Кто такой оратор? что за профессия, чем занимается?
Содержание:
- Мобильный СонникДома Солнца
- Искусство ораторского мастерства предполагает наличие у выступающего некоторых личностных качеств
- Сократ и Платон — открыватели новых путей ораторского искусства
- Книги для развития красноречия
- Надо брать: беспроводной мини-пылесос Xiaomi Mijia
- Представители заребужной риторики
- Развитие риторики в Средние века и эпоху Возрождения
- Горгий
- Обучение современной риторике в России и на Украине
- Достоверность предложенного описания имени Ким
- Фёдор Никифорович Плевако (25 апреля 1842-1908)[править | править код]
- Ораторское искусство
- Естественное красноречие
- Известные ораторы античных времен
- Ораторское искусство
- Владимир Ленин
Мобильный СонникДома Солнца
Искусство ораторского мастерства предполагает наличие у выступающего некоторых личностных качеств
К ним относятся: спокойствие и внутренняя собранность, склонность к саморазвитию, хорошая память и воображение. Кроме того, не будет лишней и проницательность. Также не забывайте о красноречии, поскольку умение формировать свои мысли в привлекательной форме – большой дар. Уверенность – важная составляющая хорошего оратора, ведь это качество заражает публику, и она начинает подсознательно доверять каждому слову выступающего. Коммуникабельность поможет вам найти «ключ» к любому слушателю или собеседнику, поэтому всячески старайтесь развить этот навык.
Следите за своим телом. Плавные движения сыграют вам на руку. Хорошая осанка выставит вас в лучшем свете. Не нужно сутулиться, или наоборот, раскидываться на кресле. Помните, что все взгляды устремлены на вас, поэтому будьте собраны.
Когда вы говорите, всегда смотрите на того, к кому обращаетесь. Ораторская речь должна исключать всякую небрежность. Старайтесь, чтобы выражение вашего лица совпадало с тем, что вы говорите, иначе вас смогут уличить в неискренности.
Основы ораторского искусства заключаются в том, что во время спича вы продвигаете одну основную идею, и все ваши заявления и реплики должны быть направлены именно на нее или подводить к ней. Постарайтесь убирать из сознания все не относящиеся к основной цели мысли. Если вы упорядочите информацию, которую хотите донести, у себя в голове, то ваше выступление будет максимально логичным и последовательным. Постоянно старайтесь держать перед глазами то, о чем хотите сказать. Помните, чем больший интерес вы проявляете к предмету дискуссии, тем ваша речь будет качественней.
Следует также обратить внимание на то, что конструктивная критика – это неотъемлемый атрибут любого диалога с оппонентом или публикой. Если вас в чем-то обвиняют, принимайте это спокойно, и уверенно продвигайте свою идею
Критиковать же оппонентов лучше аккуратно и снисходительно. Так вы покажете свой позитивный настрой, и не будете выглядеть врагом в глазах собеседника.
Сократ и Платон — открыватели новых путей ораторского искусства
Сократ (родился примерно в 470 году до н. э.) известен противостоянием софистским идеалам риторики. Он полагал: софисты своей изощрённостью в доказательствах запутывают публику. По мнению философа – главным пунктом подлинного красноречия должно быть нахождение истины, а не мастерство говорящего, способного уверить слушателей во всём что угодно. Эту идею позже изложил Платон (ученик Сократа), которую можно прочитать в произведении «Федр».
Сократ много сделал для развития диалоговой формы беседы, его учение всё время ориентировалось на правильное построение речи:
- вступление;
- изложение материала;
- доказательства сказанного;
- выводы по теме (правдоподобные).
Сократ задавался философскими проблемами о смысле существования людей. Он считал: диалог ведут не для забавы и праздных дел, а чтобы найти истину. Риторика Сократа может рассматриваться с позиции нравственности.
Платон (427 год до н. э.) делал упор на эмоциональное убеждение выступающего, считая, что красноречие должно затрагивать самые потаённые струнки души слушателя. Он говорил, что у каждого оратора должен быть собственный путь к нахождению истины, не нужно опираться на чужие мысли и опыт.
Книги для развития красноречия
Обратите внимание, что на развитие красноречия положительно влияет чтение абсолютно любых книг. Книга как таковая – это речевой материал, в котором содержится множество лексических, синтаксических, логических и риторических конструкций
Все они могут быть использованы вами на практике. Чтение книг вслух развивает речь, дикцию, память и импровизационный навык (незаметно для себя вы тренируетесь в выразительном чтении незнакомого текста без подготовки). Кроме того, постоянно пополняется словарный запас – важнейший инструмент оратора.
Что же касается «профильных» книг, наша небольшая подборка всемирно известных произведений от признанных авторитетных авторов поможет вам разобраться с основными понятиями и азами работы над собой. Подборка книг составлена с расчетом на неподготовленного читателя.
Хайнц Леммерман «Учебник Риторики»
Универсальное пособие по современной риторике от профессора Бременского Университета Хайнца Леммермана. Учебник включает в себя теоретическую часть, в которой автор доступно и подробно дает читателю представление о риторике как о науке в целом, а также делится собственными размышлениями и практическим опытом. Далее в книгу включен сборник разнообразных упражнений, заниматься по которым могут как взрослые, так и дети. Книга является скорее методическим пособием, чем ознакомительным материалом, и предназначена для длительных занятий.
Дейл Карнеги «Как выступать публично»
Дейл Карнеги – всемирно известный американский психолог и педагог, автор ряда авторитетных трудов по психологии и саморазвитию, а также основатель Института Эффективного Ораторского Искусства и Человеческих Отношений. Данная книга вышла в свет в 1956 году, уже после смерти автора. Она представляет собой своего рода квинтэссенцию предыдущих работ писателя в области риторики и красноречия. Книга написана простым и популярным языком, изобилует жизненными примерами и иллюстрациями, а также содержит ряд практических упражнений.
Ларри Кинг «Как разговаривать с кем угодно, когда угодно и где угодно»
Книга знаменитого американского тележурналиста Ларри Кинга направлена, главным образом, на преодоление страхов общения. Авторская методика уникальна и многократно проверена самим автором и группой его ассистентов
Важное отличие книги от предыдущих двух заключается в том, что она целиком посвящена общению. Автором подробно разбираются сотни ситуаций, в которых люди разного возраста и социального статуса испытывают коммуникативные трудности
Рассматриваются самые актуальные проблемы речи и предлагаются доступные пути решения из практики самого автора.
Надо брать: беспроводной мини-пылесос Xiaomi Mijia
Представители заребужной риторики
Стоит отметить и многих величайших ораторов в зарубежных странах. Это знаменитые политики и общественные деятели.
Линкольн
Авраам Линкольн был шестнадцатым президентом Америки. Он праславился, благодаря своему уникальному красноречию. Он был родом из бедной семьи, но с детства проявля интерес к учению. Линкольн получил диплом адвоката и сначала стал известен, как искусный рассказчик. Чтобы послушать его люди приходили издалека. Вошла в историю и его знаменитая Геттисбергская речь. Президент долго готовил свои речи. И относился к этому процессу очень серьезно.
Черчилль
Уинстон Черчилль известен, как премьер-министр Великобритании. Но он еще был писателем и журналистом и даже лауреатом Нобелевской премии по литературе. В истории он остался и как великий оратор. Его выыступления отличались эмоциональностью и преданностью идеям. Много времени Черчилль работал над техникой.
Мартин Лютер Кинг
Мартин Лютер Кинг был прекрасным оратором, баптистским проповедником и лидером движения за права чернокожих. Его учителем был Махатма Ганди, которым он восхищался. За один год он произнес более 230 речей во время своего путешествия по стране, во время которого пыталсы донести людям слова свободы и мира.
Развитие риторики в Средние века и эпоху Возрождения
В конце V века Рим пал, установился феодальный строй, и риторика стала меняться. На первые позиции выходит красноречие церковное. Оно носит черты поучительного характера. Риторическая наука в Средние века имеет ряд характеристик:
- потребность в искусстве оратора снижается;
- риторика нужна не всем, в ней нуждаются священнослужители и учёные;
- утрата многих традиций античной риторики, хотя используются некоторые наработки (в частности, латынь);
- служит в качестве украшения выступлений политиков и речей проповедников.
В Средние века риторика приобретает способность влиять на психическое сознание человека. Если проповедник владел таким качеством – его риторское мастерство было на высоте. На ниве проповеднического красноречия взросли известные всему миру ораторы богословы: Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Фома Аквинский.
В XI–XII веках появляются средневековые университеты, и формируется университетское искусство красноречия. Но оно всё ещё сильно зависит от церкви.
Новый подъём интереса к риторике отмечается в эпоху Возрождения, в это время происходят значительные культурные перемены. Возникла заинтересованность в античности, христианство перестаёт быть ведущей идеологией. С развитием экономики возрождается торговое красноречие, набирает популярность парламентское и судебное ораторство.
Риторика ренессанса характеризуется отходом от латыни старых учебников, всё чаще звучат идеи искать новые возможности в родном национально языке. Искусство ораторов сближается с художественной литературой. Это период возникновения первых книг по риторике, возможность читать на национальных языках. Среди них:
- «Сад красноречия» – Генри Пичем.
- «Искусство поэзии» – Николя Буало.
- «Искусство английской поэзии» – Джордж Путтенхем.
Эпоха Ренессанса дала толчок к появлению новых отраслей в красноречии, такие как риторика беседы в светском обществе или риторика портрета. Примером для подражания становится искусный оратор, писатель и философ античности Цицерон. Лучшие умы этого времени считают, что учение языку является непременным условием для равностороннего развития и роста личности.
Горгий
В список древнегреческих ораторов также входит Горгий из Леонтины, внесший неоценимый вклад в развитие ораторского искусства и получивший признание среди многих людей в 485 году до нашей эры. Интересным фактом является то, что Горгий считается одним из первых ораторов, который обучил юношей из богатых семей логически мыслить и красиво говорить
«Специалист по мудрости» уделял главное внимание вопросом стиля
Именно он ввел в речь такое понятие, как оксюморон – сочетание понятий, противоположных по смыслу. Современники Горгия называют себя софистами и продолжают развивать искусство красноречия, основанное на учениях оратора, и по сей день. К сожалению, каких-либо документов или записей Горгия на сегодняшний день не сохранилось, поэтому остается лишь придерживаться различных теорий и гипотез, по поводу того, какие именно науки изучал древний оратор.
Обучение современной риторике в России и на Украине
Концепция школьной риторики как учебного предмета реализована в учебных пособиях для 1-11 классов Т. А. Ладыженской. Основная цель школьной риторики — обучение успешному общению. В содержание школьной риторики включаются:
понятийная основа (коммуникативная ситуация, виды общения, речевые жанры, их структурные и стилевые особенности и т. д.)
инструментальные знания о способах деятельности (типа инструкций, практических рекомендаций и т. д.);
умения общаться (анализировать и оценивать общение, реализовывать речевой жанр в соответствии с ситуацией общения, в том числе с коммуникативной задачей, характеристиками адресата и т. д.);
нравственно-риторические идеи (ответственность за произнесенное слово, важность владения словом в современном мире и т. д.).
Так же, основы риторики изучают в вузах, в основном на философских, педагогических и других гуманитарных факультетах.
Для тех, же, кто нуждается в освоении техники публичных выступлений в более старшем возрасте, рынок образовательных услуг России и Украины предлагает большое количество тренинговых программ и курсов по риторике. Обучающие курсы по изучению приемов риторики могут быть государственными: Московский педагогический государственный университет (Москва); государственный университет им. Н. И. Лобачевского (Нижний Новгород); институт подготовки кадров-курсы публичных выступлений (Киев), а также коммерческими (университет риторики и ораторского мастерства, школа красноречия, школа жесткой риторики и т. д.
Посещая подобного рода курсы и тренинги по риторике, возможно освоить основные правила и техники публичных выступлений, избавиться от страха перед аудиторией, качественно улучшить дикцию и произношение, отработать основные способы защиты от диверсий и приемов «черной» риторики. Также, на курсах и тренингах обучают аргументировать, убеждать и отстаивать свою позицию, контролировать своё невербальное сообщение, держать смысловые паузы, зажигать и вдохновлять слушателей и т. д.
Достоверность предложенного описания имени Ким
Проголосовало 177 человек
Оценка
1
2
3
4
5
3.158
Фёдор Никифорович Плевако (25 апреля 1842-1908)[править | править код]
— российский адвокат, юрист, судебный оратор.
Выступал защитником на крупных политических процессах:
Дело люторических крестьян(1880)
Дело севских крестьян(1905)
Дело о стачке рабочих фабрики Товарищества С. Морозова(1886) и других.
Окончил курс на юридическом факультете Московского университета. Состоял в Москве кандидатом на судебные должности. В 1870 году Плевако поступил в сословие присяжных проверенных округа московской судебной палаты.
Адвокатская деятельность Плевако прошла в Москве, которая наложила на него свой отпечаток. И звон колоколов в московских храмах, и религиозное настроение московского населения, и богатое событиями прошлое Москвы, и нынешние её обычаи находили отклик в судебных речах Плевако. Они изобилуют текстами Св. Писания и ссылками на учение святых отцов . Природа наделила Плевако чудесным даром слова.
Не было в России оратора более своеобразного. Первые судебные речи Плевако сразу обнаружили огромный ораторский талант. В процессе полковника Кострубо-Корицкого, слушавшемся в рязанском окружном суде (1871г.), противником Плевако выступил присяжный поверенный князь А. И. Урусов, страстная речь которого взволновала слушателей. Плевако предстояло изгладить неблагоприятное для подсудимого впечатление. Резким нападкам он противопоставил обоснованные возражения, спокойствие тона и строгий анализ улик. Во всем блеске и самобытной силе сказалось ораторское дарование Плевако в деле игуменьи Митрофании, обвинявшейся в московском окружном суде (1874г.) в подлогах, мошеничестве и присвоении чужого имущества. В этом процессе Плевако выступил гражданским истцом, обличая лицемерие, честолюбие, преступные наклонности под монашеской рясой
Обращает на себя также внимание речь Плевако по слушавшемуся в том же суде, в 1880г., делу 19-летней девушки, Качки, обвинявшейся в убийстве студента Байрошевского, с которым она находилась в любовной связи.
Нередко Плевако выступал в делах о фабричных беспорядках и в речах своих в защиту рабочих, обвинявшихся в сопротивлении властям, в буйстве и истреблении фабричного имущества, будил чувство сострадания к несчастным людям, «обессиленным физическим трудом, с обмершими от бездействия духовными силами, в противоположность нам, баловням судьбы, воспитываемым с пелёнок в понятии добра и в полном достатке». В своих судебных речах Плевако избегал эксцессов, полемизировал с тактом, требуя и от противников «равноправия в борьбе и битве на равном оружии»
Будучи оратором-имправизатором, полагаясь на силу вдохновения, Плевако произносил наряду с великолепными речами и относительно слабые. Иногда в одном и том же процессе одна речь его была сильна, другая — слаба (например, по делу Меранвиля). В молодые годы Плевако занимался и научными работами: в 1874 г. он перевел на русский язык и издал курс римского гражданского права Пухты. По своим политическим воззрениям он принадлежал к «Союзу 17 октября».
Ораторское искусство
Это искусство не просто публичного выступления, а переубеждения. Оно представляет собой правильное комбинирование риторики, психологии и актерского мастерства. Цель ораторского искусства заключается в правильном изложении самим оратором своей собственной позиции перед слушателями и оппонентами.
В ходе выступления автор должен защитить собственное мнение и постараться сделать так, чтобы публика приняла его сторону. Все лидеры стран пытаются стать хорошими ораторами. Величайшие главы государств, которые сыграли большую роль в истории человечества, уделяли очень много времени риторике.
Естественное красноречие
Проявления естественной ораторской способности часто встречаются в повседневной жизни. Представим ситуацию: один человек идет по дороге, не видя угрожающей ему опасности, а другой, возвышая голос, предупреждает его о ней. Ещё пример. Один человек упал в воду, а другой поднимает крик, чтобы окружающие пришли на помощь. Примеры естественного красноречия можно встретить в деревнях, где люди общаются громко и эмоционально, почти кричат один другому («через улицу») или на рынке, где каждый сообщает что-то о своем товаре. Подобные проявления красноречия не требуют специальной подготовки. Голос в таких случаях возвышается естественно, под воздействием чувств и соответствующих обстоятельств.
Известные ораторы античных времен
Ораторское искусство появилось еще в Древней Греции. Тогда появилась риторика с целым сводом правил и секретов ораторского мастерства. Существовала такая наука и в Ассирии, Вавилоне и Египте. Но классическое красноречие зародилось именно в Элладе. От умения красиво излагать свои мысли во многом определялась судьба древних греков. Это был основной показатель образования человека и необходимым умением для юриста и политика. В 5-ом столетии до нашей эры появились софисты. Это были учителя по красноречию, помогающие научиться вести публичные дискуссии. Из знаменитых ораторов тех времен стоит отметить Демосфена, Аристотеля, Цицерона и Лисия.
Демосфен
Один из величайших ораторов Греции был Демосфен
На него обратили внимание во время первой речи в суде. Он учился у Исея Афинского, а в качестве примера для подражания, выбрал Перикла – известного мастера красноречия
В те времена публике мало было красивых речей. Она ожидала необычной и театральной подачи с поставленным голосом и жестами. У Демосфена были проблемы с голосом, и он много тренировался. Он ставил дикцию, набрав в рот камешков. Для развития дыхания он читал стихи, поднимаясь по горам. А речи репетировал при шуме прибоя. Благодаря, своей настойчивости он добился колоссальных успехов.
Цицерон
Другим выдающимся мастером красноречия Греции был Марк Туллий Цицерон. Он был выходцем из бедной и простой семьи, но обладал огромной целеустремленностью и жаждой успеха. Ораторский талант помог ему стать консулом и войти в сенат. Его учителями были луций Лициний Красс и Марк Антоний. Цицерон изучал греческую литературу и оставил после себя значительные литературные произведения.
Лисий
Лисий был замечательным судебным оратором древности. Его речи запоминались своей оргинальностью и яркостью. Он тщательно готовил выступления и работал над каждой частью текста. Речи Лисия отличались краткостью и некоторой долей иронии, что нравилось аудитории. Многие ораторы, выступающие в суде, брали пример с его методов.
Горгий
Одним из известных софистов был Горгий из Леонтины. Он считался талантливым ритором и теоретиком. Горгий много путешествовал и прославился своими выдающимися выступлениями.
Знаменитый оратор много работал над стилем. Ему принадлежит прием горгианских фигур, которые придают речи выразительность.
Ораторское искусство
Бывают ситуации, когда человеку нужно сказать что-то красиво и убедительно, а нужных эмоций в данный момент нет. Здесь требуются особые навыки управления собой, которые можно приобрести в процессе практического применения техник ораторского искусства. Ораторское красноречие, как особый вид искусства, возникло в античной Греции. Ни одна другая древняя культура — ни египетская, ни аккадская, ни китайская, ни индийская — не уделяет такого пристального внимания ораторике, как греческая, и не дают высоких образцов содержательного и стилистического совершенства диалектики и искусства устного слова. Ораторское искусство учит тому, как сделать обычную речь ораторской. Традиции современной ораторской речи берут истоки с риторики Древней Греции и Рима. Однако, современные техники ораторского искусства исходят из условий технического развития человечества. Так, оратору сегодня помогает звуковые и визуальные средства, что делает его речь более эффектной, нежели сотни лет назад.
Владимир Ленин
Владимир Ильич родился в 1870 году в Симбирске. 6 июля 1923 года он был назначен председателем Совета народных комиссаров Советского Союза. Эту должность Ленин занимал менее одного года. С 1917 по 1924 год Владимир Ильич был председателем Совета народных комиссаров РСФСР.
Ленин на пути к власти был вынужден развивать свое ораторское мастерство. Он много общался с советскими людьми на понятном для них языке. Его отличительной чертой было умение понимать толпу, чувствовать ее настроение и манипулировать ею в собственных интересах. Ленин не часто выступал с монологами. Обычно он старался вести со своими слушателями диалог. Владимир Ильич был всегда очень лаконичен, четко выражал свои мысли, используя для большего воздействия на слушателей направляющие жесты рук. Множество фраз, произнесенных Лениным на его выступлениях, со временем стали афоризмами.