Роберт дилтс: фокусы языка. изменение убеждений с помощью нлп

Содержание:

Аналогия

Используйте аналогию или метафору, которая бросает вызов убеждениям клиента.

Ответ: Хорошие садовники всегда находят способы оживить почву, чтобы растения процветали.

Способы воздействия

Аналоговое маркирование способов воздействия помогает Клиенту понять, как именно нужно обработать инфомацию.

Укрупнение

Укрупнение можно изобразить плавным разведением ладоней в стороны или расширяющим движением пальцами.

Если показываем увеличение важности — поднимающее движение рукой; головой, направлением взгляда или рукой маркируем точку наверху. Голос при этом стоит сделать более напряжённым

То есть если увеличиваем диапазон – то делаем расширяющие движения в горизонтальной плоскости, если демонстрируем повышение важности – то в вертикальной

Разукрупнение

Обратный процесс – сдвигаем ладони или пальцы.

Если демонстрируем понижение важности – можно сделать опускающее движение ладонью вниз или опускание направление взгляда. Голос при уменьшении важности делаем более спокойным

Мета

Немного отстраняемся телом от «настоящего» и делаем «накрывающее» движение расслабленной ладонью. Можно с вытянутым указательным пальцем. Голос спокойный, безэмоциональный.

Кредитные обязательства: платим online

Достоинство онлайн-расчетов бесспорно. Клиент проводит транзакцию заблаговременно, в удобное время. При перечислении задействуется операция денежного перевода между своими счетами, что исключает начисление комиссии.

Немаловажный вопрос — с какого счета списывается ипотека ВТБ. Чтобы транзакция стала возможной, клиенту необходимо открыть дебетовую карту в банке и контролировать, чтобы на ней были средства.

  С онлайн-приложением открытие дебет-карты становится простым действием:

  • на сайте заполняют заявку;
  • дожидаются выпуска карточного пластика, что займет 7-10 рабочих дней;
  • носитель будет доставлен в отделение, которое указано в заявке, или курьером.

Возможности программы позволяют плательщику создать шаблон платежной операции и настроить функцию автоплатежа. В установленные дни деньги будут списаны с указанного дебетового или текущего счета. Такие перечисления удобны при наличии зарплатной карты ВТБ.

Чтобы оплатить ипотеку ВТБ через приложение, выполняют такой алгоритм:

  • авторизуются в ВТБ-онлайн;
  • в строке Главного меню выбирают вкладку Переводы, а в ней пункт Переводы между своими счетами;
  • с помощью курсора отмечают счет, с которого деньги будут списаны, затем — кредитный счет, куда проводится зачисление, указывают сумму перевода и выбирают команду Перевести;
  • подтверждают транзакцию с помощью пароля, пришедшего в SMS.

Для выполнения операции требуется несколько минут. Во вкладке Кредиты проверяют результат транзакции.

Трудовые ограничения

Инсультнику запрещается работа, для которой характерно:

  • длительное нахождение в неудобной статической позе;
  • контакт с токсинами или ядами;
  • стрессы;
  • эмоциональное перенапряжение;
  • физические нагрузки;
  • частые температурные перепады.

Перечисленные выше условия негативно отражаются на здоровье человека, перенесшего инсультный приступ, и могут спровоцировать повторное нарушение церебрального кровотока.

Проверь себя

Тип убеждения

Определите, к каким типам относятся убеждения.

Семья — это место, где ты можешь быть счастливым.

Мужчина должен много работать, чтобы содержать семью.

Я умный человек, потому что читаю много книг.

Если у тебя есть хорошая работа, семья и свой дом — то ты счастлив.

Я — успешная женщина, так как многого достигла.

Полная форма убеждения

Определите полная ли форма у убеждения и его тип.

Надо поддерживать хорошие отношения с коллегами по работе.

Я — хороший специалист.

Деньги — это кровь экономики.

Я недостоин уважения, так как всю жизнь обманывал людей.

Настоящий мужчина не меняет свои убеждения, так как смена убеждений — признак слабости.

Упражнения

Смысл пословиц

Определите наиболее вероятный смысл пословиц.

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Лучше синица в руке, чем журавль в небе.

Не все то золото, что блестит.

Тише едешь, дальше будешь.

Не откладывай на завтра, что можешь сделать сегодня.

Нет дыма без огня.

После драки кулаками не машут.

Одна голова хорошо, а две лучше.

Шила в мешке не утаишь.

В тихом омуте черти водятся.

Выменял шило на мыло.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

От добра добра не ищут.

Цыплят по осени считают.

И волки сыты, и овцы целы.

Убеждения для ценности

Выберите актуальную для вас ценность. Определите все убеждения для этой ценности.

Ценность: здоровье.

— Для того, чтобы быть здоровым, нужно заниматься спортом.

— Если здоровье есть, остальные проблемы — это мелочь.

— Когда ты целый день под холодным дождём копался в огороде, а наутро у тебя ничего не болит — это здоровье.

— Здоровье — это когда твоё тело работает как надо.

— Я — здоровый человек.

Проделайте это для 5-7 ценностей.

Вполне такое самокоучинговое упражнение — полезное, чтобы разобраться с собой.

Полная форма

Выберите близкое вам убеждение о долженствовании и восстановите до полной формы.

Например, можно брать социальные убеждения о том, что должен мужчина, что должна женщина.
— Мужчина должен обеспечивать семью.
— Мужчина должен всё чинить в доме.
— Женщина должна всегда хорошо выглядеть.
— Женщина должна готовить.

— Мужчина должен всё чинить в доме, потому что если этого не делать — то дом развалится.

Проделайте это ещё с 7-9 убеждениями о долженствовании.

Обоснование для идентичности

Выберите убеждение о собственной идентичности. Определите его обоснование: «Я — *****, потому что …»

То есть восстановите полную форму.

— Я — удачливый человек.

— Я — удачливый человек, потому что мне постоянно везёт.

Проделайте это ещё с 7-9 убеждениями о собственной идентичности для разных контекстов.

Аналогия

Здесь мы предлагаем другую цель того же уровня важности. Как бы предполагая, что она лучше старой

А так же можем предложить другое убеждение для реализации текущей цели.

Понятно, что при этом для начала нам либо нужно выявить текущую цель (намерение), либо предположить её. Явно или неявно.

— Люди завистливы.

— Может лучше сфокусироваться на положительных сторонах человеческой натуры?

— Только человек с машиной вызывает уважение.

— Честный человек тоже вызывает уважение.

— Я не могу похудеть, потому что я слабохарактерный.

— Это про то, почему ты не можешь это сделать. Но лучше думать о том, почему ты способен похудеть.

— Продукты с ГМО вызывают рак.

— Можно думать о том, что создаёт болезни, а можно о том, что сделает тебя здоровым.

Создаём убеждение

— Люди могут сами справиться со своими проблемами.

— А так же могут не создавать себе новых.

— Я сам отвечаю за свою жизнь.

— Самостоятельность не менее важна, чем умение принимать помощь.

Паттерны

Паттерн тут только один — «Последствия». Всё, что написаны выше, можно рассматривать как конкретизация его использования.

Последствия

Рассматривается последствия использования данного убеждения.

— Я совершенно не способен бросить курить.

— Это убеждение — хороший способ оправдать свою раннюю смерть.

Иногда последствия описываются в гротескном виде.

— Она должна заботиться обо мне.

— Я уже представляю себе, как она повязывает тебе салфеточку на шею и кормит с ложечки манной кашкой: «За маму, за папу, за хороший секс». Она может подтирать тебе попку и мыть твою пипиську по вечерам. Это так эротично. Правда, это максимум сексуального опыта, который ты получишь в этой ситуации.

