Как бороться с детскими страхами. советы психолога

Советы родителям

Каждый ребенок индивидуален. Можно посоветовать разные способы преодоления страха воды. Если не подойдет один способ, попробуйте другой, пока не добьетесь успеха.

Что делать, если ребенок стал бояться воды:

  • Перерыв во времени. Ежедневные водные процедуры полезны для ребенка. Они должны не только приучать к чистоте, но также приносить положительные эмоции, расслабление и спокойный ночной сон. Если малыш стал бояться воды, нужно сделать небольшой перерыв в купаниях. Протирайте кожу малыша утром и после каждой смены подгузника влажной салфеткой. Возможно, после недельного перерыва ребенок просто забудет свой страх, и будет спокойно воспринимать купание в ванночке.
  • Удачный момент. Если вы решили устроить небольшой перерыв, начинайте снова купать малыша, подобрав удачный момент. Когда детское самочувствие и настроение будут хорошими, а новые игрушки и ваша улыбка смогут отвлечь ребенка от страха воды.
  • Смена обстановки. Иногда помогает преодолеть страх перед водными процедурами смена комнаты. Если вы купали малыша в ванной, попробуйте перенести детскую ванночку на кухню.

    Возможно, именно с комнатой связаны какие-то негативные переживания. Замените ванночку на более удобную и безопасную модель.

  • Совместное купание. Перед тем как купаться в большой ванне вместе с ребенком, маме нужно принять гигиенический душ. Рядом с вами ребенок будет чувствовать себя спокойно, и вода перестанет вызывать у него чувство страха. Прижавшись к вам, малыш ощутит безопасность в воде.

Отвлечение при помощи игрушек или игры. Во время купания ребенку с шести месяцев, который уже может самостоятельно сидеть, можно купить много игрушек для купания. Это могут быть резиновые зверушки, мячики, мыльные пузыри, детская посуда. Для деток постарше продаются специальные игры, в которые можно играть во время купания – сачок или удочка с рыбками, водяные пистолеты, заводные катера и утята. Не заставляйте ребенка, который стоит в воде и орет садиться в ванночку, чтобы помыться. Отвлекшись игрой, малыш позабудет о своем страхе, и сам сядет. Оставьте его в покое, не заставляйте сразу мыться, главное, победить страх пред водой.

Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .

Боязнь электричества. Радиофобия

Радиофо́бия (от др.-греч. «страх»), также радиотрево́жность  — комплекс нервно-соматических психических и физиологических расстройств, иногда трудно поддающиеся лечению, выражающийся в боязни различных источников ионизирующего ( радиация ) и неионизирующего электромагнитного излучения.

Термин используется как в обычной жизни (особенно после аварии на Чернобыльской АЭС ), так и специалистами (обычно в полемике с противниками использования ядерной энергии).

По мнению исследователей темы радиофобии в обществе, само явление появилось намного позже открытия радиации и связано с информационной кампанией эпохи «Холодной войны».

Возникновение радиофобии рассматривается как психогенный эффект, не имеющий прямой связи со степенью реального воздействия ионизирующей радиации или неионизирующих электромагнитных полей . Как известно, существенный вред здоровью, вплоть до смертельного исхода, может причинить доза в несколько зиверт , и радиофобия заключается в боязни значительно меньших доз, часто — в незнании данных значений или недоверии к ним.

Радиофобию не следует путать с признаками реального поражения излучением . Иногда дифференциальную диагностику провести непросто, так как многие признаки радиофобии, в частности угнетение иммунитета , близки к симптомам радиационного поражения.

Радиофобия в современном мире проявляется также боязнью любых настоящих или предполагаемых источников излучения: базовых станций сотовой связи , антенн , микроволновых печей и т. п.

В бывшем СССР множество пациентов, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы , были заклеймены термином «радиофобия», который был введён в 1987 Л. А. Ильиным и О. А. Павловским в их сообщении «Радиологические последствия Чернобыльской катастрофы в Советском Союзе и меры, предпринятые для смягчения их воздействия». По мнению ряда исследователей, это сыграло отрицательную роль в реабилитации пострадавших во время катастрофы.

Лечение страхов у детей

Встретившись с боязнями малышей необходимо с пониманием отнестись к их переживаниям. Ни в коем случае нельзя смеяться над страхами ребенка, стыдить за это. Этим вы только усугубите ситуацию.

Как избавить ребенка от страхов? Можно поиграть в специальные игры, где ребенок встретиться со своим страхом. Порисуйте с ребенком, предложив ему изобразить свой страх, каким он его видит. Взрослый в свою очередь пусть подберет действия, которые помогут победить нарисованный страх. Например, это будет нарисованное другое существо, еще более сильное, побеждающее нарисованный страх малыша. Вылепите страх из пластилина, а затем сомните фигурку вместе, таким образом, ребенок расправится со своим страхом.

Коррекция страхов у детей очень успешно осуществляется с помощью рисования. Рисование помогает детям снять свои отрицательные эмоции. В рисунке малышей  можно увидеть особенности характера, их увлечения, интересы, переживания, боязни, панические страхи. Благодаря этому метод коррекции страхов у детей рисуночными тестами выступает самым эффективным. Графически изображая объект, который вызывает страх, уменьшается тревожность, беспокойство, связанное с ожиданием чего-то страшного.

Коррекция страхов у детей осуществляется только в присутствии взрослого, желательно близкого, которому малыш доверяет и в случае необходимости получит от него поддержку. Продолжительность занятия по рисованию доходит до 25 минут. Ребенку предлагают нарисовать один или несколько страхов. Важна атмосфера, в которой малыш работает: поддержка, одобрение, настрой на работу. Перед тем, как предложить нарисовать страх, ребенок рисует на нейтральную тему – любимое животное, моя семья. По содержанию последнего рисунка определяют психологический климат в семье. Если ребенок изобразил себя рядом с родителями в центре, значит причина страхов не внутрисемейные конфликты. Если изобразил в стороне от родителей, значит, имеется напряженность в семейных отношениях.

Далее постепенно переходим к теме страхов и рисуем их вместе с малышом. Темами основных рисунков могут быть: «Страшный сон», «Это то, чего я боюсь». Перед началом рисования поговорите с малышом, и составьте его список сильных страхов. Например, Баба-Яга, смерть, паук, медведь, вода, врач. После этого ребенку предложите нарисовать страшные явления или предметы. При возникновении трудностей и не знании, как изобразить страх, взрослый в общих чертах может подсказать ребенку, как это сделать. Рисование на тему смерти стоит избежать, поскольку она трудна в понимании и изображении. Если дети не желают рисовать свои страхи, то скорее всего, они их отрицают, что повлияет на их преодоление.

Анализ рисунков включает: изучение цвета рисунков (черный, серый – подавленное состояние малыша; анализ изображений пугающих явлений и объектов, по которым можно утверждать о преодолении фобии). Обсудите с ребенком, что он нарисовал. В процессе анализа-беседы с малышом, взрослому необходимо выражать свое одобрение. Дайте понять ребенку, что гордитесь ним, поскольку он справился со своей боязнью. Хорошо, когда малыши коллективно обсуждают рисунки. В данном случае эффект подражания позволит каждому ребенку быстрее преодолеть страхи.

Коррекция страхов у детей далее устраняется представлением боязней в положительном свете. Взрослый показывает малышу рисунок и описывает его персонажей в шутливом тоне. Затем обязательно спрашивает: «страшно ли ребенку?» Если страха больше нет, необходимо похвалить малыша. Это позволяет поверить в свои силы, ощутить чувство собственного достоинства. Вне зависимости от результата похвалите ребенка, сказав, что он отлично справился с заданием. Даже при сохранности фобии, она значительно ослабнет, поскольку ребенок почувствует поддержку.

Очень важно закрепить результаты такого рисования. Темой заключительного рисунка может выступить «Кем я хочу стать»

Такое завершение привносит позитив и позволяет справиться с внутренними проблемами малышу. Ребенок чувствует себя уверенным и самостоятельным. В рисунке «Кем я хочу стать» он изображает свое будущее, где нет места для страхов. Успех закрепляем игрой «Расскажи лучшую сказку».


Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Профилактика

Доверительные, дружественные отношения между родителями и ребёнком способствуют установлению комфортного психологического климата внутри семьи. Поддержка ребёнка со стороны родителей в сложных, стрессовых ситуациях помогает ему более благополучно переживать свои страхи и волнения.

Следование наставлениям лечащего врача позволяет не допустить усугубления фобии у ребёнка. Своевременное обращение за помощью доктора делает возможным мягко и эффективно избавиться от детских страхов.

Диагностика детских страхов

Появление страхов не является патологией само по себе. Это нормальное и неизбежное явление. Передавая из поколения в поколение эти страхи и знания о них, создается часть жизненного опыта общества. Но если страхи затрагивают тему не только природных и естественных явлений, а еще и личностные и ценностные интересы, возможно появление психологической зависимости, влияющей на эмоциональное состояние.

Детские страхи ‒ обычное явление в процессе становления личности. Страх, как всякое переживание является полезным, когда выполняет свои функции, а затем исчезает. Но когда страх не исчезает длительное время или имеется большое количество страхов, ситуация может перейти в невроз страха. При этом у ребенка появляется состояние психического напряжения, скованности и поведение становится более пассивным.

Прежде чем бороться со страхами и фобиями у детей, их нужно правильно диагностировать.

Замечание 1

Диагностика детских страхов – это обязательный этап, с которого начнется процесс коррекции страхов и их преодоления.

Данный этап особо важен и сложен тем, что, как правило, дети не говорят о собственных страхах, в особенности это относится к дошкольникам и младшим школьникам.

У маленьких детей диагностика страхов может быть проведена при помощи рисунков. Здесь выбор альтернатив весьма разнообразен: можно попросить нарисовать просто рисунок на свободную тему, можно обозначить тему (семья, детский сад, школа, друзья, мои страхи и другие)

В данном случае стоит обращать внимание на следующие аспекты в рисунках детей:

рисунки на катастрофические, безнадежные темы с множеством ужасных монстров должны привлечь внимание взрослых;
если ребенок изображает себя всегда стоящим в одиночестве, изолированно от других людей – это очевидный признак сложностей и проблем с общением, страха идти на контакт, страха одиночества;
если ребенок почти ничего не изображает на рисунке или делает это без желания – это тоже признак того, что у ребенка не все в порядке;
черные, жирные линии, которые сделаны с большим нажимом, делающим дырки на листе – показатель того, что ребенок стремится избавиться от чего-то, вычеркнуть, убрать из своей жизни;
увлечение черными, коричневыми и серыми цветами также должно заставить задуматься, потому что это указывает на пессимистичность и угнетенное состояние.

Диагностика детских страхов активно применяет тестовый метод. Для диагностики дошкольников и младших школьников как правило применяют тесты, на вопросы которых могут отвечать родители. Тесты могут быть на проявление тревожности или установление уровня самооценки, тесты об обозначенных видах страхов: о боязни новых отношений, страхе потери, об опасных явлениях или животных и т.д.

Диагностика детских страхов, безусловно, не обходится без методов наблюдения. Английский психолог Джон Боулби указывает на так называемые «маячки страха», которые, несомненно, помогут выделить страх от других эмоций. В частности, со значительной точностью можно сказать, чего ребенок страшится, если он настороженно вглядывается в какой-либо предмет (объект), застыв на несколько секунд с испугом на лице. А после ребенок взглядом ищет кого-то из взрослых, чтобы обрести защиту и поддержку. Отрешенный взгляд, устремление съежиться, закрыться – это тоже «маячки». У напуганного ребенка ладони делаются влажными, лицо становится бледным, дыхание делается прерывистым и частым.

Взрослых и специалистов должно насторожить, если у ребенка есть наклонность к агрессивным развлечениям – он бредит оружием, постоянно играет в «войну», с наслаждением и упоением расстреливает игрушки. Подобные наклонности показывают на внутреннее чувство незащищенности и страхе перед нападением, страхе смерти. Если у ребенка есть привычка ломать игрушки, отрывать у них части «тела» ‒ это также показывает на присутствие установленного рода страхов – страх болезни, боязнь докторов и уколов.

У маленьких детей может быть проведена диагностика детских страхов при помощи специальных историй и сказок. Ребенку задаются после прочтения сказки вопросы, ответы на которые демонстрируют, какие у ребенка взаимоотношения с родителями, чего ребенок боится, чего ему не хватает в семье.

Очень опасным симптомом является желание ребенка причинять боль живым существам – животным, младшим братьям и сестрам.

Таким образом, предупредить формирование страхов у детей можно, применяя комплекс продуманных социальных, медицинских и психолого-педагогических мероприятий, имеющих психопрофилактическую ориентированность и расширяющих диапазон влияния на эмоциональное формирование ребенка.

Способы коррекции

Как бороться с детскими страхами? Этот вопрос был актуален всегда, ввиду распространенности проблемы среди детей всех возрастов. Главная задача в терапии фобий — вытащить их на свет, выяснить, что пугает ребенка.

Во-первых, нужно определить вид страха — патологический или физиологический. Это может сделать только специалист по детской психологии, предварительно подробно поговорив с родителями и ребенком.

Во-вторых, важно выяснить причину появления данного расстройства. Каждый вид фобии имеет свои причины и проявляется у каждого ребенка по-разному

По мере взросления один вид может трансформироваться в другой, поэтому коррекция детских страхов требует внимательного психологического обследования малыша и индивидуального подбора подходящих методик.

Сказки

Чтобы побороть детский страх в 2-4 года, можно рассказывать ребенку сказки, где он является главным действующим лицом. В ходе повествования ему приходится сталкиваться именно с тем, что является причиной расстройства (чудище в темноте, закрытая комната, вода, огонь, отсутствие рядом родителей). Герой преодолевает все трудности, побеждает своих противников. Такие рассказы помогают детям чувствовать себя увереннее и становиться смелее.

Игры

Преодолевая страх темноты у детей раннего возраста, родители могут практиковать игру в прятки. Малыш должен отыскать куклу сначала в освещенной комнате, затем в темноте. За игрушку, найденную в темноте, должно следовать поощрение. Испуг постепенно угасает, уступая место желанию родительской похвалы и получения лакомства.

Детский страх смерти, обычно возникающий в 5-6 лет, можно разыграть в виде кукольного спектакля, где смерть представлена слабой, смешной или ненастоящей, придуманной. Главный герой успешно прогоняет ее. Также в игровой форме можно побеждать действующих лиц из страшных снов.

Рисунки

Очень эффективно лечение детских страхов с применением рисования. Ребенок должен нарисовать свой страшный сон в смешном виде. Позитивно на психику малыша действует зарисовка того, что пугает в преображенном виде: был злым, стал добрым и безопасным. Иногда дети с удовольствием рисуют объект боязни в побежденном виде.

Музыка

Хорошо помогает снимать нервное напряжение спокойная негромкая классическая музыка. В ненавязчивой форме можно предложить ребенку послушать ее перед сном, при этом находясь рядом с ним, тихонько поглаживая его по голове и говоря ласковые слова.

Танцы

Занятия танцами дают положительный эмоциональный настрой, способствуют психологической разрядке. Малыш учится ритмике, общению, успокаивается, начинает чувствовать себя сильнее и свободнее.

Ароматерапия

Использование эфирных масел, обладающих успокаивающим воздействием, хорошо помогает снять нервное напряжение. Можно использовать масла лекарственных растений в спальне, применяя аромалампу, или добавив их в теплую ванну, которая хорошо успокоит малыша перед сном.

Это могут быть масла лаванды, мяты, шалфея. Но перед их применением нужно проконсультироваться с врачом и убедиться в отсутствии аллергии на используемый продукт.

Цветотерапия

Детская комната должна быть оформлена в спокойной цветовой гамме, игрушки ярких цветов — красного, черного, оранжевого — нужно покупать в ограниченном количестве. Выбирая одежду малышу, стоит отдавать предпочтение вещам зеленого, голубого или желтого цветов.

Другие методики

Работа с детскими страхами также включает в себя лепку из глины, пластилина, особенно если дети не любят рисовать, равнодушны к музыке и отличаются усидчивостью. Можно попросить их слепить побежденный ночной кошмар — сделать то, что испугало во сне, смешным и беззащитным.

В некоторых случаях помогает изготовление из картона маски сказочного персонажа, который является источником страха. Родители могут надеть ее и шутливо, ласково заговорить с ребенком, поиграть с ним.

Когда обращаться к психологу

Нередко бывает так, что детские страхи требуют профессиональной коррекции. Вам обязательно следует обратиться к психологу, если:

  • вы не знаете, как разговаривать с ребенком о его страхах, у вас не получается оказать малышу помощь в избавлении от страхов.
  • В вашей семье произошли какие-либо стрессовые ситуации, вследствие чего поведение ребенка изменилось.
  • У ребенка навязчивые страхи — часто повторяющиеся, одного и того же содержания. На этом фоне возникли навязчивые движения — грызение ногтей, покусывание губ, постукивание ногами, накручивание волос на палец и т.п.
  • Вам о чем-то трудно сообщить ребенку.
  • Вы чувствуете, что ребенок чего-то боится, но не можете выяснить, чего именно.
  • Вы просто чувствуете, что малышу нужна помощь.

Помните, что лучшая защита от страхов — родительская любовь, спокойная и комфортная обстановка дома, атмосфера защищенности, доверия и тепла.

Возрастные фобии и виды

Для каждого возраста присущи фобии определенного характера.

Возраст ребенка Что вызывает страх
1 год
  • неожиданные и громкие звуки;
  • незнакомые люди;
  • раздевание и одевание;
  • смена обстановки.
2 года
  • разлука с родными;
  • засыпание в темноте;
  • боль;
  • смена обстановки.
4 года
  • страх темноты;
  • одиночество;
  • замкнутое пространство;
  • врачи, уколы;
  • страшные сказочные герои.
5 лет
  • привидения, монстры;
  • животные;
  • ночные кошмары;
  • больница.
6 лет
  • детский страх смерти;
  • агрессивное окружение, угроза нападения и наказания;
  • новые знакомства;
  • высота, глубина;
  • война;
  • кровь, боль.
7 лет
  • страх смерти;
  • война;
  • нападения, насилие, наказания;
  • гнев, неодобрение родителей;
  • насмешки сверстников;
  • необходимость посещения школы и ответов на уроках;
  • боязнь опоздания, страх что-то сделать неправильно;
  • стихийные бедствия;
  • одиночество;
  • кровь, получение травмы.
Подростковый возраст
  • стать другим;
  • наказание;
  • физическое несовершенство;
  • одиночество;
  • бессмысленность и бесперспективность жизни.

Партнерам

Лечение ночных кошмаров

Помогите малышу вернуться к нормальному сну, не пытаясь его разбудить, поскольку он во время эпизода ночного страха крепко спит. Приглушите в комнате свет, разговаривайте с малышом убаюкивающим, спокойным голосом. Возьмите его на руки, не кричите, не трясите, поскольку это только усугубит ситуацию.

Примите все меры по предотвращению всевозможных повреждений, поскольку в период ночных страхов малыш может, встав с кроватки побежать или пойти куда-нибудь. Малыша необходимо очень мягко вернуть обратно в свою кроватку

Очень важно предупредить появление ночных страхов, чем потом бороться с ними

Вероятность развития ночных страхов выше, если малыш переутомился. Следите за тем, чтобы ребенок придерживался режима дня, обязательно спал днем. Проследите, в каких временных рамках появляются ночные страхи. Старайтесь в течение недели будить минут за 15 до предполагаемых ночных страхов, стараясь удержать до 5 минут от засыпания.

Если ночные страхи все же повторяются, то повторите подобные действия в течение еще одной недели. Обязательно обратитесь за помощью к специалистам, если эпизоды ночных страхов длятся более 30 минут, если эпизоды наблюдаются во второй половине ночи, если малыш очень беспокойный и бессвязно что-то говорит, если малыш что-либо опасное делает для своей жизни, если отмечаются дневные страхи, а также, если причиной ночных страхов является стрессовая ситуация.

Ночные кошмары — это страшные сны, провоцирующие пробуждение малыша и боязнь снова засыпать. Страшные сны – это нормальное явление для всех возрастов после 6 месяцев. Зачастую они определяются стадиями развития ребенка. Детям 2-3 лет снится, что они остались одни, детям 4-6 лет снятся сны о монстрах, а также темноте, а сами кошмары зачастую снятся во время третьей фазы сна. Определенной причины, которая послужила бы для возникновения кошмаров не существует, однако иногда страшные сны провоцируются тем, что малыш услышал или увидел, и это сильно расстроило его.

Ночные кошмары у детей лечатся добрыми сказками с хорошим концом; мягкой, любимой игрушкой; играми с фонариком, устраняющим ночной страх; играми, имитирующими действия животных (мышка прячется под одеяло); рисунками, изображающими страх — чудище и уничтожением его; исключением просмотров страшных фильмов и мультиков, открытой дверью в спальню малыша. Помогите малышу рассказать свой ночной сон, и ему обязательно станет легче. Никогда не пугайте его сказочными героями. При учащении ночных кошмаров обращайтесь обязательно к врачам.

конкурсы

Понятие о страхе

Название боязни детей – Педофобия. Человек, страдающий от этого страха, не только боится иметь собственных малышей, но и отказывается общаться, разговаривать и играть с чужими детьми. Иногда фобия бывает настолько запущенной и неконтролируемой, что даже кукла может вызывать страх и панику. С одной стороны, фобия детей практически никак не отражается на жизни человека, с другой, лишает возможности создать крепкие и счастливые семейные отношения, ставит крест на рождении и воспитании собственных детей.

В большинстве случаев фобия протекает совершенно незаметно для постороннего взгляда. Человек контролирует себя и старается не проявлять негативных эмоций, исключая любое взаимодействие с детьми. Может случиться и так, что его психоэмоциональное состояние резко ухудшается, и тогда он полностью оказывается под влиянием страха и стрессовой ситуации. Пытаясь совладать с собой, становится:

  • замкнутым;
  • сердитым;
  • чересчур агрессивным;
  • плаксивым и депрессивным.

На физическом уровне эта фобия также проявляется и дает о себе знать ухудшением самочувствия: возникает внезапная головная боль, слабость, головокружение, учащается пульс и дыхание, повышается потоотделение и кровяное давление. Все это, конечно же, самым негативным образом влияет на его нервную систему, отражаясь и на здоровье в целом.

Что делать

Чтобы избавить ребёнка от страхов, родителям придётся провести фундаментальную работу как с его устоявшимися паттернами поведения, так и с собственными. Нужно быть готовыми к изменениям межличностных отношений и психологической атмосферы в семье.

Помогут справиться со страхами такие простые действия:

  • пожалеть того, кого боится малыш (монстра, чудовища, соседского мальчика-забияку, паука);
  • рассказать ему о собственных страхах и убедить в том, что все чего-то боятся — даже взрослые;
  • использовать метод символического тотема — купить плюшевую игрушку (волшебное одеяло) и убедить ребёнка в том, что он будет его всегда защищать (что-то вроде ловца снов);
  • вырабатывать позитивное мышление, во всём находить положительные моменты;
  • устраивать ролевые игры, в которых чудовища всегда проигрывают и оказываются безвредными;
  • просить нарисовать монстра, которое его пугает, а потом вместе посмеяться над ним;
  • объяснять всё, что происходит вокруг, чтобы не было боязни элементарных звуков дождя по крыше, молнии и грома и т. д.

В маленьком возрасте все эти приёмы нужно проводить в виде игры.

Что придётся изменить в семье:

  • уделять больше времени ребёнку, общаться, разговаривать по душам;
  • обеспечить комфортную атмосферу в дома;
  • ежедневно обнимать, целовать, брать за руку, сажать на колени;
  • говорить о своей любви;
  • убедить его в полной защищённости;
  • нормализовать внутрисемейные отношения, давшие трещину;
  • записать в секцию или кружок по интересам, чтобы некогда было думать о чём-то страшном, но при этом избегать переутомления.

Так как страхи детей часто сказываются на психосоматике, родителям необходимо снизить неприятные проявления подобного рода. Как можно уменьшить уровень тревожности:

  • снизить нагрузки в школе и по дому;
  • увеличить дозировку положительных эмоций;
  • нормализовать режим дня: есть, спать, учиться, отдыхать, работать — строго по часам;
  • обеспечить сбалансированное питание и полноценный сон;
  • увеличить количество времени, проведённого на улице, и в обратной пропорции сократить время, которое ребёнок уделяет гаджетам;
  • устраивать совместные прогулки, семейные мероприятия, путешествия, поездки в гости;
  • приобщать к спорту, увеличить двигательную активность;
  • перед сном организовывать успокаивающие ванны на травах.

9 категорических «нельзя» для родителей:

Не наказывать за трусость.
Не заставлять пересиливать боязнь любой ценой.
Не скандалить внутри семьи, не повышать голос.
Не разрешать перед сном смотреть «ужастики» и играть в агрессивные компьютерные игры.
Не стыдить и не высмеивать.
Не называть трусом.
Не рассказывать при ребёнке о страшных ситуациях (катастрофах, чьей-то смерти, несчастных случаях).
Не акцентировать внимание на страхах.
Не наказывать слишком жестоко.

Все эти действия со стороны родителей помогут избавить ребёнка от страхов. Если же способы их преодоления оказались неэффективными, необходимо обратиться за помощью к специалистам.

Борьба с ночными страхами

Советы психолога, как бороться с ночными страхами, должны стать настольной памяткой для тех родителей, чьи дети страдают от кошмаров во сне. Для начала нужно научиться, как правильно себя вести во время приступов.

  1. Не будить, чтобы не напугать ещё больше. Задача родителей, пока всё не закончится, — уберечь от нечаянного травмирования.
  2. По окончании приступа разбудить, иначе резкий возврат в глубокую фазу сна может возобновить кошмар.
  3. Сказать несколько ободряющих слов. Добиться осознанного ответа, чтобы убедиться в полном пробуждении.
  4. Сводить в туалет.
  5. Не спрашивать, что ему приснилось. Не рассказывать, как он себя вёл.
  6. Посидеть рядом, дождаться, пока он полностью не заснёт снова.

Если приступы повторяются постоянно, необходимо:

  • вести дневник, фиксируя время приступов, — чаще всего они повторяются в одни и те же часы;
  • выяснив время кошмаров, будить ребёнка за 10 минут до предполагаемого момента приступа, затем снова укладывать;
  • организовать чёткий режим сна: ложиться и вставать в одно и то же время;
  • исключить дневное переутомление и излишнюю возбудимость за 2-3 часа до сна;
  • привить сонные традиции: рассказать сказку перед сном, включить белый шум и ночник, положить рядом любимую игрушку, поцеловать — делать так каждый день;
  • исключить стрессовые факторы.

Когда требуется помощь со стороны:

  • приступы повторяются несколько раз за ночь;
  • сохраняются даже после 12 лет;
  • ребёнок помнит о своих ночных кошмарах, постоянно рассказывает о них днём, превращая страхи в навязчивые фобии;
  • возникают трудности с засыпанием.

Комплексное лечение ночных кошмаров проводится совместно психологом, неврологом и психиатром. После тщательного медицинского обследования обычно назначаются ноотропы.

Страх быть не как все

Выделяться, отличаться не хочет ни один маленький ребенок, дети хотят быть как все, чтобы не стать изгоем. Но чаще такой страх присущ детям со зрительным вектором. Эти детки изначально рождаются с чувством страха как базовой эмоцией. При правильном развитии страх за себя перерастает в свою противоположность — любовь к другим и чувственность

А пока страх — это естественно; важно знать, как на него реагировать

Дети со зрительным вектором, не ощущая защищенности от мамы и не имея навыка социализации, первыми становятся объектами травли. Более слабые физически, часто плачут, реагируют эмоционально на каждую мелочь, им жалко всех и всегда.

Им страшно идти в школу. В то же время ими движет желание общаться, познавать что-то новое, быть в коллективе. Без эмоций и эмоциональных связей они себя не мыслят. Поэтому противоречие — и страшно, и хочется — это про них.

Такого первоклассника нужно поддерживать в стремлении получить порцию общения, узнать что-то новое, увидеть то, чего он еще не видел. Просто необходимо поощрять его делиться с новыми друзьями чем-то вкусным и помогать во всем тем, кто нуждается в помощи. Он получает от этого процесса необычайное наслаждение. Оно заложено природой, поэтому будет очень кстати. Кроме того, для детской стайки ребенок, способный делиться, помогать бескорыстно, будет самым желанным для общения. К нему будут притягиваться окружающие, он никогда не будет изгоем, и это касается всех детей.

Страх быть обсмеянным

Он бывает только у детей с так называемым анальным вектором. От природы это самые послушные дети, привязанные к маме, которая является для них идеалом. Они медлительны, очень основательны и не любят переключаться с одного дела на другое, не доделав первое

Для них похвала — самое важное. Они же склонны обижаться и не терпят насмешек в свой адрес

Опять же, при правильном развитии эти качества превращаются в самые положительные.

Такого ребенка категорически нельзя торопить. Никогда и ни в чем. Необходимо давать ему время доделать все до конца. Потом обязательно похвалить, но в меру. Перехвалить тоже нельзя. Он сразу почувствует подвох. Ни в коем случае нельзя смеяться над ним и высмеивать, если что-то не получается. Иначе обида может остаться в памяти на всю жизнь. А память у таких детей самая лучшая.

При походе в школу ребенка с анальным вектором нужно поощрять за особую тягу к знаниям, а она точно будет, если он развивается без задержек; хвалить за хорошие оценки, за чистоту и аккуратность тетради. Ему особенно нужна поддержка. Можно подсказать ему, что будет нелишним объяснять непонятное своим одноклассникам, помогать им разобраться в чем-то.

Очень хорошо было бы поговорить с учителем, чтобы старался меньше дергать и торопить такого ученика

Ну, и постоянная поддержка родителей — самое важное для неторопливого ребенка

Если громкие звуки на перемене вызывают ужас

В каждом коллективе обязательно есть ребенок (или даже не один), который привык стоять в сторонке, не участвует в беготне, а при криках закрывает ушки руками. Это обладатель звукового вектора. Его часто считают не от мира сего. Но он более, чем нормален. Именно он может бояться школы по причине шумной обстановки в классе.

Ребенок со звуковым вектором — интроверт. Он не выносит больших компаний и громких звуков. Ему тяжело привыкнуть к школе и влиться в коллектив. В потенциале такой ребенок самый гениальный. Он всегда старается постичь смысл, очень тонко слышит звуки, часто имеет абсолютный музыкальный слух, склонен к науке. Он может стать выдающимся ученым или музыкантом.

Но это опять же — в потенциале. Для этого ему необходимо находиться в тишине. Хотя бы дома.

Ребенку со звуковым вектором нужно создавать дома абсолютную тишину. На него нельзя кричать и даже повышать голос. Именно тихую речь и шепот он способен услышать лучше всего. Ни в коем случае нельзя унижать его смыслами, обзывать глупым или бестолковым, говорить, что из него ничего не выйдет. От этого ребенок теряет способность слышать, думать, воспринимать. Он уходит в себя и отключается от мира.

Советы психолога

Страх темноты у ребенка можно преодолеть только вместе с ним. Сам малыш не справится.

Правильно установленная причина страхов быстрее подскажет, как отучить ребенка бояться темноты.

Если ребенок стал бояться темноты уже в сознательном возрасте (от 7 до 10 лет), есть смысл пересмотреть семейные взаимоотношения и выяснить, как ребенок общается в коллективе. Возможно, причина кроется в конфликтной ситуации.

Дать ребенку дополнительную физическую нагрузку – записать в секции, кружки, где от него потребуется большой выброс энергии. На страхи сил попросту не останется.
Показать на личном примере, как можно преодолевать страхи.

Увлечь ребенка рисованием. Способность переносить образы из воображения на бумагу позволяет выплескивать эмоции, а нарисованная страшилка вовсе перестает быть страшной. Особенно если мама добавит к рисунку что-то от себя, что развеселит малыша.

Хорошо помогает в борьбе со страхом темноты графический тест. С ним справятся школьники. Пусть ребенок напишет о своих опасениях. Разберите с ним «мини-сочинение», причем, объясните, что «страшные» слова – всего лишь слова

Обратите внимание сына или дочки на то, как они пишутся.

Используйте в борьбе со страхом игры. Такие, к примеру, как прятки

Ведь там нужно прятаться и в темные места. А в процессе занимательной игры ребенок не успеет ощутить страх.

Посмотрите следующие видео, в которых психологи дают свои рекомендации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector