Что такое грамматика: понятие, состав, направления

Содержание:

3 класс

  • Русский язык 3 класс

    Авторы:

  • Русский язык 3 класс

    Авторы:

  • Русский язык 3 класс

    Авторы:

  • Русский язык 3 класс

    Авторы:

СЕРТИФИКАТ Международного образца ICE и ICTA,

Проекты по теме:

Рентгенодиагностика дисплазии тазобедренных суставов у детей

Как подтянуть русский язык без репетитора

Предположим лучший вариант развития событий: у вашего ребенка нет никаких логопедических проблем, а в семье — культ чтения. Все это не означает, что чадо станет грамотным само собой. Процесс необходимо контролировать и направлять.

До школы

  1. При чтении вслух четко проговаривайте все слова.
  2. Разговаривайте с ребенком больше. Каждый раз, когда читаете сказки, ведите беседу: кто главный герой, где живет, что делает… И следите, чтобы ребенок отвечал не односложно, а предложения строил логически.

Начальная школа

  1. В 1-м классе смотрим, в каких словах ребенок ошибается, и всегда делаем работу над ошибками.
  2. Ставим задачи: найти в тексте, например, имена собственные (в том числе клички животных, названия городов). Спрашиваем: «А как бы ты их написал?»
  3. Во 2–3-м классе все то же, но просим найти еще и, например, все прилагательные. Или все слова с безударной гласной и т. п.
  4. Для закрепления пройденного полезно так называемое «письмо с дырками». То есть слова, в которых ударные гласные и гласные, в которых ребенок уверен, пусть он пишет, а те, в которых сомневается, пропускает. Чтобы потом подумать, подобрать проверочные однокоренные слова. Например, мол…ко. Проверочное слово «молочный». Это отличный прием для выработки самоконтроля.
  5. Когда устраиваете домашние диктанты, сначала обязательно прочитайте текст вслух и попросите ребенка закрыть глаза и, слушая, представить то, о чем говорится в тексте. И только потом начинать писать.

Средняя школа

  1. Величайшая ошибка родителей часто болеющих детей (а сегодня таких — большинство) — забывать о том, что домашнее задание — это лишь треть от того, что ученики проходят в классе. То есть просто выполнить все, что задали на дом, совершенно недостаточно: надо выполнить и все упражнения, которые есть в учебнике по пропущенной теме.

И вообще, золотое правило отличника: лучше всех экзамены сдает не самый способный, а самый усердный. То есть тот, кто не ленится выполнять всю рутину ежедневных заданий. Тогда правила правописания будут соблюдаться автоматически. Тем более что действительно сложных среди них не так много. И если они не даются, надо обратиться за помощью к учителю.

  1. Как и в начальной школе, работа над ошибками остается важнейшим оружием в борьбе с безграмотностью. Она должна быть неизбежно и обязательно! У хорошего учителя все ученики заводят специальную тетрадочку, куда выписывают слова, в которых сделали ошибки. Потом из этих слов составляются диктанты: вполне достаточно писать их 2 раза в неделю по 5 минут.

Пылесошу

Многие думают, что у этого слова нет формы первого лица единственного числа — как у «победить» и «убедить». Некоторые словари (например, Р. И. Аванесова, И. Л. Резниченко) утверждают, что это и правда так. Однако в других можно найти аж два варианта: «пылесосю» и «пылесошу». В словаре К. С. Горбачевича первую форму сопровождает помета «не рекомендуется», а вторая указана как нейтральная.

Наличие варианта «пылесошу» без всяких помет в нескольких словарях позволяет Научно‑информационный «Орфографический академический ресурс АКАДЕМОС» Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН считать его вполне допустимым. А издание М. В. Зарвы «Русское словесное ударение», между прочим, адресовано работникам радио и телевидения.

Первые грамматики славянского языка


«Грамматика» Смотрицкого. Издание 1721 года. Москва

Долгое время основой книжной учености и словесности были старославянский язык (в разных изводах), поэтому книжники в первую очередь создавали грамматики церковно-славянского языка для обучения в церковных учебных заведениях (монастырских или братских школах и гимназиях). Первой печатной грамматикой славянского языка можно считать вышедшую в 1591 году во Львове «Грамматику доброглаголиваго эллино-словенскаго языка». В 1594 году в Вильне была издана «Грамматика словенска» Лаврентия Зизания. Она множество раз перепечатывалась: в 1621 в Вильне, а в 1649 году и в Москве.

В 1619 году близ Вильны была напечатана знаменитая грамматика Мелетия Смотрицкого, которая на многие годы являлась главным учебником церковно-славянского языка. По этому учебнику, в частности, учился Ломоносов.[источник не указан 1512 дней]

Учим правила школьной программы по русскому — весело: запоминалки

Ребенок с неприятным упорством забывает правила и лепит ошибку на ошибке? Не сорваться и не отругать его при этом очень сложно. Но сдерживаться придется: все равно от крика пользы не будет, а нетерпимость в этом вопросе — плохой помощник. Поверьте, чем веселее борьба, тем легче выиграть.

Русский язык ведь очень логичный. Возьмем для примера все ту же Агриппину Саввичну: что у нее на носу — веснуски или веснушки? И сразу понятно, почему пишется «веснушчатая». Опытный педагог знает: если дети посмеются над ошибкой, на будущее наверняка запомнят правильное правописание слова.

А как запомнить все глухие согласные? Попробуйте вызубрить с — т — п — к — х — ч — ш — щ — ц — ф

Трудновато, да? Внимание — включаем фантазию, и вот уже: «Степка, хочешь щец? — Фи!» Тут они все, и запомнить несложно

А, например, словосочетание «Зося ждет» включает в себя все согласные, после которых следует ставить суффикс -чик-.

Не уверены, как пишутся слова «мужчин» и «женщин»? Включите домостроевскую логику: «мужу — чин, жене — щи». Точно не ошибетесь! Обычно дети от таких педагогических хитростей приходят в восторг.

Что еще помогает подружиться с родным языком?

  • Поработайте со словом, в котором постоянно делаете ошибку: несколько раз напишите его, выговорите по слогам, раскрасьте букву, в которой ошибаетесь.
  • Анаграммы, кроссворды, шифры, шарады, ребусы превосходно развивают наши интеллектуальные способности.
  • Простая и забавная игра: один человек зачитывает из словаря определение, а другие должны идентифицировать слово.
  • Запишите свою речь на диктофон (а еще лучше — создайте видеоклип). Велика вероятность, что, послушав себя со стороны, обнаружите, что совершаете множество речевых ошибок: неправильно строите предложения или используете слова-паразиты.

Бра́чащиеся

Сторонникам «брачующихся» это слово кажется странным, но оно соответствует правилам русского языка. Это причастие, которое произошло от устаревшего «бра́читься» («сочетаться браком»). От глаголов второго спряжения причастия образуются с помощью суффикса «-ащ-»/«-ящ-». Ударение сохраняется на корне.

Однако ещё в первой половине ХХ века использовались «Сплетенье линий, лепет пятен, мельканье брачущихся пар» три формы: «бра́чащиеся», «брачу́ющиеся» и «бра́чущиеся». Последняя давно перестала употребляться. С 1956 года нормой считалась только первая. Но вариант «брачующиеся» оказался очень живучим, в разговорной речи он преобладал, поэтому с 1990‑х годов появился в словарях.

Какие‑то составители словарей отдают предпочтение победителю, какие‑то — устаревающей норме, а какие‑то Проверка слова: брачующиеся, Проверка слова: брачащиеся указывают оба слова.

Правописание чередующихся гласных в корнях слов

Если за корнем следует суффикс -а-, в корнях с чередующимися е(и) пишется и, а в корнях -лож-(-лаг-) и -кос-(-кас-) пишется а.

В корне гор-(гар-) в безударном положении пишется о. Исключения: выгарки, изгарь, пригарь (специальные и диалектные слова).

В корнях клон-(клан-), твор-(твар-) в безударном положении пишется о.

В корне зор- в безударном положении пишется а. Исключение: зоревать.

В корне -рос-(-раст-) перед ст и щ пишется а. Исключения: отрасль, росток, выросток, ростовщик, Ростов, Ростислав, Ростокино.

В корне -скоч-(-скак-) перед ч пишется о, перед к пишется а. Исключения: скачок, скачу.

От значения зависит правописание о и а в корнях -мок-(-мак-) и -ровн-(-равн-):-мок- — в значении «пропускать жидкость»;-мак- — в значении «опускать в жидкость»;-ровн- — в значении «гладкий», «ровный»;-равн- — в значении «одинаковый, тождественный»

В корне -плав- всегда пишется а: плавать, плавучесть. Исключения: пловец, пловчиха, плывун.

[править] Части речи

 → Части речи в русском языке

В русском языке традиционно выделяются 10 частей речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие, предлог, союз, частица, междометие. Первые 6 из них — знаменательные; предлоги, союзы и частицы — служебные; междометия не относятся ни к одному из этих классов. Иногда особыми частями речи считают причастие и деепричастие. Некоторые грамматисты выделяют также категорию состояния.

Части речи выделяются как по морфологическим (особенности словообразования и словоизменения) и синтаксическим (особенности роли в предложении), так и по семантическим признакам. В различных категориях преобладают различные критерии. Так, существительные, прилагательные и глаголы имеют чёткие морфологические признаки, отделяющие их от других частей речи. В то же время, например, местоимения разделяются на несколько классов, морфологически близких к существительным, прилагательным и наречиям, поэтому выделяются за счёт особенностей своей семантики.

Сборник грамматических правил английского языка и упражнений к ним

На страницах блога публиковались и продолжают публиковаться правила английской грамматики, упражнения и тесты к ним. А еще я планирую publish серию видео, чтобы ваше обучение стало еще интереснее.

Здесь же я собрала все воедино, чтобы вам было удобнее. Сначала идет правило, потом упражнения по нему, а потом тест. Переходите по соответствующим ссылкам, изучайте и практикуйте.

Алфавит

  • Числа и цифры
  • Тест
  • Глагол to be (простые правила + упражнения)
  • Тест
  • Глагол to be в прошедшем времени (правила + упражнения)
  • Тест
  • Структура There is, There are, There was, There were.
  • Упражнения
  • Тест
  • Местоимения (личные, притяжательные, указательные и возвратные) 
  • Упражнения
  • Тест 1    Тест 2     Тест 3    Тест 4    Тест 5
  • Множественное число существительных
  • Упражнения
  • Тест
  • Притяжательный падеж существительных (Ann’s, sister’s…)
  • Упражнения
  • Тест
  • Исчисляемые и неисчисляемые существительные
  • Упражнения
  • Тест
  • Be going to…
  • Упражнения
  • Тест
  • Артикли в английском
  • Упражнения
  • Тест
  • Артикль  a/an
  • Упражнения
  • Тест 
  • Артикль  the
  • Упражнения
  • Тест 
  • Артикли с географическими названиями
  • Упражнения
  • Тест 
  • Глаголы
  • Упражнения
  • Тест
  • Неправильные глаголы 
  • Упражнения
  • Тест
  • Модальные глаголы
  • Упражнения
  • Тест
  • Образование прилагательных (правила + упражнения)
  • Тест
  • Степени сравнения прилагательных (правила + упражнения)
  • Тест
  • Some,  Any,  No
  • Упражнения 
  • Тест
  • Much, Many, Few, Little (правила + упражнения)
  • Тест
  • Наречия
  • Упражнения
  • Тест
  • Степени сравнения наречий 
  • Упражнения 
  • Тест
  • Предлоги
  • Упражнения
  • Тест 1    Тест 2    Тест 3    Тест 4
  • Порядок слов в предложении
  • Упражнения
  • Тест
  • Глагол связка  to be
  • Упражнения
  • Тест
  • Типы вопросов 
  • Упражнения 
  • Тест
  • Общий вопрос
  • Упражнения 1     Упражнения 2
  • Тест
  • Специальный вопрос
  • Упражнения
  • Тест
  • Разделительный вопрос, или вопрос-хвостик) (правила + упражнения)
  • Тест
  • Альтернативный вопрос
  • Упражнения
  • Тест
  • Вопрос к подлежащему
  • Упражнения
  • Тест
  • Время Present Simple (правила + упражнения)
  • Тест 1     Тест 2    Тест 3    Тест 4
  • Время Present Continuous
  • Упражнения
  • Тест 1    Тест 2
  • Время Present Perfect
  • Упражнения
  • Тест 1    Тест 2
  • Время Present Perfect Continuous
  • Упражнения
  • Тест
  • Время Past Simple
  • Упражнения
  • Тест
  • Время Past Continuous
  • Упражнения
  • Тест 1    Тест 2
  • Время Past Perfect
  • Упражнения
  • Тест 1     Тест 2
  • Время Past Perfect Continuous
  • Упражнения
  • Тест
  • Время Future Simple
  • Упражнения
  • Тест
  • Время Future Continuous
  • Упражнения
  • Тест
  • Время Future Perfect
  • Упражнения
  • Тест
  • Время Future Perfect Continuous
  • Упражнения
  • Тест
  • Страдательный залог
  • Упражнения
  • Тест
  • Производные Something, Somebody, Anything…
  • Упражнения
  • Тест
  • Относительные местоимения
  • Упражнения
  • Тест
  • Вопросительные местоимения
  • Упражнения
  • Тест
  • Неопределенные местоимения
  • Упражнения
  • Тест
  • Инфинитив
  • Упражнения
  • Тест
  • Герундий
  • Упражнения
  • Тест
  • Сложные предложения
  • Упражнения
  • Тест
  • Причастие
  • Упражнения
  • Тест
  • Прямая и косвенная речь
  • Упражнения
  • Тест
  • Условные предложения (if…)
  • Упражнения
  • Тест

Морфология русского языка

Замечание 1

Морфология занимается изучением слова, его строения и морфологических признаков.

Морфология для русского языка имеет большое значение, потому что он характеризуется преимущественным выражением грамматического значения слова через его морфемы и образованием словоизменительной формы посредством изменения морфем.

Основной характеристикой слова в русском языке является его причисление к определенному грамматическому классу – части речи. У слов, которые принадлежат одной части речи, наблюдается общность грамматического значения, морфологических признаков и синтаксических функций.

В русском языке выделяют три типа части речи: самостоятельные, служебные и междометия.

Самостоятельными частями речи, которые обозначают явления окружающей действительности, являются:

  • имя существительное, которое обозначает предмет или лицо (отвечает на вопросы «кто?», «что?»); оно может быть характеризировано по таким морфологическим категориям, как род (мужской, женский, средний), число (единственное, множественное), падеж (именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный);
  • имя прилагательное, которое выражает непроцессуальный признак предмета или лица (отвечает на вопрос «какой?»); оно может быть характеризировано по роду, числу, падежу, а также по степеням сравнения (положительная, сравнительная, превосходная);
  • имя числительное, которое обозначает количество (отвечает на вопросы «сколько?», «который?»); оно изменяется по падежу и роду;
  • глагол, который выражает действие, состояние, процесс (отвечает на вопросы «что делать?», «что сделать?»); он может спрягаться по числу, роду, а также по виду (совершенный, несовершенный), наклонению (изъявительное, условное, повелительное), залогу (действительный, страдательный), времени (настоящее, прошедшее, будущее), лицу (первое, второе, третье);
  • наречие, которое обозначает непроцессуальный признак действия, предмета, качества, свойства (отвечает на вопросы «как?», «когда?», «где?» и др.); является неизменяемой частью речи;
  • местоимение, которое указывает на предмет/лицо; характеризуется так же, как и существительное, и отвечает на его вопросы.

Кроме рассмотренных частей речи некоторые ученые-лингвисты дополнительно выделяют еще две самостоятельные части речи: причастия (обладает признаками глагола и прилагательного) и деепричастия (обладает признаками глагола и наречия). Однако большинство считает их особой разновидностью глагола.

Служебные части речи указывают на отношения, существующие между явлениями окружающей действительности. К ним относятся:

  • предлог, который выражает отношения подчинения между частями предложения (чаще всего представленные существительными);
  • союз, который выражает связь между членами предложения и простыми предложениями;
  • частица, которая выражает синтаксические и модальные значения предложения, а также образует аналитические формы слова.

Междометия представляют собой особую группу слов, которыми передаются чувства говорящего (например, «Ох!», «Ай-яй-яй!» и др.).

Примечания

  1. Существительное / В. М. Живов //  :  / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  2. Валгина Н. С. Современный русский язык

Литература

  • Грамматика // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Виноградов В. В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. — М., 1947;
  • Кузнецов П. С. О принципах изучения грамматики. — М., 1961;
  • Блумфилд Л. Язык. Пер. с англ. — М., 1968, с. 165—310;
  • Булыгина Т. В. Грамматика // БСЭ. Изд. 3. Т. 7. — М., 1972;
  • . Введение в теоретическую лингвистику. Пер. с англ. — М., 1978, с. 146—423;
  • . Язык и лингвистика. Пер. с англ. — М., 2004, с. 96-127;
  • Маслов Ю. С. Введение в языкознание. Изд. 2-е. — М., 1987, с. 125—185, 210—213;
  • Современные зарубежные грамматические теории. — М., 1985;
  • Адмони В. Г. Грамматический строй как система построения и общая теория грамматики. — М., 1988;
  • Шведова Н. Ю. Грамматика // Лингвистический энциклопедический словарь. — М., 1990, с. 113—115;
  • Арно А., Лансло К. Всеобщая рациональная грамматика. Пер. с франц. — Л., 1991;
  • Тестелец Я. Г. Введение в общий синтаксис. — М., 2001;
  • Бондарко А. В. Теоретические проблемы русской грамматики. — СПб., 2002;

Русские грамматики на русском языке

XVIII век

«Российская грамматика» Михаила Ломоносова

Немецкое издание нем. Russische Grammatik грамматики Ломоносова

Первую попытку систематизировать знания о русском языке и составить русскую грамматику для русских предпринял русский учёный-полимат Василий Адодуров (1709—1780). В своём трактате, написанном им предположительно в 1739—1740 годах, он описывал прежде всего правила орфографии и пунктуации и употребление тех или иных букв, однако в ней содержались некоторые замечания по поводу произношения, склонения, спряжения, синтаксиса. Трактат являлся расширенным вариантом его заметки о русском языке, изданной в 1731 году. Трактат Адодурова был переведен на шведский язык Михаилом Грёнингом и издан в 1750 году. Однако работа Адодурова так и осталось незавершённой и неизданной, и была практически забыта, а перевод Грёнинга был малоизвестен. Более чем через 200 лет научное издание найденной рукописи было предпринято Борисом Успенским.

Однако первой печатной русской грамматикой на русском языке была «Российская грамматика» Михаила Ломоносова (1711—1765), опубликованная в 1755 году. В ней впервые со всей полнотой описывался русский язык того времени, впервые фактически устанавливалась норма литературного языка. Она была разделена на несколько тематических глав: о человеческом слове вообще, о чтении и правописании, об имени, о глаголе, о служебных частях речи, о сочинении частей слова (то есть синтаксисе). Она была по достоинству оценена соотечественниками и множество раз переиздавалась. Грамматика Ломоносова оставалась важнейшим справочником русского языка на протяжении XVIII века. В 1764 году работа Ломоносова была переведена на немецкий язык и вышла под названием нем.  Rußische Grammatick verfaßet von Herrn Michael Lomonoßov.

В 1771 Антоном Барсовым (1730—1791) была составлена книга «Краткие правила российской грамматики». Из всех работ того времени она являлась наиболее полным описанием русского языка и вместе с тем уникальным произведением русской лингвистической мысли. Однако она, так же как и грамматика Адодурова, осталась в рукописи и была опубликована лишь в 1981 году.

Кроме того, в XVIII веке было создано несколько примечательных произведений, посвященных русскому языку. Например, в 1769 году Кургановым была издана «Российская универсальная грамматика» или «Письмовник». Она помимо общедоступных объяснений русской грамматики имела приложения с разными учебными и назидательными текстами, баснями и т. п. Несмотря на свою неполноту, эта книга выдержала 18 переизданий и была популярным учебным пособием по русскому языку тех времён.

XIX век

Начало века ознаменовалось выпуском Императорской академией наук в 1802 году академической грамматики. Так же как и другие, она делилась на несколько частей: орфография, грамматика, синтаксис. Грамматика выдержала 3 издания.

XIX век в целом охарактеризовался расцветом отечественной филологии и прежде всего русистики. Одна за другой издаются очень подробные грамматики и научные работы по русскому языку. Особое значение в первой половине XIX века имели труды Н. И. Греча (1787—1867). В 1827 году им была выпущена «Пространная грамматика Русского языка» (позже была переведена на французский язык), «Практическая грамматика русского языка», а также сокращённая «Краткая русская грамматика». Кроме того он написал несколько учебных пособий по русскому языку.

Почти параллельно с Гречем в 1830 году известным языковедом А. Х. Востоковым (1781—1864) была издана «Русская грамматика».

Части речи в грамматике английского языка

В зависимости от функции в предложении, слова относят к той или иной части речи (part of speech). В английском языке 8 частей речи.  Всего лишь выучив их названия, вы, конечно же, не станете профессором грамматики английского языка. Зато вы составите базовое представление об английском языке и будете готовы приступить к чтению других статей на нашем сайте — а уж эти статьи помогут вам значительно продвинуться в изучении грамматики английского языка.

Запомните: если предложение состоит из одного слова, в роли этого слова может выступать только междометие (interjection).

Другие части речи, — существительные (nouns), местоимения (pronouns), глаголы (verbs), прилагательные (adjectives), наречия (adverbs), предлоги (prepositions) и союзы (conjunctions), — выступают в сочетаниях. Чтобы понять, к какой части речи отнести слово, мы должны посмотреть не только на само слово, но и на его значение, место и роль в предложении.

Рассмотрим три предложения:

  1. Jim showed up for work two hours late. (Джим показался на работе на два часа позже).
    Здесь work — это то, ради чего Джим-таки явился на службу.
  2. He will have to work overtime. (Ему придется поработать сверхурочно).
    А здесь work — это действие, осуществлять которое будет Джим.
  3. His work permit expires in March. (Его разрешение на трудоустройство истекает в марте).
    Наконец, тут work обозначает признак существительного permit.

В первом предложении слово work выступает в роли существительного, во втором — глагола, а в третьем — прилагательного.

Надеемся, вы еще не запутались? Давайте посмотрим, какие функции выполняют 8 частей речи в английском языке.

Часть речи

Основная функция

Примеры

существительное

называет одушевленный объект, место или предмет

pirate, Caribbean, ship
(пират, Карибы, корабль)

местоимение

замещает существительное

I, you, he, she, it, ours, them, who
(я, ты. он, она, оно, наш, их, кто)

глагол

выражает действие или состояние

sing, dance, believe, be
(петь, танцевать, верить, быть)

прилагательное

обозначает признак существительного 

hot, lazy, funny
(горячий, ленивый, смешной)

наречие

обозначает признак глагола,  прилагательного
или другого наречия

softly, lazily, often
(нежно, лениво, часто)

предлог

показывает отношения между существительным (местоимением) и другими словами в предложении

up, over, against, for
(вверх, через, против, для)

союз

соединяет слова, части сложного предложения и простые предложения в составе сложного

and, but, or, yet
(и, но, или, еще)

междометие

выражает эмоции

ah, whoops, ouch
(а! ой!)

NB! Артикли (the, a/an) когда-то считались отдельной частью речи. Сейчас их чаще причисляют к категории определяющих слов или детерминативов (determiners).

Что такое морфология в русском языке? Основные понятия

Предмет морфологии

Язык как наука – это сложная комбинация различных по свойствам и величинам элементов.

Наименьший строительный материал такой системы – слово, которое обладает и меняет не только своё лексическое значение (то есть смысл), но и грамматическое – падеж, число, род.

В отличие от значения лексического, грамматическое присуще некоторому количеству словоформ, объединённых однородным признаком, например временем глагола или числом имён существительных.

Грамматическое значение слова – это то, что изучает морфология в русском языке. Поскольку она заинтересована в технических характеристиках слова, немаловажным будет в рамках данного направления языкознания представление и о частях речи. Это также немаловажный для изучения морфологией предмет.

Языкознание насчитывает порядка десяти основных разделов, изучающих с различных углов зрения русский язык. Морфология, орфография, морфемика, словообразование, лексикография и орфоэпия – науки, специализирующиеся на слове как основном объекте исследования.

Морфология находится в неразрывной связи с другими науками о языке. Поскольку слово являет собой неразделимую связь лексического и грамматического значений, невозможно рассматривать его словоформы в отрыве от особенностей семантики – предмета изучения лексикологии.

Орфография, подобно морфологии, заинтересована в грамматическом значении слова, поскольку исследует правильное написание слов. Например, чтобы применять правило о чередовании гласных в корне, стоит учитывать часть речи слова.

Синтаксис ориентируется на правила составления предложений и словосочетаний, состоящих опять же из слов с конкретным лексическим и грамматическим значением.

Понятийный аппарат морфологии

Что такое морфология? В русском языке используются термины «словоформа» и «лексема» для определения слова как единицы морфологического анализа. Словоформа – это слово с конкретным набором грамматических характеристик в тексте. Лексема – это совокупность словоформ с одинаковым лексическим значением.

Формы слова упорядочены в языке посредством парадигмы – перечня всех словоформ, представленных в виде схемы. Парадигмы бывают именными и глагольными. К первому типу относятся категории полноты/краткости формы, склонения и степеней сравнения прилагательных. Вербальные парадигмы иллюстрируют формоизменение глаголов по наклонениям, числам, лицам и временам.

Ещё одна разновидность парадигм – полные и неполные. В первом случае слово обладает всеми возможными словоформами, как, например, «дом», «поле», во втором – не всеми.

Слова, которые употребляются исключительно во множественном числе (очки, каникулы), имеют неполную парадигму, поскольку лишены форм падежей в единственном числе. А слова строго единственного числа уменьшают свою парадигму на шесть падежных форм множественного числа.

Избыточной называется парадигма, количество словоформ в которой превышает их число в полной. Такое бывает со словами, обладающими вариативными формами: от глагола «брызгать» можно образовать в настоящем времени две формы – «брызгает» и «брызжет».

Избыточная парадигма возникает чаще всего из-за того, что старая форма слова осталась в употреблении, в то время как образовался новый инвариант.

Ещё один вид парадигмы – перекрещивающаяся. Она возникает в случае, если формы парадигмы одного слова частично совпадают с той же парадигмой другого слова. Наиболее распространена она среди прилагательных мужского и среднего рода.

Морфология в школе преподносится в несколько этапов на различных стадиях обучения. Первое знакомство происходит ещё в начальной школе, когда изучаются значимые части слов и основные части речи. Постепенно вводятся сведения о парадигмах, которые являются базой для обучения морфологии, специализирующейся на анализе различных частей речи.

Что такое морфология в русском языке? Такая научная постановка вопроса присуща курсу 7-8 классов, когда более досконально рассматриваются все части речи. Учащиеся изучают грамматические признаки именных, глагольных и далее – служебных частей речи.

Морфология в курсе русского языка школы – один из важнейших разделов, сосредотачивающий на себе большое количество академических часов. Поскольку школьное образование ориентировано на развитие коммуникативных навыков у детей, представление об устройстве родного языка и его функционировании является немаловажным условием успешной реализации речевой компетенции.

Буквы, правила чтения и транскрипция

Как можно выучить английскую грамматику, не зная даже правил произношения. Начнем именно с них. Правила чтения букв в английском – тема достаточно обширная, так как при определенном сочетании их произношение может меняться. Однако не будем уходить слишком глубоко и рассмотрим стандартное произношение букв, которых в английском, кстати говоря, 26

При освоении темы произношения особое внимание уделяется транскрипции, которая, как правило, указывается в квадратных скобках:

Буква Транскрипция Произношение
 1 A a эй
 2 B b би
 3 C c си
 4 D d ди
 5 E e и
 6 F f эф
 7 G g джи
 8 H h эйч
 9 I i ай
 10 J j джей
 11 K k кей
 12 L l эл
 13 M m эм
 14 N n эн
 15 O o оу
 16 P p пи
 17 Q q кью
 18 R r а
 19 S s эс
 20 T t ти
 21 U u ю
 22 V v ви
 23 W w дабл-ю
 24 X x экс
 25 Y y уай
 26 Z z зед

Времена в английском языке: группа Perfect

Perfect

(Совершенное)

Present (Настоящее)

Past (прошедшее)

Future (будущее)

+ have / has + V3 had + V3 will + have + V3
have / has + not + V3 had + not + V3 will + not + have + V3
? Have / Has … V3? Had … V3? Will … have V3?

Present Perfect

Present Perfect или настоящее совершенное время – время в английском языке, используемое для выражения действий, которые завершились к настоящему моменту. Оно отличается от простого прошедшего времени тем, что здесь делается акцент на результат в настоящем, которое вызвало совершенное действие в прошлом.

Для образования этой временной формы требуется вспомогательный глагол have, который меняется на has для третьего лица. А вот с глаголами, употребляющимися в роли смысловых, не все так просто. За них отвечают причастия прошедшего времени. Причастие может образовываться двумя способами:

Если глагол правильный, то достаточно добавить окончание –ed:

Инфинитив Причастие прошедшего времени
evaluate

(оценивать)

evaluated

(оцененный)

Если глагол неправильный, то его третья форму просто нужно заучить. Пример для сравнения:

Инфинитив Причастие прошедшего времени
begin

(начать)

begun

(начатый)

Примеры предложений:

 

+

The son has broken the window with a ball. Сын разбил мячом окно.
My children have already made the list of presents. Мои дети уже составили список подарков.
I have heard this story many times. Я слышал эту историю много раз.
 

I have not (haven’t) hurt people ever. Я никогда не причинял боль людям.
She has not (hasn’t) decided yet. Она пока еще не приняла решение.
They haven’t learnt these formulas by heart; that’s why I’m sure they have written cheat sheets Они не выучили эти формулы наизусть, поэтому я уверена, что они написали шпоры.
Has she been to Europe? Она была в Европе?
Have you ever watched an eclipse? Вы когда-нибудь наблюдали затмение?
Have they met him yet? Они уже встречались с ним?

Past Perfect

Past Perfect или прошедшее совершенное время используется, чтобы показать, что какое-то действие совершилось до конкретного момента в прошлом. Образуется оно с помощью вспомогательного глагола had и все тех же причастий прошедшего времени:

 

+

I had prepared a surprise for my children by 7 o’clock in the evening. Я приготовил сюрприз для детей к 7 часам вечера.
We had considered all suggestions by Friday. Мы рассмотрели все предложения к пятнице.
I wanted to visit her but she had moved already. Я хотел навестить ее, но она уже переехала.
 

She had not (hadn’t) spent too much time before she understood the concept. Она потратила не слишком много времени, прежде чем поняла концепцию.
They hadn’t finished the construction by the deadline. Они не закончили строительство к крайнему сроку.
We hadn’t published the magazine by Monday. Мы не опубликовали журнал к понедельнику.
Had she edited everything by the end of the day? Она отредактировала все до конца дня?
Had he learnt the details carefully before he started doing the project? Изучил ли он внимательно все подробности, прежде чем начать проект?
Had she come back by Thursday? Вернулась ли она к четвергу?

Future Perfect

Future Perfect или будущее совершенное время, как вы уже могли догадаться, показывает, что действие завершиться к определенному моменту в будущем. Чтобы образовать это время, помимо вспомогательного глагола have потребуется глагол will. Смысловым же выступает причастие прошедшего времени:

 

+

I will have changed everything by this time. К этому времени я все изменю.
She will have been in the Maldives at 3 a.m. Она будет на Мальдивах в 3 часа ночи.
The builders will have built the stadium by next winter. Строители построят стадион к следующей зиме.
 

They will not (won’t) have spent much time on family till they understand its value. Они не будут тратить много времени на семью, пока не поймут ее ценность.
She won’t have reached her goals until she starts working. Она не достигнет своих целей, пока не начнет работать.
I think George and Quincy won’t have made up before your birthday party. Я думаю, что Джордж и Куинси не помирятся до твоего дня рождения.
Will they have made it by March? Они сделают это к марту?
Will she have got his real intentions before they get married? Поймет ли она его истинные намерения до того, как они поженятся?

Рецепт блюда.

Подготовим ингредиенты. Овощи моем и очищаем от кожуры, зелень споласкиваем под проточной водой, с чеснока и лука снимаем шелуху.

Бульон, в крайнем случае воду, ставим разогреваться на плиту при средней мощности конфорки. По желанию в кастрюлю можно добавить пару листиков лавра.

Картофель нарезаем средними кубиками и опускаем в горячий бульон. Варим около 10 мин.

Не теряя времени, приготовим зажарку. Для этого морковь мелко нарезаем.

Так же поступаем с луком.

Затем овощи выкладываем на раскаленную сковороду с маслом и обжариваем при среднем нагреве в течение 7-10 мин до золотистой корочки. Не забываем помешивать, чтобы избежать пригорания продуктов.

Готовую зажарку отправляем в бульон и продолжаем нагрев еще 10 мин.

Следующими всыпаем в кастрюлю соль, перец и специи.

Куриное филе мелко нарезаем и отправляем в суп.

Затем кладем в кастрюлю плавленный сыр, тщательно размешивая молочный ингредиент в жидкости.

Сейчас же можно добавить пропущенный через пресс чеснок. Варим суп еще 5 мин.

После выключаем конфорку и пюрируем блюдо до однородности при помощи погружного блендера. Будьте осторожны, масса очень горячая.

Готовый суп-пюре разливаем по тарелкам, украшаем зеленью, тыквенными семечками и сухариками.

Миф о врожденной грамотности

Бывает, что подобрать проверочное слово не получается из-за скудного словарного запаса. Но с этой проблемой логопед уже не поможет — если дети мало читают, откуда взяться богатой лексике?

Почему-то принято считать, что любовь к книге надо воспитывать с того момента, как дети научились читать, а грамотность — только когда начинают писать. Это ошибка!

Уважение к книге прививается уже лет с 3-х. И начинается с того, насколько часто ребенок видит с книгой маму и папу. И насколько часто и много они читают ему.

«Иногда я слышу, как человек хвастается: „Правил никогда не учил, а пишу без ошибок! У меня — врожденная грамотность!“ — рассказывает психолог Андрей Соколов. — Отсюда можно сделать вывод, что существует и врожденная безграмотность. А значит, учись — не учись, результат один? Боюсь расстроить тех, кто в это верит, но умение писать без ошибок — все-таки свойство приобретенное. Просто приобретено оно теми, у кого это получается вроде бы автоматически, в раннем возрасте».

Что же необходимо, чтобы так называемая «врожденная грамотность» появилась?

Во-первых, нужно обладать отличной зрительной памятью.

Во-вторых, много читать. И чем раньше ребенок возьмет в руки книгу, тем лучше. Кстати, даже «грамотей от природы» в действительно сложных правилах все-таки ошибается и не всегда уверен в пунктуации.

А как развить зрительную память? Способов немало. Назовем самые среди них распространенные:

  1. работа с картинками «Найди 10 отличий»;
  2. игра в «Что пропало?»: разложите на столе 7–10 предметов, и когда ребенок скажет, что запомнил их все, попросите его отвернуться и уберите что-нибудь или переставьте. Задача — определить, что изменилось;
  3. одно из самых эффективных упражнений: показать ребенку лист бумаги, на котором изображены простые фигурки или узоры, и попросить попытаться нарисовать их по памяти.

Структура 1 Ступени: Уровень Изменений. ​

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector