Шоу “comment out” или почему стыд называют испанским?

Разновидность стыда

Обычно краснеть приходится за свое поведение. Но интересен тот факт, что чувство стыда приходит и за то, что вы не сделали. Например, за плохое поведение своего ребенка или когда незнакомый парень целует девушку в общественном транспорте, а вам за них совестно. Причинами такого дискомфорта может оказаться ваше внутреннее табу на такие манеры или стремление брать на себя ответственность за кого-либо.

Первый сигнал, который будет информировать об этом, – это конфуз. Он говорит о том, что происходящее событие выходит за рамки условности. А чувство неловкости за постороннего называется испанским стыдом. О нем мы и поговорим далее.

Разновидность стыда

Обычно краснеть приходится за свое поведение. Но интересен тот факт, что чувство стыда приходит и за то, что вы не сделали. Например, за плохое поведение своего ребенка или когда незнакомый парень целует девушку в общественном транспорте, а вам за них совестно. Причинами такого дискомфорта может оказаться ваше внутреннее табу на такие манеры или стремление брать на себя ответственность за кого-либо.

Первый сигнал, который будет информировать об этом, – это конфуз. Он говорит о том, что происходящее событие выходит за рамки условности. А чувство неловкости за постороннего называется испанским стыдом. О нем мы и поговорим далее.

С точки зрения социологии

Большое значение имеет чувство стыда и в исследованиях социологического характера

С точки зрения общественной привлекают внимание главным образом два явления — брак с его различными формами (моногамии, полигамии, полиандрии и др.) и результатами и преступление. Подобно тому, как в области психической уклонения от нормы доставляют наиболее богатый материал исследования, так и в области общественной исследование преступлений и преступников, в которых притуплено чувство стыда, может быть для социолога интересно не только в теоретическом отношении

За школой Ломброзо нужно в этой области признать несомненную заслугу, несмотря на её скороспелые теории и увлечения. К этой же области социологических исследований следует отнести и те указания по отношению к чувству стыда, которые могут дать педагоги, имея в виду, с одной стороны, влияние школы (в большинстве случаев дурное), с другой — практическое указание средств к сохранению и развитию стыдливости во время школьного возраста. Наконец, серьёзного внимания заслуживает отношение государства к проституции и к домам терпимости как учреждению, в котором христианское государство официально признаёт искоренённым чувство стыда у одних людей ради поддержания бесстыдства в других. Затруднительность положения современного государства по отношению к проявлениям бесстыдства заметна и в других вопросах (припомним, например, бурю, поднятую в Германии по поводу закона Гейнце).

Это признак того, что у вас с «неудачником» значимые отношения

Представьте себе ситуацию: вам нужно провести переговоры с очень важными людьми на сумму контракта, которая уже достигает десятки миллионов. При этом с вами на переговорах захотел побыть ваш руководитель и, конечно, вы обрадованы – еще один опытный человек на вашей стороне! Однако он не очень смыслит в информационных технологиях и во время подключения к зуму забыл выключить камеру, решив при этом поковыряться в носу на глазах у клиентов. Так, распахнув дверь с ноги, в вашу душу прокрался испанский стыд.

Такое опосредованное смущение может служить своеобразным психологическим тестом. В таком случае, если вы посмотрите на человека, чьи действия вызывают у вас приступ испанского стыда, то вы смело сможете сказать, что считаете его частью значимой для вас социальной группы, а раз плохо думают о нем, значит, по принципу похожести, и о вас. А это перебрасывает нас на пункт вниз.

Примечания

  1. Экман, Пол. Муки совести // Психология лжи. Обмани меня, если сможешь. = Telling Lies: Clues to Deceit in the Marketplace, Politics, and Marriage. / переводчики: Н. Исупова, Н. Мальгина, Н. Миронов, О. Терехова. — СПб.: Питер, . — 304 с. — (Сам себе психолог). — 5000 экз. — ISBN 978-5-496-00535-7, ISBN 0-393-30872-3.
  2. , с. 37.
  3. , с. 45.
  4. Нэш, Дэвид. К вопросу о дальнейшем изучении стыда. Размышления на основе британских исторических источников XIX в. / Вина и позор в контексте становления современных европейских государств (XVI—XX вв.): Сборник статей / Под ред. М. Г. Муравьевой. — СПб.: Европейский университет в Санкт-Петербурге, 2011. — С. 40.
  5. К. Э. Изард. Психология эмоций. / Перев. с англ. — СПб.: Издательство «Питер», 1999, — 464 с.: ил. (Серия «Мастера психологии».) ISBN 5-314-00067-9 — Глава 15. С. 346.
  6. Дарвин Ч. «О выражении ощущений», СПб., 1872, гл. XIII, стр. 261—294
  7. Дарвин Ч. «Происхождение человека»
  8. работы Т. В. Прейера («Die Seele des Kindes») и Перре о душе ребёнка
  9. Тарновский В. М. «Извращение полового чувства»
  10. Moreau, Paul. «Des aberrations du sens génesiane»
  11. Richard Freiherr von Kraft-Ebing. «Psychopathia sexualis», Штутгарт, 1890
  12. Friedländer, Ludwig Heinrich. «Sittengeschichte Roms»
  13. Wiedemeister. «Der Caesarenwahnsinn»
  14. Гай Светоний Транквилл
  15. Lecky, William Edward Hartpole. «History of European morals»
  16. Jacoby. «Etudes sur la sélection»
  17. L. Schmid. «Die Ethik der Alten Griechen»
  18. Lazarus. «Die Ethik des Judenthums»
  19. Fouillée. «La psychologie du peuple français»
  20. Josef Müller. «Die Keuschheitsideen in ihrer geschichtlichen Entwicklung und practischen Bedeutung», Майнц, 1897 — неудовлетворительная книга
  21. Сутерланд. «Происхождение и развитие нравственного инстинкта», СПб., 1900
  22. З. Фрейд. «Психология бессознательного». М., «Просвещение», 1990. — 448 с.
  23. Лино Ферриани. «Письма преступников»
  24. Corre. «Les criminels», П., 1889
  25. Havelock Ellis. «The criminal», Л., 1890
  26. Владимир Соловьёв. «Оправдание добра», гл. I
  27. например Delestre I. В. «Études des passions appliquées aux beaux arts…», Пар., 1853

Стыд. Зачем он современному обществу?

Как избавиться от чувства неловкости за других?

Очевидно, что данное чувство не самое приятное, и в большинстве случаев от него хочется избавиться. Предлагаем вам несколько советов, которые позволят значительно ослабить неприятные ощущения:

  1. Повышайте собственную самооценку . Чем более уверенно вы себя чувствуете, тем менее подвержены излишним переживаниям и неприятным эмоциям. Поэтому уделяйте больше времени чтению и изучению материалов о том, как повысить самооценку.
  2. Исключите провоцирующий фактор . Если раздражитель слишком сильный, его следует исключить из собственной жизни. Иногда это подразумевает полное прекращение общения с определенным человеком.
  3. Осознайте бессмысленность переживания . При каждом обострении неприятных чувств задавайте себе вопросы «Как это влияет на меня?», «Как мне помогают переживания по этому поводу?» и подобные им.

Мужские штуки, которые мы нашли на AliExpress

Брэндон и Сисси как две противоположности

Если Брэндон скуп в выражении эмоций, то из Сисси они, напротив, буквально хлещут через край. Она фонтанирует чувствами, не стесняется высказывать их, в ее голове тесно ее же мыслям. И ей очень тяжело, когда окружающие не готовы принять этот поток эмоций и слов, который она на них выливает. Сисси можно назвать противоположностью Брэндона или его гармоничным дополнением, они как две половинки одного целого.

«Я, по крайне мере, ни от кого не завишу, а ты — настоящий паразит», — отвечает Брэндон Сисси на попытку поговорить по душам

Особое значение имеет сцена в баре, где Сисси поет песню «Нью-Йорк, Нью-Йорк». Она несколько отличается от основного музыкального сопровождения картины: Баха в исполнении Глена Гульда. Изначально джазовая, в фильме Стива Маккуина песня «Нью-Йорк, Нью-Йорк» стала скорее блюзом. Сам режиссер рассматривает эту сцену как наиболее откровенный и душевный разговор между Брэндоном и Сисси за всю картину, ведь в остальное время персонаж Майкла Фассбендера по привычке блокирует любые попытки сестры достучаться до его сердца.

↑ Как распознать детский стресс

Это очень сложная проблема. Потому что при росте и развитии ребенка он и так получает довольно большую нагрузку в физиологическом и гормональном плане, но еще ему необходимо адаптироваться в социальной среде и найти свое место. При этом современные родители, обеспокоенные времяпрепровождением своего чада, кроме обязательной школьной программы, дополнительно устраивают его во всевозможные кружки и секции.

На выходе, в большинстве случаев, получается нервный бледный ребенок с обостренными аллергическими реакциями. И стартует новый этап испытаний, потому что ребенок должен быть здоров – начинаются походы по врачам. Далее, все по проторенной дорожке: от усиленного питания к медикаментозному лечению.

Причем в детской жизни, в основном, происходят не детские ситуации, и у несовершеннолетних более острая реакция на стресс. И если родители не сумели с самого начала расположить доверие ребенка к себе, то он будет справляться с проблемами в одиночестве. Для многих родителей признание того, что их родное чадо не может рассказать им о своих душевных терзаниях, нонсенс. Потому что они свято уверены в том, что сыт, одет, обут и планшет купили не хуже, чем у других – так какой еще может быть стресс?

А самый распространённый симптом детского стресса – это вылезающие из-под кровати чудовища. И это сильно усугубляется, если родители пытаются с помощью своего авторитета выгнать чудовище, то есть выключить свет и оставить ребенка побеждать свой страх. Зато потом начинаются недопонимания: а от чего у благополучного чада возникают следующие симптомы:

  • ночной энурез;
  • замкнутость;
  • постоянная подверженность простудам;
  • воображаемые друзья;
  • ночные кошмары;
  • ожирение;
  • злость.

Поэтому стоит помнить, что дети – это маленькие люди, и им совсем не просто расти в мире взрослых страстей. И, порой, счастье детства оказывается разрушено посттравматическим стрессовым расстройством.

«Не могу ничего поделать — стыдно…»

Вообще-то ситуация абсурдная: вроде бы не вы — герой комичной или глупой ситуации, но жгучая эмоция накрывает с головой. Настолько, что хочется уйти, закрыть глаза, переключить канал — лишь бы прекратить мучения. Почему так? Причины, как всегда, в голове и психике. Какие же?

«Нельзя быть клоуном!»

Вероятно, дело в том, что вы многое себе запрещаете — в первую очередь выглядеть смешно и неумно. В «фундаменте» запрета намешана куча всего: стремление к перфекционизму, строгое воспитание, неприятие себя со всеми погрешностями и слабостями… И когда на ваших глазах кто-то демонстрирует «прорыв блокады», вам стыдно, что человек ведёт себя неподобающе.

Это излечимо

Надо быть добрее к себе. Вы не сверхчеловек, как и другие, зато они смотрят на это сквозь пальцы. Если не научиться прощать себя, уготована двойная кара: первая — страдать от собственного несовершенства (а оно недостижимо), вторая — краснеть за ошибки других.

Все ошибаются, попадают в нелепые истории, так что вполне достаточно извиниться и посмеяться вместе со свидетелями. А уж если в оказию вляпался посторонний человек, можно пройти мимо или посочувствовать — это максимум, чего стоит тот или иной жизненный фортель.

«Я за тебя в ответе!»

На свете есть немало восхитительных людей, которым знакомо чувство ответственности — не только за себя, но и за других. Классический пример — трепетные мамы и жёны. В первом случае родительница страдает за чадо, во втором — за чужое взрослое чадо. И если материнский стыд ещё можно понять, ведь невоспитанный ребёнок — это упущение родителей, то с супружеским сложнее. И уж совсем непонятно, почему мы «краснеем удушливой волной» за незнакомых людей и даже вымышленных киногероев. Точнее, понятно — из-за гиперответственности.

Это излечимо

В один момент сбросить небо со своих плеч не получится, здоровому эгоизму нужно учиться. Простые истины попахивают равнодушным цинизмом. Увы, зачастую люди не хотят развиваться, учиться, им до лампочки, какое впечатление они производят. И если для них это не проблема, то почему она должна становиться вашей?

Ваша зона ответственности в отношении других заканчивается там, где вы можете что-то сделать, хотите этого и — самое главное! — вас об этом просят. Во всех остальных случаях нужно надеть на сердце защитную оболочку. Ну, в самом деле, даже Эйнштейн говорил, что по части бесконечности людская глупость даст фору бескрайней Вселенной. И каждый раз будете сгорать со стыда? А жить-то когда?

«У госпожи огромное сердце»

А что, если дело в эмпатии — то есть способности чувствовать эмоции других? Вот таким вы уродились: вам жалко, когда другие страдают, переживаете из-за чужих неприятностей. Про таких говорят, что они близко принимают к сердцу, вы и сами это знаете, но по-другому не умеете.

Это излечимо

Обычно с возрастом уровень эмпатии идёт на спад: душевных сил уже меньше, а жизненного опыта больше. И уже не кажется циничной пословица: «Живя возле кладбища, всех не оплачешь». А пока возраст не вступил в свои права, постарайтесь пригасить уровень переживаний аутотренингом: от ваших слёз, стыда и прочего негатива лучше никому не станет. Зато себе гарантировано прибавите морщин и стресса. Так что выдохните и не мучайтесь.

«То, что было не со мной, помню»

Психологи считают, что «испанский стыд» носит рудиментарный характер. Это отголосок древних, даже первобытных страхов общественного отторжения. У предков был разговор короткий: провинился — ступай прочь, подальше от нас. И не будет ни места у костра, ни угла в общей пещере, ни куска мамонта, добытого на совместной охоте. В одиночку было не прожить, поэтому стыдный проступок запросто мог привести к смерти в изгнании.

Страх прочно укоренился в подсознании, хотя в наши дни вообще неактуален, даже, напротив, мечтаем, чтобы нас наконец все оставили в покое… Но страхи очень живучи, особенно те, которые на уровне инстинктов.

Поэтому мы отводим глаза от чужого позора, глупости, бестактности, дерзости. Нам попросту страшно от воспоминаний, которых мы никогда не переживали.

Это излечимо

Борьба с выкрутасами подсознания — штука сложная уже хотя бы потому, что с этой вековой тьмой вы пытаетесь бороться сознанием, а оно относительно молодое и слабое. Начните с того, что идентифицируете «испанский стыд» и поймёте его природу.

«Я — часть целого»

Люди остаются связанными друг с другом, хотя убеждают себя в обратном. Мы твердим, что каждый из нас — Вселенная, что мы эгоисты и нет нам дела до других… А правда в том, что вся эта бравада наносная. Люди ассоциируют себя с другими, «ловят» их эмоции и болеют душой за них. Может, и не за всех, но за тех, кого по каким-либо признакам причисляют к «своим». А этих признаков хоть отбавляй — цвет глаз и родство, вероисповедание и цвет кожи, общее хобби и соседство, одинаковые имена и схожие политические взгляды.

Похоже, «география» стыда за других не ограничивается одной Испанией. И это здорово, потому что способность сопереживать делает нас людьми. Наконец-то удалось унять стыд и испытать гордость за себя и других!

История возникновения выражения

В русском языке высказывание «испанский стыд» появилось после 2000 года, оно пришло к нам из английского, где звучит как spanish shame. А прародителем фразеологизма был испанский термин verguenza ajena, который, как раз, и имел значение «стыд за другого». Правда, существует и другое толкование происхождения термина, в котором Испания оказывается не у дел, так как он якобы пришел к нам из иврита, где «испа» переводится как «осина».

В популярной апокрифической версии Иуда, предавший Христа, повесился на осине. Дереву стало стыдно за выбор, хотя оно в этом не виновно. Но, по народным поверьям, дерево наказано, ведь древние мифы связывают дрожание его ветвей с Божьим проклятием, наложенным за изготовление из него креста для распятия Христа.

Таким образом, надо понимать, что «испанский стыд» – это не научная формулировка психологического состояния, а устоявшееся суждение, именно мем.

С точки зрения этики

Чувство стыда может быть предметом исследования и в области этики; в этом отношении Владимир Соловьёв впервые указал на то, что чувство стыда не есть только отличительный признак, выделяющий человека из прочего животного мира, но что здесь сам человек выделяет себя из всей материальной природы. Стыдясь своих природных влечений и функций собственного организма, человек тем самым показывает, что он — не только природное существо, а нечто высшее. Чувством стыда определяется этическое отношение к материальной природе. Человек стыдится её в себе или, точнее, стыдится своего подчинения ей и тем самым признаёт относительно её свою внутреннюю самостоятельность и высшее достоинство, в силу чего он должен обладать, а не быть обладаемым ею[нейтральность?].

Почему возникает испанский стыд?

По мнению ученых, с этим чувством сталкиваются почти каждый из нас. Иногда мы ловим себя на мысли, что это совершенно лишнее и бессмысленное переживание, но избавиться от него не удаётся. Психологи объясняют его возникновение следующими причинами:

  1. Психологические запреты и ограничения, заложенные в детстве. Наша психика запрограммирована на то, что такого делать нельзя. А если кто-то делает – тол лучше в этом не участвовать и находиться подальше;
  2. Стремление стать лучше, избежать неверных шаблонов поведения. Чувство неловкости – мощный эмоциональный механизм запоминания, страхующий нас от повторения ошибок. А испанский стыд помогает учиться на чужих ошибках;
  3. Сопереживание и стремление помогать себе подобным. Чувство неловкости за чужие ошибки должно побудить нас помочь человеку исправить сложившуюся ситуацию.
  4. Боязнь непонимания. Раньше за ошибки можно было дорого поплатиться – стать изгоем. Поэтому мозг заставляет нас постоянно оттачивать модель правильного поведения, испытывая неловкость и за чужие ошибки.
  5. Идентификация себя с себе подобными. Это самое простое объяснение. Считая себя частью группы, мы одинаково переживаем за всех, кого считаем «своими».

Литература

  • Стыд // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Гергилов Р. Е. Культурные детерминанты стыда // Обсерватория культуры. — 2014. — № 3. — С. 107—114.
  • Гергилов Р. Е. Феномен стыда. Социологическая перспектива // Материалы конференции «Пятые Кареевские чтения. История и теория социологии», 18 декабря 2015 года / Отв. ред. А. В. Воронцов, Науч ред. и сост. С. Н. Малявин, СПб.: Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена, 2016. — С. 188—201.
  • Гергилов Р. Е. Стыд как множественный феномен: теоретико-методологический анализ // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. — 2016. — No 4. — С. 1-19.
  • Гергилов Р. Е. Стыд. Философско-антропологическая перспектива. — СПб.: «Свое издательство», 2016. — 245 с. ISBN 978-5-4386-1130-1
  • Гергилов Р. Е. Бесстыдство. Ретроспективный анализ // Человек. — 2016. — № 4. С. 146—154.
  • Гергилов Р. Е. Стыд: социологическая перспектива // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. — 2017. — № 2. — С. 115—128.
  • Гергилов Р. Е. Социальное избегание и преодоление стыда // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. — 2017. — № 5. — С. 183—193.
  • Д. Гринбергер, К. Падески. Управление настроением. Методы и упражнения / Mind Over Mood: Change How You Feel by Changing the Way You Think. — СПб., Питер, 2008. — 224 с. ISBN 978-5-469-00089-1, 0-89862-128-3 (англ.).
  • Дженнифер Джекет. Зачем нам стыд? Человек vs. общество = Is Shame Necessary? New Uses for an Old Tool. — М.: Альпина нон-фикшн, 2016. — 244 с. — ISBN 978-5-91671-565-1.
  • Мартен, Ж.-П. Книга стыда: стыд в истории литературы. М., Текст, 2009.
  • Cua, Antonio S. The Ethical Significance of Shame: Insights of Aristotle and Xunzi // Philosophy East and West 53.— 2003.— C. 147—202.

Что такое испанский стыд?

Испанский стыд — это чувство неловкости, дискомфорта, испытываемое за другого человека. В отличие от привычного понимания слова «стыд», где человек испытывает неловкость за свой личный поступок, отличительной особенностью испанского стыда являются действия определенного человека, от которых чувство стыда возникает у кого-то другого, кто эти действия не совершал.

Чтобы понять, что такое испанский стыд, достаточно вспомнить неловкое чувство, возникающее, когда видишь, как другой человек совершает нелепый, постыдный или просто глупый поступок. Казалось бы, это ошибка другого человека, и стыдиться следует ему. Но смотреть на происходящее становится сложно, а чувство внутреннего дискомфорта приобретает всё большие масштабы.

Спровоцировать испанский стыд может поведение друга и даже нелепости, совершаемые посторонним человеком. Это может быть оговорившийся диктор вечернего выпуска новостей или персонаж фильма, попавший в глупую ситуацию. Как видите, такое чувство достаточно распространено и знакомо практически всем.

Нелепые шутки о России при излишней серьёзности

Вероятно, проект могла бы спасти самоирония. Что фильмы Гая Ричи, что сериал «Шерлок» как раз отличает некая деконструкция детективного жанра: каноничных историй по книгам Артура Конан Дойла сняли уже слишком много, для эпохи постмодерна нужны другие версии.

Кадр из сериала «Шерлок в России»

Но «Шерлок в России», хоть и пытается казаться смешным, делает это самым неуклюжим образом. Расследование и основа действия слишком серьёзны и, как уже сказано, совершенно нелогичны. А развлекают зрителя шутками про русскую культуру, которую никак не может понять чопорный англичанин. Только сойдя с корабля, он тут же наступает в навоз. А дальше раз за разом переспрашивает значение всех необычных оборотов вроде «куда Макар телят не гонял». Первые два-три раза это выглядит забавно. Но к десятому уже откровенно утомляет.

Конечно же, упоминают и водку, и медведей. И по сравнению с «Шерлоком в России» наглые и нарочитые шутки о стереотипах из «Великой» кажутся уже не такими жестокими.

А ещё в первом эпизоде есть вставка под современный хип-хоп. И это, возможно, самая смешная часть сериала. Просто потому, что она выглядит максимально искусственной, ненужной и выбивающейся из всей атмосферы истории. Вероятно, хотели сделать стильно, как у Гая Ричи. Не получилось.

“Хорошее” чувство стыда.

Стыд может служить важным указателем на то, что в отношениях между людьми является допустимым, а что нет. Это как ограничитель, мораль, воспитанность. Стыд – является одним из видов нравственного сознания, оказывающим влияние на эмоциональную жизнь. В своем роде страх перед потерей уважения в глазах тех, перед кем человек уронил свое достоинство. Во избежание стыда, человек стремится к совершенству, саморазвитию

Стыд акцентирует наше внимание на тех аспектах нашей личности или нашего поведения, которыми мы недовольны, которых стыдимся, вследствие чего развивается самопознание, и мы стремимся изменить, улучшить их. С другой стороны стыд выступает регулятором нашей самооценки

История возникновения выражения

В русском языке высказывание «испанский стыд» появилось после 2000 года, оно пришло к нам из английского, где звучит как spanish shame. А прародителем фразеологизма был испанский термин verguenza ajena, который, как раз, и имел значение «стыд за другого». Правда, существует и другое толкование происхождения термина, в котором Испания оказывается не у дел, так как он якобы пришел к нам из иврита, где «испа» переводится как «осина».

В популярной апокрифической версии Иуда, предавший Христа, повесился на осине. Дереву стало стыдно за выбор, хотя оно в этом не виновно. Но, по народным поверьям, дерево наказано, ведь древние мифы связывают дрожание его ветвей с Божьим проклятием, наложенным за изготовление из него креста для распятия Христа.

Таким образом, надо понимать, что «испанский стыд» – это не научная формулировка психологического состояния, а устоявшееся суждение, именно мем.

Какие выводы можно сделать?

Не только красота спасет мир, но и общество самодостаточных и гармоничных лиц. Стоит опасаться индивидов с атрофированным чувством совести. Пристойность нужно регулировать в процессе социализации и воспитания ребенка, чтобы избежать негативных последствий. Порядочность – положительный симптом сущности, если он выражен в меру. Смущение служит маркером того, что происходит что-то не так. Мы отводим глаза, чтобы «сохранить лицо» того, кто попал в непростую ситуацию, – это сопереживание эмоционального сочувствия, отличный душевный порыв, делающий нас лучше. А значит, следует понимать, что испанский стыд – это позитивная черта в характеристике личности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector