Что запрещено было делать женщинам в русской бане
Содержание:
Тарзан
Муж Наташи Королевой баньку ценит и уважает. Но голое селфи, которым он как-то поделился со своими подписчиками, вызвало массовое недоумение. Не стоило Тарзану показывать фигуру, решили многие.
Что же смутило публику? Грудь танцовщика, из-за которой его сравнили с кормящей матерью и Анастасией Волочковой (без которой наша подборка, конечно, будет неполной). Мнения фанатов по поводу торса Сергея Глушко разделились: одни посоветовали ему почаще ходить в тренажерку, другие посчитали, что он как раз-таки с железом переборщил. Самого Тарзана волнения критиков ничуть не смутили. Он вполне доволен собой, да и супруга не жалуется.
Тарзан любит показывать фигуру. Фото: Instagram
Больше не парят мужчин
Западноевропейских путешественников, посещавших нашу страну в XVI-XVIII веках, удивляло в парных еще и наличие банщиц, которые помогали очиститься от грязи как женщинам, так и мужчинам. Этих девушек называли натиральщицами или махальщицами, поскольку они растирали тела посетителей бань и размахивали вениками. Голландский политик Николаас Витсен, посетивший Москву, Псков и Новгород в 1664-1665 годах, написал этнографическую работу «Путешествие в Московию». В ней говорится, что натиральщицами часто работали симпатичные крепостные девушки, парившие семью и гостей своего помещика. В то же время, Андрей Дачник утверждает, что махальщицы трудились и в общественных банях. Исследователь русской старины не нашел никаких достоверных исторических свидетельств того, что эти женщины могли оказывать своим клиентам интимные услуги. «В России девушки в банях действительно просто мыли посетителей, часто весьма равнодушно», – пишет Андрей Дачник. Но после разделения этих общественных учреждений на мужские и женские представителей сильного пола стали парить исключительно крепкие парни – банщики.
Женские штучки
Для культуры Руси, начиная с самых древних времен, было характерно четкое разделение предметов обихода по гендерному принципу. И банные веники – не исключение. Этот важный атрибут парной мог быть либо мужским, либо женским. Представителям сильного пола веники вязали из дуба, клена, ясеня или вяза. Слабый пол пользовался банными изделиями из березовых, липовых, ольховых или ивовых веток. Кроме того, как и любое средство личной гигиены, у каждого человека должен быть свой веник. Жители Руси опасались, что через этот предмет можно заразиться болезнями или символически «взять на себя» все беды и хвори, которые смыл предыдущий посетитель бани. Только колдуньи и гадалки могли находиться в бане поодиночке, чтобы проводить свои магические ритуалы. Все остальные женщины должны были париться в сопровождении родственниц или подруг. Считалось, что Банник или Обдериха способны сильно навредить, в первую очередь, молоденьким девушкам, если правильно не задобрить духов. Неблагоприятными для мытья на Руси всегда считались понедельник и среда. Женщинам в эти дни недели запрещалось мыть голову. Согласно народным поверьям, иначе можно навредить здоровью и красоте волос, а значит, и упустить свое женское счастье. В банях сельские повитухи принимали роды испокон веков. Счастливые мамаши, благополучно подарившие жизнь малышам, не могли несколько дней после этого события покинуть пределы парной. Одни этнографы и историки объясняют это ограничение заботой о здоровье молодой матери, которой никак нельзя «подцепить» какую-нибудь инфекцию, ведь организм женщины ослаблен после родов. Другие связывают нахождение молодой матери в бане с ее ритуальной, магической смертью в прежнем качестве, а для возвращения в мир живых, по народным поверьям, необходимо какое-то время.
Извени — извини
Проверочное слово — «повинность» .
Гражданская журналистика
Отсутствие в цифровой журналистике традиционного «редактора» привело к появлению гражданской журналистики . Первыми достижениями, которые цифровая эпоха предложила журналистике, были более быстрое исследование, более легкое редактирование, удобство и более быстрое время доставки статей. Интернет расширил влияние цифрового века на журналистику. Из-за популярности Интернета большинство людей имеют доступ и могут добавлять свои формы журналистики в информационную сеть. Это позволяет любому, кто хочет поделиться чем-то важным, что произошло в их сообществе. Лица, не являющиеся профессиональными журналистами, которые публикуют новости через свои блоги или веб-сайты, часто называются гражданскими журналистами. Чтобы стать журналистом-гражданином, не нужно иметь ученую степень. Гражданские журналисты могут публиковать информацию, о которой иначе нельзя было бы сообщить, и у общественности больше возможностей для получения информации. Некоторые компании используют информацию, которую передает гражданский журналист, когда они сами не могут получить доступ к определенным ситуациям, например, в странах, где свобода печати ограничена. Любой может записывать происходящие события и отправлять их куда угодно или размещать на своем веб-сайте. Некоммерческие и массовые сайты цифровой журналистики могут иметь гораздо меньше ресурсов, чем их корпоративные аналоги, но благодаря цифровым СМИ они могут иметь веб-сайты, которые технически сопоставимы. Затем другие средства массовой информации могут подхватить свою историю и распространять ее по своему усмотрению, тем самым позволяя информации доходить до более широкой аудитории.
Чтобы гражданская журналистика была эффективной и успешной, нужны гражданские редакторы. Их роль заключается в том, чтобы побуждать других людей предоставить точную информацию и обеспечивать взаимодействие между пользователями. Пример можно найти в запуске южнокорейской ежедневной онлайн-газеты OhMyNews , где основатель нанял несколько сотен добровольных «гражданских репортеров» для написания новостных статей, которые редактировались и обрабатывались четырьмя профессиональными журналистами.
Ксения Собчак
Нельзя сказать, чтобы Ксения Собчак усиленно пропагандировала пользу бани с помощью откровенных фото. Но в этом году она сразила публику, попарившись у самой Волочковой! Дамы вели задушевные беседы, сидя и лежа на полке, а все происходящее снимали на видео. Именно тогда в кадр попала фигура Ксении Собчак, которая, к ужасу поклонников, оказалась несовершенной.
больше по теме
Щупала грудь и снимала скрытой камерой: Волочкова рассказала о визите Собчак
Телеведущая напросилась в гости к танцовщице, но вела себя безобразно
Народ ругал «блондинку в шоколаде» и за дряблые бока, и за изощренные издевательства над скандальной балериной. Однако с Ксюши любая критика — как с гуся вода. Тем более что ее передача, снятая в гостях у Анастасии, менее чем за неделю набрала 2,5 миллиона просмотров.
Ксения Собчак (слева) в бане у Волочковой. Кадр из видео: YouTube
Ольга Бузова
Досталось и Ольге Бузовой. И это за фото в купальнике! Данный снимок певица и бизнесвумен сделала в сочинской сауне, во время съемок нового клипа. Они проходили в апреле, и банька, по словам Ольги, была просто необходима. Ведь за два дня съемок она сильно замерзла.
«Я попарилась, покупалась в купели, меня накормили, сделали массаж… а сейчас сижу у камина, пью чай с медом… смотрю на огонь… и кайфую. Жизнь — прекрасна», — написала тогда Бузова. Но многие фолловеры, вместо того, чтобы порадоваться за хозяйку блога, начали попрекать ее слишком соблазнительным купальником. Через некоторое время после этого Ольга окончательно устала от критики и сделала свой аккаунт закрытым.
Ольга Бузова в купальнике чем-то разозлила народ. Фото: Instagram
Лариса Гузеева
60-летняя Лариса Гузеева знает толк в релаксе и уходе за собой любимой. Ведущая передачи «Давай поженимся!» недавно показала фото, сделанное… к сожалению, не в самой парилке, а после выхода из нее. ««Выходной! После бани… Это мое время и моя красота», — подписала актриса снимок, запечатлевший ее в халате поверх обнаженного тела.
И хотя на фото Лариса толком ничего не показала, поклонники нашли снимок очень волнующим. «Так и прет секс от человека», — высказались некоторые. Ну а то, что Гузеева — красивая женщина, пусть даже в халате и с тюрбаном на голове, ни для кого не секрет. Недавно она восхитила поклонников, представ в образе Снегурочки. Вот она, чудодейственная сила бани!
Запреты для слабого пола
Вопреки слегка предвзятому отношению западноевропейских авторов, баня всегда была для жителей Руси местом сакральным, посещение которого связано с большим количеством правил, обязательных к соблюдению. Какой уж тот разврат, если согласно поверьям, за всем происходящим здесь строго следит Банник – мифический хозяин парной, а также злобная баба Обдериха, которую обязательно необходимо задобрить вежливым словом или каким-нибудь символическим подношением. Женщинам в русских банях было нельзя:
- мыться первыми, раньше своих мужей, братьев и отцов;
- пользоваться вениками представителей сильного пола;
- находиться в одиночестве;
- в понедельник и среду мыть голову;
- покидать баню сразу после родов;
- работать натиральщицами (махальщицами) после XVIII века.
А теперь обо всем по порядку. Далеко не все жители Руси парились в банях семьями, чаще члены сельской общины мылись по очереди: сначала мужчина, а затем – женщины. Одни источники объясняют эту традицию патриархальными устоями общества. Дескать, отец семейства – всему голова и право первенства во всем принадлежит только ему. Кроме того, христианская традиция считает представительниц прекрасного пола «нечистыми», и мужчины опасались «заразиться» греховностью женщин, посещая баню следом за ними. Однако существует и другая версия возникновения данной традиции. Баню на Руси топили очень жарко, и отцы семейств шли париться первыми, чтобы не позволять своим женам и маленьким детям испытывать лишний дискомфорт.
Раньше мылись вместе
Если для современных жителей России при посещении общественной бани главное табу – нельзя заходить в отделение, где моются представители противоположного пола, то для жителей Руси такого запрета просто не существовало. Как указывает в книге «Баня. Очерки этнографии и медицины» (издательство «Санкт-Петербург», 2015 год) исследователь русской старины Андрей Дачник, иностранных путешественников крайне смущало, что мужики и бабы почти не стесняются своей наготы во время мытья
Чопорные католики и протестанты особо обращали внимание на этот факт
Например, посол римского императора Августин Майерберг в 1661 году написал: «В общественных банях бывают в большом числе и женщины простого звания… смешавшись с мужчинами и нисколько не считая за важность выставлять их нахальным взглядам свою наготу, возбуждающую любострастие». Хотя ни в одном из многочисленных источников не говорится, что совместное мытье мужчин и женщин в русских банях приводило к разврату
Иностранцы отмечают, что люди спокойно воспринимали чужую наготу, позволяя себе разве что шутки на эту тему. В деревнях же семьи часто мылись вместе, в первую очередь, из соображений экономии: баня зимой остывает быстро, а дважды ее топить – дров не напасешься. Впрочем, религиозные деятели, а затем и светская власть стремились искоренить такой обычай, казавшийся им безнравственным. Соответствующий запрет содержит сборник решений Собора русской православной церкви 1551 года, получивший название «Стоглав». Но рядовые обыватели почти не соблюдали данное указание святых отцов, поэтому в 1782 году императрицей Екатериной Второй был подписан «Устав благочиния», запрещающий мужчинам и женщинам мыться вместе. К началу XIX века, по утверждению историка Андрея Дачника, в русских парных уже произошло четкое гендерное разделение
Хотя ни в одном из многочисленных источников не говорится, что совместное мытье мужчин и женщин в русских банях приводило к разврату. Иностранцы отмечают, что люди спокойно воспринимали чужую наготу, позволяя себе разве что шутки на эту тему. В деревнях же семьи часто мылись вместе, в первую очередь, из соображений экономии: баня зимой остывает быстро, а дважды ее топить – дров не напасешься. Впрочем, религиозные деятели, а затем и светская власть стремились искоренить такой обычай, казавшийся им безнравственным. Соответствующий запрет содержит сборник решений Собора русской православной церкви 1551 года, получивший название «Стоглав». Но рядовые обыватели почти не соблюдали данное указание святых отцов, поэтому в 1782 году императрицей Екатериной Второй был подписан «Устав благочиния», запрещающий мужчинам и женщинам мыться вместе. К началу XIX века, по утверждению историка Андрея Дачника, в русских парных уже произошло четкое гендерное разделение.
У мужчин были свои запреты
Может возникнуть впечатление, что мужчины не сталкивались с различными запретами во время мытья. Это не так. Ограничения, которые накладывало на них посещение парной, тесно связаны с привычками, которым в патриархальной Руси были подвержены исключительно представители сильного пола. Итак, в бане мужчинам было категорически нельзя:
- садиться на ушат, ведь согласно примете, такой человек рискует стать алкоголиком;
- употреблять спиртные напитки;
- заходить туда, когда в парной находится роженица (это исключительно женское таинство); плеваться, особенно на печную кладку, иначе обидевшийся Банник плюнет в ответ кипятком;
- париться женским веником;
- мыться во второй заход, после жены.
Русская народная традиция содержит немало примет и поверий, а также откровенных табу, призванных уберечь людей от пьянства. К тому же, в бане подобные возлияния еще и опасны, ведь нетрезвые люди не могут похвастаться точными движениями и ясностью ума, а значит, рискуют обжечься или угореть. Представить себе, что женщины на Руси могли собраться и выпивать в бане, а также смачно плеваться во все углы, просто невозможно, поэтому для них подобных запретов просто не существовало.