Эдвардс бетти. книги онлайн
Содержание:
- Кверху ногами
- Маленькие художники
- Как заниматься рисованием с ребенком
- Как устроен мозг
- Условие, необходимое для антитезы
- Чем хороша эта методика?
- Живопись — талант или навык?
- Надо брать: настольное зеркало с подсветкой за 864 рубля
- [править] Применение в арт-терапии
- Дома сухой воздух. Что делать?
- Как это работает и почему рисование назвали правополушарным
- Уроки рисования акварелью
- Варианты применения интернет-розеток
- Где этому учат
- Правополушарное рисование
- Теория правополушарного рисования
- Проективные методики
Кверху ногами
Есть очень интересный способ, чтобы улучшить восприятие для техники правополушарного рисования. Нужно выбрать любой рисунок, где есть только контуры и больше ничего, как в детской раскраске. Затем перевернуть изображение и перерисовывать его кверху ногами.
Левая часть мозга плохо воспринимает перевернутую картинку, поэтому рисовать будет очень сложно. Нужно просто копировать линии, как они есть. Следите за расположением черт относительно листа и других частей рисунка.
Не нужно сначала переносить общий контур рисунка, а потом прорисовывать мелкие детали. Малейшая ошибка в этом случае приведет к нарушению всей композиции. Можно прикрыть часть изображения рукой или другим листом бумаги, чтобы воспринять только ту часть, которая рисуется сейчас.
Если внезапно пришло осознание того, что каждая линия — это всего лишь часть единой картины, и рисование превратилось в собирание пазла из них, значит, правое полушарие заработало. Но это хрупкое состояние очень легко нарушить.
Маленькие художники
Правополушарное рисование для детей представляет собой естественное занятие. У маленького ребенка изначально больше развито интуитивное и творческое начало, пока мы не начали его заглушать своим обучением и воспитанием. Детям не нужно умышленно фантазировать, для них мечта становится неотъемлемой частью реальности.
Первые рисунки по-своему уникальны
Не важно, что вышло, а что нет, важен сам процесс творчества и удовольствие от того, что кисть или карандаш оставляет след на бумаге. Простая каляка-маляка может оказаться зимней ночью, ветром, а через 5 минут превратится в мамин портрет
Для взрослых задача нарисовать эмоции оказывается очень сложной. Чаще всего они переходят в символы: любовь – сердечко, надежда – голубь. Особенность детского рисунка в том, что малышам не свойственна символика, пока о ней не расскажут взрослые. Яркое цветовое пятно может оказаться портретом, пока ребенку не расскажут, что голова круглая, а глаза можно нарисовать точками.
Главная задача родителей – не испортить изначальное творческое восприятие мира ребенком. Никогда не нужно говорить юному художнику, что он рисует неправильно, это может полностью изменить его картину мира. Не нужно навязывать свои символы и свое видение. Малыш часто переносит на бумагу не само изображение предмета, а его восприятие или чувства, с ним связанные. Еще ни один ребенок не рисовал солнце как желтый круг с улыбкой и глазками самостоятельно, пока ему это не показали.
Для тех, кто до сих пор считает, что правополушарное рисование — это зомбирование, путь к новому видению мира недоступен. За один день стать настоящим художником все же не получится. Но картины, написанные с использованием такого мышления, заслуживают почетного места на стене в гостиной. Творчество влияет на всю нашу жизнь и позволяет стать гармоничной личностью. Кроме того, рисование отлично снимает стресс и нервное напряжение и даже помогает справиться с депрессией.
Как заниматься рисованием с ребенком
Конечно, чтобы грамотно направлять юный талант и тактично подсказывать, для занятий с ребенком нужен чуткий психолог, опытный педагог и талантливый художник в одном лице. На первых порах с этой ролью отлично справится мама.) Вот несколько упражнений, выполнение которых стимулирует работу правого полушария.
* Рисование воображаемых предметов. Прежде, чем что-то нарисовать, предложите ребенку пофантазировать. Желательно представить что-то такое, чего он не видел в действительности: сказочное животное или фантастический цветок; свою будущую профессию или даже свое имя. Обсудите с ним цвет, запах, вкус предмета, какой он на ощупь, какие звуки издает. Только после того, как воображение ребенка «разыграется», предложить ему нарисовать воображаемую вещь.
* Зеркальное рисование. Берется чистый лист бумаги и два карандаша – по одному в каждую руку. Предложите ребенку рисовать одновременно двумя руками зеркально-симметричные рисунки (или буквы, если ребенок уже с ними знаком). При выполнении этого упражнения задействованы оба полушария, что улучшает эффективность работ всего мозга.
Пример зеркально-симметричных рисунков
* Рисование на цветной бумаге. Предлагайте ребенку несколько разноцветных листов, малыш сам должен выбрать, на каком фоне он хочет порисовать. Сам процесс выбора цветного листа уже будоражит воображение, активирует работу с образами и ассоциациями, т.е. «включает» правое полушарие.
Белый зверек на черном фоне. Черный цвет для детей не мрачный, а интересный, так как выбирают дети по контрастности
* Рисование другой рукой. Если ребенок правша, то стоит предложить ему в качестве эксперимента порисовать левой рукой (для левшей, наоборот, правой). Во-первых, это задействует новые участки мозга, а, во-вторых – это просто весело!
Как устроен мозг
Известно, человеческий мозг состоит из двух полушарий – правого и левого. Левое полушарие – аналитическое, оно отвечает за нашу речь, способность к чтению и письму, с помощью него мы запоминаем даты и числа, математические символы. Правое полушарие обрабатывает информацию как бы целиком, в образах, оно позволяет нам мечтать, фантазировать, сочинять истории, оно мыслит творчески и позволяет решать проблему целиком, интуитивно, не раскладывая на этапы.
Американский нейропсихолог Роджер Сперри, удостоенный Нобелевской премии за свои работы, как раз занимался исследованиями мозга. Он открыл, что каждое полушарие головного мозга работает как самостоятельный мозг. То есть предложенную человеку задачу решает либо левое полушарие, либо правое. Таким образом, если левое полушарие с его аналитическим мышлением отвергает рисование, то нужно предложить эту задачу правому, творческому, полушарию.
Условие, необходимое для антитезы
Существенное условие, необходимое для того чтобы можно было говорить о таком приеме, как антитеза (примеры которой мы приведем ниже), — это соподчинение общему понятию противоположностей или же некоторая общая точка зрения на них.
Необязательно должно быть логически точным такое соподчинение. Например, такие пословицы, как «Мал золотник, да дорог», «Редко, но метко», построены антитетически, хотя понятия, которые противопоставляются в них, нельзя назвать соподчиненными логически так, как, например, «начало» и «конец», «свет» и «тьма».
Чем хороша эта методика?
Вообще правополушарная живопись хороша тем, что помогает человеку расслабиться и успокоиться, почувствовать некую гармонию с собой и окружающим миром. Эта деятельность позволяет на время выйти за рамки всех инструкций и строго прописанных правил, почувствовать некую первобытную красоту и спокойствие всего мира.
А вместе с ними приходит успокоение — человек понимает, что без привычных оков обязанностей и планов ничего страшного с ним не случается. Это позволяет в некоторой мере раскрепостится, взглянуть на себя и вообще на весь мир несколько с иной стороны.
Правополушарное рисование поможет научиться думать интуиктивно
Также понимание того, что помимо приобретенных в школе и вузе знаний у человека, оказывается, имеется и творческие способности, обычно очень положительно сказывается на самооценке. И многие после этого начинают активно развиваться в новом для себя творческом направлении.
А это не только самосовершенствование, но и в некоторых случаях путь к успеху. Есть и другие плюсы правополушарной живописи:
Развитие интуиции;
Понимание того, что любую задачу можно решать разными путями, зачастую не такими, как это принято, и нередко более рациональными и простыми;
Возможность вспомнить те чувства, которые мы испытывали в детстве, когда за любое дело брались по наитию, не зная и не желая знать правила его выполнения;
Возможность выявить творческий потенциал у близких людей, помочь им найти свой путь в жизни;
Самовыражение на холсте. Вы рисуете здесь не то, что должны нарисовать или что кто-то от вас ожидает, а то, что вы видите, чувствуете, представляете, фантазируете. Именно в этом суть творчества, и не умея этого, не получится стать настоящим художником.
Мечтать и фантазировать
Но как по мне, то самое главное достоинства правополушарного рисования — это то, что оно даёт стимул для дальнейшего развития в живописи вообще. Эта манера идеально подходит для новичков. Причем развиваться можно не традиционным путем, а именно развивая умение работать с правым полушарием, а затем уже на него накладывая различные техники. Как это происходит?
Живопись — талант или навык?
В декабре 1911 года немецкий импрессионист Ловис Коринт пережил инсульт. У художника парализовало правую сторону тела. На какое-то время он даже перестал рисовать — разучился.
Современные ученые объясняют эту «метаморфозу» тем, что умение рисовать напрямую зависит от функционирования головного мозга.
Так, в 2010 году Ребекка Чемберлен (Rebecca Chamberlain) и ее коллеги из Университетского колледжа Лондона решили выяснить, почему одни люди рисуют с рождения, а другие нет.
Оказалось, что люди, не умеющие рисовать, видят не так, как художники. Глядя на предмет, они неправильно оценивают его размер, форму и цвет. Именно поэтому у них не получается точно перенести на бумагу видимый объект.
Кроме того, предрасположенность к изобразительному искусству зависит от памяти. Люди, не умеющие рисовать, не могут запомнить, к примеру, угол между линиями и, соответственно, воплотить его в рисунке.
Примерно такого же мнения, как ученые из Лондона, придерживается Джастин Острофски (Justin Ostrofsky) и его коллеги из Бруклинского колледжа Городского университета Нью-Йорка. Они считают, что у художников более развито зрительное восприятие и они лучше определяют, какой элемент нужно прорисовать, а какой можно опустить.
Удивительно, но задолго до описанных исследований, художник (и психолог) Кимон Николаидис (Kimon Nicolaides) утверждал, что главная проблема людей, думающих, что они не умеют рисовать, в том, что они видят предметы неправильно. По мнению художника, умение рисовать не талант, а навык. Вернее, 5 навыков:
- видение края;
- видение пространства;
- видение отношений;
- видение тени и света;
- видение целого.
Сторонники метода правополушарного рисования тоже считают, что «секрет» кроется в голове. Но причиной неумения некоторых людей рисовать называют то, что в процессе художественного творчества они (ошибочно) задействуют левое, рациональное, полушарие мозга.
Метод правополушарного рисования разработала преподаватель искусства, доктор наук Бетти Эдвардс (Betty Edwards) в конце 1970-х годов. Ее книга «Художник внутри вас» (1979 г.) стала бестселлером, была переведена на десятки языков и выдержала несколько изданий.
В основу концепции Эдвардс легли научные изыскания нейропсихолога, профессора психобиологии, лауреата Нобелевской премии Роджера Сперри (Roger Sperry).
Доктор Сперри изучал «функциональную специализацию полушарий головного мозга». Согласно его теории, левое полушарие мозга использует аналитический и вербальный режимы мышления, оно отвечает за речь, математические вычисления, алгоритмы. Правое полушарие, напротив, «творческое», мыслит образами и отвечает за восприятие цвета, сопоставление размеров и перспективы предметов. Эти особенности доктор Эдвардс назвала «Л-режим» и «П-режим».
У большинства людей при обработке информации доминирует левое полушарие. 90% людей, думающих, что не умеют рисовать, во время художественного творчества продолжают «пользоваться» левым полушарием, вместо того, чтобы включить «П-режим» и воспринимать целостные зрительные образы.
Чтобы понять, как это работает, представьте, будто вы хотите нарисовать стул. Вы говорите себе: «Нарисую-ка я стул». Левое полушарие мгновенно переводит слово «стул» в символы (палочки, квадратики). В результате вместо того, чтобы рисовать стул, вы рисуете геометрические фигуры, из которых, по мнению вашего левого полушария, состоит стул.
Поэтому суть метода правополушарного рисования заключается во временном подавлении работы левого полушария.
Таким образом, наука слоняется к тому, что умение рисовать — это навык, который может обрести любой желающий.
Надо брать: настольное зеркало с подсветкой за 864 рубля
[править] Применение в арт-терапии
Правополушарная живопись позволяет выразить свой внутренний мир, состояние на бумаге через картинки. Например, обычный традиционный способ рисования передает все ассоциациями и символами. Чувство «любовь» зачастую рисуют красным цветом в виде сердца. В то время как в правополушарном рисовании это чувство выражается совсем иначе, здесь нет символов, которые заложены в памяти человека.
Правополушарное рисование как прием арт-терапии позволяет:
- проявить индивидуальность;
- самореализовывать свои творческие способности;
- самовыражаться через рисунок;
- получить удовольствие от процесса, улучшить настроение, зарядиться позитивом;
- бороться со стрессами, накопившимися проблемами, душевными переживаниями;
- поверить в свой успех, свои силы и возможности, стерев мнение о себе «я не способен, не могу»;
- избавиться от комплексов; достичь гармонии внутреннего состояния.
Арт-терапия является щадящим, но эффективным способом работы с подсознанием человека в любом возрасте. Благодаря такой терапии можно выявить скрытые проблемы и решить очевидные. Технически правополушарная живопись с первого взгляда может показаться пустой тратой времени, однако, результаты, полученные после проделывания упражнений начального этапа этого способа рисования, заставляют изменить взгляды кардинально. Вдобавок, правополушарное рисование применяют как восстанавливающую процедуру для людей, перенесших инсульт. Положительный эффект наблюдается благодаря тому, что во время занятий интуитивной живописью происходит активизация зон головного мозга, которые мало задействованы при обычном ритме жизни. В процессе творческой активности улучшается общее кровоснабжение, работа мозга в целом улучшается, что приводит к образованию новых связей между разными частями мозга.
Дома сухой воздух. Что делать?
Как это работает и почему рисование назвали правополушарным
Основоположницей метода правополушарного рисования принято считать доктора наук Бетти Эдвардс, которая в 70-х годах ХХ века описала основные принципы рисования с задействованием функций правого полушария мозга в своей книге «Художник внутри вас».
Концепция метода основана на выводах ученого, нобелевского лауреата Роджера Сперри, который утверждал, что правое и левое полушария мозга используют контрастные способы обработки информации и действуют самостоятельно, хотя и дополняют друг друга. Левое полушарие использует аналитический и вербальный режимы мышления, его отделы отвечают за расшифровку речи, звуков, математические вычисления и алгоритмы. Отделы правого полушария работают в перцепционном режиме и отвечают за восприятие цвета, сравнение размеров и форм предметов, видя их целиком «как есть». Впоследствии в работах Бетти эти режимы получили названия «Л-режима» и «П-режима» соответственно.
Бэтти Эдвардс утверждает, что если на время «отключить» левую зону мозга и вовлечь в работу правую (что с легкостью делают дети, у взрослых это получается с трудом), то человек сможет увидеть реальность под непривычным углом и проявить свои творческие способности в полной мере. Кроме того, она твердо убеждена, что научиться рисовать, так же как, например, читать и писать, может любой человек. Главное – выработать привычку наблюдать и избавиться от страха белого листа.
Возможно, вы замечали, что иногда, когда вам необходимо что-то изобразить на бумаге карандашом или красками, вы чувствуете неуверенность и беспомощность. Этот страх возникает по причине того, что левая половина нашего мозга пытается найти алгоритм выполнения действия и подает сигнал, что он не найден.
При интуитивном (правополушарном) рисовании снимаются внутренние зажимы, напряжение, снижается уровень стресса, а главное, выключаются «внутренний критик», пропадает страх перед чистым листом − рисование превращается в терапию.
Уроки рисования акварелью
Акварель это промежуточный способ рисовки находящийся между живописью и графикой.⠀У акварели не слишком насыщенные цвета из-за водной основы краски. За счёт этого в изображениях преобладают более нежные и пастельные оттенки.⠀Следующие видео это мастер-классы по написанию акварелью пейзажей, в том числе и морских, а также различных объектов и портретов.
01.
Создание акварельных пейзажей
https://youtube.com/watch?v=videoseries
Художник Online
Выбранный плейлист это целых 18 подробных занятий, некоторые из них длятся до 3,5 часов.⠀Автор показывает процесс создания картины с нуля. В описании под каждым роликом есть ссылка на список используемых материалов, а также краткий перечень техник рисовки из видео.«Художник Online» — канал посвящённый творчеству с наглядными уроками по изобразительному искусству.
02.
Мастер-класс по скетчингу «Скандинавский пейзаж» акварелью
Художника Online
Следующий урок от «Художника Online» это «Скандинавский пейзаж». Вместе с преподавателем Дарьей Куцаевой вы изучите написание пейзажа с разными кистями.⠀Работа будет производиться холодной палитрой.
03.
Мокрый пейзаж
Художник Online
Занятие от преподавателя школы «Художник Online» посвящёно «мокрой» технике рисовки.⠀Рисование с большим количеством воды даёт художнику возможность получать более прозрачные оттенки и добиваться плавных переходов. Также в ролике есть обзор на кисти из ворса колонка и козы.
04.
Как нарисовать розовый куст
https://youtube.com/watch?v=IFmj1D5U1N4
Jane Bogdanchyk
Одноимённый канал художницы Jane Bogdanchyk посвящён рисовке натюрмортов, цветов и различных пейзажей.⠀Данный ролик это мастер-класс по акварельной живописи розового куста.
05.
Создание разных фактур акварелью
https://youtube.com/watch?v=videoseries
Post_PS watercolor
Плейлист по фактуре от канала «Post_PS watercolor» — это 21 ролик по рисовке ржавчины, золота, серебра, состареного метала и дерева, а также несколько видео с лайфхаками и разбором популярных ошибок.⠀Все уроки максимально подробные и подходят для начинающих художников.
06.
Инструменты для работы с акварелью
https://youtube.com/watch?v=videoseries
Post_PS watercolor
Автор канала сделала 8 видео-инструкций по используемым в написании картин инструментам (кисточка-расчёска, губка, цветовой круг, градиентная раскладка).
07.
Написание быстрых и простых пейзажей акварелью
https://youtube.com/watch?v=videoseries
Noelle Curtis Art
Канал «Noelle Curtis Art» это короткие ролики с уроками по рисовке прекрасных морских и лесных пейзажей и цветных облаков.⠀Все 15 роликов длятся 6-15 минут. Автор объясняет какую краску и какого цвета она использует и затем в ускоренном темпе идёт процесс написания картины.
Варианты применения интернет-розеток
Область использования информационной розетки весьма обширная. Широко востребованы они в специализированных помещениях:
- в офисах и аудиториях;
- интернет-клубах и электронных библиотеках;
- мастерских для ремонта и обслуживания гаджетов и компьютерной техники.
Обратите внимание! Наличие разъемов под витую пару является обязательным условием для серверных помещений. За счет этого обеспечивается подсоединение компьютерных станций для работы
Быстрое развитие техники, обусловлено потребительскими потребностями. Очень востребованы поисковые инструменты в сфере образования, начиная от садика и заканчивая институтом.
Для работников, занимающихся компьютерами и прочей техникой для офиса, наличие такого рода гнезда обязательно.
Еще одним примером, где их монтаж считается обязательным условием, — это корпоративные или государственные службы (банки, хранилища, суды и прочее). Таким образом, максимально предотвращается утечка информации.
Где этому учат
Сейчас это очень популярная тема. Обучение правополушарному рисованию проводится в основном в специальных центрах творческого развития в числе прочих мастер-классов. Что обещают организаторы мероприятия:
- Обучить рисованию всего за один день.
- Хорошее настроение и эмоциональный подъем.
- Веру в свои силы, поле тренинга вы больше никогда не скажете, что не умеете рисовать.
- Сможете украсить свою квартиру собственными картинами, не придется ломать голову над тем, что подарить друзьям и родным на праздник.
- Приемы очень простые, и каждый без труда передаст свое умение другим. После обучения вы сможете копировать картины любимых художников.
Занятие длится несколько часов с небольшим перерывом на чашечку чая. Вначале проводится несколько простых упражнений для активизации настроя на правополушарное рисование. Гуашь, бумага, кисти и фартук, чтобы не запачкаться, выдаются каждому участнику. Их цена заранее включается в стоимость курса.
Пройти обучение может любой человек — от ребенка до пенсионера. Люди с разным уровнем навыков занимаются вместе по одной программе. Для кого-то это первый шаг к рисованию. Приходят и те, кто уже умеет рисовать, но хочет узнать что-то новое и открыть для себя неизведанные грани творчества.
Правополушарное рисование
Теория правополушарного рисования
Концепция метода основана на работах Роджера Сперри касающихся функциональной специализации полушарий головного мозга. Благодаря физическому разделению мозга на два полушария он использует два способа переработки реальности. Один из них использует аналитический и вербальный режим мышления — им перерабатываются речь, звуки, математические вычисления и алгоритмы. Второй использует образный и перцепционный режим — он отвечает за восприятие цвета, сравнение размеров и перспективы предметов, видя их целиком «как есть». Впоследствии, в работах Бетти эти режимы получили названия «Л-режима» и «П-режима» соответственно.
Суть метода правополушарного рисования заключается во временном подавлении работы левого полушария и передачу ведущей роли в рисовании правому, более пригодному для этой деятельности. При работе игнорируются мнения из памяти о том, как объект должен выглядеть. Вместо этого художник «видит объект на самом деле» — сравнивая его размер в целом, размер отдельных элементов, отношение пространства, света и тени и объединении всего этого в единую картину. Для этого используется ряд упражнений, облегчающих переход начинающего художника в «П» режим.
Иногда метод правополушарного рисования ошибочно путают с рисованием преимущественно левой рукой и рисованием только перевёрнутых предметов. В действительности, левши и правши могут использовать наиболее развитую из своих рук, а рисование перевёрнутых картин является только тренировочными занятиями, проходящими на первоначальных этапах обучения.
Согласно методу Бетти Эдвард рисование состоит из 5 базовых навыков, и двух тренировочных.
Базовые навыки:
- Восприятие краёв
- Восприятие пространства
- Восприятие соотношений
- Восприятие света и тени
- Восприятие целостного образа или гештальта
Тренировочные навыки:
- Рисование по памяти
- Рисование при помощи воображения
Метод Эдвардс, впервые опубликованный в 1979 году быстро стал революционным и получив положительную оценку среди признанных художников и преподавателей, которые немедленно взяли его на вооружение.
Проективные методики
Психологи давно используют занятия с кистями и красками в работе с переживанием стрессовых ситуаций, в отработке техник преодоления гнева, раздражения, выхода из горя и печали. Арт-терапия неслучайно используется для разрешения психологических проблем у детей и взрослых − посредством рисунка человек изливает свои эмоции и переживания и перенастраивает их с негатива на позитив.
Попробуйте, используя техники правополушарного рисования, изобразить свое эмоциональное состояние в цвете на бумаге, придавая образу определенную форму. Посмотрите на свой рисунок − что вы чувствуете? Хотели бы что-то добавить или исправить? В процессе изменения рисунка будут изменяться и ваши эмоции.
Человеку, занятому творчеством, легче справиться с кризисом и найти пути решения проблемы. А чтобы выразить свои эмоции на бумаге или холсте, совсем необязательно заканчивать художественную школу, если вы используете методы правополушарного рисования.
Безусловным плюсом уроков плавополушарного рисования является то, что и в обычной жизни навык «включать» в себе творческое состояние помогает быстрее находить новые решения и без страха воплощать новые идеи.