Формирование и развитие

Содержание понятия

Под развитием обычно понимают:

  1. увеличение сложности системы;
  2. улучшение приспособленности к внешним условиям (например, развитие организма);
  3. увеличение масштабов явления (например, развитие вредной привычки, стихийного бедствия);
  4. количественный рост экономики и качественное улучшение её структуры;
  5. социальный прогресс.

В теории Ф.Гегеля принцип развития универсален, источником развития выступает возникновение, борьба и преодоление противоположностей.
В марксистской концепции (В.Ленин) развитие понимается как универсальное свойство материи, всеобщий принцип, движение как бы повторяющее уже пройденные ступени, но повторяющее их иначе, на более высокой базе (отрицание отрицания), развитие, так сказать, по спирали, а не по прямой линии; — развитие скачкообразное, катастрофическое, революционное;-перерывы постепенности, превращение количества в качество; внутренние импульсы к развитию, даваемые противоречием; столкновение различных сил и тенденций, взаимосвязь и теснейшая неразрывная связь всех сторон каждого явления (причем история открывает все новые и новые стороны), связь, дающая единый мировой процесс движения, — таковы некоторые черты диалектики как более содержательного (чем обычное) учения о развитии (ППС, Т.26, с.55).

Характеристики

  1. Качественное изменение. Переход от одного состояния к другому (наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое), интенсивное развитие (эпигенез).
  2. Количественное изменение — экстенсивное развитие как проявление и увеличение уже имевшегося.
  3. Необратимость развития. Развитие предполагает стабильность (постоянство, стабильность регулярных явлений, сохранение индивидуальных различий).
  4. Направленность развития. Развитие в направлении усовершенствования, усложнения, повышения уровня самоорганизации:прогресс, а развитие в направлении упадка, деградации и распада: регресс.
  5. Время, развитие протекает во времени, только время определяет направленность развития. Однако развитие объекта не является функцией времени и служит результатом жизнедеятельности самого объекта.
  6. Экзогенное развитие— имитация, неподлинное развитие, определяемое только извне, окружающим миром.
  7. Эндогенное развитие — настоящее развитие, источник которого находится внутри развивающегося.
  8. Специфичность объекта развития как целостного образования (психика и сознание или человек в системе его социальных отношений, природа, общество, Вселенная и т. д.).

Закономерности

  1. Неравномерность и гетерохронность:

    • Неравномерность — различные психические функции, свойства и образования развиваются неравномерно.
    • Гетерохронность — асинхронность фаз развития отдельных органов и функций.
  2. Неустойчивость развития: Развитие всегда проходит через неустойчивые периоды (выражается в кризисах развития)
  3. Сензитивность развития: Сензитивный период развития — период повышенной восприимчивости психических функций к внешним воздействиям
  4. Кумулятивность: Результат развития предшествующей стадии включается в последующую.
  5. Дивергентность-конвергентность

    • Дивергенция — повышение разнообразия в процессе психического развития
    • Конвергенция — его свёртывание, усиление избирательности.

Составляющие развития человека

Развитие человека можно условно разделить на три составных части:

  1. Материальное (физическое) развитие:

    • телесной составляющей (сила, выносливость, гибкость);
    • технической составляющей (аграрная, промышленная, информационная);
    • финансовой составляющей (личная, корпоративная, публичная).
  2. Духовное (психическое) развитие (самосознание: самооценка, самопознание, саморазвитие) культуры мышления:

    • бытовой;
    • этичной и моральной;
    • интеллектуальной и научной культур (естественная, гуманитарная, техническая);
    • интуиции и культуры искусства (выразительное, зрелищное, изобразительное).
  3. Социальное развитие (социальный статус).

Теория развивающего обучения

Такой вид педагогической теории воспитания как развивающее обучение является самым высоким по уровню сложности в науке:

  • большая скорость процесса обучения;
  • непрекращающийся процесс зазубривания на протяжении всей учебной деятельности;
  • позитивная мотивация к познанию и обучению;
  • налаживание связи между учеником и учителем.

Целью воспитания ребенка является не только обучение его по уже существующим стандартам, но и использование всего его потенциала. Все таланты и умения ребенка воспринимаются не как самоцель, а как способ трансформации ребенка в полноценную личность. Взаимодействие между учеником и учителем — партнерское

В первую очередь стоит обратить внимание на успешную социализацию ребенка и развитие его задатков

Новейшие теории преподавания, пропагандирующие гуманное отношение к детям и подросткам, хотят обратить внимание на теории педагогики, которые раскроют проблемы воспитания детей разных возрастов. Процесс обучения, опирающийся на антропологию преподавания, рассматривается на основании создания подходящих условий для образования детей

На первое место ставится развитие ребенка как личности, которой необходима поддержка взрослого человека.

Регулярные занятия3

Каждую пятницу с 19:00 до 22:00

Девичник с психологом

Узнать подробности

3 часа
Москва

Центр психологической помощи и поддержки «Психология нового поколения» Влады Попутаровской
Виктория Владимировна Мерзлякова

Основные принципы современного воспитания

Современная отечественная система воспитания руководствуется следующими принципами:

Принцип общественной направленности воспитания. Данный принцип направлен на подготовку ребенка к активной и плодотворной общественной жизни. Реализация данного принципа достигается путем согласования целей государства, гражданского общества и личности.

Принцип связи воспитания с жизнью, трудом. Согласно данному принципу процесс воспитания будет более эффективен в том случае, если он опирается на личный жизненный опыт ребенка и организуется в его реальной жизнедеятельности. Реализация этого принципа достигается путем:
привлечения воспитанников к совместной посильной деятельности на благо группы (уход за цветами, уборка игрушек и т.д.);
знакомство детей с современными технологиями и производством, с целью расширения их кругозора в области трудовой деятельности;
ознакомление с профессиями, проведение работы, направленной на выбор ребенком своей будущей специальности;
использование на занятиях и во время режимных моментов местный и краеведческий материал.

Принцип опоры на положительное в воспитаннике. Согласно данному принципу воспитатель должен находить в каждом воспитаннике положительные стороны и стараться их развивать посредством разнообразных видов деятельности.

Принцип гуманизации воспитания. Данный принцип ориентирован на уважительное отношение к правам и свободам ребенка, его личности, предоставление равных прав участия в педагогическом процессе.

Принцип персонификации — направлен на учет личностных характеристик, потребностей и возможностей каждого воспитанника. Реализация данного принципа возможна посредством:
постоянного изучения педагогом своих воспитанников (вкусов, привычек, потребностей и т.д.);
привлечение каждого воспитанника к выполнению посильной работы и оказанию помощи воспитателю;
своевременное выявление и устранение причин, которые могут быть помехой в достижении воспитательной цели;
опора на личную активность воспитанников;
сочетание воспитания и самовоспитания ребенка, обучение его приемам самовоспитания;
развитие у детей таких качеств как: самостоятельность, инициативность, самодеятельность и т.д.

Замечание 2

Таким образом, в рамках данного принципа, основная задача педагога – это понять личностные характеристики ребенка и их внешнее проявление.

Принцип дифференциации воспитания. Данный принцип предполагает учет гендерных, возрастных, психологических, физиологических и т.д. особенностей каждого воспитанника. Организация воспитательного процесса с упором не на среднего воспитанника, а по возможности с организацией индивидуального подхода к каждому ребенку.

Принцип природосообразности воспитания. Природосообразность — подразумевает отношение к каждому ребенку как части природы и соответственно весь воспитательный процесс должен быть организован в соответствии с учетом природного развития ребенка.

Принцип культуросообразности воспитания. Культуросообразность – учет культурных условий и особенностей культуры, в которых воспитывается ребенок

В процессе воспитания воспитатели должны уделять должное внимание такому элементу, как культура. Под культурой в данном случае понимается народные традиции, история, обычаи, правила и т.д

общества, в котором растет и развивается ребенок. Воспитатель должен учитывать особенности культуры и ее воспитательное воздействие на ребенка.

Принцип единства воспитательных воздействий. Данный принцип ориентирован на то, что взрослые, осуществляющие воспитание ребенка должны взаимодействовать друг с другом, с целью единства применяемых методов и средств воспитания ребенка. В том случае, если воспитатели ДОО и родители используют разные методы и средства воспитания, то невозможно будет достичь поставленной цели воспитания, а у ребенка может быть искажение представлений и понимания о воспитанности.

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

Результаты формирования

Формирование личности в педагогике предполагает достижение конкретных результатов, а именно:

  1. Образовательные результаты – понимание окружающей действительности; происходящих в обществе и различных областях (экономике, политике, образовании и т.д.) изменений и преобразований; расширение собственного кругозора; осведомленности из разных областей знаний; создание оптимальных условий для самовоспитания, самообразования и саморазвития и т.д.
  2. Воспитательные результаты – сформированность политических и моральных убеждений; отношения к Родине, своему народы, истории, традициям, государственным и общественным институтам, труду, религии, социальным группам; активизация мотивов общепризнанных норм поведения, привычек, взглядов; отношение к досуговой деятельности, хобби, традициям; отношение к совершению тех или иных поступков, их моральное принятие или отторжение и т.д.
  3. Обучающие результаты – обогащение знаниями из различных областей жизнедеятельности; владение навыками поведения, профессиональными и бытовыми навыками, а также навыками различных видов практической деятельности и т.д.
  4. Развивающие результаты – успешная социализация в современном обществе; адекватность и соответствие своих интересов и наклонностей общепризнанным нормам; овладение необходимыми физическими качествами; развитость интеллекта, культуры, нравственности, деловых и профессиональных способностей и т.д.

Понятие и сущность воспитания детей дошкольного возраста

Воспитание детей дошкольного возраста имеет несколько направлений:

  • формирование у ребенка общечеловеческих ценностей;
  • подготовка ребенка к последующему получению знаний в школе;
  • подготовка ребенка к жизни в обществе.

Замечание 1

Основная цель воспитания – это формирование и развитие разносторонне развитой личности, способной полноценно и плодотворно существовать в рамках современного общества.

Воспитание ребенка дошкольного возраста направлено на формирование у него трех основных начал и их гармоничной взаимосвязи:

  1. физическое воспитание: направлено на сохранение и укрепление здоровья ребенка, формирования у него здорового образа жизни и правильных привычек;
  2. нравственно-духовное воспитание: направлено на личностное развитие ребенка, формирование у него этических и моральных качеств, правил и норм поведения в обществе;
  3. интеллектуально-познавательное воспитание и развитие: направлено на умственное развитие ребенка, расширение у него кругозора, формирование представления об окружающем мире и его многообразии.

Ключевыми позициями воспитания детей дошкольного возраста являются:

  • Самоценность и неповторимость дошкольного периода жизни каждого человека. Данная позиция опирается на то, что именно в период дошкольного возраста происходит наибольшее обогащение и развитие личности ребенка. Основная воспитательная задача педагога организовать насыщенную деятельность ребенка, согласно его возрастным потребностям (игра, общение, театрализованная деятельность и т.д.).
  • Концепция целостного развития ребенка, как основного субъекта детской деятельности. В данном случае подразумевается единство развития индивидуальных и личностных качеств ребенка, заложенных в нем от рождения, освоение им своей позиции и роли во всех видах деятельности.
  • Систематизация в освоении ребенком знаний и умений. В дошкольном возрасте необходимо дать детям элементарные представления об окружающем и предметном мире. Вся информация должна быть представлена в доступном для ребенка виде, только в этом случае она будет усвоена, и в последующем послужит фундаментом обучения в школе.

Кризисные периоды в развитии дошкольника

По мере взросления ребенка дошкольного возраста новообразования вступают в конфликт со старыми, устоявшимися формами поведения и привычками. Появляется необходимость в замене ставших неэффективными способов средовой адаптации, то есть наступает кризисное состояние, конфликт, требующий немедленного разрешения.

Кризисными периодами в дошкольном возрасте психологи считают:

  1. Кризис новорожденности. Ребенок, попадая при рождении во внешнюю среду, вынужден приспосабливаться к новым условиям существования, раздражителям (температура воздуха, воды, свет, множество звуков). Резко меняется тип дыхания и питания.
  2. Кризис первого года. Обозначает переход от младенчества к раннему дошкольному возрасту. Стремление к самостоятельности и познанию окружающего вызывают повышенную активность, которая требует разумного сдерживания со стороны взрослых. Это вызывает бурную, порой истерическую, реакцию, протест против ограничений. Ребенок становится неуправляемым, упрямым, деспотичным, агрессивным, противоречивым в своих поступках, но в то же время уже ориентируется не только на физическую помощь, но и на одобрение взрослыми своих действий, ищет его. Происходит разрыв зависимых отношений со взрослыми, однако физических и психологических возможностей самостоятельного существования еще нет.
  3. Кризис трех лет. В младшем дошкольном возрасте новообразования в психологической сфере, в физическом развитии приводят к росту волевых качеств, к потребности действовать самостоятельно. Крайние формы кризисных проявлений — негативизм, бунт, своеволие, в чем проявляется потребность в равноправии со взрослыми, в уважении с их стороны. Он требует считаться с его желаниями, чего бы они ни касались, и видит в этом признак «взрослости». Появляются новые вкусы и привязанности, привычки, формы поведения при обесценивании старых. Нередки ссоры с близкими и другими детьми, так как ребенок требует от них исполнения своей воли, не соглашается выполнять из требования.
  4. Кризис 6-7 лет. Психологические и личностные новообразования дошкольного возраста делают ребенка внутренне готовым к обучению в школе, формируют чувство взрослости и вызывают потребность демонстрировать это окружающим. Копирование поведения взрослых выливается в манерничание, долгая пауза между просьбой к ребенку и ее исполнением оборачивается непослушанием и упрямством, но критика вызывает слезы и скандалы… Ребенок отвергает «детские» игры и игрушки и стремится участвовать во «взрослых» делах.

Несомненно, возрастной кризис в дошкольном возрасте — серьезное испытание как для самого ребенка, так и для окружающих. Границы и степень выраженности его размыты, зависят от индивидуальных сроков и особенностей новообразований детей дошкольного возраста.

Задачи научной педагогики

Научная педагогика по проф. В. В. Кумарину ставит перед собой следующие задачи:

  1. Воспитание человека, т.е. выработку в нём устойчивых привычек поведения, таких как честность, порядочность, трудолюбие и т. д. Цель воспитания — не только знание о том, что такое честность, но именно устойчивая привычка быть честным. Эта задача является первоочередной и ей целесообразно отдавать предпочтение — ещё Ушинский К. Д. писал о том, что при дурном воспитании дополнительные знания сделают такого человека только более опасным для общества (и приводил в качестве примера Чичикова).
  2. Выявление состава и величины природных (т. е. не поддающихся изменению педагогическими средствами) дарований (способностей) и тесно связанных с ними потребностей данного человека, в значительной степени определяющих возможности к его обучению в том или ином направлении.
  3. Выявления состава и величины общественных потребностей к обучению и воспитанию в данном месте и в данное время. При этом понятие места и времени также имеет достаточно сложный (иерархичный) характер.
  4. Создание условий и осуществление гармоничного удовлетворения личных и общественных потребностей в воспитании и обучении с учётом потребностей и возможностей (способностей) как иерархии общественных коллективов (от семьи до государства в целом и даже на международном уровне), так и обучаемого.

Основные положения системы Макаренко

Многие педагоги, видя марширующих строем детей, впадали в ужас. Программа личностного развития Макаренко давала блестящие результаты – но, как они считали, «методы были не те». Главная идея педагога заключалась в следующем – дети могут и должны трудиться. Но сейчас время детский труд находится под запретом. Фактически, система Макаренко реализуется только в некоторых частных предприятиях.

Программа личностного развития Макаренко строилась на дисциплине, которая, при этом, не являлась методом воспитания. Скорее, порядок был его результатом. Воспитание не было для педагога чтением морали – это были строго установленные порядки, организация жизни колонистов. Интересы личности всегда подчинялись интересам коллектива, если личность выступала против общественного мнения. При этом Макаренко выступал за демократические отношения в коллективе, возможность творческого самовыражения. Педагог создавал все условия для того, чтобы психологический климат в колонии был благоприятным. Одним из главных средств воспитания был обязательный для всех режим. Режим должен быть точным и целесообразным.

Большое влияние на работы Макаренко оказали произведения М. Горького. Писатель известен тем, что обладал оптимистическим подходом к природе человека, верил в его силы, и это отражает концепция развития личности Макаренко. Педагог считал, что ответственности, которую несет педагог, стоит учиться у Горького. Ведь писатель, имея способность видеть лучшее в человеке, при этом никогда не умилялся этими чертами, не понижал планку требований.

Восприятие информации человеком. Виды информации по способу восприятия

Не секрет, у людей выделяют четыре канала восприятия информации, что необходимо учитывать при организации и составления своего выступления или презентации, да и при личностных контактах в бизнесе. Ранее мы усвоили принципы составления презентации.

Конечно, у человека преобладает один из каналов восприятия информации, но было бы смешно полагать, что у него полностью отсутствуют другие составляющие восприятия. Просто пользуется он чаще всего одним, но другие также играют не последнюю роль в общении и усвоении информации.

Наверное, вы замечали в институте или школе, что одни студенты почти ничего не пишут в конспекте, стараются не отвлекаясь слушать или даже записать на диктофон, другие, все подробно записывают, сопровождая свои записи огромным числом иллюстраций, а третьи пытаются систематизировать информацию в виде таблиц и формул.

Вот они аудиалы, визуалы, кинестетики и дигиталы.

Способы восприятия информации человеком. Аудиалы, визуалы, кинестетики и дигиталы

Чтобы лучше понять, чем они отличаются друг от друга и как воспользоваться особенностями их личности, приведу красочный пример из всем известного мультфильма про Винни- Пуха.

Так вот, кролик- это типичный визуал, Винни-Пух – кинестетик, сова-аудиал и, наконец-то, ослик –дигитал. Представили? Для наглядности можно вспомнить по картинкам.

Теперь немного теории.

Направление используют

Организаторы

  Арт-лаборатория «Новый взгляд»  (Москва),    Ассоциация Практических Психологов и Коучей  (Москва),    Детский психологический центр «Вместе»  (Москва),    Детский центр развития и исправления речи «Логос»  (Москва),    Клуб «Магическая женщина»  (Москва),    Лариса Гаценко (Москва),    Международная сеть детских центров SmartyKids  (Москва),    Международная сеть центров по развитию эмоционального интеллекта «ЭИ дети»  (Москва),   Негосударственное образовательное учреждение дополнительного образования «Образовательный центр YES»  (Москва),    Оксана Галанцева (Москва),    Проект «Жизнь со смыслом»  (Москва),   Проект «Психология 360»  (Москва),   Проект «Школа Родительского Мастерства»  (Москва),   Проект Kitchen  (Москва),   Проект Qwerty  (Москва),    Проект Sinapsa  (Москва),    Психологическая мастерская Лилии Лукаш  (Москва),    Российское общество Сэндплей-терапии  (Москва),    Семейный Клуб «Большая Черепаха»  (Москва),    Семейный центр «Волшебный ребёнок»  (Москва).

Ещё организаторы 421

Тренеры

  Александр Донской  (Москва),    Александр Колмановский  (Москва),    Алексей Колесников  (Москва),    Алла Анатольевна Шевченко  (Москва),    Анай-Хаак Мергеновна Монгуш  (Москва),    Анна Дарская  (Москва),   Аннета Андреевна Баркевич  (Москва),    Антон Александрович Губанов  (Москва),    Валерий Миллер  (Москва),    Валерия Брандина  (Москва),   Виктория Анатольевна Пурас  (Москва),    Галина Александровна Иринархова  (Москва),   Галина Зеленцова  (Москва),   Денис Разумовский  (Москва),    Дмитрий Александрович Скрипников  (Москва),    Евгения Владимировна Лебедь  (Москва),    Евгения Кольцова  (Москва),    Евгения Николаевна Примакова  (Москва),   Екатерина Ильичева  (Москва),   Екатерина Лацкова  (Москва).

Ещё тренеры 879

Консультанты

  Александр Донской  (Москва),    Александр Колмановский  (Москва),    Алексей Колесников  (Москва),    Алла Анатольевна Шевченко  (Москва),    Анай-Хаак Мергеновна Монгуш  (Москва),    Анна Владимировна Гунтик  (Москва),   Аннета Андреевна Баркевич  (Москва),    Антон Сорин  (Москва),    Валерия Брандина  (Москва),   Виктория Анатольевна Пурас  (Москва),    Евгения Владимировна Лебедь  (Москва),    Евгения Кольцова  (Москва),    Елена Афанасьевна Косарик  (Москва),    Игорь Светоч  (Москва),    Ирина Родионовна Василакий  (Москва),    Лада Геннадьевна Юркова  (Москва),   Любовь Владимировна Викторова  (Москва),    Марина Вяткина  (Москва),   Мария Орлова  (Москва),    Мария Сокальская  (Москва).

Ещё консультанты 700

Психология развития
в других городах

Тверь,  
Нижний Новгород,  
Воронеж,  
Великий Новгород,  
Белгород,  
Псков,  
Санкт-Петербург,  
Минск,  
Саратов,  
Киров,  
Тольятти,  
Самара,  
Волгоград,  
Таганрог,  
Ростов-на-Дону,  
Ижевск,  
Калининград,  
Пермь,  
Уфа,  
Крым,  
Краснодар,  
Кавказские Минеральные Воды,  
Нижний Тагил,  
Магнитогорск,  
Екатеринбург,  
Челябинск,  
Тюмень,  
Омск,  
Нижневартовск,  
Новосибирск,  
Томск,  
Кемерово,  
Новокузнецк,  
Красноярск,  
Горный Алтай,  
Иркутск,  
Байкал,  
Улан-Удэ,  
Хабаровск,  
Владивосток.

Спасибо, за интерес к теме «что такое Психология развития»!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector