Аксиологический подход

Ключевые слова

Оценочные эквиваленты

Чтобы осуществить процесс сравнения, используется социально значимый эквивалент, а бывают они следующих видов:

  • Социальная норма (законность/незаконность, справедливость/несправедливость, добро/зло и так далее).
  • Другой соизмеримый предмет/процесс (книги полезнее фильмов, демократия лучше авторитаризма, спорт лучше, чем сидеть дома, и так далее).
  • Любой оценочный символ (окрестности, как на картинке, закат, словно сладкая вата, и так далее).

Для того чтобы выбрать нужный оценочный эквивалент, человек основывается на актуальных интересах и на своем предыдущем опыте.

Самогонные аппараты

В настоящее время самогоноварение — это практически единственный способ избежать покупки некачественного алкоголя. Именно по этой причине многие изготавливают различные алкогольные напитки в домашних условиях. На рынке с каждым днем появляется все больше и больше модификаций самогонных аппаратов, изготавливаются они во многих странах мира.

Чтобы правильно выбрать хороший агрегат необходимо изначально определиться с тем, какой именно напиток вы собираетесь готовить. Некоторые люди покупают устройство, не разобравшись, что конкретно оно производит, а после на форумах появляются реальные отзывы владельцев самогонных аппаратов, крайне недовольных качеством готового продукта.

Какой самогонный аппарат лучше купить

При выборе самогонного аппарата для покупки в первую очередь необходимо определиться с тем, какой именно напиток вы хотите приготовить, и конечно же, какие объемы производства вы предусматриваете. Если в планах изготавливать самогон для семейных нужд, то вам вполне хватит аппарата с небольшим перегонным кубом и стандартной комплектацией. Зачастую в комплект такого устройства входит сухопарник, который помогает очистить получаемый продукт от сивушных масел.

Также стоит обратить внимание на то, из какого материала изготовлен аппарат, к примеру: если перегонный куб будет изготовлен из меди, то вкус готового продукта улучшится в несколько раз. Это связано с тем, что медь способна поглощать серу вместе с ее соединениями, при этом крепость напитка не падает

Если же вам необходимо производить спирт, то для этого вам нужен аппарат с ректификационной колонной. Именно благодаря такому устройству в домашних условиях можно производить более крепкие напитки и конечно же сам спирт.

Конструкций и устройств существует очень много, и для определения и отзыва, какой же самогонный аппарат лучший, стоит изучить его технические характеристики. Каждый покупатель сам определяет, что ему больше подходит и какой именно производитель ему нужен.

Положительных и отрицательных отзывов о самогонных аппаратах очень много, следовательно у них можно выделить плюсы и минусы.

Плюсы — Один из основных плюсов самогонного аппарата это то, что вы получаете качественный и натуральный продукт. Он в своем составе не имеет ничего, что могло бы навредить здоровью, если употреблять его в меру. — Не менее важным фактором является стоимость готового продукта. Он вдвое, а то и втрое дешевле, чем в магазине. — Не менее важным преимуществом самогонного аппарата является его производительность. Хороший аппарат способен вырабатывать до пяти литров самогона в час, а это, согласитесь, немало. — Есть возможность изготавливать напиток на абсолютно разных нагревательных приборах — это очень удобно, а иногда и выгодно.

Минусы — Наверное, самый большой минус проточных моделей самогонных аппаратов — это то, что если у вас нет подвода холодной воды, приготовить самогон просто не получится. — Также минусом может быть то, что материал, из которого изготовлен аппарат низкого качества, следовательно, срок службы такого агрегата будет не долгий.

Существует много отзывов о самогонных аппаратах, которые касаются производителей и самих аппаратов, и в основном они положительные, ведь при изготовлении самогона в домашних условиях и при дегустации этого чудесного напитка остаются только хорошие эмоции.

Приятного приготовления и употребления!

История аксиологии в ХХ в.

Философы начала ХХ в. предложили несколько отличные друг от друга варианты субъективистского понимания ценностей: источником ценностей являются желание и удовлетворение (утилитаристы), интересы (Перри); ценности – это скрытые приказания или команды (Рассел), источником ценностей есть чувства (т.н. эмотивизм – Айер, Карнап, Рейхенбах, Ч. Стивенсон). К субъективистскому пониманию ценностей склонялись также приверженцы прагматизма (Дьюи).

Начало объективистского понимания ценностей положил немецкий философ Рудольф Герман Лотце (1817-1881). Но, прежде всего, критика эмпирического реализма, позитивизма и психологизма со стороны Гуссерля в значительной мере подняла убедительность субъективистской концепции ценностей, представители которого утверждали субъективность понятия ценности в идеалистическом аспекте. Аксиологические источники сторонники этого подхода связывали с биологическими и психологическими потребностями человека, а сами ценности рассматривали как возможные факты эмпирической реальности. Ф. Бренатано, Э. Гуссерль проводили исследования ценности в контексте теории интенциональности, что способствовало обоснованию ее субъективного источника, обладающего способностью к переживанию. В начале XX в. самыми известными представителями объективизма стали Н. Гартман (немецкий философ-идеалист, основоположник критической (или новой) онтологии) и М. Шелер (немецкий философ и социолог, один из основоположников философской антропологии). Он исходил из того, что последовательная теория ценностей может быть только априорной: так как на основе того, что люди ценят, нельзя обосновать, что же достойно оценивания. Однако крайняя форма интуитивизма и априоризма, которую представлял Шелер, подверглась серьезной критике. Кризис классической философии и науки отразился и на развитии науки о ценностях. Феномен ценности в контексте экзистенциализма приобретает значение смысла жизни, соединяясь с проблематикой абсурда, свободы и творчества (Г. Зиммель, В. Дильтей, Э. Дюркгейм, М. Хайдеггер, Г. Буркхардт, Ж.П. Сартр, Э. Фромм, В. Франкл). Затем впоследствии происходит добавление аксиологического аппарата теорией символических форм (Э. Кассирер), анализом субъектно-объектных отношений в контексте постмодернистских теорий (Ж. Деррида, Ж.-Ф. Лиотар, М. Фуко, Р. Рорти, Э. Левинас и др.).

Проблемами выявления сущности ценностей занимались Р. Гартман, Р. Фрондизи и М. Хенсон, их символическим и логическим выражением интересовался Г. Верной. Аксиологией соотношения смысла и значимости, поиска субъекта и объекта ценностей заняты К. Байер, Ч. Фрейд, нравственное содержание ценностей является предметом содержания работ Дж. Финдлея. Анализ ценностей с точки зрения витально-экзистенциального подхода проводит Ф. Фут. Другие работы зарубежных аксиологов посвящены современным тенденциям кризиса аксиологических ценностей и поискам новых императивов (В. Веркмейстер, Э. Левинас, Д. Вокей), анализу приоритетов постиндустриальной, информационной эпохи (И. Масуда, А. Гидденс, М. Кастельс, Б. Коленберг) и др.

Ценности играют ведущую роль в объединении индивидов для общих, коллективных действий; являются важными для обеспечения основы единения людей в нации, цивилизации и даже человечества в целом, поскольку это предусматривает наличие некоторых базовых общечеловеческих ценностей.

Название продукта

Межгосударственный стандарт 33293–2015 определяет добавку E 132 как пищевой краситель индигокармин.

Помимо официально принятого, потребителю могут встретиться другие названия вещества:

  • E-132 (в документах Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации);
  • Е 132 (индекс в европейской кодификации пищевых добавок);
  • 132 (обозначение в международной системе нумерации);
  • Indigocarmine; Indigotine (международное обозначение красителя);
  • индиготин (синоним, в официальных документах встречается редко);
  • FD&CBlue (английское название добавки);
  • Indigo– Karmin (немецкое наименование);
  • Carmind, indigo (французский вариант).

Примеры иронии из литературной классики

Словесная ирония:

«Бочка Амонтильядо» Эдгара По

Ярким примером словесной иронии в «Бочке Амонтильядо» является случай, когда ничего не подозревающего Фортунато ведет к его смерти его бывший знакомый, Монтрезор. Когда Монтрезор заманивает его в катакомбы, он расспрашивает Фортунато о его благополучии. Монтрезор замечает, что у Фортунато кашель, который усиливается по мере продвижения по катакомбам. Он спрашивает, хочет ли Фортунато повернуть назад. Фортунато отвечает: «Я не умру от кашля». Монтрезор сознательно отвечает: «Верно — верно». В конце аудитория обнаруживает, что на самом деле это была словесная ирония. Montresor , казалось, означает , что кашель был безвреден, но то , что он также говорил о том , что он планировал убить Фортунато.

Verbal Irony in Cask of Amontillado

Настройте этот пример*

Больше опций

Начните мою бесплатную пробную версию

Создать Примеры Иронии*

Ситуационная ирония:
Большие ожидания от Чарльза Диккенса

В « Больших ожиданиях» Пип и зрители не знают, кто его благодетель. На протяжении всего романа читатель полагает, что благодетель действительно богатая мисс Хэвишем. Благодаря ее действиям и совпадениям Пип, проживающей и обучаемой по карманам, ее кузенам, читатель ожидает, что это будет она. В конце концов, Магвич, осужденный Пип, проявивший доброту в молодом возрасте, оказывается истинным благодетелем Пипа. Это откровение противоречит ожиданиям Пипа и аудитории, порождая ситуативную иронию.

Situational Irony in Great Expectations

Настройте этот пример*

Больше опций

Начните мою бесплатную пробную версию

Создать Примеры Иронии*

Драматическая ирония
Трагедия Ромео и Джульетты Уильяма Шекспира

В « Ромео и Джульетте» Джульетту заставляют принимать снотворное, чтобы избежать женитьбы на Париже. Она должна сделать это, потому что она уже замужем за изгнанным Ромео. Когда Ромео слышит, что она мертва, зрители знают, что она жива. Затем он убивает себя, и когда Джульетта просыпается, она видит его мертвым и забирает ее жизнь. Аудитория знает, что все это можно было бы предотвратить, если бы письмо братья дошло до Ромео, что сделало историю еще более трагичной.

Dramatic Irony in Romeo and Juliet

Настройте этот пример*

Больше опций

Начните мою бесплатную пробную версию

Создать Примеры Иронии*

Аксиологический подход к культуре

Аксиология культуры выделяет четыре высшие ценности, сформулированные учеными разных времен, и которые постоянно проявляются в духовной жизни:

  1. Вера или Бог.
  2. Добро.
  3. Красота.
  4. Истина.

Ценность воплощает подход к конфигурациям людского существования, стягивает духовное к разуму и воле человека. Поэтому аксиологическая функция – определять ценность, как осознанное бытие для каждой личности. Существует три уровня культуры в реализации ценностей:

  1. Низший. Моральные категории существуют, как значимости.
  2. Специализированный. Ценности могут реализоваться в поведении и поступках.
  3. Полноценный. Высшей ценностью становится сам человек своим отношением к миру.

Ирония в литературе

Создать иронию в литературе, которую читатель поймёт и оценит, довольно непросто. Автор должен отличаться талантом и своеобразным видением, которое подразумевает присутствие развитого интеллекта, концептуального образа мыслей и языковой чувствительности.

Например, всеми нами любимый А. С. Пушкин порицает малопривлекательное ему светское общество, с насмешкой именуя его «везде встречаемыми лицами», «необходимыми глупцами» или «цветом столицы»:

В басне Ивана Андреевича Крылова «Лисица и Осёл» Лиса обращается к Ослу, при этом на самом деле она считает его глупым:

А в его басне «Стрекоза и Муравей» Стрекоза слышит от Муравья иронию, так как для него пение — безделье:

Гоголь тоже любил использовать иронию. Например то, как он описывает с помощью мнимо восторженных фраз своих гнусных и подловатых героев:

Ещё один пример из созданий Гоголя — в «Мёртвых душах» он характеризует Чичикова как «самого благопристойного человека, какой когда-либо существовал на свете».

Узнайте больше Примеров иронии.

Право и мораль. Нравственные ценности

Право – совокупность всеобщих норм поведения, санкционированных государством и опирающихся на его принудительную силу.

Мораль – совокупность правил поведения, подкрепляемым общественным мнением (одобрением или осуждением поступка).

Нормы морали и права отличаются по содержанию общественных отношений, которые они охраняют, по способам подкрепления нормативных требований, по эффективности их влияния на поведение личности. Между содержанием норм морали и права нет существенных различий, однако, нормы права не охватывают своим регулированием тот объем общественных отношений, который регулируется моралью. Различие между правом и моралью можно усматривать в степени эффективности их воздействия. Право, опирающееся на силу государственного принуждения, представляется более эффективным, чем мораль. Однако в отдельных конкретных случаях для человека

Субъективные и объективные ценности

Если смешивать ценность и полезность, то материальным благам, не имеющим никакого значения с точки зрения человеческого благополучия, может быть приписана самая высокая ценность, а таким материальным благам, с которыми связываются насущные интересы благополучия, — ценность совсем ничтожная.

Функции аксиологии

Аксиологический метод используется во многих науках, потому что система ценностей является основным стержнем любой идеологии. Она определяет рамки поведения человека, этические нормы, развитие вкуса и ощущение прекрасного. Аксиологический подход предоставляет возможность:

  • выяснить критерии, более значимые для человека;
  • отличить ценность от повседневности в понимании личности.

Исследователи выделяют три функции такой науки, как аксиология:

  1. В воспитании – мотивация в процессе принятия важных решений.
  2. В педагогике – привитие нравственных ценностей.
  3. В культуре – формирование принятых норм.

Философские подходы в аксиологии

В настоящее время принято выделять четыре основные аксиологические концепции. Согласно первой из них, ценности представляют собой явления действительности, не зависящие от человека. Их можно выявить опытным путем, и они способны удовлетворить естественные и психические нужды людей. Такой подход получил название «натуралистический психологизм», наиболее яркими представителями которого являются К. Льюис и А. Мейнонг.

Второй подход — аксиологический трансцендентализм. Его сторонники (В. Виндельбанд, Г. Риккерт) считают ценности выходящими за грани норм и опыта в область духа — наивысшего, абсолютного и необходимого для всех.

Сторонники третьего течения, персоналистического онтологизма, к которому относится М. Шелер, также считали ценности независящими от субъекта, от любой сущности. Согласно его утверждениям ценность нужно изучать в эмоциональном ключе. Причем она не поддается логическому мышлению. Также философ считает, что наивысшие идеалы и ценности заложены в божественном начале, находящемся в основе всех предметов и явлений; однако единственным местом становления Бога является сознание людей.

Четвертый подход — социологическая концепция, представленная такими деятелями, как М. Вебер, Т. Парсонс, П.А. Сорокин. Здесь идеалы рассматриваются как средство существования культуры, а также инструмент функционирования общественных объединений.

Личностные ценности формируют систему ее ценностных ориентиров. Это осуществляется исходя из наиболее значимых свойств самой личности. Такие ценности бывают свойственны лишь конкретному индивиду, обладают большой степенью индивидуальности, а могут и интегрировать его с какой-либо группой людей. Например, любовь к музыке характерна для меломанов, певцов, композиторов и музыкантов.

Развитие науки о ценностях — аксиологии

До конца XІХ в. ценность рассматривали в контексте метафизики, теологии или эпистемологии – то есть природа ценности не считалась особой, а потому философы не требовали особого термина для обозначения ценности. В философии XX века делались попытки преодолеть пропасть, которая разъединяет мир эмпирической реальности и мир ценностей. Некоторые из современных философов не склонны считать, что эта пропасть является абсолютной. В настоящее время существуют две основных группы концепций природы ценностей – объективистская и субъективистская. Этическое и эстетическое осознание понятия ценности берет свое начало в древней философии Востока и античности (Конфуций, Лао-цзы, Мо-цзы, Чжуан-цзы, Платон, Аристотель, Сенека, Эпиктет, Цицерон, Нагарджуна и др.), затем находит свое продолжение в трудах средневековых мыслителей (Августин Аврелий, Мейстер Экхарт, Ибн-Сина, Ибн-Исхак аль-Кинди и др.), а в последствии в работах представителей эпохи Возрождения (Л. Балла, М. Монтень и др.). Линию объективистского направления основал Платон: он понимал идею добрая как такую, которая в принципе не отличается от других идей, а, следовательно, не отличается и от истины. Исключительность этой идеи состояла в том, что, с точки зрения Платона, она является венцом иерархии всех других идей. В средневековой томистской теологии (см. Фома Аквинский (Аквинат)) ценности считались идеями, которые Бог привнес в мир вследствие акта создания мира и через явление Христа, в частности, через Новый Завет. В противоположность античной и средневековой философии, в философии Нового Времени утвердилось преимущественно субъективистское понимание ценности. Затем происходит обоснование проблематики теоретического анализа ценностей, поиска их источников. Классифицирование их происходит уже в Новое время и приводит к выделению аксиологии как самостоятельной области философского знания.

В классической европейской философии, с одной стороны, происходит рассмотрение понятия ценности с точки зрения рационализма (И. Кант, Г. Лотце, В. Виндельбанд, Г. Риккерт, Г. Мюнстерберг, Г. Коген и др.), с другой стороны, Ф. Ницше, А. Шопенгауэр развивают иррациональное учение о ценности как бессознательном волевом феномене. В соответствии с этим направлением ценности принадлежат к психическим объектам – их источником являются наши желания, интересы, чувства, отношения. Эта линия понимания природы ценностей включает целый ряд выдающихся философов Нового времени: Гоббс, Спиноза, Лейбниц.

Предпосылки осознания

Само понятие и виды ценностей возникали у конкретной личности ввиду необходимости и интереса осознать, постичь свою сущность, а также понятие и законы общества.

Жизненные процессы и функции в мире людей претерпевают изменения, у членов конкретного сообщества складываются определенные взгляды на жизнь, убеждения, идеология, а также стандарты, меры совершенства, высшая цель стремлений. Сквозь призму сравнения с идеалами происходит обозначение, распознавание ценности, принятие либо неодобрение чего-либо.

В результате продолжительного формирования и совершенствования общественного сознания наиглавнейшей ценностью были признаны сами люди во всем разнообразии их жизнедеятельности.

Философские вопросы понимания значимости любого человека, вне зависимости от его статуса, гендерных признаков, возраста, национальной принадлежности и так далее, формировались и укоренялись при сопоставлении людей с наивысшей ценностью (божеством или духом), а также в результате протекания общих закономерностей жизни общества. К примеру, буддизм стал проповедовать равноправие людей, осознание их значимости в силу того, что любое живое существо ждет страдание, с которым нужно справиться и обрести нирвану.

Христианство рассматривало ценность людей в допустимости искупления греховности и перехода в вечную жизнь во Христе, а в исламе – в исполнении воли Аллаха.

Классификация

Сфера ценностей весьма разнообразна и затрагивает вещественно выраженные и умозрительные критерии, общественные, эстетические и этические ценности. Также их разделяют на «низшие» (вещественные) и «высшие» (духовные). Однако в иерархии ценностей вещественные, биологические, жизненно важные критерии так же значимы для людей, как и нравственные, умственные и духовные.

Процессы и объекты при их оценке индивидом можно подразделить на нейтральные, положительные и понятия, имеющие негативный смысл. К нейтральным явлениям люди могут проявлять безразличие (например, размножение бактерий или передвижение космических тел). Положительные же являются объектами, процессами, потворствующими существованию и благосостоянию людей. Антиценности рассматриваются как нежелательные. К примеру, это зло, нечто безобразное, убийство, алкоголизм.

Также ценности классифицируют по уровню общности и соответственно с их обладателем: индивидуальные и групповые (национальные, религиозные, возрастные) и общечеловеческие. К последним из них относятся понятия: жизнь, добро, свобода, правда, красота. Индивидуальными ориентирами являются благополучие, здоровье, семейное благосостояние. Национальные ценности характерны для конкретной этнической общности и могут весомо различаться в некоторых вопросах между представителями разных этнических групп. Они включают, например, независимость, творчество, патриотизм.

Каждая область жизнедеятельности человека имеет свою систему ценностей. По сферам общественной жизни различают материально-экономические (природные ресурсы), социально-политические (семья, народ, Родина) и духовные ценности (знания, правила, мораль, вера).

Кроме того, они могут быть объективные и субъективные в зависимости от того, что и на каком основании оценивается. Они могут быть внешними (то, что принято за эталоны в обществе) и внутренними (собственные убеждения и стремления индивидуума).

Иерархия ценностей

В современном мире разделяют высшие (абсолютные) ценности и низшие, для достижения определенных задач. Немаловажен тот факт, что они непосредственно взаимосвязаны друг с другом, предопределяют целостную картину мира индивида. Таким образом, имеют место разные способы иерархии жизненных ценностей.

В развитии цивилизации прослеживаются различные установки, из которых одни приходили на смену другим, отображая разные системы ценностей. Но вопреки разным способам разделения наивысшей и безусловной является жизнь человека, он сам.

В иерархии ценностей красной канвой проходит вопрос духовных ориентиров, составляющих сформировавшийся за тысячи лет человеческой истории духовный капитал человечества. Это, в первую очередь, нравственные и эстетические ценности, считающиеся ценностями высшего порядка, поскольку играют весомую роль в человеческом поведении в иных системах ориентиров.

Нравственные ориентиры преимущественно затрагивают вопросы о добре и зле, сущности счастья и справедливости, любви и ненависти, предназначении жизни.

Высшие (абсолютные) ценности не нацелены на приобретение выгод, являясь идеалами и смыслом для всего остального. Они вечные, важны в любую эпоху. К таким эталонам можно отнести, например, ценности, значимые для всего человечества, — мир, сами люди, дети, победа над болезнями, продление жизни. Также это общественные идеалы – правосудие, независимость, демократия, защита прав человека. К коммуникативным ценностям относятся дружба, товарищество, взаимовыручка, а к культурным — традиции и обычаи, языки, нравственные и эстетические идеалы, историко-культурные объекты, предметы искусства. Личные качества также имеют свои идеалы — честность, верность, отзывчивость, доброта, мудрость.

Низшие (относительные) ценности являются инструментами для приобретения высших. Они наиболее изменчивы, зависимы от разных факторов, существуют лишь определенное время.

Характерными ценностями являются, к примеру, любовь, здоровье, свобода, отсутствие войн, материальное благополучие, предметы и области искусства.

К антиценностям, то есть понятиям, носящим отрицательные черты и противоположным идеалам, можно отнести болезни, фашизм, нищету, агрессивность, злобу, наркоманию.

Аксиологические теории

Натуралистический психологизм

Представлен такими именами, как Мейнонг, Перри, Дьюи, Льюис, Тугаринов. Данная теория сводится к тому, что источник ценностей заключается в биопсихологически интерпретированных потребностях человека, а сами ценности могут быть эмпирически фиксированы в качестве некоторых фактов.

Трансцендентализм

Разрабатывался в Баденской школе неокантианства (Виндельбанд, Риккерт) и связан с представлением о ценности как об идеальном бытии, соотносящимся не с эмпирическим, но с «чистым», или трансцендентальным, сознанием. Будучи идеальными, ценности не зависят от человеческих потребностей и желаний. Тем не менее, ценности должны каким-то образом коррелировать с реальностью. Поэтому мы должны либо идеализировать эмпирическое сознание, приписав ему нормативность, либо развить идею «логоса», некоторой сверхчеловеческой сущности, на которую опираются ценности.

Персоналистический онтологизм

Персоналистический онтологизм развивает последнюю из двух вышеназванных возможностей, связанную с идеей «логоса» (Шелер). Реальность ценности обусловлена, согласно Шелеру, «вневременной аксиологической серией в Боге», несовершенным отражением которой служит структура человеческой личности. Тип личности определяется свойственной ей иерархией ценностей, которая образует и онтологическую основу личности. Николай Гартман в этом контексте поставил вопрос о необходимости автономизации ценностей и освобождении аксиологии от религиозных предпосылок.

Культурно-исторический релятивизм

Эта теория связана с именем Дильтея, утверждавшего идею аксиологического плюрализма, то есть множественность равноправных ценностных систем, зависящих от культурно-исторического контекста, и познаваемых в рамках познания таких контекстов.

Социологизм

Вебер развил представление неокантианцев о ценности как норме, способом бытия которой является значимость для субъекта, и применил его к интерпретации социального действия. В дальнейшем в школе структурно-функционального анализа (Толкотт Парсонс) понятие ценности приобретает обобщённый методологический смысл как средство выявления и описания социальных отношений и институтов: социальная система любого масштаба предлагает наличие некоторых разделяемых всеми её членами ценностей.

Проблема ценностей в особенно острой форме возникает в обществе, в котором обесценивается культурная традиция и идеологические установки которого дискредитируются.

См. также

  • Праксиология
  • Тимология
  • Система ценностей
  • Эгоизм
  • Школы и направления в западной макросоциологии

Ценности и бытие

«Цен­но­ст­ная си­туа­ция», по ана­ло­гии с по­зна­ват. ак­том, рас­смат­ри­ва­лась в трие­дин­ст­ве со­став­ляю­щих: субъ­ект («оце­ни­ваю­щее»), объ­ект («оце­ни­вае­мое») и от­но­ше­ние меж­ду ни­ми («оце­ни­ва­ние»). Разл. пред­став­ле­ния о «ло­ка­ли­за­ции» цен­но­ст­но­го ис­чер­пы­ва­ют че­ты­ре ло­гич. воз­мож­но­сти.

1) Цен­но­ст­ное ло­ка­ли­зу­ет­ся пре­им. в оце­ни­ваю­щем субъ­ек­те. Ак­сио­ло­гам, со­от­но­сив­шим цен­но­сти с ка­ким-то од­ним ас­пек­том ду­шев­ной дея­тель­но­сти (Х. Эрен­фельс, Р. Гольд­шид, А. Фуйе свя­зы­ва­ли их с же­ла­тель­но­стью, Г. Шварц, Г. Мюн­стер­берг, Г. Ко­ген – с во­лей, В. Шуп­пе, В. Диль­тей, А. Дёринг – с внут­рен­ним чув­ст­вом), про­ти­во­стоя­ли те, кто счи­тал цен­но­сти дос­тоя­ни­ем це­ло­ст­но­го, а не раз­дроб­лен­но­го субъ­ек­та (А. Риль, Ферд. Шил­лер и др.).

2) Цен­но­ст­ное по­ме­ща­ет­ся не толь­ко в субъ­ект­ный, но и в объ­ект­ный ком­по­нент цен­но­ст­но­го от­но­ше­ния (по­сле­дова­те­ли Р. Г. Лот­це и Ф. Брен­та­но). А. фон Мей­нонг счи­тал не­пра­во­мер­ным вы­во­дить цен­ность объ­ек­та из его же­лае­мо­сти или спо­соб­но­сти удов­ле­тво­рять на­ши по­треб­но­сти, ибо от­но­ше­ния здесь ско­рее про­ти­во­по­лож­ные – же­ла­тель­но и удов­ле­тво­ря­ет на­ши по­треб­но­сти то, что мы уже счи­та­ем для нас цен­ным. Дж. Мур счи­тал, что цен­ность – объ­ек­тив­ное свой­ст­во пред­ме­та, по­сти­гае­мое в осо­бой ин­туи­ции. У И. Хей­де цен­ность есть осо­бое от­но­ше­ние вза­им­ной «при­уро­чен­но­сти» ме­ж­ду объ­ек­том цен­но­сти и её чув­ст­вом. К то­му же на­прав­ле­нию мож­но от­не­сти и Э. Гус­сер­ля, ис­сле­до­вав­ше­го «оце­ни­ваю­щие ак­ты»: ко­гда субъ­ект осу­ще­ст­в­ля­ет их, он «схва­ты­ва­ет» объ­ект и од­но­вре­мен­но «на­прав­лен» на цен­ную вещь.

3) Цен­но­ст­ное ло­ка­ли­зу­ет­ся пре­им. в объ­ек­те: субъ­ект яв­ля­ет­ся лишь ре­ци­пи­ен­том он­то­ло­ги­че­ски не­за­ви­си­мо­го от не­го цар­ст­ва цен­но­стей. Ше­лер раз­ли­ча­ет цен­но­сти и бла­га как но­си­те­лей цен­ных ка­честв (лич­но­сти и ве­щи, в ко­то­рых реа­ли­зу­ют­ся цен­но­сти). Цен­но­сти (как и пла­то­нов­ские идеи-эй­до­сы) мо­гут со­зер­цать­ся и не­за­ви­си­мо от сво­их но­си­те­лей – как крас­но­та мо­жет по­сти­гать­ся и вне отд. крас­ных пред­ме­тов. Ин­туи­тив­но-со­зер­цат. по­сти­же­ние «ран­га» той или иной цен­но­сти осу­ще­ст­в­ля­ет­ся в осо­бом ак­те «пред­поч­те­ния». Для Н. Гарт­ма­на цен­но­сти – это сущ­но­сти или то, по­сред­ст­вом че­го «всё при­ча­ст­ное им ста­но­вит­ся тем, что они суть са­ми, а имен­но цен­ным» (Hart­mann N. Ethik. B., 1926. S. 109); это «со­дер­жа­ния», «струк­ту­ры», от­кры­тые для ве­щей, от­но­ше­ний и лич­но­стей, ко­то­рые к ним стре­мят­ся.

4) К оп­по­нен­там всех трёх на­зван­ных на­прав­ле­ний при­над­ле­жа­ли пред­ста­ви­те­ли ба­ден­ской шко­лы (см. в ст. Нео­кан­ти­ан­ство), ко­то­рые про­тиво­пос­тав­ля­ли цен­но­сти су­ще­му как та­ко­во­му. Со­глас­но Г. Рик­кер­ту, цен­но­ст­ные зна­чи­мо­сти (Gel­tun­gen) «не от­но­сят­ся ни к об­лас­ти объ­ек­тов, ни к об­лас­ти субъ­ек­тов. Они об­ра­зу­ют со­вер­шен­но са­мо­стоя­тель­ное цар­ст­во, ле­жа­щее по ту сто­ро­ну субъ­ек­та и объ­ек­та», бла­го­да­ря че­му «мир со­сто­ит из дей­ст­ви­тель­но­сти и цен­но­стей» (Рик­керт Г. Нау­ки о при­ро­де и нау­ки о куль­ту­ре. М., 1998. С. 23). Цен­но­сти по­зна­вае­мы лишь опо­сре­до­ван­но: не­по­сред­ст­вен­но мы мо­жем со­об­щать­ся лишь с бла­га­ми – в ви­де лич­но­стей или ве­щей. У Б. Бау­ха свя­зую­щее зве­но ме­ж­ду цен­но­стью и дей­ст­ви­тель­но­стью – «за­да­ча», ко­то­рую ста­вит пе­ред со­бой субъ­ект; она со­еди­ня­ет цен­ность как смыс­ло­даю­щее на­ча­ло с дей­ст­ви­тель­но­стью как смы­сло­вос­при­ни­маю­щим.

Литература

  • Тугаринов В. П. Теория ценностей в марксизме. — Л., 1968.
  • Ильин В. В. Аксиология. — М.: Изд-во МГУ, 2005. — 216 с. — 2000 экз. — ISBN 5-211-05011-8.
  • Ивин А. А. Аксиология. — ISBN 5-06-005308-3.
  • Розов Н. С. Ценности в проблемном мире: философские основания и социальные приложения конструктивной аксиологии. — Новосибирск: НГУ, 1998.
  • Проблемы ценностного подхода в праве: традиции и обновление / редкол.: В. Г. Графский, Л. С. Мамут, В. С. Нерсеянц (отв. ред.) — М.: Изд-во ИГиП РАН, 1996. — 89 c.
  • Политико-правовые ценности: история и современность / В. Г. Графский, Д. В. Дождев, Н. Н. Ефремова, Н. Ю. Козлова и др.; под ред. В. С. Нерсесянц; редкол.: В. Г. Графский, Л. Е. Лаптева, Л. С. Мамут. — М.: Эдиториал УРСС, 2000. — 256 c.
  • Вайпин, Сунь. Современное состояние и тенденции изучения аксиологии в Китае // Вестник Российского философского общества. — 2007. — № 4(44). — С. 89-95.
  • Ценностей теория //  :  / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.

В чем суть?

Философия не только ставит вопросы о смысле жизни, о смерти и бессмертии, но и некоторые вопросы, которые выступают в качестве доминирующих. Аксиологическая функция проводит отличие долгосрочных тенденций от краткосрочных, при этом четко отбрасывая то, что поверхностно, оставляя только то, что фундаментально

Проще говоря, отделяет важное от неважного. Благодаря этой функции у человека может сформироваться личная система ценностей, которая имеет первостепенное значение в жизни каждого

Так как отражает жизненную позицию и мировоззрение. Следовательно, мировоззренческая и аксиологическая функции философии отвечают за те аспекты, которые предопределяют поведение человека в обществе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector