Представления о соотношении социальной и личностной идентичности в современной западной психологии

Содержание:

Введение

Термин «идентификация личности», происходящий от средневекового латинского слова identifico — «отождествляю», обозначает механизм, работа которого основана на существовании эмоциональной связи индивида с другими людьми, прежде всего его родителями, приводящий к уподоблению, чаще всего неосознанному, этим значимым другим. Ориентация на другого человека как на образец существенно повышает показатели социального учения. За счет идентификации у маленького ребенка происходит формирование поведенческих стереотипов, образующих черты личности, определение ценностных ориентаций и полоролевой идентичности, — это установленный эмпирический факт.

7 стр., 3160 слов

Формирование и развитие личности

… на то, как реализуется сам механизм формирования и развития личности. Эти расхождения вызваны различным … психологической защиты: рационализация, проекция, отчуждение, замещение, идентификация. Образование деформаций инициируется профессиональной стагнацией специалиста, а … личности, возникают условия для стагнации профессионального развития. Развитие профессиональной стагнации зависит от содержания и …

Также идентификация выступает в качестве одного из механизмов познания и понимания другого человека. Существует много экспериментальных исследований процесса идентификации и выяснения его роли в процессе общения. В частности, установлена тесная связь между идентификацией и другим, близким по содержанию явлением — эмпатией.

Феномен идентификации впервые описан в работах 3. Фрейда в 1899 году и детально изучаем как психоаналитиками, так и бихевиористски или когнитивистики ориентированными исследователями. В советской психологической науке изучению данного феномена посвящено немало интересных теоретико-эмпирических исследований (Выготский Л. С., Кон И.С., Мухина В.С., и др.)

Цель настоящей работы — раскрыть понятие «идентификация личности». Указанная цель обуславливает решение следующих задач:

  1. Рассмотреть соотношение понятий «идентификация» и «идентичность»;
  2. Описать механизм идентификации личности в онтогенезе;
  3. Дать представление о некоторых отечественных и зарубежных теориях идентификации личности.

Кризис идентичности как социальное явление

Отнюдь не является патологией или психическим расстройством. Кризис идентичности – неотъемлемая составляющая духовного роста, путь которого сопряжен с внутренним дискомфортом и болью. Человек, который бежит от этих чувств, рискует остановиться в своем развитии, потерявшись не только для общества, но и для себя. В этом случае будет иметь место диффузная идентичность. Она возникает, когда физически взрослый индивид сохраняет инфантильный подростковый образ мышления, что блокирует процесс его духовного роста.

Признаки неразрешенного кризиса идентичности:

  • Легкомысленность по отношению к жизненно важным вопросам;
  • Поступки и поведение, не соответствующие возрасту (отсрочка взросления);
  • Отчужденность от социума;
  • Асоциальное поведение;
  • Ожидание того, что сложная ситуация разрешится сама собой;
  • Игнорирование и пренебрежение общественными ценностями;
  • Страх перед противоположным полом;
  • Убежденность в том, что «хорошо там, где нас нет».

Наверняка, в вашем окружении встречались такие индивиды. Их поведение диктуемо политическими, религиозными, культурными потрясениями, а также недостатком внутрисемейного воспитания и нехваткой близких, которые помогли бы такому человеку эффективно проработать кризис.

Описание

Идентификацию разграничивают от её более примитивного аналога интроекции по тому признаку, что идентификация в той или иной степени всегда осознаётся: хотя сам процесс идентификации остаётся бессознательным, выбор объектов идентификации вполне осознаваем и поддаётся субъективному контролю.

См. также Эмпатия

Как защитный механизм

Защитная форма идентификации — это представление о ком-то, как о продолжении себя. Наиболее часто это встречается у родителей, воспринимающих таким образом своих детей. С одной стороны идентифицируясь с ними, родитель как бы приписывает себе молодость и достижения ребёнка, а с другой стороны к этому обычно добавляется проекция на ребёнка собственных желаний, целей и потребностей. Подобное отношение к другим особенно характерно при выраженном нарциссизме.

Кроме того, такой процесс как «идентификация с агрессором» хотя и является по сути скорее интроекцией агрессора, может быть частично осознан и тогда его правильнее относить к защитной форме идентификации.

Как адаптивный процесс

Идентификация лежит в основе нормальных попыток стать похожим на другого человека или группу людей, перенять значимые черты. В таком виде она присутствует с раннего детства и постепенно развивается от примитивного желания «вобрать в себя», до более сложных, эффективных и субъективно контролируемых форм. Идентификация способствует установлению глубокой эмоциональной связи с другим человеком или группой людей, ощущению причастности, единения с ними. Таким образом, могут быть переняты не только черты и особенности характера, но и нормы, ценности, образцы, что проявляется в форме конформизма.

Адаптивная (приспособительная) сила идентификации может значительно варьироваться, в зависимости от того, кто и когда выбран в качестве объекта идентификации. Идентификация, повышающая социализацию на одном жизненном этапе, может снижать её на другом: если в школьном возрасте идентификация с соседским драчуном может способствовать повышению социального статуса, то во взрослом возрасте вероятнее обратный эффект.

Сознательная и бессознательная идентификация может давать возможность «вставать на чужое место» — погружаться, переноситься в поле, пространство, обстоятельства другого человека, что способствует глубокому его пониманию.

Идентификация также лежит в основе формирования идентичности (концепция Эрика Эриксона).

Ссылки

статьи
интернет-ресурсы

Составляющие идентификации

Когда человек отождествляет себя с кем-то, он примеряет на себя параметры той личности. Ориентируясь на них, бессознательно пытается превратиться в объект подражания, смотреть на мир его глазами. Психологи выделяют следующие составляющие идентификации в психологии:

  1. Перенос в свой внутренний мир ощущений объекта подражания, принятие его жизненных установок и ценностей.

  2. Проецирование той личности на себя. Человек начинает продолжать объект подражания собой, то есть отождествлять себя ему. Это способствует переносу на ту личность в себе собственного характера, эмоциональной составляющей, желаний и т. д.

  3. Попытка «прожить жизнь» объекта отождествления. То есть принятие и усвоение его поведенческого характера.

Деструкция и последствия

Эта проблема смены пола и пола поднимает понятие развоплощения и связанных с этим последствий. «Бестелесие» — это идея о том, что когда пользователь находится в сети, потребность в теле больше не требуется, и пользователь может участвовать отдельно от него. В конечном итоге это связано с чувством отстраненности от личности, определяемой физическим телом. В киберпространстве многие аспекты сексуальной идентичности размываются и определяются только пользователем. Поэтому возникают вопросы об истине, особенно в отношении онлайн-свиданий и виртуального секса . Как утверждает МакРэй, «виртуальный секс дает определенную свободу выражения, физического представления и экспериментирования, выходящих за рамки собственных реальных возможностей». В лучшем случае, это не только усложняет, но и радикально нарушает разделение между разумом, телом и собой так, как это возможно только при построении онлайн-идентичности.

Этническая идентичность

Этническая идентичность является производной от этноцентризма как принципа самоорганизации восприятия при выявлении им в окружающих тех или иных требующих этно-идентификации свойств. Этническая идентичность выражается в наборе поведенческих автоматизмов со свойственными им речевыми признаками и жестикуляцией. Она, соответственно, проявляется в ролевом репертуаре личности и формируется прежде всего на ранних этапах её социализации как то, что является общим для всех носителей данного языка и данной этнокультуры

Этническая идентичность привлекает всё большее внимание исследователей в современном мире с его все более усиливающимся смешением различных этносов как неоднозначном процессе, где действуют как центростремительные, так и центробежные силы.

Материалы словарной статьи словаря В. И. Даля показывают признаки «русского человека» как они осознаются самими русскими. Даль хорошо понимал, что в языке есть множество единиц, в которых закреплено понимание человеком своей культуры, в том числе при определении им своей этнической принадлежности.

Идентичность по видовым признакам

Под социальной идентичностью в психологии понимают склонность индивида относить себя к определенной группе «по интересам». Разберем особенности основных социальных групп подробнее.

По гендерному признаку

Не путать с половой и сексуальной. Когда говорят «гендер», подразумевают комплекс характеристик женского (феминного) и мужского (маскулинного) образа. Гендерная идентичность – это набор устоявшихся стереотипов и ожиданий со стороны социума о том, как обязан проявлять себя человек в зависимости от принадлежности к определенному полу. В реалиях данное соответствие не всегда находит свое отражение. Гендер – это не прямой посыл касательно сексуальной ориентации. Под гендерным самоопределением понимают роль, которую человек играет в обществе. В реалиях большинство мужчин и женщин соответствуют характеристикам своего пола.

По половому признаку

Здесь все проще и понятнее, поскольку пол человеку присваивается с рождения. Осознание принадлежности к полу впервые возникает у человека в 2-3 года. Именно тогда люди начинают понимать, в своем теле они родились или природа жестоко с ними пошутила.

Сексуальная идентичность

Здесь имеет место сексуальная ориентация (гетеросексуал, гегомосексуал, бисексуал). Как правило, свою принадлежность к одной из групп человек осознает в подростковом и юношеском возрасте.

Этническая идентичность

Все мы имеем глубокие генетические корни, национальность и родословную. Каждый человек принадлежит к определенной этнической группе, которая в своей основе зависит от культуры сословия и общества. Этническая идентичность проявляется на уровне ценностей, эмоций и когнитивного поведения.

Национальная идентичность

Эта сторона формируется по мере развития навыков социализации. Идентичность по национальному признаку напрямую зависит от правил общества, которое окружает человека. Они предполагают изучение родного языка, обычаев, манер поведения, других отличительных особенностей этноса. Так формируется менталитет личности. Стоит отметить, что национальная идентичность иногда сложно определяема по причине смешения нескольких национальностей.

Профессиональная идентичность

Определение у себя навыков и талантов, которые в будущем найдут прикладное применение, является сложным процессом. Определиться с профессией и успешно себя в ней реализовать удается не всем. Некоторые ошибочно полагают, что поиск призвания сопряжен исключительно с юным возрастом. Жизнь показывает, что профессиональное самоопределение не ограничивается возрастными рамками и может варьировать в зависимости от внешних обстоятельств и внутренних изменений. Сегодня смена рода деятельности – явление распространенное, благо для этого есть все условия и возможности.

Культурная идентичность

Ощущение принадлежности к традициям определенного сообщества. Индивид отождествляет себя с его взглядами на ценности, эстетику, атрибуты данной культуры и нормы поведения внутри нее. Яркий пример: современные молодежные субкультуры, в том числе и радикальные. Каждая из них имеет свою специфику, которая не позволяет слиться в толпе или спутать ее последователей с любой другой. Проблема культурной идентичности в обществе вызывает много вопросов в силу своей неоднозначности. Она неразрывно связана с этнической, религиозной, сексуальной и гендерной идентичностью, а эти составляющие нередко вступают в противоречие друг с другом.

Эго-идентичность и идентичность по признаку группы

Два этих фактора нельзя рассматривать по отдельности, поскольку их становление происходит одновременно. Идентичность по групповому признаку формируется с первых дней жизни человека. В детское сознание закладываются базовые навыки взаимодействия с окружающей действительностью. Первая контактная группа в жизни ребенка – его семья, затем друзья. Далее количество и направления контактных групп будут расширяться вместе с развитием коммуникабельности и кругозора ребенка.

Что касается эго-идентичности, параллельно с групповой, она позиционируется как ощущение твердой почвы под ногами. Если развитие происходит гармонично, в личность закладывается моральная и психологическая устойчивость, а также целостность (внутренний стержень). Наличие этих качеств обеспечивает нормальную самооценку собственной внешности, характера и поведения, а также психологическую стабильность личности.

Эго-идентичность формируется на протяжении всей жизни человека. Это происходит посредством возрастных кризисов. В свою очередь каждый из них ставит перед человеком выдвигаемую социумом задачу. Именно по этой причине эго- и групповую идентичности целесообразно рассматривать в комплексе.

Самоидентификация, что это. Почему так важно понять себя?

Понимание своей личности, мотивов и побуждений — ключ к решению многих проблем. Лишь зная себя, человек может учитывать свои потребности и желания, а это самый короткий путь к счастью. Достичь его случайно, не задумываясь о том, кто я, зачем я, куда я иду – наверное, возможно. Но мы таких примеров не встречали. Вместе с тем, понимание себя включает куда больше чем просто осознание того, чего хочешь от жизни.

Крайне желательно научиться:

  • слышать и понимать свои чувства, мотивы и мысли;
  • анализировать свой опыт и поступки, делать выводы;
  • намечать цели, которые будут способствовать личностному и духовному росту, достигать их.

Почему важно освоить три перечисленных выше навыка? Во-первых, это позволит объективно оценивать свои внутренние резервы и достигать желаемого наиболее оптимальным путём. Во-вторых, понимание себя поможет избежать ошибок в жизни, ситуаций, когда кажется, что наступаешь на одни и те же грабли

Анализ своих поступков — один из способов стать лучше, успешнее и счастливее.

В-третьих, все эти навыки помогут найти любимое дело или какие-либо другие возможности для самореализации. Это может быть семья, хобби, религия — что-то, что принесёт покой душе, привнесёт в жизнь особый смысл

Важно выстроить в голове определённый жизненный сценарий, который будет путеводной звездой, картой на пути к счастью

Итак, главное условие всестороннего развития личности — самопознание. Одним оно даётся просто, они любят вести диалог с собой, размышлять и анализировать. Другим же всё это настолько непривычно, что они не могут разобраться в себе без помощи психолога . Зависит это от темперамента, типа личности и установок, полученных в детском возрасте. В конце концов, со стороны увидеть всю картину действительно проще, чем вблизи, вот почему помощь квалифицированного психолога всегда будет востребована.

«Я» в различных проявлениях

Теперь рассмотрим проблему в несколько ином свете. В предыдущей части нас интересовала личностная идентичность, взгляд человека на себя в целом. Но также для каждого из нас характерна социальная идентичность личности, то есть идентификация с членом определенной социальной группы вплоть до «растворения» в ней.

Рекомендуем: Понятие асоциальности

Одной из важнейших в группе естественных становится половая идентичность, формирование идентичности этого типа определяется в первую очередь биологическими данными. С ней тесно связана гендерная идентичность, однако это не одно и то же. Гендерная идентичность представляет собой социально-психологическое самоопределение человека с точки зрения маскулинности и феминности (мужественности и женственности).

С маскулинностью отождествляются все те черты, которые культура традиционно приписывает мужчинам: жесткость, активность, стремление к лидерству и риску, логическое мышление, сосредоточенность на карьере. Нормативные образцы феминного поведения — это сострадание, мягкость, забота, эмоциональность, приоритет семейных ценностей и так далее.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Этническая идентичность подразумевает осознание человеком своей причастности к определенной народности, эмоциональное отношение к прошлому и настоящему народа, отделение его от других этносов. Этническая идентичность отделяется от этничности — объективной принадлежности к тому или иному народу (обусловленной языком, культурой, местом рождения и так далее). Понятно, что две эти категории далеко не всегда будут совпадать.

К этнической идентичности близка идентичность цивилизационная, хотя приравнивать их друг к другу ни в коем случае нельзя. Последняя представляет собой наиболее широкую категорию из всех социальных идентичностей и включает в себя и культурную, и национальную, и религиозную, и другие виды идентичностей, но к сумме их не сводится.

Структура идентичности по Э. Эриксону

Психоаналитик выделяет четыре составляющие идентичности, которые в симбиозе формируют общую структуру:

  1. Уникальность личности. Способность осознавать свою индивидуальность и опыт, которые выделяют человека как отдельную социальную единицу.
  2. Целостность. Ощущение человеком осмысленности, тождественности и слаженности со своим существованием. Целостность обеспечивает связь с опытом в прошлом, который переносится в настоящее и определяет будущее. Таким образом, человек понимает, каким он был и каким хочет стать.
  3. Единство. Внутренняя гармония личности, которая формируется из образов детства, переносимых во взрослую жизнь.
  4. Общественная солидарность. Поддерживание человеком идей определенного сообщества. Ожидание в свою сторону одобрения и поддержки со стороны группы-референта.

Если все эти элементы в структуре личности развиваются гармонично, преодоление кризисов происходит с относительной легкостью и продуктивно.

Страница научного издания Нового Завета. Евангелие от Иоанна, глава 3, стих 16: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную».

Что такое идентификация: определения

Что это? Идентификация – это в психологии процесс подражание индивида другому субъекту, группе, вымышленному персонажу (образу); процесс самоотождествления индивида с группой, образом, другой личностью. Идентификация – это, говоря простыми словами, поиск ответа на вопрос «Я такой же, как кто?».

Термин ввел З. Фрейд. Психолог рассматривал феномен в рамках психоанализа. Первое, что изучил Фрейд – отождествление ребенком себя с одним из родителей. Тогда же исследователь пришел к выводу, что идентификация всегда основана на страхе, тревоге. Отождествляя себя с более сильным, авторитетным лицом, индивид уменьшает дискомфорт, который испытывает.

Однако чуть позже автор выделил несколько видов идентификации:

  • первичная (ребенка с матерью);
  • отождествление с любимым лицом («хочу быть, как ты»);
  • отождествление с нелюбимым лицом (защитный механизм психики, «ты не обидишь такого же, как ты сам»);
  • отождествление при восприятии общности («встань на мое место», «а что бы он сделал», «что он подумал»).

Со временем понятие стали использовать в более широком смысле. Согласно ему, идентификация личности – это подражание, эмоциональное слияние с кем-либо. Однако некоторые психологи до сих пор придерживаются психоаналитической теории, утверждая, что это защитный механизм, выработанный эволюцией, помогающий в адаптации. Рассмотрим подробнее современные определения и выясним, что значит идентификация в психологии.

Значение слова «идентификация»

Название образовано от латинского indentifico, что означает «отождествлять». Отождествление – это установление соответствия, схожести между двумя или более объектами.

Понятие идентификации

Согласно определениям из разных словарей, идентификация – это:

  • отождествление, опознание объектов (энциклопедический словарь);
  • сравнение с эталоном, опознание личности для судебных разбирательств (бизнес-словарь);
  • подсознательное отождествление себя с другим лицом, чаще родителем (психиатрический словарь);
  • механизм психологической защиты, при котором индивид уподобляется своему обидчику, отождествляет себя с ним (психологический словарь);
  • защитный механизм психики, при котором слабый человек перенимает опыт, черты сильного лица (психологический словарь).

В социологии под идентификацией понимают процесс отождествления индивидом себя с какой-то группой, другим лицом. Это хорошо заметно на примере молодежных субкультур. Индивид копирует внешние атрибуты, поведение, ценности, убеждения, интересы группы.

Этническая идентичность

Этническая идентичность — это производная от этноцентризма, как принципа самоорганизации восприятия при выявлении им в окружающих определенных свойств, требующих этно-идентификации. Этническая идентичность выражена в наборе поведенческих автоматизмов с жестикуляцией и речевыми признаками, свойственными им. Она, соответственно, проявляется в ролевом репертуаре личности и прежде всего формируется на ранних стадиях ее социализации как то, что общее для всех носителей этого языка и этой этнокультуры

Этническая идентичность в современном мире привлекает всё большее внимание исследователей с его все более усиливающимся смешением разных этносов, как неоднозначном процессе, где действуют как центробежные, так и центростремительные силы

Мы коротко рассмотрели идентичность: типы, использование. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.

Что такое идентичность: определение

Это самоидентификация, способность личности определять свою принадлежность к какой-либо группе. Социальная идентичность важна для развития и становления личности. Без самоопределения мы не можем двигаться вперед, жить среди людей, жить в гармонии с собой. Рассмотрим подробнее понятие и определение.

Понятие идентичности

Что это, согласно Википедии? Это свойство психики в сжатом виде выражать для человека, как он представляет свою принадлежность к разным группам и общностям.

Идентичность в психологии – это осознание личностью своей принадлежности к какой-либо социальной позиции, роли, группе людей. Это помогает индивиду в следующем:

  • находить баланс между личным и общественным;
  • объединять свой опыт и опыт общества;
  • охранять свою цельность и неизменность, несмотря на перемены во внешнем мире.

Проще говоря, идентичность – это отношение человеком себя к какой-то группе или какому-то человеку. Индивид воспринимает себя как такого же, как кто-то. Он выражает это не только на внутреннем уровне, но и на уровне внешности, поведения и т.д.

Формирование идентичности

Согласно теории Эриксона, формирование обусловлено разрешением возрастных кризисов. Каждое из благополучных разрешений дает новую Эго-силу субъекта. Если конфликт разрешается неблагополучно, то возникают проблемы с самоопределением. Обычно мы называем это «запутался в себе».

Рассмотрим кризисы, о которых говорил Эрик Эриксон:

  1. До 1 года. Это кризис доверия-недоверия. Сила при благоприятном разрешении кризиса – надежда. Ребенок ищет ответ на вопрос «Могу ли я доверять миру?».
  2. От 1 до 3 лет. Сопротивление независимости (автономности) и чувства стыда. Сила при благоприятном разрешении – воля. Ребенок ищет ответ на вопрос «Могу ли я управлять своим телом и поведением?».
  3. От 4 до 6 лет. Противоречие инициативы и чувства вины. Сила при благоприятном разрешении – целеустремленность. Ребенок ищет ответ на вопрос «Могу ли я быть независимым от родителей, самостоятельно открывать и развивать свои возможности».
  4. От 7 до 12 лет. Кризис трудолюбия и чувства неполноценности. Сила при благоприятном разрешении – уверенность в себе. Ребенок ищет ответ на вопрос «Способен ли я…?».
  5. От 13 до 19 лет. Кризис эго-идентичности и смешения ролей. Сила при благоприятном разрешении – верность. Подросток (юноша) ищет ответ на вопрос «Кто я, какой я?».
  6. От 20 до 25 лет. Кризис интимности и изоляции. Сила при благоприятном разрешении – любовь (способность любить). Молодой человек ищет ответ на вопрос «Могу ли я выстраивать близкие отношения?».
  7. От 26 до 64 лет. Кризис продуктивности и застоя. Сила при благоприятном разрешении – забота. Человек ищет ответ на вопрос «В чем смысл моей жизни? Чего я достиг и чего еще хочу достичь?».
  8. От 65 до смерти. Кризис целостности и чувства безысходности (отчаяния). Сила при благоприятном разрешении – мудрость. Человек отвечает на вопрос «Был ли смысл в моей жизни? Доволен ли я ей?».

Разрешение конфликта зависит от развития личности на предыдущем этапе и от общего духовного уровня общества, в котором живет субъект.

Структура идентичности

Э. Эриксон выделил четыре элемента в структуре:

  1. Индивидуальность. Человек осознает, что он и его опыт уникален, он воспринимает себя как отдельную, независимую единицу общества.
  2. Тождественность, целостность. Человек ощущает осмысленность и слаженность жизни. Он видит и принимает связь между прошлым, настоящим, будущим, между тем, каким он был и каким хочет стать.
  3. Синтез. Ощущение внутренней гармонии, единство и синтез образов из детства и настоящего.
  4. Социальная солидарность. Человек разделяет идеи общества и отдельной группы, к которой относит себя. Он ожидает признания, уважения, поддержки со стороны референтной группы. Он рассчитывает, что ее участники оценят его причастность.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector