктору самим занимающимся
контролировать и регулировать
правильность подбора средств и методов
проведения физкультурно-оздоровительных
и учебно-тренировочных занятий, т.е.
определенным образом управлять этими
процессами.
В качестве формы
ведения дневника предлагается следующая
таблица.
Таблица
9.2.
Примерная форма
ведения дневника
Объективные |
Дата |
||
20.09…. |
21.09…. |
22.09…. |
|
1. |
Хорошее |
Хорошее |
Небольшая |
2. |
8 |
8 |
7 |
3. |
Хороший. |
Хороший |
Удовлетворительный |
4. |
62
72
10
60 72 |
62
72
10
60 75 |
68
82
14
90 108 |
5. |
65 |
64,5 |
65,6 |
6. |
Ускорения |
Нет |
Ускорения |
7. |
Нет |
Был |
Нет |
8. |
Тоже |
Нет |
Тупая |
9, |
Бег |
Тоже |
Бег |
Самочувствие
оценивается как «хорошее»,
«удовлетворительное» и «плохое»; при
этом фиксируется характер необычных
ощущений. Сон оценивается по
продолжительности и глубине, отмечаются
его нарушения (трудное засыпание,
беспокойный сон, бессонница, недосыпание
и др.). Аппетит характеризуется как
хороший, удовлетворительный, пониженный
и плохой. Болевые ощущения фиксируются
по месту их локализации, характеру
(острые, тупые, режущие, и т.п.) и силе
проявления.
Масса тела
определяется периодически
(1—2 раза
в месяц) утром натощак, на одних и тех
же весах, в одной и той же одежде. В
первом периоде тренировки масса тела
обычно снижается, затем стабилизируется
и в дальнейшем за счет прироста мышечной
массы несколько увеличивается. При
резком снижении массы тела следует
обратиться к врачу.
Тренировочные
нагрузки фиксируются кратко. Вместе с
другими показателями самоконтроля они
дают возможность объяснить различные
отклонения в состоянии организма.
Нарушения режима.
В дневнике отмечается характер нарушения:
несоблюдение чередования труда и
отдыха, нарушение режима питания,
употребление алкогольных напитков,
курение и др. Например, употребление
алкогольных напитков сразу же отрицательно
отражается на состоянии сердечно-сосудистой
системы, резко увеличивает j
ЧСС и приводит к снижению спортивных
результатов.
Спортивные
результаты показывают, правильно или
неправильно применяются средства и
методы тренировочных занятий. Их анализ
может выявить дополнительные резервы
для роста физической подготовленности
и спортивного мастерства.
Оценка физического
развития с помощью антропометрических
измерений дает возможность определять
уровень и особенности физического
развития, степень его соответствия
полу и возрасту, выявлять имеющиеся
отклонения, а также определять динамику
физического
развития
под воздействием занятий физическими
упражнениями и различными видами
спорта.
Антропометрические
измерения следует проводить периодически
в одно и то же время суток, по общепринятой
методике, с использованием специальных
стандартных, проверенных инструментов.
При массовых обследованиях измеряются
рост стоя и сидя, масса тела, окружность
грудной клетки, жизненная емкость
Легких (ЖЕЛ), сила сгибателей кисти и
другие показатели.
Что такое самоконтроль
При занятии спортом человеку необходимо контролировать свое состояние, отслеживать показатели пульса, сердцебиения, дыхания и так далее
Поэтому изучению самоконтроля, его целей, задач и методов исследования уделяется много внимание среди врачей и даже профессиональных спортсменов
Эффективность упражнений, выполняемых человеком, определяется их воздействием на организм. Если занятия ухудшают общее самочувствие, работоспособность или даже приводят к нарушениям основных функций организма, то следует пересмотреть условия выполнения упражнений.
Если спортсмен осуществляет самоконтроль при занятии физической культурой, ведет дневник, фиксируя основные признаки, то он ответственно подходит к своим нагрузкам. Результат от тренировок, которые формируются с учетом выявленных признаков, будет более выражен и не нанесет организму ущерб.
Говоря об осуществлении самоконтроля и оценке состояния организма, необходимо определить две группы показателей: объективные и субъективные.
https://youtube.com/watch?v=2KCI3vt_duI
Для чего нужен самоконтроль
Безусловно, каждый человек ставит определенные цели и всеми силами старается достичь их. Однако составить подробный план действий – недостаточно
Необходимо провести большую работу над собой и одна из задач – уделить внимание формированию навыков самоконтроля. Дело в том, что механизмы сознания человека нацелены на потакание слабостям, лени
Именно поэтому человеку так просто отвлечься от поставленной цели и свернуть с дороги. Главная причина – недостаточно развиты навыки самоконтроля, способствующие привлечению успеха в жизни.
В чем состоит значение самоконтроля:
- формирует целеустремленность и способность держать эмоции в руках;
- формирует силу воли – необходимое условие в достижении поставленных целей;
- человек, освоивший методы самоконтроля, умеет наблюдать и оценивать обстановку, при необходимости направить ситуацию в свою пользу;
- навыки самоконтроля позволяют в нужный момент приглушать эмоции, чувства и сохранять холодный разум;
- полезный жизненный навык не дает эмоциям заглушить здравый смысл и разум.
Чем грозит чрезмерный самоконтроль
Постоянный контроль поведения, эмоций и поступков грозит развитием психических заболеваний, а также нарушениями в работе внутренних органов. Чаще всего пациенты жалуются на боли в области сердца и желудочно-кишечного тракта.
В задачи самоконтроля входит, прежде всего, контроль поведения, но не тотальное подавление эмоций. Психологи рекомендуют несколько действенных способов, как снять психологическое напряжение:
- выехать в парк или лес и громко покричать – вместе с криком человек эмоционально разгружается;
- посетить специальную комнату для психологической разгрузки – подобные помещения есть в каждом крупном городе, здесь можно бить тарелки, крушить мебель.
Если после таких мероприятий самочувствие не улучшается, потребуется помощь специалиста.
Бизнес и финансы
БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством
Значение в повседневной жизни
К сожалению, значению самоконтроля уделяется недостаточно внимания. Многие люди не могут разобраться – как развить самоконтроль, какую пользу это принесет. Многие люди живут, как им комфортно. Тем не менее, условия и качественные характеристики существования человека не всегда соответствуют пожеланиям. В данном случае уместно изучить тему – как научиться самоконтролю. Самообладание формирует в человеке целеустремленность, помогает бороться с ленью, вспыльчивостью и другими негативными эмоциями.
Примеры самоконтроля в повседневной жизни:
- просыпаться утром, чтобы не опоздать на работу;
- формировать и распределять бюджет;
- воспитывать детей.
Виды самообладания
Виды самоконтроля определяются в соответствии с определенными факторами:
- психологические особенности человека;
- социальная среда, в которой воспитывается человек.
Различают два вида самоконтроля:
- поведение индивидуума, применяемое для сопротивления влечению любым раздражителям (самообладание в данной ситуации помогает противостоять негативным последствиям, которые формируются на продолжительный период);
- поведение человека в ситуациях, связанных с преодолением неприятных ситуаций, получением выгоды и улучшением здоровья.
Оценка функционального состояния систем организма
Уровень функционального состояния организма можно определить с помощью функциональных проб и тестов.
Функциональная проба — способ определения степени влияния на организм дозированной физической нагрузки. Проба имеет значение для оценки функционального состояния систем организма, степени приспособляемости организма к физическим нагрузкам для определения их оптимального объема и интенсивности, а также для выявления отклонений, связанных с нарушением методики учебно-тренировочного процесса. Оценить уровень функционального состояния сердечно-сосудистой системы можно с помощью различных функциональных проб.
Индекс Рюффье. Для оценки деятельности сердечнососудистой системы можно пользоваться пробой Рюффье. После 5-минутного спокойного состояния в положении сидя подсчитать пульс за 10с (Р1), затем в течение 45 с выполнить 30 приседаний. Сразу после приседаний подсчитать пульс за первые 10 с (Р2) и через минуту (Р3) после нагрузки. Результаты оцениваются по индексу, который определяется по формуле:
Индекс Рюффье = (Р1+Р2+РЗ)-200)/10
Оценка работоспособности сердца: индекс Рюффье
0 — 1 — атлетическое сердце; 1 — 5 — очень хорошее сердце;
6 — 10 — хорошее сердце; 11 — 15 — сердечная недостаточность;
15 — 20 — сердечная недостаточность сильной степени.
Тест не рекомендуется выполнять людям с заболеваниями сердечно-сосудистой системы.
Центральная нервная система (ЦНС)— самая сложная из всех функциональных систем человека. В мозгу находятся чувствительные центры, анализирующие изменения, которые происходят как во внешней, так и во внутренней среде. Мозг управляет всеми функциями организма, включая мышечные сокращения и секреторную активность желез внутренней секреции. Главная функция нервной системы состоит в быстрой и точной передаче информации. О психическом состоянии человека можно судить по результатам исследования ЦHС и анализаторов.
Проверить состояние ЦHС можно при помощи ортостатической пробы, отражающей возбудимость нервной системы. Подсчитывается пульс в положении лежа после 5-10 мин отдыха, далее надо встать и измерить пульс в положении стоя. По разнице пульса в положении лежа и стоя за 1 минуту определяется состояние ЦHС. Возбудимость ЦHС: слабая — 0-6, нормальная — 7-12, живая 13-18, овышенная — 19-24 уд/ мин.
Представление о функции нервной вегетативной системы можно получить по кожно-сосудистой реакции. Определяется она следующим образом: по коже каким-либо не острым предметом с легким нажимом проводят несколько полосок. Если в месте нажима на коже появляется розовая окраска, кожно-сосудистая реакция в норме, белая — возбудимость симпатической иннервации кожных сосудов повышена, красная или выпукло-красная — возбудимость симпатической иннервации кожных сосудов высокая.
Проба Ромберга выявляет нарушение равновесия в положении стоя. Проба Ромберга проводится в четырех режимах при постепенном уменьшении площади опоры. Во всех случаях руки у обследуемого подняты вперед, пальцы разведены и глаза закрыты. «Очень хорошо», если в каждой позе спортсмен сохраняет равновесие в течение 15 с. и при этом не наблюдаются пошатывания тела, дрожание рук или век (тремор). При треморе выставляется оценка «удовлетворительно». Если равновесие в течение 15 с. нарушается, то проба оценивается «неудовлетворительно»
Этот тест имеет практическое значение в акробатике, спортивной гимнастике, прыжках на батуте, фигурном катании и других видах спорта, где координация имеет важное значение. При переутомлении, травме головы и других состояниях эти показатели существенно изменяются
Тест Яроцкогопозволяет определить порог чувствительности вестибулярного анализатора. Тест выполняется в исходном положении стоя с закрытыми глазами, при этом обследуемый по команде начинает вращательные движения головой в быстром темпе. Фиксируется время вращения головой до потери обследуемым равновесия. У здоровых лиц время сохранения равновесия в среднем 28 с, у тренированных спортсменов — 90 с и более. Порог уровня чувствительности вестибулярного анализатора в основном зависит от наследственности, но под влиянием тренировки его можно повысить.
Субъективные показатели самоконтроля
Настроение.Очень
существенный показатель, отражающий
психическое состояние занимающихся.
Занятия всегда должны доставлять
удовольствие. Настроение можно считать
хорошим, когда человек уверен в себе,
спокоен, жизнерадостен; удовлетворительным
– при неустойчивом эмоциональном
состоянии и неудовлетворительным, когда
человек расстроен, растерян, подавлен.
Самочувствие.Является
одним из важных показателей оценки
физического состояния, влияния физических
упражнений на организм. У занимающихся
плохое самочувствие, как правило, бывает
при заболеваниях или при несоответствии
функциональных возможностей организма
уровню выполняемой физической нагрузки.
Самочувствие может быть хорошее (ощущение
силы и бодрости, желание заниматься),
удовлетворительным (вялость, упадок
сил), неудовлетворительное (заметная
слабость, утомление, головные боли,
повышение ЧСС и артериального давления
в покое).
Утомление.Утомление
– это физиологическое состояние
организма, проявляющееся в снижении
работоспособности в результате
проведенной работы. Оно является
средством тренировки и повышения
работоспособности. В норме утомление
должно проходить через 2-3 часа после
занятий. Если оно держится дольше, это
говорит о неадекватности подобранной
физической нагрузки. С утомлением
следует бороться тогда, когда оно
начинает переходить в переутомление,
когда утомление не исчезает на следующее
утро после тренировки. Примерная схема
внешних признаков утомления приведена
в таблице 2.
Сон.Наиболее
эффективным средством восстановления
работоспособности организма после
занятий физическими упражнениями
является сон. Сон имеет решающее значение
для восстановления нервной системы.
Сон глубокий, крепкий, наступающий сразу
– вызывает чувство бодрости, прилив
сил. При характеристике сна отмечается
продолжительность и глубина сна, его
нарушения (трудное засыпание, беспокойный
сон, бессонница, недосыпание и т.д.).
Аппетит. Чем
больше человек двигается, занимается
физическими упражнениями, тем лучше он
должен питаться, так как потребность
организма в энергетических веществах
увеличивается. Аппетит, как известно,
неустойчив, он легко нарушается при
недомоганиях и болезнях, при переутомлении.
При большой интенсивной нагрузке аппетит
может резко снизиться. Следовательно,
на основании аппетита, студент может
судить о соответствии физических
нагрузок индивидуальным возможностям
организма. Аппетит может быть оценен
как хороший, удовлетворительный,
пониженный и плохой.
Работоспособность.
Оценивается
как повышенная, нормальная и пониженная.
При правильной организации
учебно-тренировочного процесса в
динамике работоспособность должна
увеличиваться.
7.4.1. Субъективные и объективные показатели самоконтроля
Основу
самоконтроля составляет оценка
занимающимися общедоступными методами
и приемами субъективных и объективных
показателей состояния своего организма.
Субьективные
показатели: самочувствие, настроение,
сон, аппетит, болевые ощущения и др.
С а м
о ч у в с т в и е — субъективная оценка
своего состояния. Оно является важным
показателем влияния физических
упражнений и спортивных тренировок
на состояние организма человека и
складывается из суммы признаков:
наличия каких-либо необычных ощущений,
различных болей, ощущений бодрости
или вялости.
Самочувствие
считается плохим, если появляются
все указанные отрицательные признаки,
и хорошим, если все признаки,
составляющие плохое самочувствие,
отсутствуют. В этом случае человек бодр,
полон сил и энергии, желания выполнить
любую работу.
Удовлетворительное
самочувствие — наличие субъективного
дискомфорта, из-за вялости, усталости,
плохого настроения. При плохом
самочувствии субъективный дискомфорт
сопровождается объективными признаками
(сердцебиением, головными болями,
головокружением, перебоями в работе
сердца, учащенным дыханием и др.).
Н а с
т р о е н и е — внутреннее, душевное
состояние человека, во многом зависящее
от преобладания отрицательных или
положительных эмоций. При оценке
настроения необходимо также учитывать
такие показатели, как желание
уединиться, повышенная веселость,
возбудимость. Настроение оценивается
как хорошее, удовлетворительное или
плохое.
С о н.
В дневнике самоконтроля отмечаются
продолжительность сна и его качество
(трудное засыпание, беспокойный сон,
бессонница, недосыпание). После хорошего
(нормального) сна человек чувствует
себя бодрым, свежим, полным сил и
энергии, его работоспособность полностью
восстанавливается.
А п п
е т и т. При изменении аппетита для
определения правильной причины
необходимо установить наличие (или
отсутствие) признаков нарушения
пищеварения. Различные отклонения в
состоянии здоровья быстро отражаются
на аппетите, поэтому его ухудшение,
как правило, является результатом
переутомления или заболевания. Аппетит
бывает хороший, удовлетворительный,
плохой.
При
хорошем (нормальном) аппетите суточный
рацион съедается полностью с
удовольствием, независимо от качества
и оформления блюд. При правильно
организованных занятиях по физическому
воспитанию появляется желание увеличить
суточный рацион.
Удовлетворительный
аппетит — суточный рацион съедается
полностью, без особого желания.
Может наблюдаться избирательность
блюд, равнодушие к еде. Человек
прибегает к искусственному возбуждению
аппетита путем приема острых закусок,
приправ и др.
Плохой
аппетит — блюда съедаются не полностью,
без желания. Очень быстро наступает
насыщение. Человек может длительное
время обходиться без пищи. Вид вкусной,
красиво приготовленной пищи и даже
ранее любимых блюд не вызывает
положительных эмоций. Появляется
полное равнодушие к еде.
Б о л
е в ы е о щ у щ е н и я. Причинами болевых
ощущений могут быть травмы, перенапряжения
или заболевания. При занятиях физическими
упражнениями боли могут возникать в
мышцах, в области сердца, правого
подреберья (область печени) и головные
боли. В дневнике самоконтроля следует
отмечать, при каких упражнениях (или
после каких упражнений) появляются
боли, их силу, длительность, локализацию.
Особенно внимательно надо относиться
к появлению болей или неприятных
ощущений в области сердца. В этом
случае необходимо прекратить занятия
и обратиться к врачу.
О б ъ
е к т и в н ы е п о к а з а т е л и. К ним
относятся данные физического развития,
функционального состояния и физической
подготовленности, которые можно
измерить и выразить количественно.
Заключение
Целью моего реферата являлось рассмотреть и изучить влияние самоконтроля на человека и его развитие.
В своем реферате я доказываю, что самоконтроль не только является средством укрепления здоровья каждого из нас, формой проведения досуга, но и влияет на другие стороны жизни человека, например на социальную, трудовую деятельность, интеллектуальные и нравственные качества.
Если человек во время самоконтроля себя только напрягает и ругает, у него неправильный самоконтроль. А если человек внимательно контролирует, чтобы во время работы не напрягаться, работать на позитиве, вовремя отдыхать и за трудное дело браться с умом, обеспечивая успешное начало и празднуя все значимые успехи, такой контроль полезен всегда и излишним не будет.
Самоконтроль — одна из характеристик свободы и ответственности личности. Нет самоконтроля — нет свободы, нет ответственности, нет личности.