Тема 3. общение как интеракция
Содержание:
- В заключении
- Значение «Интеракция» в словарях
- Поведенческие стили
- Какие условия необходимы для осуществления продуктивной совместной деятельности?
- Подражание, как способ влияния и механизм социализации
- Что влияет на результат интерактивного общения
- Варианты поведения участников интерактивного общения
- Формы интеракции
- Основные стороны общения
- Вместо заключения
- Психологическая энциклопедия
- Виды взаимодействий
- Сущность интеракции
- Перцептивный компонент
- Психологическая совместимость как фактор интеракции
- В психологии
- Общая информация о болезни
- Считаем результат
- Кто такой социолог?
В заключении
В завершении теории изучения социального взаимодействия по П. Сорокину стоит рассказать об учении, называемом «социокультурной динамикой». Согласно мнению исследователя, в общественной социальной культуре главную роль играют не только класс, но и тот или иной социальный институт.
Его разница заключается в образовании определенных организаций, для которых характерны следующие факторы:
- социальные группы с общими ценностями и удовлетворением потребностей;
- единый этнос или духовная культура;
- материальная культура;
- специализированные действия внутри социального круга.
Согласно проведенным исследованиям под самим социальным взаимодействием понимается подсистема культуры, либо ее конкретный тип. В связи с этим, в зависимости от влияния других разнообразных культур, меняется и система обмена действиями.
Изменениям могут быть подвергнуты абсолютны все виды деятельности, включая научную сферу. К примеру, деятели науки могут попасть под влияние определенной культуры, при этом внести свой вклад в ее дальнейшем направлении. Таким образом, любой ученый нашего времени при работе с другими научными трудами обязуется понять результат, вывод или гипотезу, что могут выражать культуру определенного типа с ее особенностями.
Выбери ответ
Значение «Интеракция» в словарях
–
Политический словарь
— понятие, характеризующее взаимодействие политических субъектов между собой институтами власти, опосредованное использованием символов, норм, стереотипов и их персональной интерпретацией сторонами.
–
Социологический словарь
— англ. interaction; нем. Interaktion. Динамическое взаимодействие и соотношение между двумя или более переменными, когда величина одной переменной влияет на величину других переменных.
–
Психологический словарь
— взаимодействие, воздействие друг на друга.
–
Психологический словарь
(англ. interaction) — взаимодействие.
–
Социологический словарь
– процесс и отдельные акты взаимодействия людей друг с другом.
–
Социологический словарь
— взаимодействие.
–
Философский словарь
процессы и способ, которым социальные факторы взаимодействуют друг с другом, особенно в соприкосновениях лицом к лицу.
Похожие слова в словарях
Интеракция В Политике
–
Политический словарь
— понятие, характеризующее взаимодействие политических субъектов между собой с институтами власти, опосредованно использованием норм, символов, стереотипов и их персональной интерпретацией сторонами.
Интеракция Лицом К Лицу
–
Социологический словарь
— социальное взаимодействие между людьми в ситуации непосредственного соприсутствия и взаимного влияния.
Интеракция Лицом К Лицу
–
Социологический словарь
(face-to-face interaction) — социальная интеракция между индивидуумами, происходящая в ситуации непосредственного соприсутствия и взаимного влияния. См. также Интеракция; Соприкосновения; Гофман.
Интеракция Символическая
–
Социологический словарь
См. ИНТЕРАКЦИОНИЗМ СИМВОЛИЧЕСКИЙ.
Интеракция Социальная
–
Социологический словарь
— англ. interaction, social; нем. Interaktion, soziale. 1. Процесс, при к-ром индивиды и группы в ходе коммуникации своим поведением влияют на других индивидов и другие группы, вызывая ответные реакции. 2. Процесс взаимообусловленного влияния индивидов, групп, соц. систем, обществ друг на друга.
Интеракция Социальная
–
Социологический словарь
процесс взаимного влияния индивидов друг на друга.
Интеракция Табу
–
Социологический словарь
— англ. interaction, taboo; нем. Interaktionstabu. Запрет сексуальных отношений между членами кровно-родственной группы.
Интеракция, Ритуал Интеракции И Порядок Интеракции
–
Социологический словарь
(interaction, interaction ritual and interaction order) — процессы и способ, которым социальные акторы взаимодействуют друг с другом, особенно в соприкосновениях лицом к лицу. Если образцы интеракции изучались социальными учеными длительное время (например, маленькие группы социальными психологами или язык тела психологами), то трансситуационная структура явления нередко рассматривалась только от случая к случаю. И лишь с работой Гофмана эти структуры начали исследоваться более полно. Гофман (1963) определяет «социальный порядок» как «последствия совокупности нравственных норм, регулирующих способы, какими люди преследуют свои цели». Такие нравственные нормы эквивалентны «правилам дорожного движения» социальной интеракции. «Общественный порядок» или порядок интеракции, управляющий формой и процессами, но не содержанием социальной интеракции, заложен в социологии Гофмана (например, см. Гражданское пренебрежение) . Стало быть, под ритуалом интеракции Гофман подразумевает существование «ритуальной кооперации» и «ритуальных кодов» в поощрении образования реальности взаимодействия, например, в предоставлении акторам возможности сохранить лицо при взаимодействии друг с другом (см. Работа лица) . Уже в 1951 г. Грегори Бейтсон предложил расценивать интеракцию в качестве системы коммуникации, наряду с синтаксисом. Работа Гофмана, похоже, основана на указанных ранних понятиях (см. Кендон, 1988).
Поведенческие стили
Вырабатываются в результате возникновения конфликта. Их виды:
- Уклонение. Исход конфликтной ситуации для человека не имеет значения либо нет сил, возможностей решать проблему. Он начинает всячески игнорировать общение, у него отсутствует желание отстаивать интересы, доказывать правоту, сотрудничать для достижения общей цели.
- Противоборство, конкуренция. Активная борьба участников, отстаивание позиций, мнений, интересов. Применяются доступные способы для решения проблемы с пользой в свою сторону. Используется давление или принуждение. Участники стремятся к победе любыми методами и способами.
- Уступчивость, приспособление. Действия участников направлены на создание и сохранение тандема, идиллии в отношениях. Наблюдается сглаживание разногласий путем ущемления собственных интересов. Эта модель поведения используется, если важна не ситуация, а сохранение отношений.
- Сотрудничество. Участники находят альтернативные варианты, удобные пути решения. Происходит удовлетворение потребностей и интересов партнеров не в ущерб собственным стремлениям. Для этой модели поведения присущ компромисс, когда любая проблема решается путем обсуждения и принятия совместного решения.
Поведенческий стиль вырабатывается под влиянием внешних и внутренних факторов. Зависит от субъективных и объективных обстоятельств.
Какие условия необходимы для осуществления продуктивной совместной деятельности?
Важнейшей характерной чертой является способность индивида «принимать» роль другого человека и чувствовать то, каким образом его воспринимает партнер по общению. Интеракция — взаимодействие субъектов, осуществление которого становится невозможным без создания необходимых условий, в том числе:
- согласования позиций партнеров (пристройка «на равных», «свысока», «снизу» и пр.);
- единого понимания ситуации, в которой осуществляется совместная деятельность;
- адекватного стиля взаимодействия (конкуренция, кооперация, конфликт).
Взаимодействие людей обобщенно подразделяют на два типа: направленное на кооперацию и сотрудничество (партнеры заинтересованы в общении и активно помогают друг другу для достижения общих и индивидуальных целей) и основанное на конкуренции и соперничестве (индивиды препятствуют друг другу, мешают и оказывают противодействие в достижении личных целей). Часто противоборство выливается в конфликт — столкновение разнонаправленных позиций и интересов субъектов общения.
Подражание, как способ влияния и механизм социализации
Подражание – способ
соц-псих. воздействия, который основывается
на стремлении человека строить свое
поведение по образцу поведения других
лиц.
Первым рассматривал
подражание – Тард.
Без этого механизма
невозможны были бы некоторые способы
социализации, особенно у детей.
Особенно это связано
с освоением каких-либо физических
механических действий.
Значимое влияние
подражание имеет в условиях деятельности
группы.
Есть две формы
подражания, желая принадлежать группе:
1. Подражание мыслям
людей
2. Подражание поступкам
этих людей, при этом в мыслях не соглашаясь
возможно.
С подражанием связано
соц-псих. действие, как конформизм
(эксперим. Ашер, Милгрем).
На макроуровне
конформизм не так уж и плох. Если бы мы
не приспосабливались в окружающему
миру, не было бы порядка.
Только легендарный
математик Перельман, может сказать, что
он никому не подражает.
Подражание и
«оригинальность» идут рука об руку.
Что влияет на результат интерактивного общения
Есть небольшая когорта людей, способных развиваться в одиночестве. Присутствие посторонних мешает им заниматься продуктивной деятельностью. Но большинству субъектов для выполнения своих функций необходимо взаимодействие.
Чем совместимее в психологическом плане участники, тем результативнее и положительнее их общение. В такой социальной группе не бывает психологических напряжений. Если они и возникают, то быстро гасятся самими участниками взаимодействия. В коллективе отношения базируются на взаимодополняемости людей.
Слаженное взаимодействие
Психологическая совместимость зависит от личностных характеристик каждого объекта. Наиболее результативным оказывается общение, когда:
- у человека высокая потребность во взаимодействии;
- люди с сильной нервной системой открыты к общению с теми, у кого слабая ЦНС;
- неуравновешенные эмоционально субъекты предпочитают взаимодействовать с себе подобными;
- в общение вступают участники с разным уровнем практического интеллекта.
Обратите внимание! Если люди, объединенные в социальную группу, способны не только дополнять друг друга, но и без проблем взаимозаменять, можно сказать, что интеракция дает позитивный результат
Варианты поведения участников интерактивного общения
Различные точки зрения в процессе совместной деятельности нередко порождают споры и конфликты. О различных вариантах развития таких ситуаций рассуждали знаменитые специалисты по конфликтологии Кеннет и Килменн.
Стили поведения определились, исходя из принципов интерактивного общения:
- Выражение собственного мнения, ряд действий для реализации собственных интересов, достижения своих целей.
- Мера восприятия интересов другой стороны.
Если представить эти два показателя интерактивного общения в графической форме, получается всем известная сетка Томаса-Килменна.
Обозначены пять основных стилей поведения в конфликтной ситуации:
Уклонение (отмалчивание, бездеятельность). Происходит, если человек по каким-то причинам не желает отстаивать свои права, предлагать собственные пути решения, воздерживается от высказывания своей точки зрения, не участвует в споре. В таком случае предполагается уход от ответственности за принятие решений
Такое поведение объясняется отсутствием важности ситуации для человека либо высокой степенью сложности решения.
Конкуренция (соперничество). Активная форма отстаивания собственных интересов с применением всех доступных участнику средств для достижения поставленных целей: власти, различных форм давления на конкурентов
В данном случае ситуация крайне важна для участника. Выражается жесткая позиция к другим участникам взаимодействия в случае их несогласия.
Приспособление (поведение «по обстоятельствам»). Поведение участника целиком и полностью направлено на сохранение и укрепление благоприятных отношений путем полного соглашения с любой точкой зрения собеседника. Такая ситуация развивается, если вклад участника в результат не слишком велик. Случается так, что сохранить хорошие отношения важнее, чем отстаивать свою точку зрения, тем более если у участника слишком мало авторитета.
Сотрудничество. Участник настроен на поиск решения, которое удовлетворит всех участников взаимодействия с учетом соблюдения своих собственных интересов. Приветствуется открытый обмен мнениями, заинтересованность всех участников в выработке общего решения.
Компромисс. Деятельность участников сводится к поиску решения, удовлетворяющего всех участников.
Основной инструмент в современной конфликтологии позволяет анализировать каждый конфликт, выбирать наиболее оптимальный стиль поведения.
Формы интеракции
Интеракция — это всегда взаимодействие людей в группе. Отношения их могут строиться по разным причинам и принципам. В социальной психологии многократно предпринимались попытки создать более дробную структуру для описания человеческих взаимоотношений, выделить формы интеракции. Самая популярная схема принадлежит американскому психологу Роберту Байлзу. Он объединил действия членов группы с совместной деятельностью в 12 категорий и распределил их по трем осям:
- дружелюбие и враждебность к другим участникам группы;
- доминирование и подчинение;
- включенность в совместную работу и нежелание брать полномочия на себя.
Однако эта схема была подвержена критике. Аргументом выступило акцентирование внимания лишь на формальных критериях интеракции. А это исключает учет содержания групповой деятельности, т.е. то, чем занимаются индивиды.
Среди прочих была представлена классификация по четырем областям. В ней две оси относились к эмоциональной сфере человека (позитивные и негативные эмоции). И две были связаны с постановкой проблем и способами их решения.
Основные стороны общения
Структура общения включает в себя следующие стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную. Каждая из них отвечает за конкретный аспект:
- коммуникативная — передача информации между людьми;
- интерактивная — взаимодействие между субъектами;
- перцептивная — взаимовосприятие между контактирующими индивидами.
В единстве эти три стороны общения выступают как способ организации совместной деятельности людей и выстраивания отношений между ними. Они реализуют следующие функции общения:
- контактная — установление взаимосвязи и поддержание контакта;
- информационная — обмен мнениями, решениями, данными и прочей информацией;
- побудительная — стимулирование партнера по коммуникации к деятельности, а также направление его на выполнение определенных действий;
- координационная — согласование действий при организации совместной деятельности;
- функция понимания — восприятие и понимание как сообщения, так и партнера по общению;
- амотивная — обмен эмоциями, воздействие на чувства и переживания собеседника, а также на свои собственные;
- функция установления общений — осознание и закрепление своего места в системе сообщества;
- функция оказания влияния — изменение состояния, поведения, установок, решений партнера.
Коммуникативная сторона общения
Заключается во взаимном обмене информацией. В процессе общения информация не только передается между индивидами, но и уточняется, развивается, а также формируется. Коммуникативное взаимодействие между людьми может состояться только при условии общения при помощи единой системой значений.
Коммуникативная сторона общения отвечает за:
- передачу и прием информации — информация передается в форме сообщения, но не предполагает непосредственного изменения поведения партнера;
- обмен указаниями — информация может выражаться в форме приказа, совета, просьбы и рассчитана на стимулирование какого-либо действия. Побуждение может быть нескольких видов: активизация (побуждение к действию в определенном направлении), интердикция (запрет нежелательных действий), дестабилизация (нарушение некоторых форм поведения партнера);
- правильный подбор слов и аргументов — информация, которая передается между коммуникаторами, должна быть воспринята и понята с минимальными потерями в смысле.
Перцептивная сторона общения
Заключается в установлении взаимопонимания между собеседниками и улучшении отношений между ними. Общение протекает в форме восприятия и понимания индивидами друг друга.
Перцептивная сторона общения отвечает за:
- познание себя — во время взаимодействия с другими индивидами человек получает информацию о себе;
- познание партнера — совершается через восприятие его внешних и социальных данных, убеждений и установок, взаимообмен эмоциями;
- организацию совместной деятельности — понимание мотивов, установок, характера партнера позволяет сформировать модель наиболее эффективного взаимодействия с ним;
- формирование взаимопонимания — в ходе взаимодействия индивиды познают друг друга, добиваются взаимопонимания, которое можно считать базой для развития социальных отношений;
- становление эмоциональных отношений — любое социальное взаимодействие вызывает у индивида чувства за счет взаимообмена эмоциями, формирования новых.
Перцептивная сторона выполняет следующие процессы:
- восприятие физических характеристик собеседника;
- оценка вербальной и невербальной информации;
- составление эмоционального, социального и психологического портрета субъекта;
- формирование восприятия на эмоциональном уровне;
- развитие эффективного взаимодействия.
Интерактивная сторона общения
Интерактивная сторона связана с организацией взаимодействия
То есть индивидам важно обменяться не только информацией и эмоциями, но и организовать сам процесс общей деятельности
Существует три основных вида взаимодействия:
- кооперация — базовый элемент для совместной деятельности, направленной на общую цель;
- конкуренция — приводит к конфликтам, может быть как продуктивной, так и деструктивной;
- конфликт — выявление разнонаправленных и противоположных тенденций индивидов.
Выделяют следующие компоненты, которые влияют на выбор типа взаимодействия и его корректировки в ходе общения:
- учет планов всех сторон;
- анализ вклада участников в процесс взаимодействия;
- осмысление степени включенности все субъектов.
Для эффективного взаимодействия стороны должны следовать следующим правилам:
- соблюдать нормы этикета и морали;
- придерживаться установленным правилам взаимодействия.
Вместо заключения
Итак, в этой статье мы рассмотрели три основных аспекта, формирующих процесс общения. Мы узнали, что коммуникация, интеракция, перцепция — это три важных составляющих процесса взаимодействия индивидов в совместной деятельности. Интерактивный аспект регулирует взаимодействие партнеров в процессе общения и предполагает организацию совместных действий, имеющих общую для всех индивидов цель
Интеракция — общения, которая невозможна без коммуникации — обмена важной информацией, осуществляемого различными способами и по разным каналам. А также и без перцепции — психической возможности воспринимать и понимать партнерами по общению друг друга
Психологическая энциклопедия
#
A
B
C
D
E
F
G
H
I
J
K
L
M
N
O
P
Q
R
S
T
U
V
W
X
Y
Z
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я
Виды взаимодействий
Существует весьма строгая классификация интеракции. Суть ее заключается в четком разграничении взаимодействия людей по принципу результативности и воздействия. Так совместная социальная деятельность может быть эффективной и неэффективной. Первая предполагает высокую значимость партнера (друга, коллеги, собеседника и др.) как личности. Здесь происходит продуктивный обмен информацией и опытом, взаимовыгодное сотрудничество. В случае с видом интеракции неэффективной каждый индивид зациклен исключительно на своих желаниях и потребностях без попытки прочувствовать и понять другого. В результате такое взаимодействие ведет к конфликту или конкуренции.
Для реализации социальной интеракции необходимы определенные сигналы, которые установят межличностный контакт. К ним относятся вербальные и невербальные средства. С этой позиции выделяют:
- Вербальную (речевую) интеракцию. Силу речевого воздействия может определить тембр голоса, экспрессивность речи, высказывание своего мнения или отношения к ситуации.
- Невербальную интеракцию. Она обусловлена проксемикой (системой общения с помощью сигналов, жестов) и включает следующие механизмы:
- позу партнера (она может говорить о его закрытости-открытости для общения, расслабленности-напряженности);
- подстройку и синхронность собеседника в жестах и мимике;
- положение в пространстве (использование минимальной зоны или, напротив, захват территории за счет раскладывания вещей, предметов, документов на общем поле деятельности).
Сущность интеракции
Общение между людьми – это всегда контакт, хоть и опосредованный. Даже читая книгу, мы вступаем в контакт с писателем, ее написавшим, обдумываем основные идеи, рассуждаем, спорим. Правда, долгое время этот контакт был односторонним, но эту проблему успешно решил интернет. Теперь мы можем подискутировать с заинтересовавшим нас писателем по вопросам, которые он поднимает в книге. Если, конечно, этот писатель – наш современник.
В реальном же мире взаимодействие, или интеракция составляет основу общения, успех которого невозможен без установления контакта с партнером.
Влияние интеракции на поведение человека
Интеракция настолько важна, что в середине XX века сформировалось даже целое направление в социальной психологии – интеракционистское. Представители этого направления считают, что все поведение человека так или иначе ориентировано на социум и является результатом взаимодействия людей. И с этим трудно спорить.
Ребенок в процессе своего развития приобретает человеческие формы поведения, только взаимодействуя со взрослыми представителями своего вида. От рождения он не умеет ни говорить, ни ходить на двух ногах, не говоря уже о более сложных видах деятельности.
Да и став взрослым, человек следует нормам и стереотипам поведения, сформированным у него в процессе интеракции. Подумайте, что из тех простых и привычных действий, которые вы совершаете по утрам, не является социотипическим поведением? Мы встаем с кровати (так принято спать в нашем обществе) по будильнику, кем-то изобретенному, чтобы идти взаимодействовать с другими людьми для достижения какой-то общей цели. Мы умываемся, чистим зубы, завтракаем, пьем чай или кофе, так как это принято в социуме, усвоено нами с детства и стало частью нашего поведения.
А где же тут индивидуальное, только нам присущее? Даже если человек захочет продемонстрировать свою оригинальность, то и в этом он будет отталкиваться от известных и усвоенных им норм поведения.
Часто кажется, что наша личность теряется в переплетении социальных контактов и отношений, а процессы интеракции ее стирают. Это, конечно, не так. Человек – единство индивидуального и социального, и нельзя личность оценивать только с точки зрения обыденных, малозначимых дел.
Роль интеракции в социуме
Сущность интеракции проявляется не только в зависимости индивида от социальных отношений и в социотипическом поведении. Взаимодействие людей лежит в основе формирования и развития общества и его структурных единиц – социальных групп. Любая группа рождается из потребности людей в совместной деятельности, в согласованных усилиях для достижения общей цели. Так было с тех времен, когда человек и человеком-то еще не стал.
Группа обеспечивает защиту, дает уверенность в завтрашнем дне и возможность решить те задачи, которые одиночкам решить не по силам. И любая группа, даже очень маленькая, из 2-3 человек существует до тех пор, пока есть интерактивные процессы, то есть потребность во взаимодействии, общие усилия для достижения цели, общие интересы, общее дело.
Задумайтесь над этим, и тогда станет ясно, почему распадаются браки, почему встретившись через 5-10 лет после окончания школы, бывшие одноклассники чувствуют себя чужими, почему со временем затухает казалось бы крепкая юношеская дружба.
Успех интеракции зависит от многих факторов, влияющих на взаимодействие людей, но главный из них – психологическая совместимость.
Перцептивный компонент
Данный компонент позволяет грамотно трактовать внешность, поведение собеседника.
На основе полученной информации делается вывод об особенностях личности, причинах поступков.
Без перцепции коммуникации были бы достаточно поверхностными и нерезультативными. Человек воспринимал бы только «внешнюю картинку» — образ оппонента и его слова.
Реальные мысли, мотивы поведения, скрытые переживания и многое другое ускользало бы от внимания. Именно благодаря социальной перцепции появляется возможность точного восприятия окружающих объектов, выстраивания эффективного взаимодействия с ними.
Данный компонент проявляется в полной мере, когда человек свободен от стереотипов, заранее заданных установок и убеждений. Они мешают объективно оценивать партнера и заранее формируют некий образ в сознании, который нередко далек от реальности.
Также важно не спешить с заключением и дать себе время на формирование достоверной оценки. Часто люди делают ошибочные выводы о собеседнике, с которым они общались достаточно непродолжительное время
Правильно оценить личность человека можно только в результате получения исчерпывающей информации о нем, наблюдения за ним в разных жизненных ситуациях.
Перцептивный компонент позволяет изменить уже сложившееся мнение об индивиде.
Иногда люди встречают человека, которого хорошо знали в прошлом, и с удивлением обнаруживают значительные изменения в его характере.
Подобная возможность отказаться от первичной оценки, сложившейся ранее, появляется в результате понимания и принятия тех характеристик собеседника, которые наблюдаются у него в текущий момент времени.
Психологическая совместимость как фактор интеракции
Психологическая совместимость становится заметной только тогда, когда её уже нет. О психологической совместимости никто не задумывается, пока она в группе существует. Несовместимость возникает тогда, когда позитивно взаимодействовать друг с другом люди не в состоянии, когда любой контакт – это повод для конфликта. Психологическая несовместимость является настоящей бедой для любого коллектива, поэтому руководитель должен знать её основные параметры. Психологическая совместимость представляет собой оптимальное сочетание индивидуальных особенностей людей. Эти особенности делают интеракцию эффективной.
Сойтись могут только те люди, которые имеют много общего, имеют это оптимальное сочетание особенностей. Зависит это от эмоционального уровня и от характера совместной деятельности. Люди, совместимые в области профессиональной деятельности, могут быть совершенно несовместимы в семейных отношениях.
Абсолютной совместимости и несовместимости не бывает. В конфликт чаще всего вступают холерики, считая своего напарника флегматика ленивым, который будет ждать, когда его партнер успокоится – в таком случае, задача может быть не выполнена. Если правильно распределить роли, то в другой ситуации холерик и флегматик смогут быть продуктивным тандемом.
Уровни совместимости зависят от разных факторов, проявляются они тоже по-разному. В психологии выделяют несколько их видов:
- физиологический уровень, связанный с врожденными особенностями индивида, такими, как пол, возраст, конституция тела, выносливость и др.;
- психологический уровень – темперамент, характер, интеллект, способности;
- социально-психологический уровень, включающий интересы, ценности, идеалы, верования и др.
Очень редко, когда партнеры сочетаются по всем трем уровням, а это значит, что неотъемлемой сферой интеракции являются конфликты, кстати, они несут не только вред, но и пользу.
Социальная психология выделяет пять стратегий интеракции – сотрудничество, соперничество, компромисс, приспособление, избегание.
Три первые – сильные стратегии, две последние – слабые и неэффективные, не способные решить ту или иную проблему.
В психологии
В психологии интеракция — это концепция, акцентирующая внимание на взаимодействии людей с помощью вербальных и невербальных средств. Анализу подвержено то, как выстраиваются межличностные отношения, какие особенности субъекта и линии поведения ведут к согласию или противоречиям в общении
В отличие от многих других, понятие интеракции пришло в психологию из социологии, а не наоборот. И рассмотрение его, как и в смежной дисциплине, следует начинать с микроуровня — семьи. Именно она является базовой моделью взаимодействия людей, где происходит становление личности ребенка. Данный процесс происходит сквозь призму поведенческих реакций в ответ на деятельность, обмен жестами, мимикой и словами подрастающего индивида, через восприятие его другими членами семьи. Затем человек переходит на другие социальные уровни (друзья, рабочий коллектив, общество в целом), неся с собой уже отработанные модели взаимоотношений, корректируя их и подстраивая под новые обстоятельства.
Общая информация о болезни
Остеоартроз коленного сустава — дегенеративно-дистрофическое заболевание, поражающее вначале хрящи, а затем провоцирующее деформацию костей. Диагностируется патология чаще у пациентов старше 45 лет, молодые люди страдают от нее гораздо реже. Толчком к развитию остеоартроза становится неспособность гиалинового хряща удерживать влагу. Его поверхность высыхает, растрескивается, утрачивает упругость и эластичность.
Считаем результат
Кто такой социолог?
Социолог – квалифицированный специалист, профессионально анализирующий, оценивающий и описывающий явления и проблемы, которые происходят как в обществе в целом, так и в отдельных группах.
Можно сказать, что социология зародилась в глубокой древности: еще древнегреческие философы Платон и Аристотель рассуждали о проблемах общества. Однако же как самостоятельная наука она оформилась только в XIX веке. Ее основоположником стал Огюст Конт, который первым перешел от созерцая общественных явлений к их изучению посредством эмпирических методов.
Науке об обществе Конт изначально дал название социальная физика. И лишь спустя время ее стали называть социологией. Этот термин произошел от двух греческих слов: socio (общий) и logos (слово), что можно трактовать как слово об общем.
Дальнейшим развитием науки, и как следствие, появлением профессии социолог, общество обязано Эмилю Дюркгейму. Именно этот французский ученый описал множество социологических методов исследования, которые и по сей день являются основополагающими принципами классической социологии.
Основные должностные обязанности современного социолога, который работает на предприятии, включают в себя:
- проведение внутри рабочего коллектива социологических исследований и, на основе на полученных данных, внедрение мероприятий, нацеленных на то, чтобы потребности сотрудников – материальные и духовные – были максимально удовлетворены. Это должно способствовать повышению производительности труда работников, а в результате и эффективности производства;
- проведение социологических исследований (от этапа их разработки до анализа полученной информации) и на основе полученных данных прорабатывать рекомендации относительно того, как можно оптимизировать организацию труда;
- участие в проектировании программ, направленных на социальное и экономическое развитие организации;
- участие в обсуждениях повышения зарплаты сотрудников, а также в работах по улучшению систем, направленных на стимулирование трудовой деятельности персонала (обеспечение жильем и санаторно-курортным отдыхом, улучшение питания и так далее);
- совместные работы с психологом по определению социальных проблем на предприятии и поиск способов их решения;
- при необходимости предоставление методических рекомендаций сотрудникам, которые помогут решить социальные вопросы.
В коммерческих организациях социологи проводят маркетинговые исследования, «раскручивают» продукцию, продвигают товары и услуги компании-работодателя. В консалтинговых компаниях, центрах аналитики и ряде государственных учреждений задача специалиста по социологии состоит в том, чтобы исследовать и анализировать мнение граждан по поводу проблем экономического, политического или социального характера, а также узнавать, что думают избиратели о кандидатах во время выборов на ту или иную должность.