Полная версия доступна по подписке

Разукрупнение

Здесь мы уточняем цель убеждения. Для многих даже сам идея о том, что убеждение не некая данность, а имеет цель – то есть контролируется им – может вызвать замешательство и смотивировать на изменение убеждения. Так же мы можем предположить, что цель его убеждения не слишком «моральная». При этом совершенно не обязательно, чтобы эта «аморальная» цель действительно присутствовала в карте клиента: если он согласится – это мотивация убеждение изменить, если не согласится – ему придётся определить более подходящую цель.

Плюс, мы можем исследовать эффективность данного убеждения.

— Люди завистливы.

— Подумай, зачем тебе это убеждение? Что оно тебе даёт?

— Только человек с машиной вызывает уважение.

— Ты действительно думаешь, что обладание машиной — наилучший способ получить уважение?

— Я не могу похудеть, потому что я слабохарактерный.

— Это такой способ самооправдания?

— Продукты с ГМО вызывают рак.

— Я понимаю, что для вас очень важно заботиться о здоровье.

Создаём убеждение

— Люди могут сами справиться со своими проблемами.

— Что именно тебе даёт это убеждение?

— Я сам отвечаю за свою жизнь.

— Это убеждение действительно эффективно для того, чтобы стать самостоятельным?

Определение группы инвалидности после инсульта

Какую группу инвалидности дают после инсульта, зависит от тяжести поражений головного мозга:

  • 1 группа. Инвалидность первой группы присваивается людям, частично или полностью утратившим полезные навыки и нуждающимся в помощи третьих лиц. Чаще присваивается после нескольких инсультов или после геморрагического инсульта.
  • 2 группа. Выявлены стойкие церебральные или двигательные расстройства. Человек способен самостоятельно обслуживать себя, а трудиться не в состоянии из-за ограничения возможностей или из-за риска утяжеления течения болезни. Если состояние здоровья инвалида позволяет, то разрешен легкий труд. После 2 инсультов людям, даже сохранившим трудовые навыки, показано ограничение или прекращение трудовой деятельности для снижения риска развития еще одного приступа.
  • 3 группа. Незначительные функциональные отклонения не позволяют выполнять некоторые виды работ, связанные с эмоциональным напряжением или с физическим трудом. Несмотря на некоторые ограничения, человек трудоспособен.

Выше говорилось, что на определение группы инвалидности после инсульта не влияет: был геморрагический или ишемический инсульт.

Критерием определения степени инвалидности является:

  • возможность самообслуживания;
  • трудовые и социальные навыки;
  • динамика заболевания;
  • риск для здоровья (когда работа может навредить инсультнику, то дают инвалидность с запретом на трудовую деятельность).

Ознакомившись, как определяют группу, родственники почти всегда уверены, что инсультнику назначат ограничение трудоспособности и пенсию. Но после инсульта группы по инвалидности даются не всегда. Причиной может оказаться отсутствие показаний или то, что собраны не все документы. О том, что нужно делать при отказе будет рассказано ниже.

Бонус

Паттерны фокусов языка при этом просто описывают наиболее типичные стратегии работы с содержанием, контекстом, целью и так далее. Но в дополнение,

на основе структурного описания можно создать намного больше конструкций фокусов языка.
Это как с техниками НЛП — если вы знаете принципы конструирования, вы можете придумывать их десятками.

При этом, как мне кажется, паттерны и структурное описание фокусов языка, не столько конфликтуют, сколько дополняют друг друга.

Паттерны дают конкретные стратегии, на которых удобно учиться.

Структура даёт более общий взгляд, понимание и позволяет расширить набор конструкций.

Паттерны

Паттерны фокусов языка, соответствующие области «контекст»:

  • изменение размера фрейма;
  • противоположный пример;
  • применение к себе.

Изменение размера фрейма

Меняем рассматриваемую продолжительность времени, количество людей, размер территории и т.д. таким образом, чтобы убеждение сменило смысл.

Практически, это рефрейминг контекста. Но контекст позволяется менять только в размерах. Например, расширив временную рамку, можно предложить Клиенту взглянуть на ситуацию из будущего.

— У меня никогда не получится уйти с этой работы.

— Через десяток лет вас просто насильно отправят на пенсию.

Точно так же можно взглянуть на ситуацию из прошлого.

— Наверно в школе вам тоже казалось, что это никогда не закончится?

Можно уменьшить временную рамку.

— То есть сегодня ты домой не вернёшься?

Можно расширить контекст по вариантам действия:

— А так же никогда не получится уйти в отпуск, не выехать из города и остаться навсегда в этом кабинете.

Противоположный пример

Поиск исключений из правила, которое ставило бы под сомнение обобщение, определяемое данным убеждением.

В случае создания убеждения мы получим скорее «подтверждающий пример» — ситуацию, в которой новое убеждение точно истинно.

Если в «размере фрейма» мы так меняем контекст, чтобы в нем оказалось исключение из правил, но человек как бы должен догадаться сам, то в «противоположном примере» мы прямо указываем на это исключение.

Оператор может как сам предложить исключение из правил:

— Если ты ошибаешься – то это означает, что ты неудачник.

— Если Билл Гейтс не там запятую поставит – он что, неудачник теперь?

Но так же можно попросить найти исключения и самого Клиента.

— Мужчины всегда лгут!

— Вспомни, наверняка же был хоть один случай, когда мужчина сказал правду.

Применение к себе

Проверяем, соответствует ли само убеждение, его автор или близкие ему люди правилам или критериям этого убеждения.

То есть мы сначала определяем структурные принципы убеждения, а потом ищем контекст, в котором они будут ложными.

Можно применить критерии убеждения к самому убеждению.

— Мысль изреченная есть ложь.

— Тогда это утверждение — ложь.

Если человек сообщает о правиле для других людей, то очень хочется применить это правило и к нему тоже.

— Муж должен быть откровенным со мной.

— Тогда вам просто необходимо рассказать ему о вашем любовнике.

Или к близкому ему человеку.

— Все бабы — шлюхи!

— Как ты смеешь называть свою мать шлюхой!

Полная версия доступна по подписке

График выплаты процентов

Структура убеждений

Убеждения — это наши большие обобщения о мире и о себе.

— Люди рождены для счастья.

— Деньги — это свобода.

— Мужчина должен обеспечивать семью.

— Я недостоин любви.

— Я сам способен решить свои проблемы.

Убеждения условно можно разделить на две группы:

«отнесение к категории» — что чем является.

«Правила жизни»

Это убеждения о «правилах взаимодействия с ценностями»

Ценность – это что-то важное для нас. Более «научно» – категория вещей, которые для нас важны

Я так же буду говорить об «антиценностях» — вещах, которые важно не иметь: смерть, предательство, потеря и так далее. Убеждения этого типа описываю, что с этой категорией делать

Так как ценности весьма общие понятия, то и убеждения тоже описывают довольно большие обобщения

Убеждения этого типа описываю, что с этой категорией делать. Так как ценности весьма общие понятия, то и убеждения тоже описывают довольно большие обобщения.

— Для успеха нужно много работать.

— Деньги — признак успешного бизнеса.

— Рак приводит к смерти.

— Свобода — это возможность быть тем, кем ты хочешь.

Так что же описывают убеждения, какие правила?

Здесь буде два основных типа: комплексные эквиваленты и причинно-следственная связь.

А=Б: убеждение о соответствии (комплексный эквивалент), «А — то же самое что и Б»: «зависть – это та же жадность»;

А=>Б: убеждение о причине-следствии, «из А следует Б»: «если ты будешь так много курить, то это подорвёт твоё здоровье»;

Иногда убеждения могут выглядеть похоже, но разделить их можно по тому, на какой вопрос они дают ответ:
— Что нужно сделать, чтобы получить А?
— Что будет впоследствии того, что я получил А?
— Как я узнаю, что получил А?
— Что такое А?
— Вхожу ли я в категорию А?

Причина-следствие

Эти убеждения описывают, что нужно сделать, чтобы в категорию попасть (удовлетворить ценность) и что будет, если ты эту ценность получишь. Например, ценность «популярность».

Причина: «Для того, чтобы стать популярным, нужно много работать».

Следствие: «Популярность приводит к потере здравого смысла».

Характерным признаком этого типа убеждений является наличие последовательности — одно наступает после другого: «алкоголизм приводит к смерти», «любовь вызывает счастье».

К типу «причина-следствие» относятся убеждения о долженствовании:

— Я должен много работать.

— Он вынужден стараться.

— Я не могу опаздывать.

Просто в этих убеждения обычно «потеряна» вторая часть: что будет, если ты это не сделаешь (или сделаешь).

— Для повышения по службе я должен много работать.

— Чтобы не остаться на второй год, он вынужден стараться.

— Я не могу опаздывать — за опоздания могут уволить.

Комплексный эквивалент

Другой тип убеждений «приравнивает» между собой различные элементы. Сюда относятся убеждения о критериях (как я узнаю об удовлетворении ценности?) и определении (что это такое?).

Критерии: «Если о тебе постоянно говорят, приглашают в разные места и хотят общаться с тобой – то ты популярен».

Убеждения о критериях обычно предполагают, что должны выполнится все критерии: «Успех – это когда у тебя много денег, тебя все уважают и завидуют». Если хотя бы один из критериев не выполняется, то ценность не достигнута. Только по фразе понять, о всех ли критериях сказал человек не получится — нужно дополнительно собирать информацию. Как это сделать, можно почитать .

Определение: «Популярность – это когда ты находишься в центре внимания».

Как понятно из названия, это убеждение «поясняет», чем является ценность.

Убеждения об определении часто связывают ценности между собой: «Любовь — это счастье», «правда — это необходимость», и так далее.

«Отнесение к категории»

Эти убеждения описывают, что чем является, что к какой категории относится. То есть для каких «вещей» какие правила выполнены (или не выполнены).

Собственно, все утверждения вроде «я – гений» «она — красавица», «все кошки милашки», «мне не нравятся блондинки», «я люблю буритто» — убеждения об отношении к категории. То есть человек помещает себя в категорию «гении», «её» в категорию «красавицы», а блондинок в категорию «не нравится». Как вы понимаете, все убеждения об идентичности относятся к этому типу: «я — гений», «он — идиот», «я — мотогонщик».

— Петров — успешный бизнесмен.

— «Мерседес» выпускает хорошие машины.

— Я недостоин счастья.

— Здоровье — это важно.

В английском языке для обозначения отнесения к категории используется глагол «to be»: «London is the capital of Great Britain». В русском глагол «быть», «являться» обычно опускаются: «Москва — столица России», «я — студент».

Полная форма для убеждений этого типа должна включать обоснование, почему «А входит в категорию Б» — обычно это сообщение об удовлетворении критерия: «Петров — успешный бизнесмен, так как у него состояние в миллион долларов».

Но может быть и что-то другое: «здоровье важно, так как если о нём не заботиться, то будешь жить плохо» или «здоровье важно, так как здоровье — это свобода»

Идентичность

Наиболее важными среди этого типа убеждений будут убеждения об идентичности: «Я — хороший пловец».

Обратите внимание, если человек отнёс себя к категории (идентичность), то — формально — все убеждения о данной ценности должны быть выполнены:

— Я — хороший пловец, так как много тренировался.
— Я — хороший пловец, поэтому меня приглашают на важные соревнования.
— Я — хороший пловец, так как могу проплыть стометровку и не запыхаться.
— Я — хороший пловец, это значит, что я плаваю лучше большинства других людей. Но в реальности часто всё не совсем так — и это можно использовать для изменения или усиления убеждения.

Кратко

Убеждения можно разделить на «правила жизни» и «отнесение к категории».

Убеждения о «правилах жизни» описывают, как взаимодействовать с ценностью.

Убеждения об «отнесении к категории» — чем что является.

Убеждение

  • о причине сообщает, что нужно сделать для достижения ценности;
  • о следствии — что произойдёт после достижения ценности;
  • о критериях — что должно произойти, чтобы можно было решить, что ценность удовлетворена;
  • определение — чем является эта ценность;
  • отнесение к категории — к какой категории объект относится.

Прежде чем конструировать фокус языка, уточните:

  • прямой смысл — если человек описывает убеждение пословицей, то что она обозначает;
  • тип убеждения — это убеждение о причине, следствии, критериях, определении или отнесении к категории;
  • полная форма — уточните полную форму убеждения;
  • определите ценность — правила взаимодействия с какой (анти)ценностью или отнесение к какой категории это убеждение описывает.

Паттерны фокусов языка Править

Намерение: переключение внимания на задачу или намерение, скрытые за убеждением.

Переопределение: замена одного из слов, используемых в формулировке убеждения, новым словом с другим подтекстом (например, эвфемизмом).

Последствия: внимание направляется на последствия данного убеждения, позволяющие изменить или укрепить убеждение.

Аналогия: поиск взаимосвязи, которая была бы аналогична определяемой данным убеждением и ставила бы под сомнение (или укрепляла) соответствующее обобщение, применение метафоры.

: переоценка (или усиление) подтекста убеждения в контексте более длительного (или краткого) временного фрейма, с точки зрения большего числа людей (или отдельного человека), в более широком или узком ракурсе.

Другой результат: переключение на отличную от заявленной в убеждении цель, чтобы поколебать или закрепить основания убеждения.

Модель мира: переоценка (или укрепление) убеждения с позиции другой модели мира.

Противоположный пример: поиск исключения из правила, стоящего за убеждением.

Иерархия критериев: переоценка (или укрепление) убеждения согласно критерию, превосходящему по значимости любой из тех, на которые опирается данное убеждение.

Применение к себе: оценка самой формулировки убеждения согласно взаимосвязи или критериям, определяемым этим убеждением.

Метафрейм: оценка убеждения из фрейма непрерывного, личностно-ориентированного контекста — создание убеждения относительно убеждения.

Примеры Править

  1. Намерение: Я рад, что ты неравнодушна к нашим отношениям.
  2. Переопределение: Я не опоздал, такси вовремя не приехало.
  3. Последствия: Если бы я не опоздал, кто знает, может, мы бы не поняли, сколько значат для нас наши отношения.
  4. «Разделение»: Неужели небольшая задержка определяет всю нашу любовь?
  5. «Обобщение»: Неужели любое-любое опоздание сразу перечёркивает то, как сильно я тебя люблю?
  6. Аналогия: Это как если бы я сказал тебе, что ты меня не любишь, так как не всегда мне готовишь.
  7. Изменение размера фрейма: Завтра утром ты вряд ли будешь так думать об этом.
  8. Другой результат: Я так спешил, что меня могла бы сбить машина.
  9. Модель мира: Возможно, дело не столько в моём опоздании, сколько в том, что ты хотела бы улучшить наши отношения.
  10. Стратегия реальности: Как ты пришла к этому выводу? Тебя тоже в этом когда-то обвиняли?
  11. Противоположный пример: А если бы я опоздал из-за того, что остановился купить тебе цветы?
  12. Иерархия критериев: Несмотря на все сложности, я пришёл, ведь наши отношения для меня так же важны.
  13. Применение к себе: Из твоих уст это прозвучало, как если бы ты меня разлюбила.
  14. Метафрейм: Ты веришь в это потому, что боишься за наши прекрасные отношения. Я тебя понимаю.

Воздействие

Укрупнение 

То есть нам надо контекст так растянуть, чтобы в него попали примеры, противоречащие утверждению.

— Люди завистливы.

— Да, во все времена люди только и занимались тем, что завидовали.

— Только человек с машиной вызывает уважение.

— А как же короли, императоры и прочие фараоны древности?

— Я не могу похудеть, потому что я слабохарктерный.

— То есть за всю жизнь ты ни разу не сбрасывал вес?

— Продукты с ГМО вызывают рак.

— Во всех странах, где используют продукты с ГМО, население вымирает от рака?

Создаём убеждение.

— Люди могут сами справиться со своими проблемами.

— Посмотри в интернете — есть огромное количество книг, в которых описано не только как это сделать, но и множество примеров того, как это было сделано.

— Я сам отвечаю за свою жизнь.

— Ты уже давно живёшь отдельно от родителей и обеспечиваешь себя — так что ты действительно сам отвечаешь за свою жизнь.

Разукрупнение

— Люди завистливы.

— Знаешь ли ты хотя бы одного не завистливого человека?

— Люди бывают завистливы, но не постоянно и не все.

— Только человек с машиной вызывает уважение.

— Ты знаешь, если это и было верно – то только в конце предыдущего века.

— Я не могу похудеть, потому что я слабохарктерный.

— Хоть когда-нибудь в своей жизни ты сбрасывал вес?

— Продукты с ГМО вызывают рак.

— Я недавно съел салат с ГМО-кукурузой. Когда начнётся рак?

Создаём убеждение.

— Люди могут сами справиться со своими проблемами.

— У меня есть знакомый — так он довольно быстро сам разобрался со своим страхом пауков.

— Я сам отвечаю за свою жизнь.

— Как только ты сделал это выбор.

Аналогия

— Люди завистливы.

— Год назад ты так не считал.

— Только человек с машиной вызывает уважение.

— А где-нибудь в Лос-Анджелосе, где у всех машины, этот человек тоже будет вызывать уважение?

— Я не могу похудеть, потому что я слабохарктерный.

— Три месяца на необитаемом острове – и характер станет железный.

— Продукты с ГМО вызывают рак.

— Особенно это опасно для цыплят-бройлеров, которых кормят ГМО-кормами.

— Меня отшила девушка — я неудачник.

— Да ладно. Раз на раз не приходится.

Создаём убеждение.

— Люди могут сами справиться со своими проблемами.

— Люди вполне справляются со своими проблемами, например, в быту — гвоздь прибить, кран заменить.

— Я сам отвечаю за свою жизнь.

— Лет через тридцать это не будет вызывать никаких вопросов.

Оценка из мета-позиции

Здесь мы оцениваем из мета-позиции контекст. 

— Только человек с машиной вызывает уважение.

— Ты веришь, что это справедливо в любой ситуации?

— Люди завистливы.

— Как ты себе это внутри представляешь — вот человек завидует богатым, вот завидует красивым, вот завидует умным?

Для тех, кто разбирается: при анализе внутреннего представления контекста — мы исследуем базу убеждения, — а при анализе внутреннего представления убеждения — внутреннее представление самого убеждения.

Довольно интересный приём — сначала выясняем структуру убеждения, а потом применяем эти правила к самому убеждению, клиенту или близким ему людям (паттерн «применение к себе»).  Буквально проверяем, соответствует ли сам человек (убеждение) заданным правилам.

— Я не могу похудеть, потому что я слабохарктерный.

— Какую нужно иметь силу воли, чтобы запрещать себе худеть!

— Люди завистливы.

— Сколько нужно иметь зависти, чтобы обвинять людей в этом!

Создаём убеждение.

— Люди могут сами справиться со своими проблемами.

— Это убеждение абсолютно справедливо, но не во всех ситуациях.

— Я сам отвечаю за свою жизнь.

— По-видимому, ты уже начал отвечать и за это убеждение.

Язык и нейро-лингвистическое программирование

   Это исследование основано на паттернах и понятиях, рассматриваемых в нейро-лингвистическом программировании (НЛП). НЛП занимается проблемой влияния, которое оказывает язык на программирование психических процессов и других функций нервной системы, а также изучает, каким образом психические процессы и нервная система формируют наш язык и языковые шаблоны и находят в них отражение.   Сутью нейро-лингвистического программирования является то, что функционирование нервной системы («нейро-») тесно связано с языковыми способностями («лингвистическое»). Стратегии («программы»), с помощью которых мы организуем и направляем наше поведение, складываются из нервных и языковых паттернов. В своей первой книге «Структура магии» (1975) основатели НЛП Ричард Бэндлер и Джон Гриндер попытались дать определение некоторым принципам, на которых основывается упомянутая Фрейдом «магия» языка:   По Бэндлеру и Гриндеру, язык служит средством репрезентации, или создания моделей, нашего опыта, равно как и средством их передачи. Как известно, древние греки пользовались разными словами для обозначения этих двух функций языка. Термин «рема» обозначал слова, используемые как средство общения, а термин «логос» – слова, связанные с мышлением и пониманием. Понятие «рема» (ρημα) относилось к высказыванию, или «словам как предметам», а понятие «логос» (λογοσ) – к словам, связанным с «проявлением разума». Древнегреческий философ Аристотель так описывал соотношение между словами и психическим опытом:   Утверждение Аристотеля о том, что слова «обозначают» наш «умственный опыт», созвучно положению НЛП о том, что написанные и сказанные слова являются «поверхностными структурами», которые, в свою очередь, представляют собой преобразованные психические и лингвистические «глубинные структуры». Как следствие слова могут одновременно отражать и формировать психический опыт. Это свойство делает их мощным орудием мысли и других сознательных или бессознательных психических процессов. Проникая до уровня глубинных структур с помощью специфических слов, используемых индивидом, мы можем определять те скрытые психические процессы, которые находят свое отражение в языковых паттернах этого человека, и влиять на них.   С этой точки зрения язык является не просто «эпифеноменом», или набором произвольных знаков, посредством которых мы сообщаем другим свой психический опыт; это важнейшая составляющая нашего психического опыта. Как указывают Бэндлер и Гриндер:   Таким образом, язык может дублировать и даже заменять собой наш опыт и нашу деятельность в других внутренних репрезентативных системах

Важно понять, что «беседа» не просто отражает наши представления о чем-либо, но действительно способна создавать новые убеждения или изменять прежние. А значит, язык играет потенциально глубокую и специфическую роль в процессах изменения жизни и исцеления.   Например, в философии древних греков понятие «логос» заключало в себе управляющий и объединяющий принцип вселенной

Гераклит (540–480 гг. до н. э.) определял «логос» как «универсальный принцип, с помощью которого все вещи связаны друг с другом и происходят все события в природе». Стоики называли «логосом» управляющий или созидающий космический принцип, присущий любой реальности и пронизывающий ее. По мнению иудейско-эллинистического философа Филона (современника Иисуса Христа), «логос» есть посредник между абсолютной реальностью и чувственным миром.

Заключение

Собственно, эта статья про моделирование и про обучение. А так же про расширение представления. То есть одна и та же модель может быть описана разными способами — и в виде последовательности действий, и в виде реакции на паттерны, и в виде ролевых переходов, и в виде дигитальной структуры, и, как в этой статье, в виде графической структуры. Что удобнее использовать сильно зависит от контекста применения, цели, личных пристрастий, привычных паттернов мышления и т.д. и т.п., — короче, каждый выбирает себе по вкусу. Паттерны метамодели можно отнести к трём группам – как это сделано в «Структуре магии», — но в то же время они могут одновременно относиться к разным категориям. И к ним можно применять разные способы восстановления информации. И это можно показать в виде графической структуры. Для фокусов языка даётся описание, которое помогает лучше понять, что именно нужно получить в результате использования этих стратегий. И разобраться, как вообще эти штуки работают. Ну и, конечно, более удобное для запоминания графическое представление. Как для метамодели, так и для фокусов языка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector