Язык и мышление
Содержание:
Введение
Люди могут обмениваться разными типами информации на разных уровнях понимания. Известно, что общение не исчерпывается устными или письменными сообщениями. В этом процессе важную роль играют эмоции, манеры партнеров, жесты.
Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 80% коммуникаций осуществляется за счет невербальных средств выражения и только 20-40% информации передается с помощью вербальных
Эти данные заставляют нас задуматься над значением невербального общения для взаимопонимания людей, обратить особое внимание на значение жестов и мимики человека, а также порождают желание овладеть искусством толкования этого особого языка, на котором мы все разговариваем, даже не осознавая этого.
Особенностью невербального языка является то, что его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания, и отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет нам доверять этому языку больше, чем обычному, вербальному каналу общения.
Успех любого делового контакта в значительной мере зависит от умения устанавливать доверительный контакт с собеседником, а такой контакт зависит не столько от того, что вы говорите, сколько от того, как вы себя держите
Именно поэтому особое внимание следует обращать на манеру, позы и мимику собеседника, а также на то, как он жестикулирует.. Понимание языка мимики и жестов позволяет более точно определить позицию собеседника
Читая жесты, вы осуществляете обратную связь, которая играет определяющую роль в целостном процессе делового взаимодействия, а совокупность жестов является важной составной частью такой связи. Вы сможете понять, как встречено то, что вы говорите, – с одобрением или враждебно, открыт собеседник или замкнут, занят самоконтролем или скучает
Понимание языка мимики и жестов позволяет более точно определить позицию собеседника
Читая жесты, вы осуществляете обратную связь, которая играет определяющую роль в целостном процессе делового взаимодействия, а совокупность жестов является важной составной частью такой связи. Вы сможете понять, как встречено то, что вы говорите, – с одобрением или враждебно, открыт собеседник или замкнут, занят самоконтролем или скучает.
Знание языка жестов и телодвижений позволяет не только лучше понимать собеседника, но и (что более важно) предвидеть, какое впечатление произвело на него услышанное еще до того, как он выскажется по данному поводу.
Другими словами, такой бессловесный язык может предупредить вас о том, следует ли изменить свое поведение или сделать что-то другое, чтобы достичь нужного результата. Все это позволяет сделать вывод о том, что если вы желаете достигнуть определенных результатов во взаимоотношениях с партнерами, собеседниками или просто коллегами, то вам необходимо овладеть хотя бы азами невербального, т.е. бессловесного общения.
Целью настоящей работы является рассмотрение сущности и основных характеристик невербальных коммуникаций.
В соответствие с поставленной целью задачами данной работы является:
- анализ кинесических особенностей невербального общения;
- раскрытие проксемических особенностей невербального общения;
- изучение визуального контакта в невербальном общении;
- рассмотрение межнациональных различий невербального общения.
Общение: сущность понятия и виды
Определение 1 Общение – это процесс установления и последующего развития контактов между людьми, порождаемый их потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, взаимное восприятие, попытки влиять друг на друга.
Замечание 1
Без общения невозможна никакая человеческая деятельность.
Общение имеет содержание, которое раскрывается в двух взаимосвязанных аспектах:
- Общение выступает в виде процесса, который не подразумевает оказание влияния на изменения психологического состояния партнера. В данном случае общение используется с целью установления и последующего развития контактов между людьми. При этом данный контакт основан на совместной деятельности или потребностях человека.
- Общение выступает в качестве процесса, направленного на изменение психологического состояния партнера. В данном случае общение используется с целью изменения поведения собеседника, его личностно-смысловых образованиях.
Различают следующие виды общения, в зависимости от егосредств:
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Психолого-педагогические особенности организации общения детей дошкольного возраста 470 руб.
- Реферат Психолого-педагогические особенности организации общения детей дошкольного возраста 230 руб.
- Контрольная работа Психолого-педагогические особенности организации общения детей дошкольного возраста 230 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
- Вербальное общение – это общение, осуществляемое посредством речи, предоставляя человеку обширные коммуникативные возможности.
- Невербальное общение – это общение, осуществляемое посредством жестов, мимики и пантомимики, а также через телесные или сенсорные контакты.
Подходы к определению понятия внутренней речи
Внутренняя речь – это явление, которое в настоящее время считается недостаточно изученным и разработанным. Обычно это связывают с отсутствием общепринятого определения внутренней речи. В современном языкознании выделяют несколько разработанных подходов к определению понятия внутренней речи, основными трактовками которого являются следующие понятия:
- внутренняя речь – это протекающие «в уме» процессы планирования и контроля речевых действий человека; с этой точки зрения, внутренняя речь близка по значению с мышлением и может быть представлена как одна из форм реализации мышления;
- внутренняя речь – это проговаривание, которое осуществляется беззвучно («про себя»), возникает в определённых обстоятельствах (как правило, при затруднениях в принятии решений) и выполняет функции планирования и контроля речевых действий; в подтверждении достоверности данного определения приводится обнаруженный советским психологом А. Н. Соколовым аргумент, который заключается в том, что внутренняя речь сопровождается «скрытой» артикуляцией (то есть мелкими моторными движениями);
- внутренняя речь – это один из этапов внутреннего программирования, который выступает в качестве фазы порождения речевого высказывания и представляет его семантическую схему; с этой точки зрения, внутренняя речь аналогична планированию, замыслу и соотносится, в первую очередь, с общением (а не с мышлением, как в первых двух трактовках).
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Внутренняя речь человека и ее особенности 410 руб.
- Реферат Внутренняя речь человека и ее особенности 230 руб.
- Контрольная работа Внутренняя речь человека и ее особенности 210 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость Замечание 1
Таким образом, сейчас недостаточно отчётливо выделено понятие внутренней речи, поэтому различные авторы расходятся в её определении.
Особенности осанки
Изучая психологию человеческого тела, следует уделить внимание осанке:
- Ровная, но непринужденная осанка — признак открытости окружающему миру и хорошей восприимчивости всего нового, способность быстро аккумулировать внутреннюю энергию, безоговорочное доверие окружающим, вера в себя, чувство комфорта и безопасности.
- Неподвижная напряженная осанка — самозащита и отстраненность, ощущение неловкости в конкретной ситуации, стеснительность и закрытость, избегание контактов с окружающими, сосредоточенность на внутренних проблемах, чувствительность и впечатлительность, неприятие критики.
- Натянутая и жесткая осанка — чувствительность, скрываемая под маской уверенности в себе.
- Вялая осанка — признак душевного и эмоционального упадка.
- Сутулая осанка — смирение, стремление угождать и подчиняться, покорность.
Определения
Язык в широком понимании – это некоторая знаковая система, фиксирующая представления человека о вне языковой действительности. Общеизвестный факт, что язык вытекает из потребности людей в общении, т. е. коммуникации.
Речью называют вербальное и языковое общение, в котором прибегают к помощи языковых знаковых единиц. Речь — это в русском языке объясняется, как способность говорить и само говорение. Это могут быть слова, синтаксические конструкции, текст, интонации. Так же активно пользуются невербальными средствами: мимикой, жестами, пантомимикой
Важно понять, что невербальные средства коммуникации – это общение, которое осуществляется без привычных языковых средств
Под культурой речи понимают способность владеть нормами устного и письменного языка (к которым относятся: владение правилами фонетики, грамматики, словоупотреблением и т. п.)
Важно отметить, что культура речи – это так же умение использовать выразительные средства языка в разных условиях общения в соответствии с конкретной целью и содержанием какого-то определенного текста
Типом речи языка называют способ изложения, построения слов и предложений в определенном логическом порядке. В русском языке, как известно, три типа речи.
Психология мимики и жестов, виды и значение
Мимика лица психология жестов насчитывает множество описаний того, что они обозначают. Положение тела и рук в пространстве во время общения, особенности рукопожатий, движений головой и мимики – это часто используемые эмоции жесты и люди наблюдают их в процессе межличностного общения каждый день.
Наклоны туловища
Внимание! В межличностном общении наклон туловища – это всегда телесная реакция на сигнал от мозга. Так мозг подает импульс о необходимости обезопасить себя. Поэтому такие реакции не могут быть наигранными.
Поэтому такие реакции не могут быть наигранными.
Положение туловища стоя
Если люди общаются стоя, то можно заметить многократные изменения положения туловища собеседников. Когда человек сидит, облокотившись на спинку стула или кресла, его корпус не подает столько невербальных сигналов.
Если слова собеседника вызывают у человека неподдельный интерес, он будет время от времени наклоняться вперед, опасаясь пропустить что-то важное. Когда человек рассказывает о своих успехах, он непроизвольно расправляет плечи, и его туловище прогибается вперед
Горд собой
Находясь в большой компании, человек бессознательно наклоняет туловище в сторону того, кто ему наиболее симпатичен. Если он оказался в незнакомой компании или чувствует прохладное к себе отношение со стороны большинства присутствующих, его туловище будет сжиматься (он будет втягивать голову в плечи, сутулиться) – ему хочется стать меньше, незаметнее. Так организм старается защитить себя от потенциальной угрозы.
Положение рук
Если человек скрестил руки на груди, это говорит о его потребности в сохранении своей энергии. Эта поза будет называться закрытой. Психологическая наука говорит о том, что, оказавшись в незнакомом месте, человек чувствует себя неуютно, поэтому обхватывает плечи руками. Кроме того, скрещивание рук на груди является признаком негативного отношения к собеседнику или сомнения.
Внимание! Использование этого жеста может быть признаком обмана. Если обманывает взрослый, схема использования данного жеста может быть стертой: потирание запястья, прижимание к груди книги. О враждебности или разочаровании говорит вид сцепленных в замок пальцев рук
При этом степень выраженности негативных чувств напрямую связана с тем, насколько высоко расположены сцепленные кисти рук. Кроме того, если человеку есть, что скрывать, то во время общения он может держать руки глубоко в карманах.
О враждебности или разочаровании говорит вид сцепленных в замок пальцев рук. При этом степень выраженности негативных чувств напрямую связана с тем, насколько высоко расположены сцепленные кисти рук. Кроме того, если человеку есть, что скрывать, то во время общения он может держать руки глубоко в карманах.
Когда человек чем-то обеспокоен, старается сдерживать одолевающую его бурю чувств, он обхватывает одной рукой предплечье или запястье другой руки за спиной. Пряча руки, индивид старается спрятать стресс.
Жесты головы
Мимический кивок головой расценивается как альтернатива положительному ответу. Покачивание головой означает несогласие и отрицательный ответ.
Внимание! Вербальный ответ может не соответствовать движениям головы. Если человек соглашается с собеседником, но при этом покачивает головой из стороны в сторону, верить нужно не словам, а невербалике
Мимика лица
Мимика лица, психология эмоций, настроение тесно взаимосвязаны. Наблюдение за изменением выражения лица в процессе разговора позволяет понять, как партнер относится к беседе.
Дополнительная информация. Человек может сдержать смех или слезы, то есть скрыть от окружающих радость или обиду, разочарование. Но вот контролировать движения бровей люди не могут, поэтому скрыть удивление, страх или злость не удается.
Страх
Рукопожатия
В России рукопожатие используется при встрече в качестве приветствия, при завершении общения – в качестве прощания. Также этот жест используется в официально-деловой сфере при поздравлении с тем или иным профессиональным достижением.
У обладателя сильной воли рукопожатие крепкое, руку для этого действия он подает ладонью вниз. Неуверенные люди используют вялое рукопожатие, подавая руку ладонью вверх. Слабое рукопожатие говорит о том, что собеседник старается держать дистанцию в отношениях.
Невербальные средства общения
Определение 2
Невербальная коммуникация ‒ это система знаков, символов, которая применяется для передачи сообщения и предназначенная для наиболее совершенного его осознания, которая в определенной степени не зависит от психологических и социально-психологических свойств личности, которая имеет довольно четкий круг значений и может быть представлена как специфическая знаковая система.
Невербальные средства в общении людям нужны для четкости в понимании друг друга. Естественно, невербальные проявления касаются только устного общения. Так как внешнее невербальное выражение чувств и эмоций, выполняемое телом, тоже представляется некоторым набором знаков и символов, его часто именуют «языком тела».
Лень читать?
Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!
Задать вопрос
Невербальное общение складывается из двух больших групп: экстралингвистические и паралингвистические средства общения.
Паралингвистическая группа:
- Просодика. В данную группу полагается включать компоненты, которые дополняют речь. Это тембр, сила и глубина голоса, величина выразительности артикуляции, ударения, длина и характер пауз, и т.д. Другими словами средства просодического уровня дают возможность придать оттенок информации при помощи воздействия на голос.
- Кинесика – комплекс телодвижений (жестов, мимики), которые используются в ходе общения людей (исключая движения речевого аппарата).
- Графемика — способ письма, который передает эмоции и чувства человека. Манера писать слова и буквы может изменяться в зависимости от эмоционального фона. Так, скажем, сердитый человек сильно нажимает ручкой на бумагу, а человек задумчивый может допустить погрешности и забыть завершить «крючки».
Замечание 1
Паралингвистические средства общения нельзя применять без привязки к речи.
Экстралингвистическая группа:
- Такесика — это невербальное средство общения, которое основано на осязаемых сигналах, передаваемых друг-другу людьми. В их число включаются поцелуи, объятия, похлопывания, поглаживания, рукопожатия и другие коммуникативные действия.
- Проксемика. Собеседники в процессе взаимодействия могут располагаться в отдалении или вблизи друг от друга, преднамеренно или подсознательно осуществляя контроль дистанции. Способ организации контакта в пространстве, который отражает отношения собеседников друг к другу, именуется проксемикой.
- Хронемика. Распределение времени в ходе общения. Человек может торопиться на встречу, а может откладывать звонок. Он может долго ожидать, когда собеседник освободиться, а может уменьшить время контакта.
- Экстралингвистика. Передача эмоций с поддержкой голоса, но без привязки к речи. К данным средствам относится недовольное урчание, покашливание, вздохи, вскрики и т.д.
- Сенсорика. Восприятие собеседника при помощи органов чувств. Человек откликается на запах, нежность кожи во время прикосновения и визуальное восприятие собеседника. Здесь также выделяют отдельные подгруппы. Примером здесь могут быть ольфакторные средства общения (восприятие через обоняние) и средства общения фонационные (восприятие на слух).
Невербальному общению обучаться нет необходимости, так как это врожденные умения.
Письмо
Как упоминалось выше, основная классификация видов речи в психологии делит ее на устную и письменную. Главное отличие второй заключается в том, что она имеет материальный носитель (бумага, экран компьютера и др.). Хоть это и родственные понятия, но существуют весомые отличия между этими способами общения. Письменная речь представлена целиком перед тем, кто ее воспринимает. В устной же речи слова произносятся одно за другим и предыдущее слово уже нельзя как-то воспринять, оно уже растаяло в воздухе. Письменный от устного рассказа отличается и тем, что читатель имеет возможность вернуться к той или иной части написанного, перепрыгнуть несколько частей и сразу узнать развязку действия. Это дает некоторое преимущество этому виду речи. Например, если слушающий человек плохо разбирается в воспринимаемой теме, то для него будет гораздо лучше прочитать нужные данные несколько раз, чтобы более глубоко в них вникнуть. Письмо также очень удобно для того, кто излагает свои мысли на бумаге. Он в любой момент может исправить то, что ему не нравится, построить определенную структуру текста, при этом не повторяясь. Также это может быть оформлено более красиво с эстетической точки зрения. Но все это требует больше усилий от автора, он должен продумать построение каждой фразы, грамотно ее написать, при этом излагая мысль как можно точнее, без лишней «воды». Можно провести несложный эксперимент, который поможет понять разницу, что несут эти виды речи в психологии. Схема этого опыта очень проста. Нужно взять диктофон и записывать в течение дня речь разных людей. Потом это нужно записать на бумагу. Каждая мелкая ошибка, которая не воспринимается на слух, на бумаге будет просто ужасающей. Устная речь, кроме самих слов, использует еще множество средств, которые помогают донести весь смысл сказанной фразы. К ним относятся интонация, мимика и жесты. А в письменной речи нужно выразить все и не использовать при этом вышеперечисленные средства.
Виды
Способность бывает устной и письменной. Эти инструменты позволяют выразить мысль, которую сформировал индивид .
Устная
Инструмент общения, при задействовании которого человек произносит слова, воспринимает на слух словесные сообщения от окружающих.
Бывает двух видов:
- Монологическая — тип речи, для выражения которой не нужны собеседники. Один человек рассказывает что-либо, окружающие слушают. Чаще мысли, передаваемые с помощью монолога, более развернуты.
- Диалогическая — применяется при разговоре между разными людьми. Характеризуется ситуативностью, неполной развернутостью.
Огромная роль при диалоге отдается к мимике, жестам, интонации, эмоциональному фону, другим невербальным средствам общения.
Письменная
Реализуется с помощью различных форм, которые доступны для зрительного восприятия. Ее закрепляют на каком-либо материале (чаще листе бумаги).
Эту речь нельзя назвать живой или принадлежащей личности. Она обезличена, поскольку между ее формированием и подачей читателю существует разрыв.
Как научиться лучше понимать язык тела?Как научиться лучше понимать язык тела?
1. Для начала можно вновь просмотреть альбом с фотографиями, особенно групповыми. Посмотрите, как, в какой последовательности стоят персонажи, куда смотрят, как улыбаются, какова их поза в целом, как относятся друг к другу.
2. То же самое можно проделать уже с чужими фотографиями, т.к. в этом случае все изображенные персонажи будут для вас незнакомыми.
3. На следующем этапе можно начать наблюдать за окружающими людьми на улице, в пробке, метро, в кафе или кино. Рискуете увидеть много интересного. Вдруг вам захочется написать книгу. Чем черт не шутит!
4. Самое время понаблюдать за языком собственного тела. В этом вам могут помочь видео с вечеринок, обратная связь от близких, друзей и коллег. Сами удивитесь, как то, что вы делаете, расходится с тем, как вы это себе представляете. Вам будет, с чем работать, хотя можно все оставить так, как есть. Решать вам.
5. Новостные выпуски, как бы вы к ним не относились, могут сослужить вам добрую службу. Ваша задача просто выключить звук и наблюдать за диктором. Через некоторое время вы и без его слов будете понимать, где и что конкретно плохо в нашем неспокойном мире.
6. Если новости смотреть совсем невмоготу, то помогут фильмы. Просто посмотрите любимый фильм без звука. У вас есть возможность уловить множество оттенков, которые раньше вы не замечали. А уж если от начала до конца, да еще без звука посмотрите новый фильм, то это высший пилотаж!
Виды речи
∕ \
Внешняя Внутренняя
⁄ \
Письменная
Устная
⁄ \
Монологическая
Диалогическая
Мысль начинает
формироваться во внутренней речи. Ее
механизм был исследован в начале XX века
психологом Л. С. Выготским. Эта речь
беззвучна, непроизносима, включает
образы, отличается от внешней степенью
языковой сформированности: опускается
большинство второстепенных членов
предложения, в словах русского языка
выпадают гласные, не несущие смысловой
нагрузки. Вся духовная жизнь человека
– его размышления, планы, споры с самим
собой, переработка увиденного и
услышанного протекают в скрытой форме,
на мыслительном уровне. Внутренняя речь
«работает» всегда, исключая лишь глубокий
сон. Перевод внутренней речи во внешнюю
часто связан с трудностями. Именно об
этом этапе порождения высказывания
говорят: «На языке вертится, а сказать
не могу».
Внешняя речь
существует в устной и письменной формах.
Различия между ними определяются:
1.Способами
кодирования.
Устная речь – произносимая, звучащая,
слышимая – выражена звуками (акустическим
кодом), а письменная – видимая, написанная
– буквами (графическим кодом).
2.Механизмами
порождения.
Письменный текст, как правило, —
подготовленный, — записывается на
черновиках, подвергается редактированию,
совершенствованию. Устная речь не имеет
таких возможностей, она спонтанна, т.е.
создается в момент говорения, поэтому
требует огромной тренировки, быстроты
выбора слов, автоматизма синтаксического
конструирования.
3.Механизмами
восприятия.
Устная речь должна восприниматься
сразу, письменная осмысливается при
многократном чтении.
4.Грамматическими
и лексическими особенностями.
В письменной речи четче подбираются
слова, преобладает книжная лексика,
сложные развернутые предложения,
страдательные конструкции. В устной
наблюдаются повторы, неполные, простые
предложения.
5.Видами
норм. Только
к устной речи предъявляются орфоэпические
требования, и только к письменной –
орфографические, пунктуационные и
каллиграфические.
6.Выразительными
возможностями.
Устная речь обладает средствами звуковой
выразительности, отличается богатством
интонаций, паузами, логическими
ударениями, а также сопровождается
жестами и мимикой. Знаки препинания,
кавычки, шрифтовые выделения компенсируют
меньшие возможности экспрессивности
письменного текста.
7.Характером
адресата.
Устная речь зависит от того, как ее
воспринимают, потому что, как правило,
коммуниканты не только слышат, но и
видят друг друга. Письменная речь обычно
обращена к отсутствующим.
8.Способами
выражения.
Устная речь может быть записана, а
письменная – произнесена. Например,
письменный текст при «озвучивании»
приобретет некоторые особенности устной
речи (интонационную окраску, ритм), но
будет характеризоваться как письменная
речь в устной форме.
Устная
речь имеет две формы – монологическую
и диалогическую. Монолог
представляет
собой развернутое высказывание
(элементарная единица текста) одного
лица, завершенное в смысловом отношении.
Психолого-педагогической особенностью
монологической речи является то, что
реакция слушателей угадывается, жесты
и мимика играют меньшую роль, чем при
диалоге. Монолог – это чаще всего
публичная речь, адресованная большому
количеству людей. Ораторский монолог
диалогичен. Выступающий как бы беседует
с аудиторией, то есть происходит скрытый
диалог. Но возможен и открытый
диалог, например, ответы на вопросы
присутствующих.
Диалог
– это непосредственный обмен высказываниями
между двумя или несколькими собеседниками.
Структурно диалог состоит из реплики
– стимула и реплики – реакции, тесно
связанных по содержанию друг с другом.
Диалогическая речь – первичный,
естественный вид общения.