Вместе или вместо? как приучить ребёнка делать дома уроки

Содержание:

Как приучить ребенка к чтению

Чтение, как и любой навык, требует тренировки. Для того, чтобы процесс чтения стал лёгким и приятным, нужно время.

«А как заставить читать?» — в корне неправильный вопрос! Ни в коем случае ребёнка нельзя «заставлять». Принуждение навсегда вызывает негативное отношение к любому делу. И чтение здесь не исключение. Если родители будут превращать чтение в унылую «обязаловку», то от этого у малыша сформируется убеждение, что чтение – это ужасно, плохо и трудно.

Как правило, с травмой от чтения живут сами родители. Они вспоминают, как в детстве заставляли читать их – и передают привычку к мучительному чтению-наказанию своим детям. Как же разорвать этот замкнутый круг?
Как сделать так, чтобы ребёнок читал сам, регулярно и с удовольствием?

Обратимся с этим вопросом к нейропсихологу, руководителю школы «Супермозг» Гюзель Абдуловой.

— Очень важно научить ребёнка читать правильно, заложить прочный фундамент эффективного чтения и скорости мышления. Ваш ребёнок научился читать по слогам

Он хорошо знает все буквы, складывает их в слоги, слоги в слова. Но читает медленно, пересказать текст и ответить на вопросы не может. Что делать?

В первую очередь важно понять, что на каждом этапе формирования навыка беглого чтения появляются и развиваются конкретные умения. Переход на следующий этап возможен только тогда, когда автоматизированы все умения предыдущего этапа! 

Переход на следующий этап возможен только тогда, когда автоматизированы все умения предыдущего этапа! 

При этом важно учесть, что каждый ребёнок индивидуален. Часто ребёнку просто не хватает времени для достижения уверенного уровня

Материал усложняется, ребёнок начинает отставать от других и попадает в группу неуспевающих. Неудачи множатся и перерастают в неразрешимый конфликт. Конечно, такая ситуация отбивает всякое желание читать.

Проблемы возникают не потому, что ребёнок не может понять и научиться, а потому что не успевает развиваться в некомфортном для себя темпе.

Что делать?

Несколько простых советов вернут вам и ребёнку желание общаться с книгой.

Занимайтесь, когда ребёнок отдохнул, не голоден и хорошо себя чувствует.
Обязательно покажите ребёнку, что совместные занятия для вас удовольствие, щедро хвалите за успехи.
Поддерживайте игровую форму занятий. В игре дети усваивают любой навык непроизвольно, без усилий.
Занимайтесь не более 30 минут или даже меньше, если замечаете, что ребенок устал

Малышу трудно долго удерживать внимание и интерес на одном предмете. Чаще меняйте виды деятельности и упражнения.
Ведите дневник успеха, в котором отмечайте достижения ребенка — даже самые маленькие победы.

Предлагаю несколько интересных игр, чтобы чтение быстрее из скучного занятия превратилось в удовольствие!

Слоги за «шторкой».

Система игр и тренировочных упражнений вы найдёте в моей книге-тренажёре «Читаем после азбуки: развиваем скорочтение». Всего за 10 недель регулярных занятий  вы  ликвидируете все трудности в чтении у вашего ребёнка.  Программа подробно расписана по шагам: дыхание, артикуляция, игры на отработку навыков чтения и подробные методические рекомендации помогут создать атмосферу увлекательного, занимательного и полезного общения.

Превратить чтение в удовольствие – легко!опубликовано econet.ru.

По книге Гюзель Абдуловой «Читаем после азбуки: развиваем скорочтение» 

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! econet

Мотивация

Если в школьной среде обучение проходит под пристальным вниманием учителей и контролем родителей, то в колледжах, училищах и высших учебных заведениях основой успеваемости становится только собственное стремление

  • Основная проблема обучения — отсутствие мотивации. Зачастую ученик просто не понимает, почему он должен тратить столько времени на порой скучные и, по его мнению, ненужные уроки, когда вокруг столько интересных занятий.
  • Определить для себя причину, по которой необходимо хорошо учиться — главная задача. Стимулы к обучению могут быть совершенно разного характера — то, что подталкивает вперед одного человека совершенно не подходит другому.
  • Для большинства учащихся хорошей мотивацией является перспектива. Она может быть долгосрочной — получение профессии, хорошая работа, достойная зарплата, карьерный рост. Но для основной массы подростков больше подойдет более близкая и понятная цель. Например, если он закончит учебный год (семестр) без троек, родители купят новый велосипед, гаджет или отпустят в поездку с друзьями.

Взрослым нужно учиться проявлять в таких вопросах гибкость. Вместо бесконечных нравоучений о пользе знаний попробуйте договориться о конкретном поощрении. Даже если вам кажется, что это не педагогично, гораздо важнее получить желаемый результат.

Правильная мотивация — гарантия успеха

Как можно и нельзя заставлять детей делать уроки – советы психолога

Совет № 1. Сохраняйте спокойствие

Не теряйте самообладания, не кричите на ребенка, если он не сразу правильно решает задачу или отвечает на вопросы. Не критикуйте его за неправильные ответы и не поддавайтесь соблазну сделать задание за него. В любой ситуации сохраняйте спокойствие. Если вы будете критиковать ребенка или кричать на него, это накалит атмосферу и только усложнит ему задачу.

Совет № 2. Объясните ребенку свои ожидания и его ответственность

Дайте понять, что он должен делать уроки вовремя и прилагать к этому максимум усилий. Определите время, когда он должен делать уроки. Учитывайте индивидуальные особенности ребенка. Кому-то легко даются иностранные языки, но с математикой возникают трудности, кому-то наоборот

Одни дети усидчивы и для них важно, чтобы во время выполнения заданий их никто не отвлекал; другим необходимо делать перерывы и разбивать большие задания на несколько мелких. Некоторые дети самостоятельны и могут выполнять задания без посторонней помощи, но большинству требуется контроль и помощь со стороны родителей соответственно возрасту

Если у вас несколько детей, ваша задача усложняется, ведь вам нужно учитывать особенности каждого из них.

Совет № 3. Регулярно общайтесь с учителями ваших детей

Поддерживайте связь с учителями в течение всего учебного года, начиная с сентября. Это поможет вам знать все об успеваемости детей в школе и будет особенно полезно в случаях, если у ребенка возникают какие-либо трудности.

Совет № 4. Определите для себя оптимальную роль во взаимодействии с ребенком

Некоторых детей нужно постоянно мотивировать к учебе, некоторым – давать четкие наставления и инструкции, а других нужно просто время от времени контролировать. Постарайтесь выбрать для себя такую роль в этом процессе, которая будет максимально учитывать потребности ребенка. Помните, что, в конечном счете, именно учитель определяет, хорошо или плохо ребенок справился с заданием. Вы не несете ответственности за результат, ваша задача – создать условия для ребенка и помогать ему в случае необходимости. Вы можете высказывать свои предположения, но за выполнения домашних заданий ответственность несет ребенок.

Совет № 5. Определите время и место для выполнения домашних заданий

Постарайтесь придерживаться установленного времени изо дня в день. Если ребенок активен, делайте перерывы в работе. Например, ребенок может 15 минут выполнять задание, а потом сделать перерыв на 5 минут. Во время таких перерывов вы можете предложить ему перекусить, чтобы восстановить свои силы. Позаботьтесь о спокойной обстановке в доме в это время: выключите телевизор или хотя бы убавьте его громкость.

Убедитесь, что у ребенка есть достаточно пространства для того, чтобы учить уроки. При этом также нужно учитывать индивидуальные потребности: для одних детей для этого потребуется большой кухонный стол, чтобы можно было разложить все книги и тетради, а для других – маленький тихий уголок в детской комнате.

Совет № 6. Приучайте ребенка к распорядку с раннего возраста

Даже если он еще маленький и всего лишь учится читать, регулярно выделяйте для этого время. Это помогает ему привыкнуть к распорядку, ведь со временем заданий станет все больше и они будут все сложнее.

Совет № 7. Помогайте ребенку на сложных этапах работы

Иногда ребенок не может выполнить домашнее задание из-за того, что на определенном этапе у него возникают трудности. И здесь потребуется ваша помощь. Например, ему необходимо решить ряд однотипных задач, но он не понимает, с чего начать решение. Разберите вместе с ним 1-2 задачи – и остальные он сможет решить самостоятельно. Если он не может выбрать тему для сочинения, вы можете провести вместе с ним небольшой мозговой штурм, чтобы найти нужную идею. Запомните: вы не должны выполнять задание за ребенка, достаточно лишь слегка его подтолкнуть к правильному решению.

Мне нравитсяНе нравится

Решебники в помощь

А вот и еще один хороший ответ, который можно дать на вопрос: «Как сделать уроки за 5 минут?» Это не что иное, как использование решебников. На самом деле, данный способ не такой уж и плохой, как может показаться на первый взгляд. У него имеется ряд существенных преимуществ, которых нет у предыдущих методов.

Первое, на что стоит обратить внимание — это на то, что в решебниках, как правило, весь материал «разжевывается». То есть если это решение задачи, то обязательно со всеми промежуточными действиями

Так, списав несколько раз, ученик поймет, как решать аналогичные задачки, и сможет справляться с ними самостоятельно.

Второй момент — это выбор правильного решебника. Сейчас для каждого года и даже издания существует свой помощник. Как правило, если вы выбрали не тот вариант, то и решения у вас не будет. Или оно будет отличаться от того, которое требуется в действительности.

Также стоит учитывать, что некоторые задачи сейчас написаны и составлены таким языком, что иногда даже взрослый человек не способен понять их. Решебник поможет разобраться, что к чему, а также позволит ответить на вопрос о том, как быстро сделать уроки.

Что делать, если вы уже в огне

Вы читаете эту статью, а за спиной уже несколько непросмотренных вебинаров и просроченные домашние задания? Вот небольшой план действий, который поможет быстрее наверстать упущенное:

  • Перестаньте себя винить. Вы не в школе, и на второй год вас не оставят. Взрослый человек имеет право бросить начатое и не испытывать мук совести. Трезво оцените, нужно ли продолжать. Если вы поняли, что курс не подходит, — не нужно мучиться, однозначно решите, что проходить его не будете. Расслабьтесь и проведите время с удовольствием.
  • Сделайте маленький шаг, если вы всё-таки решили продолжать. Не следите за тем, насколько вы отстали от группы, не оценивайте масштаб катастрофы, просто начните прямо сейчас. Сделайте то, что вам по силам, то, что можете. И так по чуть-чуть вы начнёте догонять.
  • Найдите поддержку. Поговорите с кем-то из близких — возможно, вы начнёте учиться вместе. Можно приходить в парк или кафе и сидеть напротив друг друга каждый со своим ноутбуком. Во времена коронавируса такую встречу можно организовать и в Zoom.

Успехов вам, и пусть все цели реализуются!

Комментарии

Как именно родители помогают детям? Прямо задачки с ними решают?

Мама: Сначала были прописи: он писал, а я контролировала, смотрела на эти палочки, крючочки, буковки. Сейчас задачки пошли, решаем вместе, разбираем условия. С чем-то надо было просто сидеть рядом, что-то надо было объяснять. Сейчас, если прошла новая тема и сын ее не понял — значит, я буду сидеть объяснять, пока он не поймет. Почему это должна делать я, а не учитель? Потому что учитель уже объяснил. Ну, не дошло до сына с первого раза — значит, объясню я.

Психолог: Что я вижу — родители вникают в задачки, решают их с детьми. Здесь есть закономерность: чем выше уровень образования родителей, тем им интереснее копаться в учебниках. Они ругаются на эти учебники, говорят, что они бестолково написаны, и пытаются переводить их на понятный детям язык.  

Педагог: Иногда надо объяснить ребенку своими словами условия задачи. Иногда он недопонял материал, и надо объяснить. Это нормально. Но если родитель, например, сам делает поделку для урока технологии — это точно неоправданная история. Я за то, чтобы ребенок делал сам то, что может. Даже если это будет не такая красивая поделка или рисунок. 

Полезная литература для родителей школьников

Мы подготовили список книг, которые будут полезны всем родителям школьников. В них нет инструкций по воспитанию, но есть масса советов от педагогов и психологов, которые помогут воспитать счастливого ребенка и решить основные проблемы со школой. Наиболее полезные книги, по мнению экспертов:

  1. Д. Навара «Не кричите на детей».
  2. О. Акун, И. Пайо «Французские дети любят учиться».
  3. Р. Кавалла, А. Панарезе «Не программируйте ребенка».
  4. Л. Суркова «Ребенок от 8 до 13 лет».
  5. Д. Пеннак «Как роман».
  6. Х. Шумейкер «Домашние задания – это вредно».
  7. А. Фабер, Э. Мазлиш «Как говорить с детьми, чтобы они учились».
  8. Я. Корчак «Как любить ребенка»
  9. Н. Юнттила «Ноль друзей».
  10. К. Аудмайер «Все на одного».

Не ищите в книгах «волшебной таблетки». Чаще в них говорится не о том, как надо делать, а о том, как делать не надо. Ваше чадо индивидуально, к нему невозможно применить универсальную инструкцию по воспитанию. Однако именно в книгах вы найдете ответы на тысячи вопросов.

Резюме

Как заставить ребенка учиться? Никак. Лошадь можно подвести к воде, а вот заставить пить – нет. Все, что в ваших силах – обеспечить такую атмосферу дома и найти такой подход к детям, при котором они захотят учиться. Для этого нужно перестать кричать, сравнивать с другими детьми, наказывать за двойки и тем более браться за ремень. Нужно найти причину низкой успеваемости и устранить ее, при этом сохранив психику невредимой.

Можно ли делать уроки за деньги или подарки?

В последнее время родители стали использовать нехитрый способ манипуляции, который называется просто – подкуп. Суть его заключается в том, что отец или мать, не задумываясь над объективным решением вопроса, как правильно делать уроки с ребенком, просто стремятся подкупить свое чадо разными обещаниями. Это могут быть как денежные суммы, так и просто подарки: сотовый телефон, велосипед, развлечения. Однако стоит предостеречь всех родителей от такого способа воздействия на детей. Это неэффективно, потому что ребенок раз за разом начнет требовать больше и больше. Домашних заданий каждый день много, и вот уже ваше чадо не удовлетворяется просто смартфоном, ему нужен айфон, и он имеет на него право, ведь он же учится, выполнят все школьные требования и т. д. Да и потом, представьте себе, насколько пагубна привычка за свою ежедневную работу, которая является обязанностью ребенка, требовать от родителей каких-либо подачек.

Школа или семья: кто на первом месте?

Первая мысль, которую надо уяснить: мы любим ребенка независимо от оценок. Нет, за двойки хвалить не нужно. Но все, что дает семья, она дает и двоечнику, и отличнику. Принятие, любовь, поддержка, дружелюбное отношение, забота, еда, жилье, безопасность – на все это у ребенка с любым табелем должен быть безлимит.

Если в семье не один ребенок, сравнивать не нужно. Никаких: «Ой, вот у Машеньки пятерка по рисованию, а Оленька у нас с детства медлительная». Возможно, это правда. Помолчите об этом. Вслух – акцентируем на хорошем.

При желании похвалить можно каждого. Многие двоечники очень помогают по дому, могут передвинуть шкаф одной рукой или мастерски разруливают конфликты. Кто знает, что окажется ценнее во взрослой жизни.

Неуспевающего ребенка придется защитить от нападок родственников. Не нужно врать или приукрашивать. Но нельзя позволять взрослым подкалывать и ерничать. Со своим ребенком родители разбираются сами, дома, наедине. Морали ему читаете тоже вы, а не троюродная тетка по папиной линии.

Шаг 3. Подберите камеру и микрофон

Пять лет назад любой человек мог загрузить на YouTube «обучалку», снятую на мобильник, и собрать тысячи просмотров.

Сегодня люди строже относятся к качеству звука и картинки. Некоторые принципиально не смотрят видео в качестве ниже HD. Судите сами, на какой ролик вы бы кликнули:

Неправильно

Правильно

В первую очередь нужно знать о том, что микрофоны бывают динамические и конденсаторные:

  • Динамические микрофоны позволяют лучше подавлять эхо и фоновый шум.
  • Конденсаторные микрофоны более восприимчивы к фоновому шуму и малейшим звукам. Но при условии, что запись проводится в полной тишине, с их помощью можно добиться отличного звучания.

Ручной микрофон лучше сразу забраковать, т.к

из-за габаритных размеров он отвлекает внимание от ведущего

К тому же, у вас будет занята одна рука. Это неудобно, если в кадре есть действие – к примеру, вы проводите химический опыт.

Для видеоуроков подойдут три типа микрофонов:

Петличный микрофон или «петличка» — маленький и легкий микрофон, который крепится к одежде. Благодаря миниатюрности он почти незаметен и не мешает ведущему. Человек может спокойно ходить по съемочной площадке, жестикулировать, брать в руки предметы. Петличка улавливает звуки только в радиусе 20-30 сантиметров вокруг себя, фильтруя отдаленные шумы.

Петличный микрофон подходит для интервью и съемки роликов, в которых персонаж говорит в течение долгого времени.

Головной микрофон — бюджетный вариант, представляет собой обычные наушники с гарнитурой. Профессиональные ораторы используют модели без наушников.

Головной микрофон всегда держится на одном расстоянии ото рта и не трется об одежду во время движения, как это иногда бывает с «петличкой». Такой тип микрофона тоже подходит для съемки роликов и интервью.

Накамерный микрофон или «пушка» — устройство, которое крепится на видео- или фотокамеру. «Пушка» ловит звуки строго перед собой, фильтруя то, что звучит по бокам.

Такой микрофон всегда за кадром, потому не отвлекает внимание. К тому же «пушку»можно прикрепить к специальному держателю — «удочке» — и поднести ближе к ведущему, что качественно прописать каждую реплику

«Пушка» подходит для записи диалогов, когда разговаривают несколько человек, или при съемке общего плана, если не в кадре не должно быть микрофона.

Ниже представлены примеры микрофонов, которые чаще всего используют продвинутые видеолекторы и новички.

Для профессионалов Для любителей
1. Петличный микрофон — Rode Lavalier (~14 000 руб.) 1. Петличный микрофон — Audio-Technica ATR3350 (~ 1 900 руб.)
2. Головной микрофон — Countryman E6 mic (~49 000 руб.) 2. Головной микрофон — Rode HS1 (~ 16 000 руб.)
3. Микрофон-пушка — Rode NTG-4+ (~19 000 руб.) 3. Микрофон-пушка — Rode VideoMic GO (~ 4 900 руб.)

Если вы настроены серьезно, стоит выбирать микрофоны продвинутого уровня. Но если видеолекции для вас — хобби, можете начать с бюджетных микрофонов, хоть они и уступают по качеству.

«Тем, кто снимает свой первый видеоурок я рекомендую остановиться на петличном микрофоне. Он очень универсальный: его можно спрятать под одеждой, он хорошо ловит звук. Вдобавок, цена «петлички», как правило, в два раза ниже, чем других типов микрофона».

Владимир Раджапов

Руководитель направления по развитию дистанционного обучения компании «Академия АйТи»

Отзывы и комментарии

Особенности классификации типов уроков по предмету «Физическая культура»

Физкультура — специфический предмет в школе, который, как и предмет «Технология» направлен, прежде всего, на усвоение практических навыков и умений.

В методике преподавания физической культуры в школе принята следующая классификация:

  • Уроки общего физического воспитания.
  • Уроки физ. воспитания с профессиональной направленностью.
  • Уроки физ. воспитания со спортивной направленностью.
  • Уроки лечебной физкультуры.

В рамках каждой группы выделяют различные виды уроков, исходя из дидактических целей и предметного содержания.

Так, принято выделять следующие виды уроков по физической культуре:

  • Вводные (теоретические уроки, которые проводятся в начале года/четверти и при изучении новой технологии, умения).
  • Комбинированные уроки.
  • Развивающие и восстанавливающие уроки.
  • Уроки совершенствования.
  • Уроки проверки и контроля ЗУН.

После введения ФГОС классификация основных типов уроков несколько изменилась. О типах и видах уроков по ФГОС вы можете узнать на нашем сайте.  См. также Формы и методы работы по ФГОС.

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:

Чего не стоит делать, чтобы заставить ребёнка учиться

Сравнивать с «сыном подруги»

Конкуренция, конечно, способна стать источником мотивации, но уже во взрослом возрасте и далеко не для всех. А если постоянно сравнивать ребёнка с другими детьми, это, наоборот, демотивирует и не поможет заинтересовать ребенка учёбой. 

Переходить на личность

Как бы ни расстроил вас ребёнок своим очередным проявлением разгильдяйства, не оскорбляйте его. Слова ранят сильно, помните о том, что одна фраза может запомниться навсегда и стать установкой, которая негативно отразится на всей жизни человека. 

Перегружать учёбой

В 1965 году американский педагог начальной школы Барбара Шил провела интересный эксперимент со своим классом из 36 трудных подростков. Она объявила, что каждый в течение дня сможет заниматься тем, чем захочет. Назавтра всё повторилось, но теперь Барбара помогала школьникам составлять план на день. Затем объяснила, что есть определённая учебная программа на неделю, которую нужно пройти. Результатом эксперимента стало то, что у всех ребят запустилась внутренняя мотивация, и они стали гораздо успешнее заниматься. 

Не ставьте образование во главу угла, поощряйте хобби, занятия спортом, музыкой, творчеством. Оставляйте время на увлечения и общение с друзьями. Даже когда учёба станет любимым делом, нужны перерывы на другие занятия.

Продолжать ходить в обычную школу

Если вы чувствуете, что традиционная школьная система снижает внутреннюю мотивацию и природную любознательность ребёнка, подумайте о смене формата обучения. И тогда не придётся думать, как заинтересовать ребёнка учёбой, он сам будет учиться с удовольствием. С каждым годом всё больше мам и пап выбирают семейное обучение, где можно индивидуализировать учебный процесс и найти поддержку профессионалов. В домашней онлайн-школе «Фоксфорда», к примеру, обучение проходит онлайн, но записи доступны в любое время: ребёнок сам выстраивает свой график дня, просматривает уроки, выделяет время на домашнюю работу.

Подготовка домашнего задания: дети делают уроки сами

Мои дети всегда делают уроки сами. Я не вмешиваюсь и не позволяю этому испортить наши отношения. Качество выполнения заданий при этом — отдельный вопрос, но это уже зависит от мотивации ребенка к учебе.

Расскажу, как мы делаем домашние задания. Сразу предупреждаю — вам не понравится. У многих возникнет внутреннее сопротивление и чувство вины.

Моя позиция сформировалась в школьные годы старшей дочери, благодаря моей маме (учителю со стажем 35 лет) и гуру психологии, у которых я училась. Основная мысль: если вы хотите, чтобы ребёнок учился, учиться должен он.

Есть тут одно «но»: в перечне обязанностей «хорошего родителя», который вам выдали вместе с материнской короной в роддоме, есть пункт «у хорошей мамы ребёнок должен хорошо учиться». Сотни раз я слышала: «Он сам сделает домашнее задание, получит за него двойку, а мне стыдно будет».

Вы в курсе, что стыд за мужа-алкоголика и ребёнка-двоечника — это симптом созависимости? Это ваша беда, с которой вам надо разбираться. Так вы душите детей — иногда в угоду учителю, ведь он велел делать домашние задания вместе. А знаете, почему? Потому что школе выгодно, чтобы дети имели только хорошие оценки. Но такие оценки никак не свидетельствуют об уровне знаний вашего ребёнка.

Можно ли делать уроки за деньги или подарки?

В последнее время родители стали использовать нехитрый способ манипуляции, который называется просто – подкуп. Суть его заключается в том, что отец или мать, не задумываясь над объективным решением вопроса, как правильно делать уроки с ребенком, просто стремятся подкупить свое чадо разными обещаниями.

Это могут быть как денежные суммы, так и просто подарки: сотовый телефон, велосипед, развлечения. Однако стоит предостеречь всех родителей от такого способа воздействия на детей. Это неэффективно, потому что ребенок раз за разом начнет требовать больше и больше. Домашних заданий каждый день много, и вот уже ваше чадо не удовлетворяется просто смартфоном, ему нужен айфон, и он имеет на него право, ведь он же учится, выполнят все школьные требования и т. д.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector