Значение интериоризации в психологии
Содержание:
- Интериоризация в педагогике и психологии
- Определение понятия
- Интеоризация и опыт
- Определение
- Интериоризация в социальных науках
- Интериоризация в психологии
- Интеоризация и общение
- Экстериоризация и творчество
- Интериоризация деятельности
- Что такое интериоризация?
- Интериоризация – что это?
- Что такое экстериоризация в психологии?
- Усвоение опыта
- Начало
- Социальная адаптация
- Школьная адаптация
- Примечания[ | код]
- Механизмы интериоризации
- Итог
Интериоризация в педагогике и психологии
Интериоризация – глубинное развитие личности при взаимодействии с другими. Человек способен оценивать сам себя, выбирать деятельность и контролировать ее ход, усваивать ценности общества.Теория интериоризации нашла свое применение в таких смежных науках как: философия, психология, педагогика и социология.
Интериоризация в социологии
Социальная интериоризация процесс формирования единства и значимости человека как социальной единицы через усвоение личностью ценностей, норм и культурного наследия.
Общество постоянно развивается и личность должна адаптироваться под меняющиеся условия социума. Социологи считают, что развитие индивидуальности происходит в результате совместной практической деятельности.
Механизм интериоризации человека состоит из трех граней:
Индивидуализация. Теория Л
Выготского о ближайшей зоне развития ребенка показывает насколько важно совместное интерпсихическое выполнение пока еще незнакомых действий для ребенка – это формирует в последующем интрапсихическую (индивидуальную) деятельность.
Интимизация. «Мы» становится «Я»
Дети до 2-х лет, говорят о себе в 3-м лице – называют себя по имени, как их зовут взрослые. Переход к «Я» – происходит осознание себя и превалирования смысла над значением.
Производство внутреннего плана сознания или кристаллизация личности. На этом этапе происходит экстериоризация – процесс отдачи наружу переработанного знания, информации, опыта. Присвоение и овладение устойчивыми паттернами поведения.
Пунктуальность – это хорошо или плохо и выработать в себе пунктуальность? Пунктуальность – важное качество, которое стремятся развивать в себе ответственные люди, бизнесмены, руководители и те, кто понимают, что время – самая ценная вещь, а злоупотребление чужим, может сослужить плохую репутацию.
Сибарит – что это за человек и что такое сибаритство? Устаревшее слово сибарит приобрело в наше время новый смысл. Так можно смело называть мажоров и нуворишей, кто бездумно тратит миллионы на свои «понты»
Не всем известна его история появления и истинное значение.
Бодипозитив как движение против стереотипов женской красоты Что значит бодипозитив, когда возникло это движение и почему оно вызывает много споров и критики – часто задаваемые вопросы, ведь научиться принимать и любить свое тело – важно для каждого человека и многие к этому стремятся.
Кто такой позер в молодежном сленге? Информация о том, кто такой позер, для многих является интересной, ведь в молодежном сленге этот термин используется часто. На самом деле людей, к которым можно применять это понятие, много в современном обществе.
Определение понятия
Понятие интериоризации впервые было введено в научный оборот исследователями из Франции. Первоначально имелось другое значение итериоризации. Это был феномен, обозначавший процесс прививания идеологии личности, то есть сознание общества переносилось в сознание индивида.
Психоаналитики рассматривают немного другое определение интериоризации. Это, по их мнению, процесс, протекающий в психике и определяющий отношения индивида с существующим или не существующим объектом, трансформацию фактора внешней среды в фактор внутренней среды. Этот феномен до сих пор вызывает дискуссии в психоаналитическом направлении. На данный момент ученные так и не выяснили, идентичны ли такие процессы, как интроекция, поглощение и идентификация, или они происходят по параллельным линиям.
Советский психолог Л. С. Выготский дал следующее определение интериоризации – это трансформация внешней деятельности во внутреннюю среду сознания. Ученый считал, что первоначальное развитие психики происходит во внешней среде и зависит от различных окружающих факторов, пребывающих в окружении индивида. Но со временем эти внешние общие формы активности благодаря феномену интериоризации поглощаются человеческим сознанием и становятся высшими психическими функциями конкретного индивида.
Интеоризация и опыт
Огромное значение в преобразовании личности и процесса интериоризации имеет опыт, помогающий выбрать систему ценностей, определить мировоззрение и образ взаимоотношений человека с окружающим его миром.
Проходя через тяжелые жизненные ситуации, каждый человек делает собственные выводы, что не дает возможности усвоить знания предыдущего поколения избежать новых ошибок. Опыт, ранее приобретенный родителями или другими членами общества, может помочь спрогнозировать развитие ситуации, но не дает возможности избежать ее.
Психологи отмечают, что преодоление тяжелых жизненных преград помогает укрепить и усилить внутренние качества человека, поскольку, преобразовывая в процессе интериоризации полученный ранее опыт, человек получает не только знания, но и совершенствует свое психологическое состояние.
Определение
Интериоризация в психологии – это поэтапное формирование собственных психологических функций маленького человека, происходящее при внешнем воздействии и познании мира, с последующим приобретением собственного, отвечающего за созревание личности, жизненного опыта.
В переводе с латыни «interior» (внутренний) обозначается переход от внешнего к внутреннему, а также преобразование внешнего воздействия (деятельности) во внутренние мысленные операции.
Переработка внешней информации формирует опыт индивида, позволяя впоследствии осуществлять умственную деятельность без участия предметов.
По мнению изучавших концепцию психологов, любые функции психики вначале складываются вне организма человека, а затем, при помощи интериоризации «вживляются» в человеческое сознание.
В процессе переноса внешнего вовнутрь происходит и становление речи, проходящее в своем развитии 3 этапа:
- голосовое воздействие на ребенка из вне;
- перенимание навыков и собственные попытки малыша воспроизвести речь;
- способность ребенка воздействовать на себя словами самостоятельно
В педагогике
Педагогика определяет «интериоризацию» как поэтапное формирование у ребенка способности обращаться с символами. Под внешним воздействием (родителей и педагогов) ребенок начинает учиться обращаться с символами, а затем постепенно преобразует полученные навыки в собственный символический процесс.
Интериоризация в педагогике – это важный этап становления личности ученика, во время которого происходит не только усвоение знаний, но и преобразуются личностные характеристики человека. Успех педагогической интериоризации в большей степени зависит от способностей самих педагогов, воздействующий не только на воспитание ребенка, но помогающих за счет переносе внешних данных:
- развить личность, обладающую оптимально интегрированной внутренней динамической структурой;
- сформировать устойчивую мотивационную основу;
- усвоить нормы морали и этики, принятые в человеческом обществе.
В философии
Философия считает «интериоризацию» практической возможностью познания мира и бытия. По мнению Д.В. Пивоварова познание предмета это совмещение теоретических знаний о нем с практической деятельностью, являющейся единственной возможностью осмыслить бытие.
В социологии
Интериоризация личности происходит в социуме, отвечающем за становление человека, усвоение норм, правил поведения и культурного наследия. Социум позволяет личности развиваться, а процесс интериоризации помогает человеку адаптироваться среди окружающих его людей.
По мнению Выгодского социальная интериоризация человека проходит в 3 этапа:
- индивидуализацию, во время которой происходит постепенное усвоение ребенка принятых норм и повторение действий;
- интимизацию, сопровождающейся осознанием малышом собственного «Я»;
- кристаллизацию личности, на которой возникает экстериоризация, сопровождающаяся отдачей человеком ранее переработанных навыков и знаний.
Интериоризация в социальных науках
В социальных науках, термин этот термин был впервые использован рядом французских и немецких социологов, таких как Эмиль Дюркгейм, Макс Вебер и т.д. В их работах интериоризация преподносилась как существенная часть процессов социализации, выражающая перенесение главных понятий единичного сознания из области социального опыта и групповых представлений.
В процессе последовательного искажения и фальсификации ряда работ, использование и внедрение этого термина в психологическую науку позднее было приписано также отечественному психологу Льву Выготскому его самопровозглашенными учениками и последователями в Советском Союзе.
С точки зрения Выготского, на основании его предельно редукционистской теории «инструментальной психологии», которая так и осталась незавершенным проектом, любая высшая психическая функция человека изначально должна складываться как продукт внешней среды, какой-либо формы коммуникации людей, конкретная форма практической трудовой деятельности, лишь после чего, пройдя через интериоризацию и прочие «фильтры» восприятия, интегрируется в психическую жизнь и становится ее неотъемлемым компонентом.
Взгляды Выготского были подхвачены и в дальнейшем расширены советским педагогом и психологом П.Я. Гальпериным
В его работах, интериоризация стала важной частью теории «планомерно-поэтапного формирования навыков учебной деятельности»
Интериоризация в психологии
В психологии под интериоризацией понимается формирование психики человека под влиянием окружающей среды. Зачастую здесь речь идет о межличностных отношениях, когда человек начинает относиться к себе так, как к нему относятся другие люди.
В процессе формирования психики личности активно участвуют эмоции. Человеческое общение и отношения складываются на эмоциях, чувственности. Вот почему так сложно становится избавиться от зависимости, которая проявляется в постоянном подчинении мнений других людей.
Зависимость от мнения окружающих – это признак незрелой личности. Следует понимать разницу между зависеть от мнения окружающих и прислушиваться к мнению других людей.
Прислушиваться к мнению окружающих проявляется в том, что вы слушаете точку зрения других людей, но окончательное решение принимаете сами. Вы готовы услышать чье-то мнение, послушать совет, узнать полезную информацию, но потом сопоставляете полученные знания с тем, что думаете сами по поводу своего вопроса. И в итоге вы приходите к тому выводу, который считаете наиболее лучшим и подходящим. Вы готовы как согласиться с мнением окружающих, так и полностью его не учитывать, если понимаете, что другие люди ошибаются по поводу вас.
Люди, которые зависят от мнения окружающих, то есть готовы чуть ли не поменять свою жизнь из-за слов других людей, являются незрелыми. Эти люди остались детьми, которые не ощущают себя сильными, ответственными и готовыми самим решать свои проблемы. Эти люди готовы идти на поводу капризов других и делать многое, что те хотят. Это значительно отличается от спокойного поведения зрелой личности, которая имеет свое мнение, но готова послушать и мнение окружающих. Однако точка зрения окружающих является дополнительной информацией, над которой можно подумать. Но окончательное решение принимает сам человек в зависимости от того, что он считает правильным для самого себя.
Процесс интериоризации происходит за счет постоянного контакта человека с другими людьми, подчинения их мнению, делая его своим, или игнорирования, что также становится полезным опытом.
Интеоризация и общение
Особую роль в прохождении интериоризации играет общение. Именно оно формирует сознание, впитывая в себя авторитеты и ценности, принятые в кругу общества.
На первом жизненном этапе главным и основным авторитетом для ребенка являются его родители. Слова и поступки близких людей малыш воспринимает как бесспорную истину и старается максимально подражать принятым в семье правилам поведения.
Взрослея, ребенок расширяет свой круг общения, вынуждая свое сознание противопоставлять приоритеты общества и семейные ценности, а затем, ориентируясь на свое внутреннее убеждение, выбирать собственной путь. В большинстве случаев повзрослевшие дети предпочитают оставаться в привычной среде, впитав в себя образ мыслей, правила поведения и авторитеты, представленные родителями.
Исследования показали, что дети, оставшиеся без попечения родителей и вынужденные до 3-х летнего возраста, находится в медицинском учреждении, где нормы общения ограничивались только необходимыми медицинскими рамками, хотя и понимали родную речь, а также имели небольшой набор слов, предпочитали общаться на своем собственном языке, а также имели проблемы с гигиеническими навыками.
Дети-сироты в большинстве своей не умели почистить зубы, пользоваться ложкой и самостоятельно одеваться. Во время общения с педагогами и детьми, проживающими в детской доме, психологическое состояние малышей постепенно выравнивалось.
Экстериоризация и творчество
Считается, что особое положение экстериоризация занимает в творчестве. Порой специалисты не упоминают другие примеры механизма экстериоризации в психологии, считая, что творческая сторона превосходит при трактовании этого понятия.
Это не совсем верный подход, ведь экстериоризация напрямую влияет на ваши мыслительные процессы, не будучи зависимой от того, какую специализацию вы выбрали. Вы лишь применяете метод мышления
И учителю, и бизнесмену, и любому спортсмену важно уметь им пользоваться. Даже среднестатистическая домохозяйка планирует свою деятельность и задает тип мышления, создавая списки продуктов для магазина
Но вернемся к творческой сфере. Без экстериоризации в этом сегменте никуда. Давайте рассмотрим, почему так происходит.
Художники. Картина не создается с нуля – её созданию предшествует долгая работа. Если заказ коммерческий, сначала утверждается план работы, если нет – художник сразу переходит к этапу создания наброска. Приходится использовать десятки черновиков, прежде чем идея из подсознания перейдет на бумагу в нужном виде.
Лишь после создания четкого плана исполнитель приступает к творческому процессу.
Писатели. Романы и повести тоже не создаются «из ниоткуда». Все мы знаем историю Джоан Роуллинг: она придумала знаменитую серию про Гарри Поттера в метро, но не засела за черновики будущих книг сразу же, а набросала приблизительный план персонажей.
Очень важно очертания героев и их характеристики перенести в реальный мир, позволить внутреннему стать внешним. Ведь одна из частых проблем писателей – недостаток мотивации, частая прокрастинация
Механизм экстериоризации также поможет видеть реальные результаты трудов.
Музыканты. Написание нот, продумывание строчек песен, даже тщательный подбор музыкальных инструментов – всё это характеризует мыслительную деятельность музыкантов. Вдохновение может лишь дать толчок, всё остальное зависит от мыслительных процессов.
Тщательное планирование помогает создать концепцию будущего альбома, а переход подсознательных желаний и образов на бумагу обеспечивает сотворение новой музыкальной обложки
В творчестве как нигде важно передать корректный посыл зрителю, читателю или слушателю
Как вы видите, творчество работает не только за счет вдохновения. От правильности мыслительных процессов зависит слишком много.
Интериоризация деятельности
Любое понятие является продуктом деятельности, поэтому научить ему невозможно. Однако можно так организовать процесс обучения, что интериоризация деятельности будет происходить поэтапно и поступательно. Мыслительная функция в первоначально материальном действии, подвергаясь интериоризации, становится частью психического процесса. Умственный план – это не какой-то пустой сосуд, который можно чем-то заполнить. Внутренний план – это непрерывный процесс, находящийся в состоянии формирования. Каждое новое умственное действие опирается на опыт, который приобретается благодаря интериоризации деятельности, а переход «извне вовнутрь», по мнению Гальперина, является основным механизмом формирования умственного плана. Гальперин вывел основные параметры преобразования действия:
- Уровень исполнения;
- Мера обобщения;
- Полнота выполняемых операций;
- Мера освоения навыка.
Уровни исполнения могут различаться сложностью, в зависимости от поставленных задач. Выполнение того или иного задания может происходить на трех подуровнях. Это следующие действия:
- С материальными объектами;
- При помощи речи, как устной, так и письменной;
- В уме.
Высший уровень интериоризации деятельности заключается в умении совершать те или иные действия «в уме», не пользуясь дополнительными инструментами: книгой, калькулятором и так далее.
Что такое интериоризация?
В процессе жизни люди постоянно совершают ошибочные действия. Каждому родителю хочется, чтобы его ребенок точно не прошел через те страдания, который испытал он сам. Обучение, назидание, советы – все это способы передачи взрослыми людьми своего опыта другим (зачастую детям), чтобы те смогли направлять свои силы на более интересные действия. Однако процесс интериоризации всегда подразумевает под собой сначала испытание определенных эмоций, а потом уже их понимание.
Что такое интериоризация? Сайт психологической помощи psymedcare.ru определяет его как переход внешнего во внутреннее. Это получение жизненного опыта, который становится частью психики человека. Поскольку данный термин встречается редко, многие люди не знают его значения.
Под социальной интериоризацией понимается получение знаний, которые приобрело общество, и преобразование их в свои индивидуальные. Так, человек становится способным представлять то, чего не видит в данный момент, мысленно перемещаться в прошлое или будущее, воображать картины, с которыми никогда не сталкивался. Все эти познания он получил от других людей, после чего сделал своими личными.
Процесс интериоризации присущ только людям. Животные не могут выйти за пределы той ситуации, которая происходит с ними на данный момент. Люди же посредством слова передают свой опыт друг другу, позволяя познавать то, чего они сами не видели или не испытывали.
У каждого человека есть свои взгляды на то, как устроен мир, в котором он живет. Все живут на одной планете, но вот как он функционирует, как люди взаимодействуют между собой, что такое хорошо и что такое плохо, у каждого человека свое мнение на этот счет. Люди сходятся в некоторых взглядах. Но нет двух людей, чьи мнения абсолютно по любому вопросу совпадают. Это связано с тем, чему учило окружение того или иного человека и какой опыт у него есть лично.
С самого детства каждому ребенку его собственные родители говорят, что такое хорошо и что такое плохо. Как нельзя и как нужно, что в себе развивать и что лучше не делать, к чему стремиться и о чем мечтать, а что не достойно вашего внимания – обо всем этом вам рассказывают ваши собственные родители. Пока вы являетесь маленьким ребенком, вы полностью доверяете опыту своих родителей, к которым подключаются ваши родственники, воспитатели и учителя. Вам говорят, что родителей нужно слушаться, учителя дают полезные знания, а бабушки и дедушки правы. И вы, поскольку не имеете своего личного опыта, перенимаете опыт взрослых.
Но по мере своего взросления вы сталкиваетесь с трудностями и болезненными для себя ситуациями. Вам хочется совершить поступок, но внутренний голос вашего родителя говорит: «Это – плохо». Почему вы хотите совершить плохой поступок? Ваши друзья вам не запрещают его совершать, а, наоборот, даже подталкивают попробовать свои силы. И вы делаете.
В разных ситуациях вы получаете разные результаты. Бывает, что вы приходите к выводу о том, что ваши родители говорили правду. «Не нужно было этого делать, родители мне говорили об этом». Но бывает так, что вы пробуете совершить «запрещенный прием» и получаете желаемый для себя результат. «Родители были неправы? Возможно» — и вы понимаете, что другие люди, какими взрослыми и долго живущими ни были, тоже могут ошибаться. С каждым годом вы понимаете, что лучше набираться своего опыта, который основан на ваших конкретных жизненных ситуациях, а не собирать опыт других людей, которые априори живут не так, как вы, и ведут себя иначе.
Есть люди, которые стараются руководствоваться чужим опытом. Таким людям гораздо болезненнее воспринимать ситуации, когда чужой опыт не дает им успеха по жизни. Они совершают вроде бы правильные поступки, но успех не достигается. Почему? Потому что они пользуются чужим опытом, который основан на чужих взглядах, поступках, реакциях, выводах и даже комплексах.
Но есть люди, которые понимают, что чужой опыт – это хорошо, но свой опыт более правильный и объективный. Они сами пробуют свои силы, сами набивают шишки, сами тестируют и экспериментируют. Потому что никто, кроме самого человека, не может сказать, что для него будет хорошим и что — плохим.
Многие психологи дают свои определения понятию интериоризация. Выготский понимал его как преобразование внешней деятельности во внутренний стержень. Другими словами, человек сначала действует, сталкивается, переживает, а потом формируются определенные умозаключения, выводы, мировоззрение и даже качества характера.
Интериоризация – что это?
Под интериоризацией в самом общем виде понимается способ перехода и обработки объекта одной реальности в другую. Особо полную степень разработанности этот термин приобрел в психологии, где под ней понимается складывания психических структур человека под влиянием внешней среды, прежде всего социальной.
Для интериоризации в этом случае важным оказывается величина багажа жизненного опыта тех субъектов образовательной деятельности, что обеспечивают включенность этого сознания в образовательный процесс, степень гармоничности формирования психического аппарата и общего развития человека.
Каждое этап деятельности должен, прежде чем запечатлеться в сознании,быть проделан во внешней реальности. Благодаря этой способности, человек обретает способность внутренней речи, мышления, которое проводится в независимости от наличия окружающих.
Способность к интериоризации человеческая психика оказывается способной работать с образами объектов, их абстрактными формами, когда реальные объекты становятся недоступными для органов чувств.
Сознание человека не находится в статичном состоянии, зафиксированном в настоящем мгновении, внутри него попеременно проходят и будущее и события прошлого, не скованные рамками времени и пространства.
Интериоризация в мире животных
На сегодня не установлено с точностью, обладают ли животные способностью к интериоризации. Скорее всего, им это не доступно, и они не выходят за границы конкретной ситуации.
Основным инструментом этого психического процесса является речь, а способом перехода от одного события к другому – какое-то высказывание, осуществляемое категориями языка. В виде словоформы выделяются и обособляются различные отличительные признаки рассматриваемого объекта, различные методы оперирования с имеющейся информацией.
Для человека становится проблемой исключительной важности овладением методами правильного употребления категорий речи, которые содержат и предикаты объектов и методы их мысленной обработки. С помощью языка, человек воспринимает совокупный опыт сотен поколений людей, живших до него, даже тех, что были географически удалены от места его текущего жительства тысячами километров
С помощью языка, человек воспринимает совокупный опыт сотен поколений людей, живших до него, даже тех, что были географически удалены от места его текущего жительства тысячами километров.
Интериоризация в социальных науках
В социальных науках, термин этот термин был впервые использован рядом французских и немецких социологов, таких как Эмиль Дюркгейм, Макс Вебер и т.д. В их работах интериоризация преподносилась как существенная часть процессов социализации, выражающая перенесение главных понятий единичного сознания из области социального опыта и групповых представлений.
Психология позаимствовала это понятие несколько позднее, и произошло это в работах выдающихся представителей французской психологической школы, наиболее известны которых Жан Пиаже, Анри Валлон и др.
В процессе последовательного искажения и фальсификации ряда работ, использование и внедрение этого термина в психологическую науку позднее было приписано также отечественному психологу Льву Выготскому его самопровозглашенными учениками и последователями в Советском Союзе.
Взгляды Выготского были подхвачены и в дальнейшем расширены советским педагогом и психологом П.Я. Гальпериным
В его работах, интериоризация стала важной частью теории «планомерно-поэтапного формирования навыков учебной деятельности»
Взаимосвязь общения и интериоризации
Психологами, с момента взятия на вооружение этого понятия и дальнейшего изучения самого явления, отмечалась его взаимосвязь с процессом человеческой коммуникации.
В случае поэтапного формирования знаний, умений и навыков в границах общения того, кто занимается формированием и у кого это формируют, интериоризация присутствует на всех ступенях процесса и играет ведущую роль этом процессе.
Процесс формирования умственных навыков – это практическая деятельность именно того человека, у которого формируются эти способности, а человек, выступающий как агент воздействия внешней языковой среды есть внешний элемент деятельности.
По мнению Выготского, возникновение человеческой личности не было бы возможно без процессов интериоризации и возможности целенаправленного оформления социо-психических структур в результате общения.
Что такое экстериоризация в психологии?
Экстериоризация – процесс воплощения внутренних ощущений в их внешнее проявление. Так, прежде чем совершить какое-либо действие, вы тщательно его обдумываете и планируете.
Примеров экстериоризации из жизни крайне много. Вот лишь некоторые из них:
- футболист, который тщательно анализирует состояние на поле и лишь после этого совершает действие;
- бизнесмен, который вместе с маркетологами и прочими специалистами разрабатывает план тестирования продукта и его постепенного введения на рынок;
- учитель, который прорабатывает учебные планы задолго до начала занятий, подбирает подходящие для учеников материалы;
- инженер, который рисует четкую схему работы своего изобретения.
Абстрактные мысли про предмет хороши лишь на начальном этапе. Далее следует воплощать их в реальность, начиная с плана.
Следует помнить про отличия экстериоризации и интериоризации. Второе понятие – соответственно переход извне внутрь. Какие-либо действия, воплощаемые в реальности, переносятся в мыслительную среду.
Экстериоризация – невероятно важный мыслительный процесс. Он позволяет расставить приоритеты, на основе применения этого механизма формируется умение.
В психологии метод считается основой внешних и внутренних процессов, причем имеет значение как экстериоризация, так и противоположная ей интериоризация. Представьте, что ваша жизнь – улица с двусторонним движением. Пешеходов, как и машин, достаточно, везде шум и гам. Нужно установить правила, чтобы механизм работал слаженно, а все процессы зависели друг от друга.
Так и экстериоризация направляет жизненную энергию в одну сторону, «от сознания», а интериоризация приносит идеи извне. Нельзя отдавать или получать слишком много – нарушается жизненный баланс, рушатся ваши социальные связи. Постарайтесь уравновесить эти понятия.
Усвоение опыта
Значение опыта в процессе интериоризации переоценить трудно. Благодаря ему человек выбирает ту или иную систему ценностей, которая определит мировоззрение и способы взаимоотношений с окружающими. Несмотря на расхожее мнение, опыт передать нельзя. Передать можно знания, секреты мастерства, определенные нюансы деятельности, но опыт всегда будет индивидуальным. В одной и той же ситуации различные люди вынесут различные уроки. Поэтому уберечь ребенка от ошибок априори невозможно. Можно научить его в какой-то степени предвидеть ситуации, но не более. Кроме того, приобретение отрицательного опыта приводит к развитию более сильной и устойчивой личности.
Процесс преобразования социального опыта в развитии человека имеет большое значение, т. к. интериоризация — это не только получение новых знаний, но и преобразование личности на внутреннем психическом плане.
Начало
Взаимодействие родившегося ребенка с миром происходит с помощью близкого окружения. Пример интериоризации в данном возрасте можно наблюдать в играх матери с малышом, в способе общения с ним, в манере речи.
Мама впервые показала ребенку погремушку. Ребенок смотрит, ему интересно: что это там такое яркое и шумное – и включается мотивационный этап на основе познавательного интереса. Малыш неотрывно наблюдает, как мама гремит погремушкой и называет предмет – в действии ориентировочный этап. Далее мама вкладывает игрушку ребенку в руку, и этот процесс продолжается до тех пор, пока кроха не научится держать предмет в руках – этап действий с предметом. Мама постоянно проговаривает название игрушки и способ действия с ней, ребенок пытается повторять за ней – этап внешней речи. Повторение действий про себя приводит к мыслительной операции — малыш видит погремушку, берет ее, гремит, получая положительный эмоциональный заряд. Действия, достигнув стадии автоматизма, указывают на усвоенный навык. Ребенок будет так действовать не только с конкретной игрушкой, но и с другими погремушками тоже. Таким образом происходит процесс преобразования внешних действий во внутреннюю мыслительную деятельность. На протяжении всего дошкольного возраста формирование психики ребенка происходит через интериоризацию действий во взаимодействии с различными предметами и понятиями непосредственно в игре.
Социальная адаптация
Социальная интериоризация начинается также с самого рождения. Здесь различают следующие уровни взаимоотношения личности с обществом:
- ближний круг общения (родители, братья, сестры и др. родственники);
- средний круг (соседи, детский сад, школа, друзья и т. д.);
- дальний круг (малая родина и страна рождения в целом).
В общении с родственниками ребенок перенимает, т. е. интериоризирует, семейные ценности — это тип взаимоотношений родителей, внутрисемейные интересы, модели поведения с окружающими, религиозные предпочтения и отношение к миру в целом.
Выходя за рамки семьи, ребенок наблюдает модели взаимоотношений, принятые у людей, с которыми он часто контактирует, и может перенимать их способы действий.
Рождение в определенной стране также оставляет особый отпечаток в самоопределении человека: культурные и религиозные традиции, язык общения, национальная кухня, моральные ценности и личности, которых общество выбрало своими героями. Например, в советском обществе 30-40-х годов прошлого столетия героями были летчики, стахановцы, партийные лидеры, и подрастающее поколение хотело быть похожими на них. Потом героями были космонавты, «новые русские», олигархи и т. д. Успешность в обществе будет зависеть от уровня соответствия человека внешним идеалам, принятым на данный момент в социуме.
Школьная адаптация
Школьное обучение базируется на мыслительной деятельности. Изучение в школе таких предметов, как физика, математика, история, химия и т. д., предполагает, что ученику будут выдвигаться определенные требования, одно из которых — умение производить действия не только на предметах и бумаге, но и в уме, с большой скоростью, а лучше автоматически. Механизм интериоризации личности будет зависеть и от типа нервной системы (кто-то схватывает все на лету, а у кого-то этот процесс протекает в очень медленном темпе), типа темперамента, от мотивации. И здесь очень наглядно разделение детей на усваивающих школьную программу и отстающих. Как видно из этапов развития умственной деятельности, мотивация является импульсом к внешнему действию.
Отсутствие познавательного интереса, являющегося основой школьной мотивации, приводит к слабому усвоению школьного материала и низкой успеваемости. Не только особенности нервной системы играют здесь важную роль, но и социальная адаптация – мера вхождения личности в социум.
Примечания[ | код]
- Цит. по: Мэй Р. Открытие Бытия. — М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. — С. 91.
- Ковалев Г. А., Радзиховский Л. А. Общение и проблема интериоризации // Вопросы психологии : журнал. — 1985. — № 1. — С. 110—120.
Механизмы интериоризации
В психологии механизм интериоризации включает в себя 6-ть этапов:
- На первом (мотивационном) пробуждается интерес ребенка к познанию или возникает призыв взрослого человека, звучащий, как «Давай будем учиться складывать предметы».
- На втором, ориентировочном, малыш наблюдает за действия взрослого, который складывает кубики и проговаривает свои действия: «Если мы добавляем к двум кубикам еще 1 то получаем 3 кубика».
- Третий, материальный, заключается в том, что ребенок учиться повторять действия родителей самостоятельно, например, беря кубики и складывая их.
- На четвертом, этапе внешней речи, малыш уже способен проговаривать «Если к 2-м прибавить 1, то получиться 3» не совершая при этом каких-либо действий.
- На пятом, этапе внутренней речи, ребенок учиться проговаривать действие внутри в себя, не озвучивая его окружающим.
- На шестом, умственном действии, происходит переход к быстрому умственному счету, рез речевого и мыслительного действия.
Функциональные особенности интериоризационного процесса разработал П.Я. Гальперин, озвучив также мнение, что только полное, последовательное освоение механизма познания способно привести к быстрому и эффективному мыслительному процессу.
Итог
Под интериоризацией называется влияние окружающей среды на человека с целью формирования у него определенных качеств, навыков и настроения. Многое зависит от того, насколько сильно человек поддается данному влиянию. Итогом становится создание человека таким, каким его хочет видеть окружение, если только он не контролирует процесс своих изменений и трансформаций.
Следует отметить, что интериоризация происходит под влиянием и окружающих обстоятельств. Попадая в определенные ситуации, человек чувствует, действует, думает, что влияет на то, какой личностью он выйдет после ее разрешения.