Что такое буллинг — как не стать жертвой травли

Содержание

«Я видела, что задеваю ее так же, как задевали меня»

«Наш класс делился на противоборствующие группировки: «крутых» ребят, которых знала вся школа, «середнячков» и совсем забитых мальчиков и девочек. Я не принадлежала ни к одной из них, хорошо училась и давала списывать, поэтому меня не трогали. Но каждый день я видела, как издеваются над другими. Особенно над одной забитой девочкой, Аней. Когда она шла по лестнице, на нее плевали сверху. Ее постоянно обзывали, кидали в нее грязными тряпками. Я очень ее жалела, но заступиться не решалась: боялась настроить «крутых» против себя.

Сейчас мне 32. И нередко, когда при мне кого-то обижают, во мне включается защитник. Как-то на работе один большой начальник очень резко разговаривал со мной и коллегами. Пока он кричал на всех, я молчала. Но когда он стал унижать мою подругу, решив, что она «слабый элемент», я попросила его этого не делать. Результат для моей карьеры был довольно плачевный. Но по-другому я не могу. Наверное, мне подсознательно хочется наверстать упущенное, быть смелее, чем в детстве».

Елена

Ошибка думать, что от травли страдает только тот, кого травят. «Наблюдателям тоже тяжело: они не могут выбрать, на чью сторону встать, и корят себя за это, — говорит координатор программы «Травли Net» Мария Свир. — Иногда к психологам обращаются 45-летние мужчины, которые когда-то наблюдали за травлей и до сих пор не могут этого забыть». Но так бывает не всегда. «Недавно, прочитав какую-то статью про буллинг, я решилась написать однокласснице, которая дружила с теми, кто меня травил, — рассказывает Катя. — Оказалось, она про это не помнит! И даже недавно убеждала мужа, что в нашей школе такого не было».

Как ни странно, агрессоры тоже страдают. Во-первых, потому что от хорошей жизни человек никого травить не будет. И такой ребенок, скорее всего, «отрывается» на других из-за проблем в собственной жизни (от семейных неурядиц до страха, что иначе затравят его самого). Во-вторых, потому что это развращающий опыт: повзрослев, такой человек по-прежнему будет вести себя агрессивно, и ему будет сложно общаться с людьми. Но исключения бывают и здесь.

Котлеты с овощами в горшочках

Категория:
Горячие блюда Горячие блюда в горшочках

Блюда в горшочках получаются очень вкусные. Они долго сохраняют тепло и их очень удобно и красиво можно подать на праздничный стол. Сегодня у меня рецепт блюда, которое украсит как будничный стол, так и праздничный. Очень сочно, сытно и нежно получается!

Будущее

Анна Федорова считает, что в России тренд на cancel culture пока только начинается, но будущее у него большое: «Как мы видим, на нашу почву это ложится благодатно. Но в мире после прохождения пиковой точки будет неизбежный откат назад».

По мнению Елены Омельченко, решить вопрос с некорректными высказываниями/действиями помогут этические кодексы (недавно такой приняли в Высшей школе экономики). Правда, они регламентируют прежде всего отношения внутри организации. А вот можно ли будет по такому кодексу наказать мужчину, который, например, поднял руку на жену? «Я думаю, что если это вопрос семейной и личной жизни, то его все же стоит обсуждать в своем приватном кругу, — считает Омельченко. — Если, конечно, действия не выходят за рамки УК. Но сложность в том, что тогда много плохого останется в тени».

Ответственность за оскорбление в интернете

Использование нецензурной лексики в адрес конкретного человека или группы людей, будет оценено как оскорбление, а именно унижение чести и достоинства, выраженное в неприличной форме, при условии, что нет сомнений в том, что речь идет именно о нем/них. Подробно об ответственности за оскорбление мы вынесли в отдельную статью, в данной только интернет оскорбления.

Оскорбление это разновидность психического насилия, которое выражается в отрицательной оценке виновным личности гражданина, подрывает репутацию последнего в глазах окружающих и наносит ущерб его самоуважению.

  • Оскорбление может быть выражено устно, например в виде ругательств, или же письменно — в виде адресованных гражданину записок или писем неприличного содержания.
  • Также оскорбление может выражаться и в физических действиях (например, плевок, пощечина).

Главное, помните, что для квалификации ваших слов как оскорбления не имеет значения, соответствует ли отрицательная оценка личности гражданина истинному положению дел. Факты, на которых основывается оскорбление, могут иметь место в действительности (например, аморальный образ жизни).

Виды форм оскорблений 

К публичным оскорблениям относятся следующие формы выражений:

  1. Реплики неприличного содержания, с бранью и ненормативной лексикой, высказанные в адрес конкретного человека.
  2. Фотографии и иные виды передачи информации, опубликованные без согласия гражданина с целью компрометации.
  3. Размещение оскорбительных высказываний на общедоступных форумах, в разделах для комментирования.

Для того, чтобы иметь основания привлечь обидчика к ответственности, текст оскорбительного содержания должен быть размещен в открытом публичном доступе.

Законодательные новшества с 2019 года

С 2019 году нужно четко разграничивать оскорбление человека как гражданина и человека при исполнении, включая военных, депутатов, чиновников, сотрудников полиции, прокуратуры, священнослужителей и т.д.

  1. Согласно статьи 336 УК РФ оскорбление военнослужащего в связи с исполнением обязанностей военной службы —
    наказывается ограничением по военной службе на срок до шести месяцев или содержанием в дисциплинарной воинской части на тот же срок.
  2. Часть 4 статья 30 «Закона по полиции» за оскорбление предусмотрена ответственность в соответствии со статьей 319 УК РФ «Публичное оскорбление представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением» — наказывается штрафом в размере до 40 000 (сорока тысяч) рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 (трех) месяцев, либо обязательными работами на срок до 360 (трехсот шестидесяти) часов, либо исправительными работами на срок до 1 (одного) года.
  3. Оскорбление представителя власти: чиновника, депутата и т.д. также карается по статье 319 УК и п. статьи 5.61 КоАП.

Последствия буллинга

Результат психологического или физического воздействия печален не только для обиженной стороны, но и для агрессора. Тот, над кем постоянно издеваются, становится подавленным, неуверенным, находится в постоянной депрессии, ему на ум приходят дурные мысли, часто они приводят к самоубийству.

Не легче участь и самих агрессоров. Многие из них тоже имеют психические расстройства из-за сложившейся ситуации. Своего рода это тоже жертвы, получившие раньше психологические травмы. Их агрессия растет в геометрической проекции, съедая их самих.

Позже они становятся домашними тиранами, преступниками, устраивают террор своим одногодкам. Однозначно лечить нужно и одних и вторых. Лечение подразумевают психологическую помощь.

[править] Ссылки

Буллинг на словах: обзывательства, запугивание, бойкот

Такая же проблема появляется, если со стороны булли используется в основном запугивание. К угрозам часто прибегают для того, чтобы подорвать уверенность жертвы. Противостоять подобному психологическому давлению может не каждый взрослый (если сомневаетесь в этом, то почитайте о методиках ведения полицейских допросов или про действия коллекторов). Драться в ответ на угрозы тоже непродуктивно. Более того — это может превратиться в еще один вариант издевательства, когда с помощью угроз или насмешек ребенка провоцируют на драку, а затем выставляют зачинщиком перед взрослыми.

Напомним, мы говорим не о простом конфликте, в рамках которого драка может завершиться всеобщим братанием и совместный походом за мороженым. Мы говорим о буллинге — намеренном и жестоком, агрессивном отношении к ребенку в коллективе.

Самая сложная для выявления разновидность травли — это бойкот. Жертва намеренно игнорируется частью или всем коллективом. Это может сопровождаться распространением записок, нашептыванием оскорблений, которые могут быть услышаны жертвой, унизительными надписями в общественных местах. При этом напрямую к жертве подчеркнуто никто не обращается.

Драться в таких случаях тоже бессмысленно. Это, напротив, дает булли решающий аргумент — «мы поэтому и не хотим с ним общаться». Родителям следует насторожиться, если у ребенка нет друзей в школе, одноклассники не приходят к нему в гости и не приглашают на дни рождения, а сам он не хочет ходить с классом в походы и на экскурсии. Если же параллельно вы замечаете, что у ребенка появились проблемы в учебе, он часто плачет, стал нервным и раздражительным и избегает разговоров о делах в школе, то это как минимум повод наведаться в школу и пообщаться с педагогами.

Но в чистом виде бойкот как форма буллинга встречается редко. Если вспомнить великий фильм «Чучело», то там как раз четко показано, как от бойкота дети переходят ко все более страшным способам унижения. Дисбаланс власти, беспомощность жертвы и пассивность взрослых провоцируют на применение все более жестоких форм издевательств, которые тем не менее все же легче отследить и доказать.

Хищник и его свита

Психологи называют буллингом преднамеренное систематическое агрессивное поведение одного человека в отношении другого в коллективе в условиях неравенства сил между агрессором и жертвой. Существует несколько форм буллинга, но самая опасная для психики — бойкот.

Согласно классификации известного российского экзистенциального психотерапевта Светланы Кривцовой, схема буллинга включает в себя агрессора, который самоутверждается за счет других, его жертву и большую группу свидетелей (они могут занимать различные позиции по отношению к первым двум).

bulling3

Схема буллинга включает в себя агрессора, его жертву и большую группу свидетелей

Фото: Global Look Press/imago stock&people

Буллером может выступать в том числе педагог.

Эксперт в области подростковой агрессии отнесла в своих научных работах к общим особенностям буллера такие черты, как формирующиеся признаки нарциссизма, властолюбие, завышенная самооценка, недостаточная эмпатия (сопереживание к другим), склонность к агрессивному поведению (не только к жертве, но и к другим детям, взрослым, родителям). Нередко буллер впоследствии приобщается к уголовному миру.

Буллер часто крепок физически, популярен среди сверстников, обладает хорошими коммуникативными навыками. И в то же время в его жизни не всё так гладко.

«В семье буллера зачастую наблюдается: непоследовательность в стиле взаимоотношений и воспитательных воздействиях, агрессия или равнодушие, попустительство», — рассказал «Известиям» криминальный психолог Виктор Лютых.

Поведение «свидетелей» зависит от конкретных обстоятельств. Они могут поддерживать издевательства, пассивно одобрять или безразлично наблюдать за происходящим. Одна из причин соучастия в травле — страх самим стать жертвой буллера. Свидетели могут и защищать — одни пассивно (они против насилия, но бездействуют), другие активно (пытаются помочь жертве).

bulling2

Одна из причин соучастия в травле — страх самим стать жертвой

Фото: Global Look Press/imagebroker/Siegfried Kuttig

«При буллинге стресс испытывают не только жертвы, но и свидетели. Последние страдают от чувства вины (из-за своего бездействия), устают наблюдать за беспомощностью жертвы и в итоге переносят на нее свои негативные эмоциональные переживания», — говорит Лютых.

Слова американского поэта Ричарда Эберхарта, рассуждавшего о том, что бояться стоит не убийц и предателей, а равнодушных, с молчаливого согласия которых происходят страшные преступления, вполне четко определяют роль свидетелей в травле.

«Позиция «свидетелей» чрезвычайно важна для развития буллинга: если большинство учеников класса явно и уверенно займет позицию категорического неприятия травли — она с большой вероятностью прекратится (или не возникнет вообще)», — говорит психолог.

Как понять, что ребенка травят

Мы уже рассмотрели частные признаки буллинга для отдельных видов. Теперь поговорим об общих признаках травли в школе:

  • самоизоляция, замкнутость, отдаление от детей и взрослых;
  • упрямство и негативизм при обсуждении школы, отношений со сверстниками, темы буллинга как таковой;
  • вспышки агрессии и раздражительность;
  • тревожность и напряженность, усиливающиеся в присутствии конкретных людей или в определенных условиях;
  • скачки настроения и обидчивость или, наоборот, чрезмерная сдержанность;
  • нежелание ходить в школу, придумывание «отмазок»;
  • вялое и подавленное состояние;
  • частые простуды и жалобы на ухудшение самочувствия.

Главный признак – резкие изменения в поведении, настроении, мышлении, реакциях, предпочтениях ребенка. Дети реагируют на травлю по-разному, многое зависит от первичных особенностей личности.

Что делать

Рассмотрим план действий с двух позиций: агрессоры–ученики и агрессоры–учителя.

Агрессоры – ученики

Как защитить ребенка от травли в школе:

Обратитесь к учителю. Работать нужно со всем классом и на уровне взрослых.
Подключите школьного психолога или обратитесь к частному психологу. Предложите ему поучаствовать во встрече конфликтующих сторон.
Если учитель не видит проблемы или отмахивается от нее, то идите дальше. Обратитесь к директору. Если нужно, дойдите до администрации.
Подключите родителей агрессора и родителей других детей. Объясните им, что свидетели буллинга тоже получают психологическую травму.
Если дело дошло до побоев, то снимайте их и пишите заявление. При любом типе буллинга собирайте максимум доказательств. Например, сохраняйте скриншоты переписок, если речь идет об угрозах в Сети.
Научите ребенка давать отпор

Важно объяснить, что о буллинге нельзя молчать. Нужно всегда давать отпор (спокойно и решительно), подключать учителей и родителей

Расскажите о последствиях буллинга, чтобы у ребенка не осталось сомнений.
Поддерживайте ребенка. Никаких «Ты сам виноват», «Хватит их провоцировать», «Не обращай внимания». И ни в коем случае не выставляйте ребенка еще большей жертвой: «Да что ж вы, ироды, с ним делаете».
Не бегите от проблем и не переводите ребенка в другую школу.

Все взрослые участники разбирательств должны дать понять детям – то, что они делают не весело. Это преступление. Не пренебрегайте законами, особенно если речь идет о травли подростков.

Агрессоры – учителя

Проблему травли ребенка учителем на себе испытала журналистка и психолог Ольга Золотков. Ей удалось разрешить ситуацию, на основе которой Ольга составила план действий:

  1. Звонить во все колокола. Обратитесь к самому педагогу, завучу или директору школы. Если нужно, дойдите до администрации. Хуже вы уже не сделаете, вашему ребенку и так плохо.
  2. Записывайте каждую мелочь. Собирайте как можно больше доказательств буллинга, тогда вас не смогут обвинить в клевете и предвзятости.
  3. Четко определите, чего хотите добиться: увольнения учителя, смены классного руководителя, публичных извинений. Это позволит не отвлекаться от сути, не реагировать на отговорки.
  4. Договаривайтесь о встречах. Лучше всего если на встречу с педагогом придут оба родителя. Для решения конфликта можно подключить медиатора.
  5. Ни за что и ни при каких обстоятельствах не поддавайтесь эмоциям. Будьте с ребенком единой командой, не позволяйте вас рассорить. Держите ребенка в курсе событий, но избавьте его от негатива и активных разбирательств.
  6. Не надейтесь на поддержку со стороны других родителей, но не отказывайтесь от нее. Идите до конца, максимально придавайте инцидент огласке. Однако помните о том, что остановиться можно в любой момент, если учитель найдет в себе силы и мудрость пойти в сторону компромисса.

Если мирные пути не помогают, остается только одно – подача заявления в полицию и министерство образования

В нем важно подробно и с отсылкой к законам РФ обосновать свои претензии. Основные помощники: Конституция РФ, Закон об образовании и УК РФ

Подростковый буллинг

Нынешние подростки, молодежь, являются активными пользователями социальных сетей. Большое количество групп, игр, заведенные знакомства не всегда вписываются в нормальные стереотипы. Они часто разлагают моральные и нравственные основы закладываемые родителями. Детская психика сильно уязвимая, не всегда выдерживает увиденное.

  • Переписка с незнакомыми людьми часто груба, безнравственна, провоцирует насилие;
  • Большинство интернет игр порождают насилие, учат убивать, угнетать, преследовать;
  • Общение в группах тоже содержит много грубости и насилия;

Дети не готовы к адекватному восприятию такой информации, принимают ее за нормальное явление в жизни, используя и отрабатывая увиденное на своих сверстниках. Каждый родитель просто обязан объяснить своему чаду, какой хаос вносит в его голову социальная сеть. Дать понять, что примерять на себя чужие роли крайне опасно и для него, и для его друзей.

Причины буллинга: находим скелеты в шкафу агрессора

Асоциальность буллинга налицо, поэтому весьма любопытно, что толкает людей на психологическое и физическое насилие над своими жертвами. Счастливый и удовлетворённый жизнью во всех смыслах человек не будет высмеивать другого или поджидать его за углом, чтобы унизить физически. У агрессора должен быть мотив, толкающий его на подобные непотребства. Разберём с вами основные причины буллинга:

  1. Плохое воспитание. Родители, которые не занимаются детьми или внушают им нормы морали, отличные от общепринятых, получают совершенно неуправляемых и склонных к агрессии членов общества. Конечно, бывают исключения, и ребёнок, предоставленный сам себе, превращается в благородного и чуткого человека, но такое явление – огромная редкость. Обычно из невоспитанных и недолюбленных детей вырастают настоящие деспоты, получающие удовлетворение от унижения слабых.
  2. Самоутверждение. Агрессор может иметь столько комплексов, что его жертве даже и не снилось. Нападки на других людей – признак попытки самоутверждения. Скорее всего, нападающий попросту не умеет другими способами заявить о себе в обществе, так как обделён выдающимися талантами. А показать силу и унизить человека – ума много не надо. Отсутствие морально-этических норм, вложенных родителями, усугубляет ситуацию, и буллинг становится для них чуть ли не единственным способом получения авторитета.
  3. Насилие в семье. Все мы родом из детства, и большинство тиранов имеет за плечами психологические травмы, полученные в раннем возрасте. Если ребёнок регулярно подвергается насилию со стороны родителей, то дать отпор им он не способен в силу возраста и своей слабости. Поэтому эти дети начинают вымещать свой гнев на одноклассниках, а если не решат свою психологическую проблему, то и во взрослом возрасте продолжат находить себе жертв и издеваться над ними. Так они подсознательно проигрывают сцены из детства вместо того, чтобы пойти к психологу.
  4. Психические расстройства. Проблема буллинга часто связана с наличием у агрессора психических отклонений лёгкого или тяжёлого характера. Среди буллей встречаются нарциссы, которые отличаются самовлюблённостью и считают всех остальных людей ниже себя. Также причиной агрессивного поведения может послужить истерическое или театральное расстройство личности. При этом агрессор подсознательно желает всегда быть в центре внимания и достигает своей цели любыми доступными способами, буллингом в том числе. Обсессивно-компульсивное расстройство также может спровоцировать человека на агрессию по отношению к другим. Так нападающий снимает стресс, возникающий в результате психического заболевания.

Буллинг негативно сказывается на всех участниках этого социального явления. Пострадавшая сторона получает букет комплексов. В тяжёлых случаях жертвы оканчивают жизнь самоубийством, не выдерживая давления. Агрессор же не учится взаимодействовать с людьми конструктивно, и во взрослом возрасте его тактика поведения мало когда имеет успех. В результате такие люди редко самореализовываются в жизни и страдают от этого.

Что такое буллинг

Bullying — от английского слова «запугивание», «издевательство», «травля» — агрессивное преследование члена коллектива, когда силы обидчика и жертвы неравны. Еще этим термином называют намеренную постоянную травлю.

Есть сложные классификации буллинга, но в целом его можно разделить на прямой и косвенный. В первом случае дети дерутся, портят друг другу вещи, отбирают деньги и оскорбляют — обычно так делают ребята в младшей школе. Косвенный буллинг любят старшеклассники: бойкот, сплетни, манипуляции, клевета, перекладывание вины за общие проступки, унизительные прозвища. Косвенную травлю сложнее вовремя выявить и еще сложнее доказать.Отдельно выделяют кибербуллинг: дети делают все то же самое, но в интернете. В отличие от травли в обычной жизни, где ребенок возвращается домой в безопасное место, в кибербуллинге преследование может длиться постоянно.

Постойте, разве буллинг — это не просто детские конфликты и ссоры?

Конфликт — нормальная часть развития детской группы, в отличие от травли. Вот чем они отличаются.

Неравные силы. В конфликте обе стороны могут равноценно влиять на ситуацию. В случае буллинга жертва ощущает себя беспомощной. Например, сказать вслух, что раздражает в поведении одноклассника и получить от него грубый ответ — конфликт. Подговорить весь класс не общаться с одним человеком — травля.Планирование. Конфликт возникает спонтанно и может решаться на месте. Травлю планируют заранее, она длится некоторое время. Например, если ребята проиграли в соревнованиях и начали ссориться — они выясняют на месте почему так произошло, это конфликт. Но если дети выбирают путь травли — они могут устроить социальную изоляцию «виновному» или групповые насмешки в течение долгого времени, ничего не объясняя и избегая открытых разговоров.Ответственность. В конфликте обе стороны ответственны за происходящее. В случае травли жертва не виновата в случившемся: она не выбирала такую ситуацию. Например, ребенок может никого не оскорблять и вести себя тихо, но все равно оказаться жертвой буллинга.Меры. Конфликт можно разрешить, травлю — только прекратить.

Чаще всего жертвами травли становятся дети, чьи родители чрезмерно их контролируют дома и не оказывают эмоциональной поддержки.

Чем опасна травля в школе

Слово «травля» недаром родственно глаголу «отравлять». Ведь итоги подобного явления могут быть самыми серьёзными. И при этом, как ни странно, негативный опыт приобретают все участники издевательств: буллер, жертва и свидетели. Агрессивный ребёнок превращается в деструктивную личность, свидетели живут с чувством вины. Но больше всего страдает и наиболее тяжёлые травмы получает именно объект травли.

Среди самых распространённых последствий для жертвы буллинга можно выделить следующие проблемы.

  • Сложности в учёбе, плохие отметки.
  • Пропуски уроков, потому что нет желания идти в школу.
  • Психосоматика, то есть заболевания, обусловленные продолжительным стрессом.
  • Пониженная самооценка, невозможность поверить в собственные силы. Некоторые дети винят себя в том, что с ними происходит.
  • Тревожные и депрессивные расстройства психики, вплоть до самых тяжёлых форм.
  • Невротические состояния, проблемы с нахождением в обществе. Даже будучи взрослым человеком, жертва буллинга старается избегать компаний и коллективов.
  • Физические травмы и даже увечья.

В особо тяжёлых случаях эмоционально неустойчивые подростки могут попытаться покончить с собой. Согласно психологическим исследованиям, у жертв школьной травли суицидальные мысли и даже поведение наблюдается в 5 раз чаще, чем у их более благополучных ровесников. Это огромная цифра.

Заключение

Буллинг – это опасное явление, способное сломать жизнь. Практически всегда оно влечет за собой серьезные последствия на физическом и психологическом уровнях. Повышая осведомленность о его причинах и итогах, ему можно и нужно противостоять!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector