Авторитарная личность: понятие, черты, особенности общения
Содержание:
- Отличительные признаки тоталитарного и авторитарного режима
- Виды политических режимов
- Пропаганда и контроль общественного мнения
- Авторитарный стиль управления — что это такое
- Источники и влияния
- Авторитаризм как инструмент государственного строительства
- Отличия между авторитарным и демократическим режимами
- Укажите/выберите политический режим. Примеры заданий
- Икс Век
- Что делает человека авторитарным?
- Примечания
- Проявления авторитарности, граничащей с тиранией
- Тест
- Недостатки авторитарного стиля
- Психоаналитические аспекты
- Теоретическая значимость
- Авторитарность педагога
- Исторические места и музеи
- Отрицательный результат
Отличительные признаки тоталитарного и авторитарного режима
Главное отличие тоталитаризма от авторитаризма заключается в целях. Если тоталитаризм ставит цель построение нового общества (Третий рейх, коммунизм), то авторитаризм ставит конкретную цель:
Признак | Тоталитаризм | Авторитаризм |
Верховенство | Элита | Лидер |
Принцип | Разрешено то, что разрешено | Разрешено все, кроме политики |
Харизма лидера | Высокая | Когда как |
Роль лидера | Номинальная | Фактическая |
Сменность лидера | Возможна без последствий | Часто с глобальными переменами |
Идеология | Главенствующая | Может отсутствовать |
Плюрализм | Пресекается | Ограничивается |
Оппозиция | Отсутствует | Только видимость |
Легитизм | Формальный | Формальный |
Право | Определено и исполняется | Определено одно, исполняется другое |
Устойчивость | Высокая | Низкая |
Ограниченность власти | В рамках принятых ею же законов | В рамках преданности лидеру |
Контроль | Над всем обществом | Над политическим сферой |
Отношение с другими формам политической системы | Обоюдно враждебное | Примирительное |
Гражданское общество | Отсутствует | Слабо развито |
Виды политических режимов
С учетом вышеназванных признаков выделяют следующие политические режимы:
- Демократический. В данном политическом режиме гражданам государства гарантируются права и свободы, государство имеет не только права, но и обязанности по отношению к подвластному население, может быть привлечено к ответственности. Деятельность различных политических сил строится на поиске компромисса, гласности, идеологическом и политическом многообразии.
- Авторитарный (военный, корпоративный, дототалитарный, постколониальный, этническая квазидемократия). Данным термином обозначаются многочисленные режимы, основанные на подчинении населения неограниченной власти определенной немногочисленной группы лиц.
- Тоталитарный (тирания, фашизм). Эта разновидность политического режима характеризуется крайней формой вмешательства государства во все сферы жизни общества и отдельного индивида.
- Анархический. Характеризует отсутствие политического режима, безвластие как в случаях социальных потрясений (гражданской войны, революции, оккупации), так и в форме разновидности общественного устройства.
Замечание 2
В юридической литературе принято выделять два государственных режима – демократический и авторитарный (тоталитарный режим как его разновидность). Таким образом, политический и государственный режим, несмотря на различные источники формирования, имеют немало общего.
Пропаганда и контроль общественного мнения
Легитимность подобного политического строя обеспечивается посредством активной пропаганды действующей идеологии, создания видимости всеобщего развития и безопасности, навязывания населению мнения, что при другой власти жизнь станет хуже.
В авторитарной системе общественное мнение находится под полным контролем. В обществе циркулируют только те взгляды, которые воспринимаются правящей группой как благоприятные, то есть не подрывающие её авторитет. В авторитарном государстве личная и общественная жизнь в значительной степени контролируется государством.
Роман-антиутопия «1984» Дж. Оруэла — один из самых популярных в России
У многих возникает путаница в таких похожих понятиях как тоталитаризм и авторитаризм. В чём их различие? Когда государственный контроль над жизнью личности тотален — система тоталитарна, когда этот контроль чрезмерен, а любое политическое участие в жизни страны регулируется правящей группой или согласуется с ней — система авторитарна.
В заключение хочется вспомнить о таком замечательном литературном произведении, как «1984» английского писателя Дж. Оруэла. Этот роман называют «настольной книгой в тяжёлые времена», потому что учёными было отмечено, что как только политическая жизнь того или иного государства приобретает признаки авторитаризма, продажи этого романа резко взлетают. Совпадение это или нет, но в 2015 году эта книга поднялась на 7 место по продажам в России. И, похоже, выводы очевидны.
Авторитарный стиль управления — что это такое
Каждый руководитель в компании имеет свой собственный, уникальный стиль управления. Однако стиль управления руководителя организации все равно по тем или иным признакам можно классифицировать — и более подробно о различных существующих методиках взаимодействия с персоналом можно прочитать в отдельной статье. Далее же будут рассматриваться особенности и нюансы именно авторитарного подхода к руководству сотрудниками.
В целом, под стилем управления подразумевается совокупность методик, по которым работодатель и руководитель осуществляют взаимодействие с подчиненными. Соответственно, авторитарный стиль управления подразумевает использование авторитарных механизмов — то есть, основанных на административном воздействии, субординации и подчинении сотрудников вышестоящим лицам.
Ключевыми характеристиками авторитарного стиля можно назвать следующие его особенности в регламентировании рабочего процесса и поведении руководителя на предприятии в целом:
Важность правил и принципов. В авторитарном стиле управления большое значение имеет установленный регламент и внутренние нормативные документы, требования которых должны соблюдаться неукоснительно
При этом необходимо помнить, что соблюдение их должно обеспечиваться обеими сторонами взаимоотношений — как работниками, так и самим работодателем или его представителями в виде руководителей.
Авторитет руководителя. Указания руководителя должны выполняться точно, ясно и беспрекословно, без излишних обсуждений или оспаривания в рамках текущего рабочего процесса. Это не значит, что руководитель может нарушать права сотрудников или требовать от них выполнения невозможного — работники должны иметь возможность повлиять на руководство, но только по факту совершения противоправных действий и не в рамках прямого конфликта с самим начальником.
Жесткие административные меры воздействия. Основными методиками мотивации сотрудников является совмещение четко стандартизированных премий, а также дисциплинарных взысканий. При этом ключевым аспектом данной системы в случае эффективного использования авторитарного стиля является все та же формализация и неотвратимость исполнения
Прозрачность бизнес-процессов. Несмотря на жесткие рамки, для авторитарного стиля характерна высокая прозрачность и понятность всех проходящих на предприятии процессов для сотрудников — ведь они должны иметь доступ к нормативным документам, регулирующим их деятельность. При этом все работники четко осознают, что именно входит в их компетенцию и сферу ответственности.
Несмотря на то, что сейчас всё чаще авторитарный стиль критикуется в современных компаниях, использующих иные способы взаимодействия с персоналом, он обладает целым рядом неоспоримых преимуществ в сравнении с либеральным стилем или демократичным стилем управления. А значит — может использоваться во многих ситуациях, обеспечивая наибольшую эффективность труда.
Источники и влияния
Авторитарная личность была частично основана на более раннем анализе Франкфуртской школы, проведенном в Германии, но с некоторыми ключевыми изменениями. Во-первых, их марксистские и радикальные корни были преуменьшены. Например, в Америке прежняя ось «авторитарная личность / революционная личность» была изменена на ось «авторитарная личность / демократическая личность». Таким образом, ценности и поведение, которые ранее ассоциировались с революционным марксизмом, теперь стали ассоциироваться с поддержкой демократии . Во-вторых, в книге отказались и / или изменились традиционные марксистские социологические и экономические объяснения человеческого поведения в пользу психологических объяснений, что вызвало презрение со стороны более ортодоксальных марксистов.
Как правило, Adorno et al. занял антипозитивистскую позицию; В более общем плане Франкфуртская школа критически относилась к редукционизму и перспективе от
третьего лица в социальных науках. Вместо этого он признает, что исследования в области социальных наук неизбежно нагружены ценностями, что требует модели ученого, который является саморефлексивным интерпретатором, а не решает технические проблемы. Кроме того, он преследует практическую цель в социальных науках. Следуя марксистской традиции, он требует, чтобы теории в социальных науках не только описывали и объясняли социальный мир, но и служили повестке дня человеческого освобождения во всех обстоятельствах угнетения и доминирования. Это иной подход в философии науки, чем фальсификация , более популярная в естествознании.
Авторитаризм как инструмент государственного строительства
Те ключевые признаки авторитарного политического режима, что мы рассмотрели, были определены уже в 19 веке, но по мере процессов трансформации мировой системы международных отношений могли дополняться новыми концептуальными подходами. Особенно большую значимость авторитаризм приобрел в немецкой политической науке образца 19 века. Так, соответствующая форма политического управления рассматривалась как мощный инструмент социальной мобилизации общества. Многие политики видели в авторитаризме идеальный инструмент выстраивания суверенного государства.
Отличия между авторитарным и демократическим режимами
Авторитарный и демократический режим имеют очень много различий, но и общие моменты между ними тоже есть.
Главное отличие авторитаризма от демократии заключается в том, что народ фактически отстраняется от управления страной. Выборы и референдумы, если они проводятся, носят чисто формальный характер, так как их результат заведомо предрешен.
В то же время при авторитаризме может существовать плюрализм, то есть многопартийность, а также иметь место сохранение демократических институтов, которые по-прежнему продолжают функционировать, что создает иллюзию управления страной народом. Именно это и роднит авторитарный и демократический политический режим.
Укажите/выберите политический режим. Примеры заданий
Выпускникам, сдающим ЕГЭ по обществознанию, необходимо знать признаки политических режимов, уметь объяснить разницу между тоталитаризмом, авторитаризмом и демократией.
Разберем ряд заданий из тестов ЕГЭ прошлых лет.
Установите соответствие между политическим режимом и его признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ |
ТИПЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ |
А) власть осуществляется замкнутой группой лиц, доступ в которую ограничен для широкого круга людей Б) гарантировано равенство всех перед законом В) гражданам предоставляется право на многообразие общественных объединений Г) власть и порядок ценятся больше, чем права и свободы человека Д) особая роль в государстве принадлежит таким институтам, как армия и церковь Е) осуществляется государственный контроль за сферой политики, духовной жизнью общества |
1) демократия 2) авторитаризм |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам. Правильный ответ: 211222
Найдите в приведенном списке отличительные черты тоталитарного политического режима. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) взаимная ответственность государства и общества2) монополия государства на средства массовой информации3) общеобязательная идеология4) централизованная система управления экономикой5) власть подчинена контролю общества
Правильный ответ: 234
В государстве Z принята новая конституция, с определенной периодичностью проводятся выборы. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что в государстве Z существует тоталитарный режим? Выберите верные ответы и запишите цифры, под которыми они указаны.1) Основные высшие органы власти формируются на основе выборов.2) Ветви власти конституционно разделены.3) Отдельные статьи конституции посвящены правам и свободам граждан.4) Существует единая обязательная политическая идеология.5) Установлен полный контроль государства над всеми аспектами жизни общества и человека.6) Глава государства пользуется авторитетом.
Правильный ответ: 45
В очередных парламентских выборах в стране Z участвовали все зарегистрированные политические партии. По итогам голосования оппозиционные партии получили места в парламенте. Какому типу политического режима соответствует данная система? Укажите два признака, по которым Вы это определили. Опираясь на обществоведческие знания, приведите ещё один признак, характеризующий названный Вами политический режим.
Правильный ответ:1) В стране Z — демократический режим.2) В тексте упоминаются следующие признаки демократии:- многопартийность, политический плюрализм- свободные конкурентные выборы.3) Может быть назван дополнительный признак:- реальная гарантия соблюдения прав и свобод человека- разделение властей
Икс Век
Что делает человека авторитарным?
Формирование любого человека происходит в детстве. Вполне логично, что авторитарная личность – это продукт неправильного воспитания. Что же может вызвать в ребенке перемену сознания и обретение ложных ценностей?
Тревога. Человек, который будет бояться всего на свете, будет стремиться всегда и везде взять ситуацию под контроль. Чаще всего подобные чувства в ребенке зарождают матери, которые слишком сильно опекают свое чадо. Мама не разрешает ребенку делать что-либо без спроса и всегда запугивает малыша. Тревога запечатывается на подсознании ребенка и поэтому он неосознанно стремится взять любую ситуацию под контроль.
Несамостоятельность. Такая черта характера тоже является результатом гиперопеки. Если родители с детства не заставляют ребенка работать и все решения принимают сами, то малыш вырастет слишком заносчивым и самодовольным. Свою неспособность принимать решения человек будет маскировать под уверенность. Персона начнет эксплуатировать других для достижения своих интересов.
Привычка к подчинению. Если в детстве отец заставлял малыша подчиняться любому его требованию, то вырастая, ребенок может затаить обиду и изливать ее в более взрослом возрасте на окружающих. Человек будет заставлять окружающих плясать под свою дудку.
Примечания
- Adorno Th. W., Frenkel-Brunswik E. (англ.)русск., Levinson D. J., Sanford R. N. (англ.)русск. (1950). The Authoritarian Personality (англ.)русск.. Norton: NY.
- Rokeach M. The open and closed mind, N.-Y., 1960
- Eysenck H. The psychology of politics, L., 1954
- Patterson J., Wilson G. (англ.)русск. Anonymity, occupation and conservatism. // The Journal of Social Psychology (англ.)русск., 1969, vol. 78
- Altemeyer B. (англ.)русск. (1998). The other «authoritarian personality». Advances in Experimental Social Psychology, 30, 47-91.
- Altemeyer B. (англ.)русск. Right-Wing Authoritarianism, Winnipeg, 1981
Проявления авторитарности, граничащей с тиранией
Их можно выделить в такой перечень:
- Беспочвенная и частая критика, касающаяся буквально всего: начиная с внешности, заканчивая манерой двигаться. Поначалу она может быть ненавязчивой, но потом становится настолько очевидной, что у жертвы может сформироваться чувство собственной неполноценности.
- Попытка ограничить внешние контакты. Такая авторитарность в семьях, где муж является тираном, встречается часто. Он просто берет под контроль круг общения жертвы, самостоятельно решая, с кем ей можно общаться и проводить время, а с кем нет. Так же могут поступать авторитарные жены, родители, друзья и подруги. Цель такого поведения – подчинить себе жертву, сделать ее зависимой.
- Вечное недовольство и привычка не просить, а требовать. Полнейшее отсутствие благодарности.
Если же человек, с которым контактирует такой «авторитет», попытается высказать свои претензии и возмущение, касающееся такого поведения, то он тут же станет виноватым и неблагодарным.
Тест
Вы увлекаетесь соционикой? Тест на определение типа личности вам придется по вкусу. Ответив на вопросы, вы сможете понять, насколько ваше мировоззрение схоже или же расходится с авторитарными людьми. Отвечать нужно да или нет. Ниже представлена часть вопросов из теста F-шкала:
- Нужно ли приучать детей к уважению и послушанию раньше, чем ко всему остальному?
- Может ли человек без хороших манер нормально существовать в приличном обществе?
- Человек только тогда добьется успеха, когда будет усердно работать?
- Промышленники, менеджеры и продавцы важнее художников и писателей?
- Наша вселенная непознаваема, и человек никогда не сможет постичь все ее тайны.
- Человек — игрушка в руках сверхъестественной силы?
- Либеральная личность с возрастом станет консерватором?
- Законы не так важны государству, как умный лидер, который покажет людям путь к счастью?
Вы верите в соционику? Тест на определение типа личности должен показать вам, насколько в вашей душе развит авторитаризм. Если на большинство вопросов вы ответили утвердительно, то это значит, что в душе вы прирожденный диктатор.
Главная » Словарный запас » Что означает слово авторитарный человек. В деловой сфере
Недостатки авторитарного стиля
Конечно, если бы авторитарный стиль управления персоналом не имел никаких минусов, он бы не подвергался критике со стороны современных прогрессивных HR-менеджеров, руководителей и общественных деятелей. И прежде, чем внедрять такой способ взаимодействия работников и их начальства, следует ознакомиться с недостатками авторитарного стиля. К ним можно отнести следующие его особенности:
- Неэффективность в творческих коллективах. Нет ничего хуже для любого творческого сотрудника, чем жесткие рамки и ограничения, и поэтому авторитарный стиль в сферах деятельности, где ценится инициативность и творческий подход попросту не применим — ведь он не даст никакого практического результата. Более того — он негативно будет сказываться на реализации всего потенциала сотрудников.
- Снижение социальной справедливости в компании. Авторитарный стиль предполагает строгое следование установленному регламенту — это один из его столпов. И даже когда нарушение регламента могло бы пойти компании на пользу — оно не приветствуется. При этом в авторитарном стиле редко когда существуют поощрения сотрудников за инициативность и заинтересованность в успешном развитии бизнеса, что уменьшает социальную справедливость — зачем работать больше, если заплатят все равно одинаково.
- Высокая текучесть кадров. Высокий стресс, отсутствие современных рычагов мотивации, жесткие ограничения — все это приводит к тому, что сотрудники предпочитают работать в коллективах, где нет жесткого авторитарного отношения руководства, что повышает текучесть кадров в компании.
- Возможные репутационные потери. Сейчас применение авторитарного стиля все чаще подвергается критике, так как общественность заинтересована в первую очередь в обеспечении комфорта трудящихся — и использование жестких механизмов взаимодействия с трудящимися может негативно повлиять на восприятие компании не только сотрудниками, но и ее клиентами.
- Низкая инициативность трудящихся. Политика мотивации персонала при авторитарном стиле является все так же строго регламентированной и редко когда предполагает вознаграждение за проявление инициативы или поиск новых эффективных решений, что также уменьшает само стремление сотрудников улучшать свое рабочее место и оптимизировать рабочие процессы.
- Высокий уровень стресса работников. Авторитарный стиль управления подразумевает, что сотрудники являются в первую очередь инструментами для выполнения определенных задач, и их функция сводится лишь к бытию частью общего корпоративного механизма, от замены элемента которого на предприятии абсолютно ничего не изменится. Все это, вместе с необходимостью следовать жесткому регламенту даже при наличии более удобных и простых решений, вызывает значительный стресс у работников.
Психоаналитические аспекты
Адорно и его коллеги считали теорию авторитарной личности фундаментальной с точки зрения теории психоанализа Фрейда, опираясь на опыт раннего детства в качестве движущей силы развития личности. Психоаналитическая теория предполагает, что маленькие дети усваивают ценности своих родителей бессознательно, в результате травматических конфликтов. В результате развивается Сверх-Я. Борясь с недопущением отклонений, авторитаризм родителей приводит к развитию очень сильного Супер-Эго. Таким образом, начиная с самого раннего детства и далее, бессознательные желания и потребности подавляются и остаются неудовлетворенными.
Бессознательные конфликты проявляются, когда человек проецирует свои «запреты» потребностей и агрессии своего Супер-Эго на других людей. Как правило, из числа этнических, политических или религиозных меньшинств, выбранных в качестве образа для этих психологических проекцией, поскольку это субъективно менее опасно с точки зрения последствий. Сторонники авторитаризма часто ссылаются на социально приемлемые предрассудки.
Альфред Адлер рассматривает, с другой стороны, соединение «волю к власти над другими», как центральную невротическую черту, которая проявляется как агрессивное поведение, компенсирующее боязнь неполноценности и ничтожества. Согласно этому мнению, авторитарная личность нуждается в сохранение контроля и доказательстве превосходства над другими, это основа в мировоззрении населения врагами, и простого равноправия, сочувствия и взаимной выгоды.
Теоретическая значимость
Вскоре после публикации «Авторитарной личности» теория стала предметом многочисленных критических замечаний. Критике подверглись теоретические проблемы, связаные с психоаналитической интерпретацией личности, и методологические проблемы, связанные с недостатками F-шкалы. Другое критическое замечание заключалось в том, что теория психологов из Беркли подразумевает, что авторитаризм существует только в правой части политического спектра. В результате, некоторые утверждали, что эта теория определяется негативной политической предвзятостью её авторов. Кремль выявил, что анти-авторитарная личность имела те же личностные характеристики, как и авторитарная личность.
Милтон Рокич в 1960 году предложил модель догматической личности в противовес классической модели авторитаризма. Догматизм (или закрытость мышления), как полагал Рокич, является центральным конструктом авторитарной личности. Догматизм, по Рокичу, это относительно закрытая когнитивная организация убеждений и представлений о реальности, организованная вокруг центрального убеждения об абсолютной авторитарности, которая в свою очередь формирует жесткую структуру нетерпимости и избирательной терпимости к другим. Такая личность не восприимчива к новым идеям, нетерпима к двусмысленностям и реагирует оборонительно, когда ситуация становится угрожающей.
Ганс Айзенк 1954 году построил двухфакторную модель, описывающую личность как взаимосвязь идеологии и когнитивного стиля. Первый фактор модели Айзенка — идеологический уровень составляет континуум от радикализма к консерватизму с промежуточным положением либерализма (R-фактор). Во втором факторе он выделяет два стиля мышления: жесткоустановочное и мягкоустановочное (T-фактор). Жесткое мышление характеризуется следующими признаками: эмпиричность (следование фактам), чувственность, материалистичность, пессимистичность, безразличие к религии, фаталистичность, плюралистичность, скептичность и соответствует экстравертивной ориентации личности. Мягкое мышление отличают: рационалистичность (следование принципам), интеллектуальность, идеалистичность, оптимистичность, религиозность, своевольность, монистичность, догматичность и характеризует интраверсию. Жесткоустановочными идеологиями по Айзенку являются фашизм, относящийся к консервативному полюсу и коммунизм, относящийся к радикальному. Мягкоустановочной идеологией является либерализм, занимающий промежуточное место между консерватизмом и радикализмом.
Джон Р. Паттерсон и Гленн Уилсон (англ.)русск. в 1973 году предложили шкалу консерватизма. По мнению авторов, консерватизм является ключевым фактором, определяющим все социальные установки личности. Данное понятие консерватизма авторы близко ассоциируют с понятиями «фашизм», «авторитаризм», «ригидность» и «догматизм». Шкала консерватизма (C-Scale) была сконструирована с целью выявить 9 следующих характеристик: религиозный фундаментализм, ориентацию на правое крыло политического спектра, убеждение в необходимости применять жесткие правила и наказания, нетерпимость к меньшинствам, тенденцию отдавать предпочтение общераспространённому дизайну в одежде и принадлежность к мейнстриму в искусстве, антигедонистическую точку зрения, милитаризм, веру в сверхъестественное и неприятие научного прогресса.
Роберт (Боб) Альтемайер (англ.)русск. в 1981 году предложил свою концепцию правого авторитаризма, где показал, что только три из оригинальных девяти предполагаемых компонентов модели, коррелированных вместе: авторитарное смирение, авторитарная агрессия и конвенционализм.
Несмотря на методологические недостатки, теория «Авторитарной личности» оказала большое влияние на исследования в политической, личностной и социальной психологии. В Германии, авторитаризм изучался Клауссом Рогменном, Детлефом Оэстэричем и Кристэльем Опфем. Одним из наиболее активных исследователей в этой области сегодня является голландский психолог Джи. Д. Мелоэн. Один из самых активных критиков теории был австралийский психолог Джон Рей.
Авторитарность педагога
Педагог при авторитарном стиле общения решает единолично все вопросы, которые касаются жизнедеятельности как классного коллектива, так и учащихся по отдельности. Учитывая собственные установки, он определяет цели и положение взаимодействия, оценивает субъективно итоги деятельности. В наиболее выраженной ярко форме данный стиль проявляют при автократическом подходе к воспитанию, когда учащиеся не принимают участия в обсуждении проблем, которые имеют к ним прямое отношение, а их инициатива отрицательно оценивается и отвергается. Авторитарный стиль общения контролируется при помощи тактики опеки и диктата. Противодействие школьников властному давлению педагога зачастую вызывает появление стабильных конфликтных ситуаций.
Как показывают исследования, педагоги, которые придерживаются данного стиля общения, не дают учащимся возможности проявлять инициативу и самостоятельность. Их отличает неадекватность оценок, которые основаны только на показателях успеваемости, непонимание детей
Авторитарный педагог сосредотачивает внимание на отрицательных поступках школьника, при этом во внимание не принимает его мотивы. Внешние показатели успешности деятельности авторитарных педагогов (дисциплина на уроке, успеваемость и так далее) зачастую позитивны, но в таких классах социально-психологическая атмосфера обычно неблагополучная
Ролевая позиция данных педагогов объектна. Индивидуальность и личность учащегося оказываются вне стратегии взаимодействия. Взаимная позитивная персонализация учащегося и педагога в этой связи оказывается маловероятной.
Авторитарный стиль общения, согласно данным Н. Ф. Масловой, вызывает неадекватную самооценку учащихся, формирует невротиков, прививает культ силы, вызывает неадекватный уровень притязаний в общении с окружающими людьми. Кроме этого, доминирование авторитарных методов в общении с учащимися вызывает искаженное понимание ценностей, к высокой оценке качеств личности, как “умение выходить сухим из воды”, “умение эксплуатировать других для исполнения того, что должен сам сделать”, “умение заставить других подчиняться беспрекословно”, “физическая сила и внешняя привлекательность” и так далее.
Мы старались дать наиболее полное определение и понятие термина авторитарность, раскрыть его черты и причины. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.
Исторические места и музеи
Отрицательный результат
Однако авторитарное воспитание — это далеко не только положительные итоги. Отрицательным результатом станет то, что человек станет таким:
- Деспотом, который спроецирует свое тяжелое детство на окружающих и близких.
- Во взрослом периоде ребенок потеряет уважение к родителям. На его место придет ненависть и их пониженный авторитет.
- Человек станет агрессивным, циничным и конфликтным. Все проблемы будет решать силовым методом.
- Практически нереально будет найти работу под чьим-нибудь начальством и в коллективе, так как он со всеми будет вступать в споры.
- Всю свою жизнь он будет бороться за что-либо, против чего-либо и с кем-либо. Главной целью станет борьба.