Виды мотивации и мотивы
Содержание:
- Мотивация
- Второстепенные виды
- Виды мотивации в психологии
- Идентификация
- Как мотивировать себя что-то делать?
- Главное отличие мотивации от стимулирования в менеджменте
- В словаре Д.Н. Ушакова
- Похожие слова
- Стимул и применение разных видов стимулов
- Методы стимулирования
- Теории на основе специфической картины человека
- Техника проведения гештальт-терапии
- Мотив, цель, потребность
- Navigation menu
- Классификация мотивов обучения
- Мотивы учебной деятельности учащихся
- Мотивация и стимулирование
Мотивация
Мотивация — это объединение внешних и внутренних направляющих сил, которые толкают человека к определенным действиям. Это путь побуждения человека к практике для осуществления целей.
Мотивация охватывает больше, чем мотив. Мотив деятельности — устойчивое личностное качество, принадлежащее индивиду. Мотивация же — совокупность факторов, которые определяют линию поведения индивида, его мотивы, цели, потребности, намерения, прочее. Также это процесс, поддерживающий и движущий активность.
Мотивационная сфера состоит из:
-
мотивационной системы личности, включающей стимулирующие силы деятельности, то есть сами мотивы, интересы, потребности, цели, убеждения, установки, нормы, стереотипы, и другое;
-
мотивации достижения — нужды завоевания высокого уровня поведения и утолении других нужд;
-
мотивация самоактуализации находится на высшей ступени иерархии мотивов, заключается в нужде индивида к реализации собственных возможностей.
Правильные планы, цели, высокоорганизованность ни к чему не приведут, если отсутствует мотивация. Она возмещает ущербы в других сферах, например, планировании. Нельзя возместить ничем мотивы деятельности, способности важны, но их, зачастую, недостаточно.
Мотивация также определяет успех в практическом исполнении, которого нельзя добиться только с наличием знаний и способностей. Необходимо стремление к работе, к достижению результата. Количество усилий зависит от уровня активности и мотивации. Люди с высоким уровнем мотивированности выполняют больше работы и чаще других добиваются большего.
Неправильно наблюдать сферу мотивов индивида как зеркало суммы его индивидуальных нужд. Потребности личности соединены с общественными потребностями, их возникновение и развитие определено социумом. Мотивационная сфера включает как индивидуальные, так и общественные нужды.
Второстепенные виды
3. Мотивация вознаграждением
Этот вариант основан на получении конкретной награды. Как правило, речь идёт о поощрении извне. Но вы можете использовать такой подход и сами. Например, пообещайте себе купить то, что давно хотели, если достигнете цели.
4. Мотивация страхом
Слово «cтрах» ассоциируется с чем‑то ужасным, но в случае с мотивацией это необязательно так. Когда вы становитесь за что‑то ответственными, особенно перед близкими людьми, ваши действия автоматически подкрепляются страхом неудачи.
Этот подход также легко использовать для достижения собственных целей. Например, озвучьте предстоящую задачу публично и скажите, что справитесь с ней. Так вы мотивируете себя страхом невыполненных обещаний.
5. Мотивация достижения
Если вы часто придумываете себе челленджи и не хотите останавливаться на достигнутом, вы имеете дело с мотивацией достижения. Это разновидность внутреннего типа, поэтому она может работать лучше, чем вариант с вознаграждением. Если начальник перестанет побуждать вас к профессиональным свершениям премией, вы всё равно останетесь мотивированы.
6. Мотивация власти
Те, кто стремится влиять на ситуацию и отстаивать своё мнение, подпитываются мотивацией, основанной на власти. Такие люди хотят всё контролировать и побуждать других к выполнению нужных действий. Цели человека не всегда бывают благими, но этот вариант отлично подходит для тех, кто хочет изменить мир вокруг.
7. Мотивация принадлежности
«Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». Этой фразой руководствуются люди с мотивацией принадлежности. Они развиваются, когда общаются с теми, кто обгоняет их по статусу, профессионализму и уровню образованности. Им нравится, когда эти люди хвалят их работу.
Вы можете окружить себя теми, кто добился целей, к которым вы сами стремитесь. Тогда вы не только сможете спросить у этих людей совета, но и будете мотивированы соответствовать своему окружению.
8. Мотивация компетентности
Вы всегда хотели быть лучшим в том, что делаете? Ваша цель — идеально выполнять работу и достичь успехов в хобби? Тогда вы вдохновлены получением компетентности.
Этот тип мотивации полезен при освоении новых навыков. И он может быть более эффективным, чем стимуляция вознаграждением. Например, когда человек хорошо учится ради повышенной стипендии, его интересуют не знания, а оценки. А если его цель — стать дипломированным специалистом, то он сосредоточится на обретении новых навыков, а стипендия будет лишь приятным бонусом.
9. Мотивация отношения
Вы ощущаете этот тип мотивации, если хотите изменить свой взгляд на мир и на себя в нём.
Под успехом часто понимается набор вполне конкретных достижений: деньги, признание, семья. Но каждого из нас могут радовать другие вещи, и это редко что‑то материальное. Мы хотим, чтобы нас ценили, желаем гордиться тем местом, где мы работаем, и получать удовольствие от того, чем занимаемся. Все действия, направленные на поиск своего места в жизни и гармонии с самим собой, связаны с мотивацией отношения.
Виды мотивации в психологии
В психологии существуют такие виды (типы) мотивации:
- внутренняя и внешняя;
- положительная и отрицательная;
- устойчивая и неустойчивая.
Это основные виды мотивационных образований.
Существует также активная (диверсивная) и пассивная мотивации. К первой относится внутреннее стимулирование, ко второй – внешнее.
Внешняя и внутренняя мотивация
Их еще называют экстринсивная и интринсивная. Внешняя (экстринсивная) базируется на влиянии внешних факторов: условий и обстоятельств, которые не относятся к отдельным видам деятельности. Часто мотивом к совершению поступков становится положительный пример другого человека. Это называется функциональным мотивом.
Каждой из них присущи свои особенности:
- Внешняя мотивация направлена на количество, а внутренняя – качество выполняемой работы.
- Внешняя при достижении поставленной задачи перестает мотивировать, а внутренняя – еще больше активизируется.
- Интринсивная мотивация является более сильным стимулом, чем экстринсивная.
- При обретении уверенности в себе внутренняя мотивация возрастает.
Положительная и отрицательная
Основные формы стимулов можно разделить на отрицательные и положительные. Положительные подталкивают к действию, когда человек находится в предвкушении выгоды. Это стимулирует выполнять свои обязанности более качественно и укладываться в положенный срок. Такая мотивация играет важную роль в достижении высоких результатов, повышает эффективность работы. Мотивацией в рабочем коллективе может быть не только материальное вознаграждение, но и психологические методы воздействия.
Существуют такие принципы, подтверждающие эффективность положительного стимулирования:
- повышение значимости индивида, приводящее к улучшению качества работы;
- рост мотивации для совершения дальнейших действий после получения выгоды или морального поощрения;
- уверенность в своих действиях и скорейшее достижение успеха.
Отрицательное мотивирование предполагает различные наказания за невыполнение задания или плохо сделанную работу. Согласно исследованиям, длительная отрицательная мотивация приводит к потере интереса к выполняемым обязанностям, культивирует чувство страха, нежелание действовать, снижает самооценку и способствует развитию комплексов.
Соответственно, положительная мотивация стимулирует действовать, а отрицательная – усиливает дисциплину во время выполнения деятельности. Последняя не способна раскрыть внутренний потенциал, ее основная задача – удержать индивида в установленных рамках.
Устойчивая и неустойчивая
Устойчивое мотивирование включает в себя ежедневные потребности людей:
- голод;
- жажду;
- сон;
- секс;
- общение;
- обретение новых знаний.
Человек осознанно осуществляет деятельность, не прилагая к этому больших усилий.
Неустойчивая мотивация более слабая. Она должна все время подкрепляться внешними факторами.
Дополнительная классификация мотивации
Классификация мотивов достаточно широка. Согласно психологическим и социологическим исследованиям, существуют и дополнительные мотивационные виды (стимулы) – основы мотивации:
- Самоутверждение – это стремление к признанию в своем окружении. Оно обеспечивает развитие личности, пробуждает чувство собственного достоинства.
- Идентификация – стремление быть похожим на своего кумира, желание соответствовать его набору качеств.
- Власть – потребность оказывать воздействие на деятельность других, желание главенствовать и осуществлять контроль над людьми.
- Процессуально-содержательный – потребность в активной деятельности, получение удовольствия непосредственно от процесса.
- Саморазвитие – стремление человека развиваться и совершенствоваться. Оно связано с самоутверждением.
- Достижения – стремление добиваться лучших результатов, стать лидером в своей сфере.
- Просоциальный мотив – чувство долга перед обществом, проявление в процессе достижения цели таких качеств, как ответственность, уверенность в себе, толерантность и пр.
- Аффилиация – объединение: желание идти на контакт, находить новые связи, поддерживать дружеские отношения с другими людьми.
Каждый вид подразделяется на несколько уровней, которые зависят от отдельных условий:
- значимость достижения цели;
- уверенность в ее достижении;
- индивидуальное восприятие итога своей деятельности.
Идентификация
Речь идет о стремлении индивида быть похожим на кумира. Кумиром может выступать как другой человек (учитель, отец, артист), так и вымышленный персонаж (герой фильма или книги). Мотив идентификации является весомым стимулом для развития человека и прикладывания им усилий, нацеленных на обретение определенных черт. В ювенальном периоде мотивация идентификации с кумиром особенно сильна. Под ее влиянием подростки обретают большой запас энергии
Наличие мотива идентификации является важной оставляющей социализации подростка, так как оно придает вдохновения, формирует чувство ответственности и целеустремленность
Как мотивировать себя что-то делать?
Давайте разберем для начала другой вопрос, который, по сути, является почти противоположным понятию мотивации, но неразрывно связан с ней.
Лень — что это такое и откуда берётся?
Кто не знаком с ленью? Да все поголовно, кроме, разве что, совсем маленьких детей, которые будто запрограммированы таким образом, чтобы без устали развивать бурную деятельность самого разного спектра. Вот уж где ежечасная мотивация в жизни и достижение цели!
Вырастая же, человек знакомится с ленью во всей её красе. Варьируется только личностное к ней отношение, обусловленное качествами характера, нормами воспитания и усвоенными убеждениями.
Поэтому кто-то сквозь зубы ежедневно преодолевает самого себя, кто-то машет белым флагом, сдаваясь и испытывая горечь поражения.
Есть ещё особая каста людей, которая владеет знаниями. Эти знания о мироустройстве, об энергии, о тонком плане. О техниках исполнения желаний, о целительстве, о самом себе. О работе с энергиями и использовании их во благо. У них, как у детей не прекращается мотивация в жизни, и достижение цели для них простой осознанный процесс.
Что такое лень? Как лень мешает мотивации в достижении цели?
Касту можно разделить на две половины и, кажется, должна бы быть противопоставлена друг другу, однако, если присмотреться поближе, представляет собой схожее восприятие вопроса про лень.
Одни, наслаждаются ленью, и жизнь их будто сама организовывается таким образом, что обеспечивает им минимум ненужных им дребезжащих суетливых действий, при этом сохраняя должный уровень комфорта.
А для других, напротив, лень будто бы не существует. Эти супер люди порой доводят некоторых, кто еще не в ладу с собой и не владеет знаниями, до желания поискать у них «секретную кнопочку». Которая обеспечивает им ежечасную энергию, радость жизни и неуёмное желание воодушевлённо делать и заниматься вообще всем, что им в текущем дне выпадает.
При этом они жарко строят планы в намерении как можно скорее взяться и попробовать заняться и тем и этим, и вот тем ещё. Что и удивляться тому, что у тех, кто ведёт неравный бой с ленью ежедневно, при общении с такими вот людьми «энерджайзерами» появляется тайная неблагородная мысль не только найти заветную «секретную кнопочку», но и долбануть по ней чем-то потяжелей, чтоб микросхемы поплавились.
А что это, действительно, все люди как люди, волокут свою ношу, а тут, гляди ты, сколько лёгкости, мотивация в жизни и достижение цели всегда легко происходит. Обидно же))). Хотя, правильней будет разобраться в этом вопросе, обучиться и строить свою гармоничную жизнь так, как считаете нужным и никого не выключать и не долбать. Вот чтобы не было обидно, разберёмся для начала, что такое лень в принципе.
Лень – это отсутствие этой самой пресловутой мотивации, о которой мы сегодня говорим. Иначе говоря, лень это категорическое непонимание для чего делать то или иное. Подсознательная убеждённость в безсмысленности того, что нужно сделать. Какая уж тут мотивация в жизни и достижение цели…
За этим может стоять многое и разбираться, вытягивая неприятное, наматывая его виток за витком. Расстраиваясь, не то чтобы ничего не даст, но разрушит и без того шаткий эмоциональный настрой.
Так нужно делать только под четким сопровождением специалиста. Когда я оказываю помощь, то мы обязательно достигаем положительных результатов. Есть и другие пути, о них ниже.
Как мотивировать себя на достижение цели?
Нужно выявить и структурировать для себя все плюсы и выгоды того, что нужно сделать. Причём, сделать это так смачно и по-конфетному вкусно, чтобы, как и в еде, на предстоящее дело разыгрался аппетит.
Ведь часто себе привыкли не уделять должно внимания практически ни в чём, что и дела делают через силу и еду швыряют в себя, словно в мусорный бак, особо не уделяя внимания этому процессу.
Есть специальные практики, которые включены в курс обучения эзотерике
Благодаря им можно получить супер результаты! Сумасшедшее, искреннее желание творить, делать и самое важное. Появляются силы и энергия на воплощение желаемого
И мотивация в жизни и достижение цели.
Главное отличие мотивации от стимулирования в менеджменте
Стимулирование и мотивация принципиально различны. Суть этого различия в том, что стимулирование используется как одно из мотивирующих средств. Так оно может включать мероприятия, направленные на материальную и нематериальную мотивацию.
В словаре Д.Н. Ушакова
РАЗДРАЖИ́ТЬ, раздражу, раздражишь ·совер. (к раздражать).1. кого-что. Привести в состояние гнева, досады, озлобленного возбуждения, рассердить. Раздражить кого-нибудь назойливыми просьбами.2. что. Воздействовать чем-нибудь (каким-нибудь раздражителем) на что-нибудь (организм или отдельный орган; физиол.). Раздражить кончики нерва.3. что. Вызвать боль, зуд, воспаление в чем-нибудь, растревожить. Раздражить желудок. Раздражить нервы. Раздражить слизистые оболочки.4. что. Усилить, обострить, раздразнить (·разг. ). Раздражить аппетит.
Похожие слова
РаздражённоРаздражённость
Стимул и применение разных видов стимулов
Мотив и мотивация – внутренняя движущая сила человеческих поступков. Стимул – это внешний побудитель, подвигающий человека на выполнение действия. Основная задача стимулирования –воздействие на работника, в результате которого увеличивается скорость или качество выполнения работы. Стимулы подразделяются 2 основных группы: материальные и нематериальные.
К материальным стимулам относятся:
1. Стимулы, имеющие финансовое выражение:
- заработная плата;
- частота выплат;
- наличие премий;
- доплаты за вредность;
- премии;
- компенсации;
- возмещение расходов на связь, транспорт;
- доплата за стаж работы в организации;
- выплата 13 заработной платы.
2. Материальные стимулы, не имеющие денежного выражения:
- обучение работника за счет компании;
- предоставление общежития и служебного автомобиля;
- льготные путевки в дома отдыха или санатории;
- предоставление медицинского страхования;
- оплата жилья за счет компании;
- предоставление дополнительных дней к отпуску.
К нематериальным стимулам относят:
1. Моральные стимулы, помогающие реализовать потребности человека:
- награждение грамотами и подарками;
- присуждение званий;
- признание лучшим сотрудником года;
- размещение статьи о сотруднике в корпоративном издании.
2. Социальные стимулы, активизирующие реализацию социальных потребностей:
- предоставление возможностей карьерного роста;
- статусность должности;
- доброжелательный и дружный рабочий коллектив;
- участие в профессиональных конкурсах.
3. Творческие стимулы, позволяющие реализовать в работе творческие возможности работника:
- интересные рабочие задачи;
- самореализация в новационных проектах компании;
- использование креативных способностей при выполнении функционала должности.
Методы стимулирования
Один из самых распространенных приемов побуждения к действию называется «кнутом и пряником». Эта комплексная система стимулирования включает в себя два метода. Специалисты выделяют еще несколько:
- Соревнование. Это вызывание стремления к улучшению по сравнению с другими. Стимул реализуется при условии всеобщей вовлеченности, равенства и тщательного учета результатов.
- Поощрение. Стимулирование при помощи поощрения и положительной оценки деятельности. Применяя такой метод, нужно придерживаться своевременности, осознанности, конкретики, индивидуального подхода.
- Наказание. В этом случае организационное поведение определяет цели стимулирования как торможение неэффективной и негативной деятельности с дальнейшей коррекцией. Условия проведения: осознанность, сохранение достоинства, соразмерность, не частое применение.
Теории на основе специфической картины человека
Существуют 2 концепции на основе специфической картины человека: “Теория X и Y” Макгрегора и “Теория Z” Оучи. В них описываются виды трудовой мотивации.
XY теория Макгрегора
Это 2 теории, в которых автор сопоставляет стимулы сотрудника и поведение руководящего состава фирмы с 2 сторон.
Теория Х гласит, что:
- люди от природы ленивы и используют все возможности для прокрастинации;
- человек стремится уйти от ответственности, поэтому идет в наемные работники;
- он придерживается таких принципов, как стабильность и защищенность;
- сбрасывает с себя амбиции как балласт;
- полный контроль, нажим и угроза наказания подталкивают человека работать с большей отдачей.
Согласно теории Y:
- труд – неотъемлемая часть жизни человека;
- хорошие условия труда благоприятствуют развитию ответственности и контроля над своими действиями;
- творческий и интеллектуальный потенциал используются не в полном объеме;
- достигнув поставленной цели, человек получает поощрение.
Это 2 диаметрально противоположные теории, которые имеют право на жизнь.
Теория Z Оучи
В дополнение к предыдущим 2 теориям американский профессор Уильям Оучи разработал теорию Z. В ее основу легли коллективные принципы мотивирования, согласно которым на стимулирование сотрудников должны оказывать влияние ценности компании:
- совпадение целей работника и предприятия;
- правильная организация труда;
- преданность коллективу и совместным целям;
- солидарность;
- доверие.
Положительные стороны этой теории:
- Вектор внимания направлен на мотивацию всех сотрудников.
- Присутствие руководителей на фирме, их позитивное общение с подчиненными.
- Организация обучения без отрыва от производства.
- Предоставление возможности роста.
Недостатки теории:
- Завышенные требования к соискателям.
- Соблюдение сложившихся устоев, патриархат.
- Медленное продвижение по службе.
Техника проведения гештальт-терапии
Мотив, цель, потребность
Одним из ключевых понятий философии является такой термин, как мотив. Он так же, как и мотивация, понимается учеными в рамках различных теорий по-разному. Мотив – это условно идеальный предмет, на достижение которого ориентируется деятельность личности. При этом он не обязательно должен иметь материальную природу. Индивид может воспринимать мотив двояко. С одной стороны, это своеобразное переживание, которое можно назвать позитивным предвкушением получения предмета потребностей. А с другой – негативные эмоции, возникающие вследствие неудовлетворения, или же частичного неудовлетворения настоящим положением вещей. Чтобы выделить и осознать конкретный мотив, человек должен проделать серьезную внутреннюю работу.
В «Теории деятельности» А. Леонтьев и С. Рубинштейн дали наиболее простое понятие мотива. По мнению ученых, мотив – это «опредмеченная» (мысленно очерченная) потребность индивида. По своей сути мотив отличается от таких понятий, как потребность и цель. Потребностью называют неосознанное желание субъекта избавиться от существующего на данный момент дискомфорта. А цель – это желаемый результат, осознанных целенаправленных действий. К примеру, естественной потребностью выступает голод, мотивом – желание принять пищу, а целью – конкретное блюдо. Выяснив, что такое мотивация и мотив, переходим к рассмотрению видов мотивации. В современной психологии существует довольно много классификаций мотивации. О каждой из них поговорим отдельно.
Классификация мотивов обучения
Есть различные подходы к классификации мотивов учебной деятельности подростков (Розенфельд Г., Хеннинг В., Божович Л. И. И др.).
Согласно классификации Божович Л. И., все мотивы могут быть разделены на две большие категории:
- мотивы, которые порождаются самой учебной деятельностью, непосредственно связаны с содержанием и действием учения, методами усвоения познаний;
- мотивы, которые лежат как бы за пределами учебного процесса и связаны только с результатами учения и др.
Мотивы второй категории могут быть разнообразны: стремление отлично окончить школу, поступить в институт, хорошо зарабатывать в будущем, а так же – получить хорошую отметку любой ценой, заслужить похвалу учителя, выделиться среди друзей, занять определённое положение в классе.
Важно отметить, что одним из основных критерий, обеспечивающих эффективность учебного процесса, считается высокий уровень развития категории именно познавательных мотивов учения. Основой познавательных мотивов учения считается познавательный энтузиазм, который лежит в основе позитивного отношения учащегося к школе
Рассматривая энтузиазм с его содержательной стороны, Щукина Г. И. выделяет несколько значений:
- конкретный энтузиазм к фактам, интересным явлениям, которые фигурируют в информации (это элементарный уровень познавательного энтузиазма);
- энтузиазм к познанию существенных параметров предметов либо явлений, составляющих нередко невидимую их внутреннюю суть.
- энтузиазм к причинно – следственным связям, к раскрытию закономерностей, к установлению единых основ явлений, действующих в разных условиях.
В мотивации содержанием условно можно выделить три уровня:
- энтузиазм — занимательность;
- энтузиазм к фактам, правилам;
- энтузиазм к сути явлений, их происхождению.
В мотивации действием так же можно выделить три уровня:
- исполнительский;
- поисково-исполнительский;
- творческий (самому выдумывать задания по географии).
Познавательные мотивы учения (интерес к процессу, содержанию и методикам усвоения знаний) создаются в самом ходе активной учебной деятельности, а никак не предшествуют ей.
Любая активность проходит наиболее эффективно и даёт качественные итоги, если при этом у личности есть сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание делать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, негативные условия и остальные обстоятельства, упрямо продвигаясь к намеченной цели. Всё это имеет прямое отношение и к учебной деятельности, которая идёт наиболее удачно, если у воспитанников сформировано позитивное отношение к учению, если у них имеется познавательный энтузиазм, потребность в получении познаний, умений и навыков, если у них воспитаны чувства долга, ответственности и остальные мотивы учения.
Мотивы учебной деятельности учащихся
Лидия Божович, советский психолог, при наблюдении структуры мотивационной сферы личности в общем особо внимательно рассматривала мотивы учебной деятельности учащихся. Она предлагает две обширных группы:
-
Интересы детей к познанию, необходимость интеллектуальной деятельности и получения новых навыков, умений и знаний, то есть познавательные мотивы.
-
Нужда ребенка достичь конкретного места в знакомой ему общественной иерархии — социальные мотивы.
Эти две группы в объединении поддерживают эффективную учебную деятельность. Мотивы, вызванные самой деятельностью, совершают прямое влияние на индивида, а социальные мотивы служат толчком для его деятельности с помощью осознанных целей и решений.
Мотивация и стимулирование
Часто обыденное сознание уравнивает эти понятия. Это связано с тем, что сущность мотивации и стимулирования примерно одинакова и имеет единую цель — повышение производительности труда. Но при этом мотивация – это внутренняя убежденность человека, что нужно работать хорошо, а стимулирование – это внешние, побуждающие факторы, которые подталкивают человека к необходимости работать. Оба инструмента должны продуктивно использоваться в деятельности HR-менеджера. Мотивация – это более долгосрочный феномен, для ее формирования необходимо достаточно много времени и ресурсов, но и результат она дает долгий и качественный. Стимулирование может быть более быстрым, но оно дает кратковременный эффект.