Егэ. познание. тема 5. научное познание

Введение

В современную эпоху наука становится одной из важнейших сфер человеческой деятельности, втягивает в себя все больше интеллектуальных и материальных ресурсов общества и оказывает возрастающее воздействие на производство и другие сферы общественной жизни. В этих условиях рациональное использование научного потенциала страны, повышение эффективности науки приобретает существенное значение. К числу важных особенностей современного научного знания, формирующегося под влиянием НТР, относится ускорение, темпов развития науки и внедрения ее достижений в практику. Это ставит перед учеными новые логико-гносеологические и методологические задачи. Требуется систематизированная картина развития науки и ее социально-экономических последствий, без которой в настоящее время невозможно обоснование решений стратегического характера, составляющих основу долгосрочных научно-технических программ общества. Превращение. научного знания в универсальную практическую силу ориентирует ученых на всестороннее исследование специфики знания.

Одна из особенностей развития науки — постоянная потребность в методологическом осмыслении ее собственных задач и достижений, а также, форм и средств познания, различных видов и уровней научной деятельности. В нашей стране и за рубежом постоянно растет фронт исследований, предметом которых является сама наука как единая система знания и деятельности. В этом процессе участвуют исследователи различных: специальностей, в частности, философы, науковеды, социологи, экономисты, логики, математики, филологи, лингеисты и другие.

Научное знание — продукт длительного исторического развития в ходе которого оно формируется и изменяется под воздействием социально-экономических и культурно-исторических факторов. Наука тоже изменила свой облик — теперь в ее рядах миллионы ученых, научных работников, инженеров и вспомогательного персонала, что приводит к резкому возрастанию научных результатов, которые удваиваются за каждые; 10-15 лет. Это явление, видимо, нужно рассматривать не только с точки зрения количественных изменений, но как новый качественный этап развития науки и ее информационной сферы, он характеризуется как: существенными достижениями, так и определенными издержками. Особо следует отметить, что незнание философско-методологических принципов исследования и критериев научности может приводить к неправильной оценке познавательных результатов. Поэтому ключевой задачей современной методологии науки является разработка принципов оценки познавательных, результатов и способов их включения в науку. Вопрос о критериях научности равно как ж проблема выбора направления научно-теоретического развития сегодня приобрели исключительную теоретическую и прикладную значимость.

Актуальность проблемы критериев научности определяется ее методологическим и мировоззренческим значением и тем, что в условиях обострения противоборства двух мировых социальных систем она стала ареной борьбы марксистской и буржуазной философии. Это показал, в частности, ХУ1 Всемирный философский конгресс (Дюссельдорф, август-сентябрь 1978 г.) и УТГ Международный конгресс по логике, методологии и философии науки (июль 1983 г.).

Целью данной работы является рассмотрение критериев научности.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Ознакомится с понятиями «наука» и «ненаука».
  2. Рассмотреть существующие критерии научности.
  3. Исследовать проблемы границ научного метода и научности

Отличительные особенности науки

Для того чтобы определить отличительные признаки науки, необходимо прежде всего вникнуть в сущность такого понятия, как критерии научности. В основном они рассматриваются в теории познания. Их изучение прежде всего основывается на стремлении определить гносеологическую сторону научного знания, наделенную уникальной спецификой в сравнении с другими продуктами познания. Еще античные ученые задумались над нахождением существенных особенностей научности посредством соотношения знания с такими формами, как мнения, догадки, предположения и др. В процессе развития ученые вывели общие признаки науки, которые помогли более глубоко понять термин. Исследования позволили выделить семь основных.

  • Первым признаком науки является целостность и системность научных знаний, что является несомненным отличием от обыденного сознания.
  • Второй — открытость, или, иными словами, неполнота научного знания, то есть его уточняемость и дополняемость в процессе появления новых фактов.
  • Третий — включает в себя стремление объяснить положения, используя факты и логически непротиворечивый способ.
  • Критичность по отношению к знаниям является четвертым признаком науки.
  • Пятый – это возможность воспроизводить научное знание при соответствующих условиях в абсолютно любом месте и вне зависимости от времени.
  • Шестой и седьмой признаки науки – отсутствие зависимости научных знаний от личных особенностей ученого и наличие своего языка, аппаратуры, метода соответственно.

↑ Научное познание. Особенности научного познания

Наука направлена на изучение окружающего мира, действительности, исследование природных процессов и явлений, выявление закономерностей. Целью научного познания является объективная истина, те. истина, которая не зависит от интересов и воли познающего.

Научное познание— особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.

Особенности научного познания:

  • стремление к получению достоверных знаний;
  • строгая доказанность научных фактов;
  • рациональность, связанная с непротиворечивостью, доказательностью и системностью;
  • проверяемость;
  • большая система научных знаний, которая изложена в определенных терминах, понятиях, теориях и гипотезах;
  • отражение существенных свойства и объективных законов;
  • формирование в ходе профессиональной деятельности ученых, осуществляемой с помощью специфических методов;
  • использование специальных материальных средств, таких как приборы, инструменты и другое научное оборудование.

Научное познание универсально в том смысле, что может сделать предметом исследования любой феномен, может изучать всё в человеческом мире — будь то деятельность сознания, психика или же хозяйственная деятельность человека. Однако всё, что наука делает своим предметом, она исследует со стороны закономерностей и причин.

Научное познание имеет свои уровни, формы и методы.

См. также[править]

If you were looking for this article in the English language, it can be found at .

  • Научные фрики
  • Научный креационизм

Общая классификация всех наук

Отвечая на вопрос, по каким признакам классифицируются науки, Б. М. Кедров вывел общее определение. По его мнению, все науки можно разделить на четыре класса. Первый класс — это философские науки, которые включают в себя диалектику и логику. Ко второму он отнес математические науки, в числе которых математика и математическая логика. Третий — самый обширный, так как включает в себя сразу технические и естественные науки, в списке которых:

  • механика;
  • астрономия;
  • астрофизика;
  • физика (химическая и физическая);
  • химия;
  • геохимия;
  • география;
  • геология;
  • биохимия;
  • физиология;
  • биология;
  • антропология.

И завершающим классом по Кедрову являются социальные науки, которые подразделяются на три подкатегории:

  1. История, этнография, археология.
  2. Политическая экономия, искусствоведение, юридические науки и история искусств.
  3. Языкознание, педагогические науки и психология.

Признаки современной науки классифицируют по самым разным основаниям. Самым распространенным является предмет и метод познания, на основании которых выделены науки о природе (естествознание), обществе (обществознание) и мышлении (логика). Технические науки выделяются в отдельную категорию. Безусловно, каждую из представленных групп наук можно дополнительно расчленить на подгруппы.

Этапы чувственного и рационального познания

Этапы чувственного познания:

  • Ощущение. Это отображение в человеческом сознании отдельных сторон и качеств предметов, прямо воздействующих на органы чувств. Можно представить коробку с ёжиком. Мы не знаем, что он там сидит. Мы протягиваем руку и укалываемся. Так мы чувствуем, что колко и больно. Это как раз прямое воздействие на органы чувств этих свойств предмета. Мы осознаём, что предмет колючий. И начинаем предполагать – что это такое.
  • Восприятие. Это единый образ объекта, прямо влияющего на органы чувств (обобщение данных конкретных ощущений). Здесь уже мы понимаем, что раз предмет колючий, то это могут быть иголки. Предмет подвинулся при этом. Значит он живой. В голове складывается единый образ объекта, влияющего на органы чувств. Мы можем себе представить, что это живое и колкое. Это может быть ёжик.
  • Представление. Это обобщённый чувственно-наглядный образ предмета, влияющий на органы чувств в прошлом, но не улавливаемый в настоящий момент. На этапе в голове рисуется образ ёжика. На данный момент объект на нас не воздействует. Здесь есть сложившийся образ, картинка.

Этапы рационального познания:

  • Понятие. Это форма мышления, которая отражает значимые и нужные свойства, общие для ряда явлений и предметов.
  • Суждение. Это связь между понятиями, посредством которой утверждается или отрицается взаимосвязь между явлениями реальности.
  • Умозаключение. Это мыслительный акт, путём которого из некоторых суждений-посылок выводится новое суждение-следствие.

Существуют также иррациональные формы познания (интуиция и т.д.).

Мир

АзияАмерикаАфрикаЕвропаПрибалтикаЕвропейская политикаОкеанияГорода мираРоссияМоскваКавказРегионы РоссииПрограммы регионовЭкономика

Похожие материалы

  • Проблема определения истины
  • Особенности научного познания
  • Критерии технической рациональности
  • К проблеме истины в преподавании философии
  • Концептуальный модус исторической истины

На протяжении всей своей истории человечество накопило огромное количество различных по своему характеру знаний о мире. Наряду с научными существуют религиозные, мифологические, обыденные знания и т.д. Существование различных видов знания ставит вопрос о критериях, позволяющих отличить научное знание от ненаучного.

Выделяют четыре основных критерия научного знания. Первым из них является системность знания. Система в отличие от суммы характеризуется внутренним единством, невозможностью изъятия либо добавления без веских оснований тех или иных элементов в ее структуру. Научное знание всегда выступает в качестве определенных систем: в этих системах есть исходные принципы, фундаментальные понятия (аксиомы), имеются знания, выводимые из этих принципов и понятий по законам логики .

Кроме того, система включает в себя важные для данной науки интерпретированные опытные факты, эксперименты, математический аппарат, практические выводы и рекомендации. Хаотический же набор верных высказываний сам по себе наукой считаться не может.

Вторым критерием науки является наличие отработанного механизма для получения новых знаний. Иными словами, наука – это не просто система знаний, но и деятельность по их получению, что предусматривает не только отработанную методику практического и теоретического исследования, но и наличие людей, специализирующихся на этой деятельности, соответствующих организаций, координирующих исследования, а также необходимых материалов, технологий и средств фиксации информации. В философии они присутствуют в виде норм и идеалов научного познания, а также в виде научной картины мира .

Третьим критерием научности знания является его теоретичность, получение истины ради самой истины. Если наука направлена только на решение практических задач, она перестает быть наукой в полном смысле этого слова. В основе науки лежат фундаментальные исследования, чистый интерес к окружающему миру и его тайнам, а затем уже на их основе становятся возможны прикладные исследования, если это позволяет данный уровень развития техники .

Четвертым критерием научности является рациональность знания. В основе рационального стиля мышления лежит признание существования универсальных, доступных разуму причинных связей, а также формального доказательства в качестве главного средства обоснования знания. Сегодня это положение кажется тривиальным, но ведь познание мира преимущественно при помощи разума появилось далеко не сразу и не везде. Данный критерий тесно связан со свойством интерсубъективности научного знания, которое понимается как общезначимость, общеобязательность знания, его инвариантность, возможность получить один и тот же результат разными исследователями. В ряде случае имеет место абсолютизация этого критерия, что приводит к традиционалистской парадигме .

Для современной науки вводится дополнительный, пятый критерий научности. Это наличие экспериментального метода исследования, а также математизация науки. Эти признаки появились только в Новое время, придав науке современный облик, а также связав ее с практикой. С этого момента и наука, и европейская цивилизация стали ориентироваться на сознательное преобразование окружающего мира в интересах человека, т.е. стали тем, чем они являются сейчас.

Немаловажными свойствами научного знания являются его достоверность, связанная с постоянной проверкой полученных результатов, а также критичность – готовность поставить под сомнение и пересмотреть свои взгляды, если в ходе проверки они не подтвердятся. Критичность позволяет избегать догм, придерживаться поливариативности научного познания .

Научное знание всегда является принципиально незавершенным. Поскольку невозможно получить абсолютную истину, постольку научное познание не может быть ограничено. Чем больше мы узнаем о мире, тем больше тайн и загадок ждут своего решения. При этом не нужно забывать о субъективном компоненте в знаниях, что позволяет характеризовать научное знание как единство объективного и субъективного .

Список литературы

  1. Рахматуллин Р.Ю. Особенности научного познания // Молодой ученый. 2014. № 16. С. 211-213
  2. Рахматуллин Р.Ю., Хамзина Д.З. Соотношение понятий «мировоззрение», «картина мира», «онтология» // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 1-2. С. 156-159.
  3. Рахматуллин Р.Ю. Истина как философская категория // Молодой ученый. 2014. № 13. С. 332-335.
  4. Рахматуллин Р.Ю. Истина как гносеологическая категория // Теоретиче-ские и прикладные аспекты современной науки. 2014. № 2-1. С. 156-157.
  5. Рахматуллин Р.Ю., Семенова Э.Р. Традиционализм и либерализм в право-вом и педагогическом пространстве // Профессиональное образование в современном мире. 2014. № 1 (12). С. 19-26.
  6. Рахматуллин Р.Ю. Проблема объективности исторического знания или как возможен единый учебник истории // European Social Science Journal. 2014. № 8-3 (47). С. 69-73.
  7. Лукманова Р.Х., Столетов А.И. Проблема истины в философии Хайдег-гера // Философия и общество. 2008. № 4. С. 166-174.

Характерные черты и особенности научного познания

Теория научного познания является одной из областей философии. Наука – это деятельность людей, направленная на получение знаний о природе, обществе, человеке.

Научное познание – сложный, систематизированный процесс воспроизводства знаний. Его цель – постичь объективную истину, используя рациональные средства и методы. Задача – найти и объяснить природные, социальные и мыслительные законы.

Научное познание ориентируется на свое воплощение на практике, имеет специальный язык, содержащий точные термины, символы, схемы. Оно должно опираться на достоверные доказательства, обосновывать результаты и выводы, но на промежуточных этапах может строить гипотезы, догадки и предположения. Научное познание использует в ходе исследования специальную аппаратуру, приборы, измерительные инструменты.

Логические критерии научного познания:

  • непротиворечивость — отсутствие взаимоисключающих утверждений;
  • полнота — знание должно быть полным и раскрывать все стороны объекта;
  • независимость — знание должно быть достоверным, адекватным, объективным. 

Эмпирические критерии научного познания:

  • верификация — научное знание должно иметь подтверждение;
  • фальсификация — научное знание можно опровергнуть.

Экстралогические критерии научного познания: 

  • простота — критерий направлен на выбор оптимальных и минимально необходимых средств и способов решения исследовательских задач и организации научного знания;
  • красота — теория должна быть гармонична и ясна;
  • когерентность — результаты, полученные в ходе исследования, должны быть согласованы и взаимосвязаны с уже существующими фундаментальными знаниями;
  • эвристичность — теория должна обеспечивать рост знаний, открывать что-то новое или побуждать к открытию, а не просто анализировать уже известное. 

Смотрите также

  • Граничный объект — такой предмет, как шкура животного, который может быть законно изучен разными способами в разных областях исследования.
  • Отрасли науки
  • Гуманитарные науки
  • Твердая и мягкая наука

Научное познание

Человек
с самого момента своего появления на
свет стремится познать мир. Делает он
это разнообразными путями. Одним из
самых верных способов сделать происходящее
в мире понятным и открытым является
научное познание. Поговорим о том, чем
же оно отличается, например, от ненаучного
познания.

Самая
первая особенность, которой обладает
научное познание – это его объективность.
Человек, приверженный к научным взглядам,
понимает, что все в мире развивается
независимо от того, нравится нам это
или нет. Частные мнения и авторитеты
ничего с этим поделать не могут. И это
замечательно, потому что невозможно
себе представить иную ситуацию. Мир бы
просто оказался в хаосе и вряд ли смог
бы существовать.

Другое
отличие научного познания – это
направленность его результатов в
будущее. Не всегда научные открытия
дают сиюминутные плоды. Многие из них
подвергаются сомнения и гонениям со
стороны личностей, которые не хотят
признать объективности явлений. Проходит
огромное количество времени, пока
истинное научное открытие признается
состоявшимся. Далеко ходить за примерами
не надо. Достаточно вспомнить судьбу
открытий Коперника и Галилео Галилея
относительно тел солнечной Галактики.

Научное
и ненаучное познание всегда находились
в противоборстве и это определило еще
одну особенность научного познания.
Оно обязательно проходит такие этапы,
как наблюдение, классификация, описание,
эксперимент и объяснение изучаемых
естественных явлений. Другим видам эти
этапы не присущи вовсе или же они
присутствуют в них разрозненно.

Научное
познание и научное знание имеют два
уровня: эмпирический и теоретический.
Эмпирическое научное познание заключается
в исследовании фактов и законов,
устанавливаемых путем обобщения и
систематизации тех результатов, которые
получаются путем наблюдений и
экспериментов. Эмпирическим способом
выявлены, например, закон Шарля о
зависимости давления газа и его
температуры, закон Гей-Люссака о
зависимости объема газа и его температуры,
закон Ома о зависимости силы ток от его
напряжения и сопротивления.

А
теоретическое научное познание более
абстрактно рассматривает естественные
явления, потому что имеет дело с объектами,
которые в обычных условиях наблюдать
и изучать невозможно. Таким путем были
открыты: закон о всемирном тяготении,
о превращении одного вида энергии в
другую и его сохранении. Так развивается
электронная и генная инженерия. Этот
вид познания основан на построении в
тесной связи друг с другом принципов,
понятий, теоретических схем и логических
следствий, вытекающих из исходных
утверждений.

Научное
познание и научное знание добываются
в ходе наблюдений и экспериментов.
Эксперимент отличается от наблюдения
тем, что у ученого появляется возможность
изолировать изучаемый предмет от
внешнего воздействия, окружая его
специальными, искусственно созданными
условиями. Эксперимент может существовать
и в мысленном виде. Это происходит тогда,
когда невозможно изучать объект из-за
дороговизны и сложности требуемого
оборудования. Тут используется научное
моделирование, в ход пускается творческое
воображение ученого, который выдвигает
гипотезы.

Научное
и ненаучное познание всегда шагают
рядом. И хотя они, чаще всего, находятся
в противоборстве, нужно сказать о том,
что первое невозможно без второго.
Нельзя представить себе современную
науку без пытливого народного ума,
который придумывал мифы, изучал явления
в ходе жизненной практики, оставил
нашему поколению бесценную копилку
народных мудростей, в которых заключен
здравый смысл, помогающий нам
руководствоваться в жизни. Большая роль
в познании мира отводится и предметам
искусства. Насколько разнообразна
жизнь, настолько многообразны и способы
познания ее законов.

Функции научного познания

В научных теоретических системах отражаются объективные связи, отношения, законы и сущностные стороны явлений природы и общества. Они служат человеку и обществу, объясняя различные явления и события сегодняшнего дня, предсказывая ход развития в будущем.

Объяснение и прогнозирование являются одними из главных функций научного знания, опираясь на которые человек рационально управляет природными и общественными явлениями и процессами.

Научные знания и научная деятельность являются социально значимыми и имеют общественный характер. Деятельность на поприщах науки, разделение труда ученых, обмен научной информацией и т. п. имеют не только большое социальное, но и практическую пользу.

Наука имеет в своём методическом арсенале действенные средства эмпирической проверки:

  • через свою предметную направленность;
  • через прочную связь с опытом;
  • благодаря наблюдениям;
  • посредством экспериментов.

От научных теорий требуется способность делать предсказания относительно будущего опыта. В том случае, если такие предсказания сбываются, статус и авторитет соответствующих теорий существенно повышается.

Познавательный потенциал науки проявляется в её способности открывать и описывать существенные и необходимые закономерности – связи между реальными явлениями и процессами.

Познание законов вещественного мира, с одной стороны, делает возможным рациональное объяснение событий, которые в нём происходят. А с другой, – позволяет манипулировать ими, создавать условия, при которых они разворачиваются определённым образом (удобным и полезным для людей).

Выбери ответ

Семиотика как одна из важнейших наук

Любую болезнь легче всего вылечить на начальной стадии. Для того чтобы выявить ее своевременно, необходимо тщательно отслеживать появляющиеся симптомы. Семиотика, как наука о признаках и проявлениях болезни, глубоко занимается этим вопросом. Она относится к практической медицине, которая, используя методы врачебного исследования, изучает симптомы заболеваний. Наука о признаках болезни подразделяется на общую и частную. Общая включает в себя описательную характеристику и полную классификацию всех симптомов, а также методы и механизмы их появления силами закономерностей роста патологий. Примером таких симптомов служит воспаление, дистрофия, дегенерация и прочие. Общая семиотика также имеет свои симптоматические разновидности по диагностической значимости:

  • патологические;
  • компенсаторные (отражают органически и функциональные изменения в субстратах);
  • патогномоничные;
  • общие.

По времени появления симптомы подразделяются на ранние и поздние. В свою очередь, частная семиотика занимается описанием признаков и симптомов отдельных видов заболеваний. Любая медицинская дисциплина начинает клиническое исследование с изучения семиотики частного вида. Также существует семиотика, основыванная на наследственных патологиях. В рамках данного научного направления исследуются наследственные болезни, их симптомы и патологии.

Современные модели научного знания

Современная наука держится на определенной методологии – как совокупности используемых методов и учении о методе.

Созданная античными мыслителями логика (учение о законах и формах правильного мышления) относилась уже не к самому познаваемому миру непосредственно, а к мышлению о нем. Т.е. объектом мышления стала не природа (окружающий мир), а их мыслительные аналоги – абстракции, понятия, суждения, числа, законы и т.п. Оказалось, что эта идеальная реальность по-своему упорядочена, логична и закономерна, и ничуть не меньше, если не больше, чем сам материальный мир. Знание приобрело свою собственную, относительно самостоятельную сферу бытия – сферу теории.

В XVII в. Ф. Бэкон и Р. Декарт сформулировали две разнонаправленные методологические программы развития науки: эмпирическую (индукционистскую) и рационалистическую (дедукционистскую).

Под индукцией принято понимать такой способ рассуждения, при котором общий вывод делается на основе обобщения частных посылок. Способ рассуждения в обратном направлении – от общего к частному, называют дедукцией.

И хотя методологические программы, выстроенные на эмпиризме и рационализме, ныне считаются устаревшими, они сыграли важную историческую роль: во-первых, они стимулировали огромное множество конкретных научных исследований; во-вторых, определили некоторую структуре научного познания.

Современная стандартная модель научного знания выглядит так: познание начинается с установления различных фактов путем наблюдения или эксперимента; на основе творческого интеллекта ученого выдвигается теоретическая гипотеза, и если она снимает найденные противоречия между фактами – это означает рождение новой теории, открытия теоретического закона.

Таким образом, модель строения научного знания предполагает движение по цепочке: установление эмпирических фактов – первичное эмпирическое обобщение – обнаружение отклоняющихся от правила фактов – изобретение теоретической гипотезы с новой схемой объяснения – логический вывод (дедукция) всех наблюдаемых фактов, что и является ее проверкой на «истинность». Подтверждение гипотезы превращает (конституирует) ее в теоретический закон.

Достижением научного метода в естествознании можно считать выделение в науке двух уровней научного знания – эмпирического и теоретического. Эмпирический уровень знания реализуется в наблюдениях, экспериментах, процессах измерений. Наиболее сложен теоретический уровень знания (метода) – проблема естествознания в выработке понятий. Понятия посредством приборов не фиксируются, на основе экспериментальных данных они изобретаются ученым, который вынужден это делать в форме выдвижения предположительного (гипотетического) знания – гипотезы. Исходя из гипотезы, делаются выводы, но при сопоставлении с экспериментальными фактами. И, наконец, если эти выводы подтверждаются, то теория считается состоятельной.

Подобная модель строения научного знания называется гипотетико-дедуктивной(или семантической), по сути основанная на понятийно-дедуктивном способе анализа природных явлений. Формализованное изложение данного метода дано специалистом в области философии наук К.Г. Гемпелем (см. Гемпель К.Г. Логика объяснения. М.: Дом

24

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector