Виды эмоций в психологии: понятие, классификация, примеры, таблица
Содержание:
- Понятие психических процессов
- Виды психических процессов
- Эмоции
- § I. Общее учение об эмоциях
- Эмотивный психотип: описание
- Способы совершенствования
- Функция мобилизации и выживания
- ТРИ ВИДА ВОЛИ
- Причины возникновения
- Что это такое
- Подпишись на официальный канал Лайфхакера
- 2. Классификация волевых психических состояний
- Чувства
- 5.1 Эмоционально-волевые процессы
- Лайфхакер в Telegram
- Приемы и методы самовоспитания воли
Понятие психических процессов
Определение
Психические процессы представляют собой определенные структурные элементы, которые могут быть выделены из психики в целом; динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений.
Особенность психических процессов в их кратковременности.
Виды психических процессов
Все психические процессы можно разделить на познавательные, эмоциональные и волевые.
Что входит в состав каждого раздела, мы можем увидеть на рисунке 1.
Рисунок 1. «Виды психических процессов»
Рассмотрим наиболее подробно каждый их видов.
Познавательные психические процессы:
- Ощущение — определенный процесс отражения отдельных свойств внешнего мира. Ощущение является простейшим психическим процессом. Способность к ощущениям имеется у всех живых организмов, обладающих нервной системой. Осознаваемые ощущения характерны только для живых существ, имеющих головной мозг. Механизм формирования ощущений будет рассмотрен в подразделе 4.3. «Информационная структура нервных процессов и психические образы».
- Восприятие — целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. Основные свойства восприятия: целостность, предметность, константность, осмысленность, избирательность.
- Представление – процесс отражения явлений внешнего мира, воссоздающихся на основе прежнего опыта. Основные свойства представлений:
- фрагментарность – в представляемом образе часто отсутствуют какие-либо его черты;
- неустойчивость;
- изменчивость – при обогащении человека новым опытом и знаниями происходит изменение представлений об объектах окружающего мира.
Воображение – создание новых образов на основе имеющихся представлений. Простейшая классификация воображения: продуктивное и репродуктивное.
Мышление — высший познавательный процесс, порождение нового знания, обобщенное и опосредованное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях. Основные виды мышления:
- предметно-действенное мышление осуществляется во время действий с предметами при непосредственном восприятии предмета в реальности;
- наглядно-образное мышление происходит при представлении предметных образов;
- абстрактно-логическое мышление является результатом логических операций с понятиями.
К основным мыслительным операциям относятся: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, конкретизация, систематизация (или классификация).
- Память – форма психического отражения, основными функциями которого являются: закрепление, сохранение и воспроизведение опыта.
К процессам памяти относятся следующие:
- запоминание – такой процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее; запоминание всегда избирательно – в памяти сохраняется не все, что воздействует на наши органы чувств, а только то, что имеет значение для человека или вызвало его интерес и наибольшие эмоции;
- сохранение – процесс переработки и удержания информации;
- воспроизведение – процесс извлечения из памяти сохраненного материала;
- забывание – процесс избавления от давно полученной, редко используемой информации.
Внимание – определенная сосредоточенность психической деятельности на объекте восприятия.
Эмоциональные психические процессы представляют собой переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, к тому, что он познает, к себе и другим людям.
Волевые психические процессы — психические процессы сознательного управления своими мыслями, чувствами, желаниями, поведением, деятельностью, общением, выраженный в умении преодолевать внешние и внутренние трудности, принимать решения и придерживаться определенного курса при совершении целенаправленных действий.
Таким образом, мы рассмотрели основные виды психическим процессов. В данном разделе главную роль будет играть ощущение как психический процесс.
Эмоции
Эти психические процессы менее интенсивные, но более продолжительные. Как и многие другие психические явления, они изучены не до конца. Различные ученые по-своему видят эти процессы и классифицируют их. Но в общих чертах, даже без особых знаний в области психологии, можно выделить следующие виды:
- позитивные;
- негативные;
- нейтральные;
- статические;
- динамические.
Рассматривая эмоции с точки зрения физиологии, можно сделать вывод, что это состояние структур мозга, которое побуждает к изменению поведения в сторону минимизации или максимизации его проявлений. Иными словами, эти процессы адаптируют организм к среде обитания. Например, если человек испытывает такую эмоцию, как страх, организм начинает подготовку к «поведению избегания». В это время усиливается работа органов чувств, напрягаются мышцы, выделяется адреналин.
Учеными было также выяснено, что у каждой эмоции есть свои характерные непроизвольные мимические признаки. Например, когда человек о чем-то сожалеет, опускает вниз уголки губ. А когда же, наоборот, счастлив – улыбается. Более того, существует мимическая обратная связь. Произвольные движения губами, бровями могут вызвать ту или иную эмоцию. Вот почему ученые советуют улыбаться как можно чаще. Ведь это может «позвать» в вашу жизнь такие эмоции:
- радость,
- счастье,
- удовольствие.
В свою очередь, согласно некоторым теориям, пребывание в состоянии эйфории может принести в жизнь много хороших событий.
В мире все окрашено в черное и белое. Не может все и всегда быть светлым и радостным. Негативные эмоции занимают в жизни людей такое же место, как и положительные. И даже если человек жизнерадостный, проявления обиды, грусти у него также бывают, хотя, возможно, это и не особо заметно для окружающих. Но чем меньше негативных эмоций вы будете испытывать, тем лучшее у вас будет настроение.
§ I. Общее учение об эмоциях
К эмоциональным процессам относится широкий класс процессов внутренней регуляции деятельности. Эту функцию они выполняют, отражая тот смысл, который имеют объекты и ситуации, воздействующие на субъекта, их значения для осуществления его жизни. У человека эмоции порождают переживания удовольствия, неудовольствия, страха, робости и т. п., которые играют роль ориентирующих субъективных сигналов. Простейшие эмоциональные процессы выражаются в органических, двигательных и секреторных изменениях и принадлежат к числу врожденных реакций. Однако в ходе развития эмоции утрачивают свою прямую инстинктивную основу, приобретают сложно обусловленный характер, дифференцируются и образуют многообразные виды так называемых высших эмоциональных процессов: социальных, интеллектуальных и эстетических, которые у человека составляют главное содержание его эмоциональной жизни. По своему происхождению, способам проявления и формам протекания эмоции характеризуются рядом специфических закономерностей.
Вместе с развитием представлений о биологической роли и физиологических механизмах эмоциональных процессов развивалось и психологическое понимание эмоций. Выделение эмоций как особого класса психических процессов, успехи психологических и патопсихологических исследований позволили преодолеть как интеллектуалистические, так и биологизаторские взгляды на природу эмоций человека и выделить их специфические особенности. Накопленные факты показывают, что даже так называемые низшие эмоции являются у человека продуктом общественно-исторического развития, результатом трансформации их инстинктивных, биологических форм, с одной стороны, и формирования новых видов эмоций — с другой; это относится также к эмоционально выразительным, мимическим и пантомимическим движениям, которые, включаясь в процесс общения между людьми, приобретают в значительной мере условный, сигнальный и вместе с тем социальный характер, чем и объясняются отмечаемые культурные различия в мимике и эмоциональных жестах. Таким образом, эмоции и эмоциональные выразительные движения человека представляют собой не рудиментарные явления его психики, а продукт положительного развития и выполняют в регулировании его деятельности, в том числе и познавательной, необходимую и важную роль. В ходе своего развития эмоции дифференцируются и образуют у человека различные виды, различающиеся по своим психологическим особенностям и закономерностям своего протекания. К эмоциональным, в широком смысле, процессам в настоящее время принято относить аффекты, собственно эмоции и чувства.
Эмотивный психотип: описание
Женщины и мужчины по-разному переносят эмотивность, из-за своих индивидуальных особенностей. Но есть и общие черты присущие всем людям, касаются они как внутренних, так и внешних проявлений:
- Мимика. Для них характерно яркое выражение интереса к собеседнику. Внешне это выражается в больших открытых глазах и некоторой озабоченности на лице. Вместе с тем, типичной особенностью считается небольшая грусть. Так происходит из-за того, что мимические выражения довольно слабые, гораздо меньше, чем у того же гипертимика.
- Жестикуляция. Пантомимика у эмотивов плавная, меняется неторопливо. Так происходит из-за постоянного стремления сдержать себя в руках, не обидеть никого вокруг.
- Поведение. Такие люди отличаются излишней скромностью, но вместе с тем они очень самостоятельны, не любят обращаться к другим за помощью. Хотя так происходит не из-за самоуверенности, а скорее от боязни быть отвергнутым.
Вообще, эмотивный тип акцентуации характера дарит своим носителям некоторую загадочность. Их трудно понять, особенно малознакомым людям. Должно пройти много времени, перед тем как эмотив раскроется и покажет свой внутренний мир.
Женщины
Слабый пол сам по себе отличается излишней эмоциональностью. В сочетании с эмотивностью, как частью характера, они становятся еще более закрытыми, скромными. Выставлять свои чувства напоказ – противит их натуре, гораздо важнее сохранить свой хрупкий внутренний мир. В то же время они искренни в своих взаимоотношениях с другими людьми, не принимают предательства и манипуляции.
Такие девушки всегда нравятся родителям, поскольку кажутся идеальными для семейной жизни. И это не лишено смысла. В отношениях с мужем они наверняка будут верными и любящими, ведь чувства к другому человеку они ставят превыше всего, даже своих желаний. При таком отношении к мужчине им трудно пережить предательство. Измена буквально будет воспринята, как конец света, и сможет ли женщина после нее вернуться к привычной жизни – большой вопрос.
Мужчины
Если эмоциональность девушек воспринимается как должное, то эмотивный тип реагирования среди представителей сильного пола – это скорее недостаток. В своем окружении такие парни, скорее всего, прослывут слабохарактерными, «мамиными сынками». Построить отношения с девушкой им крайне трудно, из-за чего они и правда долгое время остаются в семье родителей.
Психолог Дарья Милай
Записаться на прием
Эмоциональность оказывает свое влияние на все сферы жизни мужчины: работу, семейные отношения, но больнее всего она бьет по интимной стороне. Сильный стресс может привести к тому, что сексуальные отношения, построенные с трудом, разорвутся в один миг на несколько недель или даже месяцев. Женщинам приходится оберегать спокойствие своих мужей, естественно, что такие взаимоотношения подходят далеко не всем.
Способы совершенствования
В организме человека все взаимосвязано. Это относится не только к работе внутренних органов, но и к эмоциональному состоянию. Ключевой процесс, без развития которого крайне сложно подтянуть другие, — сила воли. Для ее совершенствования психологи рекомендуют применять ряд методик:
- Постоянно ставить перед собой цели.
- Чаще давать публичные обещания или заключать пари.
- Не корить себя за недостатки или ошибки. Сила воли снижается при постоянном чувстве вины. Если что-то не получилось, нужно пересмотреть ситуацию с разных сторон, подумать, как можно поступить в следующий раз, если что-то подобное повторится.
- Контролировать распорядок дня. Чтобы получать энергию на выполнение различных задач, нужно избегать соблазнов, правильно питаться, спать не менее 8 часов за сутки.
- Планировать каждый день заранее.
Чтобы получить максимальный эффект, необходимо комбинировать предложенные методики.
Психические процессы — кратковременные структурные элементы психики, которые продолжат развиваться на протяжении всей жизни человека. С их помощью индивид реагирует на изменения окружающего мира, воспринимает, усваивает новую информацию, поступает определенным образом в разных ситуациях.
Функция мобилизации и выживания
Мы уже выяснили, что на протяжении жизни человек испытывает целый спектр различных настроений, чувств, эмоций. Но как же все это работает и, главное, зачем? Для этого стоит внимательно изучить функции эмоциональных психических процессов.
Чаще всего они проявляются на физиологическом уровне. Например, когда человек ощущает страх, в кровь выбрасывается определенная порция адреналина. А он, в свою очередь, отвечает за физиологическую реакцию «беги или бей».
В любом случае организм при получении определенного сигнала сосредотачивает все усилия для того, чтобы преодолеть негативную ситуацию. Именно поэтому в стрессовых ситуациях мы не всегда управляем эмоциями. Но они управляют нами, и в большинстве случаев это может спасти нам жизнь. В стрессовых ситуациях нужно принимать решения молниеносно, а логическое мышление на это не способно.
ТРИ ВИДА ВОЛИ
Понятие воли неотделимо от действия. Действие же, так или иначе, связано с желанием.
Жизненная сила, наполняющая нас при условии получения всех необходимых видов пищи, немалой своей частью уходит в канал желания. При этом она может вызвать к жизни какое-то старое, но ещё нереализованное желание, либо способствовать тому, чтобы человеку захотелось чего-нибудь новенького. Когда желание сформулировано, ум требует его воплощения, иначе в нём поселяется беспокойство и ощущается дискомфорт. Желание формулируется в уме, в нём же рождается план для его реализации. И вот, когда энергия желания обращается в действие, она и становится тем, что называют волей человека.
В детстве желания очень сильны, и ребёнок не может ни воплотить их без помощи взрослых, ни противостоять им. Он не может оценить их опасности для себя, и потому родители вынуждены в процессе воспитания вводить ряд запретов на совершение некоторых действий, ради благополучия своего чада. Они вводят ребёнку определённую программу, которая должна помочь ему контролировать свои желания. Программа состоит из ряда запретов, поддерживаемых страхом наказания, болезни или смерти. Например: смотри, будешь есть много мороженого, горло заболит! Не выбегай на дорогу – под машину попадёшь! И таких запретов за годы взросления накапливаются сотни и сотни.
Страх – сильнейший мотиватор. Конечно, ребёнок не хочет быть наказанным, а тем более умереть. Поэтому формируется желание действовать правильно, энергия которого направлена на обуздание энергий других желаний, то есть на несовершение действий. Блокирование позыва к действию, контроль над энергией запрещённых желаний можно назвать проявлением негативной воли. Воли, направленной на подавление того, что не должно быть выражено.
Если же человек прикладывает активные усилия в реализации своего желания, то в этот момент он проявляет позитивную волю. Естественно, что сила этой позитивной воли будет напрямую зависеть от силы питающего её желания, в то время как негативная, в своей сути, будет равна силе энергии страха.
Когда человек начинает работать над осознанием себя, то в первую очередь он наблюдает свои действия, то есть проявления силы позитивной воли. Постепенно осознанность его растёт, и он уже может не отождествляться со своей деятельностью. И тогда он сталкивается с тем фактом, что всплески бессознательности происходят в моменты, когда в игру вступает контроль ума, то есть сила негативной воли. Для того чтобы осознанность могла расти дальше, искателю придётся направить свою позитивную волю против негативной. То есть начать выражать невыраженное и разрешить проявиться запрещённым желаниям. Ему необязательно будет все их воплощать, но дать им проявиться, дать им выйти из сферы бессознательного необходимо.
И позитивная, и негативная воля имеют общий источник в виде энергии желания, но разные точки приложения – одна находится снаружи, другая внутри. Если негативная воля сильнее позитивной, то человек не способен развиваться, как правило, его уделом становится невроз.
По мере роста осознанности и проработки подавленных желаний, а также отказа от потерявших всякий смысл запретов, негативная воля сходит на нет. Она теряет свою силу вместе с исчезновением страха нарушить табу. А осознанность отменяет необходимость контроля.
Работа с обусловленностью приводит к избавлению от идеалистических желаний, а осознание своих потребностей позволяет ограничиваться тем, что действительно необходимо, не впадая в излишества. Тут начинает слабеть и позитивная воля. И в какой-то момент для продолжения существования в теле нужен новый источник воли.
Древнее откровение гласило: что вверху, то и внизу. Поэтому, говоря упрощённо, Бог хотел осуществить Творение. И это Его желание дало энергию Его Воле. Именно Воля является проводником и орудием Творения. Она действует в мире, насыщая энергией и нисходящий, и восходящий его потоки.
Известно, что целью многих мистических путей является единение с Богом, возвращение к Источнику или слияние индивидуального сознания с всеобщим Сознанием. В контексте рассматриваемого нами вопроса можно сказать, что человек в этот момент полностью принимает Волю Господа взамен своей собственной. И, можно сказать, становится её сознательным проводником. Есть школы, где подготовка к сдаче собственной воли является одной из основных практик. Так решается вопрос с собственными желаниями и проблемами, которые они приносят. Так человек может продолжать жить в мире, сохраняя постоянную связь с Всевышним, становясь сознательным проводником и участником великого плана Творения.
Причины возникновения
Эмоциональные процессы не возникают сами по себе. Они являются следствием воздействия внешних раздражителей или процессов, которые происходят внутри организма. У человека эмоции проявляются по следующим причинам:
- Врожденная способность реагировать на какие-то факторы, то есть безусловные раздражители.
- Определенные факторы стали значимыми для индивида, поэтому получили способность вызывать эмоции.
- Ситуации и раздражители противоречат приобретенному опыту, поэтому провоцируют начало эмоционального процесса. В зависимости от приобретенного опыта эмоциональный процесс может быть положительно окрашенным или отрицательно окрашенным.
С точки зрения физиологии, эмоциональный процесс является результатом некоторых действий в нервной системе. Одни эмоции возникают при стимуляции нейронов, другие , при устойчивом состоянии нейронов.
Также эмоции вызываются индивидуальными внутренними процессами человека:
Что это такое
Волевые расстройства – это группа нарушений, при которых человек осознает мотив и цель действия, но не может приложить необходимых усилий, что их реализовать. У больного отсутствуют желания к любой деятельности, вплоть до того, что человек не может помочиться в туалете, делая это «под себя».
Волевые расстройства бывают количественными и качественными (парабулии). Рассмотрим количественные волевые нарушения:
- Гипобулия – это снижение воли, однако минимальная волевая активность сохраняется. Через усилия человек заставляет себя приготовить обед, сходить в душ или встать с кровами.
- Абулия – это полное отсутствие волевой активности больного. Больной не может заставить себя сделать минимальное усилие.
Не всегда, говоря о нарушении воли, имеется в виду ее снижение. Существует противоположное расстройство – гипербулия. Это чрезмерное и интенсивное увлечение деятельностью, повышение мотивации и желание как можно быстрее достичь цели.
Абулия, гипобулия и гипербулия – не отдельные заболевания. Они всегда рассматриваются в структуре синдрома или как симптом в структуре психического расстройства.
Воля тесно сопрягается с эмоциями. Они придают деятельности субъективную оценку: «нравится–не нравится», «интересно–не интересно». Эмоции вызывают у человека побуждение, желание и влечение, которые достигаются волевыми усилиями: «хочу–не хочу», «сделаю–не сделаю». Схема взаимодействия эмоций и воли на примере:
«Человек спит. Ночью на улице через открытое окно слышны крики пьяниц под подъездом. Возникает эмоция отвращения, раздражительности и злости. Чтобы устранить неприятные эмоции и выспаться у человека возникает нужда и желание – понятия воли: он поднимается с кровати и закрывает окно». Человек совершил волевой акт. Больной с абулией не смог бы подняться с кровати и закрыть окно.
Подпишись на официальный канал Лайфхакера
2. Классификация волевых психических состояний
Волевая
регуляция
деятельности выражается в
системе волевых психических состояний:
инициативности,
целеустремленности,
уверенности,
решительности,
настойчивости и
др.
Эти
волевые состояния проявляются в своей
совокупности на
протяжении всей деятельности.
Однако на отдельных этапах деятельности
определенные волевые состояния
приобретают
ведущее значение.
Все
волевые состояния связаны с соответствующими
волевыми качествами личности.
Рассмотрим
волевые
состояния в последовательности,
соответствующей структуре деятельности.
Состояние
инициативности –
это повышенная возбудимость к поиску
цели.
При
наличии же ряда целей первостепенное
значение приобретает состояние
решительности.
Решительность – это психическое
состояние мобилизованности на быстрый
и обоснованный выбор цели и способов
ее достижения.
Целеустремленность
как
психическое состояние характеризуется
сосредоточенностью сознания на основных,
наиболее значимых целях. Это состояние
с физиологической точки зрения
характеризуется возникновением
доминанты,
которая подчиняет все действия человека
достижению поставленной цели.
Уверенность
как волевое психическое состояние –
это высоковероятностное ожидание
запланированного результата
деятельности на основе учета исходных
условий. Это состояние в значительной
мере определяет
результативность деятельности.
Настойчивость
как
психическое состояние состоит в
длительном преодолении трудностей, в
контролировании действия и направлении
его на достижение запланированного
результата.
Существуют
различные подходы к классификации
волевых психических состояний.
Наиболее распространенной является
классификация,
выделяющая практические и мотивационные
состояния с
точки зрения их роли в организации жизни
и деятельности человека
(см. рис. 7.1).
Рис.
7.1.
Классификация волевых психических
состояний
Чувства
Данная группа эмоциональных психических процессов в психологии отражает оценочное отношение к событиям или объектам и, конечно же, оно обязательно субъективное. Чувства человека могут набирать интенсивности и угасать. И все будет зависеть не столько от обстановки, которая его окружает, сколько от людей (животных), что находятся рядом.
От предыдущих трех эмоциональных психических процессов чувства отличаются тем, что привязаны они, как правило, к объектам, а не к какой-нибудь ситуации. Например, если человек испытывает страх – это эмоция. Но если он боится паука, то это чувство.
Они могут проявляться как по отношению к реальным объектам, так и к абстрактным. Кроме того, эти процессы могут включать в себя целый набор самых различных эмоций и их логическую связку. Например, чувство зависти формируется на базе презрения, гнева, обиды. А объединяет их то, что завистник хочет быть на месте другого человека, мечтает о его достижениях.
Дружба тоже считается чувством. Но проявляться она может абсолютно по-разному. В один день она будет сопровождаться радостью и весельем, а в другой – слезами и обидой.
5.1 Эмоционально-волевые процессы
Лайфхакер в Telegram
Приемы и методы самовоспитания воли
Самовоспитание особенно важно в подростковом и юношеском возрасте. Ведь подросткам очень важно проявить свою независимость и самостоятельность
Однако не всегда они знают правильные методы воспитания воли. Некоторые истязают себя, считая, что это поможет им стать более волевыми.
Для воспитания воли следует соблюдать следующие правила:
Проявлять силу воли в экстремальных ситуациях и в обычной жизни.
Устанавливать исключительно достижимые цели. Не стоит пытаться выполнить задачи, которые являются заведомо невыполнимыми.
Непременно добиваться заданной цели, не откладывая выполнение задач на потом.
Не стоит сразу же пытаться выполнить очень сложные задачи. Стоит начинать с простых заданий, постепенно увеличивая их сложность. Если что-то прошло неудачно, следует проявить настойчивость и упорство.
Не стоит сразу же бросать начатое дело, если что-то не получается. Следует проявить терпение, проанализировать ситуацию и исправить свои ошибки, выбрав наиболее подходящие методы достижения цели.
При попадании в экстремальную ситуацию не стоит терять самообладание. Следует мобилизировать все силы и найти выход из нее
Важно выполнить решение, невзирая на трудности.
Перед началом активных действий следует тщательно все продумать, учесть возможность возникновения трудностей и варианты их решения. Также следует продумать возможные последствия проделанных действий.